Kazan', Kazan, Russian Federation
VAC 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
UDK 31 Статистика. Демография. Социология
GRNTI 06.35 Учетно-экономические науки
OKSO 38.05.01 Экономическая безопасность
BBK 606 Статистика
BISAC BUS001000 Accounting / General
The article highlights the relevance of economic security, including for enterprises of the consumer cooperation system, analyzes the forms of departmental statistical observation of the number and wages of employees of the consumer cooperation system of the Republic of Tatarstan, draws appropriate conclusions, and suggests measures to improve staffing.
economic security, analysis, human resources, wages, consumer cooperation, efficiency, risks, Tatpotrebsoyuz, payroll, living wage, education
Повышению уровня жизни и обеспечению материального благополучия сельского населения России в целом и Республики Татарстан в частности уделяется особое внимание, на это указывает и ряд нормативно законодательных актов РФ и РТ, одним из которых является Постановление Правительства РФ №696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации» «Комплексное развитие сельских территорий».
Актуальным является сохранение и развитие инфраструктуры села на основе создания условий для устойчивого экономического роста потребительских обществ и кооперативов, реализация мер по совершенствованию системы хозяйствования и управления в потребительской кооперации.
Для достижения указанной цели Татпотребсоюз ставит перед собой конкретные задачи в числе которых повышение финансовой устойчивости системы потребительской кооперации, минимизация издержек по всем видам деятельности; совершенствование и укрепление материально-технической базы; повышение занятости сельского населения; создание действенных механизмов государственной поддержки потребительской кооперации и другие.
В настоящее время одной из основных проблем, препятствующих эффективному развитию потребительских обществ и их проектов, обеспечение экономической безопасности, препятствует несколько причин, одной из которых является слабая финансовая устойчивость, спровоцированная в том числе отсутствием реальных источников финансирования.
В этой связи обеспечение экономической безопасности, и следовательно финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации возможно посредством формирования и реализации финансовой стратегии, включающей в себя обоснованный подход к оценке своих возможностей; привлечение инвестиций; минимизации рисков.
Качественное и всеобъемлющее кадровое обеспечение потребительской кооперации квалифицированными кадрами различных профилей и уровней подготовки, включая переподготовку кадров и повышение квалификации, обновление кадрового потенциала являются составными элементами кадровой политики. В этой связи необходимо создание эффективной системы мотивации труда, социальной защиты работников, что в свою очередь влияет на повышение производительности и качество труда и есть один из главных резервов развития потребительской кооперации.
Изучив материалы статистической отчетности проанализированы отдельные показатели, влияющие на кадровый потенциал системы потребительской кооперации РТ.
Как видно из таблицы 1 общая численность работников отрасли ежегодно снижается и к 2019 году сократилась на 179 человек (6,6%). Молодежь в возрасте до 30 лет в целом колеблется в одних пределах.
Наибольший удельный вес по численности наблюдается на промышленных предприятиях – до 37,24 % в 2017 году, но к 2019 году он снизился на 202 человека или 5,3%. Аналогичная ситуация выглядит практическим по всем отраслям, исключение составляет общественное питание где заметен небольшой рост численности работников с 341 чел. до 483 чел., то есть на 142 человека или 41,7%
Второй по численности, а следовательно и по значимости является торговля, составляющая в общей численности работников до 30.73% в 20158 году. Но и здесь мы видим снижение численности. Если в 2018 году она увеличилась на 30 человек. То к 2019 снизилась на 117 человек (14.2%).
Весьма плачевно выглядит ситуация по работникам на рынках, здесь практически отсутствует деятельность – в 2019 году она представлена лишь тремя работниками. Из этого следует, что продукция не реализуется на городских и районных рынках. Аналогично выглядит и сельскохозяйственное производство, которое практически полностью отсутствует в потребительской кооперации РТ.
Потребительская кооперация остро нуждается в кардах, осуществляющих заготовительную деятельность. Из 116 человек отрасли «Заготовки» в 2019 г. только 73 являются штатными сотрудниками.
По сведениям Татпотребсоюза в настоящее время требуется 872 заготовителя. На первое время необходимо укомплектовать заготовителями каждый район и потребобщество, т.е. минимум еще 50 штатных работников. В настоящее время к этой работе привлекаются неквалифицированные работники, временно привлекаемые на сезонные работы.
