ABOUT THE EFFICIENCY OF AGRICULTURAL COOPERATIVES’ FUNCTIONING IN RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
Abstract. The relevance of the presented material are justified by the fact that agrarian cooperation, first, is considered today as the most important condition for the successful functioning of agrarian sector of the economy and the preservation of rural areas, second, is under the close attention of the government, third, is characterized by low efficiency, despite the considerable efforts of theorists and practitioners. Research objective is scrupulous studying of a condition of cooperative activity in the Russian Federation in general and its regions in particular therefore materials about the efficiency assessment of domestic agricultural consumer cooperatives activity are presented in article (including in the Ural Federal District). Results. The main determinants of inefficient activity of agricultural consumer cooperatives in Russia (confirmed by calculations and analysis of corresponding economic indicators) are such circumstances as low readiness of producers for any integrative processes due to inadequacy of informal institutions; obstacles for introduction of entrepreneurial models into cooperative activities by formal institutions; limited resources at the disposal of cooperatives (including financial); non-compliant quality of human capital; inability to implement the traditional cooperative model in the current environment. Scientific novelty. The results are positively correlated with trends in the institutional environment. At the same time, the data of theoretical and empirical studies, on the basis of which, first of all, modern achievements of cooperative science and generalized material of practical activity of agricultural consumer cooperatives, allow not only to identify the main trends and tendencies in the development of domestic agricultural consumer cooperatives, but also to identify the reasons for their slow development.

Keywords:
agricultural consumer cooperatives, formal and informal institutions, institutional theory, efficiency.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Постановка проблемы (Introduction)

В настоящее время сельскохозяйственная кооперация в очередной раз находится в центре пристального внимания ученых, правительственных структур, практиков (сельскохозяйственных производителей – потенциальных и действующих участников сельскохозяйственной кооперации). Важность кооперативных процессов в сельском хозяйстве России неоднократно (в своих выступлениях) подчеркивается президентом страны В. В. Путиным, и прежде всего обращается внимание на необходимость поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Во исполнение данных Президентом РФ соответствующих поручений Министерством сельского хозяйства разработано (и сегодня уже реализуется) ряд важных государственных программ, определяющих стратегические пути развития сельскохозяйственной кооперации, а следовательно, развития сельского хозяйства и возрождения российского села. Экономическая целесообразность активной поддержки сельхозкооперации в сложившихся социально-экономических, политических и институциональных условиях очевидна и аргументирована, с одной стороны, уникальностью ситуации на рынках сельскохозяйственной продукции, с другой – изменчивостью среды, в которой функционируют аграрные производители.

Современное состояние и проблемы отечественной сельскохозяйственной кооперации, изменение ее роли в развитии аграрной отрасли экономики и устойчивом развитии сельских сообществ и сельских территорий (особенно в свете новых правительственных требований) представляют интерес как для отечественных (в первую очередь), так и для западных ученых-экономистов [1–5]. Исследователи отмечают, что в современных условиях, когда сельскохозяйственные кооперативы развиваются не эволюционным путем, а создаются в большинстве своем сверху, государство, конечно же, не снимает с себя ответственности за их успешное функционирование и, инициируя создание кооперативов, через соответствующие административные структуры предоставляет им и различного рода информационно-консультационные услуги, и значимую финансовую помощь. Общий тренд в совершенствовании методов и инструментов соответствующей государственной политики в первую очередь направлен на экономическую (финансовую) помощь кооперативам (субсидии, гранты) для создания и развития их материально-технической базы, достижения конкурентоспособных позиций на тех или иных рынках. При этом в эволюции государственной кооперативной политики (начиная с 1990-х годов) можно выделить несколько важных периодов.

Первый период (1990–2005 гг.). Активное формирование законодательства, регулирующего деятельность сельскохозяйственных кооперативов. Опосредованное стимулирование кооперативных процессов через поддержку фермерства. Создание новых институциональных структур (Фонда кредитования АПК, к примеру) для льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей. Разработка программ поддержки на региональном уровне личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Второй период (2006–2015 гг.). Поддержка в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Инициирование создания значимого числа сельскохозяйственных потребительских кооперативов (всего 2550, включая 1 тыс. кредитных, 1 тыс. снабженческо-сбытовых и 550 перерабатывающих кооперативов). Разработка и утверждение (29 марта 2006 г.) Концепции развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в основе которой многогранная нормативно-правовая, финансово-кредитная, информационная, консультационная, методическая (и иная) поддержка. Определение Россельхозбанка в качестве основного института льготного кредитования фермерских хозяйств и их кооперативов с целью реализации государственной кооперативной политики.

Третий период (2015 год – настоящее время). Активная государственная поддержка сельскохозяйственной отрасли в целом (особенно в связи с ранее введенными санкциями и политикой импортозамещения). Реализация разработанного Министерством сельского хозяйства во исполнение Послания Федеральному Собранию Президента России В. В. Путина (декабрь 2016 г.) комплекса мероприятий, культивирующих создание новых сельскохозяйственных кооперативов и оказание им (как и уже функционирующим кооперативам) всевозможной консультационной, информационной и финансовой помощи.

Тем не менее поставленная правительством цель активного развития аграрной кооперации при всесторонней поддержке государства (даже в условиях ежегодного роста объемов выделяемых денежных средств) для многих аграрных российских регионов так и остается нереализованной. В связи с этим актуальной проблемой современной науки и целью данного исследования является тщательное и глубокой изучение состояния кооперативной деятельности в Российской Федерации (РФ) в целом и ее регионах в частности (концентрируя внимание на областях Уральского федерального округа – УФО).

Методология и методы исследования (Methods)

Описывая алгоритм и методы оценок эффективности деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов в России, прежде всего поясним, что информационной базой эмпирической части исследования послужили данные современной кооперативной статистики по областям УФО (Курганской, Челябинской, Свердловской, Тюменской) и Российской Федерации в целом, аккумулируемые Росстатом РФ, а также материалы, полученные авторами в ходе опросов членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов и сельских жителей (потенциальных участников кооперации в областях УФО), которые проводились с целью выявления проблем в развитии аграрной кооперации, причин низкой эффективности кооперативной деятельности. Вопросы касались текущего состояния и перспектив развития сотрудничества сельскохозяйственных производителей с партнерами по бизнесу; уровня благоприятности сложившейся институциональной среды для функционирования сельскохозяйственных кооперативов; возможностей модификации принципов организации деятельности кооперативов в целях их успешного развития. Аналитическая часть исследования относительно результатов функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов Курганской области реализована путем расчета и обобщения общепринятых показателей эффективности деятельности организаций.

