employee
Moscow, Russian Federation
employee
employee
, Russian Federation
The article handels the problem of using the methods of encouragement and punishment as a means of socializing adolescents with deviant behavior. Faced with various difficulties, a teenager may experience difficulties in the process of assimilation and reproduction of social experience that make up the essence of socialization. Against the background of objective difficulties in the process of following social norms, this category of children is faced with a variable pedagogical impact. The main objective of the study was to identify the existing differences in the perception of the effectiveness of the methods of promotion and punishment as means of socialization in adolescents (as objects of education) and teachers (as subjects of education). Materials and research methods In order to identify among teachers, their preferred forms of encouragement or punishment when working with deviant adolescents, at the first stage of the study, we used an author's questionnaire for teachers, which included questions about the teaching experience most often used in working with deviant teenagers of forms of encouragement and punishment, on the effectiveness of using methods of encouragement and punishment with this category of children. In addition, within the framework of this questionnaire, teachers had the opportunity to express a subjective opinion on the advisability of including in the educational process the missing forms of encouragement and punishment. The research sample included 7 teachers, carried out by class teachers in grades 7–9 of educational institutions in Kolomna, Moscow Region. Results of the study Our study allows us to conclude that in most cases the expectations of children associated with receiving the desired promotion are not met, which in turn can subsequently form a negative attitude of the teenager towards the teacher, as well as a decrease in motivation in the performance of a task. In addition, we have identified significant differences between the applied teachers and preferred forms of punishment by children. So, for example, if educators consider the most effective form of punishment as public censure, then children, on the contrary, prefer loyal methods of punishment, talking about such forms as remarking and removal from fulfilling responsible assignments, arguing that public punishment degrades the dignity of the child and causes even greater aggression and a desire to do “everything against”. An interesting fact is that the teachers are against such a form of punishment as “removal from the class”, although the students themselves are not at all against such a measure, explaining this by saying that if the child interferes with the lesson, then he must leave the class.
socialization, deviant behavior, methods of education, encouragement, punishment
Развитие духовных и материальных сфер современного общества, интерес науки и социума к проблемам становления индивида как личности делают проблему социализации весьма актуальной. В процессе социализации формируется личность, создается облик человека, как носителя морально-нравственного, социального, культурного опыта, переданного через поколения. Путь социализации сложен особенно для подростков. Подростковый возраст как период маргинальности и неопределенности характеризуется не устоявшейся системой ценностей подростка, становлением его мировоззрения, поиска своего «Я». Вхождения подростка в мир взрослых сопровождается ростом требований и ожидаемой ответственности со стороны родителей и педагогов. Сталкиваясь с различными трудностями, подросток может испытывать сложности в процессе усвоения и воспроизведения социального опыта, составляющих сущность социализации. Особенно тревожен факт роста числа детей и подростков с девиантным поведением. На фоне объективных сложностей в процессе следования социальным нормам, данная категория детей сталкивается с вариативным педагогическим воздействием. Инструментами при взаимодействии в такой системе воспитатель – воспитуемый часто выступают средства поощрения и наказания, призванные корректировать, направлять и контролировать нормативно-певеденческую сферу подростка, помочь ему самореализоваться в различных сферах жизнедеятельности: бытовой, семейной, учебной и учебно-профессиональной.
В психолого-педагогической литературе значимое место отводится описанию и раскрытию содержания методам педагогического воздействия: поощрению и наказанию. Поощрение и наказание не являются противоположностями, они тесно взаимосвязаны друг с другом. Применяя методы поощрения и наказания в педагогической практике можно стимулировать и тормозить поведенческие реакции. Подобное применение учат ребенка самоконтролю и самодисциплине [13].
Поощрение в психолого-педагогической литературе рассматривается как совокупность стимулирующих положительные эмоции и активность форм взаимодействия, таких как похвала, одобрение, доверие и т.д. Наказание предполагает угрозу, порицание, осуждение и применяется с целью ограничения или коррекции поведения в конкретных ситуациях. Применение данных методов всегда противопоставляет воспитанника группе, выделяет его из общего числа детей и подростков [7;11]
Применять поощрение как метод воспитания необходимо достаточно осторожно. Воспитатель должен помнить, что злоупотребление поощрением также губительно для личностного развития ребенка, как и применения наказания [13]. Методы воспитания призваны стимулировать развитие сознания, воли, чувств ребенка, формировать у ребенка навыки социально одобряемого поведения, его мировоззрение и убеждения [9;11].
