PERSONAL AND PROFESSIONAL RELIABILITY IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL QUALITIES OF A SPECIALIST OF THE EMERCOM OF RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the structure of personal and professional reliability of specialists of EMERCOM of Russia, working in the conditions interfaced to risk for life. The analysis of factors influencing the professional and personal reliability of a specialist of the EMERCOM of Russia is given. The relevance of this research is due to the need to study various parameters of reliability of the EMERCOM of Russia specialist. The author shows that the personal and professional reliability of a specialist of the EMERCOM of Russia is a characteristic of personal characteristics and qualities that determine the stability of standard normative behavior in terms of personal reliability in professional activities. At the same time, another important parameter of personal and professional reliability is the moral qualities of the specialist, his spiritual and moral maturity. In modern conditions of performing professional duties, the problem of studying the personal and professional qualities of EMERCOM specialists in Russia is of particular importance. The author conducted a theoretical and methodological analysis of psychological and pedagogical literature on the topic. The results of research conducted with the EMERCOM of Russia specialists on the study of personal and professional qualities are presented. Theoretical and methodological analysis of the reliability problem shows that it is not considered as an independent task and is not established in the traditionally existing systems of selection( selection), training, and support of specialists.

Keywords:
EMERCOM of Russia employees; personal and professional reliability; personal qualities; psychology; research
Text

Актуальность. Интерес к надежности деятельности человека работающего в экстремальных и тяжелых условиях связывается с состоянием техносферы на современном этапе, а также с возрастанием мощных катаклизмов, как природного, так и социального характера. Появление новейших технологий, сложности с эксплуатацией технических комплексов переходят границы надежности, создавая экстремальные условия, такие как: аварии, пожары, включая природные катаклизмы и так далее. Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что одной из характеристик современного мира является возрастание масштабов и частоты появления экстремальных ситуаций, а также катастроф, куда можно отнести техногенные катастрофы, стихийные бедствия, вооруженные конфликты, пожары, боевые действия и так далее. Таким образом, личностно-профессиональная надежность специалиста МЧС (спасателя, пожарного, психолога, диспетчера и др.), является опорой, как для самого специалиста, так и для его коллег и руководства.

Проблема. Наша страна, периодически сталкивается с масштабными катастрофами техногенного характера, начиная с 1986 года. Авария на Чернобыльской АЭС, послужила началом научного изучения психологических особенностей спасателей. Поэтому, на сегодняшний момент достаточно остро стоит вопрос подготовки и отбора спасателей, развития профессионально важных качеств, а также в определении личностных характеристик, которые позволят определить нервно-психические и психосоматические расстройства, в связи с высоким стрессогенным характером деятельности. Одной из таких характеристик является надежность специалистов МЧС России.

Стихийные бедствия, как правило, непредсказуемые, так как обрушиваются неожиданно, создавая экстремальные условия. Деятельность человека в данных условиях сопряжена с опасностью для жизни, поэтому высока их психологическая цена, а также стоимость принимаемого решения и ответственность за выполнение порученного дела.

Как справедливо отмечает А.Г. Маклаков, «показатели состояния и уровень физического развития достаточно важны для прогнозирования успешности профессиональной деятельности человека. Существует довольно много профессий, на которые показатели здоровья накладывают определенные ограничения»[7].

Основная деятельность специалистов МЧС России происходит в условиях высокой вероятности воздействия на него непредсказуемых, неожиданных и опасных для здоровья и жизни факторов, таких как: низкий и высокой температуры, отправляющих веществ радиации, загазованности, замкнутого пространства, дефицита времени и так далее.

Помимо вышеуказанных факторов, специалисты МЧС России, в процессе работы, непосредственно взаимодействуют с пострадавшими, таким образом, они подвергаются влиянию еще одной особой группы.  Особая группа – это социально-психологические воздействия со стороны пострадавших, такие как стресс, паника, искалеченные люди, а порой и трупы. Деятельность в данных условиях предъявляет особые требования к личности специалиста МЧС России, говорим мы об отдельном сотруднике, либо спасательском отряде. В этих условиях, субъективный фактор деятельности изменяется, совершенствуется и адаптируется к экстремальным условиям.

