Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper describes the problems of expansion of economic cooperation between states and the development of international financial transactions, which helped to expand the use of cross-border leasing. International leasing has proven to be a valuable financing vehicle for companies exporting capital goods (machinery, equipment, etc.) or developing new production units abroad. The complexity of the agreement is increased due to activities of two or more markets. There has been carried out a theoretical and analytical analysis of the international leasing market, its features, regulation and trends. There have been analyzed various aspects of the international leasing market in the Russian market, assessment of the current state of the leasing market, its features and differences from the international leasing practice (size, market trends and prospects, programs of leasing transactions, type of companies, regulation). There have been found out six main regions in the leasing market, given the general characteristics for all regions: specialization, securitization, consolidation of leasing assets. The advantages of international leasing were noted (one of which is the ability to have some tax benefits from another country), which have become the main factor in the development of leasing in Russia. There have been given the recommendations for the development of leasing industry and factors that should be taken into account to assess the possibility of developing the global leasing market

Keywords:
prospects and history of the leasing market, trends in the leasing market in the world, international leasing, international leasing market in Russia, UNIDROIT Convention
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

В последние десятилетия развитие финансовой индустрии, постоянный рост коммерческих сделок между странами, устранение экономических барьеров стимулировали разработку новых форм заключения контрактов с целью удовлетворения вновь выявленных потребностей рынка и изменений, для которых существующий диапазон контрактных методов оказался неадекватным. Такая ситуация часто приводила к созданию новых контрактов, таких как лизинг, который заимствовал характеристики, взятые из различных традиционных контрактных методов. Мировой рынок лизинга с самого начала был сильно сегментирован, и лизинговые компании работали внутри своих национальных границ. Принимая во внимание, что лизинг смог полностью реализовать свой потенциал на национальном уровне во многих странах, он не был одинаковым на международном уровне, и среди факторов, ответственных за этот недостаток, несомненно, были огромные различия в правовом режиме финансового лизинга в разных странах. В целом, большинство правовых систем просто пытались принудить лизинг к тому, что представляется наиболее подходящим из существующих договорных показателей, пренебрегая природой и экономической реальностью лизинга [1]. Только некоторые из стран гражданского права подготовили закон, регулирующий такой договор, в то время как в других юрисдикциях, которые еще не предприняли шагов в этом направлении, судьям приходилось прибегать к юридическим кодексам для получения различных решений, а в отношении стран общего права – их различные традиции привели к решениям, которые очень далеки от континентальных. Было ясно, если трейдерам уже трудно читать национальную правовую базу, подход с законодательством другой страны, имеющей такие же характеристики фрагментации, будет еще более сложным. Признавая необходимость определенности в международной торговле, секретариат УНИДРУА предложил провести предварительное исследование возможности выработки единых правил в отношении операций международного финансового лизинга. Эти усилия завершились многосторонней конвенцией в Оттаве в 1988 г., которая регулирует гражданские и коммерческие аспекты международных сделок финансового лизинга. Потребовалось более двадцати лет работы, чтобы воплотить в жизнь идею создания совокупности единых правил в сфере лизинга. Несмотря на то, что конвенция все еще не так популярна, унификация законодательства в этой области создала предпосылку для более широкого использования лизинга за пределами национальных границ. Конвенция УНИДРУА о международном лизинге призвана не только содействовать международным лизинговым операциям, но и служить образцом для будущего национального законодательства.

Международный лизинг является важным инструментом в поддержании экономического и финансового развития среди компаний во всем мире. Преимуществом таких сделок являются налоговые выгоды другой страны. Безусловно, в зависимости от страны, процессы проведения лизинговых сделок будут значительно варьироваться. Помимо трудностей, обычно связанных с международной финансовой деятельностью (управление рисками), а также с финансовыми, производственными и политическими рисками, тот факт, что для лизинга каждая национальная система имеет свою собственную правовую базу, связанную с различным режимом налогообложения, создает путаницу положений, которые часто трудно распознать.

В процессе анализа структурных особенностей финансирования лизинговой деятельности в результате количественного анализа вторичной информации был сформулирован ряд проблем, с которыми сталкиваются как лизингодатели, так и лизингополучатели, и на основании этого были выявлены факторы, которые влияют на успех заключения международных лизинговых сделок.

Основой для исследования мирового рынка лизинга в рамках данной работы стали официальные статистические данные и отчеты, публикуемые London Financial Group и др.

Методологической основой работы послужили следующие методы научного познания: системный анализ, обобщение и сравнение; использован метод статистической обработки эмпирических данных.

 

История развития международного лизинга

Упоминания о первых лизинговых сделках датируются 2000 г. до н. э. А лизинг, существующий в том виде, который мы наблюдаем сегодня, сформировался в 40-х гг. XIX в. в Соединенных Штатах Америки. Первые компании, которые начали использовать лизинговую практику, были задействованы в операциях с железнодорожными локомотивами и вагонами. Слова «оперативный лизинг» появились в начале ХХ в. В 1952 г. в Сан-Франциско появилась первая компания, в которой лизинг стал основным видом деятельности, – Лизинговая корпорация США. В России становление лизинга датируется серединой 90-х гг. ХХ в. Ранее лизинг использовался в ограниченных масштабах и в основном советскими внешнеторговыми организациями для закупки современной техники и оборудования для международных контрактов. Первые лизинговые компании были преимущественно промышленными и финансировались из государственного бюджета, а в 1994 г. российские лизинговые компании объединились в Российскую ассоциацию лизинговых компаний («Рослизинг»), целью которой являлась координация деятельности членских организаций и защита прав и интересов членов этой ассоциации.

