The article touches upon the problems of public-private partnership which is a relatively new tool for the regional development in Russia due to attracting additional private investments, including foreign ones, directed to the implementation of strategically and socially important projects. Today the development of public-private partnerships in the constituent entities of the Russian Federation remains uneven, there is a lack of private investment in some federal districts, including the Far Eastern Federal District, despite the priorities of the state policy. The rating of the regions of the Far Eastern Federal District by the level of public-private partnership development in 2018-2019 has been presented. There has been studied the development of public-private partnership in Primorsky Krai in comparison with other regions of the Far Eastern Federal District, the meaning of the set of its constituent factors is revealed: development of the institutional environment, regulatory support and experience in implementing projects using public-private partnership mechanisms. The different forms of support for private investors used in Primorsky Krai have been analyzed. The factors hindering the development of public-private partnership in Primorye are formulated: lack of well-functioning mechanisms of communication between business and government in the projects of investment implementation, high risks for the private partners, and difficulties in attracting the required amount of investment. To minimize their action, there have been proposed measures for promoting public-private partnership mechanisms, raising the level of awareness of private investors, creating conditions to minimize risks for a private partner, developing the competencies of state bodies, introducing advanced practices in project preparation and management, expanding the range of projects with a focus on the transport sector.
public-private partnership, municipal-private partnership, concession agreement, Primorsky Krai, Far Eastern Federal District, investments
Введение
Заинтересованность государства в применении механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) обусловлена необходимостью финансовой поддержки с позиции частного бизнеса при решении задач социально-экономического развития. Со стороны предпринимательского сообщества интерес вызван возможностью получения дополнительного инвестиционного дохода, ростом капитализации компании, а также наличием государственной поддержки. В целом, в условиях современной экономики данное явление заявляет о себе как эффективный инструмент рыночного развития.
В России ГЧП до сих пор не получило достаточного распространения, что проявляется в относительно небольшом количестве реализуемых проектов и объеме привлекаемых инвестиций, сосредоточенности большинства заключенных соглашений в нескольких федеральных округах. Одним из регионов, характеризующихся невысоким уровнем развития сферы ГЧП, несмотря на имеющийся потенциал, является Приморский край. Органы государственной власти декларируют стратегическую важность Дальнего Востока России, предпринимают усилия по развитию территории за счет привлечения инвестиций с помощью различных инструментов, одним из которых является ГЧП. Имеются перспективные проекты, но их реализация на основе механизма ГЧП сдерживается рядом факторов, что обусловливает необходимость корректировки существующих процедур и сфер, где ГЧП применяется наиболее активно.
Развитие государственно-частного партнерства в Российской Федерации в территориальном разрезе
Уровень развития ГЧП в субъектах Российской Федерации сегодня неоднороден, что демонстрирует табл. 1.
Таблица 1
Топ-20 субъектов РФ по уровню развития ГЧП в 2019 г.*
Субъект РФ |
Место |
Федеральный округ |
Количество субъектов РФ |
Самарская область |
1 |
Приволжский |
5 |
Нижегородская область |
4 |
||
Пермский край |
5 |
||
Удмуртская республика |
16 |
||
Республика Башкортостан |
20 |
||
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра |
6 |
Уральский |
5 |
Свердловская область |
7 |
||
Тюменская область |
11 |
||
Челябинская область |
17 |
||
Ямало-Ненецкий автономный округ |
18 |
||
Иркутская область |
9 |
Сибирский |
4 |
Новосибирская область |
10 |
||
Красноярский край |
15 |
||
Кемеровская область |
19 |
||
Москва |
2 |
Центральный |
3 |
Московская область |
3 |
||
Тамбовская область |
8 |
||
Санкт-Петербург |
13 |
Северо-Западный |
2 |
Ленинградская область |
14 |
||
Амурская область |
12 |
Дальневосточный |
1 |
* Составлено по [1].
