The article discusses the problems associated with strategic thinking of leader. This thinking has its own characteristics. Their knowledge (with the proper individual motivation) enables you to develop targetly this important thinking.
strategy, classic Chinese strategic principles, level of strategic thinking, interpersonal communication strategies, particularly in strategic thinking, “twist of usefulness” of strategists, managers of individual development of strategic thinking.
Посвящается академику Конраду Николаю Иосифовичу
Стратегмы – от древних времен до наших дней
Внимание людей к стратегии как важному инструменту практического управления и одновременно выражению своеобразного мышления начало проявляться очень давно.
В период с начала VII и до середины V в. до н.э. центральной фигурой на военно-политической арене Древнего Китая в эпоху «Пяти гегемонов» выступал князь-гегемон (ба). Сунь-цзы был военачальником у предпоследнего из этих гегемонов – князя Хо-Люя (514–495), который являлся одним из претендентов на роль главы союза князей. Обобщая опыт подготовки и ведения войн в ту эпоху, Суньцзы написал трактат о военном искусстве [1], ставший своеобразным учебником на все времена и отражающий стратегическое мышление полководца. В нем не описывается индивидуальный опыт как таковой, а в обобщенном виде представлены основные положения по таким проблемам, как ведение войны, стратегическое нападение, форма, мощь, полнота и пустота, борьба на войне, изменения, поход, местность, огневое нападение и использование шпионов. Всего трактат включает 13 глав.
Второй из прославленных полководцев Древнего Китая и основоположников стратегического искусства – У-цзы (IV в. до н.э.). Он начал свою службу у правителя царства Лу, в котором, кстати, одно время работал в качестве министра и сам «Совершенный» – Конфуций. Здесь проявился воинский талант У-цзы, в частности при подготовке и проведении боевых действий с соседним царством Ци. Слава полководца породила много завистников, которыми он был оклеветан. Поэтому У-цзы перешел на службу к другому князю в царство Вэй, где также оправдал возлагавшиеся на него надежды.
Трактат У-цзы [1] построен на основе двух схем. Первая – «что сказал и думает У-цзы по той или иной проблеме». Вторая – «князь У-хоу спросил, а У-цзы ответил». Поэтому местами трактат ситуативен, т.е. содержит ответы на конкретные вопросы князя с необходимыми рекомендациями. В обобщенном виде в нем рассматриваются такие проблемы, как забота о государстве, оценка противника, управление армией, качества, знания и умения полководца, изменения, поощрение воинов (всего шесть глав).
1. Sun'-tszy. Iskusstvo strategii. Drevnekitayskie traktaty, stavshie osnovoy tselogo ryada upravlencheskikh teoriy: Per. s kitayskogo, predisl. i komment. N.I. Konrada. M.: Eksmo; SPb.: Midgard, 2006. 528 s.
2. Uelch D., Birn D. Dzhek. Moi gody v GE: Per. s angl. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2006.
3. Kovi S. Sem´ navykov vysokoeffektivnykh lyudey. Moshchnye instrumenty razvitiya lichnosti: Per. s angl. M.: Al´pina Biznes Buks, 2006. S. 216–227.
4. Zaslavskaya T.I., Krylatykh E.N., Shabanova M.A. Novoe pokolenie delovykh lyudey Rossii. M.: Delo ANKh, 2007. S. 70.