employee
The article is devoted to the concept of information culture of the individual. A practical example of using the distance learning system (hereinafter-SDL) Moodle in chemistry lessons (9th grade). Based on the material of a specific lesson, the advantages of using SDL and the mechanisms of their influence on the quality of knowledge acquired by pupils are revealed.
information culture of an individual; methods for improving the quality of students' knowledge; distance learning systems at school; SDL Moodle; teaching chemistry in high school
Современный мир – это эпоха глобальных перемен. Компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии изменяют образ мыслей каждого отдельного человека, а также создают новую систему морально-этических ценностей. Как сохранить и сберечь наше общество?
Ежедневно на современных обучающихся обрушивается огромный поток информации, и чтобы обработать её, требуется всё больше и больше времени. А сориентироваться в запутанной «паутине» информации еще сложнее. И здесь главная роль отводится современному «продвинутому» педагогу, который должен научить ребенка пользоваться информацией так, чтобы она помогала ему открывать новый интересный мир знаний.
Вопросы содержания и развития основ информационной культуры привлекает внимание современных учёных и практиков [2, 3]. По мнению Н.А. Водопьяновой основой информационной культуры следует считать знания об информационной среде, законах её функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках, навыки увеличивать свой информационный потенциал. Не организовав надлежащим образом информационные потоки, невозможно обеспечить постоянное и бесперебойное получение необходимых данных о тех или иных объектах, эффективно ими управлять, планировать и прогнозировать дальнейшее развитие [2].
То есть необходимо не только овладеть научными знаниями, усвоить общечеловеческие ценности, но и выработать практические навыки и умения по поиску и систематизации информации для самообразования личности. В организации эффективной работы с информацией и работы по применению современных информационных технологий в средней школе (т. е. в формировании информационной культуры школьников) главенствующая роль отводится педагогам.
В своей педагогической практике автор статьи использует систему дистанционного обучения (СДО) Moodle, которая объединяет в себе два направления:
- во-первых, это сопровождение основного учебного процесса, как очного, так и заочного,
- во-вторых – полное обеспечение дистанционного обучения посредством использования дистанционных образовательных технологий.
СДО Moodle проста и удобна в использовании, сочетает в себе широкие возможности для коммуникации. Система поддерживает обмен файлами любых форматов как между преподавателем и обучающимся, так и между самими обучающимися. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников образовательного процесса о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем. Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и ученика: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем. Сервис «Учительский форум» дает педагогам возможность обсуждать профессиональные проблемы [5].
Moodle можно применять для адаптации процесса обучения к персональным особенностям и склонностям учащихся, индивидуализировать график дистанционного обучения, что помогает учителю в внедрении различных инноваций, а также даёт возможность для развития потенциала учащихся.
Применение СДО отвечает требованиям ФГОС ООО [1], в которых отмечается, что эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой (ИОС), которая является важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования.
Структурной единицей СДО является элемент «Курс», в котором сочетаются разные рубрики: лекция, задание, семинар, страница, файл, глоссарий, видеосвязь и др. Разнообразие элементов позволяет сделать изучение дисциплины интереснее. Все элементы курса дают возможность интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса: ученик – учитель, ученик – ученик, учитель – учитель, а также возможность организации группового занятия. Уроки с применением СДО получаются содержательными и интересными.
В качестве примера использования СДО на уроках в средней школе можно привести урок химии в 9 классе по теме «Серная кислота и её свойства» (учебная тема «Неметаллы главных подгрупп и их соединения»).
Тип урока: урок новых знаний, с использованием системы Moodle.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Цели: расширение базы знаний за счет включения в неё новых элементов о свойствах концентрированной и разбавленной серной кислоты и стадиях её производства.
Задачи образовательные: актуализировать опорные знания об основных классах неорганических веществ; расширить и углубить знания о кислотах, окислительно-восстановительных реакциях; продолжить формировать умение правильно составлять молекулярные и ионные уравнения реакций, расставлять коэффициенты методом электронного баланса; формировать умение выдвигать гипотезу, проверять ее, устанавливать закономерность, искать новые факты, объяснять причину этих изменений.
Задачи развивающие: создать условия для понимания у учащихся взаимосвязи между свойствами веществ, их получением и применением, развивать познавательную активность, умения наблюдать и рассуждать, делать выводы, используя при этом проблемный, исследовательский, дифференцированный подход к обучению; развивать у учащихся коммуникативные навыки, умение слушать и слышать друг друга.
Задачи воспитательные: воспитывать неравнодушное отношение к предмету, окружающей среде, обратить внимание учащихся на экологическую проблему, связанную с производством серной кислоты, использовать при этом региональный компонент, интегративные знания
Межпредметные связи: экологические проблемы, связанные с производством и использованием серной кислоты [4].
Наглядность: ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов», компьютер, проектор презентация к уроку по теме «Серная кислота и её свойства», СДО Moodle.
