Moscow, Russian Federation
UDK 63 Сельское хозяйство. Лесное хозяйство. Охота. Рыбное хозяйство
GRNTI 10.59 Водное право
OKSO 35.04.08 Промышленное рыболовство
BBK 67 Право. Юридические науки
BISAC LAW102000 Agricultural
In the article, modern international regulations of an open sea fishing are given. The propositions of global and Russian agreements, regulating fisheries under such conditions are analyzed. A special attention is paid to foreign law including EU. Some recommendations on Russian regulations improving regarding open sea fishing are formulated .
open sea, modern regulations, fisheries, international agreements, law of the Russian Federation
Открытым морем считаются морские пространства, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Оно находится в общем и равном пользовании всех наций. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо его части своему суверенитету [1].
Общий объем биомассы открытого моря достоверно не определен. Ежегодный объем уловов Российской Федерации в открытом море составляет примерно 266 тыс. тонн. При этом интерес отечественных рыбопромышленников к этим пространствам Мирового океана растет. Так, по информации Росрыболовства, в 2019 г. российский флот увеличил объем добычи водных биоресурсов в открытой части Мирового океана [2].
Согласно Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2019 г. №1930-р, 13% добычи (вылова) российскими предприятиями приходится на территориальное море Российской Федерации, внутренние воды Российской Федерации, открытые районы Мирового океана и районы действия международных конвенций в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Одними из наиболее перспективных районов открытого моря для промысла российскими судами представляются Атлантический и Южный океаны. Согласно упомянутой Стратегии, одной из основных задач рыбохозяйственной отрасли Российской Федерации является укрепление позиций нашей страны в обеспечении беспрепятственного доступа российского флота в открытые районы Атлантического океана, к промыслу антарктического криля, тунцов.
Международно-правовой режим рыболовства в открытом море
Согласно ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.), открытое море доступно для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. В открытом море рыболовство осуществляется на основе свободы рыболовства - важнейшей части принципа свободы открытого моря, который является нормой jus cogens. Такие принципы обязательны для всех государств, независимо от того, участвуют ли они в Конвенции 1982 г. или нет.
Правовой режим свободы рыболовства раскрыт в статьях 116-120 Конвенции 1982 г. (раздел 2 «Сохранение живых ресурсов открытого моря и управление ими»). Все государства имеют право на то, чтобы их граждане занимались рыболовством в открытом море. Однако такая свобода не является абсолютной и ограничивается тремя обстоятельствами: а) договорными обязательствами государств; б) правами и обязанностями, а также интересами государств; в) положениями настоящего раздела Конвенции 1982 года.
Рассмотрим эти ограничения более подробно. Согласно ст. 118 Конвенции 1982 г., государства обязаны сотрудничать друг с другом в сохранении живых ресурсов и управлении ими в районах открытого моря. Государства, граждане которых ведут промысел разных видов живых ресурсов в одном и том же районе или одних и тех же ресурсов, вступают в переговоры в целях принятия мер, необходимых для сохранения этих живых ресурсов. В соответствующих случаях они сотрудничают в создании для этой цели субрегиональных или региональных организаций по рыболовству.
Договорные обязательства государств, указанные в п «а» ст. 116 Конвенции 1982 г., закреплены в универсальных, региональных и субрегиональных договорах. Таковыми, например, являются следующие международно-правовые акты (в хронологическом порядке).
Соглашение по обеспечению выполнения мер по международному сохранению и управлению рыболовными судами в открытом море
27-я сессия Конференции ФАО 24 ноября 1993 г. консенсусом одобрила это Соглашение (далее - Соглашение 1993 г.). Оно состоит из преамбулы и 66 статей и базируется на Конвенции 1982 года. Этот договор вступил в силу 24 апреля 2003 г. [3].
В преамбуле Соглашения 1993 г. подтверждается несколько общепризнанных принципов международного рыболовного права: свобода рыболовства в открытом море; охрана живых морских ресурсов открытого моря; обязательность участия государств в международных механизмах - договорах или региональных организациях по управлению рыболовством; ответственность государства-флага судна; гласность и обмен информацией по промыслу в открытом море.