Отметим, что сложность использования региональной статистики связана с тем, что Департаменты (министерства) АПК (в том числе Курганской области) имеют достоверную информацию лишь относительно численности сельскохозяйственных кооперативов в регионе (как зарегистрированных в налоговых органах, так и реально функционирующих). Что же касается конкретно ресурсов кооперативов (финансовых, материальных), а также результативности их использования, то данные предоставляются в соответствующие органы не всеми кооперативами (хотя, безусловно, большинством). Однако, обобщая имеющийся материал о функционировании отечественных сельскохозяйственных кооперативов, систематизируя основные показатели деятельности непосредственно сельскохозяйственных потребительских кооперативов (причем тех из них, по которым информация доступна), используя относительные показатели (рассчитанные на 1 кооператив), все же возможно проследить динамику тех или иных результатов деятельности кооперативов в исследуемых регионах.

Научный интерес представляют сравнительные характеристики и показатели эффективности деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Российской Федерации в целом и ее округах в частности. Статистической базой такого компаративного анализа может послужить база ЕМИСС, созданная Росстатом и включающая множество важных данных относительно кооперативной деятельности (численность членов кооперативов, паевой фонд и его структура, стоимость отгруженных товаров собственного производства, выручка от несельскохозяйственной деятельности и т. д.).

Результаты (Results)

В имеющейся научной литературе по проблеме исследования неоднократно отмечается, что число сельскохозяйственных потребительских кооперативов в последние годы перманентно снижается [1, с. 753], однако такой важный показатель, как численность членов, наоборот, перманентно демонстрирует положительную динамику [6, с. 486]. Причем рост участников кооперативной деятельности в Российской Федерации характерен не только для сельскохозяйственных потребительских кооперативов в целом, но и для основной (наиболее важной для мелких сельхозпроизводителей) их группы – снабженческо-сбытовых кооперативов (таблица 1).

Таблица 1

Динамика численности членов снабженческо-сбытовых кооперативов, ед.

Территория

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2018 г. к 2013 г. (рост, снижение, ед.)

Центральный федеральный округ

9 588

7 785

6 066

18 747

28 080

27 682

+18 094

Северо-Западный федеральный округ

215

151

167

178

124

155

–60

Южный федеральный округ

1 010

876

933

1 120

1 222

1 413

+403

Северо-Кавказский федеральный округ

1 078

255

321

354

286

182

–896

Приволжский федеральный округ

9 828

8 704

8 428

8 933

8 863

11 290

+1 462

Уральский федеральный округ

7 874

8 511

8 760

9 063

8 018

7 323

551

Курганская область

18

24

24

40

35

47

+29

Свердловская область

59

124

156

183

125

104

+45

Тюменская область

3 781

4 217

4 328

4 030

3 104

2 502

–1279

Челябинская область

4 016

4 146

4 252

4 810

4 754

4 670

+654

Сибирский федеральный округ

6 472

7 149

8 341

7 551

8 476

8 920

+2 448

Дальневосточный федеральный округ

348

275

253

216

110

619

+271

Российская Федерация

36 413

33 706

33 269

46 162

55 179

57 584

+21 171

Источник: Росстат, ЕМИСС https://fedstat.ru/indicators.

Table 1

Dynamics of the number of members of supply and marketing cooperatives, units

Territory

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2018 to 2013

(growth, decrease, units)

Central Federal District

9 588

7 785

6 066

18 747

28 080

27 682

+18 094

Northwestern Federal District

215

151

167

178

124

155

–60

Southern Federal District

1 010

876

933

1 120

1 222

1 413

+403

North Caucasus Federal District

1 078

255

321

354

286

182

–896

Volga Federal District

9 828

8 704

8 428

8 933

8 863

11 290

+1 462

Ural Federal District

7 874

8 511

8 760

9 063

8 018

7 323

551

Kurgan region

18

24

24

40

35

47

+29

Sverdlovsk region

59

124

156

183

125

104

+45

Tyumen region

3 781

4 217

4 328

4 030

3 104

2 502

–1279

Chelyabinsk region

4 016

4 146

4 252

4 810

4 754

4 670

+654

Siberian Federal District

6 472

7 149

8 341

7 551

8 476

8 920

+2 448

Far Eastern Federal District

348

275

253

216

110

619

+271

Russian Federation

36 413

33 706

33 269

46 162

55 179

57 584

+21 171

Source: Rosstat, EMISS https://fedstat.ru/indicators.

 

В то же время очевидно, что в разрезе округов РФ (и областей УФО) изменения численности членов сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых кооперативов далеко не однозначны. Так, например, существенное увеличение данного показателя отмечается в Центральном и Сибирском федеральных округах, а значимое снижение – в Северо-Кавказском и Уральском. Причем снижение численности членов исследуемого вида кооперативов непосредственно в Уральском федеральном округе наблюдается в Тюменской области, в то время как другие области УрФО (Челябинская, Курганская, Свердловская) характеризуются их ростом. Включение в данную статистику перерабатывающих кооперативов несколько изменило бы общую картину, но (предположительно) в незначительной степени. Так как общая база по всем сельскохозяйственным потребительским кооперативам конкретно по данному показателю (как и некоторым другим, приведенным далее) отсутствует, а анализ возможен лишь на основе результатов сельскохозяйственной переписи (главным образом на основе первичных данных, которые не публикуются в открытой печати), оценка основных результатов деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов в России, федеральных округах и конкретно в областях УрФО осуществлялась (далее) по такой категории, как снабженческо-сбытовые кооперативы.

Отметим, что значимая региональная дифференциация наблюдается и с точки зрения других показателей деятельности сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых кооперативов, в том числе одного из базовых – размера паевого фонда (таблица 2).

Таблица 2

Динамика паевого фонда снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов, тыс. р.

