Sankt-Peterburg, Russian Federation
employee
St. Petersburg, St. Petersburg, Russian Federation
UDK 15 Психология
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
The article studies police officers' perceptions of other people, analyzes the change in these perceptions during adaptation to service during on the period of training for the profession of "Policeman". The article described the influence of perceptions of social space on adaptation in officers first hired into the internal affairs service. In addition, the influence of this perception on the prospects of service in the police was studied. The method of collecting information was a standardized self-report, studying the qualities and properties of the representation of the social space. The study involved 219 police officers. As a result, it was found that at the beginning of professional training employees who plan to continue their service in police are characterized by a wider range of social interaction, which remains throughout the training. These employees feel support from different social groups. Employees who are not motivated to continue their professional activities in police have no changes in the representation of the properties of social interaction, but by the end of training there is an increase in the quality of interaction, consisting in the manifestation of a more responsible attitude to the close social environment. These employees perceive the social space as impeding and hindering further professional development. The analysis of qualities and properties of employees' social space in the future can contribute to the improvement of psychological work on adaptation of employees to the conditions of educational and service activity during the period of professional training.
social space, vocational training, employees of internal affairs bodies, adaptation to professional activities, social interaction
Актуальность
Актуальность исследования процесса психологической адаптации сотрудников органов внутренних дел обусловлена важностью отбора на службу наиболее приспособленных к различным сторонам служебной деятельности кандидатов. Кроме того, неэффективная адаптация, выражающаяся в раннем увольнении сотрудников из органов внутренних дел, влечет за собой экономические и временные затраты на организацию дополнительного отбора и обучения замещающих их кадров. Поэтому определение факторов, влияющих на процесс адаптации, а также диагностических индикаторов, характеризующих успешность адаптации, является экономически и социально значимой задачей.
Традиционно, успешность адаптации к службе в органах внутренних дел рассматривается в контексте интрапсихических факторов. Внимание исследователей уделяется достаточной нервно-психической устойчивости будущих сотрудников [14], их регулятивным способностям [8] и мотивации к службе [7]. В сравнении с ними, значение субъективного мнения о себе и окружающих, изменяющегося в процессе адаптации к профессиональной деятельности, не получила подобного внимания. Данная статья стремится восполнить этот пробел, поскольку посвящена исследованию субъективных представлений сотрудников, формируемых на этапе первичного профессионального обучения [4]. На основании выполненного анализа, традиционные представления об адаптации к службе в органах внутренних дел дополняются областью субъективных представлений, возникающих у сотрудников относительно взаимоотношений с окружающими.
Идеей исследования выступает предположение о существовании отношений между субъективным представлением сотрудника о социальном пространстве (образе мира) и процессом адаптации к служебной деятельности. Предметом проводимого исследования выступает изменение представления о социальном пространстве (ментальной репрезентации себя, других людей и общества в целом) возникающее в процессе первоначальной профессиональной подготовки. Изучая трансформацию картины мира, происходящую у сотрудников органов внутренних дел в период обучения по профессии «Полицейский», нами делаются выводы о специфических новообразованиях, указывающих на адаптацию к служебной деятельности.
Проверка высказанных идей и предположений осуществляется посредством эмпирического исследования, организованного с группой сотрудников, проходящих профессиональное обучение. Полученные результаты показывают каким образом представление о социальном пространстве соотносится с адаптацией к службе, а также как данное представление изменяется у сотрудников, с разными взглядами относительно своих перспектив прохождения службы в органах внутренних дел.
Проблема
Представление личности об окружающем мире рассматривается психологической наукой в качестве ключевого образования, регулирующего отношение к себе, другим людям и обществу. Изучению образа (картины) мира личности были посвящены исследования многих отечественных и зарубежных ученых. В российской социальной психологии сложилось самостоятельное научное направление, рассматривающее вопросы конструирования личностью представления о мире и своем месте в нем (Г. М. Андреева [2], Н. И. Леонов [12], С. К. Нартова-Бочавер [13]).
В русле данного направления рассматриваются образования, формируемые отражением личностью определенных аспектов реальности. К их числу относится и представление личности о системе социального взаимодействия. Это представление обобщает опыт отношений с другими людьми, фиксирует их актуальное состояние, а также моделирует взаимодействие с ними. Представление репрезентирует личности социальное пространство, в виде совокупности людей и отношений с ними, упорядоченных по различным критериям взаимодействия.
