ON THE MODERN REGULATIONS OF AN OPEN SEA FISHING
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article, modern international regulations of an open sea fishing are given. The propositions of global and Russian agreements, regulating fisheries under such conditions are analyzed. A special attention is paid to foreign law including EU. Some recommendations on Russian regulations improving regarding open sea fishing are formulated .

Keywords:
open sea, modern regulations, fisheries, international agreements, law of the Russian Federation
Text
Publication text (PDF): Read Download

Открытым морем считаются морские пространства, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Оно находится в общем и равном пользовании всех наций. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо его части своему суверенитету [1].

Общий объем биомассы открытого моря достоверно не определен. Ежегодный объем уловов Российской Федерации в открытом море составляет примерно 266 тыс. тонн. При этом интерес отечественных рыбопромышленников к этим пространствам Мирового океана растет. Так, по информации Росрыболовства, в 2019 г. российский флот увеличил объем добычи водных биоресурсов в открытой части Мирового океана [2].

Согласно Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2019 г. №1930-р, 13% добычи (вылова) российскими предприятиями приходится на территориальное море Российской Федерации, внутренние воды Российской Федерации, открытые районы Мирового океана и районы действия международных конвенций в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

Одними из наиболее перспективных районов открытого моря для промысла российскими судами представляются Атлантический и Южный океаны. Согласно упомянутой Стратегии, одной из основных задач рыбохозяйственной отрасли Российской Федерации является укрепление позиций нашей страны в обеспечении беспрепятственного доступа российского флота в открытые районы Атлантического океана, к промыслу антарктического криля, тунцов.

Международно-правовой режим рыболовства в открытом море

Согласно ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.), открытое море доступно для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. В открытом море рыболовство осуществляется на основе свободы рыболовства - важнейшей части принципа свободы открытого моря, который является нормой jus cogens. Такие принципы обязательны для всех государств, независимо от того, участвуют ли они в Конвенции 1982 г. или нет.

Правовой режим свободы рыболовства раскрыт в статьях 116-120 Конвенции 1982 г. (раздел 2 «Сохранение живых ресурсов открытого моря и управление ими»). Все государства имеют право на то, чтобы их граждане занимались рыболовством в открытом море. Однако такая свобода не является абсолютной и ограничивается тремя обстоятельствами: а) договорными обязательствами государств; б) правами и обязанностями, а также интересами государств; в) положениями настоящего раздела Конвенции 1982 года.

Рассмотрим эти ограничения более подробно. Согласно ст. 118 Конвенции 1982 г., государства обязаны сотрудничать друг с другом в сохранении живых ресурсов и управлении ими в районах открытого моря. Государства, граждане которых ведут промысел разных видов живых ресурсов в одном и том же районе или одних и тех же ресурсов, вступают в переговоры в целях принятия мер, необходимых для сохранения этих живых ресурсов. В соответствующих случаях они сотрудничают в создании для этой цели субрегиональных или региональных организаций по рыболовству.

Договорные обязательства государств, указанные в п «а» ст. 116 Конвенции 1982 г., закреплены в универсальных, региональных и субрегиональных договорах. Таковыми, например, являются следующие международно-правовые акты (в хронологическом порядке).

Соглашение по обеспечению выполнения мер по международному сохранению и управлению рыболовными судами в открытом море

27-я сессия Конференции ФАО 24 ноября 1993 г. консенсусом одобрила это Соглашение (далее - Соглашение 1993 г.). Оно состоит из преамбулы и 66 статей и базируется на Конвенции 1982 года. Этот договор вступил в силу 24 апреля 2003 г. [3].

В преамбуле Соглашения 1993 г. подтверждается несколько общепризнанных принципов международного рыболовного права: свобода рыболовства в открытом море; охрана живых морских ресурсов открытого моря; обязательность участия государств в международных механизмах - договорах или региональных организациях по управлению рыболовством; ответственность государства-флага судна; гласность и обмен информацией по промыслу в открытом море.