Территория

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2018 г. к 2013 г., %

Центральный федеральный округ

81 185

79 863

91 273

77 246

71 661

75 468

93

Северо-Западный федеральный округ

4 743

4 068

4 089

17 531

17 113

19 409

409

Южный федеральный округ

32 916

35 701

54 426

141 263

147 638

110 471

336

Северо-Кавказский федеральный округ

5 326

5 226

6 666

8 477

4 978

4 361

82

Приволжский федеральный округ

148 878

131 751

98 028

98 698

91 095

100 742

68

Уральский федеральный округ

13 783

18 783

16 072

18 578

20 961

20 279

147

Курганская область

4 621

1 500

1 627

1 669

1 109

1 671

36

Свердловская область

7 401

7 721

13 489

15 173

6 070,8

14 723

199

Тюменская область

5 292

5 334,4

2 014,1

2 690,5

5 194

2 306

44

Челябинская область

1 469,2

1 516,6

1 448,1

1 428,8

1 409,2

1 579

107

Сибирский федеральный округ

28 476

30 731

21 320

22 769

39 076

н/д

137*

Дальневосточный федеральный округ

44 352

18 603

18 993

19 907

13 192

н/д

30*

Российская Федерация

359 659

324 725

310 868

404 470

405 714

380 876

106

Комментарий: * сравнение данных 2017 г. с данными 2013 г. (данные же 2018 г. в базе ЕМНИС отсутствуют).

Table 2

Dynamics of the mutual fund supply and marketing consumer cooperatives, thousand rubles

Territory

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2018 to 2013, %

Central Federal District

81 185

79 863

91 273

77 246

71 661

75 468

93

Northwestern Federal District

4 743

4 068

4 089

17 531

17 113

19 409

409

Southern Federal District

32 916

35 701

54 426

141 263

147 638

110 471

336

North Caucasus Federal District

5 326

5 226

6 666

8 477

4 978

4 361

82

Volga Federal District

148 878

131 751

98 028

98 698

91 095

100 742

68

Ural Federal District

13 783

18 783

16 072

18 578

20 961

20 279

147

Kurgan region

4 621

1 500

1 627

1 669

1 109

1 671

36

Sverdlovsk region

7 401

7 721

13 489

15 173

6 070.8

14 723

199

Tyumen region

5 292

5 334.4

2 014.1

2 690,5

5 194

2 306

44

Chelyabinsk region

1 469,2

1 516.6

1 448.1

1 428.8

1 409.2

1 579

107

Siberian Federal District

28 476

30 731

21 320

22 769

39 076

No data

137*

Far Eastern Federal District

44 352

18 603

18 993

19 907

13 192

No data

30*

Russian Federation

359 659

324 725

310 868

404 470

405 714

380 876

106

Notes: * – comparison of data from 2017 with data from 2013 (data from 2018 are not available in the EMNIS database).

 

Согласно статистике, с 2013 г. отмечается рост паевого фонда (включая взносы ассоциированных членов), как в целом по Российской Федерации, так и в отдельных федеральных округах, например, Северо-Западном, Южном, Уральском, Сибирском. Снижение паевого фонда наблюдается в остальных федеральных округах (в том числе отдельных областях Уральского федерального округа, в частности Курганской и Тюменской). Причем, если в Свердловской области паевой фонд сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых кооперативов увеличивается на 7,3 млн р., то в Курганской области, наоборот, сокращается почти на 3 млн. р. В целом положительная динамика характерна и для резервного фонда сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Следующее. Для определения ресурсных и материально-технических возможностей сельскохозяйственных кооперативов России и ее регионов важно проанализировать (и сравнить) такой показатель, как «наличие основных фондов снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов по полной учетной стоимости», значение которого также различается по регионам, при этом для большинства из них (как и для России в целом) характерна его положительная динамика (таблица 3).

Таблица 3

Oсновные фонды снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов по полной учетной стоимости, тыс. р.

Территория

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2018 г. к 2013 г., %

Центральный федеральный округ

641 355

549 382

715 919

683 250

1 284 721

725 620

113

Северо-Западный федеральный округ

38 484

27 304

41 781

45 328

45 213

86 092

224

Южный федеральный округ

н/д

н/д

н/д

283 134

486 243

424 930

н/д

Северо-Кавказский федеральный округ

10 644

9 073

34 433

53 999

10 904

14 434

136

Приволжский федеральный округ

729 044

532 854

571 954

501 631

552 266

645 451

89

Уральский федеральный округ

103 529

149 649

157 021

171 952

195 616

192 525

186

Курганская область

604,2

4 151

4 151

н/д

н/д

н/д

н/д

Свердловская область

9 209

14 672

18 346

42 259

38 721

32 625

354

Тюменская область

67 361

100 550

101 956

96 537

113 852

117 187

174

Челябинская область

26 354

30 276

32 568

33 157

43 042

42 699

162

Сибирский федеральный округ

360 349

334 224

369 364

315 058

426 146

567 090

157

Дальневосточный федеральный округ

209 063

320 569

330 287

366 805

320 908

260 417

125

Российская Федерация

2 251 748

2 124 527

2 449 119

2 421 156

3 322 016

2 916 559

130

Источник: Росстат, ЕМИСС https://fedstat.ru/indicators.

Table 3

Fixed assets of supply and marketing agricultural consumer cooperatives at full book value, thousand rubles

Territory

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2018 to 2013, %

Central Federal District

641 355

549 382

715 919

683 250

1 284 721

725 620

113

Northwestern Federal District

38 484

27 304

41 781

45 328

45 213

86 092

224

Southern Federal District

н/д

н/д

н/д

283 134

486 243

424 930

н/д

North Caucasus Federal District

10 644

9 073

34 433

53 999

10 904

14 434

136

Volga Federal District

729 044

532 854

571 954

501 631

552 266

645 451

89

Ural Federal District

103 529

149 649

157 021

171 952

195 616

192 525

186

Kurgan region

604.2

4 151

4 151

No data

No data

No data

No data

Sverdlovsk region

9 209

14 672

18 346

42 259

38 721

32 625

354

Tyumen region

67 361

100 550

101 956

96 537

113 852

117 187

174

Chelyabinsk region

26 354

30 276

32 568

33 157

43 042

42 699

162

Siberian Federal District

360 349

334 224

369 364

315 058

426 146

567 090

157

Far Eastern Federal District

209 063

320 569

330 287

366 805

320 908

260 417

125

Russian Federation

2 251 748

2 124 527

2 449 119

2 421 156

3 322 016

2 916 559

130

Source: Rosstat, EMISS https://fedstat.ru/indicators.

