employee
, Russian Federation
UDK 33 Экономика. Экономические науки
GRNTI 06.01 Общие вопросы экономических наук
OKSO 38.06.01 Экономика
BBK 65 Экономика. Экономические науки
TBK 9007 Экономика. Управление. Бизнес. Право
Depending on the stages of economic development, the development of the financial sector of the agro-industrial complex is fully characterized by state support, while state support, for example, of dairy processing enterprises, is practically carried out with an advantage in favor of agricultural producers. In turn, processing enterprises to a greater extent carry out their production and financial activities without financing and are forced to attract investors on their own. The current situation, without a doubt, requires attention and identifying priority areas in addressing the development of the financial sector of dairy processing enterprises, financing, lending and state support in the form of subsidies. An analysis of the content and effectiveness of the state program for the development of agriculture and the regulation of agricultural products, raw materials and food markets for 2013–2020 of Perm Kray showed that, in general, the program is aimed at involving all those with resources: material, labor, financial and informational, of all interested market participants. However, the mechanism for implementing the planned program does not fully meet the objectives, needs to be adjusted. The general orientation of the activities within the framework of this program has the orientation of state support, to a greater extent, of agricultural producers, which is confirmed by the study, it is necessary to develop a mechanism of financial support for all interested market participants, equally. In this situation, it is necessary to develop a procedure for providing subsidies to increase the efficiency of processing enterprises in the dairy industry, taking into account environmental factors at various stages of economic development. In this regard, the author proposes to consider the growth of the dairy industry at various stages of economic development in the process of implementing the State Program. To develop the State subprogramme of financial support for dairy processing enterprises, which will propose a mechanism for financing dairy processing enterprises in the framework of public-private partnerships.
financial sphere, state support, processing enterprises of the dairy industry
Введение. В современных условиях приоритетными задачами по эффективному развитию финансовой сферы перерабатывающих предприятий молочной промышленности можно считать формирование благоприятного инвестиционного климата, выступающего ключевым фактором конкурентоспособности аграрной сферы и позволяющего применять передовые инновационные технологии и современные инструменты финансовой сферы.
На различных стадиях экономического развития в настоящие время формирование благоприятного климата является необходимым условием для обеспечения продовольственной безопасности как региона, так и страны в целом.
В регионах частично отсутствуют или находятся на стадии «зарождения» элементы взаимодействия управлением развития финансовой сферы перерабатывающих предприятий молочной промышленности, учитывая механизмы государственно–частного партнерства.
В связи с этим, рассматривая производственно-финансовую деятельность именно перерабатывающих предприятий молочной промышленности, как наиболее востребованных, определены основные функции и связи по экономическому направлению на достижение устойчивого роста и эффективности производственно-финансовой деятельности хозяйствующих субъектов:
- сбор и обработка перечня инновационных продуктов, технологий и их государственная экспертиза;
- фактическая поддержка перерабатывающих предприятий в продвижение товара на рынок;
- оформление и сопровождение необходимой документации на приобретение инновационных технологий и оборудования, для возможности участия в конкурсах, на получение грантов и их научно-техническое сопровождение.
Отсутствуют финансовые инструменты: льготное кредитование, субсидии, организация тесного взаимодействия аграрного сектора и бизнес-сообщества, перерабатывающих предприятий и региональных властей.
При этом на федеральном уровне органами исполнительной власти намечены и закреплены в нормативных документах основные направления развития агропромышленного комплекса в целом, и молочной отрасли, в частности, и их финансовое сопровождение с учетом инновационно-инвестиционной составляющей.
Условия, материалы и методы исследований. В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации определены риски стабильного функционирования агропромышленного комплекса, среди которых названы: низкая инвестиционная привлекательность и технологическое отставание от развитых стран, недостаточный уровень инновационной и инвестиционной активности в сфере аграрного производства.
