IMPROVEMENT OF METHODS OF TEACHING ARTISTIC MODELING OF CLOTHING IN THE ASPECT OF PROBLEMS OF ART UNIVERSITY DEVELOPMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the didactic resources of the discipline modeling and artistic design of clothing. The content of this discipline is determined taking into account the specifics of artistic embroidery and artistic painting of fabric. The basic principles, methods and forms of training of bachelors in the field of decorative and applied arts and crafts in modeling and artistic design of clothing are clarified. The relationship between theoretical and practical training of students is considered.

Keywords:
learning objective, course contents modeling and artistic design of clothing, principles, methods, training-methodical complex of the forms of educational work, technical support, decorative arts, embroidery, art painting fabric
Text
Publication text (PDF): Read Download

Значимость совершенствования методики преподавания дисциплины моделирование и художественное конструирование одежды определяется тем, что будущие художники, получающие профессиональное образование в области декоративно-прикладного искусства и народные промыслы, участвуют в решении задачи сохранения традиции народного творчества, в развитии народных промыслов.

Цель изучения дисциплины будущими художниками декоративно-прикладного искусства ориентирована на формирование у них знаний, умений и навыков в моделировании и художественном конструировании одежды. Студенты осваивают способности создавать, проектировать, воплощать в материале модели одежды и творческие коллекции с учетом особенностей художественной вышивки или художественной росписи ткани.

Программа дисциплины состоит из семи разделов, которые предполагают последовательное введение учебного материала. Содержание дисциплины обеспечивает базовый уровень знаний, зафиксированный в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования [5].

В первом разделе «Основы художественного конструирования одежды» студенты знакомятся с общими сведениями о костюме, формирующими у обучающихся представления о внешней форме человека и его пропорциях. Студенты усваивают знания об основных конструктивных поясах и антропометрических признаках фигуры человека, о правилах измерения фигуры человека, необходимых для конструирования плечевых и поясных изделий.

Во втором разделе рассматривается проектирование одежды расчетно-графическим методом. На основе сформированных знаний учащиеся овладевают навыком конструирования и моделирования основ юбки, плечевого изделия, рукава, воротника.

Третий раздел посвящен основам технологии швейных изделий. Освоив построение базовых конструкций, учащиеся практикуются в применении знаний, что позволяет им выполнять макеты юбки, основы плечевого изделия с втачным рукавом и отложным воротником, рукава покроя «реглан», цельнокроеного рукава и драпированной одежды. При выполнении макетов студенты приобретают опыт деятельности с тканью, раскроем изделий и основными приемами обработки деталей и узлов в одежде. Овладение студентами умениями и навыками конструирования и моделирования одежды позволяет будущим художникам декоративно-прикладного искусства переходить к изучению работы непосредственно с художественной вышивкой и художественной росписью ткани. Из тканей-купонов, предоставленных учебно-методическим кабинетом, художники декоративно-прикладного искусства разрабатывают, раскраивают и собирают макеты платьев с художественной вышивкой и художественной росписью ткани. Решая поставленную перед ними задачу, они приобретают опыт творческой деятельности, переносят знания и умения в новую ситуацию.

Четвертый раздел содержит информацию по формированию у бакалавров представлений о композиции костюма. Студенты осваивают основные закономерности построения гармоничной композиции: контраст, нюанс и тождество, пропорции костюма, симметрия и асимметрия, ритм и масштабность. Для закрепления теоретического материала студенты выполняют серию эскизов с абстрактным орнаментом в черно-белой графике.

Пятый раздел «Эскизная графика» ориентирован на развитие у студентов наглядно-образного мышления, воображения, эстетического вкуса, на поддержку творческих способностей. При разработке коллекции с художественной вышивкой и художественной росписью ткани студенты учатся применять знания по конструированию и моделированию одежды в творческой деятельности.

В шестом разделе уделяется внимание практическим занятиям на проектирование одежды макетным способом. Макеты костюмов выполняются по утвержденным творческим эскизам, разработанным студентами при изучении пятого раздела.

Заключительный раздел дисциплины посвящен рассмотрению русского традиционного народного костюма, являющегося художественно-конструкторским источником творчества, отражающего художественные особенности регионального костюма. Осознанное восприятие особенностей народного костюма помогает создавать современные модели костюма с применением художественной вышивки и художественной росписи ткани при опоре на культурные ценности народного творчества.

