THE INFLUENCE OF THE SITUATION OF SUCCESS IN TEACHING MATHEMATICS ON THE LEARNER'S ACTIVITY: STAGES AND METHODS OF CREATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the consequences of the formation of a successful situation in teaching schoolchildren on their activities. The concepts of success, success, the situation of success is analyzed. The signs of successful training are determined. The possibilities of the types of educational activities associated with the development of the personal-motivational component are studied to create a situation of success in teaching mathematics to schoolchildren. The influence of the student's experience of success on his subsequent educational activity was studied. Conclusions are made: the concept of "education" includes the concept of "achievement". The organization of a situation of success in the educational process goes through 3 stages: motivational, operational and effective. With the help of various technologies and methodological techniques, the teacher can model a positive attitude of students towards learning at all stages of the lesson and in extracurricular activities, leading them to the realization of their own success in learning, increasing the level of assimilation and the quality of knowledge in mathematics, thereby influencing the final result of learning.

Keywords:
education, situation, success, achievement, joy, mathematics, teacher, pupil, schoolchildren
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение. В исследованиях отмечено, что «целью воспитания и обучения является достижение высокого уровня нравственного, интеллектуального, культурного и физического развития и профессиональной компетентности членов общества» [1, с. 22]. Известные педагоги акцентируют, что достижение успеха – одна из важных и желаемых целей человека: «Только успех поддерживает интерес ученика к учению» [2], а также «Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться» [3]. Создание ситуации успеха на уроках влияет на настроение учеников, тем самым влияя и на результаты обучения, поэтому целью исследования мы определили изучение проблемы создания ситуации успеха с помощью разных приемов, положительно влияющих на успеваемость по математике.

Обсуждение. Наука психодидактика соединяет методологию обучения и психологические знания с целью развития психологических качеств учащихся, при этом: «содержание психодидактики уделяет основное внимание организации учебной деятельности учащихся, технологии усвоения, уточнения, закрепления знаний и использования их на практике» [4]. Понятия «успех», «успешность» и «ситуация успеха» различны. Так, ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех. Успех – результат подобной ситуации, связан с чувством радости, эмоционального подъёма, которые человек испытывает в результате удачного выполнения работы.

Успешность – это качественная характеристика результатов учебной деятельности конкретного ребёнка на протяжении некоторого времени. Ситуация успеха, как педагогическое понятие, − это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельной личности, так и всего коллектива [6].

В [5, 6] рассмотрены возможности создания педагогически оправданных ситуаций успеха в учебной деятельности школьников, способствующих развитию творческой личности. По мнению исследователей, успешной мы можем считать такую деятельность, при которой существует взаимосоответствие между следующими компонентами (табл. 1).

 

Таблица 1

Признаки успешного обучения

Взаимосоответствие между компонентами

Умения, характерные для успешного ученика

• намерениями и целевыми установками субъекта;

• представлениями субъекта о предполагаемых действиях;                                                                                             • реально совершаемыми действиями;

• результатом действий.

• правильно ориентироваться, оценивать обстановку;                                                                   • определять цель, планировать действие;

• действовать согласно плану;                        • рефлексивно отследить целостную деятельность.

Анкетирование учащихся в разных возрастных группах показало, что учителя начальных классов чаще хвалят своих учеников, но к 9-му году обучения похвалы учителя уменьшаются вдвое. К 5-му году обучения и далее некоторых учеников никогда не поощряют. Учителя старшеклассников не замечали достижений учеников в 5 раз чаще, чем учителя второклассников. При этом, похвала учителя остается важной, несмотря на возраст учащихся (рис. 1).

 

Таблица 2

Влияние и последствия ситуации успеха на деятельность ученика

Влияние ситуации успеха

Последствия создания ситуации успеха

• переживание успеха внушает уверенность в своих силах;

• появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы ещё раз пережить радость успеха;   

• создаёт ощущение внутреннего благополучия;

• происходит переоценка своих возможностей.

• успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к завышенной оценке своих возможностей;  

• за сильным переживанием какой-либо эмоции следует расслабление: если в этот период ребёнку предложить работу, то она будет выполнена менее успешно;

• ребёнка можно травмировать, если результат, значимый для него, не будет адекватно оценен другими;       

• постоянное обеспечение успешности учения может сформировать индифферентное отношение к учебе;      

• постоянное ожидание положительного результата может привести к отказу от действий в сложных ситуациях.