 

Зарубежный опыт использования международного лизинга

Мировая лизинговая индустрия в современных условиях испытывает непрерывный рост, хотя более скромными темпами, чем в предыдущие годы. Международная лизинговая индустрия остается важным вкладчиком в глобальное экономическое развитие и продолжает демонстрировать инновации и гибкость ввиду нормативных изменений и экономической турбулентности. Топ-50 стран в 2018 г. продемонстрировал рост новых объемов бизнеса на 0,33 %, увеличившись с 1 282,73 млрд долл. США в 2017 г. до 1 287,01 млрд долл. США в 2018 г. Такая же динамика отмечалась в 2017 г. на 16,6 % и в 2016 г. на 9,4 %. Согласно табл. 1 мировая лизинговая индустрия выросла на 131 % за прошлые девять лет.

Таблица 1

Объем лизинга по регионам в 2002–2018 гг., млрд долл. США*

Регион

Год

Европа

Северная Америка

Азия

Южная
Америка

Австралия / Новая Зеландия

Африка

Итого в год

2002

164,1

216,0

68,7

3,3

5,8

3,7

461,6

2003

196,1

223,9

74,1

4,0

7,6

5,6

511,3

2004

236,5

240,7

78,2

7,5

8,1

8,1

579,1

2005

239,6

236,7

74,0

13,9

8,2

9,6

582,0

2006

272,0

241,1

81,7

19,2

8,6

11,1

633,7

2007

401,2

237,9

84,6

41,4

4,1

11,2

780,4

2008

336,7

226,1

99,2

54,2

6,9

9,6

732,8

2009

220,4

190,8

103,8

30,2

5,7

6,5

557,3

2010

233,0

213,3

105,6

25,4

10,8

6,4

594,5

2011

302,7

292,5

153,4

27,5

12,0

8,6

796,7

2012

314,0

336,4

180,2

13,2

16,1

8,2

868,0

2013

333,6

335,1

177,3

18,0

12,5

7,5

884,0

2014

327,8

368,4

195,0

10,7

35,6

6,8

944,3

2015

322,8

407,8

223,0

13,8

31,2

6,7

1 005,3

2016

346,3

416,8

289,9

12,9

28,4

5,4

1 099,8

2017

428,3

445,9

354,4

17,0

31,5

5,7

1 282,7

2018

427,2

460,1

350,7

14,6

28,5

6,2

1 287,0

 

* Составлено по [2].

 

Перейдем к тенденциям последних лет. Три региона в мире (Азия, Европа и Северная Америка) насчитывают практически 95 % мирового объема лизинга. Рост в Северной Америке составил 3,2 %, в то время как другие регионы проиллюстрировали снижение роста при выражении в долларах США. Данные в табл. 2 представлены в валюте американского доллара, с использованием конвертации из валюты других стран, чтобы позволить сравнить данные в одной валюте, поскольку колебания валюты неизбежно влияют на доллар США и цифры в отчете.

Таблица 2

Объем и рост по регионам в 2017–2018 гг.*

Рейтинг по объему

Регион

Годовой объем, млрд долл. США

Рост / спад

(2017–2018 гг.), %

Доля объема мирового рынка (2017 г.), %

Доля объема мирового рынка (2018 г.), %

Изменение доли рынка в 2017–2018 гг., %

1

Северная

Америка

460,11

3,2

34,8

35,8

1,0

2

Европа

427,03

–0,3

33,4

33,2

–0,2

3

Азия

350,65

–1,0

27,6

27,2

–0,4

4

Австралия / Новая Зеландия

28,51

–9,5

2,5

2,2

–0,2

5

Южная Америка

14,55

–14,5

1,3

1,1

–0,2

6

Африка

6,16

9,0

0,4

0,5

0,0

                        Итого                 1 287,01

 

* Составлено по [2].

 

На лизинговом рынке четко прослеживается 6 основных регионов. В состав Североамериканского региона входят три страны: Мексика, Канада и США. Данный сектор на протяжении многих лет занимает крупнейшую долю на рынке, размер нового бизнеса которого составляет 460,1 млрд долл. США, или 35,8 % от всемирной доли рынка в лизинге оборудования [2]. Соединенные Штаты Америки являются преобладающим игроком в данном районе. В 2018 г. объем новых операций в сфере финансирования оборудования вырос на 4,4 %, что впечатляет по сравнению с ростом ВВП США в 2,9 %. Объем бизнеса по финансированию нового оборудования в США в 2018 г. оценивался в 428,4 млрд долл. США. Более 70 % компаний в США при необходимости приобретения оборудования пользуются лизинговыми услугами. Опыт США подтверждает, что лизинг может способствовать экономическому развитию и стать эффективным инструментом для выхода в кризисные периоды. В 2018 г. экономический рост в Канаде снизился с 3 до 1,6 % в 2017 г. [2]. Неопределенность в отношении переговоров между НАФТА и США, Канадой и Мексикой, а также опасения по поводу тарифных войн вызвали обеспокоенность по поводу торговли и замедлили рост. Ухудшение доверия к глобальным экономическим условиям привело к тому, что Банк Канады прогнозирует более медленный экономический рост; ожидается, что рост экономики Канады составит 2 % в 2020 г. В Канаде новый бизнес вырос на 0,3 % в 2018 г. по сравнению с 2,7 % в 2017 г. Общий объем новых бизнесов увеличивался в среднем на 3,3 % в год в период между 1990 и 2018 гг. [2]. Однако следует отметить, что Канадская финансово-лизинговая ассоциация перешла на новую методику сбора и интерпретации данных конкретной отрасли, что существенно повлияло на статистику. По данным White Clarke Group, реальный прирост объемов нового бизнеса в Северной Америке составил 8 %. Определенную роль сыграл лизинг и в инновационной модернизации экономики.

