Russian Federation
student
Currently, in the Russian Federation, economic security is under threat, and people who commit crimes are finding new methods and ways to carry out crimes in the economic sphere. In Russia, in the 90-ies, they began to work hard to ensure economic security, but as statistics show, there is an increase in economic crimes, not a decline. This affects economic security in Russia, as well as national security in General.
economic crime, economic security, economy, fight against economic crime, crime prevention
Преобразования, которые происходят на данном этапе развития нашей страны, которые связаны с переходом к рыночной экономике и другие реформы государства, осуществляющиеся в области экономики, политической и социальной сфере, влекут за собой негативные явления и противоречивость, особенно это отражается в экономических преступлениях.
В настоящее время повышенную активность преступления в экономической сфере получили из-за процессов либерализации общественной жизни. Экономическая преступность получила новые стимулы, наращивая темпы ускоренного распространения. Возникают новые виды посягательств на собственность государства, нарушение правопорядка в сфере экономики, законной уплаты налогов и добросовестного предпринимательства, эти разновидности данных преступлений либо так видоизменены, что для их выявления и пресечения требуется разработка новых способов. Наиболее распространенные способы − это монополизм, недобросовестная конкуренция, банкротство, если оно было совершено преднамеренно или фиктивно, нецелевое использование государственных денежных средств, выплат и субсидий и др. Также стоит уделить особое внимание преступлениям в сфере налоговых обязательств. На данный момент преступления в налоговой сфере набирают все большие обороты. Одно из самых распространенных преступлений − уход от уплаты НДФЛ. Стоит отметить то, что данное преступление может достигать огромных масштабов (7 млн руб., 20 млн руб., 200 млн руб. и т.д.), масштаб зависит от оборота денежных средств, который должен по закону облагаться налогом.
Экономическая преступность развивается молниеносными темпами и, по-нашему мнению, это один из факторов, препятствующий благоприятному развитию производственной сферы. Данная разновидность преступных действий лишает бюджет страны значительной части доходов, провоцирует инфляцию, из-за этого также уменьшается поток инвестиций, поступающих в производство. Все эти факторы мешают деятельности, осуществляемой управленцами, ухудшает положение банковских и предпринимательских структур, «накаляет» социально-экономические проблемы. Все эти факторы содержат в себе угрозу национальной безопасности государства, мешают выходу страны из кризиса, стабилизации ее экономики.
Преступления, связанные с экономической деятельностью, набирают обороты с каждым годом, проникают в различные сферы деятельности не только внутри государства, но и за его пределами. Всем нам известно, как большие капиталы хранятся в оффшорных зонах за рубежом. И это такие огромные цепочки по финансовым махинациям, в которых могут быть заменены граждане не только одной страны, а, например, ряда стран, Испания, Кипр, Украина, Россия, Швеция. В этом случае преступлениями уже интересуется Интерпол. Помимо этого, преступность в сфере экономики сращивается с общеуголовной преступностью.
Проявляется это, в первую очередь, в восприятии и активной эксплуатации предпринимателями «ценностей», «традиций», правил поведения криминальной сферы деятельности. Приведение в действие средств и методов незаконного характера стало преобладающим в отношениях делового характера. Такие «нормы поведения» в предпринимательской сфере стали считаться приемлемыми и выгодными в применении.
Неоднократно при дискуссии на тему экономических преступлений вспоминается ставшая уже крылатой фраза профессора А.М. Яковлева о «системообразующей формуле» преступлений в сфере экономической деятельности − «обмане или злоупотреблении доверием», которые превратились в самые распространённые способы получения доходов. Касаемо данного процесса есть угроза ещё не сформировавшейся деловой этике, психологии нормальной экономической деятельности и соответствующим закону правилам ведения дел. Итогом такого течения дела могут стать изменения деловой среды в целом [1, с. 35].
В преступления в данной среде нередко вовлекаются госслужащие, с помощью которых криминальные деятели пытаются проникнуть во власть и управление. Обязательно нужно обратить внимание на то, что из экономики государства преступным путем «выдергивают» огромные денежные средства и капиталы. Выводят доходы государства в «свой карман», прибегая к преступным действиям. Итогом такой деятельности является сосредоточение капитала у людей, причастных к криминалу. Такая цепочка действий заканчивается на том, что снижается уровень жизни обычных работящих людей, проводятся четкие грани между богатыми и бедными людьми. Такая социальная ситуация провоцирует создание напряженной ситуации в стране в целом.
Воздействие пробелов и несовершенств уголовного законодательства неблагоприятно сказывается на ситуации с экономическими преступлениями. На повышение динамики преступности в сфере экономики оказывают влияние и недостатки деятельности органов МВД, ФСБ, прокуратуры, но в большей степени неполноценное регулирование экономических преступлений на законодательном уровне. Недостаток разработок и рекомендаций на уровне научной деятельности также необходим, он полезен при осуществлении борьбы с преступлениями в сфере экономики.
Одно из главных направлений в борьбе с незаконной деятельностью, связанной с экономикой, – это предупреждение. Данное направление несет в себе определенные сложности, а также включает в себя процесс применения определенных мер со стороны государства и правоохранительных органов. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, её порождающие.
Наиболее важное направление в борьбе с экономическими преступлениями – это их предупреждение. Данный механизм состоит из сложной процедуры. В ней заложены экономические, финансовые, организационно-управленческие, правовые, технические, культурно-воспитательные и другие меры, которые применяются в пресечении и предупреждении незаконных действий в экономической среде. Но стоит учесть то, что предупреждение будет успешным, только если комплексно воздействовать на причины и условия, порождающие экономические преступления [2, с. 27−31].
