The article considers modern methods of formation environmental competences of vocational education students through environmental education, improving the level of environmental culture and consciousness. Positive experience of the student scientific society in accordance with the current requirements of the Federal state educational standard.
environmental competences, pedagogical technology, greening the education system, student scientific society
Современное профессиональное образование, согласно требованиям ФГОС, уделяет особое внимание развитию не только интеллектуального уровня обучающихся, но и формированию у них ключевых компетенций, в том числе экологических, через совершенствование познавательной активности студентов и умения получать знания самостоятельно.
Студент среднего профессионального образования современного уровня должен быть готов к решению различных проблемных ситуаций, овладению различными формами деятельности в условиях адаптации к требованиям современного общества.
В ходе образовательного процесса обучающиеся принимают участие в конкурсах по различным направлениям науки, техники, культуры, предметных олимпиад, фестивалей, научно-практических конференций, главными целями которых являются: повышение общей культуры; содействие повышению образовательного уровня, выявлению одаренных студентов. Конкурсы экологической направленности решают проблему экологизации образовательного процесса, что, в свою очередь, связано с формированием экологических компетенций посредством экологического воспитания, повышения уровня экологической культуры и сознания.
Экологизация системы среднего профессионального образования невозможна без новых идей, подходов, использования современных педагогических технологий, совместной работы педагогов различных дисциплин.
Именно поэтому для создания условий самореализации обучающихся в пространстве конкурсной активности и формирования у них экологических компетенций, ценностного отношения к окружающей среде, научно-исследовательской и проектной деятельности, поддержки одаренных студентов, развития их интеллектуального потенциала, повышения качества экологического образования и развития экологической культуры, в ГПОУ ТО «Донской политехнический колледж» было организовано студенческое научное общество «Новое поколение» (далее – СНО).
Деятельность СНО осуществляется в соответствии с положением и планом работы на каждый учебный год. В заседаниях общества принимают участие студенты всех отделений и практически весь педагогический состав колледжа.
В работе СНО используются современные методы артпедагогики и художественного развития обучающихся через изучение существующих экологических проблем. Члены научного общества принимают активное участие в конкурсах изобразительного искусства экологического характера, разрабатывая агитационные проспекты, буклеты, брошюры, направленные на повышение уровня экологической культуры населения. Благодаря их творческой деятельности была разработана эмблема студенческого научного общества, представленная на рис. 1.
Проектная и научно-исследовательская деятельность дают широкие возможности для формирования экологических компетенций обучающихся, способствует повышению уровня их активности, позволяет в большей степени индивидуализировать образовательный процесс с позиций предоставления студенту возможности для проявления самостоятельности в планировании, организации и контроле своей деятельности. За плечами членов СНО десятки конкурсов, форумов, конференций экологической направленности (табл. 1).
Таблица 1
Участие студентов членов СНО в конкурсах экологического характера различного уровня 2019−2020 учебного года
Название конкурса |
Результат |
Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды |
Победители заочного этапа |
Региональный этап 20-ой Всероссийской олимпиады «Созвездие» |
I место |
20-ая Всероссийская олимпиада «Созвездие» |
III место |
Всероссийский юниорский водный конкурс |
III место |
Всероссийский экологический форум «Зеленая планета» |
I место |
III Межрегиональный экологический форум «Номинация экологическая культура» |
III место |
III Межрегиональный экологический форум «Номинация экологический туризм» |
II место |
X Тульский молодёжный экономический конкурс инновационных проектов и идей, номинация «Лучший инновационный проект в области защиты окружающей среды» |
I место |
Областная экологическая акция «День тульского рододендрона» |
II место |
Всероссийская конференция креативных проектов и идей по развитию социальной инфраструктуры «НЕОТЕРРА-2019» |
I место |
Всероссийская научно-практическая студенческая конференция с международным участием «Проблемы и вызовы современной экономики и управления». |
I место |
Научно-исследовательская деятельность студентов с использованием технологии проектов рассматривается нами как особый вид самореализации обучающихся, направленный на создание нового продукта, имеющего экологическую, социальную или личностную значимость.
Проектная деятельность является наиболее эффективной для формирования экологической компетенции, она позволяет формировать практические навыки, развивать стремление к самостоятельному поиску и устойчивый интерес к изучению окружающей среды [1, с.104-107].
Участие студентов − членов СНО в заседаниях общества, конкурсах экологической направленности способствует развитию у них индивидуального экологического мировоззрения и экологической компетентности, необходимых для решения существующих экологических проблем [2, с. 173-174].
Устойчивое развитие планеты, согласно общепринятой концепции устойчивого развития, в целом, невозможно без изменения личного отношения и участия каждого человека. Исходя из вышесказанного, можно выделить основные задачи преподавателя, развивающего и формирующего ключевые экологические компетенции у обучающихся:
− процесс обучения студентов необходимо осуществлять на конкретных и реально существующих экологических проблемах, наблюдаемых в повседневной жизни;
− молодому поколению необходимо привить способность использования различных источников экологической информации;
− приучать обучающихся к бережному отношению к компонентам окружающей среды на собственном примере или позитивном примере коллег;
− развивать исследовательский интерес, направленный на познание окружающего мира в различных областях науки и техники;
− подкреплять экологические знания практическими делами, используя специфические для экологии методы сбора, анализа и обобщения информации;
− мотивировать юных исследователей на создание собственных экологических проектов, с целью их дальнейшей реализации.
1. Fidarova, M.G. Model' organizacii proektnoy deyatel'nosti studentov pri kompetentnostnom podhode / M.G. Fidarova // Politematicheskiy zhurnal nauchnyh publikaciy «Diskussiya»: Rubrika: Pedagogicheskie nauki. – 2014. – №6 (47). – S. 104–112.
2. Tyulyu, G.M. Proektnaya deyatel'nost' kak uslovie integracii nauchno-issledovatel'skoy i uchebnoy deyatel'nosti studentov v obrazovatel'nom processe VUZa / G.M. Tyulyu, V.N. Starshinov // Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. – 2016. – № 2 – S. 172 – 175. – [Elektronnyy resurs].