employee
, Russian Federation
UDK 33 Экономика. Экономические науки
The article considers the problem of forming a terminological system of economic security. The text of individual normative and legal documents is analyzed, the level of intentionality of the concepts «provision» and «security» is established, and the coefficient of intentionality of their use is obtained. Definitions of the main terms of the economic security term system are proposed.
economic security, economic system, provision, term, definition, classification
Как известно, удовлетворительное либо неудовлетворительное состояние науки определяется удовлетворительностью либо неудовлетворительностью ее терминологии. [1, с. 787]. Поэтому приведение терминологии в удовлетворительный вид, упорядочение терминов, их определений служит непреложным условием укрепления научного аппарата теории, позволяет легче распознавать проблемы, точнее формулировать научные задачи и быстрее достигать поставленных целей исследования.
В общем случае под термином следует понимать и как специальное слово (или словосочетание), принятое в профессиональной деятельности и употребляющееся в особых условиях, и как словесное обозначение понятия, входящего в систему понятий определенной области профессиональных знаний, и как основной понятийный элемент языка для специальных целей (ЯСЦ) [2]. При этом адекватность термина определятся выбором конкретных признаков номинации и оптимальным их количеством. Выбор конкретных признаков в ходе процесса номинации осуществляется двумя методами, в основу первого из которых положено мнение о том, что в термине должны отражаться только наиболее существенные признаки предмета, а в основу второго — важнейший отличительный признак [3].
Указанные выше определение термина и методы номинации его образования позволяют сделать вывод, что такой области специальных знаний, как экономическая безопасность также характерна специальная лексика, подъязык или ЯСЦ. Данная лексика обслуживает потребности коммуникации хозяйствующих субъектов, конкретно — в словесных выражениях понятий объектов и действий, составляющих номенклатуру рассматриваемой области безопасности.
Выделим основные понятия области экономической безопасности (7 ед.), нормативно закрепленные в Указе Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года № 208: «экономическая безопасность», «экономический суверенитет Российской Федерации», «национальные интересы», «угроза экономической безопасности», «вызовы экономической безопасности», «риск в области экономической безопасности» и «обеспечение экономической безопасности» [4]. Кроме того, в структурной связи с понятием экономической безопасности располагается центральное понятие «национальная безопасность» [5] и находящиеся в его орбите понятия: «национальные интересы Российской Федерации», «угроза национальной безопасности», «обеспечение национальной безопасности», «стратегические национальные приоритеты Российской Федерации» и «система обеспечения национальной безопасности» (6 ед.).
Перечисленные понятия дают представление о сущности и месте экономической безопасности в системе национальной безопасности, однако далеко не исчерпывают ни смысла, ни значения обозначаемой области. Первое, что обращает на себя внимание, это отсутствие понятий системного характера, таких, например, как экономическая система, субъект экономической системы, объект экономической системы, механизм обеспечения экономической безопасности, эффективность обеспечения экономической безопасности. Второе — определения понятий не отвечают в полной мере требованиям к знаку термина (знаку-модели, знаку-символу, знаку-обозначению), что приводит к умалению его значения, а значит и функции смысла. Третье — понятия не сведены в систему, не соотнесены между собой, выглядят обособленными лексическими единицами. Следовательно, построить «модель фрагмента объективной действительности» не владея терминами, более того, терминосистемой представляется проблематичным.
Обзор информационного массива по проблематике экономической безопасности, проведенный автором к настоящему моменту, позволил прийти к убеждению, что: 1) идет активная разработка научного аппарата экономической безопасности (Л.И. Абалкин, А.И. Архипов, С.А. Афонцев, А.Р. Белоусов, В.А. Бобровников, А.Н. Борисевич, С.Ю. Глазьев, Д.В. Гордиенко, М.И. Кротов, А.Н. Илларионова, К.Х. Ипполитов, А.Н. Литвиненко, Е.А. Олейников, А.П. Опальский, В.К. Сенчагов, А.А. Сулакшин, В.М. Шкварок и др.); 2) приняты на государственном уровне решения по организации подготовки специалистов высшей школы по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность и шести специализациям в целях «обеспечения экономической безопасности общества, государства и личности, субъектов экономической деятельности» [6]; 3) проводятся исследования в рамках научной специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством, включающей область экономической безопасности (п. 11), созданы научные школы и на регулярной основе выпускаются специалисты высшей квалификации.
