DOMESTIC AND INTERNATIONAL PRACTICE OF PREVENTING CORRUPTION AS THE BASIS FOR ECONOMIC SECURITY OF THE STATE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the level of corruption in the Russian Federation and foreign countries, its public danger, domestic and international practice of preventing corruption.

Keywords:
corruption, corruption crime, level of corruption, latency, prevention of corruption
Text
Publication text (PDF): Read Download

Коррупция прямо или опосредованно влияет на общественные ценности, мораль и экономическую безопасность государства [1, с. 5].
Вследствие коррумпированности государственных и муниципальных служащих вытесняются многие бесплатные услуги в сфере здравоохранения, образования, социального обеспечения. Кроме того, коррупция позволяет нарушителям уходить от ответственности за совершенные противоправные действия. Это порождает безнаказанность и негативно сказывается на репутации судебных и правоохранительных органов и способствует падению престижа государственных органов в глазах населения.
За 2019 год в Российской Федерации, согласно официальным данным, наблюдается рост преступлений коррупционной направленности на 1,6%. Всего за 2019 год в Российской Федерации было зарегистрировано 30 991 преступление рассматриваемого вида [2].
Необходимо учитывать высокий уровень латентности преступлений коррупционной направленности [3, с. 33]. Далеко не все преступления попадают в статистику в связи с отсутствием жертв преступлений.
В рейтинге индекса восприятия коррупции стран мира, который ежегодно составляет международная независимая неправительственная организация Transparency International, наша страна также не в числе лидеров.
В 2019 году Россия заняла 137 место из 180 стран. Для сравнения, в 2015 году Россия заняла 119 место, в 2016 году — 131 место [4].
Таким образом, исходя из места России в данном рейтинге, можно сделать вывод, что уровень коррупции в нашей стране с каждым годом становится все выше.
Самые лучшие показатели в этом рейтинге у Новой Зеландии, Дании, Сингапура, опыт которых, безусловно, нужно изучать, анализировать и, по возможности, внедрять в нашей стране.
Несмотря на невысокое место Российской Федерации в этом рейтинге, по нашему мнению, в российском законодательстве содержатся действенные и эффективные меры по предупреждению коррупции, которые применяются во многих зарубежных странах.
Данные нормы закреплены в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и детализируются в ведомственных нормативных правовых актах.
Выделим наиболее эффективные, по нашему мнению, профилактические меры:
1. Представление государственными и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, супругу, несовершеннолетних детей в установленные сроки.
Сведения должны подаваться в том числе на всех несовершеннолетних детей от предыдущих браков.
2. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений представителя работодателя в день поступления обращения.
3. Принятие мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
4. Запрет государственным и муниципальным служащим открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Данный запрет распространяется только на иностранные банки, которые находятся за пределами Российской Федерации.
5. Увольнение государственных и муниципальных служащих в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.
6. Запрет государственным и муниципальным служащим получать подарки в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 января 2014 года № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» в случае получения подарка не позднее 3 рабочих дней со дня его получения (или не позднее 3 рабочих дней со дня возвращения лица из командировки) государственный служащий должен уведомить работодателя.
Субъектам борьбы с коррупцией необходимо максимально эффективно использовать и применять антикоррупционное законодательство для выявления лиц, совершающих коррупционные правонарушения.
Также следует отметить, что в регионах Российской Федерации, субъекты борьбы с коррупцией на плановой основе проводят профилактические мероприятия и акции.
Так, сотрудники МВД Кабардино-Балкарской Республики совместно с волонтерами Многофункционального молодежного центра Министерства просвещения, науки и по делам молодежи, членами Общественного совета при МВД Кабардино-Балкарской Республики, членами общественной организации «Федеральный комитет по борьбе с коррупцией» проводят профилактическую акцию «Взяток не даю! Взяток не беру!» [5].
В регионах организуются «горячие линии» по вопросам предупреждения коррупции в целях установления обратной связи с населением [6].
Таким образом, активная работа по предупреждению коррупции ведется сразу по нескольким направлениям — на уровне законодательства, посредством проведения различных профилактических мероприятий с широким освещением их результатов в средствах массовой информации.
Безусловно, для достижения положительных результатов в борьбе с коррупцией необходимо анализировать и внедрять в нашей стране опыт зарубежных стран, добившихся положительных результатов в борьбе с этим негативным явлением.
Нам представляется интересным изучение опыта Сингапура в этом направлении, который в данном отношении является уникальным.
После обретения независимости, к 1965 году, страна оказалась насквозь пронизана беззаконием и коррупцией. Несмотря на это, существенным образом снизить уровень преступности и коррупции удалось в этой стране за несколько лет.
Сингапур тактику снижения коррупционных правонарушений построил на ряде комплексных профилактических мер. К ним можно отнести следующие: высокие социальные гарантии государственных служащих, регламентация деятельности государственных служащих, упрощение процедур бюрократического характера, действенный надзор и контроль за соблюдением стандартов поведения государственных служащих, в том числе и с точки зрения их этического поведения в сфере государственной службы [7, с. 58], создание независимой службы по борьбе с коррупцией — Бюро по расследованию случаев коррупции, повышение независимости судебной системы, ужесточение наказания за совершение коррупционных преступлений вплоть до смертной казни.

References

1. Kritskaya A.A., Kanskaya K.L., Yanchenkova T.A. Factors influencing the formation and development of corruption crime in Russia. Problems of anti-corruption in the state and municipal service and ways to solve them in modern Russia: a collection of reports of young scientists, postgraduates and students — participants of the round table with international participation. Rostov-on-Don, February 17, 2018. Rostov-on-Don: Yuriuranhigs Publishing House, 2018. Vol. 2. Pp. 45—51. (In Russ.)

2. Official website of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. URL: https--mvdrf-reports-item-16053092 (accessed 14.05.2020). (In Russ.)

3. Kalashnikov O.D., Shaposhnikov E.L. The Main directions of preventing corruption in the internal Affairs bodies at the legislative level. Actual problems of fighting crime: questions of theory and practice: materials of the XXIII international scientific and practical conference (April 2—3, 2020): in 2 hours / ed. D.V. Kim. Krasnoyarsk: SibYuI MVD of Russia, 2020. Pp. 33—36. (In Russ.)

4. Transparency International. URL: https://transparency.org.ru/research/v-rossii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019-28-ballov-i-137-mesto.html (accessed 14.05.2020). (In Russ.)

5. Official website of the Ministry of internal Affairs of the Kabardino-Balkar Republic. URL: https--07mvdrf-news-item-11777127 (accessed 14.05.2020). (In Russ.)

6. Official website of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. URL: https--mvdrf-anticorr-anticorr-back (accessed 14.05.2020). (In Russ.)

7. Musaeva A.M. Methods of struggle against corruption in bodies of state power. Problems of anti-corruption in the state and municipal service and ways to solve them in modern Russia: a collection of reports of young scientists, postgraduates and students — participants of the round table with international participation. Rostov-on-Don, February 17, 2018. Rostov-on-Don: Yuriuranhigs Publishing House, 2018. Vol. 2. Pp. 56—64. (In Russ.)


Login or Create
* Forgot password?