Европа является вторым регионом (33,2 % мирового объема) с общим объемом нового бизнеса 427 млрд долл. США. Пять ведущих европейских стран (Великобритания, Германия, Франция, Италия и Польша) входят в топ-10 стран мира для нового бизнеса, обеспечивая 64 % от общего европейского объема. В 2018 г. британская промышленность захватила 92,2 млрд долл. США нового бизнеса, зафиксировав рост на 5,3 % (в местной валюте) по сравнению с 2017 г. К ноябрю 2019 г. переговоры о Brexit (прекращение членства Великобритании в Европейском Союзе и связанная с ним процедура) продолжали доминировать в политической повестке дня Великобритании, экономика Великобритании оказалась невероятно устойчивой, несмотря на преобладающую экономическую неопределенность. Вторым по величине европейским рынком лизинга является Германия, в которой в 2018 г. в местной валюте наблюдался рост на 2,4 % по сравнению с 2017 г. при объеме нового бизнеса в 73,3 млрд долл. США. Основным событием в 2018 г. стал увеличившийся на 12,8 % спрос на оргтехнику и ИТ-системы. Также стоит отметить, что лизинговые операции используются в данной стране как часть политической программы. Франция остается на шестом месте в топ-50 рейтинга: объем нового бизнеса составил 52,2 млрд долл. США, рост – 9,8 % [2]. Другими значительными показателями внутреннего роста, на которые стоит обратить внимание во всем Европейском регионе, являются Болгария (20,2 %), Нидерланды (19,7 %), Португалия (16,7 %), Россия (20,7 %) и Венгрия (13,3 %).

В целом, ассортимент продуктов, охватываемых участниками Leaseurope (Европейской федерации лизинговых и финансовых компаний, в состав которой входят 32 европейские страны и 45 участников, занимающих в 2018 г. около 91 % европейского рынка лизинга, более 1 700 лизинговых компаний и более 530 компаний краткосрочной аренды), варьируется от покупки в рассрочку до финансовой аренды и операционной аренды всех видов активов (автомобили, оборудование и недвижимость), а также включает аренду легковых автомобилей, микроавтобусов и грузовых автомобилей. В данном секторе был зафиксирован консолидированный рост нового бизнеса на 7,69 % в 2018 г. [3].

Объем нового бизнеса в Азии упал на 1 % – до 350,7 млрд долл. США, что отражает замедление на китайском лизинговом рынке. Последнее следует за значительным ростом нового бизнеса в азиатском регионе на 59 % в 2017 г. Азия занимает 27,2 % доли на мировом рынке. Китай остается вторым по величине рынком лизинга в мире. В 2018 г. объем нового бизнеса составил 254,4 млрд долл. США. Рост резко замедлился в 2019 г. до 1,27 % по сравнению с впечатляющими 20,4 % в 2017 г. Однако следует отметить, что с 2014 г. рынок лизинга в Китае вырос на 168 %. Проникновение рынка лизинга на местный рынок Китая составляет около 7 %, что свидетельствует об огромном потенциале рынка для дальнейшего развития. Рынок Китая по-прежнему серьезно зависит от иностранных лизинговых компаний, тем не менее говорить о едином рынке лизинга преждевременно. Япония, которая является пятым по величине лизинговым рынком в мире, в 2018 г. увеличила объем лизинговых сделок на 6,8 % при объеме нового бизнеса в 66,3 млрд долл. США, примерно 5 % частных капиталовложений осуществляется посредством лизинга. Японские компании являются основными конкурентами американских лизинговых компаний на мировом рынке, и они фактически не уступают представителям США по эффективности стратегии лизингового бизнеса (в частности, по качеству имущества, предлагаемого в лизинг, а также по финансовым возможностям) [4]. В развитии как внутренних, так и зарубежных лизинговых сделок японских компаний большое значение играют банки страны, являющиеся одними из крупнейших в мире (если учитывать объемы их активов) [5]. Внешнеторговый рост лизинговых компаний Японии во многом объясняется серьезным перенасыщением национального рынка. 