Для преодоления рисков и угроз продовольственной безопасности Российской Федерации в тексте Доктрины сформирован пакет направлений в области аграрного производства, среди которых хотелось бы отметить, наиболее значимые:
- по экологическому направлению: интенсивное использование потенциала природно-экологических ресурсов и их воспроизводство;
- по инвестиционному направлению: совершенствование инвестиционного кредитования, следовательно, увеличение объемов инвестиций и создания благоприятной инвестиционной среды в системе региональных пространственно-отраслевых структур;
- по производственному направлению: реализация программ инновационно-технологической модернизации и освоение новых технологий, обеспечивающих рост производительности труда и ресурсосбережение в АПК России, что способствует повышению рентабельности и конкурентоспособности выпускаемой продукции [1].
В настоящей статье автором обоснованы отдельные проблемы и перспективы развития финансовой сферы перерабатывающих предприятий молочной промышленности на различных стадиях экономического развития, с точки зрения их применимости как на региональном уровне, так и федеральном, учитывая государственно-частное партнерство.
В современных условиях в зависимости от стадий экономического развития совершенствование финансовой сферы молочной промышленности осуществляется в большей степени с учетом государственной поддержки, так как данная отрасль считается рискованной, дотационной.
При этом государственная поддержка перерабатывающих предприятий молочной промышленности практически не осуществляется, государственная поддержка реализуется с перевесом в сторону сельхозтоваропроизводителей, а перерабатывающие предприятия молочной промышленности в полной мере осуществляют свою производственно-финансовую деятельность без финансирования, вынуждены искать инвестора самостоятельно, привлекать «из вне» с учетом изменяющихся факторов внешней среды на различных стадиях экономического развития.
Сложившаяся ситуация, безспорно требует внимания и определения приоритетных направлений в решении вопросов развития финансовой сферы молочной промышленности, а именно:
- организация наличия системы финансовых ресурсов, финансирования, кредитования и государственной поддержки в виде субсидирования, что способствует развитию финансовой сферы перерабатывающих предприятий молочной промышленности [1].
В связи с этим для стабилизации молочной промышленности на различных стадиях экономического развития автором предлагается, в рамках Государственной программы разработать Государственную подпрограмму финансовой поддержки перерабатывающих предприятий молочной промышленности. Основными направлениями которой будет предложен механизм организации и управления финансовой сферой, финансирование перерабатывающих предприятий молочной отрасли, с целью оптимизации процесса формирования системы финансовых ресурсов предприятия.
Материалы исследований, полученные из статистических источников, докладов профильных министерств и ведомств, публикаций отечественных и зарубежных авторов, показывают высокую актуальность исследуемого вопроса и необходимость его решения как на уровне региона, так и по России в целом. При обработке материалов использовались статистические методы, метод анализа, синтеза и сравнений.
Анализ и обсуждение результатов исследований. Рост рассматриваемых приоритетных направлений молочной промышленности зависит от степени развития факторов, благоприятных условий, принципов и требований, необходимых для потенциальных и возможных инвесторов.
Изучив влияние факторов на развитие инвестиционного климата, более подробно рассмотрим такой фактор как региональная инфраструктура, так как именно он по итогам исследования имеет наибольший удельный вес в рейтинге.
Развитие агропромышленного комплекса Пермского края в большинстве своем реализуется за счет применения экстенсивного пути развития, уровень материально-технического оснащения имеет отрицательную динамику, остается крайне низким.
Как показывают статистические данные, в 2017 г. уровень относительного PSE показывает, что лишь 12,3 % полученного дохода сельхозтоваропроизводителей образуется за счет государственной поддержки в виде субсидий. Для сравнения: в 2010 г. - 22,4%., в течение 2010 года по 2017 год данный показатель имел тенденцию снижения, и только лишь в 2016 году наблюдался небольшой рост данного показателя на 3,85%, что свидетельствует о создании благоприятной среды и возможностях инвестирования.
За период с 2010 года по 2017 год инвестиции в основной капитал на развитие сельского хозяйства увеличились на 172,9 млрд руб., при этом доля в общем объеме инвестиций в указанный период увеличилась не значительно, и составила в 2017 году - 3,10%, важным показателем инвестирования отрасли сельского хозяйства является показатель – «Средства государственного бюджета, млрд руб.», за анализируемый период средства государственного бюджета увеличились на 81,5 млрд руб., что еще раз подтверждает необходимость и потребность финансирования данной отрасли [3].
Таким образом, на основании проведенного исследования определено, что в последние годы наметилась тенденция роста индекса производства продукции не только продукции растениеводства, но и продукции животноводства по средствам повышения продуктивности молочного скотоводства.