Гуманистическая направленность поощрения проявляется в положительных эмоциях ребенка, стимулировании самосознания воспитанника, развитии чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности, формировании у него позитивного Я - образа и выстраивании с воспитателем доверительных отношений, базирующихся на взаимном уважении. Метод поощрения существует в различных его проявлениях – формах. Одобрение, похвала, благодарность – основные вербальные формы поощрения. Поручение почетных обязанностей, индивидуальные и групповые награды – невербальные формы поощрения [7;13].
Метод наказания ассоциируется преимущественно с авторитарным воспитанием. Диапазон наказания имеет широкие границы: от физической агрессии и насилия в отношении ребенка до унижения его личности. Вариативность применения наказания может укладываться в различные классификации агрессивных, насильственно-притесняющих отношений. В самом общем виде наказание как метод воспитания и способ межличностного взаимодействия приобретает различные формы. Вербальные и невербальные, активные и пассивные, прямые и косвенные, физические, психические, сексуальные, экономические, моральные и т.д. [12;13]
На протяжении становления и развития педагогической мысли отношение к наказанию как методу воспитательного воздействия было неоднозначным и дискуссионным. Параллельно с изучением феноменов агрессии и насилия, описанием существующих различных форм принуждения, которые пронизывают всю историю человечества, также шло развитие философско-педагогических идей ненасилия, как гуманистической альтернативы межличностного взаимодействия и взаимодействия субъектов и объектов воспитательного процесса. [6;11]. Наказание как метод воспитания классифицируется путем раскрытия его форм: выговор, неодобрение, замечание, отстранение от работы, удаление из класса (изоляция, бойкот). Наказание в своем проявлении, с одной стороны, призвано порождать чувство вины, стыда и раскаяния., а с другой - стимулировать либо ограничивать действия ребенка.
Материалы и методы исследования
В интересах выявления среди педагогов, предпочитаемых ими форм поощрения или наказания при работе с девиантными подростками, на первом этапе исследования нами была использована авторская анкета для педагогов, которая включала в себя вопросы о педагогическом стаже, наиболее часто используемых в работе с девиантными подростками форм поощрения и наказания, об эффективности использования методов поощрения и наказания с данной категорией детей. Кроме того, в рамках данной анкеты, педагогам представилась возможность высказать субъективное мнение о целесообразности включения в образовательный процесс недостающих форм поощрения и наказания. В состав исследовательской выборки вошли 7 педагогов, осуществляемых классное руководство в 7-9 классах образовательных организаций г.о. Коломна Московской области.
Анализ полученных данных по результатам использования анкеты, показал, что при работе с девиантными подростками наиболее часто педагоги используют такие формы поощрения как: одобрение и похвала (7 педагогов, а так же благодарность (5 педагогов). Реже используются такие методы как: поручение ответственного задания (1 педагог) и индивидуальные награды (1 педагог (См. Рисунок 1.).
Рисунок 1. Распределение ответов педагогов по показателю «Предпочитаемые формы поощрения в работе с девиантными подростками»
Из наиболее предпочитаемых форм наказания педагоги чаще используют замечание, выговор (7 педагогов), реже используется отстранение от выполнения ответственного задания (3 педагога) и публичное порицание (2 педагога), к форме «удаление из класса» не прибегает ни один из числа опрошенных педагогов (0 педагогов), графически полученные данные представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Распределение ответов педагогов по показателю «Предпочитаемые формы наказания в работе с девиантными подростками»
Относительно мнения об эффективности применения методов поощрения и наказания, ответы педагогов распределились следующим образом: 3 педагога утверждают, что методы поощрения в работе с девиантными подростками более эффективны и 4 педагога склоняются к тому, что с данной категорией детей методы наказания более эффективны (см. Рисунок 3.)
