THEATER OF ECONOMIC ACTION: ADEQUATE ECONOMIC SECURITY POLICY IN RUSSIA UNDER MODERN CONDITIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article explores the issue of security of the economic development of Russia in modern conditions and defines the theater of economic action.

Keywords:
struggle, problems, theater of economic actions, knowledge-intensiveness, factors, economic opposition
Text
Publication text (PDF): Read Download

Усиление правящей элитой США санкционного давления экономического характера на Россию является очевидным и фактурным доказательством отсутствия достижения быстро ожидаемых целей предыдущими так называемыми волнами экономических санкций на мировом театре экономических действий против России начиная с 2014 года и по сегодняшний день.
Под театром экономических действий (ТЭД) понимается экономическое противостояние стран, выражаемое через целевую функцию взаимодействия (положительного для одних и отрицательного характера проявления действий — других) участников процесса в формате как суверенных государств, так и их коалиций виртуально и реально на информационном и территориальном пространстве, на котором сегодня экономически развитые страны США и ЕС противостоят России с целевой установкой исключения вхождения ее в мировые лидеры и становления высококонкурентного экономического государства.
Однако справедливости ради следует отметить, что экономические санкции явились как положительными, так и отрицательными предпосылками в отношении развития различных отраслей промышленности, экономических систем регионов и национальной экономики России в целом, что можно расценивать как обеспечение экономической безопасности национальной экономики. В основе границ положительного и отрицательного их проявления (санкций) в аспекте обеспечения экономической безопасности России прежде всего лежит инфраструктура производства высокотехнологичной продукции (высоконаукоемкие производства и технологии): с ростом степени наукоемкости продукции проявляется и закономерное повышение отрицательного воздействия примененных санкций не только на развитие, но и на простое функционирование экономических систем, что снижает уровень экономической безопасности государства. Требуется определенный период времени (от года до нескольких лет (5 и более) для их проявления как разрушительного экономического механизма, что в первую очередь (в значительной степени) зависит от уровня наукоемкости продукции, ее производственной интеграции, лицензионного характера действия технологий и наличия различных производственных запасов. Надо откровенно признать, что между национальными экономиками США и России идет настоящая экономическая война, которая в принципе и не прекращалась с момента образования СССР: ни в период его становления, развития и разрушения (1917—1991 гг.), ни в период новейшей истории Российской Федерации (1991—2020 гг.). Она только имела разные периоды активности по критерию применяемых сил и средств: от умеренной до высокой агрессии в разные исторические годы экономического противостояния. Выражаясь языком математики — от малой величины (0,01) до единицы. Автор разделяет точку зрения экспертов, которые утверждают, что экономическое противостояние США и России как мировых лидеров исторически на протяжении последних 100 лет никогда не приостанавливалось. Особенно оно усилилось после заявления Россией о своих законных национальных интересах (2007 г.), которое экономически развитые страны во главе с США восприняли неоднозначно, а точнее — враждебно, и экономическое противостояние по своей активности вступило в новую фазу, преследующую цель полной зависимости Российской Федерации от них (экономически развитых стран), исключение всякой возможности России войти в круг передовых индустриально развитых стран с высокоинновационной экономикой, оставаться сырьевой страной с дешевой рабочей силой со всеми вытекающими отсюда последствиями (захоронение ядерных и химических отходов, быть страной третьего мира по сбыту некачественных товаров и услуг, размещения вредных производств, выпуска необходимых товаров для экономически развитых стран и др.) [1—4] .
Главный вывод, который следует сделать сегодня России, заключается в том, что дальнейшее экономическое развитие страны будет неизбежно происходить в условиях ужесточения экономического противостояния и в первую очередь на основе вводимых новых санкций, генератором которых выступают США и их ближайший союзник Великобритания как непосредственно, так и косвенно, например, через КНР. Откровенно говоря, и в самих США не все спокойно: идет противостояние между финансовыми кланами Нью-Йорка и президентом Трампом, нет там былого единения в отношении мирового порядка и управления им. А внутренняя борьба очень влияет на мировое лидерство, и этот факт необходимо учитывать в экономическом противостоянии рассматриваемых стран. Следующие 6 лет (2020—2025 гг.) России предстоит решать и преодолевать непростые проблемы, связанные с санкциями, и прежде всего в области высоконаукоемкой продукции как наиболее чувствительной и оказывающей влияние как на размер, так и на рост валового внутреннего продукта (ВВП).
Среди главных проблем, препятствующих развитию российских предприятий высокотехнологичных (высоконаукоемких) отраслей промышленности и снижающих в целом экономическую безопасность национальной экономики, следует отметить: импорт передовых технологий; недостаточность финансирования; отсутствие эффективной государственной политики и законодательной поддержки; отсутствие внутреннего спроса на результаты деятельности высоконаукоемких предприятий и отраслей промышленности; низкая степень коммерциализации разработок; старение основных производственных фондов и материально-технической базы; нехватка квалифицированных кадров и слабый профессиональный менеджмент; неэффективное управление проектами; отсутствие инструментов учета и управления рисками и др. [1; 5—6]. И тем не менее следует отметить, что многие из них (проблем) успешно решаются посредством своевременно принятых мер в 2014—2016 годах. Правительством РФ программами импортозамещения (было разработано более 20 отраслевых программ импортозамещения только в гражданских отраслях промышленности) [7].