 

Что касается основных результатов хозяйственной деятельности сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых кооперативов в России и ее регионах, то их целесообразно оценить по таким показателям, как стоимость отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства снабженческо-сбытовыми потребительскими кооперативами; выручка от их несельскохозяйственной деятельности. Следует отметить, что по Российской Федерации наблюдается ежегодное увеличение стоимости отгруженных товаров собственного производства, выполненных сельскохозяйственными снабженческо-сбытовыми кооперативами работ и услуг, которое, к примеру, в 2019 г. составляет (относительно 2013 г.) более 350 %. В округах Российской Федерации (за исключением Дальневосточного федерального округа) наблюдается аналогичная динамика, хотя и по этому показателю деятельности анализируемой группы сельхозкооперативов дивергенция по округам и субъектам (в том числе по областям Уральского федерального округа) очевидна (таблица 4).

Таблица 4

Динамика стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства снабженческо-сбытовыми потребительскими кооперативами, тыс. р.

Территория

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2018 г. к 2013 г., %

Центральный федеральный округ

691 478

1 040 032

1 252 957

1 508 489

2 448 205

2 510 867

363

Северо-Западный федеральный округ

20 538

59 708

12 935

66 357

41 068

69 277

337

Южный федеральный округ

196 757

145 274

194 675

81 307

244 403

296 805

151

Северо-Кавказский федеральный округ

21 536

49 339

48 361

65 974

53 368

180 027

836

Приволжский федеральный округ

1 191 805

1 354 800

1 362 013

1 367 583

1 775 884

1 502 841

126

Уральский федеральный округ

480 139

626 258

637 563

1 178 969

732 894

647 051

135

Курганская область

Н/д

40 687

Н/д

Н/д

2 715

Н/д

Н/д

Свердловская область

4 605

6 316

19 165,7

84 777,8

35 651,7

37 163

807

Тюменская область

184 609

204 492

195 883

560 295

329 089

Н/д

Н/д

Челябинская область

290 925

374 763

422 514

533 897

365 438

281 898

97

Сибирский федеральный округ

757 796

1 049 320

1 016 850

750 381

782 700

821 512

108

Дальневосточный федеральный округ

69 435

116 154

144 915

85 545

54 447

103 147

149

Российская Федерация

3 429 484

4 440 885

4 670 268

5 104 606

6 132 968

6 131 526

179

Источник: Росстат, ЕМИСС https://fedstat.ru/indicators.

Table 4

Dynamics of the cost of shipped goods (works, services) of own production by supply and marketing consumer cooperatives, thousand rubles

Territory

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2018 to 2013, %

Central Federal District

691 478

1 040 032

1 252 957

1 508 489

2 448 205

2 510 867

363

Northwestern Federal District

20 538

59 708

12 935

66 357

41 068

69 277

337

Southern Federal District

196 757

145 274

194 675

81 307

244 403

296 805

151

North Caucasus Federal District

21 536

49 339

48 361

65 974

53 368

180 027

836

Volga Federal District

1 191 805

1 354 800

1 362 013

1 367 583

1 775 884

1 502 841

126

Ural Federal District

480 139

626 258

637 563

1 178 969

732 894

647 051

135

Kurgan region

No data

40 687

No data

No data

2 715

No data

No data

Sverdlovsk region

4 605

6 316

19 165,7

84 777,8

35 651,7

37 163

807

Tyumen region

184 609

204 492

195 883

560 295

329 089

No data

No data

Chelyabinsk region

290 925

374 763

422 514

533 897

365 438

281 898

97

Siberian Federal District

757 796

1 049 320

1 016 850

750 381

782 700

821 512

108

Far Eastern Federal District

69 435

116 154

144 915

85 545

54 447

103 147

149

Russian Federation

3 429 484

4 440 885

4 670 268

5 104 606

6 132 968

6 131 526

179

Источник: Росстат, ЕМИСС https://fedstat.ru/indicators.

 

Еще большей дифференциации подвержен такой показатель деятельности сельскохозяйственных потребительских (снабженческо-сбытовых) кооперативов, как выплата за проданную продукцию (таблица 5). Во-первых, этот показатель не демонстрирует в федеральных округах существенного роста (за исключением Северо-Кавказского федерального округа, где наблюдается увеличение данного показателя почти в 10 раз, и Северо-Западного федерального округа, где этот же показатель увеличился в 2,5 раза). Во-вторых, если в 2015–2017 гг. во многих округах (и областях) РФ отмечается рост выручки от проданной продукции, то 2018 год характеризуется очередным снижением объемов дохода. Отметим, что такая же ситуация наблюдается в последующие после реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» годы [7, с. 472].

Таблица 5

Динамика выплат за проданную продукцию снабженческо-сбытовыми потребительскими кооперативами, тыс. р.

Территория

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2018 г. к 2013 г., %

Центральный федеральный округ

3 291 874

3 643 237

3 220 455

3 518 512

4 691 322

4 722 439

143

Северо-Западный федеральный округ

44 651

46 309

53 954

90 146

57 082

114 464

256

Южный федеральный округ

789 929

949 782

846 386

1 115 064

1 331 020

1 055 318

134

Северо-Кавказский федеральный округ

15 252

34 226

16 247

28 055

42 499

148 394

973

Приволжский федеральный округ

3 332 284

4 152 143

4 987 105

3 664 882

3 693 261

3 023 699

91

Уральский федеральный округ

944 735

1 252 085

1 184 061

1 340 867

1 133 479

784 525

83

Курганская область

18 360,9

24 273

5 941

8 000

100

Н/д

Н/д

Свердловская область

44 663

4 893

17 743

45 155

14 520

48 974

110

Тюменская область

457 879

705 210

698 025

730 117

693 329

632 632

138

Челябинская область

423 833

517 709

462 352

557 596

425 530

Н/д

Н/д

Сибирский федеральный округ

1 148 624

1 532 715

1 808 532

16 67 131

1 948 411

2 395 454

209

Дальневосточный федеральный округ

138 344

115 874

161 365

111 151

142 090

204 577

148

Российская Федерация

9 705 693

11 726 371

12 278 105

11 535 808

13 039 164

12 448 870

128

Источник: Росстат, ЕМИСС https://fedstat.ru/indicators.