Значительное место в исследованиях по праву уделено выработке определения экономической безопасности. Так, А.А. Барт и В.Д. Лопастейская приводят список из 14 определений понятия экономической безопасности [7], системный подход к исследованию понятия «экономическая безопасность» предложен А.Г. Светлаковым и И.М. Глотиной [8], проблема соотнесения понятий экономической и национальной безопасности рассмотрена в трудах А.Н. Литвиненко [9], А.В. Шободоевой [10], а развернутую интерпретацию сложившихся на сегодня подходов к определению понятия «экономическая безопасность» предлагает С.А. Афонцев [11]
Тем не менее, как отмечают А.Н. Литвиненко, Е.В. Радыгин и Т.Ю. Феофилова, «в настоящее время отсутствует единообразное понимание экономической безопасности на уровне регионального управления. Отсюда и различия в понимании угроз, отсутствие мер, направленных на противодействие им. Не решена проблема и с критериями экономической безопасности, нет единого представления о показателях и, тем более, их пороговых значениях» [12].
Не претендуя на окончательное разрешение проблемы единообразного понимания экономической безопасности, в данной статье предложено уточнить и дополнить существующий понятийный аппарат экономической безопасности.
При исследовании сущности экономической безопасности в большинстве своем взгляды исследователей сводятся к пониманию экономической безопасности как состояния защищенности экономической системы от угроз, внешних и внутренних. Однако С.В. Новоселов, рассматривая научные аспекты национальной безопасности, высказывает обоснованную точку зрения на то, что «безопасность — это не состояние защищенности интересов субъекта или чье бы то ни было состояние, а контролируемые субъектом условия его существования. Находиться в безопасности — значит находиться в безопасных условиях, т. е. в таких, которые субъект в состоянии контролировать в процессе своей деятельности, в процессе своей самореализации. Иными словами, безопасность — это безопасность деятельности» [13].
Следовательно, безопасность связана с деятельностью, а экономическая безопасность — с хозяйственной деятельностью, ведением хозяйства. Экономическая безопасность выступает как совокупность благоприятных условий, которые субъект, ведущий хозяйственную деятельность, не только «в состоянии контролировать», но и сознательным образом обеспечивает. Значит, экономическая безопасность — это атрибутивный параметр хозяйственной деятельности, который служит одновременно и её целью, и результатом, и который субъект хозяйственной деятельности обязан обеспечить, если стремится к развитию хозяйства.
В Толковом словаре русского языка даются следующие определения слов обеспечение, обеспечить — 1) предоставить кому-н. достаточные материальные средства к жизни. Снабдить чем-нибудь в потребных размерах; 2) гарантировать, сделать, сделать что-нибудь верным, несомненным [14]. В том же словаре приведено определение глагола снабдить — дать, доставить кому-н. что-н. нужное, обеспечить кого-что-н. чем-н., удовлетворить чью-н. нужду в чем-н. [14]. Словарь синонимов определяет слово обеспечить как создать условия для осуществления, получения чего-н., гарантировать, снабдить, а слово снабдить — предоставить в чье-л. пользование, распоряжение что-н. нужное, требуемое, необходимое; снабдить чем-л. в достаточном, удовлетворяющем количестве [15]. У В. Даля слово снабдевать (снабжать, снабдить) означает доставить что-н. нужное [16].
Проведенная автором с использованием собственной методики оценка частоты употребления понятий «обеспечение» и «безопасность» в тексте ключевых документов, имеющих отношение к области экономической безопасности (Конституции РФ 1993 г. в старой и обновленной редакции 2020 г., ФЗ от 28 декабря 2010 г. «О безопасности», Указа Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», Указа Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»), с выявлением заложенной в них степени и уровня интенциональности показала следующие результаты (табл. 1 (разработана автором)).
Выявленные степень и уровень интенциональности употребления понятий «обеспечение» и «безопасность» в тексте вышеприведенных в таблице 1 ключевых документов демонстрируют, по крайней мере, один непреложный факт: частота употребления слов, выражающих понятие «безопасность» с определениями «национальная», экономическая» и другими либо без них, не дает основание автоматически отнести нормативный правовой акт к документу прямого действия. В то же время попытка соотнести понятие «безопасность» с понятием «обеспечение» позволила установить степень и уровень интенциональности документа, а следовательно, его практическую направленность или, образно выражаясь, «смысловую энергетику». Это вполне закономерно, поскольку сущность безопасности раскрывается через функцию организации ее обеспечения.
И как ни парадоксально, но наибольшей практической направленностью в области обеспечения безопасности обладает Конституция РФ (в новой редакции), коэффициент интенциональности которой в 3,2 раза выше, чем его значение для Стратегии национальной безопасности, в 3,9 раза выше, чем его значение для Стратегии экономической безопасности, не говоря о Федеральном законе «О безопасности», величину которого коэффициент интенциональности превышает в 4,9 раза.
Таблица 1
Количественные параметры оценки понятий
«обеспечение» и «безопасность»
№№
п/п Анализируемые
документы Частота употребления понятий Степень
интенциональности, Кинт Уровень
интенциональности
«обеспечение» «безопасность»
1 Конституция РФ старая редакция 49 21 2,333 2
новая редакция 52 21 2,476 1
2 Федеральный закон от 28 декабря 2010 г № 390-ФЗ «О безопасности» 73 145 0,503 5
3 Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» 99 128 0,773 3
4 Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» 40 63 0,635 4
Примечание: подсчет слов «обеспечение» и «безопасность» проводился с учетом различных форм их употребления в тексте документа.