Для нашего законодателя представляет интерес ряд приведенных в ст. 1 понятий. Например, под «реестром рыболовных судов» понимается описание рыболовных судов, в котором зафиксированы детали, относящиеся непосредственно к рыболовному судну. Он может составлять отдельное описание рыболовного судна или быть составной частью общего реестра судов. В российском законодательстве не дано развернутого определения реестра рыболовных судов.

Обращает на себя внимание определение международных мер по сохранению и управлению. Оно означает меры по сохранению одного или более видов живых морских ресурсов и управлению ими, которые приняты и применяются согласно соответствующим нормам международного права, как это определено в Конвенции 1982 года. Это определение не отражено в ст. 1 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (№ 166-ФЗ от 26 ноября 2004 г.). Необходимость введения такого понятия обуславливается тем обстоятельством, что в п. 2 ст. 6 данного Федерального закона сказано, что действие российского законодательства распространяется также на российские суда, находящиеся в открытом море. Кроме того, Российская Федерация является участницей Конвенции 1982 г. и Соглашения о трансграничных рыбных запасах 1995 года.

Рассматриваемое Соглашение 1993 г. применяется ко всем рыболовным судам, которые используются или предполагаются быть использованными для рыболовства в открытом море. Однако государство-участник может исключить суда длиной менее 24 м из сферы применения Соглашения 1993 года.

Каждая сторона Соглашения 1993 г. должна предпринять меры контроля в отношении рыболовных судов, уполномоченных нести его флаг и действующих в нарушение требований этого Соглашения, включая, при необходимости, меры, при которых нарушение таких положений считается правонарушением по национальному законодательству. Санкции за такие нарушения должны быть достаточно серьезными. В число таких санкций должны входить: отказ в выдаче разрешений на промысел, приостановление или аннулирование разрешений на промысел в открытом море.

Пожалуй, центральной в Соглашении 1993 г. является ст. VI, названная «Обмен информацией». Согласно этой статьи каждое государство-участник должно предоставить в ФАО следующую информацию в отношении каждого судна, внесенного в реестр:

а) название рыболовного судна, регистрационный номер, предыдущее название и порт приписки;

б) предыдущий флаг (если таковой имеется);

в) международный радиопозывной сигнал;

г) фамилия и адрес владельца или владельцев судна;

д) где и когда построено;

е) тип судна;

ж) длина судна.

Россия не является участницей данного Соглашения 1993 года. На наш взгляд, назрела необходимость присоединения нашей страны к этому международно-правовому акту. Участие Российской Федерации в нем будет иметь положительный политический эффект, способствовать интеграции в мировую систему регламентации рыболовства и борьбе с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым (ННН) промыслом. С помощью банка данных, который будет аккумулировать ФАО, можно будет предотвратить ввод под флаг Российской Федерации иностранных судов, нарушивших нормы о рыболовстве в открытом море. Предписания Соглашения 1993 г. позволят нашим контрольным органам (инспекторам пограничной службы) своевременно предотвратить или ликвидировать браконьерский промысел.

Соглашение от 4 декабря 1995 года об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими

Следующим международно-правовым документом, в котором закреплены универсальные нормы по регламентации рыболовства в открытом море является Соглашение 1995 года. Цель этого Соглашения - обеспечить долгосрочное сохранение и устойчивое использование трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб, посредством эффективного осуществления соответствующих положений Конвенции 1982 года.

Соглашение 1995 г. применяется к сохранению соответствующих запасов за пределами районов под национальной юрисдикцией с некоторыми исключениями.

Часть II Соглашения 1995 г. содержит перечень принципов сохранения запасов.

В частности, в Соглашении 1995 г., впервые в международном рыболовном праве, закреплен принцип сопоставимости мер по сохранению и управлению рыболовством в открытом море. В общей форме сущность этого принципа заключается в следующем:

а) в отношении трансграничных запасов прибрежные государства и государства, чьи граждане ведут промысел таких запасов в прилегающем районе открытого моря, стремятся непосредственно или через соответствующие механизмы сотрудничества согласовывать меры, необходимые для сохранения этих запасов в прилегающем районе открытого моря;

б) в отношении запасов далеко мигрирующих рыб соответствующие прибрежные государства и другие государства, чьи граждане ведут в регионе промысел таких запасов, сотрудничают либо непосредственно, либо через соответствующие механизмы сотрудничества в деле обеспечения сохранения и содействия цели оптимального использования таких запасов на всей территории региона, как в пределах, так и за пределами районов под национальной юрисдикцией.