Table 5

Dynamics of payments for sold products by supply and marketing consumer cooperatives, thousand rubles

Territory

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2018 to 2013, %

Central Federal District

3 291 874

3 643 237

3 220 455

3 518 512

4 691 322

4 722 439

143

Northwestern Federal District

44 651

46 309

53 954

90 146

57 082

114 464

256

Southern Federal District

789 929

949 782

846 386

1 115 064

1 331 020

1 055 318

134

North Caucasus Federal District

15 252

34 226

16 247

28 055

42 499

148 394

973

Volga Federal District

3 332 284

4 152 143

4 987 105

3 664 882

3 693 261

3 023 699

91

Ural Federal District

944 735

1 252 085

1 184 061

1 340 867

1 133 479

784 525

83

Kurgan region

18 360.9

24 273

5 941

8 000

100

No data

No data

Sverdlovsk region

44 663

4 893

17 743

45 155

14 520

48 974

110

Tyumen region

457 879

705 210

698 025

730 117

693 329

632 632

138

Chelyabinsk region

423 833

517 709

462 352

557 596

425 530

No data

No data

Siberian Federal District

1 148 624

1 532 715

1 808 532

16 67 131

1 948 411

2 395 454

209

Far Eastern Federal District

138 344

115 874

161 365

111 151

142 090

204 577

148

Russian Federation

9 705 693

11 726 371

12 278 105

11 535 808

13 039 164

12 448 870

128

Source: Rosstat, EMISS https://fedstat.ru/indicators.

 

Благодаря тому, что направления хозяйственной активности современных сельскохозяйственных потребительских кооперативов характеризуются процессами диверсификации, снабженческо-сбытовые кооперативы (для обретения конкурентоспособности и финансовой устойчивости) стремятся получать выгоды не только от сугубо сельскохозяйственной деятельности, но и от деятельности несельскохозяйственной, однако динамика выручки непосредственно от несельскохозяйственной деятельности снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов в России и ее округах показывает наличие многих ограничений в данном направлении развития кооперации (таблица 6). Помимо дифференциации федеральных округов РФ (согласно динамике выручки сельскохозяйственных потребительских кооперативов от несельскохозяйственной деятельности), следует отметить некоторый рост данного показателя (по России в целом – 17 %).

Таблица 6

Динамика выручки от несельскохозяйственной деятельности снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов, тыс. р.

Территория

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2018 г. к 2013 г., %

Центральный федеральный округ

2 813 225

1 946 655

1 558 049

1 176 098

1 498 444

1 680 436

60

Северо-Западный федеральный округ

99 460

115 400

130 384

225 385

54 519

81 527

82

Южный федеральный округ

396 204

538 742

459 603

694 914

784 485

548 193

138

Северо-Кавказский федеральный округ

10 737

15 080

29 208

17 622

11 370

Н/д

Н/д

Приволжский федеральный округ

1 433 477

1 483 830

2 034 104

2 205 026

2 346 375

2 408 097

168

Уральский федеральный округ

205 527

237 868

134 984

359 884

294 918

290 411

141

Курганская область

2 722

Н/д

Н/д

Н/д

126

Н/д

Н/д

Свердловская область

19 879

35 262

43 344

37 394

25 711

37 431

188

Тюменская область

52 762

67 744

49 543

308 947

267 117

252 461

478

Челябинская область

130 164

134 862

42 097

13 543

1 964

Н/д

Н/д

Сибирский федеральный округ

246 721

490 983

548 484

577 262

614 080

967 817

392

Дальневосточный федеральный округ

161 452

112 701

135 076

237 071

219 245

259 618

161

Российская Федерация

5 366 803

4 941 259

5 029 893

5 493 263

5 823 438

6 258 088

117

Источник: Росстат, ЕМИСС https://fedstat.ru/indicators.

Table 6

Dynamics of revenue from non-agricultural activities of supply and marketing consumer cooperatives, thousand rubles

Territory

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2018 to 2013, %

Central Federal District

2 813 225

1 946 655

1 558 049

1 176 098

1 498 444

1 680 436

60

Northwestern Federal District

99 460

115 400

130 384

225 385

54 519

81 527

82

Southern Federal District

396 204

538 742

459 603

694 914

784 485

548 193

138

North Caucasus Federal District

10 737

15 080

29 208

17 622

11 370

н/д

н/д

Volga Federal District

1 433 477

1 483 830

2 034 104

2 205 026

2 346 375

2 408 097

168

Ural Federal District

205 527

237 868

134 984

359 884

294 918

290 411

141

Kurgan region

2 722

No data

No data

No data

126

No data

No data

Sverdlovsk region

19 879

35 262

43 344

37 394

25 711

37 431

188

Tyumen region

52 762

67 744

49 543

308 947

267 117

252 461

478

Chelyabinsk region

130 164

134 862

42 097

13 543

1 964

No data

No data

Siberian Federal District

246 721

490 983

548 484

577 262

614 080

967 817

392

Far Eastern Federal District

161 452

112 701

135 076

237 071

219 245

259 618

161

Russian Federation

5 366 803

4 941 259

5 029 893

5 493 263

5 823 438

6 258 088

117

Source: Rosstat, EMISS https://fedstat.ru/indicators.

 

И последнее. Ни одна современная организация (сельскохозяйственная, промышленная, мелкая, крупная) не может эффективно функционировать без использования заемных средств. В связи с такими особенностями аграрной деятельности, как сезонность и длительный технологический период производства многих видов продукции, заемные средства, по сути, являются особенно необходимыми для сельскохозяйственных хозяйственных единиц любой организационной формы. Тем не менее общий объем внешних заимствований постепенно снижается (таблица 7).

Таблица 7

Общая сумма заимствований снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов, тыс. р.

Территория

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2018 г. к 2013 г., %

Центральный федеральный округ

477 634

408 652

351 864

252 909

1 105 025

213 745

45

Северо-Западный федеральный округ

42 539

12 582

3 828

11 250

7 750

26 557

62

Южный федеральный округ

152 353

148 116

106 405

76 702

104 628

141 341

93

Северо-Кавказский федеральный округ

23 856

27 465

19 949

21 670

17 133

27 828

117

Приволжский федеральный округ

1 315 171

1 381 073

1 384 169

1 085 149

574 273

183 998

14

Уральский федеральный округ

204 773

252 644

200 169

275 908

173 134

137 543

67

Курганская область

67 793,2

87 650

45 136

88 904

70 813

38 842

57

Свердловская область

98 100

123 692,1

118 479

165 158,6

86 380

79 805

81

Тюменская область

38 082,4

40 310,1

36 554,5

18 960,1

14 976

18 896

50

Челябинская область

797

992

Н/д

2 885

965

н/д

н/д

Сибирский федеральный округ

150 331

83 994

91 489

86 834

65 907

79 465

53

Дальневосточный федеральный округ

167 227

167 485

220 053

387 061

233 464

215 863

129

Российская Федерация

2 533 884

2 482 012

2 377 926

2 197 482

2 281 314

1 026 341

41

Источник: Росстат, ЕМИСС https://fedstat.ru/indicators.

