ANALYTICAL REVIEW OF RESEARCH ON THE DETERMINANTS OF DELINQUENT BEHAVIOR IN MINORS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the relevance and social significance of the problem of identifying the determinants of delinquent behavior and factors of criminalization of minors. A statistical analysis of juvenile delinquency is provided. The purpose of the study is to analyze domestic and foreign studies of the determinants of delinquent behavior of minors. The article presents the results of theoretical analysis of foreign and domestic studies that reveal two leading groups of causes of juvenile delinquency: individual typological (a combination of personal characteristics, temperament properties, character accentuation, deformation of the value-semantic sphere of the individual, weakness of intellectual development, low academic performance, pedagogical neglect, inadequate self-esteem, a reduced level of self-control, unformed volitional qualities, socio-psychological maladaptation, inability to organize free time, etc.) and socio-psychological (family problems, violations of parent-child relationships, the breakdown of the family structure, early deprivation in the family, lack of parental involvement in the child's education, disparity of parenting styles of parents, the negative example of the impact of the reference group, dependence on deviant peers, the influence of criminal subculture, lack of social control, the availability and prevalence of negative information, social exclusion, stigma, stereotypes, etc., as well as situational circumstances – victim behavior of the victim, detection of unattended valuables, etc.). contradictions, insufficiently studied aspects, promising research directions for the causes and mechanisms of formation, as well as prevention of delinquent behavior of minors are Identified.

Keywords:
delinquent behavior, personality, juvenile delinquent, determinants of crime
Text

Актуальность. В настоящее время сложная внешнеполитическая и экономическая ситуация в стране сопровождается социально-психологическим кризисом системы общественных ценностей, мировоззренческих установок, ослаблением авторитета правоохранительной системы, воспитательного воздействия со стороны семьи и образовательных организаций на подрастающее поколение. Неудовлетворенность собственным материальным положением, социальным неравенством (в виде отсутствия доступа к услугам и благам на фоне повышенного желания ими обладать), бессистемного формирования правосознания, жизненных целей, бесконтрольного влияния Интернета и социальных сетей создают предпосылки разрушения морально-нравственных норм и  возникновения различных форм делинквентного поведения, наиболее опасной из которых является криминализация несовершеннолетних.

Проблема. Актуальность и социальная значимость проблемы выявления детерминант делинквентного поведения и факторов криминализации несовершеннолетних подтверждается статистикой МВД России: в январе – июле 2019 года органами внутренних дел выявлены 21064 несовершеннолетних, совершивших 22424 преступления (в том числе тяжких – 5509), из них неоднократно совершили преступления – 5167. В составе преступной группы состояли 9779 несовершеннолетних, находились в состоянии алкогольного опьянения – 2541.

Междисциплинарный характер, сложность и многокомпонентность указанной проблемы предполагает рассматривать ее с точки зрения психологии, педагогики, социологии, политологии, экономики, юриспруденции и медицины. Исследования психологов и криминологов (Д.В. Волкова, 2001; С.В. Тачиной, 2003; Я.И. Гилинского, 2004; И.В. Севастьяновой, 2004; Т.В. Серебряковой, 2005; Е.В. Змановской, 2006; О.В. Кобзевой, 2006; Е.А. Потоловой, 2007; Л.Н. Костиной, 2010; А.А. Реана, 2015 и др.) обращены к поиску причин и факторов делинквентного поведения,  методов и мишеней психологического воздействия на личность несовершеннолетних с целью профилактики правонарушений и преступлений, а также их повторяемости.

Л.Н. Костина (2010) под делинквентным поведением несовершеннолетних понимает вид девиантного поведения, угрожающего благополучию или социальному порядку: отступление от общепринятых норм (дисциплинарные проступки, не влекущие административной или уголовной ответственности), незначительные нарушения правовых норм (административные правонарушения), откровенные и дерзкие нарушения правовых норм (преступления) [17]. По мнению Е.В. Змановской (2006), сущностью делинквентного поведения является рассогласование социальных отношений, несоответствие ценностно-смысловой сферы личности общепринятым нормам поведения, приводящим к интрапсихическим, межгрупповым и социальным конфликтам [14].