Характеризуя представление функционально, можно полагать его сложным образованием самосознания, выполняющим аттрибутирующие функции и участвующим в регуляции социального поведения, взаимодействии личности с окружающими людьми, группами и обществом в целом [9]. Атрибутивная направленность представления заключается в приписывании социальному пространству определенных свойств и качеств, упорядочивания картины мира. Представление отражает прогностическую, предполагающую функцию сознания и используется личностью для планирования и регуляции своей деятельности. Представление участвует в антиципации картины будущего, характеризуя условия, в которых будет действовать личность. Представление о социальном пространстве изучается нами под этим углом зрения и нацелено на раскрытие роли представления в профессиональной деятельности.
В отечественных психологических теориях профессионального становления (Е. А. Климов, И. С. Кон, А. К. Маркова и др.), неоднократно отмечалось, что развитие сопровождается последовательными и необратимыми изменениями представлений субъекта. Подчеркивалось, что деятельность формирует отношение субъекта труда к самому себе и обществу (Е. А. Климов) [10]. Показывалось, что отношение личности к результату труда влияет на самооценку и оценку окружающих людей (А. В. Петровский) [15]. Предположение о том, что восприятие субъектом окружающей действительности опосредовано профессиональной деятельностью неоднократно концептуализировалось.
Обусловленное профессией представление об обществе рассматривалось частью «картины мира» (Р. А. Абитов) [1], «ментального пространства» (О. В. Клочко) [11], «образа мира» специалиста (В. П. Серкин) [16], «профессиональной ментальности» (И. С. Якиманская). Оценивалось и негативное влияние профессиональной деятельности на представления субъекта (Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк). Деструктивные искажения представлений о людях и обществе исследовались у представителей различных профессий, в том числе и сотрудников органов внутренних дел (С. П. Безносов) [3].
В данных исследованиях профессиональной деятельности отдается ведущая роль в формировании представлений субъекта. Вместе с тем, ее влияние не следует считать абсолютным. Вместе с ней и наряду с ней, субъект реализует иные деятельности, следуя своему месту и роли в социальных отношениях. Поэтому отношения между представлением о социальном мире и профессиональной деятельностью могут описываться разными вариантами взаимовлияния - от поглощения одного другим до полной независимости друг от друга.
Изменение представлений о социальном взаимодействии различается в зависимости от стадии профессионального развития. На ранних стадиях (адепта, адаптанта) типичным является влияние деятельности на изменение представлений субъекта. На поздних стадиях (мастерства, авторитета) содержание деятельности изменяется под влиянием опыта и индивидуальных свойств. Можно предполагать, что на этапе адаптации изменения представления о социальном пространстве под влиянием новой социальной роли будут наиболее заметны.
С целью проверки этих идей, нами проведено эмпирическое исследование процесса адаптации сотрудников органов внутренних дел на этапе профессионального обучения - получения профессии «Полицейский». Представление о социальном пространстве рассматривается в двух аспектах.
Во-первых, в качестве индикатора изменений в самосознании субъекта, происходящих под влиянием деятельности. Эта линия исследований является традиционной для теорий профессионального становления и социально-средовых исследований образовательной среды [5]. Изменения представления должны свидетельствовать о трансформации образа мира вследствие освоения новой социальной роли – полицейского.
Во-вторых, содержание представления о социальном пространстве рассматривается нами в качестве индикатора адаптации. Расширение его границ оценивается в качестве указателя на адаптацию к роли сотрудника полиции. Сужение границ – о трудности в адаптации, наличии противоречий между имеющимися представлениями и профессиональной деятельностью.
Эмпирической проверке этих предположений и посвящено исследование. Его организации, результатам и выводам посвящены соответствующие структурные элементы статьи.
Методика исследования
Цель: эмпирическое исследование роли представления о социальном пространстве на психологическую адаптацию к службе в ОВД.
Гипотеза: адаптация к службе сопровождается трансформацией субъективных представлений сотрудников, проходящих первоначальную подготовку в части:
а) свойств социального пространства (чувствительности, поддержке) и
б) изменений в качестве социального взаимодействия (ответственности сотрудников за взаимодействие с окружающими).
Процедура исследования. Проведено два исследования.