Рисунок 3. Распределение ответов педагогов по показателю «Наиболее эффективный метод в работе с девиантными подростками»
Важно отметить, интересным является выявленный нами факт, что педагоги, чей педагогический стаж свыше 10 лет, при работе с девиантными подростками считают методы поощрения наиболее эффективными, чем методы наказания, что объясняется наличием большого педагогического опыта по организации воспитательной работы с девиантными подростками.
Кроме того анализируя ответы педагогов на вопрос о том, каких форм поощрения не хватает в образовательной школе, мнения респондентов совпали на то, что данных форм вполне достаточно, как в прочем и форм наказания.
На следующем этапе исследования, с целью изучения предпочитаемых форм поощрения и наказания подростками с девиантным поведением, нами было проведено обследование исследовательской выборки, в которую вошли учащиеся 7-9 классов, состоящих на внутри школьном учете. Объем выборки составил 12 человек (3 девушки и 9 юношей) из которых 2 подростков поставлены на учет по рекомендации Комиссии по делам несовершеннолетних и 10 подростков по решению внутри школьного Совета профилактики.
В ходе данного исследования были получены следующие результаты:
по мнению подростков, наиболее предпочитаемые ими формы поощрения это похвала (12 респондентов), поручение ответственного задания (8 респондентов), благодарность (7 респондентов) и индивидуальные награды (6 респондентов), менее предпочитаемые это одобрение (4 респондента). Сравнительный анализ результатов педагогов и учащихся по данному показателю представлен на рисунке 4.
Рисунок 4. Сравнительный анализ результатов педагогов и учащихся по показателю «Применяемые формы поощрения в работе с девиантными подростками»
Из наиболее приемлемых форм наказания педагогами, учащиеся выделяют следующие: замечание, выговор (11 респондентов), отстранение от выполнения ответственного задания (8 респондентов), менее привлекательным является удаление из класса (5 респондентов) и менее всего привлекает подростков публичное порицание (2 респондента). Сравнительный анализ данных педагогов и учащихся представлен ниже на рисунке 5.
Рисунок 5. Сравнительный анализ результатов педагогов и учащихся по показателю «Применяемые формы наказания в работе с девиантными подростками»
Наиболее эффективным методом при работе с учащимися большинство респондентов выделяют методы поощрения (9 респондентов). (см.Рисунок 6.)
Рисунок 6. Сравнительный анализ ответов педагогов и учащихся по показателю «Наиболее эффективный метод в работе с девиантными подростками»
Кроме того, анализируя данные учеников полученных в ходе проведения анкеты было выявлено, что по мнению подростков с девиантным поведением не достает таких форм поощрения как: публичное признание учителем своей неправоты, а так же стимульное подкрепление хорошего поведения (раздача сладостей, вручение премий или стипендий и т.д.), в то время как форм наказания достаточно и тех, которые существуют.
Статистический анализ полученных данных, проведенный с помощью Т-критерия Стьюдента, позволил выявить значимые различия между применяемыми педагогами и предпочитаемыми детьми формами поощрения (См. Таблица 1.). Таким образом, выявлено, что в большинстве случаев ожидания детей, связанные с получением желаемого поощрения не оправдываются, что в свою очередь в последствии может формировать негативное отношение подростка к педагогу, а так же снижению мотивации в выполнении того или иного задания.
Кроме того, нами выявлены значимые различия между применяемыми педагогами и предпочитаемыми детьми формами наказания. Так, например, если педагоги считают наиболее эффективную такую форму наказания как,
публичное порицание, то дети, напротив, предпочитают лояльные методы наказания, говоря о таких формах как замечание и отстранение от выполнения ответственных поручений, утверждая, что публичное наказание унижает достоинство ребенка и вызывает еще большую агрессию и желание делать «все наперекор».
Интересным является выявленный факт о том, что учителя против такой формы наказания как «удаление из класса», хотя сами ученики совсем не против такой меры, объясняя это тем, что если ребенок мешает вести урок, то должен покинуть класс.
Таблица 1.