Под личностью преступника большинство исследователей (А.Б. Сахаров, 1968; В.Н. Кудрявцев, 1975; П.А. Олейник, 1980; Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов, 2010;) склонны понимать некую совокупность индивидуально-психологических особенностей, обусловившую совершение преступления. А.П. Закалюк (1986) подчеркивает, что личность преступника обладает антисоциальной направленностью, характер, интенсивность и стойкость которой определяет криминальную разновидность общественной опасности. В.Н. Кудрявцев (1975) определяет «личность преступника» как «сложный социально-психологический комплекс характеризующих индивида черт, проявлений, связей, взятых в развитии и взаимодействии с индивидуальным жизненным опытом и социальными условиями, способствующими, в той или иной степени, совершению преступления» [18, с.18].

Определяя понятие «личности несовершеннолетнего преступника», большинство исследователей (В.Я. Рыбальская, Л.Н. Костина, В.Л. Цветков, Д.И. Пономарева, О.А. Падун, Н.Е. Медведева и др.) сосредотачиваются на констатации возрастного критерия, подчеркивая при этом, что в силу возрастных особенностей и при воздействии неблагоприятных условий жизни, воспитания, личность несовершеннолетнего деформируется в сторону вероятного преступного поведения. Однако, как показывает практика, в однотипной среде преступный путь избирают лишь отдельные ее члены, следовательно, в механизме криминального поведения ведущую роль играет взаимодействие индивидуальных («криминогенных») особенностей личности с внешними условиями жизнедеятельности (социальное окружение и психотравмирующие события), включающими ситуативно-криминальные  факторы, благоприятствующие совершению правонарушения.

Среди индивидуально-личностных особенностей несовершеннолетних, обуславливающих совершение правонарушений, выделяют: свойства темперамента (С.И. Дьяков, И.В. Шаблий, 2015); акцентуации характера (А.Е. Личко, 1983; Т.В. Иванова, 2002; Т.Ц. Тудупова, 2017); деформацию ценностно-смысловой сферы личности (О.А. Падун, 2005; Н.А. Гончарова, 2006; А.С. Душкин, 2010), слабость интеллектуального развития (В.Я. Рыбальская, 1984), низкую успеваемость (В.Н. Кудрявцев, 1997; К. Долджин, 2012), педагогическую запущенность (В.В. Рыбин, 2006), социально-психологическую дезадаптацию (С.А. Беличева, 1994; Л.В. Яссман, 1997) и пр. К негативным факторам, обуславливающим нарушения в поведении несовершеннолетних, относятся: семейное неблагополучие (Л.С. Голубничая, 2011; О.Л. Дегтярева, 2017), нарушения детско-родительских отношений (Е.В. Змановская, 2003; В.В. Солодовников, 2003; А.А. Реан, 2015), ранняя депривация в семье (Н.В. Федорова, 2007) и отрицательный пример родителей (Б.Б. Грюнвальд, Г.В. Макаби, 2008), а также воздействие референтной группы (Б.Н. Алмазов, 2004; В.В. Лозовой, 2006; Л.Н. Костина, 2010), влияние криминальной субкультуры (И.А. Горьковая, 1998) и др.

Взаимное влияние ситуативных факторов и личностных особенностей, приводящих к манифестации криминального поведения, большинством исследователей отнесено к внешним детерминантам и не выделяется в отдельную группу, при этом находится в основе типологий несовершеннолетних преступников (Н.С. Яблоков; М.В. Лифанова и др.). В.Н. Мясищев (1965) отмечает, что «Каждая реакция на внешний факт определяется не только и не столько этим фактом, сколько тем, какое отношение к себе он вызывает, важен он или не важен, интересен, привлекателен или отталкивает и т.п.» [22]. К ситуативным факторам, способствующим криминальному поведению, относят: обнаружение оставленных без присмотра вещей, виктимное поведение жертвы, неспособность выразить отказ от совершения противоправных действий при вовлечении в них и др.

Поскольку индивидуальные характерологические особенности и личностные установки (направленность личности, ценностные ориентации) являются одними из ведущих детерминант, определяющих склонность к делинквентному поведению несовершеннолетних, рассмотрим исследования последних лет в этом направлении.

Э.В. Леус, А.Г. Соловьевой, П.И. Сидоровой (2009) установлены личностные особенности подростков, совершивших различные по направленности виды преступлений. Так, корыстному типу несовершеннолетнего преступника свойственны высокая социальная активность, поверхностный характер и легкость социальных отношений, раскованность и спонтанность поведенческих актов, самоуверенность, лидерство, конфликтность. Среди особенностей, характерных для подростков, совершивших преступления против личности, выделяют интровертированность, сдержанность и осторожность в социальных контактах, настойчивость в отстаивании взглядов, агрессивность [20].