Данные таблицы указывают на небольшой рост численности этой категории работников в 2018 году на 18 человек, и снижение к 2019 на 6 человек. Сравнивая 2017 г. с 2019 г. увеличение произошло на 11,5% .
Анализируя управленческий аппарат наблюдается следующая картина:
- Аппарат потребительских обществ резко сокращается в 2018 году на 54 человека (52,4%) и в 2019 году увеличивается на 11 человек (22,5%).
- Аппарат райпо имеет аналогичную тенденцию, а именно – в 2018 г. снижение на 17 человек (14,9%) и рост в 2019 г. на 6 человек (6,2%).
- Аппарат райпотребсоюзов с2017 г. снизился к 2019 году на 7 чел.(6,3%).
- Аппарат республиканских, краевых, областных потребсоюзов, в отличии от вышеуказанных, увеличился на 23 чел. или 88,5%.
Суммировав работников всех видов аппарата получим следующие значения:
В 2019 г. на 2552 человека приходится 216 работников аппарата, то есть на каждые 10,8 человек 1 представитель аппарата;
в 2018 году на 2688 человек – 198 работников аппарата, то есть на каждые 12,5 человек 1 представитель аппарата;
Таблица 1. Численность работников за 2017-2019 гг.
Наименование отрасли |
2019 г. |
2018 г. |
2017 г. |
|||||||||
Средняя численность работников |
Средняя численность работников |
Средняя численность работников |
||||||||||
Всего, человек |
% к итогу |
молодежь до 30 лет |
% в отрасли |
Всего, человек |
% к итогу |
молодежь до 30 лет |
% в отрасли |
Всего, человек |
% к итогу |
молодежь до 30 лет |
% в отрасли |
|
Торговля |
709,00 |
27,79 |
63,00 |
8,89 |
826 |
30,73 |
77 |
9,33 |
796 |
29,15 |
70 |
8,80 |
Аппарат потребительских обществ |
60,00 |
2,36 |
5,00 |
8,34 |
49 |
1,83 |
6 |
12,25 |
103 |
3,78 |
10 |
9,71 |
Аппарат райпо |
103,00 |
4,04 |
12,00 |
11,65 |
97 |
3,61 |
11 |
11,34 |
114 |
4,18 |
17 |
14,92 |
Аппарат райпотребсоюзов |
4,00 |
0,16 |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
11 |
0,41 |
- |
- |
Рынки |
3,00 |
0,12 |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
5 |
- |
- |
- |
Общественное питание |
483,00 |
18,93 |
49,00 |
10,15 |
497 |
18,49 |
106 |
21,33 |
341 |
12,49 |
42 |
12,32 |
Заготовки |
116,00 |
4,55 |
12,00 |
10,35 |
122 |
4,54 |
9 |
0,74 |
104 |
3,81 |
7 |
6,73 |
Промышленные предприятия |
815,00 |
31,94 |
68,00 |
8,35 |
804 |
29,91 |
65 |
8,09 |
1017 |
37,24 |
65 |
6,40 |
Транспорт |
112,00 |
4,39 |
16,00 |
14,29 |
122 |
4,54 |
13 |
10,66 |
128 |
4,69 |
19 |
14,85 |
Сельскохозяйственное производство |
1,00 |
- |
- |
- |
11 |
0,41 |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
Аппарат республиканских, краевых, областных потребсоюзов |
49,00 |
1,92 |
- |
- |
50 |
1,86 |
10 |
20,00 |
26 |
0,96 |
8 |
30,77 |
Прочие отрасли |
97,00 |
3,83 |
15,00 |
15,47 |
106 |
3,95 |
9 |
8,49 |
84 |
3,08 |
1 |
1,19 |
Всего |
2552,00 |
100 |
240,00 |
9,41 |
2688 |
100 |
306 |
11,39 |
2731 |
100 |
239 |
8,76 |
в 2017 году на 2731 человек – 254 работника аппарата, то есть на каждые 9,8 человек 1 представитель аппарата.
По статистическим данным наибольшее снижение численности работников наблюдается в следующих РайПО: Актанышское, Альметьевское, Балтасинское, Буинское, Заинское, Камскоустьинское, Рыбнослободское. Черемшанское.
