SELF-DEVELOPMENT OF THE CHILD'S PERSONALITY IN THE PROCESS OF MUSIC LESSONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the issues of self-development of preschool and primary school children in the process of music lessons in an institution of additional education through the use of innovative pedagogical technologies, creative tasks and new forms of work. The general characteristics of musical abilities and the specificity of identifying and manifesting musical abilities in children are given.

Keywords:
self-development; musical ability; musical lessons for children; additional education
Text
Publication text (PDF): Read Download

Саморазвитие − понятие, которое в настоящее время все чаще используется в науках о человеке. Среди зарубежных ученых, рассматривающих вопросы саморазвития взрослых и детей, можно назвать А.Адлера, К. Роджерса, Э. Эриксона, К. Хорни, К.Г. Юнга, А. Маслоу.

Теоретические положения формирования личности в дошкольном и младшем школьном возрасте описаны в работах отечественных педагогов Л.И. Божович,
Л.С. Выготского, Е.А. Киреевой, А.А. Крылова.

Саморазвитие играет определяющую роль в жизнедеятельности ребенка и является неотъемлемым атрибутом формирования его личности.

Уже с дошкольного образования содержание ФГОС опирается на развитие познавательной мотивации ребенка и проявление его способностей в различных видах деятельности. Согласно новым стандартам, главная задача педагогов − построить индивидуальный маршрут развития детей в соответствии с их потребностями, способностями и возможностями, что определяет готовность личности ребенка к саморазвитию [3].

Процесс саморазвития способствует проявлению индивидуальности ребенка, его возможностям, интересам к определенным видам творческой деятельности, способам самовыражения, проявляющихся в инициативности и самостоятельности.

Исходя из идеи индивидуализации образования, которая заложена в дополнительном образовании, в ребенке как личности формируется осознание самодостаточности, самоценности, которая и является движущей силой саморазвития ребенка.

Особенно ярко это проявляется в творчестве. Саморазвитие учащегося, как правило, сопровождается ожиданиями положительной оценки его работы. Справедливое оценивание успешности музыкальной деятельности значимым взрослым способствует формированию адекватной самооценки самоуважения и взаимоуважения.

Ничто так не способствует творческому саморазвитию ребенка, как общение, эмоциональная поддержка и живое взаимодействие с взрослым.

Личность развивается в процессе самореализации, а личность ребенка положительно изменяется в процессе творческого саморазвития, который способствует реализации потенциальных музыкальных способностей через музыкальную деятельность.

Одним из элементов творческого саморазвития ребенка можно назвать развитие музыкальных способностей, т.е. качественно-своеобразных элементов, способствующих успешному занятию музыкой.

Основной признак музыкальных способностей – музыкальность, которая подразумевает способность к переживанию музыки, как выражения определенного содержания. Также музыкальность предполагает тонкое, дифференцированное восприятие, слышание музыки [6].

Каждый вид творческих способностей предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, при проявлении музыкальных способностей на первый план могут выходить либо сенсомоторные (исполнительские) качества, либо эмоционально-экспрессивные (музыкальность).

Музыкальные способности могут проявиться в пяти видах музыкальной деятельности:

  • практический (на уровне моторных навыков и исполнительской техники);
  • познавательный (на уровне интерпретации музыкального произведения);
  • коммуникативный (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями);
  • духовно-ценностный (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта) [5].

Исследования показывают, что интенсивность обучения музыке сказывается не только на музыкальном, но и на общем уровне развития ребенка, в том числе и такого, который не обладает явными музыкальными способностями. Музыкальные дети способны быстро сосредотачиваться, они более внимательные, более выносливые, лучше координированы, более полно владеют речью. Можно наблюдать неразрывную связь развития способностей с развитием личности.

             Очевидно, что интенсивность интеллектуальной, эмоциональной и двигательной деятельности в развитии музыкальных способностей детей выше, чем у их сверстников.

Способные дети часто опережают в своем развитии сверстников. Они требуют индивидуального подхода, самостоятельно развиваются, погружаясь в работу с полной отдачей, и делая для себя открытия. Такой ребенок должен повышать уровень мотивации, развивая свои творческие (музыкальные) способности.