С.И. Дьяков, И.В. Шаблий (2015) получили подобные результаты. Они установили, что убийцам свойственны экстраверсия в совокупности с холерическими свойствами темперамента (импульсивность, агрессивность, возбудимость, раздражительность). Экстраверсия, дополненная холерическими и сангвиническими темпераментными свойствами (эмоциональной незрелостью, демонстративностью, враждебностью, повышенной агрессией, неспособностью к рефлексии) характерна для лиц, совершивших корыстные преступления. В отличие от насильственных преступлений, которые чаще совершают интроверты с меланхолическими свойствами темперамента, шизотимическими и аутистическими особенностями и нарушениями адаптации [8].

В исследованиях Т.В. Ивановой (2002) доказано, что фиксации отклоняющегося поведения способствуют эпилептоидно-истероидный и неустойчивый типы акцентуаций характера, а также специфические подростковые поведенческие реакции (эмансипации, подчеркивания своей маскулинности) в межличностных отношениях [15]. Аналогичные результаты получены Т.Ц. Тудуповой (2017), установившей, что, «правонарушающее поведение чаще встречается среди подростков с эпилептоидным, гипертимным и неустойчивым типами акцентуаций характера» [31, с. 189].

В.Л. Цветков (2005) обнаружил у несовершеннолетних делинквентов тенденцию к проявлению агрессивности, жестокости, асоциальному поведению, вследствие отсутствия адаптивных копинг-стратегий, не позволяющих им адекватно реагировать на средовое воздействие, что обусловливает бессознательность поведенческих реакций [33]. В.Г. Белов (2010) установил наличие у делинквентных подростков специфических характерологических особенностей – повышенной тревожности, жестокости, агрессивности, конфликтности [1]. О.Л. Дегтярева (2017) также отмечает у несовершеннолетних, совершивших кражи, повышенный уровень ситуативной и личностной тревожности [7]. В исследованиях О.Б. Есиной (2017) выявлено, что тревожность является одним из критериев развития посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у несовершеннолетних [10].

В зарубежной научной литературе удалось обнаружить исследования влияния ПТСР на формирование делинквентного поведения несовершеннолетних. Связь между психотравмирующими событиями детства у девочек и их противоправным поведением в подростковом возрасте выявлена E. Cauffman, S.S. Feldman, J. Waterman, H. Steiner (1998), которые отмечают, что в отношении девочек применялось более интенсивное и продолжительное насилие, чем в отношении мальчиков [36]. Аналогичные результаты получены G.M. Morton и L.A. Leslie (2005), которые установили, что несовершеннолетние правонарушители женского пола гораздо чаще, чем мужского, сообщают о том, что они стали жертвами насилия и сексуального надругательства в детском возрасте. Также у них более высокие показатели распространенности психических заболеваний, особенно депрессии [38]. R. Tyminski (2014) также пришел к выводу, что склонность к совершению краж может определяться накоплением травмирующего опыта в анамнезе жизни (утрата близких, факты насилия, тяжелое материальное положение семьи и т.д.) и в результате эмпирического исследования установил, что ПТСР, как одна из причин краж, имеет место в 28 % случаев [41].

Многими авторами отмечается, что в условиях рыночной экономики подверглась изменениям система ценностных ориентаций и общественных норм, оказавших воздействие и на подрастающее поколение. Так, О.А. Падун (2005) выявила противоречивость системы ценностей, низкий уровень самопринятия, несоответствие реальной и рефлексивной самооценки делинквентных подростков [24]. По мнению Н.А. Гончаровой (2006), искажение ценностей в совокупности с неверным трактованием правовых норм несовершеннолетними не только обуславливает делинквентное поведение, но и обеспечивает психологическую защиту посредством активации механизмов самооправдания [4]. Н.В. Дворянчиков, И.А. Савкина (2011) установили, что девиантные подростки ориентированы на удовлетворение собственных («зачастую искусственных») потребностей, некритично усваивают нормы и ценности референтной группы, склонны поступать в соответствии с мнением ее членов или авторитетных лиц, а также трактуют собственные поступки и поведение окружающих в соответствии с предполагаемыми ожиданиями значимых близких [6]. Е.А. Дядченко (2014) считает, что деформация ценностно-смысловой сферы составляет основу криминогенного потенциала личности, обуславливая совершение преступления под воздействием ситуативно-средовых условий и потребности в самоутверждении [9]. В исследованиях К.В. Злоказова (2017) склонность к делинквентному поведению определяется криминальными установками (совокупностью представлений, приводящих к совершению преступления) и криминальной идентичностью (самоотождествлением с субкультурным кодом преступника) [13].