Меры по сохранению и управлению, вводимые для открытого моря и принимаемые в районах под национальной юрисдикцией являются сопоставимыми, обеспечивая сохранение трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих видов рыб и управления ими в целом. Для этого прибрежные государства, а также государства, ведущие промысел в открытом море, обязаны сотрудничать в деле выработки сопоставимых мер в отношении таких запасов. Статья 7 Соглашения 1995 г. содержит перечень мер, которые должны принимать государства при определении сопоставимых мер.

Соглашение 1995 г. вступило в силу 11 декабря 2001 года. Российская Федерация ратифицировала его 4 августа 1997 года.

Региональные договоры

Большую роль в международно-правовом регулировании рыболовства в открытом море играют региональные договоры. В настоящее время почти все районы открытого моря Мирового океана подпадают под сферу действия таких международных договоров. Исключением являются юго-западная часть Атлантического океана и Красное море [4]. На основании таких соглашений созданы и действуют региональные организации по управлению рыболовством (далее – РФМО). В рамках таких организаций решаются наиболее принципиальные, затрагивающие интересы практически всех стран, проблемы управления морским рыболовством и охраны живых ресурсов моря [5].

Права и обязанности, а также интересы прибрежных государств

Практически все государства имеют законодательные предписания об организации рыболовства своими судами в открытом море. Дадим краткую характеристику национальных норм и правил.

В Российской Федерации, согласно п. 4 ст. 19 ФЗ от 26 ноября 2004 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (с последующими изменениями и дополнениями), промышленное рыболовство с использованием судов, плавающих под государственным флагом РФ в открытом море, осуществляется в соответствии с требованиями к рыболовству в открытом море, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих рыболовство в открытом море с использованием судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации. Они могут осуществлять рыболовство в открытом море также на судах, используемых на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера), в том числе на судах, принадлежащих иностранным лицам.

Правительство Российской Федерации детализировало эти требования законодательства в своем Постановлении № 841 от 25 августа 2016 г. «О требованиях к рыболовству в открытом море в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих рыболовство в открытом море с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации».

Для осуществления рыболовства в открытом море юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с использованием судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации, суда в обязательном порядке должны быть также оснащены техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и другими техническими средствами контроля. Таким образом, без технических средств контроля российским судам запрещено заниматься рыболовством в открытом море.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие рыболовство в открытом море должны обеспечивать:

- соблюдение норм, установленных международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, и принятых, в соответствии с ними, уполномоченными органами и организациями, решений, правил и требований, регулирующих осуществление рыболовства в открытом море в районах действия таких международных договоров;

- соблюдение условий, указанных в разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов;

- представление информации о данных, касающихся осуществления рыболовства в открытом море.

Указанная информация представляется в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных. Оно утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года. Основные требования этого документа сводятся к следующему.

Мониторинг представляет собой систему регулярных наблюдений за:

а) распределением, численностью, качеством и воспроизводством водных биоресурсов, являющихся объектами рыболовства, а также средой их обитания;

б) рыболовством и сохранением водных биоресурсов, осуществляемых с использованием космических средств и информационных технологий, в соответствии с законодательством Российской Федерации, позволяющих обеспечить сбор, обработку и хранение данных таких наблюдений.

Мониторинг осуществляется в целях применения его данных для:

а) ежегодной оценки и прогноза изменений биологического состояния, численности, распределения и воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания под воздействием природных и антропогенных факторов;

б) внесения, получаемой в процессе осуществления мониторинга, информации в государственный рыбохозяйственный реестр;

в) подготовки ежегодной информации для включения в государственные доклады о состоянии окружающей среды;

г) своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, влияющих на состояние водных биоресурсов и среду их обитания;

д) организации рационального использования водных биоресурсов, включая разработку и введение в установленном порядке ограничений рыболовства;

е) разработки мероприятий по сохранению водных биоресурсов, а также среды их обитания и включения их в правила рыболовства;