Однако, обращая внимание на рост объемов продукции в натуральном выражении, позиция отрасли сельского хозяйства, в целом по экономике РФ остается малозначимой, о чем свидетельствуют показатели удельного веса сельского хозяйства в ВВП (0,04%) и доля в общем объеме инвестиций (3,1%)[4].
В 2018 году по предварительным данным потребность в молоке удовлетворена на 75,6% . В целом по региону целевой показатель «Уровень продовольственной безопасности Пермского края» по предварительной оценке составил 82,2 % к предыдущему году (при плановом значении 89,6 %). Невыполнение показателя связано со снижением производства мяса скота и птицы в личных подсобных хозяйствах населения [5].
В Национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы, с учетом определенных приоритетов государственная поддержка осуществлялась по семи основным направлениям, в том числе:
- поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях повышения продуктивности в молочном скотоводстве;
- поддержка инвестиционного кредитования в АПК;
- компенсация прямых понесенных затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на создание и модернизацию объектов АПК [6].
Действующая ситуация по вопросам инвестирования, финансирования и государственной поддержки в виде субсидирования замедляет процесс формирования социально- экономического механизма устойчивого развития агропромышленного комплекса.
Повышение инвестиционной привлекательности молочной промышленности невозможно без переориентации отрасли сельского хозяйства, их дотационной в «агробизнес», за счет увеличения качества жизни населения на селе, развития инфраструктуры, привлечения квалифицированных кадров на село, доступности продовольствия, создания новых рабочих мест, что даст возможность по эффективному развитию агропромышленного комплекса [7].
Анализ содержания и эффективности государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы Пермского края показал, что в целом программа направлена на вовлечение в процесс производства все имеющиеся ресурсы: материальные, трудовые, финансовые и информационные, всех заинтересованных участников рынка.
Однако механизм реализации намеченной программы не в полном объеме отвечает поставленным задачам, нуждается в корректировке. Общая направленность мероприятий в рамках указанной программы имеет ориентацию государственной поддержки, в большей степени, сельхозтоваропризводителей, что подтверждается проведенным исследованием, необходимо разработать механизм финансовой поддержки всех заинтересованных участников рынка, в равной степени [8].
Особенности реализации инвестиционных проектов в отрасли сельского хозяйства характеризуются длительными сроками окупаемости, сокращением прямых субсидий в отрасль на господдержку инвестиционных проектов, что существенно уменьшают привлекательность данного направления для инвесторов.
Представленные в таблице основные направления государственной поддержки сельхозтоваропризводителей, еще раз подчеркивают общую направленность государственной поддержки.
За счет субсидии возмещалось до 50 % затрат сельхозтоваропроизводителей на строительство новых современных комплексов, реконструкцию и модернизацию существующих комплексов по производству молока, мяса и другой продукции животноводства, приобретение оборудования, машин, механизмов, а также сельскохозяйственных животных.
Большинство механизмов государственной программы развития сельского хозяйства в анализируемый период направлены на прирост производственных мощностей и увеличение инвестиционной активности отрасли сельхозтоваропризводителей [9].
На рисунке ниже представлены основные инструменты государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в процессе реализации отраслевых подпрограмм, при этом Государственная программа развития сельского хозяйства Пермского края является нормативно-правовым актом, структурированным по отраслевому принципу, что подтверждает необходимость совершенствования механизма государственной поддержки.
Кроме того, одним из новых направлений господдержки является предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях возмещения части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм), принадлежащих им на праве собственности по инвестиционным проектам, реализуемым на территории Пермского края.
В 2017 г. по данному направлению получено субсидий на сумму 252,6 млн руб. из федерального и краевого бюджетов, в том числе из краевого – 65,9 млн руб., федерального – 186,7 млн руб..
На территории Пермского края в 2018 году реализовано 21 инвестиционных проектов, всего сумма инвестиций составила 1442,0
млн руб., всего возмещено затрат - 597,2 млн руб., в том числе наиболее значимых - 3, отобранных на федеральном уровне, направленных на строительство и (или) модернизацию животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм), среди них:
Общество с ограниченной ответственностью «Русь», Пермский муниципальный район, Молочный комплекс (2000 голов КРС). (1–3 этапы строительства), (1 этап строительства).
