MANAGEMENT OF CHANGES TO SOCIAL SUSTAINABILITY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIA: RESULTS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article reveals the concept and analyzes the changes in the social stability of students of higher educational institutions of Russia. The article was prepared based on the results of comparative monitoring of the social sustainability of students of higher educational institutions of Russia, performed by the Penza State University of Architecture and Construction. Over 800 students from 13 state universities of Russia took part in the monitoring. Among the analyzed indicators of students 'social sustainability, the following were considered: students' readiness to study at a university, students 'economic independence, their personal organization, concern for health and performance, students' culture of behavior, as well as their readiness to start a family and housekeeping.

Keywords:
social sustainability, students, change management, higher education institution
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение. Образование сегодня – это не просто одна из подсистем социальной сферы, удовлетворяющая ряд потребностей личности, но и специфическая область общественной жизнедеятельности, в которой моделируется будущее, формируются ресурсы развития и компенсируются негативные последствия функционирования других социальных институтов.

Высшее образование для молодого че­ловека должно стать ступенью профес­сионального становления, на которой он получает мощный импульс развития своего интеллектуального потенциала, стимули­рования процессов саморазвития и самооб­разования, активного формирования мотивов позна­вательной и профессиональной деятельности. Но к такому инновационному образователь­ному процессу в вузе студента нужно готовить.

В связи с этим актуальной проблемой становится повышение социальной устойчивости студентов в период обучения в вузе и в последующей жизненной траектории.

Целью нашего исследования является анализ изменений показателей социальной устойчивости студентов российских университетов, их готовности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, разработка на этой основе рекомендаций, направленных на повышение конкурентоспособности выпускников российских вузов.

Объектом сравнительного исследования, проведенного в 2017−2020 гг., выступили более 800 студентов высших учебных заведений России, а предметом исследования стали приоритеты жизнедеятельности и социальная устойчивость студентов региональных вузов России.

Теоретические подходы к управлению изменениями социальной устойчивости студентов высших учебных заведений. Специфика современного экономического пространства выдвигает всё новые требования к личности специалистов в разных областях. Сегодня успех специалиста в профессионально-социальной деятельности зависит от его способности быстро адаптироваться к различным социокультурным условиям, эффективно и гибко вступать в социальные взаимодействия, сохраняя при этом свою субъективность, самостоятельность, нравственную и профессиональную целостность.

Отметим, что вопросы формирования социальной устойчиво­сти студенческой среды исследовате­лями рассмотрены пока слабо. Т.А. Кордон считает, что «социальная устойчивость студента представляет собой интегра­тивное качество личности, включающее в себя способность противостоять нега­тивному влиянию окружающей среды, критически оценивать свои поступки, принимать правильные решения в ситуации выбора» [5]. По мнению Е.М. Ефимовой [4], социальная устойчивость личности определяется как комплексная характеристика, которая представляет собой устойчивую систему внутренних взглядов, убеждений, принципов, социально-нравственных качеств, базирующихся на освоенных культурных нормах и ценностях, позволяющую личности сохранять свои личностные позиции и интересы, проявлять гибкость в принятии решений, развиваться и адаптироваться к изменяющимся социальным условиям. В основе теории социальной устойчивости лежит механизм сбалансированного взаимодействия технических возможностей общества и его нравственных регуляторов.

Наше понимание социаль­ной устойчивости студенчества пред­полагает готовность студента к само­стоятельной жизни и будущей профес­сиональной деятельности, способность преодолевать влияние внешних факторов и обстоятельств на основе личной орга­низованности, способности к обучению в вузе, повышения экономической само­стоятельности и конкурентоориентиро-ванности, владения культурой поведения в обществе, хорошим здоровьем и высокой работоспособностью, готовности к созданию семьи и ведению домашнего хозяйства [9].

Молодое поколение России является стратегическим ресурсом нашего государства и одновременно одним из важных субъектов его социально-экономической политики. От того, как сегодня будет обучена и воспитана молодежь, зависит будущее страны. Молодое поколение своеобразно воспринимает ценности и традиции старшего поколения, что ведет к разрыву преемственности. Между тем, именно на этой основе формируются потенциал развития общества, его готовность к усвоению и практическому применению новых знаний, умений и навыков.