 

Организация ситуации успеха в образовательном процессе проходит 3 этапа (см. табл. 3).

 

Таблица 3

Этапы создания ситуации успеха

Содержание этапа

Условия успеха

Действия педагога

Мотивационный:

дается установка на предполагаемую деятельность

цель, выбранная учеником, совпадает с учебной задачей урока

• актуализирует эмоциональную память детей, испытавших успех;

• создаёт условия ожидания положительного результата для детей, не выполнявших подобные задания;

• нейтрализует память от эмоции неуспеха

Операционный: обеспечивает условия успешного выполнения задания

выбранное действие соответствует ожидаемому результату

•организационный контроль;

• содержательный контроль;

• интеллектуальное и эмоциональное стимулирование учащихся

Результативный: усиливает позитивное и корректирует негативное отношение

Осознание и анализ результата учащимся

организует деятельность, в ходе которой учащийся осознает и анализирует результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности.

 

Несоответствие цели обучения и действия может быть связано с тем, что ученик или не имеет внутренних средств для осуществления действия, или выбирает не то действие. Например, ребенок не знает правила, формулы, которые необходимо применить для решения. Ученик может понимать задание, но использует неверный способ выполнения.

Результативный этап ситуации успеха оказывается наиболее болезненным, так как итог учебной работы обычно сводится к отметке. Ученик ждет, что оценят не только итог обучения, но и его усилия в процессе деятельности. Поэтому учителю надо отмечать вслух или жестом каждый успех ученика, следуя заповеди: оценивай не личность, а деятельность.    Формированию положительного отношения к учебе способствуют технологии, ориентированные на ученика: «Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения (ЛОО) направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности» [7, с. 39], «Построение урока по технологии ЛОО способствует формированию и закреплению исследовательской, познавательных, коммуникативных компетенций, содействует созданию положительного настроя и позитивной я-концепции» [8, с. 87]. Создание ситуаций успеха можно осуществлять через использование эффектов, развивающих интерес к учёбе: новизны, разнообразия; игры и занимательности; увлекательности форм, метода изложения; парадоксальности; поиска. Следует отметить и роль интернет-ресурсов в формировании положительного отношения учащихся к участию в интеллектуальных соревнованиях [9]. Было выявлено, что применение дифференцированного подхода к обучению посредством геймификации заданий, используя возможности Интернет-сервисов Quizlet, Kahoot, Quizalize и других образовательных веб-квестов, также способствует обеспечению позитивного ученического опыта [10].

Варианты моделирования ситуаций успеха на уроках: «Анонсирование», «Даю шанс», «Исповедь», «Эмоциональное поглаживание», «Холодный душ» создают обстановку сотрудничества и психологическую установку на успех. Применяется занимательный материал; наглядность; использование средств ТСО, работу в парах и группах постоянного и сменного состава; нестандартные формы проведения урока: «К организации работы на уроках, где ученики в небольших группах участвуют совместно для достижения поставленной цели можно отнести применение метода проектов в обучении математике» [11]. Так, «Презентация результатов проекта проходит в форме публичной защиты, представления оригинального решения олимпиадной задачи. При защите учащиеся представляют полученный результат, не только развивая свои ораторские способности, но и получая навыки оценивания проекта» [12, с. 87].

На уроках математики в 5-9-х классах мы используем методические приемы создания ситуации успеха на разных этапах урока. Прием «Разминка» вовлекает в деятельность весь класс, даже детей-молчунов. Учащимся предлагается быстро, хором отвечать на вопросы и самостоятельно оценить себя в тетради «+» или «-». Вот примеры вопросов в 6-м классе по теме «Делимость чисел»: какое число является делителем любого числа? Делится ли 555 на 3? Назовите наименьшее простое число. Число 31 – простое? Сколько человек в 3-х квартетах? Можно ли количество цветов в спектре радуги разделить на 3 без остатка?

В 5-6-х классах одной из основных целей обучения является формирование прочных вычислительных навыков. Это достигается многократным повторением правил при решении однотипных упражнений, что приводит к потере интереса. Преодолеть утомление на этапе закрепления знаний поможет прием «Создание игровых ситуаций» («Игра с числами», «Расшифруй слово», «Восстанови цепочку»). Например, расположив значения числовых выражений в заданных примерах в порядке возрастания, ученик узнает название металла, обладающего свойствами горения (табл. 4).