Образовательные цели соответствуют требованиям программы, охватывают все содержание урока. Урок начинается с мотивации учебной деятельности. Целью этапа является развитие познавательного интереса, интереса к изучению химии с помощью проблемного метода (постановка вопроса – видеоролик, в котором члены экологического кружка «Экомаги» задают вопросы). Этот этап позволил настроить ребят на решение основной цели урока и «включиться» в урок.
На следующем этапе урока «Восприятие и первичное осознание нового материала», целью которого были актуализация знаний, развитие навыков самостоятельной и групповой работы, коммуникативной компетентности, приемов мыслительной деятельности (сравнение, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение), использовались следующие методы обучения: наглядный (демонстрация слайдов); частично – поисковый прием (эксперимент).
На этапе урока «Закрепление знаний» использовался тест, созданный на базе СДО Moodle), цель: сознательное закрепление знаний.
Следующим этапом было домашнее задание, цель которого развитие познавательного интереса (с применением СДО Moodle).
Завершающей стадий урока – «Рефлексия». Цель: формирование способности определить свою степень усвоения новых знаний [6].
Оптимальная работоспособность обучающихся достигается путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока с применением здоровьесберегающих технологий – проведением физкультминуток. Всё это обеспечивает отсутствие перегрузки обучающихся.
На уроке прослеживается сотрудничество ученика с учителем. Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществляется логичный переход от одного этапа к другому.
Во время урока создавались ситуации, во время которых «включались» различные виды памяти (моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная). Время на уроке использовалось рационально. Осуществлялись метапредметные связи.
Автор статьи считает, что наиболее удачными этапами проведённого урока являются:
1) мотивация к учебной деятельности – постановка видео-вопроса позволяет наиболее полно показать свойства серной кислоты, при этом экономит время учителя на уроке. В ролике представлена цифровая лаборатория «Архимед»;
2) на этапе восприятия и первичного осознания нового материала – применение СДО Moodle, преимущества которой:
- оценивание обучающихся – все ученики получили оценки;
- использование более большого объёма материала для изучения темы;
- размещение ссылок на дополнительный материал;
- размещение разноуровневых заданий, домашнего задания на опережение. Использование интернет-технологий совместно с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) [7] позволяют провести урок-дискуссию эмоционально, помогают сделать урок живым, увлекательным, интерактивным.
Применение СДО позволяет обучающимся:
- комфортно чувствовать себя как на уроке, так и дома при выполнении домашнего задания (не успеваешь на уроке, успеешь дома);
- помогает повысить оценки (сделай дополнительные задания);
- помогает приобретать новые знания (ищи ответы, сравнивай);
- прививает чувство успеха (ведь даже слабый ученик может достичь хороших результатов, значит, я тоже смогу).
При применении СДО реализуется личностно-ориентированный подход к обучающимся, что находит выражение в вариативности и гибкости изучения содержания на основе индивидуального темпа и степени осознания теоретического и практического материала. Таким образом, применение инновационных педагогических технологий (ИОС, СДО, ЦОЗ) способствует повышению качества знаний обучающихся.
1. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya». – Tekst : elektronnyy. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (data obrascheniya 22.10.2020.)
2. Vodop'yanova N. A. Informacionnaya kul'tura kak otrazhenie processov v sociokul'turnoy i obrazovatel'noy sferah / N. A. Vodop'yanova // Fundamental'nye issledovaniya. – 2006. – № 7 – S. 69–71. – Tekst : elektronnyy. – URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5199 (data obrascheniya 24.10.2020.)
3. Gendina N. I. NII informacionnyh tehnologiy social'noy sfery KemGUKI kak centr formirovaniya informacionnoy kul'tury / N. I. Gendina. – Tekst : elektronnyy. – URL: http://elib.uraic.ru/bitstream/123456789/132/1/conf_6-8.11.2013_12-1.pdf (data obrascheniya 01.11.2020.)
4. Kabardina O. V. Urok himii «Sernaya kislota i ee svoystva» / O. V. Kabardina. – Tekst : elektronnyy. – URL: https://easyen.ru/load/khimija/9_klass/setnaja_kislota_i_ejo_svojstva/130-1-0-1113 (data obrascheniya 02.03.2020.)
5. Preimuschestva Moodle. – Tekst : elektronnyy. – URL: https://www.opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd (data obrascheniya 02.03.2020.)
6. Poluchenie sernoy kisloty (N 207601) – Tekst : elektronnyy. – URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a0163767-b61d-498d-b784-0f2b1b521dae/?fullView=1&from=c7fbc906-a8f3-4833-8f91-6d49e3ffabb0&interface=teacher&rubric_id[]=117684 (data obrascheniya 25.01.2020.)
7. LearningApps.org. – Tekst : elektronnyy. – URL: https://learningapps.org/createApp.php (data obrascheniya 20.01.2020.)