Для нашего законодателя представляет интерес ряд приведенных в ст. 1 понятий. Например, под «реестром рыболовных судов» понимается описание рыболовных судов, в котором зафиксированы детали, относящиеся непосредственно к рыболовному судну. Он может составлять отдельное описание рыболовного судна или быть составной частью общего реестра судов. В российском законодательстве не дано развернутого определения реестра рыболовных судов.
Обращает на себя внимание определение международных мер по сохранению и управлению. Оно означает меры по сохранению одного или более видов живых морских ресурсов и управлению ими, которые приняты и применяются согласно соответствующим нормам международного права, как это определено в Конвенции 1982 года. Это определение не отражено в ст. 1 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (№ 166-ФЗ от 26 ноября 2004 г.). Необходимость введения такого понятия обуславливается тем обстоятельством, что в п. 2 ст. 6 данного Федерального закона сказано, что действие российского законодательства распространяется также на российские суда, находящиеся в открытом море. Кроме того, Российская Федерация является участницей Конвенции 1982 г. и Соглашения о трансграничных рыбных запасах 1995 года.
Рассматриваемое Соглашение 1993 г. применяется ко всем рыболовным судам, которые используются или предполагаются быть использованными для рыболовства в открытом море. Однако государство-участник может исключить суда длиной менее 24 м из сферы применения Соглашения 1993 года.
Каждая сторона Соглашения 1993 г. должна предпринять меры контроля в отношении рыболовных судов, уполномоченных нести его флаг и действующих в нарушение требований этого Соглашения, включая, при необходимости, меры, при которых нарушение таких положений считается правонарушением по национальному законодательству. Санкции за такие нарушения должны быть достаточно серьезными. В число таких санкций должны входить: отказ в выдаче разрешений на промысел, приостановление или аннулирование разрешений на промысел в открытом море.
Пожалуй, центральной в Соглашении 1993 г. является ст. VI, названная «Обмен информацией». Согласно этой статьи каждое государство-участник должно предоставить в ФАО следующую информацию в отношении каждого судна, внесенного в реестр:
а) название рыболовного судна, регистрационный номер, предыдущее название и порт приписки;
б) предыдущий флаг (если таковой имеется);
в) международный радиопозывной сигнал;
г) фамилия и адрес владельца или владельцев судна;
д) где и когда построено;
е) тип судна;
ж) длина судна.
Россия не является участницей данного Соглашения 1993 года. На наш взгляд, назрела необходимость присоединения нашей страны к этому международно-правовому акту. Участие Российской Федерации в нем будет иметь положительный политический эффект, способствовать интеграции в мировую систему регламентации рыболовства и борьбе с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым (ННН) промыслом. С помощью банка данных, который будет аккумулировать ФАО, можно будет предотвратить ввод под флаг Российской Федерации иностранных судов, нарушивших нормы о рыболовстве в открытом море. Предписания Соглашения 1993 г. позволят нашим контрольным органам (инспекторам пограничной службы) своевременно предотвратить или ликвидировать браконьерский промысел.
Соглашение от 4 декабря 1995 года об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими
Следующим международно-правовым документом, в котором закреплены универсальные нормы по регламентации рыболовства в открытом море является Соглашение 1995 года. Цель этого Соглашения - обеспечить долгосрочное сохранение и устойчивое использование трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб, посредством эффективного осуществления соответствующих положений Конвенции 1982 года.
Соглашение 1995 г. применяется к сохранению соответствующих запасов за пределами районов под национальной юрисдикцией с некоторыми исключениями.
Часть II Соглашения 1995 г. содержит перечень принципов сохранения запасов.
В частности, в Соглашении 1995 г., впервые в международном рыболовном праве, закреплен принцип сопоставимости мер по сохранению и управлению рыболовством в открытом море. В общей форме сущность этого принципа заключается в следующем:
а) в отношении трансграничных запасов прибрежные государства и государства, чьи граждане ведут промысел таких запасов в прилегающем районе открытого моря, стремятся непосредственно или через соответствующие механизмы сотрудничества согласовывать меры, необходимые для сохранения этих запасов в прилегающем районе открытого моря;
б) в отношении запасов далеко мигрирующих рыб соответствующие прибрежные государства и другие государства, чьи граждане ведут в регионе промысел таких запасов, сотрудничают либо непосредственно, либо через соответствующие механизмы сотрудничества в деле обеспечения сохранения и содействия цели оптимального использования таких запасов на всей территории региона, как в пределах, так и за пределами районов под национальной юрисдикцией.