Table 7

Total borrowed amount of supply and marketing consumer cooperatives, thousand rubles

Territory

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2018 to 2013, %

Central Federal District

477 634

408 652

351 864

252 909

1 105 025

213 745

45

Northwestern Federal District

42 539

12 582

3 828

11 250

7 750

26 557

62

Southern Federal District

152 353

148 116

106 405

76 702

104 628

141 341

93

North Caucasus Federal District

23 856

27 465

19 949

21 670

17 133

27 828

117

Volga Federal District

1 315 171

1 381 073

1 384 169

1 085 149

574 273

183 998

14

Ural Federal District

204 773

252 644

200 169

275 908

173 134

137 543

67

Kurgan region

67 793,2

87 650

45 136

88 904

70 813

38 842

57

Sverdlovsk region

98 100

123 692,1

118 479

165 158,6

86 380

79 805

81

Tyumen region

38 082,4

40 310,1

36 554,5

18 960,1

14 976

18 896

50

Chelyabinsk region

797

992

No data

2 885

965

No data

No data

Siberian Federal District

150 331

83 994

91 489

86 834

65 907

79 465

53

Far Eastern Federal District

167 227

167 485

220 053

387 061

233 464

215 863

129

Russian Federation

2 533 884

2 482 012

2 377 926

2 197 482

2 281 314

1 026 341

41

Source: Rosstat, EMISS https://fedstat.ru/indicators.

 

В итоге по результатам деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Уральском федеральном округе можно отметить, что ограниченные финансовые ресурсы членов кооперативов, с одной стороны, и невозможность использования кооперативом современных финансовых инструментов (эмиссия ценных бумаг, операции на финансовых и фондовых рынках, привлечение средств в форме займов от субъектов, не являющихся членами кооператива), с другой – выступают (в совокупности с малыми размерами самих кооперативов и их низкой жизнеспособностью) основными причинами низкой эффективности деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов в отечественных регионах, слабой конкурентоспособности по сравнению с аналогичными по видам деятельности крупными (акционерными) предприятиями.

Кроме того, результаты эмпирических исследований, продемонстрировавшие низкую эффективность деятельности отечественных сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также некоторые итоги теоретических изысканий относительно причин такой ситуации позволили заключить следующее:

1) неформальные институты, несмотря на определенные позитивные изменения в их характеристиках, по-прежнему создают существенные препятствия на пути успешного развития сельскохозяйственной потребительской кооперации (нейтрализуя результаты совершенствования формальных институтов, снижая эффективность государственных инициатив);

2) для улучшения результатов функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов необходимо внести определенные изменения в современное кооперативное законодательство, что обеспечит кооперативам бо́льшие возможности для реализации современных бизнес-стратегий в их хозяйственной деятельности;

3) использование в организации кооперативной деятельности традиционной модели, преимущества которой строятся на эффекте масштаба (в то время как созданные сверху кооперативы отличаются незначительными размерами), обусловливает недостаток капитала, отсутствие стимулов и мотивации для внедрения современных технологий, низкую конкурентоспособность кооперативных организаций [8, с. 112].

Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion)

В целом, исследуя деятельность сельскохозяйственных кооперативов в сложившейся среде (в том числе с помощью научных достижений российской и зарубежной кооперативной теории), изучая опыт функционирования подобных организаций в развитых и развивающихся странах мира, обобщая итоги существенной поддержки кооперативов государством), становятся возможными определение внутренних и внешних факторов успехов и неудач кооперативного развития и прогнозирование перспектив эволюции кооперативов в будущем. Так, в качестве детерминантов неэффективной деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов (на основании собственных и других исследований) можно специфицировать следующие обстоятельства:

1) ограниченность некоторых важных ресурсов, необходимых для эффективного функционирования [9–11];

2) низкая готовность товаропроизводителей к любым интегративным процессам вследствие неадекватности неформальных институтов [12–14];

3) невозможность реализации традиционной кооперативной модели в сложившихся условиях среды [15], [16];

4) препятствия для внедрения предпринимательских моделей в кооперативную деятельность со стороны формальных институтов [17], [18].

Подчеркнем, что масштабы деятельности сельскохозяйственного кооператива (в существенной мере) обусловливаются находящимися в собственности организации ресурсами, причем такими значимыми, как земля, физический капитал, финансовые ресурсы (а сегодня еще и знания, информация, человеческий капитал, сложившиеся сети). Что касается земельных ресурсов, то в собственности сельскохозяйственных кооперативов (как показывает общероссийская статистика) находится лишь 2 % земель. Причем подавляющее большинство современных сельскохозяйственных кооперативов (в России в целом) арендуют земельные участки у их собственников (в основном у сельских жителей) [7, с. 473]. Таким образом, земельный вопрос (в первую очередь недостаток земельных площадей) является важным препятствием для развития сельскохозяйственной кооперации, так как одни кооперативы нуждаются в обширных земельных площадях для реализации определенных видов деятельности, а успех функционирования других непосредственно зависит от размеров земельных площадей их членов (если члены кооператива сосредоточены, например, на производстве зерна или других видов растениеводческой продукции). Решение земельного вопроса и предоставление земельных участков из государственной и муниципальной собственности фермерским (и другим мелким и средним) хозяйствам является своеобразным методом государственной поддержки, который целесообразно использовать наряду с общепринятыми мерами финансовой помощи сельхозпроизводителям и их кооперативным объединениям. С учетом многофункциональности деятельности сельскохозяйственных кооперативов путем таких трансформаций (передача прав собственности) будут решаться вопросы, связанные как с повышением эффективности использования земель, так и с их экологической сохранностью (члены кооператива, как правило, проживают на тех же территориях, где осуществляют хозяйственную деятельность, а следовательно, заинтересованы как в сохранении продуктивных свойств используемых земельных участков, так и в обеспечении безопасности данного ресурса с позиции экологических стандартов).