Профессионализм специалиста МЧС России проявляется не только в знании оснащения и техники, но также и в понимании тактической стратегии всей профессиональной деятельности, в понимании и применении функционального и психологического состояния своего организма, которое дает возможности профессионально и адекватно проходить сложные ситуации в экстремальных условиях. Также не маловажным, для специалиста МЧС России является умение контролировать свою тревогу, переводя ее из дисфункционального, в защитное состояние. Таким образом, в современных условиях выполнения профессиональных обязанностей проблема изучения личностно-профессиональных качеств специалистов МЧС России приобретает особенное значение.

 

Личностно-профессиональная надежность специалиста и психологическая структура ее обеспечения. Анализ литературы показывает, что в современной психологии наблюдаются два основных направления к изучению надежности: в профессиональной деятельности (как профессиональное качество), а также, в межличностном взаимодействии (как личностное качество).

Многоплановость надежности обусловлена, с одной стороны, широтой самой проблематики, а с другой – многообразием исследовательских подходов, которые наиболее часто выстраиваются с позиции:

- духовно-нравственного подхода, когда надежность рассматривается как основное нравственное качество личности проявляемое, прежде всего в ситуациях жизненного выбора, как способность следовать моральным требованиям; этики профессии, как умение вести себя ответственно и справедливо (Веселова Е.К, Коваль Н.А., Комаров В.В., Стрижов Е.Ю.);

- определенного способа существования, жизнедеятельности человека, когда надежность исследуется в качестве ведущей ценности индивида и входит в систему ценностей индивида (Леонтьев Д.А., Слободчиков В.И.);

- аксиологического подхода, рассматривающего надежность как ценностное содержание сознания (Каган М.С., Федотова В.Г., Холостова Т.В.);

- деятельностного подхода, в котором надежность представлена как безошибочное выполнение человеком возложенных на него профессиональных обязанностей в течение требуемого времени и заданных условиях (Ломов Б.Ф., Небылицин В.Д.);

- психологической характеристики социального субъекта, когда надежность способствует высокой эффективности совместной деятельности (Сарычев С.В., Чернышев А.С.);

- гносеологического подхода, где надежность рассматривается, как осознание определенной роли при необходимости выполнять ее безотказно и своевременно в любых условиях (Круг В.М., Осадчук О.Л.).

Во всех перечисленных подходах связующим звеном выступает внутренний мир человека, определяющий конкретные особенности его поведения, деятельности, профессионального взаимодействия с другими [11].

Личностно-профессиональная надежность специалиста МЧС России – это характеристика личностных особенностей и качеств, которые определяют стабильность эталонного нормативного поведения по показателям личностной надежности в профессиональной деятельности. Ключевыми в развитии профессионально-личностной надежности являются три аспекта: характеристика поведения, нормативная воспроизводимость, нормативность.

В работах В.М. Крука, личностная надежность специалиста определяется как интегральное психологическое образование, которое «детерминирует динамическое соответствие его поведения, установленное нормами и требованиями профессии» [4]. Данная структура представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Структура обеспечения личностной надежности специалиста (по В.М. Крук)

Где: ТР 1, 2, N - ситуации тестирование реальности специалистом соответственно усвоенным нормам личностной надежности; О 1, О 2, О n - ситуации непрерывной оценки показателей личностной надежности специалиста соответственно установленным требованиям; - психологический механизм тестирования реальности; - механизм непрерывной оценки уполномоченными и окружающими лицами.

 

Таким образом, обеспечение личностной надежности специалиста возможно за счет проведения целостной системы мероприятий, направленных на оптимизацию личностно-профессионального поведения, в соответствии с требованиями и нормами данной профессии.