Меры по сохранению и управлению, вводимые для открытого моря и принимаемые в районах под национальной юрисдикцией являются сопоставимыми, обеспечивая сохранение трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих видов рыб и управления ими в целом. Для этого прибрежные государства, а также государства, ведущие промысел в открытом море, обязаны сотрудничать в деле выработки сопоставимых мер в отношении таких запасов. Статья 7 Соглашения 1995 г. содержит перечень мер, которые должны принимать государства при определении сопоставимых мер.
Соглашение 1995 г. вступило в силу 11 декабря 2001 года. Российская Федерация ратифицировала его 4 августа 1997 года.
Региональные договоры
Большую роль в международно-правовом регулировании рыболовства в открытом море играют региональные договоры. В настоящее время почти все районы открытого моря Мирового океана подпадают под сферу действия таких международных договоров. Исключением являются юго-западная часть Атлантического океана и Красное море [4]. На основании таких соглашений созданы и действуют региональные организации по управлению рыболовством (далее – РФМО). В рамках таких организаций решаются наиболее принципиальные, затрагивающие интересы практически всех стран, проблемы управления морским рыболовством и охраны живых ресурсов моря [5].
Права и обязанности, а также интересы прибрежных государств
Практически все государства имеют законодательные предписания об организации рыболовства своими судами в открытом море. Дадим краткую характеристику национальных норм и правил.
В Российской Федерации, согласно п. 4 ст. 19 ФЗ от 26 ноября 2004 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (с последующими изменениями и дополнениями), промышленное рыболовство с использованием судов, плавающих под государственным флагом РФ в открытом море, осуществляется в соответствии с требованиями к рыболовству в открытом море, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих рыболовство в открытом море с использованием судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации. Они могут осуществлять рыболовство в открытом море также на судах, используемых на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера), в том числе на судах, принадлежащих иностранным лицам.
Правительство Российской Федерации детализировало эти требования законодательства в своем Постановлении № 841 от 25 августа 2016 г. «О требованиях к рыболовству в открытом море в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих рыболовство в открытом море с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации».
Для осуществления рыболовства в открытом море юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с использованием судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации, суда в обязательном порядке должны быть также оснащены техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и другими техническими средствами контроля. Таким образом, без технических средств контроля российским судам запрещено заниматься рыболовством в открытом море.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие рыболовство в открытом море должны обеспечивать:
- соблюдение норм, установленных международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, и принятых, в соответствии с ними, уполномоченными органами и организациями, решений, правил и требований, регулирующих осуществление рыболовства в открытом море в районах действия таких международных договоров;
- соблюдение условий, указанных в разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов;
- представление информации о данных, касающихся осуществления рыболовства в открытом море.
Указанная информация представляется в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных. Оно утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года. Основные требования этого документа сводятся к следующему.
Мониторинг представляет собой систему регулярных наблюдений за:
а) распределением, численностью, качеством и воспроизводством водных биоресурсов, являющихся объектами рыболовства, а также средой их обитания;
б) рыболовством и сохранением водных биоресурсов, осуществляемых с использованием космических средств и информационных технологий, в соответствии с законодательством Российской Федерации, позволяющих обеспечить сбор, обработку и хранение данных таких наблюдений.