В первую двадцатку по уровню развития ГЧП входит по 5 субъектов от Приволжского и Уральского федеральных округов, 4 – от Сибирского, 3 – от Центрального, 2 – от Северо-Западного. Дальневосточный федеральный округ (ДФО) представлен лишь одним субъектом (Амурской областью), не входящим в первую десятку. Представители Южного и Северо-Кавказского федеральных округов в топ-20 отсутствуют.
С нашей точки зрения, недостаточно высокие темпы развития сферы ГЧП в стране обусловлены рядом факторов:
– низкая активность инвесторов, которые не спешат вкладывать свои средства в проекты, имеющие, как правило, не самый высокий уровень доходности и длительный срок окупаемости;
– достаточно высокие ставки по кредитам;
– высокий уровень риска при реализации подобных проектов;
– отсутствие опыта участников в сфере ГЧП в совокупности с низким уровнем квалификации специалистов;
– неразвитость законодательной и информационной базы.
Тем не менее сфера проектов, основанных на применении механизмов сотрудничества государства и бизнеса, развивается.
Анализ уровня развития государственно-частного партнерства в Приморском крае в разрезе Дальневосточного федерального округа
Популярность механизмов ГЧП на Дальнем Востоке России не так велика, как в ее центральной части. Дальневосточный федеральный округ является одним из самых привлекательных для инвестиций регионов России, что в первую очередь обусловлено наличием специальных территорий, имеющих льготные условия для ведения бизнеса. Помимо прочего, регион славится большим разнообразием природных ресурсов, своими масштабами и выгодным географическим положением. Серьезным минусом является низкий уровень развития инфраструктуры.
Наиболее часто в ДФО проекты ГЧП, как и в целом по России, реализуются в форме концессионных соглашений. Большая часть проектов осуществляется в транспортной сфере в отношении таких объектов, как автомобильные и железные дороги, мосты, а также в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На Дальнем Востоке по состоянию на 2019 г. с момента появления закона о концессиях заключено 33 таких соглашения стоимостью свыше 100 млн руб. на общую сумму почти 80 млрд руб., что составляет 10 % по количеству и 10,8 % по объему инвестиционных вложений концессионного рынка России. Наиболее активно применяют инструменты ГЧП в Бурятии, где реализуется шесть проектов, а также в Камчатском крае и Сахалинской области, которые запустили по пять концессий. Лидерами по объему инвестиций являются Хабаровский край (37,9 млрд руб.) и Амурская область (24 млрд руб.) [2].
Для того чтобы оценить ситуацию в сфере ГЧП в Приморском крае, необходимо провести сравнительный анализ с другими регионами Дальнего Востока с использованием рейтинга, отражающего уровень развития ГЧП. Данный рейтинг составляется на основании методики, утвержденной Министерством экономического развития РФ, и определяет «Уровень развития государственно-частного партнерства в субъектах РФ» на основании совокупности значений составляющих его факторов:
– развитие институциональной среды субъекта РФ в сфере ГЧП;
– нормативно-правовое обеспечение сферы ГЧП в субъекте РФ;
– опыт реализации проектов ГЧП в субъекте РФ [3].
В табл. 2 представлен рейтинг субъектов ДФО РФ по уровню развития ГЧП, составленный на основе данных информационной платформы «Росинфра» и рейтинга, сформированного Министерством экономического развития РФ [1, 4].
Таблица 2
Рейтинг регионов ДФО по уровню развития ГЧП в 2018–2019 гг.