ж) оценки эффективности осуществляемых мероприятий по сохранению водных биоресурсов, а также среды их обитания;

з) государственного контроля в сфере охраны водных биоресурсов и контроля за местоположением и деятельностью судов, осуществляющих добычу (вылов) водных биоресурсов, приемку, переработку, перегрузку, транспортировку и хранение уловов, выгрузку в портах, снабжение судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами, а также соблюдения ими правил рыболовства;

и) обеспечения потребностей государства, юридических лиц и граждан в достоверной информации о состоянии водных биоресурсов и среды их обитания, в том числе для разрешения споров в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Мониторинг является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

При осуществлении отраслевой системы мониторинга производится контроль за деятельностью российских судов, осуществляющих рыболовство в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также в открытом море.

В целях обеспечения контроля российские и иностранные суда должны быть оснащены техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу необходимой информации.

Оснащение судов техническими средствами контроля производится за счет собственных средств судовладельцев.

Организация и осуществление мониторинга проводятся Росрыболовством, подведомственными ему организациями, а также ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» и его филиалами.

Предоставление данных мониторинга органам государственной власти Российской Федерации по их запросам, а также обмен между ними такими данными осуществляется на безвозмездной основе.

Росрыболовство обеспечивает функционирование отраслевой системы мониторинга, а Минсельхоз России разрабатывает и утверждает методические документы по организации мониторинга.

К организации рыболовства российскими судами в открытом море прямое отношение имеет постановление Правительства РФ от 22 октября 2008 г. № 775 «Об оформлении, выдаче, регистрации, приостановлении действия и аннулировании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений».

Разрешение выдается при осуществлении промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства, рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, а также добычи (вылова) водных биологических ресурсов в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов и в открытом море в отношении судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации и приписанных к российским портам, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Выдача разрешений производится на основании заявлений, представленных российскими юридическими лицами.

Если международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также решениями, принимаемыми на заседаниях (сессиях) международных смешанных комиссий, созданных в рамках указанных договоров, установлен иной порядок оформления, выдачи и регистрации разрешений, а также внесения в них изменений, применяются правила, установленные этими международными договорами или решениями комиссий.

Каждое российское судно, плавающее под государственным флагом Российской Федерации и занимающееся рыболовством в открытом море, должно вести промысловый журнал, форма которого утверждена приказом Минсельхоза России от 24 августа 2016 г. № 375.

Для осуществления промышленного рыболовства в открытом море в районах действия международных договоров в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, требуется заключение договоров, предусмотренных статьей 33.4 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» 2004 года.

Согласно ст. 33.4 договор пользования водными биоресурсами заключается в целях осуществления промышленного и прибрежного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается. По такому договору одна сторона – орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне – юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов.

Порядок заключения договора пользования водными биоресурсами установлен Правилами подготовки и заключения договора пользования водными биоресурсами (общий допустимый улов которых не устанавливается), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 643 «О подготовке и заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается».

Заключение таких договоров осуществляется Росрыболовством. Этому предшествует размещение Росрыболовством объявления о подготовке к заключению договоров, содержащих следующую информацию: а) срок приема документов для заключения договора; б) перечень видов водных биоресурсов; в) районы и сроки добычи (вылова) водных биоресурсов.

Одновременно, перед включением видов водных биоресурсов в открытом море и в районе действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства в перечень, необходимо проведение анализа наличия (отсутствия) ограничений на добычу (вылов) водных биоресурсов, предусмотренных действующими договорами и решениями РФМО.

Следует отметить, что с недавних пор в Российской Федерации установлена ответственность субъектов промысла за нарушение норм, регулирующих рыболовство в открытом море. В частности, ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу осуществления рыболовства в открытом море» от 2 мая 2015 г. № 120-ФЗ внес дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 2002 г., указав, что административная ответственность налагается также за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство в открытом море. 

Представляется интересным рассмотреть также опыт правового регулирования рыболовства в открытом море в законодательстве других крупных рыболовных стран и в актах Европейского Союза.