Цели и содержание методики преподавания дисциплины моделирование и художественное конструирование одежды реализуются через адекватную систему принципов, методов и приемов [2; 4].

Разделы дисциплины структурированы таким образом, чтобы на каждом новом этапе актуализировались знания и умения, усвоенные на предыдущих этапах. Это соответствует принципу преемственности и перспективности в обучении. На каждом новом этапе учитывалась необходимость повторения, обобщения и закрепления материала предыдущего этапа. Новый материал последующего этапа коррелировался, что обеспечивалось принципами системности и последовательности обучения, методами дедукции и индукции.

Теоретические знания по конструированию, усвоенные студентами в начале курса, необходимы для осуществления деятельности по моделированию. Такие условия позволяют студентам переходить к созданию творческих эскизов моделей одежды с художественной вышивкой и художественной росписью ткани.

При практическом выполнении макетов изделий в материале на заключительном этапе обучения происходит закрепление знаний, умений и навыков, сформированных на предыдущих этапах. Так, например, приступая к выполнению макета в материале, студенты опираются на знания по основам моделирования одежды. При этом изучение основ конструирования одежды становится базой для усвоения моделирования. Работа над моделированием справедливо признаётся важным условием понимания принципов конструкции изделий.

Все темы разделов распределены по занятиям и отражены в тематическом плане преподавателя. Каждый раздел структурируется содержанием тем занятий, соответствующих календарно-тематическому плану преподавателя.

На всех этапах обучения используется теоретический материал, формирующий основания для практической деятельности обучающихся. При этом организация самостоятельной работы студентов является обязательным условием оптимизации профессиональной деятельности будущих художников декоративно-прикладного искусства [3]. Содержание самостоятельной работы насыщается заданиями, направленными на повышение уровня их сложности: построение чертежей, моделирование базовых основ, разработка эскизов, выполнение макетов одежды в материале и др.

Последовательность выполняемых заданий предполагает закрепление проработанного прежде материала и его систематизацию. Представляется необходимым использование приемов мониторинга временных затрат студентов на выполнение индивидуальных заданий, на скорость и качество их выполнения, на оценку и самооценку индивидуальных достижений успешности учебной деятельности. Организация мониторинговых исследований результатов самостоятельной работы базируется на принципах сознательности и активности обучения, обучения на доступном уровне трудности [6].

Особую роль в методике преподавания моделирования и художественного моделирования одежды играют принцип наглядности, методы работы с учебной литературой, использование справочных и энциклопедических материалов [7]. На занятиях широко применяются информационные материалы в различных формах их предъявления − на бумажном носителе, в электронном варианте. Спецификой дисциплины моделирование и художественное конструирование одежды детерминируется необходимость презентаций, учебных таблиц, образцов макетов и моделей одежды с художественной вышивкой и художественной росписью ткани.

Теоретическая часть дисциплины соответствует актуально значимым достижениям ученых: Л.С. Выготского, М.М. Бахтина, И.А. Зимней, В.В. Серикова, А.Н. Леонтьева, А.В. Хуторского и др., а также специалистов в области моделирования и художественного конструирования одежды − Д.Ю. Ермилова, Ф.М. Пармон, Т.О. Берник, Э.М. Андросова и др. Решение проблем методики моделирования и художественного конструирования одежды, предложенные в трудах В.Ф Максимович, С.Ю. Камневой, Ю.С. Салтановой, определяют базу исходных теоретических положений, перспективных для совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, для продолжения научно-исследовательской деятельности.

Теоретическая часть методики преподавания моделирования и художественного конструирования одежды, реализующаяся, в основном, в материалах для лекций, определяет ориентировочную основу деятельности студентов на практических занятиях. На этапах исполнения действия с опорой на образец широко используются упражнения, предполагающие сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, работы аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы в устной громкой речи и в речи «про себя» (внутренней).

