Nizhniy Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation
Russian Federation
При вступлении в должность в 2018 году Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поставил перед всей системой государственного и муниципального управления беспрецедентные задачи по повышению жизненного уровня российских граждан и выведению национальной экономики на высокий мировой уровень. На решение поставленных задач запланировано более 25 трлн рублей до 2024 года, из которых только чуть более 13 трлн рублей направит федеральный центр, остальные ресурсы мобилизуют внебюджетные фонды, регионы и внебюджетные источники, в том числе инвестиционные.
Однако при анализе темпов освоения средств федерального бюджета на реализацию нацпроектов и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры за январь — сентябрь 2019 года специалистами Счетной палаты выяснилось, что суммарные расходы составили чуть более половины от всего запланированного годового объема — 52,1%. На первый взгляд, удивительно, что программы, определенные Президентом страны как приоритетные, исполняются даже ниже среднего уровня расходов федерального бюджета (62,9%). Об этом говорится в оперативном докладе Счетной палаты. Причем, ряд федеральных программ имеют критические показатели. Так расходы по нацпроектам «Повышение производительности труда и поддержка занятости» составили 38,8%, «Экология» — 22,1%, «Цифровая экономика» — 12,3%. Самый низкий показатель среди нацпроектов имеет нацпроект «Цифровая экономика».
И хотя глава ведомства упоминает в качестве основных причин сложность «тендерных» процедур, имея в виду законодательство о закупках, а также необходимость подготовки проектно-сметной документации, анализируя приведенные цифры, можно говорить о старте уже знакомой нам «штурмовщины» при гарантии недостижения поставленных целей.
На наш взгляд, пока мы еще на первом этапе реализации таких масштабных планов, необходимо предпринять ряд неотложных мер:
1. Скорректировать показатели измерения по достижению поставленных целей и методы их достижения.
2. Пересмотреть сроки окончания проектов, дифференцировав их по сложности, в том числе и увеличив сроки достижения результатов, так как есть сложности с проработкой проектно-сметной документации для эффективного применения ресурсов.
3. Провести кадровые реформы с целью привлечения к реализации поставленных задач профессионалов по их направлениям на всех (прежде всего низовых) уровнях управления, что и сделал Президент в начале 2020 года на самом высшем уровне.
Безусловно, предлагаемые меры не являются исчерпывающими и единственно правильными, но мониторинг текущего состояния показывает, что на сегодняшний день мы наблюдаем скатывание к уже ставшему привычным процессу «освоения» бюджетных средств с риском недостижения объявленных Президентом целей.