Субъект ДФО |
2018 г. |
2019 г. |
||||
Уровень развития ГЧП / место |
Оценка факторов |
Уровень |
Оценка факторов |
|||
Нормативно-правовая база и институциональная среда |
Опыт |
Нормативно-правовая база |
Опыт |
|||
В баллах |
||||||
Амурская область |
19,6 / 4 |
6,5 |
13,1 |
73,2 / 1 |
24,1 |
49,1 |
Камчатский край |
17,8 / 5 |
9,2 |
8,6 |
58,4 / 2 |
28,6 |
29,8 |
Республика Бурятия |
20,9 / 2 |
11,4 |
9,5 |
50,9 / 3 |
26,7 |
24,2 |
Республика Саха (Якутия) |
20,2 / 3 |
8,5 |
11,7 |
50,2 / 4 |
22,8 |
27,4 |
Хабаровский край |
23,1 / 1 |
9,3 |
13,8 |
49,7 / 5 |
23,8 |
25,9 |
Забайкальский край |
8,9 / 10 |
6,0 |
2,9 |
37,5 / 6 |
17,3 |
20,2 |
Приморский край |
12,4 / 6 |
8,6 |
3,8 |
33,9 / 7 |
27,8 |
6,1 |
Сахалинская область |
11,7 / 7 |
8,6 |
3,1 |
29,6 / 8 |
23,6 |
6,0 |
Магаданская область |
11,3 / 8 |
9,2 |
2,1 |
24,6 / 9 |
22,9 |
1,7 |
Чукотский |
10,9 / 9 |
8,0 |
2,9 |
24,4 / 10 |
20,0 |
2,4 |
Еврейская |
6,7 / 11 |
5,2 |
1,5 |
19,9 / 11 |
17,9 |
2,0 |
Согласно табл. 2 Приморский край среди других регионов Дальнего Востока по состоянию на 2019 г. занимает седьмое место по уровню развития ГЧП, опустившись на одно место по сравнению с 2018 г.
Несмотря на невысокое место в общем рейтинге по уровню развития сферы ГЧП, край занимает второе место по такому важному показателю, как развитие институциональной среды и нормативно-правовое обеспечение сферы ГЧП, уступая только Камчатскому краю. Однако низкая оценка опыта реализации проектов ГЧП оказывает отрицательное влияние на позицию региона в рейтинге.
Институциональная среда в сфере ГЧП подразумевает наличие институтов публичной власти, а также специализированных органов и ресурсов, которые способны регулировать отношения в области ГЧП. В Приморском крае уполномоченным органом в области создания благоприятного инвестиционного климата и реализации проектов ГЧП является АНО «Инвестиционное агентство Приморского края», которое осуществляет функции по структурированию и сопровождению проектов ГЧП, в том числе концессионных проектов. На базе данной организации создан также инвестиционный портал Приморского края, выполняющий функции инвестиционного интернет-ресурса в сфере ГЧП. Кроме того, в крае насчитывается около двадцати специалистов органов исполнительной власти и муниципальных образований, имеющих соответствующую квалификацию в области ГЧП.
Сформирован и находится в отрытом доступе перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, а также соглашений о ГЧП и муниципально-частном партнерстве (МЧП). Согласно данному перечню по состоянию на 2020 г. в Приморском крае планируется заключение концессионных соглашений в отношении трех региональных объектов в области отдыха, спорта и социального обслуживания граждан, а также около 30 концессионных соглашений в отношении объектов муниципальных образований Приморского края, среди которых наибольшую долю занимают проекты в области энергоэффективности, теплоснабжения и водоснабжения. В отношении объектов муниципальных образований планируется заключение восьми соглашений о МЧП в области спорта, культуры и образования, инфраструктуры бытового назначения и связи.
Законодательное регулирование сферы ГЧП в Приморском крае представлено рядом региональных нормативно-правовых актов, которые в полной мере соответствуют нормам федерального законодательства. Прежде всего, это Закон Приморского края от 04.02.2015 № 548-КЗ «Об участии Приморского края в проектах государственно-частного партнерства» [5].
Поддержка частных инвесторов и концессионеров в Приморском крае осуществляется в формах:
– финансовой поддержки;
– имущественной поддержки;
– организационного и информационного обеспечения.
Содержание вышеперечисленных форм поддержки раскрывается в табл. 3.