 

Морально-нравственная надежность специалиста МЧС России. Изучение морально-нравственной надежности специалиста, в том числе сотрудника силовых структур, отражено в работах Стрижова Е.Ю. [12]. Проведя множество исследований, Е.Ю. Стрижов делает вывод о том, что нравственно надежная личность ставит на первое место нормы морали, этики, совести и долга. Опираясь на эти понятия, надежный человек способен пересматривать свои цели, планы, оценивая степень их влияния на других людей (положительного или негативного). Таким образом, без нравственного компонента, рассматривать личностно-профессиональную надежность сотрудника МЧС невозможно.

Исследования, проведенные с сотрудниками МЧС России, показывают что «личностная надежность для большинства испытуемых представляется как уверенность в окружающих людях, своеобразная безопасность своей личности, а также связывали надежность с возможностью преодолевать сложности в условиях дефицита времени при выполнении трудных заданий» [9]. При этом, сотрудники возрасте старше 35 лет, указывают, что надежность представляется им важным свойством личности, которое отражается на поступках человека, как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности. Личностная надежность для большинства испытуемых этой группы представляется как уверенность в собственных силах, принципах, морали и отношении к людям.

В работах Е.К. Веселовой, посвященных психологической деонтологии – науке, изучающей этические аспекты деятельности психолога, моральная надежность в профессиональной деятельности тесно связана с этическим кодексом, следуя которому специалист остается надежным даже в трудных ситуациях. Таким образом, Е.К. Веселова определяет надежность как совокупность моральных качеств.

Личностно-профессиональная надежность находится в структуре личностных требований, которые предъявляются к специалисту МЧС России, поэтому изучение ее места в профессионально важных качествах особо актуально, как для теории, так и для практики психологической науки. Однако исследование психологической структуры надежности как базового профессионально-личностного качества у специалистов МЧС России не может быть произведено без анализа психологической деятельности спасателей, а также описания профессионально важных качеств.

На сегодняшний день психологические исследования деятельности специалистов МЧС России – это достаточно молодая сфера. В профильной литературе имеются работы, которые посвящены деятельности ликвидаторов последствий землетрясения в Армении, крушения поездов в Уфе, аварий на Чернобыльской АС. В этих работах обсуждаются психологические характеристики поведения потерпевших, а также состояния спасателей, как профессионалов, так и добровольцев, их поведения в экстремальных условиях.

Данные исследования основаны на трудах зарубежных и отечественных авторов, среди которых есть работы по изучению семантического поля понятия экстремальной ситуации, а также психологического состояния личности в условиях повышенного риска, значения и роли тревоги, стресса, психологической работы по преодолению данных состояний.

Существенный вклад в развитие представлений о психологии чрезвычайных ситуации внесли такие авторы, как Е.А. Головаха, Л.Г. Дикая, Л.А. Китаев-Смык, В.И. Лебедев, Ю.С. Шойгу и другие. Особое место в изучении деятельности в экстремальных условиях занимают труды, которые посвящены принятию решения в ситуации риска.

Данные исследования чрезвычайно важны для науки, так как затрагивают тему влияния действий сотрудника МЧС на развитие личностно-профессиональной надежности. Представителями данных исследований являются Н.Г. Кондратюк, В.И. Моросанова, С.В. Сарычев, Е.Ю. Стрижов, А.А. Тарасова, М.А. Циммерман, Ю.А. Шрейдер и другие.

Такие авторы, как Л.В. Фаустова, И.П. Волкова, Р.С. Немов уделяют внимание разработке профессионально значимых качеств личности, которые способствуют, либо препятствуют достижению результатов в деятельности в условиях повышенного риска. Специалист МЧС России, как профессионал, который, как правило, имеет определенную психологическую подготовку, способен реагировать на экстремальные условия, в первую очередь, эмоциональным состоянием тревоги, которое появляется у него в опасных ситуациях и может проявляться в ожидании неблагоприятного развития событий. Такая тревога предупреждает человека о наступлении возможной опасности.