Мониторинг осуществляется в целях применения его данных для:
а) ежегодной оценки и прогноза изменений биологического состояния, численности, распределения и воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания под воздействием природных и антропогенных факторов;
б) внесения, получаемой в процессе осуществления мониторинга, информации в государственный рыбохозяйственный реестр;
в) подготовки ежегодной информации для включения в государственные доклады о состоянии окружающей среды;
г) своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, влияющих на состояние водных биоресурсов и среду их обитания;
д) организации рационального использования водных биоресурсов, включая разработку и введение в установленном порядке ограничений рыболовства;
е) разработки мероприятий по сохранению водных биоресурсов, а также среды их обитания и включения их в правила рыболовства;
ж) оценки эффективности осуществляемых мероприятий по сохранению водных биоресурсов, а также среды их обитания;
з) государственного контроля в сфере охраны водных биоресурсов и контроля за местоположением и деятельностью судов, осуществляющих добычу (вылов) водных биоресурсов, приемку, переработку, перегрузку, транспортировку и хранение уловов, выгрузку в портах, снабжение судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами, а также соблюдения ими правил рыболовства;
и) обеспечения потребностей государства, юридических лиц и граждан в достоверной информации о состоянии водных биоресурсов и среды их обитания, в том числе для разрешения споров в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Мониторинг является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
При осуществлении отраслевой системы мониторинга производится контроль за деятельностью российских судов, осуществляющих рыболовство в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также в открытом море.
В целях обеспечения контроля российские и иностранные суда должны быть оснащены техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу необходимой информации.
Оснащение судов техническими средствами контроля производится за счет собственных средств судовладельцев.
Организация и осуществление мониторинга проводятся Росрыболовством, подведомственными ему организациями, а также ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» и его филиалами.
Предоставление данных мониторинга органам государственной власти Российской Федерации по их запросам, а также обмен между ними такими данными осуществляется на безвозмездной основе.
Росрыболовство обеспечивает функционирование отраслевой системы мониторинга, а Минсельхоз России разрабатывает и утверждает методические документы по организации мониторинга.
К организации рыболовства российскими судами в открытом море прямое отношение имеет постановление Правительства РФ от 22 октября 2008 г. № 775 «Об оформлении, выдаче, регистрации, приостановлении действия и аннулировании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений».
Разрешение выдается при осуществлении промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства, рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, а также добычи (вылова) водных биологических ресурсов в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов и в открытом море в отношении судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации и приписанных к российским портам, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Выдача разрешений производится на основании заявлений, представленных российскими юридическими лицами.
Если международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также решениями, принимаемыми на заседаниях (сессиях) международных смешанных комиссий, созданных в рамках указанных договоров, установлен иной порядок оформления, выдачи и регистрации разрешений, а также внесения в них изменений, применяются правила, установленные этими международными договорами или решениями комиссий.
Каждое российское судно, плавающее под государственным флагом Российской Федерации и занимающееся рыболовством в открытом море, должно вести промысловый журнал, форма которого утверждена приказом Минсельхоза России от 24 августа 2016 г. № 375.
Для осуществления промышленного рыболовства в открытом море в районах действия международных договоров в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, требуется заключение договоров, предусмотренных статьей 33.4 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» 2004 года.
Согласно ст. 33.4 договор пользования водными биоресурсами заключается в целях осуществления промышленного и прибрежного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается. По такому договору одна сторона – орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне – юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Порядок заключения договора пользования водными биоресурсами установлен Правилами подготовки и заключения договора пользования водными биоресурсами (общий допустимый улов которых не устанавливается), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 643 «О подготовке и заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается».
Заключение таких договоров осуществляется Росрыболовством. Этому предшествует размещение Росрыболовством объявления о подготовке к заключению договоров, содержащих следующую информацию: а) срок приема документов для заключения договора; б) перечень видов водных биоресурсов; в) районы и сроки добычи (вылова) водных биоресурсов.
Одновременно, перед включением видов водных биоресурсов в открытом море и в районе действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства в перечень, необходимо проведение анализа наличия (отсутствия) ограничений на добычу (вылов) водных биоресурсов, предусмотренных действующими договорами и решениями РФМО.
Следует отметить, что с недавних пор в Российской Федерации установлена ответственность субъектов промысла за нарушение норм, регулирующих рыболовство в открытом море. В частности, ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу осуществления рыболовства в открытом море» от 2 мая 2015 г. № 120-ФЗ внес дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 2002 г., указав, что административная ответственность налагается также за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство в открытом море.
Представляется интересным рассмотреть также опыт правового регулирования рыболовства в открытом море в законодательстве других крупных рыболовных стран и в актах Европейского Союза.