По своей сущности социальная устойчивость студентов представляет собой отражение личностью общественных отношений и ее взглядов на эти отношения. Являясь формой самоопределения личности, социальная устойчивость отражает действительность сквозь призму потребностей личности.

Следовательно, жизненный успех выпускника вуза во многом будет зависеть от его умения самостоятельно жить в современных российских условиях. Очень важно в процессе профессиональной подготовки обучить студентов умению действовать в соответствии с реалиями рыночной экономики.

Методические подходы к исследованию. Сравнительный анализ изменений социальной устойчивости студентов России был осуществлен на основе специальной анкеты. Выборочной совокупностью исследования явились студенты высших учебных заведений России, в основном представляющих региональные вузы страны.

На первом этапе в 2017 г. проводилось исследование социальной устойчивости, в котором приняли участие 403 студента из 13 высших учебных заведений страны, 4 федеральных округа страны. 81% опрошенных студентов составили представители женского пола и 19% − мужского. 33% опрошенных обучались на первом курсе, 27% − на втором, 17% − студенты третьего курса, 14% − студенты четвертого курса, 9% обучались в магистратуре.

В новом исследовании динамики изменений социальной устойчивости студентов и их готовности к реальной жизни и профессиональной деятельности, проведенном в 2020 г., приняли участие 426 студентов высших учебных заведений России, представляющих 11 государственных университетов,
4 федеральных округа России. Большую активность в опросе проявили девушки – 57,9%, в то время как юношей в числе опрошенных – 42,1%. 12,2% опрошенных обучались на первом курсе, 10,6% − на втором, 11,3% − студенты третьего курса, 13,8% − студенты четвертого курса, 52,1% студентов обучались в магистратуре.

Оценка изменений социальной устойчивости студентов проведена по шести основным, формирующим ее, факторам: 1) готовность к обучению в высшем учебном заведении; 2) экономическая самостоятельность студентов; 3) личная организованность; 4) культура поведения в обществе; 5) здоровье и работоспособность; 6) готовность студентов к созданию семьи и ведению домашнего хозяйства.

На основе обобщения результатов этапов исследования и, учитывая практический опыт университета, предложены рекомендации по дальнейшему повышению социальной устойчивости студентов региональных вузов России.

Результаты исследования. Готовность к обучению в вузе, получению высшего образования. Личностный рост и профессиональное развитие невозможно без мотивации. Мотивация является неотъемлемой частью карьерной деятельности студента. В сфере управления и образования мотивация занимает одно  из  лидирующих  мест [3]. Высокий  уровень  профессиональной мотивации  студента  в  настоящее  время  рассматривается как  одно  из  главных условий  эффективной  профессиональной  деятельности. 

     Результаты проведенного сравнительного опроса показали небольшое снижение уровня мотивации студентов, а также рост удовлетворенности студентов учебным процессом на 8,4%. Важно отметить, что меньшее количество студентов (2,1%) по сравнению с 2017 г. отмечают снижение у них мотивации к обучению в вузе (рис. 1).

Поступая в университет, студенты сталкиваются с трудностями в различных сферах. Отметим, что большинство студентов высших учебных заведений 2017 (50,9%) и 2020 г. (57,1%) сталкивались с трудностями в учебе и адаптации к новым условиям обучения в вузе (табл.1)

Таблица 1

Трудности, с которыми сталкивались студенты в процессе обучении в вузе

№ п/п

Варианты ответов

%

 

2017 г.

2020 г.

1.

Трудности в общении со сверстниками

22,3

15,9

2.

Трудности в общении с преподавателями

11,4

27,0

3.

Трудности адаптации к новым условиям обучения в вузе

50,9

57,1

4.

Другое  (совмещение учебы и общественной деятельности, недостаток сна, нехватка времени, непонимание учебных дисциплин и др.)

15,4

0,0

Итого

 

100,0

100,0

         

 

В связи с необходимостью интенсификации науки и техники, повышения роли инноваций в развитии, как отдельного предприятия, так и экономики нашей страны в целом, повышается уровень требований, предъявляемых к качеству высшего профессионального образования и инновационной составляющей студенческой науки. Сегодня первостепенную значимость приобретают умения специалистов работать с постоянно обновляемой информацией, дополнять и развивать знания [11].