Лизинг в Австралии – зрелый продукт, предлагаемый в качестве части портфеля технологий финансирования оборудования более 60 лет. Лизинг является проверенной техникой финансирования оборудования, подходящей для всех этапов экономического цикла, и ожидается, что он будет продолжать играть важную роль в поддержке и развитии экономики Австралии. По оценкам AFIA, общий объем финансирования оборудования в Австралии в 2019 г. составил 40,4 млрд долл. США, и данные показатели на 0,25 % больше, чем в 2018 г. Австралия занимает восьмое место в топ-50 с новым объемом бизнеса в 28,5 млрд долл. США. Африка занимает 0,5 % мирового рынка лизинга, данный регион увеличил объемы на 9 % – до 6,2 млрд долл. США [2]. Африканская индустрия лизинга до сих пор находится в самом начале развития из-за отсутствия качественной информации. Следует лишь надеяться, что в ближайшие годы в африканском регионе будут созданы новые национальные лизинговые ассоциации. В Южной Америке новые объемы бизнеса обычно не регистрируются национальными лизинговыми ассоциациями, где акцент ставится на стоимости портфеля. Это затрудняет определение ежегодного нового объема продаж для региона. Общий объем нового бизнеса в южно-американском регионе составил 14,6 млрд долл. США, что на 14,5 % меньше, чем в 2018 г. На долю Южной Америки приходится 1,1 % от общего объема аренды в мире. Крупнейшими лизинговыми рынками в Южной Америке по размеру рейтинга являются Колумбия, Чили, Бразилия, Перу, Пуэрто-Рико и Аргентина. Новый объем бизнеса вырос (в местной валюте) в Бразилии (22 %), Чили (10 %) и Пуэрто-Рико (5 %), но снизился в Колумбии (20 %), Перу (8 %), Мексике (7 %) и Аргентине (21 %) [2].

 

Регулирование лизинговых операций

Рассматривая европейский подход ведения лизинговых операций, стоит отметить, что большая часть лизингодателей – банки или компании, принадлежащие банкам, исключением является Германия. Почти все лизингодатели являются либо кредитными, либо финансовыми организациями. Большинство лизингодателей используют стандартизированный подход, несмотря на сравнительно высокие требования к капиталу [6]

В декабре 2003 г. IASB (Совет по Международным стандартам финансовой отчетности) выпустил пересмотренный IAS-17. Цель настоящего стандарта заключается в установлении для лизингодателя и лизингополучателя соответствующих учетных политик и вопросов, которые следует выделить в отношении финансов и операционного лизинга. В течение некоторого времени бухгалтерский учет по аренде находится в центре дискуссий в международной бухгалтерской среде. В июле 2006 г. IASB и FASB (Совет по стандартам финансового учета США) инициировали совместный проект по лизингу, чтобы способствовать международному сближению этого стандарта бухгалтерского учета. Многие страны используют национальные программы поддержки инвестиций, в качестве агентов которых выступают такие организации, как MIGA, агентство по гарантированию инвестиций и ОЭСР, международная организация, признающая принципы свободной рыночной экономики. Режимы налогообложения в Европе достаточно разнообразны, и место наложения НДС имеет огромное влияние на трансграничные лизинговые операции.

В настоящее время международный финансовый лизинг стал важным средством финансирования на международном рынке, будучи все еще новым типом договора, который не достиг стабильного всеобъемлющего регулирования во многих странах. С юридической позиции для гармонизации, чтобы уменьшить степень правовой неопределенности, которая ощущается в этой области больше, чем другие, установлена Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Конвенция представляет собой важное правовое развитие для сторон, рассматривающих трансграничные лизинговые операции, она создала предпосылки для более широкого использования лизинга за пределами национальных границ, служит моделью для будущего национального законодательства. Сфера применения Конвенции УНИДРУА определяется статьями 1–6, в соответствии с которыми Конвенция регулирует договор международного финансового лизинга между сторонами – арендатором и арендодателем, чьи коммерческие предприятия находятся в разных государствах, когда государствами трех сторон являются договаривающиеся государства (прямое применение), или, когда применяются правила международного частного права, приводит к применению права договаривающегося государства (косвенное применение). Включение таких принципов, как автономия сторон, обязательство добросовестности, в положения Конвенции УНИДРУА отражает твердую убежденность международного сообщества в том, что конкретные гарантии являются краеугольными камнями открытого, ориентированного на рынок и конкурентного международного экономического порядка [7].

Подводя итог о тренде на международном лизинговом рынке, можно проследить рост конкуренции, что принуждает лизинговые компании предлагать более выгодные условия своим клиентам. Также стоит отметить, что на данном рынке ярко выражены 6 регионов, каждый из которых обладает своей особенностью: государственная политика, стандарты ведения бухгалтерского учета, нормы, положения и законы. Тем не менее общими характеристиками, присущими всем регионам, являются специализация, секьюритизация, консолидация лизинговых активов [8]. Одно несомненное преимущество, которое стоит выделить, когда речь заходит о международном рынке, – неоспоримая возможность использовать нормы регулирования, стандарты и законы одной из стран участника сделки для более выгодных условий, налоговых льгот. Однако стоит отметить и недостатки международного лизинга, связанные с рисками.