Следующее. Развитие сельскохозяйственных кооперативов, как было отмечено ранее, обусловливается (помимо других факторов) качеством человеческого капитала. Как и любая сельскохозяйственная организация, кооператив нуждается как в специфической рабочей силе, обладающей знаниями об уникальных сельскохозяйственных технологиях, так и в профессиональных менеджерах, способствующих эффективному функционированию кооператива в современных рыночных условиях. Существенные затраты, связанные с управлением данным ресурсом (трудом), являются серьезным ограничителем развития сельскохозяйственной кооперации. Если трансакционные издержки эффективного менеджмента трудовыми ресурсами высоки, кооператив долгое время остается на более низком (относительно технологически оптимального) уровне. Исследования в русле новой институциональной теории показывают, что издержки, связанные с управлением (мониторингом, контролем) трансакциями с человеческим капиталом внутри организации, являются одним из главных факторов, ограничивающих рост и успех ее деятельности. Так, многие председатели сельскохозяйственных потребительских кооперативов подчеркивают (в ходе опроса) более высокие затраты времени и сил на управление данным ресурсом даже относительно затрат на приобретение физических активов, внедрение новых технологий, стратегическое планирование.

Низкую эффективность деятельности сельхозкооперативов можно связать (как следует из предыдущего теоретического и эмпирического анализа, а также результатов исследований, проводимых ранее [6, с. 491]) с особенностями неформальной и формальной институциональной среды, в которой они функционируют. Следует также отметить еще одну важную причину низкой эффективности деятельности сельскохозяйственных кооперативов в сложившихся условиях среды, в частности несоответствие этим условиям реализуемой в отечественной практике модели кооператива (традиционной модели). Как известно, традиционный кооператив осуществляет свою деятельность на таких принципах, как:

1) добровольность и открытость членства в кооперативе;

2) ограниченное участие в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами;

3) управление деятельностью кооператива на демократических началах;

4) обеспечение хозяйственных выгод для членов кооператива, участвующих в его деятельности;

5) внесение членами кооператива взносов, пропорциональных доле их участия в деятельности кооператива.

Кроме того, традиционный кооператив обладает внутренним потенциалом к росту активов и расширению деятельности, руководствуясь некоторыми своими базовыми принципами [19, с. 147]. При этом обретение кооперативом конкурентоспособности благодаря эффекту масштаба возможно лишь в определенной (в какой-то мере традиционной) институциональной среде. Обобщая, можно выделить следующие наиболее существенные аспекты: кооперативная организация в благоприятных для нее условиях не имеет ограничений для роста, так как функционирует на принципах добровольного и открытого участия для всех членов сообщества; кооперативная идеология равенства в управлении и патронаже социально привлекательна для многих сельских жителей и сельхозпроизводителей; философия солидарности, лояльности, взаимопомощи в деятельности кооператива и (в том числе) в его управлении импонирует как действующим членам кооператива, так и новым его участникам; кооператив находится в собственности фермеров (аграрных производителей), управляется ими, ориентируется на извлечение для них хозяйственных выгод, привлекая таким образом в свой состав все большее число членов. Рост же размеров кооператива объясняется (в определенной мере) отсутствием внешних собственников и тесными связями членов кооператива (единомышленников) между собой, а участие в органах управления кооператива лишь его членов способствует единству целей, формируемых и кооперативом как организацией в целом, и его отдельными участниками. Отсутствие обязательств новых членов инвестировать при вступлении в кооператив больше, чем инвестируют действующие члены, привлекает в кооператив аграрных производителей, у которых финансовые возможности ограничены. Развитие деятельности кооператива происходит на базе роста производства его участников, а особенности распределения прибыли (отсутствие дивидендов, создание неделимого фонда) создают условия для установления кооперативом более высоких цен на закупаемую продукцию, причем члены традиционного кооператива не ограничены в объемах поставок своей продукции кооперативу, но ограничены в ее поставках другим фирмам и организациям. Общественно привлекательно еще и то, что:

1) кооператив, предлагая одинаковую цену за продукцию (независимо от себестоимости ее производства), усредняет эффективность деятельности производителей, например, субсидированием одними фермерами деятельность других;

2) управляется кооператив по принципу «один член – один голос»;

3) члены кооператива могут выступать его кредиторами, что обусловливает значительное сокращение издержек деятельности кооператива и повышение ее эффективности.

В то же время в современной мобильной среде (с господством высоких технологий, жесткой конкуренцией, глобальным экономическим пространством, неравными рыночными позициями субъектов экономической деятельности) традиционные кооперативные принципы, обеспечивающие кооперативным организациям в классических рыночных условиях существенные преимущества, оборачиваются для сельскохозяйственных кооперативов значимыми (иногда непреодолимыми) проблемами, в числе которых следует выделить наиболее значимые:

1) добровольность и открытость членства (источники эффекта масштаба) приводят к вступлению в члены кооператива слабых (неконкурентоспособных) субъектов;

2) демократический механизм принятия решений и контроля (вовлечение в деятельность и управление всех членов кооператива в целях максимального использования их потенциала) детерминирует принятие неоптимальных решений из-за недостаточного опыта и слабой профессиональной подготовки;

3) ограничение участия в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами (приоритетность деятельности кооператива в интересах его членов) обусловливает недостаток финансовых ресурсов и, как следствие, невозможность реализации поставленных кооперативом целей;

4) внесение взносов членами кооператива пропорционально доле их участия (взаимная увязка объема совершаемых с кооперативом трансакций как с размером паевых взносов, так и с получаемым доходом) оборачивается скудным финансированием кооператива и ограниченными инвестиционными возможностями;

5) совместная ответственность членов кооператива (в том числе субсидиарная) за результаты его деятельности (в традиционных условиях мотивирующая эффективную деятельность организации и обеспечивающая ее жизнеспособность) определяет низкую готовность к членству в кооперативе (в условиях высоких рисков, гетерогенности интересов, низкого уровня доверия) и нежелание действующих членов вкладывать средства в совместную кооперативную собственность.

