The article discusses the features of the transportation of timber by various types of transport currently used in the Russian Federation. The conditions for their application are given, taking into account the availability of the used transport routes, as well as the capabilities of the region. The main design features of these types of transport are described. The most important advantages of using road transport for hauling timber in comparison with land, water, pipeline and air transport are presented.
efficiency, transport for hauling timber, road and rail transport, water and pipeline transport, aerostat, airship, helicopter, helicopter
Введение
Важное место в экономике нашей страны занимает ее лесной комплекс, состоящий из таких основных хозяйственных сфер, как лесного хозяйства и лесной промышленности. В технологическом процессе лесопромышленного производства вывозка лесоматериалов в большинстве случаев является решающим звеном, которое во многом определяет эффективность работы лесозаготовительных предприятий и варианты их связей с потребителями. Являясь одной из наиболее дорогостоящих технологических операций в производственном процессе заготовки лесоматериалов, их вывозка имеет огромное экономическое значение.
Главная роль в вопросе обеспечения эффективности вывозки лесоматериалов принадлежит проблеме выбора требуемого вида транспорта. В процессе осуществления вывозки лесоматериалов задействованы различные виды транспорта, использование которых во многом зависит от его технико-экономических особенностей, размещения транспортной инфраструктуры по территории страны, географического месторасположения лесов, их равномерности распределения, объема и характеристик заготавливаемых лесоматериалов, территориального расположения лесозаготовительных предприятий, а также предприятий деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, наличия данного вида транспорта непосредственно в месте заготовки лесоматериалов, а также стоимости, времени вывозки и других показателей, характеризующих качество функционирования данного вида транспорта [1].
Выявление основных особенностей использования различного вида транспорта в процессе вывозки лесоматериалов, а также сравнение существенных преимуществ при применении лесовозного автомобильного транспорта (ЛАТ), является актуальной задачей, требующей незамедлительного решения.
Цель исследования
Целью исследования является анализ существующих научных статей и материалов в области существующих видов транспорта, используемого в процессе вывозки лесоматериалов, а также сравнительная оценка эффективности применения лесовозного автомобильного транспорта.
Материал и методы исследования
Исследование выполнено на основании изучения российской и зарубежной научной литературы, содержащей информацию о различных видах транспорта, используемого для вывозки лесоматериалов.
Результаты исследования и их обсуждение
Транспорт для вывозки лесоматериалов относится к промышленному транспорту, осуществляющему доставку лесоматериалов в виде сырья на лесозаготовительные предприятия, вывозку лесоматериалов с лесозаготовительных предприятий, а также обеспечивающему связь между отдельными лесозаготовительными предприятиями и потребителями. В настоящее время для вывозки заготовленных лесоматериалов применяются различные виды транспорта (рис. 1). Среди них выделяют сухопутный, воздушный, водный и трубопроводный транспорт, а также их разновидности.
Рисунок 1 – Разновидности транспорта, используемого для вывозки лесоматериалов
Применение того или иного вида транспорта для вывозки лесоматериалов зависит от возможностей и месторасположения региона, доступности транспортных путей. Так в регионах, не имеющих выходы к крупным рекам или морям, но обладающим развитой сетью железных и автомобильных дорог, вывозку лесоматериалов выгоднее выполнять наземным видом транспорта. В регионах, имеющих развитую морскую инфраструктуру с выходами и к рекам и морям, вывозку или транспортировку лесоматериалов экономичнее осуществлять водным видом транспорта. Для выявления основных особенностей функционирования существующих видов транспорта, используемых в процессе вывозки или транспортировки лесоматериалов, рассмотрим каждый из них по отдельности более подробно.
В районах Севера, Урала и Сибири места лесозаготовок удалены настолько, что осуществить транспортирование лесоматериалов с нижних складов в пункт потребления, переработки или перевалки железнодорожным транспортом или ЛАТ просто невозможно, и прокладывать туда ЛД, в том числе железнодорожные пути слишком затратно, а наличие водных путей, допускающих транспортирование лесоматериалов, в таком случае является наиболее целесообразным способом. Недостатком этого способа является отсутствие всесезонности и возможные негативные экологические последствия от загрязнения водных путей.
|
Рисунок 2 – Разновидности водного транспорта, используемого при транспортировании лесоматериалов
|
1. Ievleva, A. A. Analiz effektivnosti ispol'zovaniya razlichnyh vidov transporta pri vypolnenii mezhdunarodnyh perevozok gruzov v napravlenii Evropa-Aziya / A. A. Ievleva // Transportnoe delo Rossii, 2010, № 2. – S. 111-114.