Оперируя данными, предоставленными Татпотребсоюзом и статистической отчетности в 2019 году молодежь до 30 лет в общей численности работников составила 9,4%, работников пенсионного возраста – 10%. Средний возраст работников составляет 46 лет.
Работники со стажем в системе потребкооперации более 5 лет составляют 33%.
Одной из проблем кадрового обеспечения является «старение» кадров, молодежь неохотно приходит работать в потребкооперацию и причин тому немало.
Немаловажная, если не главная, проблема оттока кадров из системы потребкооперации – низкий уровень оплаты труда.
Таблица 2. Фонд оплаты труда работников за 2017-2019 гг.
Наименование отрасли |
2019 г |
2018 г. |
2017 г. |
|||
Фонд заработной платы, тыс.руб. |
В среднем в месяц, тыс.руб. |
Фонд заработной платы, тыс.руб. |
В среднем, тыс.руб. |
Фонд заработной платы, тыс.руб. |
В среднем, тыс.руб. |
|
Аппарат потребительских обществ |
15746,00 |
21,87 |
10116,30 |
17,21 |
23 013,23 |
18,62 |
Аппарат райпо |
21573,60 |
17,46 |
20502,70 |
17,62 |
21895,60 |
16,01 |
Аппарат райпотребсоюзов |
1334,00 |
27,80 |
548,00 |
22,84 |
2141,00 |
16,22 |
Аппарат республиканских, краевых, областных потребсоюзов |
19763,10 |
33,61 |
16597,30 |
27,67 |
8924,23 |
28,61 |
Итого аппарат всех уровней |
58416,7 |
22,54 |
47764,3 |
20,11 |
55974,06 |
18,37 |
Торговля |
129088,20 |
15,18 |
151756,80 |
15,31 |
116157,90 |
12,16 |
Рынки |
477,00 |
13,25 |
753,00 |
31,38 |
978,00 |
16,30 |
Общественное питание |
82612,80 |
14,26 |
75812,40 |
12,72 |
47985,60 |
11,73 |
Заготовки |
22630,00 |
14,26 |
22878,80 |
15,63 |
16999,00 |
13,62 |
Промышленные предприятия |
157851,80 |
16,14 |
160189,40 |
16,62 |
186619,52 |
15,30 |
Транспорт |
23521,10 |
17,50 |
24202,60 |
16,54 |
24044,40 |
15,66 |
Сельскохозяйственное производство |
140,00 |
11,67 |
1714,00 |
12,99 |
99,00 |
4,13 |
Прочие отрасли |
16221,40 |
13,94 |
17209,80 |
13,53 |
11267,00 |
11,18 |
Итого работники отраслей |
432542,3 |
15,43 |
454516,8 |
15,22 |
404150,42 |
13,6 |
Всего |
490959,00 |
16,04 |
502281,10 |
15,58 |
460124,48 |
14,04 |
Анализируя данные таблицы 2, мы видим, что наиболее высокооплачиваемой категорией работников ежегодно являются служащие аппарата республиканских, краевых, областных потребсоюзов, их заработная плата в среднем увеличилась с 2017 г. к 2019 г на 17,5%.
Среди работников управленческого аппарата наиболее низкооплачиваемой являются работники «на местах» - аппарат райпо. Например в 2019 г.их заработная плата ниже уровня средней по категории на 5,08 тыс.руб. или 22,5%
В общем ФОТ заработная плата всех «аппаратчиков» составляет 11,9% в 2019 г., в 2018 г. – 9,51% в 2017 г. – 12,17%.
Самый низкий уровень заработной планы в сельскохозяйственном производстве, что ниже размера средней заработной платы работников отраслей на 3,76 тыс.руб. хотя положительным является тот факт, что с
С 2017 г. средняя заработная плата работников аппарата управления увеличилась к 2019 г. на 18,5%, тогда как за аналогичный период заработная плата работников отраслей увеличилась на 11,86%. В целом по потребительской кооперации данный показатель составляет 1,46%.
Проанализировать ФОТ и динамику заработной платы работников возрастной категории до 30 лет не представляется возможным, ввиду отсутствия сведений в формах статистического наблюдения, но выскажу предположение, что она не выше средней по представленным отраслям.