А) Исследование изменений в представлении о социальном пространстве в период обучения. Проведен сбор и анализ представлений о социальном пространстве в начале и завершении периода обучения.
Обследование проводилось с группой сотрудников, проходящих профессиональное обучение на базе Санкт-Петербургского университета МВД России. Проведено два обследования – в начале обучения в период 17 июня 2019 года, в конце обучения 02 ноября 2019 года. Сбор материала осуществлялась индивидуальным заполнением персональных бланков анкет. В первом измерении приняло участие 238 человек из них 147 мужчин, 91 женщина. Во втором измерении участвовало 219. Выбыло из исследования 19 человек.
Б) Исследование представлений о перспективах службы в пост-учебный период. Проведена оценка перспектив служебной деятельности после полугода после завершения обучения.
Сбор материала осуществлялся посредством телефонного опроса. Обследуемым задавались вопросы, направленные на установление факта продолжения службы в органах внутренних дел и оценке перспектив дальнейшего карьерного роста, их удовлетворенности деятельностью и возможности увольнения. Всего обследовано 219 человек.
Полученные в ходе телефонного общения данные сопоставлены с ранее измеренными характеристиками представления о социальном пространстве методами статистической оценки.
Методы. Метод сбора информации – стандартизированный самоотчет, оценивающий две характеристики представления о социальном пространстве: свойств и качества.
Субъективное оценивание взаимодействия. Применялся метод самоотчета, реализованный в виде анкеты, включающей шесть закрытых вопросов, снабженных семибальной шкалой интервалов (от -3 до +3), позволяющей оценить три характеристики взаимодействия.
1) Свойства взаимодействия изучались через анализ отношения окружающих к субъекту. Оценивалась восприимчивость, поддержка и признание окружающими (3 утверждения: «Чувствительны ли окружающие Вас люди», «Поддерживают ли Вас окружающие люди», «Признают ли Вас окружающие люди»?). Оценка согласованности пунктов показала удовлетворительные результаты (Кронбах α =0,88, межпункт.корр.=0,79), поэтому утверждения были обобщены в единый показатель «Свойства взаимодействия», отражающего восприятие личностью возможностей и ресурсов, предоставляемых взаимодействием с окружающими людьми. Параметры распределения рассчитаны с учетом стандартизации (Mz=0,62, SDz=2,27 распределение нормальное Shapiro-Wilk p<0,001).
2) Качества, выражаемые во взаимодействии, изучались через оценку отношения к окружающим (3 утверждения, интервальная шкала: «Ответственны ли Вы за взаимодействие с окружающими людьми?», «Честны ли Ваши отношения с окружающими людьми?», «Справедливы ли Ваши отношения с окружающими людьми?»). Согласованность утверждений удовлетворительна (Кронбах α =,72, межпункт.корр.=0,55), что позволяет рассматривать данные утверждения в виде единого показателя. Он характеризует моральный аспект отношений субъекта с окружающими людьми – их равенство и взаимность. Параметры обобщенного показателя также рассчитаны с учетом стандартизации (Mz=0,67, SDz=2,31, распределение нормальное Shapiro-Wilk p<0,001).
Анализ показал, что в целом все утверждения обладают высокой степенью согласованности (Кронбах α=0,88 и значимо коррелируют друг с другом, p<0,01), что говорит об их внутренней связности и непротиворечивости, т.е. применимости к оценке субъективных представлений и относимости к области социального взаимодействия.
Методы анализа данных. Для оценки различия показателей социального пространства, а также определения эффектов их влияния на восприятие перспективы службы применялся непараметрический аналог H-критерия Краскела-Уоллиса. Эффекты «сдвига» изучались критерием Фридмана, согласованность оценок определялась критерием конкордации Кендалла.
Переменные исследования. В исследовании используются три переменные, полученные путем анкетирования:
1. Представление о свойствах взаимодействия с социальным пространством – «Свойства социального пространства»;
2. Представление о качествах, выражаемых во взаимодействии с социальным пространством – «Качества социального пространства»;
3. Представление о перспективах службы – «Перспективы службы».
Выборка. Характеристика выборки по полу, возрасту, образованию.