 

Риски международного лизинга

Одним из главных рисков признан тот факт, что участники сделки являются представителями двух разных государств с разными системами регулирования, что препятствует одновременному соответствию законодательств этих государств. Например, в одной стране транзакция характеризуется как лизинговая операция, в другой – как сделка по рассрочке, что может привести к куда более высоким налогам. В этой связи при проведении сделки необходимо наличие достоверной и всеобъемлющей информации о налоговом режиме и законодательстве обеих стран. Что касается финансового лизинга, лизинговые компании имеют ограниченную подверженность экологическим и социальным показателям лизингополучателя, а также ограниченный леверидж по использованию арендатором основных средств. Однако на лизинговую компанию могут повлиять правовые вопросы, срыв операций лизингополучателя и проблемы с репутацией. Посредством оперативного лизинга лизинговая компания связана с эксплуатацией арендуемого актива и может нести прямую ответственность за любые экологические и социальные последствия. Также заслуживают внимания следующие риски, возникающие при проведении международных сделок по лизингу:

1. Риски возникновения дополнительных налоговых платежей – отсутствие договора о двойном налогообложении может привести к серьезным финансовым проблемам;

2. Кредитные риски – оценка кредитных рисков в стране лизингополучателя. Возможным решением этой проблемы являются гарантии местного правительства или центрального банка, а также страхование политических рисков;

3. Политические риски, связанные с внесением изменений в законодательную базу, которые могут привести к затратам, связанным с осуществлением сделки;

4. Валютные риски возникают потому, что практически во всех странах с развивающейся экономикой крупные проекты приносят доход в местной валюте, тогда как лизинговые платежи практически всегда привязываются к свободно конвертируемым.

Основываясь на перечисленных рисках, стоит выделить наиболее существенные факторы, которые необходимо учитывать, заключая сделку международного лизинга:

1. Валюта, которая будет использоваться для осуществления лизинговых платежей;

2. Порядок получения доходов, приобретенных на территории другого государства (репатриация доходов);

3. Наиболее подходящий способ снижения инфляционных рисков;

4. Потенциальные изменения в общественно-политическом климате страны за период действия договора лизинга [9].

 

Особенности международного лизинга в России

В Российской Федерации нормативным документом, который регулирует международный лизинг, является Федеральный закон от 08.02.1998 № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге». Россия присоединилась к Конвенции в 1999 г., но с оговоркой, что будут применяться стандарты гражданского законодательства РФ вместо положений Конвенции, касающихся ответственности арендодателя. Эта оговорка отражена в ст. 7 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», где определены формы и виды лизинга, а также осуществляется разделение лизинга на международный и внутренний [10]. Закон регламентирует: если лизингодатель является резидентом РФ, то сделку регулирует российское законодательство. Помимо этих нормативных документов, международные правовые лизинговые отношения регулируют федеральные законы и приказы Министерства финансов РФ в области внешнеэкономической деятельности, а также правовые акты субъектов. Также лизинговые операции в законодательстве РФ регулируются Приказом Минфина РФ от 17.02.1997 № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга». Некоторые регионы создают региональные лизинговые фонды и используют средства из этого фонда на отраслевые нужды региона.

В отношении видов лизинговых компаний в Российской Федерации можно выделить компании с государственным участием – данный вид компаний занимает большую долю на российском рынке. Секретом высокой доли являются выгодные предлагаемые условия в связи с высоким собственным капиталом, вследствие чего появляются предложения на доступ к недорогим долгосрочным средствам от государства. Однако в компаниях такого рода предъявляются серьезные требования к лизингополучателю в связи с очень выгодными условиями лизингового финансирования. Наличие на рынке такого вида компании, как лизинговые компании с развитой филиальной сетью, обусловлено низкой конкуренцией, т. к. в связи с разбросанностью регионов РФ присутствует спрос у лизинговых получателей на предоставление лизинговых услуг, также наличие филиалов помогает оценить условия при заключении сделки и позволяет проводить постоянный контроль на месте. Еще один вид – банковские лизинговые компании, созданные финансовыми группами, названия которых часто содержат названия самого банка или финансовой компании [11]. Характерной чертой такой компании является сильная зависимость условий лизинга и предъявляемых требований основного банка. Также многие производители-гиганты создают свои собственные лизинговые компании, где реализуют деятельность только для своей продукции. Помимо рассмотренных видов лизинговых компаний, стоит упомянуть компании, которые специализируются на лизинге автомобилей, и специализированные компании.

Договоры в РФ регулируются ст. 432 и 655 Гражданского кодекса РФ. В зависимости от периода использования товара, возможен финансовый лизинг и операционный лизинг. Финансовый лизинг – это аренда, когда срок действия договора совпадает со сроком эксплуатации товара. В этом случае объект лизинга переходит в собственность лизингополучателя без дополнительной оплаты в конце срока действия договора. Оперативный лизинг – это аренда, когда срок договора аренды значительно меньше срока полезного использования объекта. По окончании договора объект лизинга может быть возвращен лизингодателю или выкуплен лизингополучателем по остаточной стоимости. Арендатор имеет право сдавать в аренду объект лизинга с письменного согласия лизингодателя. Субаренда – это форма финансового лизинга, когда арендатор имеет право передать арендованное имущество третьему лицу во временное пользование за плату и на срок, определенный договором. В этом случае субарендатор не приобретает самостоятельные права и обязанности перед арендодателем по основному договору аренды. Однако арендатор несет ответственность за своевременную оплату арендных платежей арендодателю.

