In modern conditions of young professionals’ preparation the transition to traditional disciplines teaching by the way of assimilation of information technologies and computer aided design systems is on the table. The concrete steps stated in this paper can serve as a basic point to creation of original technique related to descriptive geometry teaching and will be interesting for majority of experts in the area of geometrical and graphic disciplines and computer-aided design systems.
teaching method; descriptive geometry; computer-aided design system; geometrical and graphic disciplines; projection plane.
Необходимость перехода преподавания инженерной графики с выполнения графических работ ручным «карандашным» методом на путь, использующий CAD-технологии, уже не вызывает споров. Эта работа планомерно осуществляется [1]. Иначе дело обстоит с теоретической основой инженерной графики — начертательной геометрией. Между методикой преподавания двух этих ранее неразрывных дисциплин образовался ощутимый разрыв, который в ближайшее время необходимо ликвидировать.
По учебному плану студент выполняет три графических работы по начертательной геометрии. Общее название этих работ — эпюры. Так, например, целью эпюра № 2 является усвоение и решение метрических задач на тему преобразования эпюра способом замены плоскостей проекций и способом вращения.
Задачи решаются на комплексном чертеже пирамиды ABCS с вершиной в точке S. Для примера возьмем следующие значения координат точек пирамиды: А (10, 45, 40), В (80, 15, 60), С (65, 55, 15), S (50, 65, 65).
Можно выделить три части алгоритма создания комплексного чертежа пирамиды ABCS:
- создание плоскостей проекций,
- создание пирамиды и введение буквенных обозначений,
- создание и оформление ассоциативного чертежа.
Ниже приведена пошаговая методика выполнения названного алгоритма с использованием системы КОМПАС-3D:
1. Создание плоскостей проекций
Для адекватного отображения создаваемой 3D-модели на последующем ассоциативном чертеже устанавливаем «Изометрия XYZ» на панели Вид в поле Ориентация.
Создаем изображение плоскостей проекций V и H для 1-й четверти пространства (рис. 1).
Судя по системе координат XYZ в Изометрии, ось X в положительном направлении направлена вправо, а в начертательной геометрии — влево. Поэтому задаем размеры горизонтальной плоскости проекций Н на плоскости ZX эскиза:
1-я точка прямоугольника 0, 0, а 2-я точка -100, -80. Затем выдавливаем эскиз на высоту 0,001 мм.
1. Rukavishnikov V.A. Geometro-graficheskaya podgotovka inzhenera: rol' i mesto v sisteme obrazovaniya. Obrazovanie i nauka. — 2009. — № 5.
2. Mitrofanov E.N., Privalov I.I. Ispol'zovanie elementov distantsionnoy tekhnologii v ochnom obuchenii. Nauchno-metodicheskie problemy geometricheskogo modelirovaniya, komp'yuternoy i inzhenernoy grafiki v vysshem professional'nom obrazovanii: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii. — Penza: Privolzhskiy Dom znaniy, 2009. — S. 103—105.