Выборка представлена 238 сотрудниками, из них 147 мужчин, что составляет 61,8 %, 91 женщина (38,2%). Средний возраст составляет 25,8 лет. 44,1% сотрудников имеют высшее образование, 7,6% - незаконченное высшее образование, 31,5% - среднее специальное образование, 16,8% - среднее полное образование.
Результаты исследования и их обсуждение
Изложение результатов проводится в соответствии с двумя исследовательскими гипотезами об изменении представлений о свойствах и качестве социального пространства под влиянием профессионального обучения. Рассмотрим их последовательно.
1. Изменения представления в процессе профессионального обучения – подготовки по профессии «Полицейский».
Изучение представлений осуществлялось фиксацией «эффекта сдвига» - различий в представлениях о социальном пространстве за период обучения. Оценка сдвига изучалась посредством сопоставления результатов измерения представлений о социальном пространстве в начале периода обучения и по его окончанию. Эффект определялся посредством коэффициента ковариации Фридмана. Полученный результат статистически значим для показателя «Свойства взаимодействия с социальным пространством» (ANOVA Chi Sqr. (N = 219, df = 1) = 10,9; p =0,001, коэф. Фридмана=0,05, аver. rank r =0,04). Есть основания полагать, что первоначальное профессиональное обучение оказывает влияние на представления сотрудников относительно свойств взаимодействия с социальным пространством. Эффект сдвига положительный и выражается в увеличении позитивной оценки социального пространства к завершению обучения. В терминах социального пространства, к концу обучения у сотрудников расширяется область лиц и социальных групп поддержку которых они ожидают, на чье соучастие и помощь рассчитывают.
Затем нами была проведена оценка различий в представлении о социальном пространстве между двумя уровнями показателя «Перспективы службы» - «Отсутствие перспектив службы» и «Наличие перспектив службы» (представлены на рис 1., F (1, 122)=3,87, p=0,05) (рисунок 1).
Можно видеть, что у сотрудников, негативно оценивающих перспективы службы, представление о свойствах взаимодействия не изменилось за время обучения. Их коллеги, мотивированные к службе в органах внутренних дел напротив, после обучения выше оценивают свойства социального взаимодействия.
По-видимому, прохождение первоначальной подготовки изменяет представление о социальном пространстве у той категории слушателей, которые в дальнейшем планируют проходить службу в органах внутренних дел. В их восприятии, поддерживающее социальное пространство расширяется, они полагают, что большее количество людей может помочь им. Категория лиц, не планирующих продолжение службы, не изменяет своих представлений о помогающей им части социального окружения.
Рисунок 1 - Различия в представлении свойств социального пространства у сотрудников в период первоначального профессионального обучения, в зависимости от мотивации к прохождению службы
В целом, можно видеть, что в ходе прохождения профессионального обучения представление сотрудников о поддерживающей и помогающей им части социального окружения претерпевает изменения. Трансформация выражается в расширении представлений о социальном пространстве, расширении области возможностей социального взаимодействия у сотрудников, принявших решение о продолжении службы в органах внутренних дел.
Оценка качества взаимодействия с социальным пространством у сотрудников в начале и по завершению обучения изменились (представлены на рис 2., F(1, 132)=5,03; p=0,02) (рисунок 2).
Выявленный эффект статистически значим только у сотрудников, не видящих перспективы службы. Его значение в усилении качества взаимодействия сотрудников этой группы с социальным окружением. К завершению профессионального обучения расширилась область социального пространства, по отношению к которой они проявляли себя ответственно, считали необходимым оберегать и заботится. Для сотрудников, рассматривающих перспективы службы, изменений не произошло.
Исходя из полученных результатов, можно заключить, что первоначальное профессиональное обучение оказывает сложное, неоднородное влияние на сотрудников. В ходе обучения взгляды на социальное окружение и отношение к нему у сотрудников претерпевают изменения.
Рисунок 2 - Различия в атрибуции качества взаимодействия у сотрудников, различающихся перспективами службы в органах внутренних дел
2. Влияние представления на восприятие перспектив службы.
Результаты показывают, что представления сотрудников органов внутренних дел о социальном пространстве сопряжены с представлениями о перспективах службы частично, только в отношении атрибуции свойств социального пространства (Kruskal-Wallis test: H (3, N=219) =6,34 p =0,002) (рисунок 3). Анализ содержания ответов позволяет заключить, что области позитивного социального пространства различаются в группах сотрудниках, продолжающих службу и стремящихся к увольнению.