Основную роль в предупреждении такого вида преступлений играет общесоциальный уровень. Без нормализации экономических процессов, повышения экономического уровня, укрепления социальной сферы, восстановления нравственных устоев в обществе, нельзя улучшить ситуацию масштабно.
В стране помимо мер общесоциального уровня, важными находят и меры социально-криминологического характера, к которым, как правило, относят:
− формирование контрольного органа государственной власти, занимающегося отслеживанием источников пополнения бюджета, его движениями и расходами;
− организация закупок товаров, предоставление услуг по направлению − гос. заказы посредством открытых конкурсов, аукционов, торгов, гарантируя прозрачность сделки и открытое расходование средств бюджета;
− реформа в налоговой сфере для обеспечения благоприятной среды в предпринимательской деятельности и начала инвестиционных процессов;
− ограничение наличного денежного обращения, перевод всех крупных платежей в банк;
− разработка и обеспечение функционирования механизма реального контроля над доходами и расходами физических и юридических лиц;
− усовершенствование системы бухгалтерского учёта, аудита и контроля в соответствии с международными обязательствами;
− усиление государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, устранение её чрезмерной либерализации;
− осуществление комплекса мер по защите потребительского рынка от проникновения фальсифицированных и некачественных товаров, реальное осуществление монополии на производство алкогольной продукции.
Главным моментом в этой деятельности является правовая сторона. Она состоит из совокупности законодательных актов, которые дополняют пустые места в оценке действий экономических преступлений. Предупреждение преступлений и их пресечение − одна из главных задач. Меры законодательного характера уголовно-правовой и административно-правовой заключаются в оценке общественно опасных деяний, устранении противоречий уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, административного, гражданского и др. отраслей законодательства уголовно-исполнительным, административным, оперативно-розыскным законодательством мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений, выявлении и устранении причин и условий, способствующих их совершению; разработке и внедрению стандартов безопасности от правонарушений и др.
Предупреждением экономических преступлений занимаются правоохранительные органы (МВД, прокуратура, ФСБ), они способны принимать меры, попадающие в рамки их компетенции на различных стадиях экономических правонарушений. Стоит отметить то, что органам внутренних дел отводится наиболее важное место в системе структур, занимающихся расследованием преступлений в сфере экономики, так как в МВД имеются специализированные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями. Деятельность этих подразделений направлена: на выявление причин и условий совершения преступлений в сфере экономики; информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической направленности; проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступление в сфере экономики, и принятие к ним соответствующих мер предупреждения и пресечения; выявление и разобщение организованных преступных групп, действующих в сфере экономики.
Длительный процесс противозаконных, криминальных действий в сфере экономики нуждается в изменении законодательства. Корректировка действий правоохранительных органов и программы федерального уровня по борьбе с криминальными действиями, затрагивающими экономику, – необходима. С помощью грамотной расстановки в вышеуказанных моментах возможно сокращение преступлений в экономике до минимальных значений. Опираться на старые правовые акты, правовые формы не стоит. Время идет, а, соответственно, законы должны идти в ногу со временем. Нужны комплексные специальные законы, которые в дальнейшем будут развиваться, совершенствоваться, дополняться. В случае с экономическими преступлениями нужно постоянно искать новые пути расследования данных видов преступления, ведь динамика совершения этих преступлений растет, можно сказать, ежеминутно, а следовательно мошенники находят новые пути обхождения преград в совершении противозаконных действий.
Таким образом, мы видим, что борьба с экономическими преступлениями, а именно эффективная борьба зависит непосредственно от правового регулирования, появляются новые экономические отношения, соответственно, и законы должны «подгоняться» за этими отношениями и искать способы их регулирования. Также необходимо устранить противоречивость в правовой базе, законодательстве, а еще обязательно нужно, чтобы законодательство стояло на одной линии с процессами, происходящими в обществе, и не отставало от них, тогда будет гораздо проще урегулировать большинство возникающих отношений. Немаловажно и развитие экономики, укрепление стабильности общества в социально-экономической сфере, это, возможно, понизит уровень экономических преступлений, так как большинство из них совершается именно из-за нестабильности в обществе, а точнее низкого уровня доходов. Чтобы усилить борьбу с экономическими преступлениями, стоит отвести большое внимание на профилактику и предупреждение данного вида преступлений. В настоящее время профилактика экономических преступлений не совсем развита в правоохранительных органах, ее нужно совершенствовать и «подгонять» под существующие разновидности мошеннических действий. Нужно усилить осуществление профилактики с прокурорской стороны, с позиции правоохранительных органов также необходимо улучшение работы по направлению профилактики в области экономических преступлений, а также сплоченная работа всех силовых структур, нацеленная на результат, уменьшение уровня экономической преступности. Стоит отметить и то, что действия, направленные на борьбу с этим видом правонарушений, должны координироваться с деятельностью исполнительной власти и осуществляться взаимосвязанно между этими ветвями власти.
1. Aliev V.M. Sovremennye tendencii v rasprostranenii ekonomicheskoy prestupnosti // Bezopasnost' biznesa. − 2018. − № 3. − S. 34−36.
2. Larichev V.D. Pravovye mery preduprezhdeniya prestupnosti v sfere ekonomiki // Bezopasnost' biznesa. − 2016. − № 1. − S. 27−31.