Таблица 3
Формы поддержки частных инвесторов и концессионеров в Приморском крае
Формы |
Инструменты |
Финансовая поддержка |
– Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организации в отношении расходов, установленных в пп. 1,2 п. 2 ст. 286.1 Налогового кодекса РФ (размер составляет 90 % суммы расходов); – пониженная ставка налога на прибыль для организаций – участников региональных инвестиционных проектов на территории края, утвержденная Законом Приморского края от 19.12.2013 № 330-КЗ «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет, для отдельных категорий организаций»; – предоставление государственных гарантий по обеспечению возврата заемных денежных средств, привлекаемых для реализации проектов, основанных на механизмах ГЧП [6]; – предоставление субсидий из краевого бюджета в целях финансирования создания объекта ГЧП |
Имущественная поддержка |
Предоставление земельных участков для осуществления установленной деятельности в аренду на льготных условиях (арендная плата составляет 1 % от кадастровой стоимости в год) |
Организационное |
– Консультационные услуги по вопросам, связанным с заключением и реализацией концессионных соглашений, ГЧП и МЧП, оказываемые специалистами Инвестиционного агентства Приморского края, Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края; – инвестиционный портал Приморского края |
Анализ уровня развития сферы ГЧП в Приморском крае в сравнении с другими регионами Дальнего Востока РФ может быть дополнен информацией о количестве учтенных проектов ГЧП и объемах частного инвестирования в эти проекты, представленной в табл. 4.
Таблица 4
Количество учтенных проектов ГЧП и объемы частного инвестирования
в эти проекты в ДФО за 2018 г.*
Субъект ДФО |
Количество учтенных проектов |
Объем частных инвестиций |
||
Всего, шт. |
Удельный вес, % |
Всего, млрд руб. |
Удельный вес, % |
|
Амурская область |
125 |
30,0 |
25,0 |
32,6 |
Камчатский край |
35 |
8,4 |
14,6 |
19,0 |
Республика Саха (Якутия) |
39 |
9,4 |
13,5 |
17,6 |
Хабаровский край |
67 |
16,1 |
12,4 |
16,2 |
Чукотский автономный округ |
12 |
2,9 |
4,0 |
5,2 |
Приморский край |
17 |
4,1 |
2,3 |
3,0 |
Сахалинская область |
11 |
2,6 |
2,0 |
2,6 |
Республика Бурятия |
66 |
15,8 |
1,4 |
1,8 |
Забайкальский край |
26 |
6,2 |
0,9 |
1,2 |
Еврейская автономная область |
4 |
1,0 |
0,4 |
0,5 |
Магаданская область |
15 |
3,6 |
0,2 |
0,3 |
Итого |
417 |
100,0 |
76,7 |
100,0 |
* Составлено по [4].
Согласно табл. 4 по состоянию на 2018 г. в ДФО было принято к учету 417 проектов ГЧП с общим объемом частного финансирования в 76,7 млрд руб. При этом наибольшее количество проектов было заявлено в Амурской области (125) на сумму 25 млрд руб. Наименьшее количество проектов – в Еврейской автономной области (4) с общим объемом инвестирования, равным 0,4 млрд руб. Приморский край занимает шестое место по обеим позициям, фактически подтверждая свое место в рейтинге.
Как отмечалось выше, в крае большинство проектов, реализуемых на принципах ГЧП, осуществляются в форме концессионных соглашений в коммунально-энергетической сфере. Сегодня успешно реализуются 12 таких проектов (абсолютное большинство – на муниципальном уровне). Характеристика наиболее значимых из них представлена в табл. 5.