В Соединенных Штатах Америки режим рыболовства для американских судов определяется Законом Магнусона-Стивенса «О сохранении и управлении рыбными ресурсами» 1996 г. (с последующими дополнениями) и Законом о соблюдении правил рыболовства в открытом море. В разделе 75 определена цель этого Закона: а) обеспечение выполнения Соглашения о содействии соблюдению рыболовными судами в открытом море международных мер по сохранению и управлению 1993 г.; б) создание системы разрешений, отчетности и регламентации деятельности судов, ведущих под флагом США промысел в открытом море. При этом в этом Законе предусмотрены 10 признаков ННН-промысла в открытом море.

В Норвегии вопрос о регулировании деятельности рыболовных судов в открытом море затрагивался в ежегодно издаваемой Белой книге. В ней излагается место Мирового океана в норвежской внешней политике.

В этом документе отмечается, что в открытом море все государства свободны заниматься такой деятельностью, как судоходство, научные исследования и рыболовство. Ни одно государство не может поставить какую-либо часть открытого моря под свою юрисдикцию, но все государства могут разрешать своим гражданам и судам заниматься там рыболовством, в соответствии со своими законами и правилами. Там, где континентальный шельф простирается за пределы 200 морских миль, внешняя граница шельфа находится в международных водах. По мнению Норвегии, так обстоит дело в центральной части Северного Ледовитого океана, где практически все морское дно может стань национальным континентальным шельфом.

Китайская Народная Республика осуществляет строгий контроль своих судов в открытом море и строго наказывает суда, нарушившие законодательство в области рыболовства в открытом море.  

Число китайских рыбопромышленных компаний, которые занимаются промыслом в открытом море в 2017 г. составило 159 единиц, а количество рыболовных судов - 2491 единицы. Каждое рыболовное судно оснащено системой позиционирования в реальном времени.

Кроме того, законодательство КНР содержит требования для лицензирования рыболовной деятельности. Согласно Положению о лицензировании рыболовства 1989 г., лицензии на рыбный промысел в открытом море предоставляются компетентным департаментом провинциального управления.

Обладатели лицензии на промысел в прибрежных водах могут осуществлять свою деятельность в открытом море без лицензии на промысел в открытом море. Однако при этом должны быть соблюдены соответствующие условия управления рыболовством.

Республика Корея. Согласно Закону о развитии океанического рыболовства от 23 марта 2013 г., лицо, собирающееся заниматься океаническим рыболовством, должно получить разрешение от Министерства морских дел и рыболовства на каждое судно. В случае внесения каких-либо изменений в уже полученных разрешениях, порядок получения новых разрешений тот же.

Виды океанического рыболовства, требующие получения разрешения, определяются указом президента. Министр морских дел и рыболовства вправе определить число разрешений на право ведения океанического рыболовства, исходя из состояния ресурсов, количества промысловых судов, а также других природных и социальных условий и т.д.

В случае если лицо, получившее разрешение на ведение океанического промысла прекращает ведение такого промысла или складываются обстоятельства о невозможности ведения этого вида промысла, оно должно сообщить об этом Министерству морских дел и рыболовства.

Статья 13 южнокорейского Закона требует, чтобы лицо, ведущее промысел, вело его честно, в рамках условий, определяемых полученным разрешением, а также должно соблюдать международные стандарты и рекомендации соответствующих РФМО в отношении мер по сохранению ресурсов.

В случае если лицо, занимающееся океаническим рыболовством ведет промысел видов морских живых ресурсов, добыча которых контролируется соответствующей РФМО или международными договорами, оно должно соблюдать следующие положения: 1) запрещается ННН-промысел ресурсов; 2) запрещается перегрузка или совместный промысел судов, ведущих ННН-промысел; 3) обеспечение безопасности при перемещении/посадке/, сходе с судна международного наблюдателя, а также во время исполнения им своих обязанностей; 4) обеспечение представителю управления порта и надзирателю в открытом море безопасного подъема и схода с судна, а также предоставление спального места и питания во время нахождения на судне и т.д.; разрешения провести проверку судна и пользоваться связью; 5) соблюдение правил процедуры перегрузки, установленных соответствующими РФМО; 6) ограничение добычи контролируемых видов морских ресурсов; 7) достоверное составление и предоставление статистической документации.