Сравнительный анализ результатов анкетирования
Показатель |
Подростки |
Педагоги
|
Коэффициент значимости различий (при р≤0,5)
|
Применяемая форма поощрения в работе с девиантными подростками
|
|||
одобрение |
4 |
7 |
tэмп = 3,6 |
похвала |
12 |
7 |
tэмп = 2,07 |
благодарность |
7 |
5 |
tэмп =0,5 |
поручение ответств. обязанностей |
8 |
2 |
tэмп =2,9 |
индивидуальные награды |
7 |
2 |
tэмп =2,11 |
Применяемая форма наказания в работе с девиантными подростками
|
|||
замечание |
11 |
7 |
tэмп = 2,07 |
выговор |
11 |
7 |
tэмп = 2,07 |
отстранение от выполнения ответств. дел |
8 |
3 |
tэмп = 1,2 |
удаление из класса |
5 |
0 |
tэмп = 2,9 |
публичное порицание |
2 |
2 |
tэмп =3,2 |
Наиболее эффективный метод
|
|||
Поощрение |
9 чел. |
4 чел. |
tЭмп = 2,9 |
Наказание |
3 чел. |
3 чел. |
tЭмп =1,7 |
|
|
|
|
* Примечание: Жирным цветом выделены значимые различия, выявленные с помощью Т-Критерия Стьюдента
На завершающем этапе исследования, нами была изучена динамика снятия с внутри школьного учета подростков с девиантным поведением в тех классах, где осуществляют свою деятельность классные руководители, входящие в состав нашей исследовательской выборки. Для этого совместно с социальным педагогом школы, нами были изучены паспорта подростков с девиантным поведением, в ходе чего было выявлено, что процент снятия с внутришкольного учета выше у тех педагогов, которые в своей работе чаще прибегают к методам поощрения.
Выводы и рекомендации
Профилактика и коррекция девиантного поведения в огромной степени зависит от компетентности педагогов, которые, вместе с родителями выступают главными субъектами данного процесса. Методы поощрения и наказания выступают одним из главных инструментов в системе воспитательной работы, их использование способствует формированию нравственного сознания и поведения ребенка, именно поэтому подготовка будущих учителей к целесообразному использованию данных методов выступает необходимым условием для эффективной дальнейшей работы с девиантными подростками. Теоретическая и практическая подготовка будущих учителей в данном направлении, должна осуществляться в рамках оптимизации изучаемых дисциплин, а так же совершенствования полученных знаний и умений на педагогической практике. Еще на этапе обучения в ВУЗе необходимо оценивать сформированность у будущих учителей целесообразного использования методов поощрения и наказания, что в свою очередь может отражать готовность к воспитательной работе в целом.
При использовании методов поощрения и наказания в работе с девиантными подростками педагогам необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Исследователями доказана связь между применением методов поощрения и наказания с уровнем развития культуры поведения, уровнем общения и умением выполнения определенной деятельности ребенком. Соответственно чем выше уровень культуры ребенка, тем реже возникает объективная педагогическая необходимость к применению методов поощрения и наказания.
Применяя ту или иную форму поощрения и наказания, педагогам так же не стоит забывать об особенностях данных методов.
Поощрение является способом положительной оценки поведения ребенка и выполняет стимулирующую функцию в воспитании. Вызывая позитивные эмоции, оно способствует формированию положительных качеств, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательность, дисциплинированность чуткость, ответственность и другие. Формы поощрения могут быть самыми разнообразными: похвала, одобрение, благодарность и т.д., однако не стоит забывать о том, что оно должно быть адекватным поступку ребенка. В противном случае излишняя поощрение приведет к обесцениванию применения данного метода, будет способствовать формированию потребительского отношения и поиска ребенком выгоды из различных ситуаций, а так же может привести к формированию неадекватной завышенной самооценке.
Наказание это способ показать ребенку его не правоту, формы данного метода так же разнообразны, к ним относят порицание, публичный или индивидуальный выговор и не смотря на то, что в нашей стране запрещены физические наказания, в работе с девиантными подростками стоит помнить, что слово может ранить гораздо больней чем физическая сила, особенно подростка с неустойчивой психикой. Именно по этому, выбирая, определенную форму наказания для данных детей стоит помнить, что не целесообразное или не корректное использование методов наказания может привести к таким негативным последствиям как: формирование заниженной самооценки ребенка, мстительность, агрессивное поведение, повышенный уровень тревожности, суицидальные наклонности. Далеко не всегда необходимо прибегать к наказанию, иногда бывает достаточно воздействовать на провинившегося подростка иронией или шуткой.