Общество с ограниченной ответственностью «Россохи», Чусовской муниципальный район, Молочно-товарная ферма на 1200 голов дойного стада.
КФХ Красных Л.Н., Кунгурский муниципальный район, Модернизация семейной животноводческой фермы на 200 голов.
Общая сумма субсидий составляет 434,6 млн руб., включая финансирование из федерально бюджета - 197,7 млн руб., из регионального бюджета - 236,9 млн руб. [5].
В настоящие время на основании проведенного исследования выявлено, что в целях увеличения производства молока-сырья сельхозтоваропризводителям осуществляется оказание государственной поддержки на повышение продуктивности в молочном скотоводстве. Производство молока-сырья в 2018 году увеличено на 22,6 тыс. тонн, также планируется в 2019 году увеличение реализации инвестиционных проектов до 35, и суммы инвестиций в размере 2107,5 млн руб., что способствует увеличению производства молока-сырья на 22,6 тыс. тонн.
В этой связи в 2018 году введена твердая ставка в размере 1,46 рублей за один килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока-сырья. При этом в целях рационального и эффективного использования средств государственной поддержки в 2018 году внесены изменения в действующий порядок предоставления субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве.
Сельхозтоваропроизводители в начале текущего года получили господдержку ˗ 90% от произведенного в 2017 году объема молока, вместо ежеквартального распределения субсидий. Также в январе 2018 года Пермскому краю коснулась всероссийская тенденция снижения закупочной цены на молоко-сырье.
Для стабилизации экономической ситуации сельскохозяйственных организаций была предоставлена дополнительная поддержка при снижении средней закупочной цены в марте-мае 2018 года на молоко-сырье ниже 22 рублей за один килограмм в размере 34,0 млн рублей, данные реализуемые мероприятия еще раз характеризуют наличие государственной поддержки, именно сельхозтоваропроизводителей молока-сырья.
Таким образом, принимая во внимание Национальный доклад, можно сделать вывод, что вся государственная поддержка, как правило, направлена на производителя сельскохозяйственной продукции, а поддержка переработчика осуществляется по остаточному принципу.
В связи с этим необходимо понимать, что связка производитель-переработчик всегда работает только совместно, т.к. переработчик является потребителем произведенной сельскохозяйственной продукции.
Существующий баланс показывает, что если переработчик не может продать свою продукцию ввиду низкого спроса, с учетом снижения покупательской способности, следовательно, и сельхозтоваропроизводитель не сможет реализовать произведенное «молоко – сырье», вследствие чего оно становится не востребованным[10] .
При этом взаимодействие средств финансовой сферы, а именно: бюджетные дотации, субсидии, субвенции, средства кредитно-финансовой системы, лизинга и внебюджетных фондов, прибыль и амортизационные отчисления перерабатывающих предприятий молочной промышленности, уплачиваемые налоги, сборы и обязательные платежи обеспечивают воспроизводственные процессы и выступают на различных стадиях экономического развития как доминирующий инструмент управления [10].
Также необходимо обратить внимание, на наличие финансовых рисков, которые связаны с привлечением кредитных средств для развития перерабатывающих предприятий молочной отрасли, связанных с увеличением процентных ставок в одностороннем порядке как по новым договорам кредитования, так и по ранее заключенным, ужесточаются требования к залоговому обеспечению, существует риск банкротства «проблемных», неустойчивых предприятий и предприятий с незавершенной инвестиционной фазой в связи с удорожанием кредитных ассигнований, стоимости материально-технической базы [12].
Рекомендовано разработать Государственную подпрограмму финансовой поддержки перерабатывающих предприятий молочной отрасли, авторами предложен механизм финансирования перерабатывающих предприятий молочной промышленности в рамках реализации государственно-частного партнерства, разработать Порядок предоставления субсидий на повышение эффективности перерабатывающих предприятий молочной промышленности:
- по направлению возмещения части процентной ставки по привлеченным кредитам и займам: четко определить требования к получателям субсидий, уточнить условия предоставления субсидий и сроки;
- государственная поддержка, направленная на повышение качества выпускаемой продукции, соблюдая требования ХАССП− Hazard Analysis and Critical Control Points) (производить безопасную продукцию) [13], субсидирование осуществлять с применением «твердой ставки за один килограмм принятого сырого молока-сырья на переработку», в соответствии ТР ТС 033/2013 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (с изменениями на 20 декабря 2017 года) (редакция, действующая с 15 июля 2018 года) [14].