Музыкально способные дети способны интенсивно концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Иногда создается впечатление, что они слышат и чувствуют в музыке нечто такое, чего не могут выразить словами и испытать каким-либо иным образом.

             Музыкальные дети рано выделяются быстрым и прочным запоминанием музыки. У них рано проявляется способность подбирать мелодию и воспроизводить на инструменте всё слышимое.

             Сравнительно легко способные дети овладевают техникой игры на фортепиано, способностью фантазировать за инструментом, сочинять и записывать свои сочинения.  У таких детей наблюдается стремление делать то, что они считают нужным, не замечая общепринятых правил.

Музыкально способным детям необходима развивающая образовательная среда, в которой будут созданы благоприятные условия для саморазвития творческой личности ребенка и предоставлены условия для достижения успеха. Именно  дополнительное образование способно стать новым пространством, в котором дети развиваются творчески, интеллектуально, реализовывают свои личностные качества, демонстрируют те способности, которые часто остаются незамеченными в школе [7]. Современный подход к обучению в учреждениях дополнительного образования формирует у способных  детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы, нестандартно решать поставленные задачи.

В работе с такими детьми очень важна роль учителя. Он может использовать на музыкальных занятиях различные задания творческого характера, логические нестандартные задания. Использование новых образовательных технологий придают занятиям творческий, занимательный характер. К таким технологиям можно отнести игровые, коммуникативные, здоровьесберегающие технологии ТРИЗ [4].

Здоровьесберегающие технологии   включали в себя артикуляционную, дыхательную, координационную, пальчиковую гимнастики, что позволило не только развивать эмоционально-экспрессивные качества, но и исполнительские музыкальные способности.

В последнее время музыкальные педагоги все чаще используют технологию ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая способствует развитию творческой личности ребенка, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях действительности.

Технология ТРИЗ на музыкальных занятиях развивает музыкально-художественную деятельность дошкольника, погружая детей в музыкальное творчество.

Игровая технология − организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Процесс подготовки к игровой деятельности включает этапы отбора и разработки игр, включение детей в игровую деятельность, проведение самой игры и подведение итогов игровой деятельности.

Применение игровых технологий в комплексе с  личностно-ориентированными технологиями позволяет обеспечить эмоциональную включенность каждого ребенка в сюжетную линию и мотивирует его на  участие в игровом действии.

Музыкальные занятия включали такие элементы игровой технологии, как:

  • элементарное музицирование – использование такой формы работы, как создание шумового оркестра по методу К. Орфа. Данная форма работы включает в себя ритмическое сопровождение музыкального материала шумовыми простейшими инструментами. Это могут быть бубны, трещотки, коробочки, маракасы, треугольники;
  • слушание музыки и размышления о музыке. Для организации игровой деятельности необходимы наглядные пособия: карточки, лото, картинки, таблицы. Использование наглядных пособий закрепляет полученные теоретические и практические знания о музыке;
  • инсценировки песен, театрализованные музыкальные миниатюры, музыкальные сказки и мюзиклы.

Дополнительное музыкальное образование позволяет обучающимся включиться в различные виды творческой деятельности и способствовать развитию музыкально-творческого потенциала их личности.

Дополнительное музыкальное образование направлено на формирование музыкальной культуры как составной части общей культуры личности растущего человека.

Особую роль в этом процессе играет музыкальное творчество, сочетающее в себе коллективность опыта и индивидуальность исполнения, которое может стать продуктивным педагогическим средством творческого саморазвития личности растущего человека.

Творческое саморазвитие личности учащихся проходит  при интеграции видов музыкальной деятельности и искусств (вокальное и инструментальное исполнительство, ритмопластические этюды, концертная деятельность) [1].

Следует учитывать, что саморазвитие личности ребенка возможно только при условии выстраивания индивидуального маршрута, корректируемого в соответствии с результатами обучения и диагностики, а также особенностями взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса (педагогами, сверстниками, специалистами, родителями).