Дальнейшее успешное решение проблем экономического противостояния продолжилось в связи с проведением мероприятий, определенных в Указе Президента РФ от 1 декабря 2016 года № 642 «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации» [8]. И тем не менее актуально встает вопрос о проведении более конкретной адекватной политики экономической безопасности государства в современных условиях, учитывающей весь спектр вызовов и угроз экономического характера для России: внешние факторы (учитываемые при управлении государством) и внутренние (управляемые со стороны органов государственной и исполнительной власти).
К внешним факторам относятся: усиление позиций США в мире и их стремление к диктату; введение экономических санкций: отсутствие «длинных» кредитов для российских банков и замораживание их активов за рубежом; неблагоприятное изменение курса рубля и введенных санкционных ограничений и, как следствие, сокращение объема денежных средств в российской экономике и ухудшение инвестиционного климата; сокращение объемов иностранных инвестиций в российскую экономику; прекращение поставок высокотехнологичных товаров, новейшего программного обеспечения, оборудования и технологий двойного назначения и др.
К внутренним факторам относятся: нерациональный выбор приоритетов развития экономики; коррупция и некомпетентность властных структур; криминализация экономики и утечка капитала из страны; снижение уровня жизни и антагонизация социальной структуры; снижение производственного потенциала и инвестиций; снижение научно-технологического и инновационного потенциалов; превышение пределов открытости отечественной экономики; внутренние межнациональные и межконфессиональные конфликты; вероятность энергетического кризиса и др.
Внутренним факторам в управлении экономикой следует уделять основное внимание по признаку управляемости.
Человеческому фактору как основному элементу системы управления в решении социально-экономических задач принадлежит основная роль: в общем объеме решаемых задач управленческие задачи не превышают 8%, остальные 92% задач относятся к задачам состояния, критерий решения которых (задач состояния) однозначен и один — объективность (верификация). К сожалению, из-за низкой верификации решений задач состояния в целом при управлении экономикой не достигают целей на российском театре экономических действий большинство различных государственных программ. Поэтому задачи управления, где критерий решения многообразен: прибыль, оперативность, вес, длина, живучесть и др., не имеют стопроцентного результата цели достижения, а гораздо ниже… В конечной основе все заключается в человеке, а учитывая, что в основе эффективности экономики как производственной системы ВВП страны лежат три фактора: кадры, технологии и трудовая дисциплина, то закономерно следует неоспоримый факт назначения на руководящие (управленческие) должности людей по принципу профессионализма, а не личной преданности, с одной стороны. С другой — спрос за принимаемые решения и их последствия как положительного (поощрение), так и отрицательного (наказание) характера должен быть не коллективным, а персональным, так как это не позволит непрофессионалу (управленцам низкой квалификации) занимать руководящие должности. В противном случае непрофессионалы будут вместо созидания заниматься разрушением в целом правильно принимаемых сегодня и ранее принятых государственных программ в различных секторах экономики в новейшей истории России, полное выполнение которых сняло бы большинство проблем, появившихся новых и существующих старых в реальном секторе экономики. Но а если профессионалы сознательно будут принимать не созидательные решения, то спрос с них тем более должен быть строже вдвойне, чтоб не повадно было другим… приходить во власть только ради одного своего личного обогащения. Необходимо создавать и развивать систему государственного управления экономикой с целевой функцией постоянного повышения благосостояния всех граждан России, что в первую очередь обеспечивается соответствующей политикой экономической безопасности. И в этом отношении задачи, поставленные Президентом РФ В.В. Путиным в майских указах 2012 и 2018 годов, своевременны и как никогда актуальны. Времени для их выполнения остается не так уж много (до 2024 г.), а путь, который предстоит пройти всем гражданам России по масштабам и значимости сопоставим с грандиозными задачами, которые были успешно решены советским народом после окончания Второй мировой войны по восстановлению разрушенного народного хозяйства. Доказательством этого явились запущенные в космос первый искусственный спутник Земли (4 октября 1957 г.) и первый космонавт Ю.А. Гагарин (12 апреля 1961 г.), и другие великие достижения СССР. Это и есть наглядный пример наших отцов и дедов современному поколению россиян, как нужно успешно решать проблемы и становиться России экономически независимой, процветающей и высококонкурентной страной, то есть державой экономически мирового значения. И человеческому фактору здесь принадлежит главная роль. Поэтому вопреки режиссерским сценариям США политическое руководство России должно помимо своевременных адекватных экономических ответов принимать опережающие решения экономической выгоды для себя как политики обеспечения высокой экономической безопасности Отечества.