Л.В. Яссман (1997) одной из причин отклоняющегося поведения считает социально-психологическую дезадаптацию, которая изначально проявляется как деструктивная реакция на негативное воздействие среды в виде снижения психической активности, вегетативных и психосоматических расстройств (вследствие несоответствия биологических, социальных возможностей организма и эмоционального реагирования окружающей обстановке), а позднее приводит к формированию различных форм делинквентного поведения [34]. Рыбальская (1984) отмечает, что интеллектуальное развитие несовершеннолетних правонарушителей, в отличие от подростков с нормативным поведением, характеризуется заторможенностью, леностью ума, бедностью кругозора, речи, слабой начитанностью, недостаточной рефлексией, а также несформированной способностью к размышлению о нравственности и морали [28]. Н.Е. Медведевой (2008) установлено, что делинквентным подросткам свойственны негативизм, сниженная способность к усвоению школьной программы, конфликтность и противопоставление себя учебному коллективу. В структуре мотивов учебной деятельности преобладают принудительные [21]. Таким образом, социально-психологическая дезадаптация, проявляясь в негативном отношении к обучению, низкой успеваемости, конфликтах в школьном коллективе, обуславливает отчуждение несовершеннолетнего от образовательной организации. При этом сниженный воспитательный контроль со стороны семьи, отсутствие конструктивной занятости и избыток свободного времени, во многом определяют вхождение подростка в группу асоциальных сверстников.

Нарушения детско-родительских отношений способствуют не только развитию определенных личностных особенностей несовершеннолетних, но и формированию делинквентного поведения. Так, Д.В. Берко (2000) установлена зависимость между особенностями родительского воспитания и психологическим благополучием, позитивным эмоциональным состоянием, а также социальной адаптацией несовершеннолетних женского пола: агрессивно-враждебный тип материнского воспитания обуславливает повышенную агрессию, развитие импульсивного поведения девушек, а директивный тип отцовского воспитания повышает их депрессивность, лабильность эмоционального состояния [2]. По мнению Н.В. Федоровой (2007), ранняя эмоциональная депривация в семье является причиной формирования делинквентного поведения в подростковом возрасте, проявляясь в агрессивности, негативизме, тревожности, асоциальности и враждебности [32].

В литературных источниках приводятся также противоречивые данные относительно взаимоотношений с родителями у несовершеннолетних правонарушителей. Так, И.А. Горьковая (1998) установила, что для делинквентных подростков характерна положительная эмоциональная привязанность к матери [5]. Противоположные результаты получены А.А. Реаном (2015), утверждающим, что чем негативнее отношение к матери, тем менее просоциально отношение к нормам права. Увеличение отрицательных характеристик, данных несовершеннолетним при описании матери, коррелирует с общим ростом негативизации всей системы его социальных отношений [26]. Противоречивость научных взглядов говорит о том, что данный вопрос требует проведения дополнительных исследований, поскольку детско-родительские отношения являются мишенью коррекционного воздействия во многом определяя формы и методы психологической работы.

По мнению Е.И. Ждакаевой (2012) в основе формирования делинквентного поведения несовершеннолетних находятся деструктивные особенности детско-родительских отношений: непоследовательность, противоречивость, наличие устойчивых отрицательных чувств, неадекватных отношений, в совокупности порождающих взаимные конфликты и отторжение ребенка от семьи [11]. О.Л. Дегтярева (2017) выявила положительную корреляцию между судимостями родителей и делинквентностью ребенка: неблагоприятная семейная ситуация, выражающаяся в несогласованности действий родителей, дисгармоничностью отношений между ними, криминальных установках, а также нарушении структуры семьи оказывают влияние на формирование делинквентного поведения [7].

Однако, большим количеством исследователей среди детерминант формирования делинквентного поведения подчеркивается значимость не столько теплоты отношений с родителями, а сколько наличие (или отсутствие) родительского контроля. Несовершеннолетний, предоставленный сам себе, имеет большую вероятность попадания в уличную криминально направленную группу сверстников, чем ребенок, каждое действие которого контролируется и подвергается оценке.