Большинство студентов, принявших участие в исследовании, начали заниматься научно-исследовательской работой с первого (28,6%) и второго (27,7%) курса обучения. По сравнению с 2017 г. прослеживается повышение показателя научной деятельности.

Таким образом, наш анализ позволяет сделать вывод о необходимости усиления вовлечения студентов в учебную деятельность, а также необходимости повышения мотивации студентов к научно-исследовательской работе, поскольку именно научно-исследовательская работа студента способствует развитию аналитических способностей и является важной составляющей системы подготовки специалистов.

Экономическая самостоятельность студентов. Экономическая самостоятельность студентов – это характеристика реализации человеческой личности, условие, основа и предпосылка всех иных сторон жизни, как отдельного человека, так и общества в целом.

Большинство студентов, принявших участие в исследовании, повысили оценку своей экономической самостоятельности (табл. 2).

Таблица 2

Самооценка студентами своей экономической самостоятельности

№ п/п

Варианты ответов

%

2017 г.

2020 г.

1.

Считают себя экономически самостоятельными

45,4

49,5

2.

Не считают себя экономически самостоятельными

40,7

41,3

3.

Не думали об этом

13,9

9,2

Итого

 

100,0

100,0

 

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что быть экономически независимыми студентам в 2017 г. (59,8%) и в 2020 г. (61,7%) в большей степени мешает занятость учебой, недостаток знаний и опыта работы, а также  нехватка финансовых средств (рис. 2).

Проведенный сравнительный анализ экономической самостоятельности и финансовой грамотности студентов позволяет говорить о недостаточном развитии этого навыка у студентов России, так как большинство опрошенных девушек и юношей не считают себя финансово грамотными и не обладают навыками для осуществления оплачиваемой трудовой деятельности.

Личная организованность, способность управлять собственной жизнью. Как показало исследование в 2017 г. только 3,9% опрошенных респондентов пользовались специальным еженедельником студента, треть студентов (29,3%) не записывали личные планы, старались все держать в голове. В 2020 г. ситуация улучшилась и треть опрошенных России (29,8%) начали использовать специальный еженедельник.

Культура поведения в обществе. Культурная жизнь вуза напрямую зависит от его студентов. Студентам был задан вопрос, в каких мероприятиях, организуемых вузом, студенты принимали участие.

Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что произошли изменения в культурном облике студентов. По сравнению с 2017 г., большинство студентов (44,8%) тоже активно принимают участие в культурной жизни вуза. В 2017 г. большинство опрошенных респондентов (59,6%)  не принимали участие в таких мероприятиях, поскольку, по их мнению,  не обладают талантами и специальными навыками. Больше половины студентов, принявших участие в исследовании,  считают себя культурными и воспитанными людьми. 

По результатам анализа культуры поведения студентов в обществе  можно сделать вывод, что современные студенты стараются саморазвиваться, поддерживать аккуратный внешний вид, так как он является залогом успеха и высокой успеваемости, участвовать в культурных мероприятиях университета, работать над своей культурой поведения. Все это улучшает их культурный облик, а, следовательно, и социальную устойчивость.

Состояние здоровья и работоспособность. Жизнь и многочисленные научные исследования показывают, что высокий уровень профессиональной подготовки требует значительной физической подготовки. Проблема укрепления здоровья студентов, формирование у них здорового образа жизни является сегодня крайне актуальной.

Анализ показал, что по сравнению с 2017 г. (9,4%), большее число студентов высших учебных заведений в 2020 г. (20,2%) начали заниматься спортом.  Треть студентов (34,3%)отметили то, что несколько раз в неделю ходят в тренажерный зал или фитнес-клуб. В 2020 г. снизился процент студентов, не занимающихся спортом.

Если профессиональным спортом можно заниматься по желанию, то делать утреннюю зарядку необходимо всем для поддержания здоровья. Однако не все это понимают. Так, например, большинство опрошенных студентов в 2017 г. (48,6%) и 2020 г. (43,9%) делают утреннею гимнастику по настроению. В 2020 г. вырос процент студентов России (25,6%), которые делают зарядку ежедневно. Также остаются ещё студенты, которые вообще не делают зарядку (рис. 3).