1. Dubrovina, I. V. Prakticheskaya psihologiya obrazovaniya. Ucheb. posobie. 4-e izd. [Tekst] [Practical psychology of education. Textbook. allowance.] / Pod red. I. V. Dubrovinoy // – SPb. Piter Publ., – 2004. – 592 p. (in Russia)
2. Zmanovskaya, E.V. Deviantologiya: Psihologiya otklonyayuschegosya povedeniya. Uchebnoe posobie [Tekst] [Deviantology: The Psychology of Deviant Behavior. Study guide] / E.V. Zmanovskaya // M.: Izdatel'skiy centr Akademiya Publ., 2017. – 288 p. (in Russia)
3. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogicheskaya antropologiya: Uchebnoe posobie [Tekst] [Pedagogical Anthropology: Textbook] / G.M. Kodzhaspirova // M.: Gardariki Publ., 2005. — 287 p. (in Russia)
4. Mudrik, A.V. Social'naya pedagogika: Ucheb. dlya stud. ped. vuzov [Tekst] [Social pedagogy: Textbook. for stud. ped. universities] / Pod red. V.A. Slastenina // M.: Izdatel'skiy centr «Akademiya» Publ., – 2009. – 184 p. (in Russia)
5. Mudrik, A.V. Obschenie kak faktor vospitaniya shkol'nikov [Tekst] [Communication as a factor in the education of schoolchildren] / A.V. Mudrik // M.: «Pedagogika» Publ., 1984. — 108 p. (in Russia)
6. Mudrik, A. V. Socializaciya cheloveka: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. [Tekst] [Socialization of man: Textbook. manual for stud. higher. study. institutions]/ A.V. Mudrik // — M.: Izdatel'skiy centr «Akademiya» Publ., 2004. (in Russia)
7. Nikolaeva, E. I. Knut ili pryanik?: pooschrenie i nakazanie kak metody vospitaniya rebenka [Tekst] [Carrot or stick ?: encouragement and punishment as methods of raising a child]/ E. I. Nikolaeva // Sankt-Peterburg: Rech' Publ.,– 2010. – 154 p. (in Russia)
8. Kunicyna, V. N. Mezhlichnostnoe obschenie. Uchebnik dlya vuzov. [Tekst] [Interpersonal communication. Textbook for universities]/ V.N. Kunicyna, N.V. Kazarinova, V.M. Pogol'sha // SPb.: Piter Publ.,. – 2001. – 544 p. (in Russia)
9. Makarenko, A.S. Sem'ya i vospitanie detey: Uchebnoe posobie [Tekst] [Family and upbringing of children: Textbook]/ A.S. Makarenko // M.: Pedagogika Publ., – 2004. – 200 p. (in Russia)
10. Popilovskiy, Ya.V. Pomosch' roditelyam v vospitanii detey: Uchebnoe posobie [Tekst] [Helping parents in raising children: Textbook ]/ Ya.V. Popilovskiy Ya.V. // M.: Slovo Publ., – 2006. – 500 p. (in Russia)
11. Pyatunin, V.A. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti deviantnogo povedeniya. Ch.I. Osnovnye formy deviantnogo povedeniya [Tekst] [Psychological and pedagogical features of deviant behavior. Part I. Basic forms of deviant behavior] / V.A. Pyatunin // – Magnitogorsk: MGPI, 1999. – 110 p. (in Russia)
12. Shneyder, L. B. Psihologiya deviantnogo i addiktivnogo povedeniya detey i podrostkov. Uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata [Tekst] [Psychology of deviant and addictive behavior in children and adolescents. Textbook and workshop for academic baccalaureate]/ L. B. Shneyder. 2-e izd., ispr. i dop. // M.: Izdatel'stvo Yurayt Publ., 2018. — 219 p. (in Russia)
13. Scheglova, A.E. Ispol'zovanie v vospitanii detey pooschreniy i nakazaniy v zarubezhnoy pedagogike [Tekst] [The use of rewards and punishments in the upbringing of children in foreign pedagogy]/ A. E. Scheglova // Ul'yanovsk: FGBOU VO "UlGPU im. I. N. Ul'yanova, 2016. – 135 p. (in Russia)