2. Malikova, E. R. Prostranstvennye osobennosti izucheniya morskih portov Rossii / E. R. Malikova, T. P. Grishin, A. R. Ahunov, Z. R. Gil'vanova // Fundamental research, № 5. – 2017. – S. 172-177.
3. Subbotin, A. S. Osnovy gidrotehniki / A. S. Subbotin. – L. : Gidrometeoizdat, 1983. – 318 s.
4. Vasil'ev, V. V. Analiz faktorov, opredelyayuschih effektivnost' plotovogo splava drevesiny / V. V. Vasil'ev // Lesotehnicheskiy zhurnal, № 3, 2011. – S. 71-80.
5. Posharnikov, F. V. Tehnologiya i tehnika v lesnoy promyshlennosti / F. V. Posharnikov ; M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federacii, Fed. gos. byudzhet. obrazovat. uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya «Voronezh. gos. lesotehn. akad.». – Izd. 2-e, pererab. i dop. – Voronezh, 2012. – 296 s.
6. Dinamika gruzoperevozok v Rossii. Byulleten' social'no-ekonomicheskogo krizisa v Rossii, dekabr' 2015. – 24 c.
7. Transport lesa. v. 2 t. T. 2. Lesosplav i sudovye perevozki : uchebnik dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy / M. M. Ovchinnikov, V. P. Polischuk, G. V. Grigor'ev. – M. : Izdatel'skiy centr «Akademiya», 2009. – 208 s.
8. Snopkov, V. I. Perevozka gruzov morem. Spravochnoe posobie, izdanie vtoroe, pererabotannoe i dopolnennoe, – 319 s.
9. Lesa i dirizhabli. – Rezhim dostupa : http://omskmark.moy.su/publ-/essayclub/novator_ru/2016_v_r_pljuhin_shalaevvs/94-1-0-2763#t20c/ – Zagl. s ekrana.
10. Abdullah E. Akay, Ebru Bilici Helicopter Logging Method for Reduced Impact Timber Harvesting Operations Eur J Forest Eng 2016, 2(1) : 48-53.
11. Olga Feldman The Possible Use of Airships in the Scottish Forest Industries Transport Innovation Research Paper, 2014. – 16 p.
12. Lesnaya enciklopediya : V 2-h t. / Gl. red. Vorob'ev G. I. ; Red. Kol. : Anuchin N. A., Atrohin V. G., Vinogradov V. N. i dr. – M. : Sov. enciklopediya, 1985. – 563 s.
13. Transport lesa : uchebnik v dvuh tomah. Tom 1. Suhoputnyy transport. pod. redakciey E. O. Salminena. – Moskva, 2009. – 367 s.
14. Bernotas, R. V. Matematicheskaya model' proizvoditel'nosti aerostaticheskih transportnyh sistem pri osvoenii trudnodostupnyh lesnyh territoriy / R. V. Bernotas // Inzhenernyy vestnik Dona, № 3, 2015.
15. Hlyzov, D. V. Ispol'zovanie dirizhabley v transportirovke lesa / D. V. Hlyzov, A. P. Mohirev. Rezhim dostupa : http://www.science-bsea.bgita.-ru/¬2010/les_2010/xlysov_isp.htm. – Zagl. s ekrana.
16. Rohlenko, D. B. Kak i zachem rubyat les? / D. B. Rohlenko. – M. : Lesn. prom-st', 1988. – 150 s.
17. Wood chips production, handling, transport. Second (updated) edition. Food and agricukture organization of the united nations, Rome, 1976. – 144 p.
18. Pal'nikova, E. N. Sostoyanie i perspektivy razvitiya gruzovyh avtomobil'nyh perevozok v Rossiyskoy Federacii / E. N. Pal'nikova, Yu. A. Hegay.
19. Henry, Liu Pneumatic Capsule PipelineBasic Concept, Practical Considerations, and Current Research // Mid-continent transportation symposium 2000 proceedings. – pp. 230-234.
20. Krivov, S. I. Perspektivy transportirovki lesnyh gruzov / S. I. Krivov // Nauka i transport, 2007. – 30-32.
21. Luk'yanova, O. O konkurencii zheleznodorozhnogo i avtomobil'nogo transporta na rynke gruzovyh perevozok / O. Luk'yanova, F. Husainov // Nauchno-prakticheskiy al'manah «Vektor transporta», № 2, 2014. – S. 28-43.