 

Современное состояние международного лизингового рынка в России

Лизинг является примером технологии, давно используемой в более развитых странах, которая была перенесена в Россию, и в нее были внесены изменения, отражающие конкретные обстоятельства. Процентные ставки и темпы инфляции, которые колеблются в широких пределах и иногда чрезвычайно высоки, а также законодательная среда, которая может измениться, относятся к проблемам, с которыми сталкивается фирма. Многим российским фирмам необходимо обновить свое оборудование, правительство заинтересовано в содействии быстрому экономическому росту, все это приводит к популяризации лизинга по сравнению с другими методами приобретения основных средств [12]. Хотя лизинг может помочь российским фирмам в модернизации и росте и, следовательно, помочь российской экономике в ее стремлении быстро перейти к новой рыночной экономике, что возможно только в сочетании с другими экономическими инициативами, которые также обеспечивают рост и стабилизацию. Преимущества лизинга неоспоримы. Во-первых, использование лизинга позволяет иметь некоторые налоговые льготы и возможность ускоренной амортизации. Во-вторых, получить необходимое оборудование в лизинг проще, чем получить кредит на его покупку. Эти преимущества стали основными факторами развития лизинга в России [13]. Рассматривая особенности лизинга в РФ, прежде всего следует отметить разницу в размерах рынка лизинга, несмотря на тот факт, что РФ находится на пятом месте [5] по лизинговым сделкам среди европейских стран, она все же значительно уступает таким державам, как Германия, Великобритания и Франция. Еще одно отличие, которое стоит отметить, – это программы лизинговых сделок. В Евросоюзе различия в условиях лизинга могут отличаться лишь на несколько десятых процента, тогда как в России – на несколько целых процентов. Зарубежный рынок стабильнее, и конкуренция фирм там сильнее, а условия контрактов более прозрачны. Разнообразные скрытые платежи не могут быть исключены в контрактах российских фирм. Кроме того, россияне предпочитают аренду капитала, Европа с большей вероятностью будет использовать операционную аренду. Рисунок 1 представляет сегментирование российского лизингового рынка.

 

 

Рис. 1. Топ-10 сегментов в объеме нового бизнеса [14]

 

Наибольшая доля в российском лизинговом портфеле сосредоточена в недвижимости судов, железнодорожном оборудовании, автомобильном транспорте, воздушном транспорте, строительстве, машинном оборудовании, оборудовании для разработки нефти, агротехнике, машиностроительном и металлообрабатывающем оборудовании.

В настоящее время доля оперативного лизинга в структуре рынка лизинга в России составляет всего 8 %. В то же время основной частью бизнеса в этом сегменте является доля сделок с железнодорожным оборудованием. Причины роста популярности среди оперативного лизинга:

– финансовые преимущества относительно других методов инвестирования;

– улучшение макроэкономической ситуации в России, вследствие чего увеличение конкурирующих лизингополучателей в периоде 5–7 лет;

– постепенное накопление компетенций в сфере оперативного лизинга;

– рост поддержки государства отраслей и лизинга.

Финансовый супермаркет – перспективная форма развития лизинговых компаний в РФ, о чем свидетельствует успешный заграничный опыт в развитии таких сфер, как сельское хозяйство, АПК (примером служат компании Китая, США, Франции, Германии). Количество сделок, проходящих через банк в Европе, намного выше, чем в России, – 34 к 0,5 %.

Крупные игроки рынка международного лизинга в России связывают дальнейшее развитие бизнеса в секторе малого и среднего бизнеса с реформой отрасли. В рамках запущенной Министерством финансов и Центробанком программы реформирования филиала выделение лизинга предусмотрено в переводе лизинговых компаний на проведение отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) [15]. 

Среди последних тенденций на лизинговом рынке в России стоит отметить падение объема нового бизнеса лизинговых компаний. Если в 2018 г. рост варьировался от 20 до 50 %, то в 2019 г. составил лишь 15 %. Причины такого падения – в отсутствии господдержки и спроса на грузовые перевозки, снижение цен на уголь [16] и лизинг в автомобильной индустрии.

Также стоит отметить замедление темпов роста лизинговых платежей получателю. В 2019 г. рост составил лишь 15 %, а в 2018 – 25 % [16]. Гигантами на рынке являются три компании, занимающие треть рынка: «Сбербанк Лизинг» (207 млрд руб.), Государственная транспортная лизинговая компания (202 млрд руб.) и «ВТБ Лизинг» (133 млрд руб.) [17]. Эти же компании являются лидерами в объеме лизингового портфеля: 775 млрд руб., 1,1 трлн руб. и 580 млрд руб. соответственно. Однако среди перечисленных компаний Государственная транспортная лизинговая компания продемонстрировала отрицательный рост в 6 %. Причиной стал эффект высокой базы. Остальные компании испытывали положительный тренд, например, компанией с наибольшим ростом стал «Райффайзен-Лизинг» (рост составил 67 %). Данные показатели среди компаний обусловливаются сделками, заключенными в конце 2019 г. По нашим прогнозам, в 2020 г. рост будет уже не таким высоким и составит примерно 6 %. Причинами этого станут сокращение государственных субсидий, рост профицита вагонов, снижение автопродаж.

