Abstract and keywords
Abstract (English):
The organization of the interior space, using new approaches to the assimilation of researched objects, on the basis of ergonomics, is considered and justified as a process representing an integral part of the system, ordered and developed. Immersion in the problems of interior formation, taking into account color-tonal modeling, expands the scope of the organization of space associated with semiotics and ergonomics of color, which is an integral part of the system, as orderly and developing. The author concludes that, relying on structural elements such as semiotics, it is possible to develop space, using color-tonal modeling of the ergonomics of the interior.

Keywords:
color ergonomics, color-tonal modeling, interior space organization.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Эргономика рассматривается как начальный этап осмысления и понимания творческого процесса в организации и проектирования пространства интерьера. Целью исследования является развитие теоретических методов, формирующих научные понятия в области эргономики для применения их в творческой деятельности. На основе поставленной цели рассматриваются задачи, для поиска новых подходов в формировании и системном развитии эмпирических методов в эргономике.При моделировании пространства используется взаимодействие таких структурированных элементов, как: цвет и пространство интерьера, соотношение величин и пропорций человека и искусственной среды обитания, освещение, плоскости и фактуры в интерьере, разработка и моделирование пространства.

Для определения понятия «эргономика дизайна интерьера», необходимо обозначить что это наука, имеющая целый ряд правил и норм, способствующих организации пространства, для разработки высококачественной эргономики пространства. Эргономика начинается с точных замеров и плана помещения, исходя из которых будут выстраиваться остальные элементы, которые влияют на стиль разрабатываемого интерьера. Так разработанная планировка, с продуманными деталями и мелочами, качественной мебелью и предметами быта и техники, обеспечит создание комфортных условий. Формируя характерные особенности интерьера жилого пространства, необходимо соотнести выдвинутую концепцию к разрабатываемому стилевому решению пространства, опираясь на личностные особенности и творческий потенциал автора, когда«…фантазия должна иметь позитивное направление развития» [2, с. 24].

Современные подходы к исследованию эргономики следует рассматривать как решение проблемных вопросов, связанных со сложным процессом в формировании и разработке пространственной среды. Так как пространство интерьера тесно связано с законами композиции пространства интерьера, которую следует рассматривать как самую сложную форму арт-объекта, «…которую когда-нибудь создавал человек…но все равно это нечто саморазвивающееся» [4., с. 271].

Трактовка семиотических функций может быть хроматической и ахроматической, объемной и плоской поверхностью в интерьере, формируя зрительное пространственное восприятие, имеющее длительный процесс развития. Существенное влияние на решение этого вопроса оказывает глубинное влияние семиотики на пространство объекта. Данное исследование проведено для определения влияния цвета и тона плоского пространства на объемно-пространственные поверхности интерьера, создавая «реальные и нереальные формы» [3, с. 99]. Возникает различное восприятие цветовых нюансов пространства и образного содержания интерьера.

Очевидность исследования и определения средств, объединяющих эти элементы в сложносоставную модель пространства, не вызывает сомнений.Поставленные задачи для формирования модели, используя данный подход, являются актуальными в понимании процесса развития пространства интерьера, опираясь на эргономику и семиотические средства. Для получения нового результата, имеющего оригинальное изобразительное решение, можно использовать интегрирование пространства и различные модели пространственного решения[6].

«Эргономика, - и, ж. (2 пол.XX в.). Научная дисциплина, изучающая трудовые процессы с целью создания наилучших условий труда путем совершенствования орудий, условий труда путем совершенствования орудий, условий и процесса труда» [10, с. 916]. Эргономика, изучая быт и деятельность человека, с учетом его физических и психических характеристик, разрабатывает рекомендации и требования, формирующие пространство для активной жизнедеятельности человека, таким как: комфорт, безопасность, удобство и новизна.