Были выделены общие компоненты творческих способностей:

− наличие способностей в конкретных видах эстетической деятельности (вокальное исполнительство, музицирование, актерское мастерство, хореографическое исполнительство, художественное слово);

− направленность интересов и склонностей, соответствующая имеющимся эстетическим способностям;

− высокий уровень развития мотивации творческой деятельности, ее комплексный и устойчивый характер;

− высокая активность в творческой деятельности;

− высокий уровень развития творческого потенциала личности ребенка.

Обеспечение возможности взаимодействия детей через организацию групповых форм работы. Это не только обогатит социально коммуникативный и социальный опыт каждого ребенка, но и поможет сформировать навыки партнерского общения с учетом уникальных, своеобразных инициатив каждого участника групповой работы.

В групповых формах работы детям предоставляется так называемое «пространство свободы», в котором саморазвитие каждого ребенка происходит через возможность самостоятельно действовать, выбирать, оценивать, проявлять лидерские качества, действовать уверенно, находить способы самовыражения в условиях ситуации взаимопомощи, подчинения требованиям творческой группы.

Одной из самых ярких форм групповой работы в области музыкальной деятельности является музыкальная сказка. В ней духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием.

Сказка является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Приобщение детей к музыкально-театральному творчеству дает уникальную возможность раскрыть и развить творческие качества, освобождает от закомплексованности, дает ощущение своей особенности. А также умение экспериментировать, свободно общаться со сверстниками и старшими товарищами, управлять эмоциями, самостоятельно принимать решения [2].

Таким образом, позитивная самореализация личности ребенка дошкольного возраста в условиях разнообразия дошкольного детства обеспечивается: позицией принятия и поддержки всеми субъектами образовательного процесса права ребенка на выбор предпочитаемой, интересной для него деятельности и способов ее осуществления, создающего основу для проявления активности, инициативности, самостоятельности и творчества.

 

References

1. Vasil'ev, M.A. Pedagogicheskie usloviya tvorcheskoy samorealizacii lichnosti v dopolnitel'nom obrazovanii: avtoref. dis.kand. ped. nauk: 13.00.01. Obschaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya/ Vasil'ev M.A. – Sankt-Peterburg: 2010. − 15 s.

2. Doronina, M.V. Osnovy razvitiya hudozhestvennoy odarennosti u detey doshkol'nogo vozrasta na zanyatiyah v muzykal'no-esteticheskoy studii/Doronina M.V.//Tot, kto samyy, samyy, samyy… Informacionno-metodicheskiy sbornik iz opyta raboty s odarennymi det'mi. − Kaluga. − 2017. − S.133−135.

3. Doronina, M.V. Samorealizaciya lichnosti doshkol'nika posredstvom tvorcheskih zanyatiy v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya / Doronina M.V.//Teoreticheskiy i nauchno-metodicheskiy zhurnal «Doshkol'nik. Teoriya i praktika vospitaniya i obucheniya». − 2020. − № 2. − S.15-20.

4. Pashkova, A.I. Samorazvitie odarennyh detey mladshego shkol'nogo vozrasta v novyh obrazovatel'nyh usloviyah / URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5609/

5. Rabochaya koncepciya odarennosti/ Bogoyavlenskaya D. B., Shadrikov V. D., Babaeva Yu. D., Brushlinskiy A. V., Druzhinin V. N., Il'yasov I. I., Kalish I. V., Leytes N. S., Matyushkin A. M., MelikPashaev A. A., Panov V. I., Ushakov V. D., Holodnaya M. A., Shumakova N. B., Yurkevich V. S., 2-e izd.,rassh. i pererab. – Moskva: 2003. − 34 s.

6. Teplov, B.M. Sposobnosti i odarennost' / B.M. Teplov. − Moskva: Pedagogika, 1985. − T. 1. − 328 s.

7. Shlat, N.Yu. Podderzhka raznoobraziya detstva kak faktor samorealizacii lichnosti rebenka doshkol'nogo vozrasta/ Shlat N.Yu.//Aktual'nye problemy samorealizacii lichnosti v sovremennom obschestve. −Pskov. − 2017.− S. 223-226.

Login or Create
* Forgot password?