Также тревога проявляется слабовыраженной связью с особым экстремальным фактором, она характеризуется тревогой направленной на сохранение оптимального функционирования организма. В то же время, осуществляется поддержка жизнедеятельности всего организма в условиях повышенных требований к адаптационной системе.

У специалиста на фоне состояния тревоги может формироваться адекватная форма ответа, то есть специфические реакции организма, которые направлены на устранение либо преодоление влияния экстремальных факторов, либо на решение профессиональной задачи. Экстремальные ситуации способны создавать такие условия, где специалисту важно принимать осмысленные профессиональные решения и брать на себя ответственность за свои действия и их последствия. Как правило, это неотработанные и нетрадиционные ситуации риска. В такой обстановке сотрудник руководствуется не только формальными правилами, но и создает новые, особенно в стрессовых ситуациях, когда формальные правила неэффективны.

Нормы и правила в данном случае интерпретируются в зависимости от определенной ситуации. Возможности профессиональной адаптации в экстремальной ситуации связываются, с одной стороны, с нормативным уровнем, с такими качествами личности которые достаточно устойчивы и складываются для осуществления профессиональной деятельности, а с другой стороны, профессиональным уровнем, который предполагает учет возможного преобразования данных качеств в динамике профессионального труда и обучения. Касательно области мотивов, сюда можно отнести чувство долга и установку на успех, а в профессиональной сфере – чувство пространства, ровное отношение в группе, чувство времени, реалистическое мышление, в экстремальных условиях – способность предвидеть, анализировать, готовность к риску.

Группа профессионально важных личностных качеств включает в себя смелость, активность, уверенность, самоконтроль, оптимизм. Индивидуальные качества – это устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, устойчивость к фрустрации и стрессу. Многие люди, деятельность которых осуществляется в экстремальных условиях, согласно мнению В.И. Лебедева [5], испытывают стенические эмоции, проявляя решительность, мужество и обладают способностью подавлять эмоции страха, готовы к действию и уверенны в себе. Также, была определена зависимость между направленностью личности на достижение успеха и избегание неудачи, а также готовностью к риску.

В исследовании Г.Д. Петровой [8] было определено две группы спасателей:

1) успешные, которые отличались смелостью, надежностью, целенаправленностью, склонностью к риску, рассудочным характером смелости;

2) неуспешные, для которых было характерно лихачество, непринужденность, коммуникабельность.

Успешные сотрудники обладают более высоким уровнем мотивации, а неуспешные склонны проявлять напряженную мотивацию достижения успеха. Влияние экстремальных условий труда, в первую очередь, распространяется на эмоциональную сферу сотрудников, поэтому оценить степень надежности, как адаптационной характеристики сотрудника можно через оценку уровня развития психологических характеристик, поскольку они являются наиболее значимыми для регулирования психической деятельности и адаптации. Чем выше уровень развития данных характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации, а также значительнее диапазон факторов внешней среды.

Адаптационные возможности личности зависят от психологических особенностей личности, которые определяют возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в различных условиях деятельности и жизни. Чем сильнее адаптационные способности личности, тем выше будет уровень нормального функционирования организма и эффективность деятельности в ситуации возрастания психогенных факторов среды.

Имеющиеся исследования позволяют определить психологические характеристики, которые лежат в основе базовых профессионально важных качеств сотрудников МЧС России, а именно:

- нервно-психическая устойчивость;

- толерантность к стрессу;

- самооценка личности;

- саморегуляция личности;

- адекватность восприятия условий деятельности и собственных возможностей;

- ощущение социальной поддержки, которое обуславливает чувство личностной значимости для окружающих людей;

- конфликтность личности; - социальные компетентности;

- морально-нравственные качеств личности;

- профессиональная подготовка.