Таблица 5
Крупнейшие концессионные соглашения, реализуемые на территории Приморского края
Проект |
Срок действия соглашения, гг. |
Частная сторона |
Объем инвестиций, |
Реконструкция объектов теплоснабжения в пос. город. типа Сибирцево Черниговского района |
2017–2042 |
ООО «Живая планета» |
100,00 |
Реконструкция системы водоснабжения Спасского муниципального |
2014–2039 |
ООО «Коммунальщик-Профи» |
52,60 |
Модернизация котельных в Партизанском муниципальном районе |
2016–2021 |
ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» |
34,57 |
Реконструкция кинотеатра «Космос» в г. Арсеньеве |
2013–2028 |
ООО «Новая волна» |
25,00 |
Реконструкция электрических сетей Спасского сельского поселения |
2015–2064 |
АО «Спасскэлектросеть» |
16,79 |
Реконструкция лыжной базы |
2018–2038 |
ООО «Бодрость» |
15,30 |
Строительство сети водоснабжения |
2016–2026 |
КГУП «Приморский |
12,60 |
Все представленные в табл. 5 проекты находятся на стадии эксплуатации, суммарный объем финансирования по ним составляет 271,96 млн руб.
Кроме того, в Приморском крае представлено несколько крупных инвестиционных проектов, реализуемых на принципах ГЧП, находящихся на инвестиционных и прединвестиционных стадиях:
– концессионное соглашение о создании производственно-логистического комплекса (ПЛК) вооруженных сил во Владивостоке (прединвестиционная стадия). Соглашение было подписано в 2019 г. сроком на 17 лет, общий объем частного финансирования составит 26,1 млрд руб. Создание ПЛК направлено на модернизацию объектов военной инфраструктуры;
– концессионное соглашение о строительстве автодорожной инфраструктуры для агропромышленного парка Михайловского района Приморского края (инвестиционная стадия). Соглашение было подписано в 2015 г. сроком на 49 лет, общий объем финансирования составит 800,0 млн руб. Проект включает строительство подъездной автомобильной дороги, стоянки для аграрной техники и крупнотоннажного автомобильного транспорта, стоянки для малотоннажного и легкового автомобильного транспорта, управления агропромышленным парком;
– концессионное соглашение о строительстве Центра ядерной медицины для обследования и лечения онкологических заболеваний на о-ве Русский (инвестиционная стадия). Соглашение было подписано в 2017 г. сроком на 25 лет, общий объем финансирования по его условиям составит 3 686,87 млн руб.;
– соглашение о ГЧП по проекту о сохранении и воспроизводстве охотничьих ресурсов и среды обитания «Кучелиново» в Шкотовском муниципальном районе Приморского края (инвестиционная стадия). Соглашение было подписано в 2019 г. сроком на 49 лет с планируемым объемом финансирования, равным 2 285,10 млн руб.;
– концессионное соглашение о строительстве газовых котельных в ЗАТО Фокино (инвестиционная стадия). Проект был подписан в 2019 г., срок его реализации составляет 25 лет, а общий объем финансирования – 2 751,56 млн руб.
Таким образом, в настоящее время сфера ГЧП в Приморье развивается, наблюдается тенденция к росту проектных инициатив и объемов их финансирования, однако в общем рейтинге регионов Дальнего Востока Приморский край пока занимает невысокую позицию – 53 место по итогам 2019 г.
Факторы, сдерживающие развитие государственно-частного партнерства в Приморском крае, и меры по их минимизации
Несмотря на инвестиционную привлекательность региона с позиции его выгодного географического положения, налаженного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, разнообразия природных ресурсов, наличия зон с особыми экономическими режимами, инвесторы не спешат сотрудничать с публичным партнером. Данное обстоятельство обусловливается действием определенных факторов:
1. Отсутствие отлаженных механизмов связи между бизнесом и властью в вопросах реализации инвестиционных проектов на базе ГЧП. В первую очередь это связано с тем, что в настоящее время публичная сторона не имеет достаточных компетенций и специалистов в данной области. Несмотря на то, что в крае проведены работы по совершенствованию законодательства в сфере соглашений ГЧП и концессий и «…созданы все правовые условия для того, чтобы бизнес мог смело заходить в такие проекты» [7], у инвесторов остаются большие сомнения по поводу эффективности и надежности ГЧП-проектов. По большому счету в крае отсутствует успешная практика реализации проектов с использованием механизмов ГЧП, объем ее незначительный.