 

Таблица 4

Задание «Игра с числами»

Буква

М

А

Г

Н

И

Й

Числовое выражение

3,087-2,84

2,174-1,9

5-4,573

1,5-1,028

0,72+0,004

0,35+0,392

 

В 7-м классе учащиеся часто допускают ошибки при переносе слагаемых и раскрытии скобок в решении уравнений. И на этапе актуализации знаний, используем прием «Лови ошибку!» (учитель намеренно допускает ошибку, которую должны исправить ученики), предлагая найти ошибки в решении уравнений.

В 8-м классе при объяснении нового материала по теме «Квадратные уравнения» используем прием «Удивляй!», вызывая интерес учащихся тем, что сразу, не решая, называем корни приведенных квадратных уравнений. Удивленные школьники тоже захотят научиться делать это быстро. Так можно подвести учеников к изучению теоремы Виета. Доказательства теорем по геометрии вызывают затруднения учащихся. Поэтому дается краткий готовый план, по которому они самостоятельно смогут доказать теорему. Например, предложим план доказательства теоремы о площади треугольника:                 

1. Выполнить дополнительное построение: до параллелограмма АСМВ.

2. Доказать равенство АВС = МСВ. Сделать вывод о равенстве их площадей.

3. Найти площадь АВС как половину площади параллелограмма АСМВ. Сделать вывод.

 

Выводы: успех связан с чувством радости, ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, сам успех – результат подобной ситуации.

Определение понятия «образование» включает в себя понятие «достижение». Создавая ситуацию успеха, необходимо последовательно проходить этапы ее создания. В зависимости от типа ситуации успеха, используются различные приемы их создания.

Ситуация успеха активизирует учебную деятельность, если происходит смена позиции учащегося, он становится творцом. Из субъекта обстоятельств ученик становится субъектом учебной деятельности, способного создать условия для успешной деятельности.

 

 

References

1. Mambetakunov E. Problemy integracii nauki i nauchnyh znaniy//Vestnik Kyrgyzskogo nacional'nogo universiteta imeni ZhusupaBalasagyna. − 2018. − № 1 (93). − S. 22-25.

2. Ushinskiy K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. − Moskva: Pedagogika, 1994.

3. Suhomlinskiy V.A. Serdce otdayu detyam. − Minsk: Narodnaya asveta, 1981. − 288 s.

4. Mambetakunov E. Ucheniko-orientirovannaya psihodidaktika // El agartuu. − 2016. − № 1-2. − S. 28−32.

5. Azarov Yu.P. Radost' uchit' i uchit'sya. − Moskva: Politizdat, 1989. – 333 s.

6. Belkin A.S. Situaciya uspeha. Kak ee sozdat'? − Moskva: «Prosveschenie», 1991. − 176 s.

7. Keldibekova A.O., Abdulaziz R.Z. Tehnologiya lichnostno-orientirovannogo obucheniya // Vestnik Oshskogo gosudarstvennogo universiteta. − 2016. − № 3-4. − S. 37-43.

8. Keldibekova A.O., Tokoeva D.T., Abdyllazhan U.A., Fazilov R.R. Postroenie lichnostno-orientirovannoy urochnoy i vneurochnoy deyatel'nosti - zalog effektivnosti sovremennogo obrazovaniya // Mir pedagogiki i psihologii. − 2019. − № 1 (30). − S. 76-88.

9. Keldibekova A.O., Zakirov I.U., Zhakypova Zh.A. Vliyanie internet-resursov na formirovanie pozitivnogo opyta uchastiya shkol'nikov v intellektual'nyh sorevnovaniyah//Mir pedagogiki i psihologii. − 2019. − № 1 (30). − S. 65-76.

10. Keldibekova A.O., Zakirov I.U., Fazilov R.R. Iz opyta raboty: upravlenie uspevaemost'yu uchenikov // Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. −2019. − № 7-1. − S. 47-52.

11. Abdrashitova D.I., Soloschenko M.Yu. Ispol'zovanie metoda proektov pri izuchenii uravneniy v osnovnoy shkole // Nauka i sovremennoe obschestvo: vzaimodeystvie i razvitie. − 2015. − №1 (2). − S. 45−47.

12. Keldibekova A.O. Formirovanie navykov proektnoy deyatel'nosti shkol'nikov pri podgotovke k matematicheskim olimpiadam // Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal. − 2018. − № 6-2 (72). − S. 86−90.

Login or Create
* Forgot password?