Далее сравним размеры заработной платы с величиной минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума, установленных правительством РФ.
Таблица 3. Величина МРОТ, прожиточного минимума для трудоспособного населения и работников потребкооперации РТ 2017-2019 гг.
Показатель |
2019 г. |
2018 г. |
2017 г. |
МРОТ РФ, руб. |
11280 |
11163 |
7800 |
Темп роста, % |
+1,05 |
+43,12 |
|
Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в среднем за 4 квартала года, руб. |
11809 |
11125 |
10999 |
Темп роста, % |
+6,15 |
+1,15 |
|
В среднем работники потребкооперации РТ без АУП, руб. |
15430 |
15220 |
13600 |
Темп роста, % |
+1,38 |
+11,9 |
|
В 2019 г. заработная плата работников потребкооперации РТ в среднем выше прожиточного минимума на 3,6 тыс. руб. и выше МРОТ на 4,2 тыс. руб., темп роста ниже чем прожиточный минимум, но выше темпа роста МРОТ. В 2018 г. иная ситуация – темп роста заработной платы выше роста прожиточного минимума, но намного ниже роста МРОТ.
Однако, хоть уровень заработной платы и выше прожиточного минимума, однако удовлетворить всех потребностей трудоспособного населения и работников потребкооперации ее недостаточно, тем более если речь идет о молодежи.
Остается непонятным вопрос, каким образом меняется кадровый состав по отраслям, если в самой форме отчетности 5-т (потребсоюз) ведомственного статистического наблюдения «Сведения о численности и заработной плате работников» за 2017-2019гг. движения по показателям «Принято работников в ткущем году, человек « и «Выбыло работников в текущем году, человек» полностью отсутствуют.
Эффективное функционирование предприятий, а следовательно ее экономическая безопасность, системы потребкооперации, как и всех прочих, зависит в большей степени от профессионализма персонала. Развитие научно-технического прогресса накладывают особые условия на содержание и качество труда. Необходимы такие методы работы, которые в полной мере удовлетворяют работодателя и работника.
Проблема обеспечения высококвалифицированными кадрами различных отраслей потребкооперации отсеется весьма острой. Несмотря на подготовку специалистов профильными вузами, не многие молодые специалисты из числа выпускников стремятся трудоустроиться в потребительские кооперативы и общества.
Опросы студентов показали, что основными причинами является нежелание жить и работать в сельской местности, низкий уровень заработной платы, отсутствие видимых перспектив карьерного роста и другие.
Требует нормативного регулирования, выработки адресных мер, вопрос кадрового закрепления выпускников кооперативных учебных заведений в системе потребительской кооперации, как в качестве персонала, так и в статусе учебных кооперативов, студенческих компаний, новых кооперативов.
На экономическую безопасность предприятия влияет множества факторов, одним из которых исследователи выделяют кадровый потенциал. Эффективность деятельности базируется на компетентном использовании всех ресурсов в рыночных, зачастую кризисных условиях.
Однозначно, ввести в структуру Татпотребсоюза отдел по экономической безопасности в настоящее время выглядит проблематично, но озадачить, к примеру, отдельно сотрудника кадровой службы вопросами кадровой составляющей экономической безопасности представляется крайне необходимым.
Посредством выявления, оценки и анализа угроз хозяйствующих субъектов позволит создать комплекс мер по нейтрализации этих угроз и возможных убытком от них.
1. Andrunik A. p. HR security: innovative technologies of personnel management / A. P. Andrunik, Rudenko M. N., Suglobov A. E. / / Textbook. Moscow: Publishing and trading Corporation "Dashkov and K". - 2020. - 508 p.
2. Astrakhantseva E. A. Activity of the cooperative: accounting and analytical support, audit, economic security // In the collection: Problems and prospects of development of socio-economic potential of Russian regions Materials of the VIII all-Russian scientific and practical conference. 2019. Pp. 259-264.
3. Nabieva A. R., Astrakhantseva E. A. the Role of specialized universities in the training of cooperative managers - a new platform and internships // In the collection: Modern cooperation in the system of sustainable development goals Materials of the International scientific and practical conference Chayanov readings-2018. 2018. Pp. 393-399.