Опираясь на изобразительные средства для поиска образного решения пространства, эргономике отведена важная роль в формировании и развитии системного подхода,при созданииискусственного пространства, с учетом экономических условий, анатомии и психологии человека. «Система (греч. - system составленное из частей, соединенное) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» [12, с. 427]. Учитывая рост влияния эргономики на промышленный дизайн, архитектуру, дизайн интерьера, а также, на развитие арт-объектов, использующих цвета тональное моделирование.

Одним из важнейших мест в развитии эргономики является управление процессом, прогнозирования и развития новых подходов в области дизайна. «Линия, форма, пространство, свет и материал – это лишь некоторые из важнейших элементов, имеющих центральное значение для широко популярной эстетики дизайна» [8, с. 59]. Основой такого развитии является разработка различных вариантов решения эргономики близких к природным формам, учитывая ведущую роль и свойства света и цвета, изменяющие восприятие формы объекта. Так пространство интерьера, имея определенный цветовой колорит, воспринимается, как насыщенное - малонасыщенное, легкое - тяжелое, прозрачное - плотное, грубое - изящное.«Установлено, что поверхности, окрашенные в цвета, …главным образом в синий или голубой, выглядят дальше отстоящими от воспринимающего их субъекта, чем поверхности, окрашенные …в красный» [1, с. 223].

Цветовой колорит, в большей степени формируется и зависит от насыщенности цветового тона [8]. В этом легко убедиться, если один цвет сделать более темным, то изображение будет восприниматься как тяжелое, а при использовании светлых тонов цвета и уменьшении насыщенности цвета, пространство воспринимается как более легкое. Следует отметить, что насыщенные и активные цвета воспринимаются как наиболее выдвинутыми на передний план, «...выглядят более плотными, густыми и твердыми…» [1, с. 223].

Цвет, влияя на формирование пространства интерьера, при использовании различных фактур, рельефных форм, плоскостей различного объема, расположенных под различными углами к источнику света, влияет на восприятие и отношение человека к пространству интерьера. «Восприятие – отражение предметов и явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (формы, величины, цвета и т.п.), действующих в данный момент на органы чувств» [5, с. 76]. Изменяя насыщенность цвета и его ахроматические свойства, в пространстве интерьера изменяется не только общая цветатональность интерьера, но также развиваются или исчезают ахроматические тона, зависящие от цветовой активности - чем насыщеннее цвет, тем больше воздействие цвета. «Художник не должен работать на «вкус» определённой̆ публике, потому что это приведет к «вкусовщине» и ложному пафосу, должно быть гармоничное соответствие формы и содержания» [9, с.71]. Если, например, в насыщенный цвет внести белила или сажу газовую, то цвет будет высветлен или утемнен, из-за уменьшения насыщенности цвета возможно его превращение из хроматического в ахроматический. При изменении насыщенности цвета и красочной массы, один и тот же цвет может иметь различную степень цветового наполнения - малонасыщенный цвет может иметь густую красочную массу, а насыщенный жидкую. Для насыщенных цветов употребляются мелко тертые краски, имеющие тонкий и прозрачный слой, а малонасыщенные цвета наполнены определенным объемом известковых или меловых компонентов. «Светлые и темные тона воздействуют на нас по-разному...природа учит нас тому, что темные тона всегда внизу, а светлые – вверху. Если изменить этот естественный порядок, то землисто-коричневый потолок будет восприниматься как плита, которая давит» [13, с.21-22].

Если семиотические механизмы, заложенные в концепцию пространства интерьера, способствуя его изменению, наполняя деталями или аксессуарами интерьер, выделят главный объект светом, тоном и цветом - активным или пассивным, раскрывая пространство с возможностью «проявить собственное видение» интерьера «путём сочетания своего художественного взгляда» [11, с. 143]. Разделяя пространство интерьера на зоны, придавая им различное назначение, возможно определение доминанты в пространстве интерьера, выделяя цветом, тоном и фактурой.