Сотрудники, видящие перспективы службы, представляют свое пространство поддержки, чувствительности и заботы в завершении учебы. По их мнению, поддерживающее социальное пространство включает несколько разных по составу социальных групп, а нередко и все общество. Сотрудники, не видящие перспективы службы и размышляющие об увольнении, полагают, что поддержку и заботу они получают из пространства небольшой размерности – ближайшего социального окружения, включающего родственников, нескольких друзей и десятка знакомых. Эти результаты показывают, что представления об отношении окружающих в какой-то мере сопряжено с перспективами службы. Конечно, его роль вряд ли следует оценивать в качестве детерминанты, ведь оценка зафиксированного нами статистического эффекта – средняя. Но исходя из результатов, социальное самочувствие следует отнести к числу факторов, влияющих на профессиональную деятельность.
Рисунок 3 - Соотношение перспектив прохождения службы с показателем представления о свойствах взаимодействия с социальным пространством
Влияние показателя «Качество взаимодействия с социальным пространством» на показатель «Перспективы службы» статистически незначимо. Психологический смысл результата в том, что отношение сотрудника к окружающим людям не связано с мотивами служебной деятельности. Объяснение этому видится в различии представлений о роли сотрудника полиции и представлении о личности. Роль полицейского предполагает объективное и беспристрастное отношение к окружающим, основанное на неотступном следовании нормам закона. Соответственно, в представлении о взаимодействии с другими людьми, индивидуальная модель поведения сотрудника не связывается с ролевой моделью поведения, а его личное отношение – со служебным. Подобные ролевые диссоциации уже отмечались в исследованиях профессиональной идентичности (например, в концепциях «конфликта идентичности», «выпуклой идентичности» и пр.). Кроме того, как отмечает Д. В. Деккерт, эти противоречия нередко выражают несоответствие личных ценностных ориентаций будущих сотрудников органов внутренних дел требованиям профессиональной деятельности [6].
Подводя итоги, опишем теоретические, методические и практические перспективы их применения.
Теоретические перспективы видятся нам в поддержке положений субъектно-деятельностного подхода в психологии, развиваемого отечественными исследователями. Полученные эмпирические свидетельства закрепляют теоретические взгляды относительно субъективной картины мира, уточняют влияние убеждений о взаимодействии с социальным окружением на профессиональную направленность.
Методические перспективы на наш взгляд заключаются в использовании исследовательского конструкта представления для диагностики представлений обучающихся по образовательным программам профессиональной подготовки в целях прогнозирования успешности социально-психологической адаптации.
Перспективы практического применения находятся на пересечении теоретических и методических перспектив. Исследование представлений о социальном пространстве может быть полезным для организации психологической работы с кандидатами на службу, а также сотрудниками органов внутренних дел в целях адаптации к условиям профессиональной деятельности.
Выводы
Целью исследования выступало развитие научных знаний о влиянии представлений личности о социальном пространстве на адаптацию к деятельности сотрудника органа внутренних дел. Результаты свидетельствуют об изменении представления о социальном пространстве у сотрудников, обусловленных, как мы полагаем, прохождением первоначального профессионального обучения. Данные изменения сложным образом соотносятся с отношением к будущей службе, и, по-видимому, могут характеризовать готовность продолжать службу в органах внутренних дел. Конкретным результатом исследования выступил факт сопряжения представлений о социальном пространстве с мотивацией к дальнейшему прохождению службы.
Сотрудники, желающие проходить службу в органах внутренних дел, воспринимали социальное пространство позитивно, считая его помогающим, развивающим и поддерживающим. Сотрудники, не видящие перспективы службы, считали социально пространство мешающим и затрудняющим. С учетом этих результатов, мы можем высказать гипотезу о прогностическом эффекте представления о социальном пространстве для оценки перспектив социальной адаптации к условиям службы.
Результаты не позволяют высказать предположение о характере отношений между изучаемыми параметрами. Поэтому, допуская влияние профессионального обучения на формирование представления о социальном пространстве, следует поставить вопросы о характеристиках. В частности, динамике влияния (постепенной или кардинальной), степени воздействия (изменении стиля поведения либо ценностей и смыслов), затрагиваемой области представления (например, мнения о себе, других людях, обществе).