Согласно результатам опроса, спорт занимает не последнее место в жизни современных студентов. Многие из них занимаются спортом профессионально и принимают участие в мероприятиях вуза, а также посещают тренажерные залы и фитнес-клубы для поддержания хорошей физической формы.

Готовность студентов к созданию семьи и ведению домашнего хозяйства. Семья является важнейшим социальным институтом человечества, основной ячейкой общества, именно в ней развертывается процесс социализации и любые, даже не ярко выраженные, изменения этого института свидетельствуют об изменениях в других областях человеческой жизни, общества.

Большинство студентов считают, что семейное благополучие очень важно для них. Вырос процент студентов высших учебных заведений, которые придают значимость семье, но в большей степени увлечены работой. Наименьшее количество студентов сошлись на мнении, что для них карьера на первом месте.

Из сравнительного анализа видно, что роль родителей важна для студента. Родители стремятся помочь студенту и расширить его кругозор. В 2017 г. большинство опрошенных респондентов (46,4%) считали, что родители стремятся расширять кругозор студентов и передают ценный жизненный опыт, это мнение студентов также подтвердилось по результатам нового исследования (53,3%)  (табл. 3).

Таблица 3

Передача знаний и опыта родителей студенту

№ п/п

Варианты ответов

%

2017 г.

 

2020 г.

 

1.

Родители стремятся расширять кругозор студентов и передают ценный жизненный опыт

46,4

53,3

2.

Родители делятся со студентами жизненным опытом, но в расширении кругозора их роль мала

38,9

27,9

3.

Студенты не считают жизненный опыт родителей ценным для развития их карьеры

14,7

18,8

Итого

 

100,0

100,0

В ходе исследования выявлено, что семья оказывает большое влияние на студентов, а также дает поддержку и опору в образовательной деятельности и жизни в целом.

Оценка факторов формирования социальной устойчивости студенчества.

Для проведения оценки были выбраны факторы, на наш взгляд, формирующие социальную устойчивость студентов, среди которых выделяются: готовность к обучению в высшем учебном заведе­нии, экономическая самостоятельность и финансовая грамотность, личная орга­низованность, культура поведения в об­ществе, здоровье и работоспособность, готовность к созданию семьи и ведению домашнего хозяйства (табл. 4).

Таблица 4

Самооценка личной социальной устойчивости по её отдельным структурным элементам

№ п/п

Варианты ответов

%

2017 г.

2020 г.

1.

Готовность студентов к обучению в вузе и получению высшего образования

40,7

43,7

2.

Экономическая самостоятельность и финансовая грамотность студентов

36,7

46,2

3.

Личная организованность и способность управлять своей жизнью

41,2

44,1

4.

Владение студентов  культурой поведения в обществе

39,2

42,0

5.

Состояние здоровья и повышение работоспособности студентов

30,0

42,9

6.

Готовность студентов к созданию семьи и ведению домашнего хозяйства

23,8

34,5

 

Результаты сравнительного анализа показыва­ют, что опрошенные в 2017 г. студенты высших учебных заведений России были недостаточно готовы к обучению в высшем учебном заведении, получению высшего образования, обладали низкой лич­ной организованностью, способностью управлять своей жизнью, не уделяли внимания поддержанию собственного здоровья и работоспособности, не готовы к созданию семьи и ведению домашнего хозяйства. Ситуация за прошение три года несколько стабилизировалась и, как мы видим из сводных результатов в 2020 г., показатели социальной устойчивости студентов выросли. Это значит, что студенты высших учебных заведений России стремятся быть активными и успешными, развивают социальную устойчивость и повышают готовность к будущей профессиональной деятельности. Высшие учебные заведения России прилагают усилия в этом направлении.