Данный тезис подтверждается исследованиями отечественных и зарубежных авторов. R. Emery and M. Waldron, K. Kitzmann, J. Aaron (1999) выявили, что основой формирования делинквентного поведения выступает недостаточное родительское участие в воспитании ребенка, обусловленное бракоразводным процессом супругов [39]. По мнению T.P. Thornberry, A.J. Lizotte, M.D. Krohn, C.A. Smith, P.K. Porter (2003), основной причиной преступности является отсутствие социального контроля, вызванное ослаблением социальных связей, в первую очередь, в семье. Исследователями установлено, что делинквентные подростки имеют слабую связь отношений со своими родителями, отчуждены от школы и не устремлены к успеху, следовательно, имеют меньшее количество (либо не имеют вообще) социальных ограничений своих действий. Обретенная свобода в сочетании с негативной средой обеспечивают делинквентные модели поведения [40]. Т.В. Румянцевой (2007) установлено, что бессознательная попытка родителей дистанцироваться от проблемного ребенка, либо игнорирование у него проявлений девиантности может еще более усиливать отклоняющееся поведение по принципу порочного замкнутого круга [27].

Нарушения отношений с родителями формируют повышенную зависимость от сверстников. Под влиянием референтой группы у несовершеннолетних формируется система ценностей, связанная с материальной обеспеченностью, жестокостью, превосходством над другими. John W. McDavid, Boyd R. McCandless (1962) отмечают, что делинквентная направленность социальной группы, в которую входит подросток, гарантирует совершение правонарушения практически каждым членом группы [37]. Л.Н. Костина (2010) указывает, что уличный коллектив сверстников, имеющих опыт асоциального поведения, оказывает влияние на формирование идеалов и ценностей примкнувшего к ним подростка [17].

Многими исследователями отмечается значение социальной отчужденности как одной из важных детерминант формирования делинквентного поведения. В этой связи интересны исследования, посвященные преступности несовершеннолетних, воспитывающихся в детских учреждениях и изолированных от семейного тепла и родительской поддержки.  А.Н. Лариным, И.Н. Коноплевой (2013) подчеркивается, что обособленность воспитанников детских домов от детей, воспитывающихся в полных благополучных семьях, стремление к социальным связям с совместно проживающими сверстниками, неспособность понять «мир семейных людей» могут приводить к «погружению в криминальную субкультуру» [19]. При этом исследованиями С.Л. Таланова (2011) установлено, что большинство воспитанников детских домов считают причиной совершения преступления «ненормальную, тяжелую обстановку в детском доме» [30, с. 124].

Отсутствие социального контроля в виртуальной среде также отрицательно воздействует на формирование правовой культуры несовершеннолетних. Социальные сети сегодня являются не только одним из институтов социализации детей и подростков (наряду с семьей и школой), но средством и объектом манипулирования. И.С. Кон (2010) подчеркивает, что свобода, которой обладает информационное пространство, мнимая, а в действительности в нем происходит борьба за публику, статус, признание. Подростку, не создавшему успешный блог или аккаунт, не обладающему достаточным (с точки зрения референтной группы) количеством подписчиков, присваивается статус неудачника [16]. Известны случаи, когда несовершеннолетние из мотивов распространения популярности в сети, признания в виртуальной референтной группе причиняют телесные повреждения сверстникам или младшим по возрасту, а также лицам без определенного места жительства, фиксируя противоправные действия на видео и транслируя в сети «Интернет». По мнению А.А. Сухарева (2019), доступность и распространенность жестокой, агрессивной, порнографической информации вызывает привыкание и равнодушие у несовершеннолетних и деформирует их социализацию, «нивелируя такие ценности, как семья, морально-правовые и религиозные устои» [29, с. 9].

Причинами формирования делинквентного поведения, в том числе, являются стереотипы, закрепившиеся в обществе. Демонстрируемая в художественных и документальных фильмах «красивая жизнь» представителей криминального мира зачастую приводит к искажению моделей поведения несовершеннолетних. Это подтверждается исследованием Д.П. Борисовой и Н.В. Дворянчикова (2013), которые установили, что стереотипы оказывают особое влияние на поведение и восприятие окружающего мира у подростков, обладающих острой потребностью следовать заданным стандартам, а также завышенными требованиями к себе и другим. Отклоняющееся поведение подросткам обеспечивает набор определенных «стереотипных» качеств, завоевание статуса в круге сверстников [3]. Л.А. Азарова, В.А. Сятковский (2008) относят стигматизацию (присвоение ярлыка со стороны общества) к социальным причинам преступности несовершеннолетних. Исследователи выделили принцип «порочного круга» в закреплении устойчивого делинквентного поведения: первичное, случайно совершенное преступление → наказание (реальное или условное) → социальная дезадаптация → вторичная делинквентность → совершение преступления и т.д. [25].