Следовательно, сочетание понятий «обеспечение» и «безопасность», на наш взгляд, позволяет лучше понять суть «безопасности», придает «безопасности» новый смысл, движение, интенциональность, насыщает динамикой, переводит обсуждение темы с теоретического уровня в практическую плоскость.
В связи с этим возникает задача уяснения содержания понятий, производных от понятия «безопасность», а также их соотношений и в первую очередь понятия «экономическая безопасность». Далее предстоит разрешить вопрос построения понятийного аппарата на системном уровне и выработки на этой основе системы научных терминов экономической безопасности. Главная сложность будет заключаться в формулировании дефиниции термина, которая «не просто поясняет значение термина, а устанавливает это значение, причем значение строго фиксированное, вытекающее из взаимоотношения терминов внутри определенной системы» [2], постоянно наполняя и расширяя рамки терминосистемы экономической безопасности.
Ниже предложены дефиниции основных терминов, которые могут стать точкой кристаллизации терминосистемы экономической безопасности (табл. 2 (разработана автором)).
Таблица 2
Дефиниции основных терминов терминосистемы
экономической безопасности
№№
п/п Формулировка
дефиниции Словесное описание
дефиниции
1 2 3
1 Безопасность витальная потребность, удовлетворение которой является необходимым условием нормальной жизнедеятельности биологического либо социального организма
2 Национальная безопасность целеполагаемый результат деятельности субъекта экономической системы
3 Экономическая безопасность одна из составных частей национальной безопасности; целеполагаемый результат воздействия органов управления на деятельность хозяйствующих единиц экономической системы
4 Экономическая система совокупность органов управления и хозяйствующих единиц, образующих целостный механизм воспроизводства производительных сил и производственных отношений
5 Субъект экономической
системы элемент экономической системы; орган управления, руководство, организующее и направляющее начало хозяйственной деятельности объекта экономической системы
6 Объект экономической
системы элемент экономической системы; хозяйствующая единица, создатель (потребитель) материальных благ
7 Обеспечение экономической безопасности одна из составных частей обеспечения национальной безопасности; организуется и осуществляется субъектом экономической системы в целях создания благоприятных условий хозяйствования путем своевременного, полного, всестороннего и бесперебойного удовлетворения потребностей объектов экономической системы в необходимых финансовых, материальных и иных ресурсах
8 Механизм обеспечения экономической безопасности комплекс правовых, административных и рыночных инструментов регулирования потребностей в необходимых ресурсах
9 Эффективность обеспечения экономической безопасности оценочный параметр состояния экономической системы; мультипликатор усилий органов управления и хозяйствующих единиц, эксплицирующий степень удовлетворенности экономической системы в требуемых ресурсах
На основании приведенных в таблице 2 терминов представляется возможным перейти к составлению классификации видов обеспечения экономической безопасности. Одним из путей решения данного вопроса может стать систематизация субъектов (рис. 1) и объектов (рис. 2) экономической системы.
Государственное и муниципальное управление
– федеральные органы государственной власти и управления
– органы государственной власти и управления субъектов Федерации
– органы местного самоуправления
– государственные внебюджетные фонды
Виды обеспечения экономической
безопасности
по субъектам экономической системы Финансовые корпорации
– Банк России;
– другие депозитные корпорации:
а) государственные депозитные корпорации;
б) национальные частные депозитных корпорации;
в) депозитные корпорации под иностранным контролем;
– другие финансовые посредники (кроме страховых корпораций и негосударственных пенсионных фондов):
а) государственные;
б) национальные частные;
в) под иностранным контролем;
– вспомогательные финансовые организации;
– страховые корпорации и негосударственные пенсионные фонды:
а) государственные страховые корпорации;
б) национальные частные страховые корпорации и негосударственные пенсионные фонды;
в) страховые корпорации и негосударственные пенсионные фонды под иностранным контролем
Нефинансовые корпорации
– государственные нефинансовые корпорации;
– национальные частные нефинансовые корпорации;
– нефинансовые корпорации под иностранным контролем
Домашние хозяйства
Экономические союзы
– Содружество независимых государств;
– Евразийский экономический союз;
– Шанхайская организация сотрудничества;
– Межгосударственное объединение БРИКС
Рис. 1. Классификация видов обеспечения экономической безопасности
по субъектам экономической системы [17]
Приведенная выше оценка состояния понятийного аппарата экономической безопасности показала, что разработка и введение в научный оборот дефиниций, формирование классификации научно организованных терминов, фиксирующей уровень развития научной мысли на конкретном этапе развития теории экономической безопасности, является сегодня насущной потребностью. При этом отсутствие лексических единиц должно стимулировать использование как методов специального конструирования, так и заимствования собственно терминов (терминоидов, псевдотерминов) для создания ЯСЦ. Базовым языком-источником может служить разработанная специальная лексика из смежных областей теории безопасности: военной, информационной, транспортной и др.