2. Высокий объем рисков для частного партнера при работе с государством в формате ГЧП:
– риск снижения объемов финансирования проекта в случае корректировки бюджетной и налоговой политики региона;
– сложность разрешения споров и конфликтных ситуаций с органами государственной власти;
– ненадлежащее выполнение условий публичной стороной;
– риск незавершения проекта при недостаточном финансировании;
– сложность возврата вложенных средств в случае выхода из проекта;
– недостаточность опыта и квалификации специалистов по разработке, реализации и управлению ГЧП-проектами.
Перечисленные риски в целом совпадают с тем, что имеет место на общероссийском уровне.
3. Сложность в привлечении необходимого объема инвестиций под крупные дорогостоящие проекты.
Для снижения влияния перечисленных выше негативных факторов можно предложить следующие меры:
– во-первых, для популяризации механизмов ГЧП, повышения уровня осведомленности частных инвесторов можно предложить создание и развитие в крае образовательной площадки для инвесторов;
– во-вторых, в целях создания условий по минимизации рисков для частного партнера и повышения его заинтересованности в ГЧП-проектах целесообразно нормативное закрепление государственных гарантий по стратегически важным проектам;
– в-третьих, необходим комплексный подход к разработке мер, направленных на развитие компетенций государственных органов, внедрение передовых практик по подготовке проектов и управлению ими, а также повышению прозрачности их реализации;
– в-четвертых, для привлечения широкого круга инвесторов необходимо предоставить больше качественных и хорошо проработанных проектов, при этом понятных и открытых для частных партнеров.
Несмотря на то, что в Приморском крае наибольшее количество проектов заключено в сфере жилищно-коммунального хозяйства, более перспективным направлением для сотрудничества государства и бизнеса может стать транспортная сфера и реализуемые в ней инфраструктурные проекты с участием не только российских, но и иностранных инвесторов (преимущественно китайских) [8]. Прежде всего, это проекты по развитию международных транспортных коридоров (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2», направленных на укрепление международного экономического сотрудничества, интеграцию РФ в экономику стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также социально-экономическое развитие прилегающих территорий, в том числе Приморского края и всего Дальнего Востока России. Специалисты ожидают, что реализация проектов МТК приведет к положительным социально-экономическим эффектам: создание до 4 тыс. новых рабочих мест, ежегодный прирост налоговых поступлений до 5 млрд руб., увеличение грузооборота до 45 млн т в год [9].
Другим перспективным проектом, который занимает четвертое место в рейтинге «Национальный перечень перспективных проектов 2020 года», в транспортной инфраструктуре Приморского края является строительство Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД). Реализация проекта планируется в формате концессионного соглашения, его стоимость оценивается в 100 млрд руб. Строительство ВКАД позволит решить проблемы перегруженных магистралей города, а западное кольцо ВКАД станет частью МТК «Приморье-1» и «Приморье-2».
Выводы
1. Уровень развития ГЧП в Приморском крае является недостаточным. По данному критерию регион находится на 53-й строчке среди 85 субъектов РФ и занимает 7-ю позицию в ДФО. Несмотря на низкую интегральную оценку, край является вторым на Дальнем Востоке по оценке институциональной среды и нормативно-правового обеспечения сферы ГЧП.
2. Использование ГЧП в Приморском крае сдерживается рядом факторов: отсутствие отлаженных механизмов связи между бизнесом и властью в вопросах реализации инвестиционных проектов на базе ГЧП, высокий объем рисков для частного партнера, сложности в привлечении необходимого объема инвестиций. Для снижения негативного действия перечисленных факторов необходимо предпринимать меры, направленные на популяризацию механизмов ГЧП, повышение уровня осведомленности частных инвесторов, создание условий по минимизации рисков для частного партнера, развитие компетенций государственных органов, внедрение передовых практик по подготовке проектов и управлению ими, расширение спектра реализуемых проектов с упором на транспортную сферу.
