The paper focuses on the complex use of distance learning techniques to support the training course of descriptive geometry and engineering graphics during on-site training in connection with transfer of all University’s faculties at the baccalaureate system. The approbation of suggested training system for engineering graphics supporting by computer means on several batches of different University’s faculties is assumed.
descriptive geometry; engineering graphics; distance learning.
В связи с переводом всех факультетов вуза на бакалаврскую систему количество часов на изучение графических дисциплин было существенно уменьшено. В итоге один из самых сложных предметов на первом курсе оказался перед выбором: либо исключать из курса темы и разделы, либо готовиться к резкому падению успеваемости.
Единственным амортизирующим фактором в таких условиях остается самостоятельная работа студентов. От организации самостоятельной работы, таким образом, напрямую зависит эффективность изучения дисциплин и качество образования, в целом. Между тем существуют две формы обучения, полностью ориентированные на самостоятельную работу обучаемых - заочное и дистанционное обучение, коренным различием которых является интенсивное применение информационных технологий в дистанционной форме. Таким образом, чем более студент оказывается приближен к заочной форме (увеличивается число часов самообучения), тем более внедрение информационных технологий дистанционного обучения в графические курсы для очной формы будет способствовать сохранению качества образования.
Кафедра КиГ ИГЭУ несколько лет занимается разработкой методов обучения начертательной геометрии в системах удаленного доступа. Информационный состав дисциплины был соответствующим образом структурирован: выделены теоретическая и практическая часть, каждая из которых включает изучение, закрепление, контроль [1].
Для представления теоретической части в системе дистанционного обучения (СДО) кроме привычных текстовых страниц с графикой используются фильмы и видеоролики, а также интерактивные трехмерные модели (виртуальные миры), встроенные в интернет-страницу. В простейшем случае студент может «облететь» модель, взглянуть с любой стороны и любого расстояния. В более сложных - виртуальный мир может содержать анимацию или быть интерактивным (отвечать на действия пользователя). Для закрепления теоретических знаний подходят контрольные вопросы с подсказками, размещенные в конце теоретических разделов. Для контроля пригодны традиционные тесты, вопросы с подстановкой и т.п.
Для представления в СДО практических задач в форме обучения используются фильмы и интерактивные ролики, показывающие процесс решения, содержащие пояснения и возможности пошагового просмотра и повторного воспроизведения. На этом, фактически, ограничиваются возможности распространенных СДО. Для графических дисциплин этот традиционный набор является недостаточным, поскольку именно практический аспект изучения дисциплины важен в дальнейших ее приложениях - в инженерной графике, в проектировании.
Для реализации компонентов, отвечающих за контроль и закрепление практических навыков, были предложены и опробованы методы, подробно рассмотренные в [2; 3]. В их основе лежит анализ плоской геометрической модели, которую студент формирует в специальном графическом редакторе, и сопоставление ее с эталонным решением. Если в качестве эталона использовать не конкретные геометрические примитивы, а параметрическую модель, становится возможным идентифицировать правильность решения для широкого класса задач. Если выполнять анализ не только объектов, составляющих модель, но и графических команд, выполненных пользователем, то оказывается возможным определить место текущего состояния задачи в одном из типовых способов решения для любого шага решения, а обладая этой информацией, делать методические подсказки и подталкивать студента к правильному результату. Таким образом, появляется возможность в рамках СДО реализовать обучающий и контролирующий компоненты для практической части дисциплины.
1. Boykov A.A., Egorycheva E.V., Fedotov A.M. Komp'yuternoe obespechenie prakticheskikh zanyatiy po kursu «Nachertatel'naya geometriya». Tezisy dokladov Mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii «Sostoyanie i perspektivy razvitiya elektrotekhnologii» (XIV Benardosovskie chteniya). T. 2. — Ivanovo, 2007. — S. 237.
2. Boykov A.A. Razrabotka metodov obucheniya i kontrolya v avtomatizirovannom uchebnom komplekse. Vestnik komp'yuternykh i informatsionnykh tekhnologiy. — M.: Izd-vo «Mashinostroenie», 2008. — № 7. — S. 47—49.
3. Boykov A.A., Fedotov A.M. Primenenie shablonov dlya analiza geometricheskikh postroeniy pri reshenii zadach nachertatel'noy geometrii v avtomatizirovannoy sisteme. Vestnik komp'yuternykh i informatsionnykh tekhnologiy. — M.: Izd-vo «Mashinostroenie», 2011. — № 3. — S. 29—35.