Таким образом, проведенный анализ исследований отечественных и зарубежных авторов позволил выделить две ведущие группы причин делинквентного поведения несовершеннолетних:

1) индивидуально-типологические, которые определяют склонность к криминальному поведению совокупностью значимых особенностей и свойств личности (тип нервной системы, интеллект, темперамент, акцентуации характера, эмоционально-волевая устойчивость, ценностно-смысловая сфера, направленность личности, низкая успеваемость, педагогическая запущенность, социально-психологическая дезадаптация и пр.);

2) социально-психологические, раскрывающие механизмы формирования криминального поведения под влиянием социально-психологических и ситуационных факторов (семейное неблагополучие, нарушения детско-родительских отношений, ранняя депривация в семье, недостаточное родительское участие в воспитании ребенка, негативный пример родителей, воздействие референтной группы, влияние криминальной субкультуры, отсутствие социального контроля, доступность и распространенность негативной информации и др.).

Описание  противоречий. При этом необходимо отметить следующие противоречия и недостаточно изученные аспекты формирования делинквентного поведения несовершеннолетних:

  1. Отношение к матери у делинквентных подростков: в одних исследованиях оно характеризуется благополучием и теплотой (И.А. Горьковая, 1998,), в других – носит отстраненный, негативистский характер (Д.В. Берко, 2000; Н.В. Федорова, 2007; Е.И. Ждакаева, 2012; А.А. Реан, 2015).
  2. Повышенная тревожность: в настоящее время не установлено, является ли тревожность устойчивой личностной характеристикой делинквентных подростков (В.Г. Белов, 2010; О.Л. Дегтярева, 2017) или одним из симптомов ПТСР (О.Б. Есина, 2017).
  3. Роль посттравматических симптомов в механизме формирования делинквентного поведения несовершеннолетних недостаточно изучена, поскольку обнаружены лишь единичные зарубежные (E. Cauffman, S.S. Feldman, J. Waterman, H. Steiner, 1998; G.M. Morton и L.A. Leslie, 2005; R. Tyminski, 2014) и отечественные исследования (О.Б. Есина, 2017).

Выводы. Обсуждение результатов предоставило возможность определить круг вопросов и наметить перспективные направления исследований в области профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних:

  1. Каково влияние ранней эмоциональной депривации, отношения к матери на формирование делинквентного поведения и криминальной направленности несовершеннолетних?
  2. Какова психологическая природа повышенной тревожности делинквентных подростков: является ли она устойчивой личностной характеристикой или одним из симптомов посттравматического стрессового расстройства?
  3. Каково соотношение личностных, социальных и случайных ситуативных факторов в формировании криминального поведения?
  4. Какова роль криминальных установок, криминальной идентичности и посттравматического стрессового расстройства в формировании антисоциальной направленности несовершеннолетних?
References

1. Belov V.G. Psihologo-akmeologicheskoe soprovozhdenie podrostkov s delinkventnym povedeniem: koncepciya, model', tehnologii: diss. … d-ra psihol. nauk: 19.00.13 / V.G. Belov. SPb, 2010. 434 p. (in Russian)

2. Berko D.V. Vliyanie stiley roditel'skogo vospitaniya na lichnostnye osobennosti devushek: diss. ... kand. psihol. nauk: 19.00.07 / D.V. Berko. Stavropol', 2000. 152 p. (in Russian)

3. Borisova D.P., Dvoryanchikov N.V. Gendernye faktory formirovaniya agressivnogo povedeniya v podrostkovom vozraste / Borisova D.P., Dvoryanchikov N.V. // Psihologiya i pravo. 2013. № 3. pp. 1-10. (in Russian)

4. Goncharova N.A. Cennostnye determinanty lichnosti nesovershennoletnih pravonarushiteley: avtoreferat diss. ... kand. psihol. nauk: 19.00.06 / N.A. Goncharova. SPb, 2006. 22 p. (in Russian)

5. Gor'kovaya I.A. Mediko- i social'no-psihologicheskie korrelyaty ustoychivogo protivopravnogo povedeniya podrostkov: diss. …dokt. psihol. nauk: 19.00.04 / I.A. Gor'kovaya. SPb., 1998. 391 p. (in Russian)

6. Dvoryanchikov N.V., Savkina I.A. Issledovanie osobennostey pravosoznaniya nesovershennoletnih s deviantnym povedeniem. Elektronnyy zhurnal «Psihologicheskaya nauka i obrazovanie». 2011. № 1. pp. 1-12. (in Russian)