В Соединенных Штатах Америки режим рыболовства для американских судов определяется Законом Магнусона-Стивенса «О сохранении и управлении рыбными ресурсами» 1996 г. (с последующими дополнениями) и Законом о соблюдении правил рыболовства в открытом море. В разделе 75 определена цель этого Закона: а) обеспечение выполнения Соглашения о содействии соблюдению рыболовными судами в открытом море международных мер по сохранению и управлению 1993 г.; б) создание системы разрешений, отчетности и регламентации деятельности судов, ведущих под флагом США промысел в открытом море. При этом в этом Законе предусмотрены 10 признаков ННН-промысла в открытом море.
В Норвегии вопрос о регулировании деятельности рыболовных судов в открытом море затрагивался в ежегодно издаваемой Белой книге. В ней излагается место Мирового океана в норвежской внешней политике.
В этом документе отмечается, что в открытом море все государства свободны заниматься такой деятельностью, как судоходство, научные исследования и рыболовство. Ни одно государство не может поставить какую-либо часть открытого моря под свою юрисдикцию, но все государства могут разрешать своим гражданам и судам заниматься там рыболовством, в соответствии со своими законами и правилами. Там, где континентальный шельф простирается за пределы 200 морских миль, внешняя граница шельфа находится в международных водах. По мнению Норвегии, так обстоит дело в центральной части Северного Ледовитого океана, где практически все морское дно может стань национальным континентальным шельфом.
Китайская Народная Республика осуществляет строгий контроль своих судов в открытом море и строго наказывает суда, нарушившие законодательство в области рыболовства в открытом море.
Число китайских рыбопромышленных компаний, которые занимаются промыслом в открытом море в 2017 г. составило 159 единиц, а количество рыболовных судов - 2491 единицы. Каждое рыболовное судно оснащено системой позиционирования в реальном времени.
Кроме того, законодательство КНР содержит требования для лицензирования рыболовной деятельности. Согласно Положению о лицензировании рыболовства 1989 г., лицензии на рыбный промысел в открытом море предоставляются компетентным департаментом провинциального управления.
Обладатели лицензии на промысел в прибрежных водах могут осуществлять свою деятельность в открытом море без лицензии на промысел в открытом море. Однако при этом должны быть соблюдены соответствующие условия управления рыболовством.
Республика Корея. Согласно Закону о развитии океанического рыболовства от 23 марта 2013 г., лицо, собирающееся заниматься океаническим рыболовством, должно получить разрешение от Министерства морских дел и рыболовства на каждое судно. В случае внесения каких-либо изменений в уже полученных разрешениях, порядок получения новых разрешений тот же.
Виды океанического рыболовства, требующие получения разрешения, определяются указом президента. Министр морских дел и рыболовства вправе определить число разрешений на право ведения океанического рыболовства, исходя из состояния ресурсов, количества промысловых судов, а также других природных и социальных условий и т.д.
В случае если лицо, получившее разрешение на ведение океанического промысла прекращает ведение такого промысла или складываются обстоятельства о невозможности ведения этого вида промысла, оно должно сообщить об этом Министерству морских дел и рыболовства.
Статья 13 южнокорейского Закона требует, чтобы лицо, ведущее промысел, вело его честно, в рамках условий, определяемых полученным разрешением, а также должно соблюдать международные стандарты и рекомендации соответствующих РФМО в отношении мер по сохранению ресурсов.
В случае если лицо, занимающееся океаническим рыболовством ведет промысел видов морских живых ресурсов, добыча которых контролируется соответствующей РФМО или международными договорами, оно должно соблюдать следующие положения: 1) запрещается ННН-промысел ресурсов; 2) запрещается перегрузка или совместный промысел судов, ведущих ННН-промысел; 3) обеспечение безопасности при перемещении/посадке/, сходе с судна международного наблюдателя, а также во время исполнения им своих обязанностей; 4) обеспечение представителю управления порта и надзирателю в открытом море безопасного подъема и схода с судна, а также предоставление спального места и питания во время нахождения на судне и т.д.; разрешения провести проверку судна и пользоваться связью; 5) соблюдение правил процедуры перегрузки, установленных соответствующими РФМО; 6) ограничение добычи контролируемых видов морских ресурсов; 7) достоверное составление и предоставление статистической документации.