При разработке базовых конструкций изделий преподаватель совместно со студентами строит исходные конструкции в масштабе 1:4, после чего студенты выполняют самостоятельные задания − построение чертежа на миллиметровой бумаге в масштабе 1:1 по предоставленным методическим материалам. При проектировании эскизов и практическом выполнении макетов в материале организуется поисковая творческая деятельность обучающихся, направленная на поиски решений поставленных перед ними новых задач моделирования одежды. В условиях проблемного обучения у студентов укрепляется интерес к исследовательской деятельности, совершенствуется готовность к творческому применению знаний, умений и навыков.

Одним из условий достижения необходимого уровня качества профессиональной подготовки бакалавров в области художественной вышивки и художественной росписи ткани по дисциплине моделирование и художественное конструирование одежды является научно-методическая состоятельность учебно-методического комплекса (УМК). В структуру УМК включается учебная программа, учебно-методическое пособие и др. Учебно-методическое пособие по дисциплине моделирование и художественное конструирование одежды состоит из следующих разделов: конструкторский раздел, раздел эскизной графики и раздел выполнения одежды муляжным методом. Обзорные лекции сопровождаются демонстрационной презентацией, для реализации которой используются программно-технические средства: компьютер, графический планшет, видеопроектор и др. [1].

Основная форма образовательной деятельности будущих художников декоративно-прикладного искусства по дисциплине моделирование и художественное конструирование одежды – очная. Создание условий для коммуникативно-активного взаимодействия между преподавателем и обучающимися происходит на занятиях − аудиторную и внеаудиторную работу.

Продуктивными формами организации учебной деятельности обучающихся в учреждениях высшего образования являются аудиторные занятия (лекции, практические, семинарские, лабораторные) и внеаудиторные занятия (самостоятельная работа). Программой моделирование и художественное конструирование одежды предусмотрено проведение таких видов занятий, как: первичное усвоение материала, применение знаний на практике, повторение и обобщение, контроль знаний, умений, навыков и др.

Главной целью практических занятий является формирование умений и навыков конструирования, моделирования, проектирования, изготовления костюма с художественной вышивкой и художественной росписью ткани. Практические занятия являются связующим звеном между знаниями, усвоенными на теоретической части дисциплины и применением их на практике в работе с материалом. На практических занятиях осуществляется активное взаимодействие педагога и студентов, в результате чего выявляются пробелы в знаниях, умениях и навыках, осуществляется работа по устранению недостатков и корректировка учебной деятельности с перспективой на будущую деятельность.

Осуществление образовательного процесса по дисциплине моделирование и художественное конструирование одежды обеспечивается необходимой материально-технической базой: аудиторный фонд для занятий по моделированию и художественному конструированию одежды, мебель (столы, стулья и др.), а также учебная доска, компьютер, манекены, линейки, лекала, миллиметровая бумага, калька, ткань, санитарно-техническое оборудование с подводом и отводом воды.

References

1. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika: Uchebnoe posobie. – Sankt-Peterburg: Piter, 2006.-304 s. (Seriya «Uchebnoe posobie»).

2. Lerner I.Ya. Didakticheskie osnovy metodov obucheniya. − Moskva: Pedagogika, 1981.− 186 s.

3. Maksimovich V.F. «Tradicionnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo i obrazovanie: Istoricheskiy aspekt, sovremennoe sostoyanie i puti obnovleniya». – Moskva: Flinta, 2000. – 200 s. ISBN 5-89349-319-2

4. Sitarov V.A. «Didaktika»: Ucheb. Posobie dlya stud. Vyssh.ped. ucheb. Zavedeniy/Pod red. V.A. Slastenina. -2-e izd., stereotip.- Moskva: Izdatel'skiy centr «Akademiya», 2004. – 368 s.

5. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya. - uroven' vysshego obrazovaniya / Bakalavriat napravlenie podgotovki 54.03.02 dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly, // Min-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federacii №10 ot 12.01.2016g.

6. Shapovalova I.A. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' sub'ektov obrazovatel'nogo processa kak uslovie razvitiya hudozhestvennogo vuza // Zhurnal Pedagogicheskih issledovaniy. −2020. − T. 5. − №1. − S. 3-7.

7. Yakovlev S.V. Razvitie nauchnyh predstavleniy o roli chuvstvennyh perezhivaniy v vospitanii personal'noy sistemy cennostey // Zhurnal Pedagogicheskih issledovaniy. − 2017. − T. 2. − №4. − S. 81-90.

Login or Create
* Forgot password?