7. Degtyareva O.L. Formirovanie lichnosti nesovershennoletnego pravonarushitelya // Rossiyskiy psihologicheskiy zhurnal. 2017. T. 14. № 1. pp. 214–229. DOI: 10.21702/rpj.2017.1.13 (in Russian)

8. D'yakov S.I., Shabliy I.V. Svyaz' temperamenta sub'ekta prestupleniya s osobennostyami pravonarusheniy [Elektronnyy resurs] // Psihologiya i pravo. 2015(5). № 4. pp.26-39. DOI: 10.17759/psylaw.2015050403 (in Russian)

9. Dyadchenko E.A. Psihologicheskoe prognozirovanie recidivnyh prestupleniy nesovershennoletnih muzhskogo pola, osuzhdennyh bez lisheniya svobody: diss. kand. psihol. nauk: 19.00.06 / E.A. Dyadchenko. Ryazan', 2014. 281 p. (in Russian)

10. Esina O.B. Posttravmaticheskoe stressovoe rasstroystvo u detey: psihosocial'nye faktory formirovaniya, klinicheskie harakteristiki i problemy diagnostiki: diss. … kand. med. nauk: 14.01.06 / O.B. Esina. SPb. 2017. 175 p. (in Russian)

11. Zhdakaeva E.I. Psihologicheskie sredstva korrekcii destruktivnyh detsko-roditel'skih otnosheniy: diss. ... kand. psihol. nauk: 19.00.07 / E.I. Zhdakaeva. Omsk. 2012. 216 s.

12. Zakalyuk A.P. Prognozirovanie i preduprezhdenie individual'nogo prestupnogo povedeniya. - M., 1986. - P.3 (in Russian)

13. Zlokazov K.V. Konstruirovanie identichnosti i kriminalizaciya lichnosti: monografiya / K.V. Zlokazov. Ekaterinburg: Ural'skiy yuridicheskiy institut MVD Rossii, 2017. 142 p. ISBN 978-5-88437-478-2 (in Russian)

14. Zmanovskaya E.V. Strukturno-dinamicheskaya koncepciya deviantnogo povedeniya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013. Vyp. 5 (133). pp. 189-195. (in Russian)

15. Ivanova T.V. Determinanty stanovleniya lichnosti deviantnogo podrostka s protivopravnym povedeniem: diss. … kand. psihol. nauk: 19.00.13 / T.V. Ivanova. SPb., 2002. 174 p. (in Russian)

16. Kon I.S. Ot intimnogo dnevnika k social'nym setyam // Sem'ya i shkola. – 2010. - №7. – pp. 10-11. (in Russian)

17. Kostina L.N. Psihologicheskoe obespechenie rassledovaniya gruppovyh prestupleniy nesovershennoletnih: dis. ... d-ra. psihol. nauk. - M., 2010. – 541 p. (in Russian)

18. Lichnost' prestupnika / Pod red. V.N. Kudryavceva. M., 1971. P. 18 (in Russian)

19. Larin A.N., Konopleva I.N. Social'no-psihologicheskie determinanty deviantnogo povedeniya u vospitannikov detskih domov/A. N. Larin, I.N. Konopleva // Psihologiya i pravo. 2013. № 4. pp. 66-76. (in Russian)

20. Leus E.V., Solov'ev A.G., Sidorov P.I. Osobennosti lichnosti nesovershennoletnih prestupnikov s korystnoy i nasil'stvennoy motivaciey. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2009. № 1(41). P. 195-200. (in Russian)

21. Medvedeva N.E. Preduprezhdenie krazh, sovershaemyh gruppami nesovershennoletnih: diss. ... kand. yurid. nauk: 12.00.08 / N.E. Medvedeva. M., 2008. 178 p.