Показателями результативности использования субсидии являются:
- не снижение объема переработки сырого молока-сырья в физическом весе в текущем финансовом году по отношению к уровню отчетного финансового года;
-отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности по возврату в бюджет Пермского края субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед бюджетом Пермского края.
Приоритетные решения вышеперечисленных вопросов нашли свое отражение в процессе составления и утверждения дорожной карты развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий в Пермском крае до 2020 года, по направлению повышения инвестиционной привлекательности отрасли молочного скотоводства путем применения государственной поддержки.
С целью создания благоприятного инвестиционного климата в отрасли сельского хозяйства предложено внедрение проекта «Повышение эффективности бюджетных инвестиций в агропромышленный кластер» в рамках реализации государственной программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1320-п [15].
Выводы. Таким образом, на основании вышеизложенного можно констатировать тот факт, что еще остаются вопросы по созданию благоприятных социально-экономических условий для наращивания инвестиционной привлекательности перерабатывающих предприятий молочной промышленности, по определению размеров системы финансовых ресурсов, финансирования, кредитования и субсидирования молочной отрасли, что способствуют развитию финансовой сферы на различных стадиях экономического развития.
Также проводиться совместная работа со всеми заинтересованными участниками рынка сельскохозяйственной продукции и государственными структурами различных уровней по привлечению инвестиций в сельское хозяйство, разработке механизма государственно-частного партнерства, поэтому необходима продуманная государственная политика по отношению к сельским территориям, которая опирается на общую стратегию экономического развития государства.
Статья опубликована в соответствии с Планом научно-инновационной деятельности и научных изданий ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ на 2019 год, в рамках научно-исследовательской работы на тему: Продовольственная безопасность: региональный аспект №АААА-А16-116021210266-0
1. Ukaz Prezidenta RF ot 30 yanvarya 2010 g. № 120 “Ob utverzhdenii Doktriny prodovolstvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii”. (Decree of the President of the Russian Federation of January 30, 2010 № 120 “On approval of food security doctrine of the Russian Federation”). – Available at: https://base.garant.ru/12172719// (Date of access: 02.06.2019).
2. T.M. Yarkova, O.I. Khaiyrullina Food issue and need for its normative and legal regulation in Russia. / O.I. Khairullina, T.M. Yarkova // Helix, 2018. – Vol. 8(6). – P. 4702- 4706. (Web of Science).
3. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. (The Federal State Statistics Service). – Available at: http://www.gks.ru/ (Date of access: 05.04.2019).
4. Medvedev D.A. Rossiya – 2024: Strategiya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya. // Voprosy ekonomiki. [Russia - 2024: Strategy for social and economic development. // Issues of Economics). - 2018. - № 10. - P. 5-28. - Available at: http://www.vopreco.ru/rus/redaction.files/10-18.pdf (Date of access: 17.02.2019).
5. Ministerstvo selskogo khozyaystva i prodovolstviya Permskogo kraya. (The Ministry of Agriculture and Food of Perm kray). – Available at: http://agro.permkrai.ru/ (Date of access: 20.05.2019).
6. Natsionalnyy doklad o khode i rezultatakh realizatsii v 2017 g. Gosudarstvennoy programmy razvitiya selskogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov selskokhozyaystvennoy produktsii, syrya i prodovolstviya na 2013 - 2020 gody. (National report on the progress and results of the implementation in 2017 of the State program for the development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets for 2013 – 2020). – Available at: http://mcx.ru/upload/iblock/f6a/f6a926309485f5008245b3dda0a9d611.pdf (Date of access: 25.02.2019).
7. Assessing cash holdings in agribusiness. / Trejo-Pech C.O., Gunderson M. A. Baker T.G. and others. // International food and Agribusiness Management Review.-2015.-Vol.18,N 4.-P.85-104.-Bibliogr:p.100-102. *http:// www.ifama.org/ Research-Library.