Если сравнивать инвестиционное кредитование, сопоставимое с лизингом, можно заметить (рис. 2), что его динамика имеет значительную корреляцию с масштабом нового бизнеса.

 

 

Рис. 2. Динамика прироста нового бизнеса и инвестиционных кредитов [14]

 

Лизинг по-прежнему отстает от объема выдаваемых кредитов в России, когда в других странах, схожих с масштабами рынка, ситуация обратная.

Основное фондирование лизинговых сделок происходит за счет банковских кредитов, иллюстрирующих положительную динамику в последнее время. Учитывая девальвацию рубля в марте 2020 г., обслуживание долга, цены на нефть и газ, перевозки, различные индустрии, привлечение кредитов подвергается серьезному риску.

В настоящее время рынок лизинга замедлил свое динамичное развитие. Можно надеяться, что государство, создавая благоприятную экономическую среду для лизинговых компаний, сможет предотвратить падение рынка лизинга и сформировать его в стабильно развивающийся рынок аренды или купли-продажи недвижимости в рассрочку.

 

Заключение

Поскольку Россия занимает неотъемлемую часть в мировых экономических процессах, результаты ее деятельности характеризуются успешностью ее экономических агентов, использованием последних достижений науки и техники, что требует значительных инвестиций, основным источником которых являются денежные средства компаний (зачастую их оказывается недостаточно). Международный лизинг является одним из инструментов для решения этой проблемы. Проведен анализ, подтверждающий, что лизинг используется в качестве эффективной альтернативы приобретению оборудования в собственность. Как и другие финансовые инструменты, российский лизинговый бизнес имеет свои национальные особенности. Лизинг в России представляет собой особенный инструмент финансирования, в то время как в других странах лизинг комбинирует в себе особенности аренды и кредитования. Следующая особенность – разновидности лизинговых компаний, которые оперируют в зависимости от их ориентации: правительство, иностранные предприниматели, поставщики оборудования, банки, российские промышленные группы [8]. Разница между этими компаниями нивелируется, каждая компания представляет собой универсальную структуру, и если изначально лизинговые операции заключались с банком, то сегодня они создают финансовые институты с ними, чтобы предоставлять клиентам более широкий спектр услуг. Также следует отметить разницу в размерах рынка лизинга: несмотря на тот факт, что РФ находится на пятом месте по лизинговым сделкам среди европейских стран [2], она все же значительно уступает таким державам, как Германия, Великобритания и Франция. Еще одно отличие – это программы лизинговых сделок. В Евросоюзе различия в условиях лизинга могут отличаться лишь на несколько десятых процента, тогда как в РФ – на несколько целых процентов. Связано это с тем, что зарубежный рынок стабильнее и конкуренция фирм там сильнее, а условия контрактов более прозрачны. Разнообразные скрытые платежи не могут быть исключены в контрактах российских фирм. Кроме того, россияне предпочитают аренду капитала, Европа же с большей вероятностью будет использовать операционную аренду. 

Международный опыт подтверждает, что организации, занимающиеся перевозками, прежде всего используют транспортные средства, предоставленные им в лизинг. Лизинг может стать эффективным способом решения проблем ситуации на рынке транспортных компаний в России, что позволяет своевременно заменять устаревшее оборудование и внедрять современные технологии. С помощью лизинга российская компания, не имеющая крупных начальных инвестиций, может возобновить свои средства на более сложные и постепенно окупаемые арендодателем (лизингодателем) обновления оборудования, технологий, машин. В значительной части России роль железнодорожного транспорта в долгосрочной перспективе будет только возрастать и, следовательно, повышать эффективность, сокращать расходы на исследование, разработку в качестве новых методов и механизмов для управления логистическими системами и совершенствования существующих.

В процессе анализа выявлена проблема высоких процентных ставок по кредитам. Следует добавить, что лизинговые компании также несут валютные риски. В 30–40 % случаев лизинговый бизнес кредитуется за счет иностранного капитала, а в 40–45 % финансирует своих клиентов в иностранной валюте. Пассивные и активные операции такого рода в посткризисной экономике могут превратить прибыльную операционную деятельность лизинговой компании в убыточную (после суммирования и вычета других доходов и расходов, соответственно). Также в ходе анализа структурных особенностей финансирования лизинговой деятельности был сформулирован ряд проблем, с которыми сталкиваются как лизингодатели, так и лизингополучатели. На основании этих проблем были выделены следующие факторы, которые необходимо учитывать при заключении сделки международного лизинга: валюта, которая будет использоваться для осуществления лизинговых платежей; порядок получения доходов, приобретенных на территории другого государства (репатриация доходов); наиболее подходящий способ снижения инфляционных рисков; потенциальные изменения в общественно-политическом климате страны за период действия договора лизинга.

Использование финансового лизинга в качестве эффективной инвестиции в основной капитал предприятий зависит не только от наличия законов, но и от точности лизинговых операций, эффективного управления рисками и благоприятного инвестиционного климата.

Либерализация экономики стран Центральной и Восточной Европы, подкрепленная их желанием интегрироваться в мировую экономику, обеспечила динамику роста рынка лизинга, привлекая значительные иностранные инвестиции в этот сектор. В последние годы вклад лизинговых операций свидетельствует об увеличении в этих странах доли общих инвестиций в основной капитал.