- надежность.

Вышеперечисленные качества лежат в основе психологической структуры надежности специалистов МЧС России. Для того чтобы проанализировать ее структуру важно озвучить пути повышения надежности специалиста, которые были выделены Б.Ф. Ломовым [6]:

1. Самоконтроль и контроль собственных действий. Б.Ф. Ломов пишет, что: «В том случае, когда сотрудник имеет возможность контроля собственных действий, его способность работать на протяжении длительного времени с минимумом ошибок повышается».

2. Соблюдение режима труда, с учетом особенностей его работоспособности.

3. Сменность деятельности в ситуации непрерывного трудового процесса.

4. Подготовка, которая формирует регулировки работоспособности в зависимости от предъявляемых требований работы.

5. Смена способов деятельности, которая обеспечивает изменение нагрузки на разнообразные психические функции, уравновешивая накопление и расход рабочего потенциала, за счет чего стабилизируется показатель надежности работы.

6. Непрерывный контроль за состоянием личности.

В структуру надежности специалиста М.А. Котик [3] выносит:

- наличие полноценного психического образа профессиональной деятельности;

- отсутствие неадекватного психического состояния, которое искажает или разрушает систему субъективного отражения;

- состояние бессознательного.

Согласно данным исследования А.А. Благинина [1], в структуру личностно-профессиональной надежности спасателей входит:

Рис. 2. Структура личностно-профессиональной надежности по А.А. Благинину.

 

Л.Ф. Ипатова [2] выделила следующую структуру профессиональной надежности сотрудников, которая отображенная на рисунке 3.

Рис. 3. Структура профессиональной надежности и пути ее сохранения и развития (по Л.Ф. Ипатовой)

 

К числу квалификационными критериями оценки сформированности профессионально-личностной надежности в рамках профессионально важных качеств относят:

- физическая компетентность, живость ума и соразмерное требованиям обязанностей техническое мастерство;

- готовность ответственно и эффективно выполнять обязанности установленным образом, в изменяющихся, в том числе неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях;

- хорошая социальная регулируемость, эмоциональная устойчивость, личная целостность, адекватность суждений [4].

 

Рис. 4. Критерии надежности в структуре профессионально важных качеств личности сотрудника МЧС (по В.Ю. Рыбникову)

 

Таким образом, к группе основных критериев личностной надежности, соответственно практике их отнесения в проанализированных программах, относится отсутствие определяемых от обратного критериев ненадежности.

 

Выводы. Обобщая все вышеизложенное, мы можем сделать вывод, что исследование структуры личностно-профессиональной надежности специалистов позволяет определить ее, как интегральное когнитивно-произвольно-мотивационное психологическое образование, которое основано на симптомокомплексах психологического и физического благополучия, проявляющееся в динамике профессионально важных показателей уязвимости и нормативности поведения.

Личностно-профессиональная надежность специалиста МЧС России – это характеристика личностных особенностей и морально-нравственных качеств, которые определяют стабильность эталонного нормативного поведения по показателям личностной надежности в профессиональной деятельности.

Многие исследователи занимающиеся проблемами психологии надежности специалиста, отмечают, что важными аспектами в развитии профессионально-личностной надежности можно считать характеристики поведения, нормативную воспроизводимость и нормативность. При этом, еще одним, не менее важным параметром личностно-профессиональной надежности являются морально-нравственные качества специалиста, его духовно-нравственная зрелость, способствующие не только профессиональному, но, и, что не менее важно, личностному росту.

Теоретико-методологический анализ проблемы надежности свидетельствует о том, что она не рассматривается в качестве самостоятельной задачи и не устанавливается в традиционно существующих системах отбора (подбора), подготовки, сопровождения специалистов. Кроме того, поскольку это интегральное психическое образование, то оно не может быть однозначно установлено какой-либо одной-единственной процедурой. Поэтому предназначением личностно-профессиональной надежности может быть только непрерывный процесс достижения соответствия поведения специалиста предъявляемым, в интересах профессиональной деятельности, требованиям.