3. Активизация инвестиционных процессов на основе механизмов ГЧП позволит улучшить инвестиционный климат в регионе, создаст условия для решения общественно значимых, стратегических задач государства по развитию дальневосточных территорий, повышению уровня жизни населения, станет стимулом к развитию частного предпринимательства.
1. Reiting sub"ektov RF po urovniu razvitiia sfery gosudarstvenno-chastnogo partnerstva za 2019 g. [Rating of RF subjects by level of development of public-private partnership in 2019]. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiia RF. Moskva, 2020. Available at: https://www.economy.gov.ru/material/file/764aafac33fa544aec5b3008619e92a8/reiti ng_gchp_022020.pdf (accessed: 25.07.2020).
2. Investitsii v infrastrukturu. Dal'nii Vostok: analiticheskii obzor [Investment in infrastructure. Far East: analytical overview]. Informatsionno-analiticheskaia sistema Roskongress. Available at: https://infraone.ru/sites/default/files/analitika/2019/investitsii_v_infrastrukturu_dalny84_vostok_2019_infraone_research.pdf (accessed: 25.07.2020).
3. Ob organizatsii v Minekonomrazvitiia Rossii raboty po raschetu pokazatelia «Uroven' razvitiia sfery gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sub"ekte RF» za 2019 god: Prikaz Minekonomrazvitiia Rossii ot 25.11.2019 № 762 [On measures for calculating indicator Level of development of public-private partnership in the constituent entity of the Russian Federation for 2019 in the Ministry of Economic Development of Russia: Order of the Ministry of Economic Development of Russia dated November 25, 2019 No. 762]. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=624545#033156288884997376 (accessed: 25.07.2020).
4. Reiting regionov Rossiiskoi Federatsii po urovniu razvitiia GChP za 2018 g. [Rating of RF regions by level of PPP development in 2018]. Available at: https://rosinfra.ru/expert/rating/2018/rating2018.pdf (accessed: 25.07.2020).
5. Ob uchastii Primorskogo kraia v proektakh gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: Zakon Primorskogo kraia ot 04.02.2015 № 548-KZ [On participating of Primorsky Krai in public-private partnership projects: Law of Primorsky Krai dated 04.02.2015 No. 548-KZ]. Available at: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW020;n=79084#06772500739575946 (accessed: 25.07.2020).
6. Investitsionnyi portal Primorskogo kraia [Investment portal of Primorsky Krai]. Available at: https://invest.primorsky.ru/ru/ppp (accessed: 25.07.2020).
7. Primorskii krai uluchshil pozitsii v reitinge po urovniu razvitiia GChP [Primorsky Krai improved its position in ranking in PPP development]. Ofitsial'nyi sait Pravitel'stva Primorskogo kraia i organov ispolnitel'noi vlasti Primorskogo kraia. Available at: https://www.primorsky.ru/news/162602/ (accessed: 25.07.2020).
8. Levchenko T. A. Deiatel'nost' kitaiskikh investorov za rubezhom: osnovnye osobennosti i znachenie dlia mirovoi ekonomiki [Activities of Chinese investors abroad: key features and implications for global economy]. Vektor nauki Tol'iattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Ekonomika i upravlenie, 2017, no. 3 (30), pp. 64-68.
9. Rekomendatsii po realizatsii proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Luchshie praktiki [Recommendations for implementing public-private partnership projects. Best practices]. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiia RF. Available at: https://www.economy.gov.ru/material/file/cd482f73c03b658fa97a2d844c7e39d9/metodic2018.pdf (accessed: 25.07.2020).