На судах, ведущих промысел в районах, контролируемых РФМО или входящих в район действия международных договоров, должно быть установлено оборудование отслеживания местонахождения судна.
Европейский Союз. Ежегодные объемы выловов судами государств-членов Европейского Союза составляют более 20% от их общих выловов. ЕС является участником Конвенции 1982 года.
Согласно Регламенту об устойчивом управлении флотом, принятому в 2017 г. Парламентом и Советом ЕС, каждое судно должно иметь соответствующее разрешение на промысел в открытом море.
Такое разрешение можно получить, если: а) была представлена полная и точная информация о рыболовном судне и соответствующем вспомогательном судне, включая несоюзные вспомогательные суда; б) рыболовное судно имеет соответствующую лицензию; в) рыболовное судно и любое связанное с ним вспомогательное судно применяют соответствующую схему идентификационного номера судна ИМО; г) рыболовное судно не включено в список ННН-промысла, утвержденного РФМО или ЕС; д) где это применимо, возможности для рыболовства предоставляются государству-флага судна в рамках соответствующего соглашения о рыболовстве и в рамках рекомендации РФМО; е) рыболовное судно соответствует техническим и технологическим требованиям.
Что касается рыболовных операций судов ЕС в открытом море, то требования к таким операциям изложены в главе 4 данного Регламента.
Согласно ст. 24 Регламента государство-член ЕС может выдать разрешение на промысел в открытом море только, если: а) критерии приемлемости, изложенные выше, выполнены; б) соответствующим образом запланированы промысловые операции.
Разрешение на промысел выдает Комиссия ЕС.
Выводы и предложения
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения по совершенствованию российского законодательства.
1. Российское законодательство, относительно регламентации промысла российского промыслового флота, во многом соответствует Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и другим международно-правовым актам.
Согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации 1993 г., «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
2. В целях обновления ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» 2004 г. в части регламентации рыболовства в прибрежных морях и открытом море и совершенствования системы управления рыболовством следовало бы:
- внести в данный Федеральный закон статью «Промысловый журнал», которая законодательно закрепит форму и содержание, а также закрепит обязанности должностных лиц вести его в электронном виде или на бумажном носителе.
По мнению специалистов Росрыболовства, посредством ведения такого журнала на рыболовных судах предполагается решение следующих задач: сбор судовых суточных донесений и отчетности о результатах рыболовства, обеспечение оперативности, устойчивости, непрерывности и скрытности передачи информации, ее идентификации применительно к промысловому судну.
3. Аннулирование или приостановление действия разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов должно осуществляться органом, выдавшим такое разрешение, путем внесения записи непосредственно в подлинник разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, выданного на бумажном носителе, либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью должностного лица Росрыболовства, либо посредством направления уведомления по почтовой или электронной связи.
Следует отметить, что Росрыболовство подготовило проект Федерального закона о внесении изменений и дополнений ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», например, в нем речь идет о порядке внесения изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, выданное на бумажном или электронном носителе, которое вносится органом, выдавшим такое разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов.
1. Bekyashev K.A. Mezhdunarodnoe publichnoe pravo: uchebnik. M.: Prospekt, 2019. – 1048 s.
2. https://news.myseldon.com/ru/news/index/216663863?requestId=31d3162f-0831-49e5-91cb-edd79ccc87e6 - Website - Elektronnyy resurs, 23.07.2020.
3. Bekyashev K.A. Rossiya dolzhna byt' uchastnikom «Soglasheniya FAO o flage» // Rybnoe hozyaystvo. 2009. №5. – S.2628.
4. Bekyashev D.K. Mezhdunarodnopravovye problemy upravleniya rybolovstvom: monografiya. M., Prospekt. 2017g., – 512 s.
5. Bekyashev K.A., Sapronov V.D. Mezhpravitel'stvennye rybohozyaystvennye organizacii (pravovoy status i osnovnye napravleniya deyatel'nosti). M.: Legkaya i pischevaya prom-st', 1984. – 192 s.