Виды обеспечения экономической безопасности
по объектам экономической
системы Раздел A. Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство.
Раздел B. Добыча полезных ископаемых.
Раздел C. Обрабатывающие производства.
Раздел D. Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха.
Раздел E. Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений.
Раздел F. Строительство.
Раздел G. Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов.
Раздел L. Деятельность по операциям с недвижимым имуществом.
Раздел N. Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги.
Раздел O. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение.
Раздел T. Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления.
Раздел U. Деятельность экстерриториальных организаций и органов
Рис. 2. Классификация видов обеспечения экономической безопасности
по объектам экономической системы (выполнена по разделам
Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2))
Ценность понятийного аппарата как инструмента познания отмечал известный немецкий ученый И. Кант: «…созерцания и понятия суть начала всякого нашего познания, так что ни понятия без соответствующего им некоторым образом созерцания, ни созерцание без понятий не могут дать знание» [18].
Таким образом, развитие теории и практики экономической безопасности в перспективе неразрывно связано с упорядочением и совершенствованием её терминосистемы. Широкое использование методов специального конструирования, заимствования терминов и их дефиниций создает прочную основу для проведения дальнейших исследований.
1. Chernyshevsky N.G. Drafts of “Essays from political economy (by Mill)”. Chernyshevsky N.G. Complete works. V. 9. Moscow: OGIZ, 1949. (In Russ.)
2. General terminology: Questions of theory / ed. by T.L. Kandelaki. Ed. 5. Moscow: book house “LIBROCOM”, 2009. 248 p. (In Russ.)
3. Gioev G.V. Fundamentals of the term system of logistics of internal Affairs bodies. Bulletin of the Saint Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2010. no. 1 (45), pp. 108—115. (In Russ.)
4. On the economic security Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030: decree of the President of the Russian Federation no. 208 of May 13, 2017. Access from the reference legal system “ConsultantPlus” (accessed 15.10.2020). (In Russ.)
5. On the national security Strategy of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation No. 683 of December 31, 2015. Access from legal-reference system “ConsultantPlus” (accessed 15.10.2020). (In Russ.)
6. On approval of the Federal state educational standard of higher education in the specialty 38.05.01 Economic security (specialty level): order of the Ministry of education and science of the Russian Federation no. 20 of January 16, 2017. Access from the reference legal system “ConsultantPlus” (accessed 27.09.2020). (In Russ.)
7. Bart A.A., Lopasteiskaya V.D. Conceptual framework of economic security. Transport business in Russia, 2016, no. 2. (In Russ.)
8. Svetlakov A.G., Glotina I.M. System approach to the study of the concept of “economic security”. Perm agrarian Bulletin, 2014, № 4 (8). (In Russ.)
9. Litvinenko A.N. Economic and national security: the problem of correlation of concepts. Scientific and technical statements of SPbGPU. Economics, 2013, no. 3 (173). (In Russ.)
10. Shobodoeva A.V. Strategy of national security of the Russian Federation and its contribution to the development of the conceptual apparatus of the General theory of national security of the Russian Federation. Baikal Research Journal. Electronic scientific journal of the Baikal state University, 2016, vol. 7, no. 1.
11. Afontsev S.A. Conceptual bases of analysis of national and international economic security. On guard of the economy, 2020, no. 2 (13), pp. 27—47. (In Russ.)
12. Litvinenko A.N., Radygin E.V., Feofilova T.Yu. Economic security in the context of the new national security strategy of the Russian Federation. National interests: priorities and security, 2016, no. 7, pp. 107—118. (In Russ.)
13. Novoselov S.V. National security: scientific aspect. Man. Community. Management, 2009, no. 1. (In Russ.)
14. Explanatory dictionary of the Russian language. Vol. 2. Moscow: GISD foreign. and the nation. dictionaries, 1938. (In Russ.)
15. Dictionary of synonyms. Reference guide. Leningrad: Nauka Publ., 1976. (In Russ.)
16. Dal Vl. Explanatory dictionary. Vol. 4. Moscow: GI Inostr. and the nation. dictionaries, 1956. (Reprint 1882). (In Russ.)
17. Shkvarok V.M. Theoretical foundations and classification of threats to the economic security of Russia. Author’s abstract... candidate of economic sciences. St. Petersburg, 2009, 27 p. (In Russ.)
18. Kant I. Critique of pure reason. URL: http://ligis.ru/psylib/090417/books/kanti02/txt05.htm (accessed 15.10.2020). (In Russ.)