References

1. Chebotarev S.S., Kokhno P.A., Belokon S.P. Problems of economic development of the defense industry and ways to solve them. Bulletin of the Academy of Military Sciences, 2014, no. 4 (49), pp. 142—153. (In Russ.)

2. Kokhno P.A., Chebotarev S.S. The synergy of socialist management and capitalist management in solving the problems of the military-industrial complex. Scientific Herald of the military-industrial complex of Russia, 2015, no. 1, pp. 30—45. (In Russ.)

3. Chebotarev V.S., Elfimov O.M., Rudakov S.A. Economic Security: a training manual. Nizhny Novgorod, 2017. (In Russ.)

4. Chebotarev V.S., Elfimov O.M., Rudakov S.A. Theory of economic security: a training manual. Nizhny Novgorod, 2016. (In Russ.)

5. Kokhno P A., Chebotarev S.S. Trends in the development of high-tech industry. International scientific and socio-political journal “Society and Economics”, 2015, no. 4-5, pp. 44—64. (In Russ.)

6. Chebotarev S.S., Kokhno P.A. Models and development prospects of the military-industrial complex. Scientific Herald of the military-industrial complex of Russia, 2015, no. 2, pp. 3—20. (In Russ.)

7. About the State Corporation for the Promotion of the Development, Production and Export of High-Tech Industrial Products “Rostec”: federal law of November 23, 2007 no. 270-FZ (as amended on December 29, 2017). Collection of legislative acts of the RF, 2007, no. 48, part 2, art. 5814. (In Russ.)

8. Strategy for scientific and technological development of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation of December 1, 2016 no. 642. Collection of legislative acts of the RF, 2016, no. 49, art. 6887. (In Russ.)


Login or Create
* Forgot password?