На судах, ведущих промысел в районах, контролируемых РФМО или входящих в район действия международных договоров, должно быть установлено оборудование отслеживания местонахождения судна.

Европейский Союз. Ежегодные объемы выловов судами государств-членов Европейского Союза составляют более 20% от их общих выловов. ЕС является участником Конвенции 1982 года.

Согласно Регламенту об устойчивом управлении флотом, принятому в 2017 г. Парламентом и Советом ЕС, каждое судно должно иметь соответствующее разрешение на промысел в открытом море.

Такое разрешение можно получить, если: а) была представлена полная и точная информация о рыболовном судне и соответствующем вспомогательном судне, включая несоюзные вспомогательные суда; б) рыболовное судно имеет соответствующую лицензию; в) рыболовное судно и любое связанное с ним вспомогательное судно применяют соответствующую схему идентификационного номера судна ИМО; г) рыболовное судно не включено в список ННН-промысла, утвержденного РФМО или ЕС; д) где это применимо, возможности для рыболовства предоставляются государству-флага судна в рамках соответствующего соглашения о рыболовстве и в рамках рекомендации РФМО; е) рыболовное судно соответствует техническим и технологическим требованиям.

Что касается рыболовных операций судов ЕС в открытом море, то требования к таким операциям изложены в главе 4 данного Регламента.

Согласно ст. 24 Регламента государство-член ЕС может выдать разрешение на промысел в открытом море только, если: а) критерии приемлемости, изложенные выше, выполнены; б) соответствующим образом запланированы промысловые операции.

Разрешение на промысел выдает Комиссия ЕС.

Выводы и предложения

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения по совершенствованию российского законодательства.

1. Российское законодательство, относительно регламентации промысла российского промыслового флота, во многом соответствует Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и другим международно-правовым актам.

Согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации 1993 г., «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

2. В целях обновления ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» 2004 г. в части регламентации рыболовства в прибрежных морях и открытом море и совершенствования системы управления рыболовством следовало бы:

- внести в данный Федеральный закон статью «Промысловый журнал», которая законодательно закрепит форму и содержание, а также закрепит обязанности должностных лиц вести его в электронном виде или на бумажном носителе.

По мнению специалистов Росрыболовства, посредством ведения такого журнала на рыболовных судах предполагается решение следующих задач: сбор судовых суточных донесений и отчетности о результатах рыболовства, обеспечение оперативности, устойчивости, непрерывности и скрытности передачи информации, ее идентификации применительно к промысловому судну.

3. Аннулирование или приостановление действия разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов должно осуществляться органом, выдавшим такое разрешение, путем внесения записи непосредственно в подлинник разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, выданного на бумажном носителе, либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью должностного лица Росрыболовства, либо посредством направления уведомления по почтовой или электронной связи.

Следует отметить, что Росрыболовство подготовило проект Федерального закона о внесении изменений и дополнений ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», например, в нем речь идет о порядке внесения изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, выданное на бумажном или электронном носителе, которое вносится органом, выдавшим такое разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов. 

 

References

1. Bekyashev K.A. Mezhdunarodnoe publichnoe pravo: uchebnik. M.: Prospekt, 2019. – 1048 s.

2. https://news.myseldon.com/ru/news/index/216663863?requestId=31d3162f-0831-49e5-91cb-edd79ccc87e6 - Website - Elektronnyy resurs, 23.07.2020.

3. Bekyashev K.A. Rossiya dolzhna byt' uchastnikom «Soglasheniya FAO o flage» // Rybnoe hozyaystvo. 2009. №5. – S.2628.

4. Bekyashev D.K. Mezhdunarodnopravovye problemy upravleniya rybolovstvom: monografiya. M., Prospekt. 2017g., – 512 s.

5. Bekyashev K.A., Sapronov V.D. Mezhpravitel'stvennye rybohozyaystvennye organizacii (pravovoy status i osnovnye napravleniya deyatel'nosti). M.: Legkaya i pischevaya prom-st', 1984. – 192 s.

Login or Create
* Forgot password?