Заключение

1. Сформулированы теоретические подходы к изучению социальной устойчивости студентов, под которой понимается готовность студента к самостоятельной жизни и бу­дущей профессиональной деятельности, его способность преодолевать влияние внешних факторов и обстоятельств на основе личной организованности, спо­собности к обучению в вузе, повыше­ния экономической самостоятельности и конкурентоориентированности, вла­дения культурой поведения в обществе, хорошего здоровья и высокой работо­способности, готовности к созданию семьи и ведению домашнего хозяйства.

2. Результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости более активного вовлечения студентов в учебную деятельность, повышения их мотивации к научно-исследовательской работе, поскольку она способствует развитию аналитических навыков и является важной составляющей системы подготовки будущих специалистов.

3. На основе анализа экономической самостоятельности и финансовой грамотности студентов можно отметить пока лишь средний уровень владения данными показателями. Многие студенты считают себя экономически самостоятельными и финансово грамотными, но не способны на практике осуществлять оплачиваемую трудовую деятельность.

4. В результате оценки личной организованности студентов можно отметить рост уровня показателя за три года, студенты начали пользоваться личными еженедельниками и уделять больше внимания планированию времени.

5. Исследование культуры поведения студентов в обществе позволило сделать вывод о том, что современные студенты стараются саморазвиваться, поддерживать аккуратный внешний вид, так как он является залогом успеха и высокой успеваемости, участвовать в культурных мероприятиях университета, работать над своей культурой поведения. Также важно отметить изменение в отношении студентов к спорту и заботе о своем здоровье в лучшую сторону.

6. Выявлено, что большинство студентов пока не готовы к созданию семьи, так как боятся брать на себя ответственность.

7. На основе общей оценки показателей изменений социальной устойчивости студентов можно сделать вывод о росте их уровня в динамике за три года.

 

References

1. Anisimova O.S. Cennostnye orientacii studencheskoy molodezhi / O.S. Anisimova // Vestnik Donskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. − 2018. − № 1. − S. 91-97.

2. Baskakova Ya.A. Studenchestvo kak osobaya social'naya gruppa / Ya.A. Baskakova // Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikaciy. – 2018. – T. 4 (12). – S. 364-365.

3. Bogatova O.A., Klimenova N.A. Izmenenie modeley social'nogo povedeniya studentov v processe mezhkul'turnoy adaptacii // Ogarev-Online. 2018. − №11 (116). − S. 4-10.

4. Efimova E.M. Metody formirovaniya social'noy ustoychivosti lichnosti v usloviyah vysshego professional'nogo obrazovaniya // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Ser.: Pedagogika. 2012. № 3. − S. 55−62.

5. Kordon T.A. Deyatel'nost' kuratorov studencheskih grupp po formirovaniyu social'noy ustoychivosti u buduschih pedagogov // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. − 2010. − T. 1. − № 3. − S. 86–91.

6. Maralov V.G. Spokoynaya zhizn' ili raznoobrazie i izmenenie: harakteristika dvuh zhiznennyh orientaciy studentov // Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal. − 2017. − №3-1 (57). – S.116-121.

7. Mihaylovskaya S.A. Konceptualizaciya ponyatiy «Studencheskaya molodezh'» i «Vtorichnaya zanyatost'» v kontekste sociologii upravleniya // Vestnik ZabGU. − 2014. − №3. – S. 68-74.

8. Reznik S.D., Chernikovskaya M.V. Social'naya ustoychivost' studencheskoy molode¬zhi Rossii: kak ocenivayut ee sami studenty // Integraciya obrazovaniya. − 2019. − T. 23. − № 1. − S. 85–99.

9. Reznik S.D., Chernikovskaya M.V. Studenty Rossii: zhiznennye prioritety i social'naya ustoychivost': Monografiya. − Moskva: INFRA-M, 2019. − 242 s.

10. Reznik S.D., Chernikovskaya M.V., Nosova E.V. Obrazovatel'nye tehnologii povysheniya urovnya samoorganizacii nachinayuschih menedzherov // Kadrovik, № 1-2. − S. 163−171.

11. Fedotkina S.A., Yackovskaya L.N. Gotovnost' k izmeneniyu obraza zhizni sredi studentov i uchaschihsya kolledzhey / Russian Journal of Educationand Psychology. − 2013. − №3. − S.50-57.

Login or Create
* Forgot password?