22. Primenenie uzkokoleynyh zheleznyh dorog v lesnom hozyaystve : istoricheskaya praktika, sovremennost', perspektivy : Rezhim dostupa : http://wood-prom.ru/analitika/primenenie-uzkokoleynykh-zheleznykh-dorog-v-lesno¬m. – Zagl. s ekrana.
23. Kotilko, V. V. Transportnye sistemy uzkoy kolei : vozmozhnosti kompleksnogo razvitiya lesnyh regionov / V. V. Kotilko, A. G. Farkov // Regional'naya diagnostika. – S. 86-93.
24. Kotilko, V. V. Metodologiya i mehanizmy razvitiya i dvoynogo ispol'zovaniya transportnoy infrastruktury lesnogo kompleksa / V. V. Kotilko, A. G. Farkov // Regional'naya ekonomika : teoriya i praktika. Ekonomika i prirodopol'zovanie, 11(290). – 2013. – S. 23-29.
25. Eskiznaya prorabotka ankernyh i podderzhivayuschih putevyh opor, stanciy, servisnyh depo i opredelenie obschetehnicheskih pokazateley buduschih trass STYu dlya usloviy HMAO-Yugry, Moskva 2017 – 157 s.
26. Minaev, A. N. O neobhodimosti vozrozhdeniya vodnogo transporta lesa / A. N. Minaev, V. A. Kacadze / Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka : teoriya i praktika. 2015. – T. 3. – № 2-2 (13-2). – S. 252-255.
27. Nichiporovich, A. A. Kanatnye ustanovki dlya trelevki i transportirovki lesa v gorah / A. A. Nichiporovich, K. E. Ovcharov. Rezhim dostupa : http://lsdinfo.org/kanatnye-ustanovki-dlya-trelevki-i-transportirovki-lesa-v-gorax/. – Zagl. s ekrana.
28. Nekrasov, D. I. Razrabotka metodiki vybora lesovoznyh avtomobiley po tehniko-ekspluatacionnym pokazatelyam / D. I. Nekrasov // diss. na soisk. uchen. step. k.t.n., spec. 05.21.01, Ekaterinburg, 2014. – 175 s.
29. Pravdina, N. V. Transportnoe obespechenie kommercheskoy deyatel'nosti / N. V. Pravdina // Uchebno-metodicheskoe posobie. – Ul'yanovsk : UlGTU, 2007. – 95 s.
30. Kochinov, Yu. A. Transportnoe obespechenie kommercheskoy deyatel'nosti / Yu. A. Kochinov, T. V. Kochinova // Uchebnoe posobie. – Perm' : Izd-vo «OT i DO». 2014. – 116 s.
31. Preimuschestva i nedostatki avtomobil'nyh gruzoperevozok. Rezhim dostupa : https://trans.ru/education/spravochnik-logista/preimushchestva-i-nedostat¬ki-avtomobilnyh-gruzoperevozok.html. – Zagl. s ekrana.
32. Sushkov, S. I. Razrabotka modeli transportnoy sistemy v lesnoy otrasli / S. I. Sushkov, V. N. Buhtoyarov, L. V. Bolotskih, T. V. Karataeva // Stroitel'nye i dorozhnye mashiny, 2018, № 6. – S. 40-42.
33. Kur'yanov, V. K. Eksperimental'nye issledovaniya tormoznoy dinamiki lesovoznyh avtopoezdov / V. K. Kur'yanov, O. N. Burmistrova // Vestnik Moskovskogo Gosudarstvennogo Universiteta Lesa – Lesnoy Vestnik, 2017, № 4. – S. 105-106.
34. Burmistrova, O. N. K voprosu opredeleniya zavisimosti skorosti dvizheniya avtomobilya ot rasstoyaniya vidimosti na krivoy v plane / O. N. Burmistrova, E. V. Plastinina, O. M. Timohova // Fundamental'nye issledovaniya, 2015, № 2-10. – S. 2074-2078.
35. Kondrashova, E. V. Meropriyatiya dlya obespecheniya nadezhnosti lesovoznyh avtopoezdov v processe ih ekspluatacii / E. V. Kondrashova, I. V. Chetverikova // Lesa Rossii v XXI veke. Materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy internet-konferencii, Sankt-Peterburg, 2010. – S. 214-217.
36. Afonichev, D. N. Povyshenie effektivnosti ispol'zovaniya avtopoezdov na vyvozke lesomaterialov iz lesosek / D. N. Afonichev, V. A. Morkovin, S. M. Goptarev // Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka : Teoriya i praktika, 2018, Tom 6, № 4(40). – S. 133-139.