В процессе проведения исследования было обнаружено, что развитие эргономики, как системы в области дизайна интерьера и пространства искусственной среды обитания, зависит от множества факторов, влияющих на ее развитие. Так творческие поиски и разработки пространства объектов или арт-объектов, эргономические решения пространства интерьера, направленных на обеспечение эффективности, безопасности и комфорта в жизнедеятельности человека, имеют результаты, преобразующие окружающую среду, в виде промышленных образцов [7].

На основе данного материала следует сделать следующие выводы о том, что:

1. развитие эргономики пространственного дизайна логично связано с пространством и окружающей средой обитания;

2. реализация стратегии и технологии эргономики интерьера возможна при погружении объекта исследования в визуальный образный «знак»;

3. доступность содержания эргономики арт-объекта связанны воедино общими требованиями с другими составляющими визуально - образного решения пространства интерьера.

 

Заключение

 

В результате проведенного исследования эргономики и вопросов организации пространства интерьера, следует отметить то, что эргономика, решая прикладные задачи, опираясь на методологию творческой деятельности, особенно в моделировании, способствует развитиюцвета тонального моделирования пространства интерьера.Учитывая то, что эргономика является взаимосвязанной частью в разработке других элементов системы, необходима разработка подходов для получения эргономического пространства интерьера, используя цвет и тон.Так, развивая дизайн интерьера, возможно получение новых результатов, упорядочивая и систематизируя процессы света, цвета и тона.

References

1. Arnheim, R. Art and visual perception. / R. Arnheim - Moscow, Progress publishing House, 1974. - P. 390.

2. Vasilenko, E.V. Fine art and design as one of the methods of development of creative personality / E.V. Vasilenko // Modern Science. - 2019. - No. 9-1. - P. 23-25.

3. Kotyshov, A.V. Art style in decorative and applied art by Hoana Miro / A.V. Kotyshov // Space of dialogues: decorative and applied art and design / collective monograph. - Ufa, 2018. - P. 93-100.

4. Lotman, Yu.M. Articles on semiotics, culture and art / Foreword. S.M. Daniel, comp. R.G. Grigorieva. - SPb.: Academic project, 2002. – 543 p.

5. Mizherikov, V.A. Psychological and pedagogical dic-tionary for teachers and heads of educational institutions/ V.A. Mizherikov. - Rostov n/D: publishing house "Phoenix", 1998. – 544 p.

6. Moscowskaya, G.P. The influence of traditional art schools for graduate engineering // Education. The science.Culture. - GGU, electrical Insulator. - 2013. - P. 93-96.

7. Munipov, V.M. Ergonomics / V.M. Munipov, V.P. Zinchenko. -. Logos, 2001. - P. 356.

8. Muradova, V.V. National culture in the design of Japan / V.V. Muradova, M A. Smirnova // Bulletin of the Institute of world civilizations. - 2019. - Vol. 10. - No. 1 (22). - P. 59-65.

9. Papko, V.F. Culture and art in modern Russia / V.F. Papko, E.V. Vasilenko, P.G. Vasilenko, T.V. Sichkar // Bulletin of the Institute of world civilizations. - 2019. - T. 10.- No. 3 (24). - P. 66-72.

10. Modern dictionary of foreign words: interpretation, word usage, word formation, etymology / L. M. Bash, A.V. Bobrova, etc. 2nd ed. stereot. - Moscow: Citadel, 2001. – 926 p.

11. Tuzova, N. Dedication to Russian modernism by Bilibin / N. Tuzova, M.A. Smirnova // in the collection: "Science: the view of the young". - 2019. - P. 143-147.

12. Philosophical dictionary / edited by I.T. Frolov. - 5th ed. - Moscow: Politizdat, 1987. – 590 p.

13. Freeling G. Man-color-space. Applied color psychology. / G. Freeling, K. Auer, M., Stroiizdat. - 1973. - P. 116.

Login or Create
* Forgot password?