graduate student
The article examines the ontology of sex in radical feminism (based on the works of Valerie Solanas). It shows how V. Solanas understands the nature of the sexes, and indicates the relationships between it in her worldview. The definition of sex proposed by an American radical feminist is described. The reasons for this determination are noted, and the disadvantages of this proposal are revealed. The conclusion is made about the Solanas’s ontology of sex, which is pejorative in relation to the male population and has extremist tendencies.
Valerie Solanas, radical feminism, ontology of sex, SCUM, gender relations, sex determination, anti-capitalism, anti-patriarchy
Феминизм сегодня − крайне популярная система взглядов среди различных гендеров. Радикальный же феминизм куда менее привлекателен для людей, хотя имеет и своих последователей, что связано с: 1) существованием ущемления прав женщин при капитализме; 2) наличием преобладающих патриархальных отношений в обществе; 3) присутствием физического и психологического насилия мужчин над женщинами; 4) желанием поскорее «снести» капитализм, а с ним вместе и патриархат. Таким образом, актуальность феминизма, в общем, и радикального феминизма, в частности, явно видна невооруженным взглядом.
В текущей статье поставлена следующая цель − выяснить насколько адекватно выстроена онтология пола в радикальном феминизме (на примере текстов Валери Соланас).
Новизна данной статьи заключается в том, что в ней впервые рассматривается настоящая проблема, поставленная в этом небольшом исследовании.
Существование двух полов (мужского и женского) американская феминистка полагает ошибкой природы. Валери Соланас считает, что лучший мужчина − это недоделанная женщина [1, c. 77]. Так, например, трансвеститы и гомосексуалы стремятся стать женщинами, по мнению Соланас, и это прекрасно, ибо количество мужчин, тем самым, уменьшается. Согласно Соланас, мужчины глупее женщин, и по умственному развитию остаются все время на уровне маленьких мальчиков [1, c. 66]. Они все время одержимы сексом и сводят все к нему. Мужчины обожают, чтобы женщины им во всем подчинялись. Всем известно, что мужчины гораздо больше уважают женщин, если те легко соглашаются с ними [Цит. по: 1, c.58].
У мужчин, по Соланас, нет внутренней индивидуальности, они между собой различаются лишь манерой защиты от собственной пассивности и желания быть женщиной [1, c. 125-126]. Функционально мужчина только производит сперму, в то время как женщины гораздо более разнообразны в этом плане, их главная функция − «творить волшебный мир» [1, c. 126].
Стоит отметить, что для американской радикальной феминистки есть только один пол − женский, все остальные − недоженщины − лишь стремятся стать в той или иной мере женщинами (гомосексуалы, трансвеститы, трансгендеры, даже мужчины (неосознанно)). Соланас рекомендует устроить детерминацию пола, чтобы окончательно закончить войну полов. Она хочет оставить только женский пол, который тут же прекратит им быть, когда детерминация будет осуществлена. Мужской пол нужно ликвидировать, так как они виноваты во всех бедах человечества [1, с. 112-165]. Размножение же рода человеческого в грядущем будет производиться искусственным оплодотворением, и то среди тех, кто это захочет совершить (Соланас считает, что мало кто из женщин после детерминации захочет этим заниматься).
Причины такого решения (детерминация пола) и отношения к мужчинам Соланас можно найти в ее детстве. Ее отец множество раз домогался ее, когда ей еще не было и четырех лет [2], а дед, когда Валери не пожелала идти в католическую школу, нагло выпорол её [3]. Непринятие Другого как Иного онтологически, психологически и социально проходит сквозь всю недолгую жизнь Валери (она прожила пятьдесят два года). Нужно сделать из мужчины женщину, при том такую женщину, которая бы устраивала Соланас, такую же, как образ себя у нее в сознании. Этот отказ от Другого продиктован невозможностью принятия самой Валери части себя, которая была вытеснена вследствие психических травм раннего детства.
Пока есть мужчины надо всячески делать так, чтобы испортить им жизнь. Например, эксплуатировать их, ибо они сами, в конечном счете, являются эксплуататорами, особенно в экономическом плане (например, брать с них деньги за обычную беседу, продавать дороже какие-либо вещи, чем женщинам). По своей природе мужчины − пиявки, эмоциональные паразиты и, следовательно, они не имеют морального права жить, ибо никто не имеет права жить за чужой счет [1, c. 149]. Вследствие чего «уничтожение любого мужчины […] - поступок добрый и праведный, весьма выгодный для женщин, а также акт милосердия» [1, c. 150]. Призывы к физическим расправам над мужским полом − нормальные методы для Соланас по установлению справедливого общества. Так, для достижения целей ОТБРОСа («Общество Тотального и Беспощадного Расчленения и Отмены Самцов» [4]) одну из мер, которую она предлагает − это тотальная аннигиляция мужчин («Уничтожьте мужчин − и женщины возьмут себя в руки» [1, c. 159]).
Таким образом, онтология пола у Валери Соланас (как и во всяком радикальном феминизме) носит подчеркнуто односторонний характер, направлена на усиление женского пола за счет стирания мужского (в данном случае, с лица Земли). Это крайне уничижительное для мужчин мировоззрение, носящее экстремистский характер − утопия для женщин, антиутопия для мужчин. Следовательно, можно сделать вывод, что онтология пола В. Соланас неадекватна, о чем, помимо приведенных выше свидетельств, сообщает так же покушение В. Соланас на звезду поп-арта Энди Уорхола и дальнейшая судьба самого манифеста американской феминистки, который был слабо востребован в будущем.
1. Solanas, V. Zasun' sebe v zadnicu! − Tver': KOLONNA Publications, 2016. − 214 c.
2. Violet, U. Famous for 15 Minutes: My Years with Andy Warhol. — New York: Avon Books, 1990. — 316 pp.
3. Baer, F. About Valerie Solanas. In Valerie Solanas «SCUM Manifesto». — Edinburgh: AK Press, 1996. — P. 48-57
4. Lyon, J. Manifestoes: Provocations of the Modern — Ithaca: Cornell University Press, 1999.— 230 pp.
5. Uorhol, E i Hekket, P. POPizm. Uorholovskie 60-ye. − Moskva: Ad Marginem, 2016. − 352 c.
6. Stat'ya Dzheymsa Hardinga «Prosteyshiy akt syurrealizma. Valeri Solanas i utverzhdenie avangardnyh cennostey (zanovo)». URL: https://artguide.com/posts/1114 (data obrascheniya: 21.09.2020 g.).