22. Myasischev V.N. Social'naya psihologiya i psihologiya otnosheniy. M., 1965. P. 277. (in Russian)

23. Oficial'nyy sayt MVD Rossii. Kratkaya harakteristika sostoyaniya prestupnosti v Rossiyskoy Federacii za yanvar' - iyul' 2019 goda [Elektronnyy resurs]. URL: https://mvd.rf/reports/item/18556721/ (in Russian)

24. Padun O.A. Psihologicheskie osobennosti lichnosti nesovershennoletnih, osuzhdennyh za sovershenie korystno-nasil'stvennyh prestupleniy: diss. ... kand. psihol. nauk: 19.00.06 / O.A. Padun. Rostov n/D, 2005.163 p. (in Russian)

25. Psihologiya deviantnogo povedeniya: ucheb.-metod. kompleks / L. A. Azarova, V. A. Syatkovskiy. Minsk: GIUST BGU, 2008. 164 p. (in Russian)

26. Rean A.A. Faktory riska deviantnogo povedeniya: semeynyy kontekst. // Nacional'nyy psihologicheskiy zhurnal. 2015. № 4 (20). pp. 105-110. DOI: 10.11621/npj.2015.0410 (in Russian)

27. Rumyanceva T.V. Vliyanie osobennostey semeynogo vospitaniya na lichnost' problemnogo rebenka // Yaroslavskiy psihologicheskiy vestnik. 2007. Vyp. 21. pp. 111-114 (in Russian).

28. Rybal'skaya V.Ya. Viktimologicheskie problemy prestupnosti nesovershennoletnih: diss. ... dokt yurid. nauk: 12.00.08 / V.Ya. Rybal'skaya. Irkutsk, 1984. 484 p. (in Russian)

29. Suharev A.A. Virtual'naya sreda, kak faktor implicitnoy socializacii nesovershennoletnih (psihologo-kriminologicheskiy aspekt). Pravo. Ekonomika. Psihologiya. 2019. № 2 (14). pp. 3-10 (in Russian)

30. Talanov S.L. Delinkventnoe povedenie byvshih vospitannikov detskih domov i shkol-internatov (sociologicheskiy aspekt) /S.L. Talanov // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2011. № 1. Tom I (Gumanitarnye nauki). pp. 122-125 (in Russian)

31. Tudupova T.C. Akcentuirovannye cherty haraktera kak faktor pravonarushayuschego povedeniya v podrostkovom vozraste / T.C. Tudupova // Sbornik statey (materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii «Problemy protivodeystviya kriminal'noy subkul'ture» Ulan-Ude, 08 dekabrya 2017 goda) pod red. Yu.V. Harmaeva, E.L. Radnaeva. 2018. pp. 187-192 (in Russian)

32. Fedorova N.V. Deprivaciya v sem'e kak faktor delinkventnogo povedeniya podrostkov: avtoreferat diss. ... kand. psihol. nauk: 19.00.07 / N.V. Fedorova. Omsk, 2007. 23 p. (in Russian)

33. Cvetkov V.L. Psihologiya deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennih del po profilaktike i preodoleniyu asocial'nogo povedeniya maloletnih: diss. ...dokt. psihol. nauk: 19.00.03 / V.L. Cvetkov. M, 2005. 391 p. (in Russian)

34. Yassman L.V. Psihologicheskie problemy ranney profilaktiki pravonarusheniy u nesovershennoletnih: diss. … dokt. psihol. nauk: 19.00.05 / L.V. Yassman. Komsomol'sk-na-Amure. 1997. 479 p. (in Russian)

35. Ahrens, J, Rexford, L. Cognitive processing therapy for incarcerated adolescents with PTSD. J Aggress Maltreat Trauma 2002; 6: 201–16.

36. Cauffman, E., Feldman, S. S., Waterman, J., & Steiner, H. (1998). Posttraumatic stress disorder among female juvenile offenders. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 37, 1209-1217.

37. John W. McDavid, Boyd R. McCandless. Psychological Theory, Research, and Juvenile Delinquency // Journal of Criminal Law and Criminology. - 1962. - № 1. P. 1-14.

38. Morton, G. M., & Leslie, L. A. The adolescent female delinquent: A feminist developmental analysis. Journal of Feminist Family Therapy, 2005.17, 17-50. doi:10.1300/J086v17n01_02

39. Emery R.E., Waldron M., Kitzmann K.M., Aaron J. Delinquent Behavior, Future Divorce or Nonmarital Childbearing, and Externalizing Behavior Among Offspring: A 14-Year Prospective Study // Journal of Family Psychology. 1999. Vol. 13. №. 4. P. 568-579.

40. Thornberry T.P., Lizotte A.J., Krohn M.D., Smith C.A., Porter P.K. Causes and Consequences of Delinquency. In: Taking Stock of Delinquency. Longitudinal Research in the Social and Behavioral Sciences: An Interdisciplinary Series. Springer, Boston, MA. 2003. 332 p.

41. Tyminski R. The Psychology of Theft and Loss. Stolen and Fleeced, 1st Edition. Routledge. 2014. 186 p.


Login or Create
* Forgot password?