8. Gosudarstvennaya programma razvitiya selskogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov selskokhozyaystvennoy produktsii, syrya i prodovolstviya na 2013 - 2020 gody. (Utverzhdena postanovleniem Pravitelstva ot 14 iyulya 2012 g. № 717). (The state program for the development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets for 2013-2020. (Approved by the Government decree of July 14, 2012 No. 717). Dostup s sayta Pravitelstva Rossii. – Available at: http://government.ru/programs/208/events/ (Date of access: 18.01.2019).
9. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 04 oktyabrya 2018 g. № 1188 “O vnesenii izmeneniy v Pravila predostavleniya i raspredeleniya inykh mezhbyudzhetnykh transfertov iz federalnogo byudzheta byudzhetam subektov Rossiyskoy Federatsii na vozmeschenie chasti zatrat na uplatu protsentov po investitsionnym kreditam (zaymam) v agropromyshlennom komplekse (s izmeneniyami na 04.10.2018)”. (Decree of the Government of the Russian Federation of October 4, 2018 No. 1188 “On amending the Rules for the provision and distribution of other inter-budget transfers from the federal budget to the budgets of the constituent entities of the Russian Federation to reimburse part of the cost of paying interest on investment loans (loans) in the agricultural sector (with changes as of 04.10.2018). – Available at: http://docs.cntd.ru/document/551284390 (Date of access: 27.02.2019).
10. Chernikova S.A. The influence of agriculture on the social and economic development of the region. [Vliyanie selskogo khozyaystva na sotsialno-ekonomicheskoe razvitie regiona]. / S.A. Chernikova, M.S. Oborin // Vestnik Zabaykalskogo gosudarstvennogo universiteta. – The Herald of Trans-Baikal State University. 2018. Vol. 24. № 8. P. 137-146.
11. Alexandrova S., Nikolov D.RDP financial instruments- opportunity for funding sustainability in agriculture // .- 2015.- Vol.60,N 4.-P.53-62.-- Bibligr.:p.62. 25945 2015 60 (4).
12. Srdjan Lalic Racunovodstvo faktoringa. Brcko. Monograph, 2016, p. 196 [Electronic source]. Urrl: https://www.researchgate.net/publication/ 323167697_2_Dr_Srdan_Lalic_Racunovodstvo_faktoringa_Brcko_2016_godina_ISBN_978-99938-95-22-0_COBISSRS-ID_5958168 (Date of access: 29.02.2019).
13. GOST R 51705.1-2001 Sistemy kachestva. Upravlenie kachestvom pischevykh produktov na osnove printsipov KhASSP. Obschie trebovaniya. [Quality systems. Food quality management based on the principles of KhASSP. General requirements]. – Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200007424 (Date of access: 15.03.2019).
14. Reshenie Soveta Evraziyskoy ekonomicheskoy komissii ot 09.10.2013 №67 (red. ot 20.12.2017) “O tekhnicheskom reglamente Tamozhennogo soyuza “O bezopasnosti moloka i molochnoy produktsii” (vmeste s “TR TS 033/2013. Tekhnicheskiy reglament Tamozhennogo soyuza. O bezopasnosti moloka i molochnoy produktsii”) (s izm. i dop., vstup. v silu s 15.07.2018). (Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission dated 09.10.2013 №67 (as amended on 12.20.2017) “On the technical regulation of the Customs Union On the safety of milk and dairy products” (together with TR TS 033/2013. Technical regulation of the Customs Union. On the safety of milk and dairy products”) (as amended and additional, entered into force on 07/15/2018). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153289/ (Date of access: 19.05.2019).
15. Postanovlenie Pravitelstva Permskogo kraya ot 03.10.2013 №1320-p “Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy “Razvitie selskogo khozyaystva i ustoychivoe razvitie selskikh territoriy v Permskom kraye”. (Decree of the Government of the Perm Territory of 03.10.2013 №1320-p “On approval of the state program “Development of agriculture and sustainable development of rural territories in the Perm Territory”). Available at: https://docviewer.yandex.ru/view/254090638/?page=1&*(Date of access: 11.05.2019).