Таким образом, можно констатировать, что небольшие размеры кооперативов в сочетании с обстоятельствами (социально-экономическими, институциональными, политическими), препятствующими реализации традиционных кооперативных принципов в отечественной среде, не позволяют им извлекать экономию от масштаба, генерировать внешние эффекты от интеграционных и агломеративных процессов, существенно сокращать производственные и трансакционные издержки, сдерживая тем самым рост капитала кооперативных организаций, ставя под угрозу их жизнеспособность, обостряя внутренние противоречия между членами кооператива. В итоге вместо экспансии своей деятельности большинство созданных в отечественной экономике сельскохозяйственных кооперативов функционируют лишь благодаря государственной поддержке, а следовательно, не реализуют в полной мере свой потенциал как уникальных коллективных артефактов, не удовлетворяют многочисленные хозяйственные интересы сельхозтоваропроизводитей, не решают (как специфические организационные феномены) множество социальных проблем села. И тем не менее подчеркнем, что эффективная деятельность сельскохозяйственных кооперативов и других интегративных организаций в отечественном сельском хозяйстве все же возможна, но, безусловно, требует определенных условий, а именно:

1) совершенствования содержания кооперативного законодательства в пользу предпринимательских кооперативов;

2) изменения менталитета аграрных производителей в направлении сотрудничества и кооперации;

3) развития конкуренции на аграрных рынках и улучшения общего состояния аграрного сектора экономики;

4) формирования готовности членов кооператива внедрять новые стратегии управления и современные инструменты финансирования с целью минимизации трансакционных издержек и учета нового целеполагания деятельности организации [20].

Благодарности (Acknowledgements)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-01048.

References

1. Yanbykh R., Saraikin V., Lerman Z. Cooperative tradition in Russia: a revival of agricultural service cooperatives? // Post-Communist Economies. 2019. Vol. 31 (6). Pp. 751–771. DOI: 10.1080/14631377.2019.1607439.

2. Kurakin A., Visser O. Post-socialist agricultural cooperatives in Russia: A case study of top-down cooperatives in the Belgorod region // Post-Communist Economies. 2017. Vol. 29 (2). Rp. 158–181. DOI: 10.1080/14631377.2016.1267974.

3. Grashuis J. An exploratory study of ownership and governance interrelationships in traditional and hybrid farmer cooperatives // Managerial and Decision Economics. 2018. Vol. 39 (6). Pp. 664–673. DOI: 10.1002/mde.2936.

4. Burkitbayeva S., Swinnen J. Smallholder agriculture in transition economies // Journal of Agrarian Change. 2018. No. 18 (4). Pp. 882–892. DOI: 10.1111/joac.12284.

5. Wegren S. The “left behind”: Smallholders in contemporary Russian agriculture // Journal of Agrarian Change. 2018. No. 18 (4). Pp. 913–925. DOI: 10.1111/joac.12279.

6. Golovina S., Hess S., Nilsson J., Wolz A. Networking among Russian farmers and their prospects for success // Post-Communist Economies. 2019. Vol. 31 (4). Pp. 484–499. DOI: 10.1080/14631377.2018.1537737.

7. Loretts E., Golovina S., Smirnova L. Functioning field of farm enterprises in Russia: uncertainty and risks. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference “Digital agriculture – development strategy” (ISPC 2019) // Advances in Intelligent Systems Research. 2019. Vol. 167. Pp. 470–475. DOI: 10.2991/ispc-19.2019.106.

8. Wolz A. Golovina S., Nilsson J., Hess S. Reviewing Changing Institutional Conditions for Private Farming in Russia // Outlook on Agriculture. 2016. No. 45 (2). Rp. 111–116. DOI: 10.1177/0030727016651214.

9. Royer A., Bijman J., Abebe G. K. Cooperatives, partnerships and the challenges of quality upgrading: A case study from Ethiopia // Journal of Co-operatives Organization and Management. 2017. No. 5 (1). Pp. 48–55. DOI: 10.1016/j.jcom.2017.04.001.

10. Cook M. L., Illiopoulos C. Generic Solution to Coordination and Organizational Costs: in Forming Cooperative Longevity // Journal of Chain and Network Science. 2016. No. 16 (1). Pp. 1–10. DOI: 10.3920/JCNS2016.x001.

11. Grashuis J., Cook M. L. Farmer Cooperatives as Systems of Attributes: An Analysis of Ownership and Investment Complementarities // Management and Governance of Networks: Franchising, Cooperatives, and Strategic Alliances. 2017. Pp. 131–147. DOI: 10.1007/978-3-319-57276-5_8.

12. Hakelius K., Hansson H. Members’ attitudes towards cooperatives and their perception of agency problems // International Food and Agribusiness Management Association. 2016. No. 19 (4). Pp. 1–14. DOI: 10.22434/IFAMR2015.0219.

13. Grashuis J., Cook M. L. A Structural Equation Model of Cooperative Member Satisfaction and Long-term Commitment // International Food and Agribusiness Management Association. 2019. No. 22 (2). Pp. 1–18. DOI: 10.22434/IFAMR2018.0101.

14. Hooks T., McCarthy O., Power C. Macken-Walsh A. A Co-operative Business Approach in a Values-based Supply Chain: A Case Study of a Beef Co-operative // Journal of Co-operative Organization and Management. 2017. Vol. 5. Iss. 2. Pp. 65–72. DOI: 10.1016/j.jcom.2017.10.001.

15. Puusa A., Hokkila K., VarisA. Individuality vs. Communality – A New Dual Role of Co-operatives? // Journal of Co-operative Organization and Management. 2016. Vol. 4. Iss. 1. Pp. 22–30. DOI: 10.1016/j.jcom.2016.02.002.

16. Illiopoulos C., Cook M. L., Chadad F. Agricultural cooperatives in Netchains // Journal of Chain and Network Science. 2016. No. 16 (1). Pp. 1–6. DOI: 10.3920/JCNS2016.x003.

17. Cook M. L., Grashuis J. Theory of Cooperatives: Recent Developments // Routledge Handbook of Agricultural Economics. New York, NY: Routledge, 2018. Pp. 372–392.

18. Cook M. L. A Life Cycle Explanation of Cooperative Longevity // Sustainability. 2018. No. 10 (5). Rp. 1–20. DOI: 10.3390/su10051586.

19. Ménard C. Organization and governance in the agrifood sector: How can we capture their variety? // Agribusiness. 2018. No. 34 (1). Pp. 142–160. DOI: 10.1002/agr.21539.

20. Briggeman B. C., Jacobs K. L., Kenkel P., Mckee G. J. Current Trends in Cooperative Finance // Agricultural Finance Review. 2016. No. 402–410. DOI: 10.1108/AFR-04-2016-0034.

Login or Create
* Forgot password?