References

1. Blaginin A.A. Nadejnost’ professional’noi deyatel’nosti operatorov slojnih ergaticheskih system [Reliability of professional activity of operators of complex ergatic systems]. Saint Petersburg, Pushkin state university, 2006, 139 p.

2. Ipatova L.F. Social’no-psihologicheskoe obespechenie nadejnosti deyatel’nosti operativnogo personala energopredpriyatii: avtoreferat kand. psihol. nauk [Socio-psychological assurance of reliability of operational personnel of power enterprises: author's thesis. psychological science]. Yaroslavl, 2006. 24 p.

3. Kotik M.A. Psihologiya i bezopasnost’ [Psychology and safety]. Tallinn: Valgus, 1989. 447 p.

4. Kruk V.M. Psihologicheskoe obespechenie lichnostnoi nadejnosti specialist silovih struktur [Psychological maintenance of personal reliability of the specialist of power structures. Autoref. dis. doc]. Moscow: Institute of world civilizations, 2012. 45 p.

5. Lebedev V.I. Lichnost’ v ekstremal’nih usloviyah [Personality in extreme conditions]. Moscow: Politizdat, 1989, 303 p.

6. Lomov B.F.Metodologicheskie i teoreticheskie problem psihologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Moscow: Nauka, 1984. 444 p.

7. Maklakov A.G. Professional’nii psihologicheskii otbor personala. Teoriya i praktika [Professional psychological selection of personnel. Theory and practice]. Saint-Petersburg: Piter, 2008. 480 p.

8. Petrova G.D. Osobennosti jiznedeytel’nosti spasatelei v ekstremal’nih usloviyah [Features of life of rescuers in extreme conditions: autoref. dis. cand. sciences]. SPB., 2005. 22 p.

9. Rybnikov V.Yu. Psihologicheskoe prognozirovanie nadejnosti deyatel’nosti i peptidnaya regulyaciya sostoyaniya specialistov ekstremal’nogo profilya [Psychological forecasting of activity reliability and peptide regulation of the state of extreme profile specialists]. Saint-Petersburg: Saint-Petersburg University of the MVD of Russia, 2000. 205 p.

10. Savinkov S.N., Koval N.A. predstavleniya o lichnostnoi nadejnosti u sotrudnikov MCHS Rossii [Ideas about personal reliability of employees of the Ministry of emergency situations of Russia]. Psiholog [Psychologist]. 2019, no. 2. pp. 37-45 (In Russia)

11. Savinkov S.N. Problema izucheniya nadejnosti kak lichnostno-professional’nogo kachestva lichnosti v psihologicheskoi nauke [The problem of studying reliability as a personal and professional quality of personality in psychological science. Mir nauki. Pedagogika I psihologiya [World of sciences. Pedagogy and psychology]. 2019, V. 7. no. 2. Available at: https://mir-nauki.com/45PSMN219.html (Accessed 08 May 2020).

12. Strizhov E.Yu. Moral’nie i universal’nie cennosti v sisteme nravstvennoi nadejnosti lichnosti [Moral and universal values in the system of moral reliability of the individual]. Vestnik TGPU [Bulletin of TSPU]. 2009. no. 1. pp. 84-88 (In Russia)

13. Tarasova A.A. Psychodiagnostic support as part of providing professional reliability of specialists of EMERCOM of Russia. Grajdanskaya oborona na straje mira I bezopasnosti. Materiali III mejdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyachennoy Vsemirnomu dnyu grajdanskoy oboroni. V 3-h chastyah [Civil defense on peace and security. Materials of the III International scientific and practical conference dedicated to the world civil defense day. In 3 parts]. Moscow, 2019, pp. 59-64 (In Russia)


Login or Create
* Forgot password?