Можно сделать заключение, что лизинг способен оказать положительное воздействие на развитие нового бизнеса либо оказаться отличным инструментом выхода из кризиса. Малый и средний бизнес в РФ будет стремительно развиваться, по этой причине лизинговые операции с малыми предприятиями станут увеличиваться, и степень их вовлеченности будет зависеть от норм регулирования и доступности информации.

Для того чтобы дать оценку возможности развития мирового лизингового рынка, следует принимать во внимание результаты всемирного экономического упадка, отклонение от классической методологии бухучета согласно IAS-17; перемены в концепциях налогообложения, ограничение допуска в государственные рынки, волатильность курса в разных странах к доллару США.

Для развития лизинговой индустрии лизинговые компании должны создать свои собственные системы оценки и контроля рисков, чтобы избежать их возникновения или, когда риски появляются, иметь эффективные методы управления ими. Также нужно проработать документацию и оценку рисков, связанных с чрезвычайными или непредвиденными ситуациями, как, например, коронавирусная пандемия (COVID-19), от которой страдает экономика во всем мире. Также стоит рассмотреть развитие электронного лизинга в разрезе стремительного IT-бума.

References

1. Unidroit. Available at: https://www.unidroit.org/fr/current-studies-fr/contrats-de-reassurance (accessed: 14.04.2020).

2. Global'nyi lizingovyi otchet [Global leasing report]. White Clarke Group. 2020. Available at: https://www.whiteclarkegroup.com/reports/global-leasing-report-2020 (accessed: 14.04.2020).

3. Leaseurope. Available at: http://www.leaseurope.org/ (accessed: 01.05.2020).

4. Iaponiia: Nedvizhimost' 2020 [Japan: real estate 2020]. ICLG. Available at: https://iclg.com/practice-areas/real-estate-laws-and-regulations/japan (accessed: 14.04.2020).

5. BOT Lease. Available at: Lease http://www.botlease.co.jp/ (accessed: 01.05.2020).

6. Karmen Leong. Trebovaniia k kapitalu [Carmen Leong. Capital requirements]. Available at: https://www.coursehero.com/file/p6b67tb3/Standardised-Internal-Ratings-Based-IRB-Foundation-Internal-Rating-Based-IRB/ (accessed: 14.04.2020).

7. Comment of article 1.1, UNIDROIT PRINCIPLES. 2010. Available at: http://www.unidroit.org/instruments/commercialcontracts/unidroit-principles-2010/ (accessed: 01.05.2020).

8. S&P Global Structured Finance 2019 Securitization Energized With $1 T In Volume. Available at: https://www.spglobal.com/en/research-insights/articles/global-structured-finance-outlook-2019-securitization-continues-to-be-energized-with-potential-1-trillion-in-volume-expected-ag (accessed: 01.05.2020).

9. Riski, soprovozhdaiushchie lizingovuiu sdelku [Risks accompanying leasing transaction]. 2014. Available at: https://arbitrplus.com/poleznaya_informaciya/riski_soprovozhdayuschie_lizingovuyu_sdelku (accessed: 01.05.2020).

10. Unidroit Principles 2016. Available at: https://www.unidroit.org/instruments/commercial-contracts/unidroit-principles-2016 (accessed: 01.05.2020).

11. Lizing v Rossii: vidy lizingovykh kompanii i ikh osobennosti [Leasing in Russia: types of leasing companies and their features]. Available at: https://www.optimumfinance.ru/articles/lizing-v-rossii-vidy-lizingovykh-kompaniy-i-ikh-osobennosti (accessed: 14.04.2020).

12. Pakhtusov S. V. Leasing in Russia: A Case Study. EBSCO. Available at: https://proxylibrary.hse.ru:2253/ehost/pdfviewer/pdfviewer?vid=1&sid=eb3e05a0-c2f2-4c90-9e22-ef2702f80ebc%40pdc-v-sessmgr01 (accessed: 14.04.2020).

13. Zharikov V. V., Bezpalov V. V., Ershova M. V. Modern conditions of development of leasing market in Russia on the example of rail transport. Asian Journal of Economic Modelling. EBSCO. Available at: http://www.aessweb.com/pdf-files/AJEM-2017-5(1)-1-10.pdf (accessed: 01.05.2020).

14. Prognoz lizingovogo rynka na 2020 god [Leasing market forecast for 2020]. Available at: https://raexpert.ru/researches/leasing/2019 (accessed: 14.04.2020).

15. Uchet arendy: razlichiia mezhdu rumynskimi pravilami i MSFO [Lease accounting: differences between Romanian rules and IFRS]. ResearchGate. Available at: https://www.researchgate.net/publication/275541133_Accounting_for_Leases_Differences_between_Romanian_Regulations_and_IAS_17 (accessed: 14.04.2020).

16. Reitingovye deistviia [Rating actions]. Available at: https://www.raexpert.ru/ (accessed: 01.05.2020).

17. Lizing teriaet tempy [Leasing is losing momentum]. Kommersant". Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4251510 (accessed: 01.05.2020).


Login or Create
* Forgot password?