Неясна и направленность изменений – односторонняя, предполагающая изменение в представлении о мире под влиянием осваиваемой профессии, либо двусторонняя, предполагающая изменение профессиональной роли под влиянием субъективных представлений о социальном пространстве. Дальнейшие исследования в этом направлении нацелены на расширение и уточнение роли представления о социальном пространстве на характеристики адаптации к службе в органах внутренних дел.
1. Abitov I. R. Features of the picture of the world and the readiness of medical students for civic behavior / I.R. Abitov, G.I. Kashapova // Lichnost' professionala v sovremennom mire [The personality of a professional in the modern world]. Kollektivnaya monografiya / Otv. red. L.G. Dikaya, A.L. Zhuravlev. – Moscow, «Institut psikhologii RAN» Publ., 2013. 944 p.
2. Andreeva G.M. Psikhologiya sotsial'nogo poznaniya. – Moscow, Aspekt Press Publ., 2005. 303 p.
3. Beznosov S. P. Professional'naya deformatsiya lichnosti [Professional personality deformation]: monografiya / S. P. Beznosov. – Saint-Petersburg, Rech' Publ., 2004. 271 p.
4. Dekkert D. V. Specificity of the educational environment of organizations of additional professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific support of the personnel development system]. — Chelyabinsk, 2012, no. 1 (38), pp. 64–75. (in Russian)
5. Dekkert D. V. Formirovanie professional'no-deontologicheskoi kul'tury sotrudnikov GPS MChS Rossii v organizatsii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Formation of professional and deontological culture of employees of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia in the organization of additional professional education]: monografiya / D. V. Dekkert. – Chelyabinsk, Tsitsero Publ., 2016. 135 p.
6. Dekkert D. V. Value orientations of students studying in organizations of additional professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia: theoretical aspect // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia]. — Ekaterinburg, 2017, no. 9, pp. 72–78. (in Russian)
7. Dubnyakova A. I. Analysis of activity and motivation as factors of professional development of police officers // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.]. 2008, no. 2 (38), pp. 200-204. (in Russian)
8. Zhidkova O. A. Development of the abilities for emotional-volitional self-regulation of police officers at the initial stage of vocational training // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh [Psychopedagogy in law enforcement]. 2020, vol. 25, no. 1(80). pp. 32–36. (in Russian) DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-11005
9. Zlokazov K. V., Leonov N. I. Subjective image of social space: elements, center and metrics // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika [Bulletin of the Kostroma State University. Ser .: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics]. 2019. № 3. pp. 45-50. (in Russian)
10. Klimov E. A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]: E.A. Klimov. - Rostov n/D, Feniks Publ., 1996. 509 p.
11. Klochko V. E. The mental space of a personality as a subject of professional and psychological comprehension // Lichnost' v paradigmakh i metaforakh: mental'nost' – kommunikatsiya – tolerantnost' [Personality in paradigms and metaphors: mentality - communication - tolerance] / Pod red. V.I. Kabrina. – Tomsk, TGU Publ., 2002. 262 p.
12. Leonov N. I., Glavatskikh M. M. Psikhologiya sotsial'nogo mira [Psychology of the social world]. – Izhevsk: ERGO Publ., 2006. 131 p.
13. Nartova-Bochaver S. K. «Psychological space of personality» and its heuristic capabilities // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2002. № 1. pp. 35–41. (in Russian)
14. Porshukov A. S. Personal characteristics of employees of internal affairs bodies appointed to the position of head // Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal [National Psychological Journal]. 2020, no. 1(37), pp. 107–114. (in Russian) doi: 10.11621/npj.2020.0110
15. Psikhologiya razvivayushcheisya lichnosti [Developing personality psychology] / pod red. A. V. Petrovskogo. - Moscow, Pedagogika Publ., 1987. 238 p.
16. Serkin V. P. Professional specifics of the world image and lifestyle // Psikhologicheskii zhurnal [Psychological journal]. 2012, vol. 33, no. 4, pp. 78–90. (in Russian)
17. Fedotov S. N. The problem of psychological stability of police officers / S.N. Fedotov, N.A. Babkina // Chelovecheskii faktor: problemy psikhologii i ergonomiki [Human factor: problems of psychology and ergonomics]. 2006, no. 3 (36), pp. 31-32. (in Russian)