TRENDS AND PROSPECTS OF FINANCING PRESCHOOL EDUCATION IN RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the range of problems related to the development, financing and organization of research and innovation sectors of Russia. An analysis on the number of organizations engaged in research and development as well as on the personnel of scientific institutions have been carried out based on the statistical data. It examines a number of indicators of research funding and that of the structure of internal costs for research and development. Special attention is paid to the issue of the financial support of Russian science, a comparative analysis with similar indicators of developed countries. The author has demonstrated and analyzed some scientometric indices. The article substantiates the need to reconsider the organization and management of the development of national science, and to build the system of science and business cooperation. Directions that will contribute to the strengthening and development of the country’s scientific potential have been proposed.

Keywords:
national science, research and development, academic personnel, funding of science
Text

Введение.

В основе социально-экономического развития страны  лежит научно-технический потенциал, уровень развития науки и инновационных процессов.    Экономика страны базируется на активных научных исследованиях, инновационном развитии, прорывных технологиях, постоянном обновлении и обогащении научных знаний, переходящих в фундаментальные и технологические разработки.

Важное значение имеет научный потенциал страны, основу которого составляют организации, занимающиеся научными  исследованиями и научными разработками, их материально-техническое оснащение, кадровый потенциал, финансирование научных исследований и др. Современные темпы социально-экономического развития требуют не только организации  и проведения научных исследований, но и реальную возможность их коммерциализации. Хотя вопрос о значимости коммерциализации научных разработок  является спорным. Далее в статье он будет рассмотрен более подробно.

Отечественная централизованная система управления наукой являлась крепким фундаментом для инновационного развития, что способствовало экономическому росту СССР. В 30-е годы XX  века науку считали делом государственной важности, в науку начали вкладывать значительные средства, что послужило росту и развитию научных исследований.

В 1931 году научные учреждения систематизированы по направлениям исследований: центральный научно-исследовательский институт, отраслевой институт при высшем учебном заведении, заводские лаборатории, опытные станции, региональные институты.

В период 1931-1955 годы произошли изменения в структуре научных учреждений по стадиям выполнения исследований, появились научно-исследовательские конструкторские, проектные и технологические.

В советский период в стремительном развитии науки отчасти большую роль сыграла советская идеология, в основе которой стояла  вера в науку и технический прогресс. Основным направлением развития науки было создание и организация условий, необходимых для развития науки. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена сокращением количества организаций, занимающихся фундаментальными научными исследованиями, имеющими высокую степень значимость для развития крупных отраслей  экономики.

Существенный удар, повлекший  за собой серьезные изменения в системе организации и развития отечественной науки, пришелся на  период распада СССР. Период  конца XX – начала XXI века характеризуется значительным уроном в науке, следствием чего стало отставание России от развитых стран  по темпам развития науки в среднем от 40 – 50 лет [1].

На современном этапе проблема развития отечественной науки  значительно обострилась. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена также сокращением количества организаций, занимающихся фундаментальными и прикладными научными исследованиями, миграцией кадров («утечка мозгов») за границу, сокращением финансирования научных разработок, отсутствием взаимодействия науки и промышленности, отсутствием сотрудничества науки и бизнес-структур и др. Немаловажную роль в сложившейся ситуации сыграли процессы оптимизации системы образования, подготовки научных кадров.

В связи с вышеизложенным основной целью статьи является анализ современных тенденций, проблем и перспектив развития науки в России.

 

Результаты.

По данным официальной статистики  число организаций, выполняющих научные исследования и разработки, с каждым годом сокращается. Так, за период 1995-2010 годы их количество сократилось на 567, в 2011 году отмечается небольшой рост, их количество составило 3682 (Таблица 1).

 

Таблица 1

Организации, занимающиеся научными исследованиями и разработками

 

1995г.

2000г.

2005г.*

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г. 

Всего

4059

4099

3566

3492

3682

3566

3605

3604

4175

4032

3944

Научно-исследовательские организации

2284

2686

2115

1840

1782

1744

1719

1689

1708

1673

1577

Конструкторские организации

548

318

489

362

364

338

331

317

322

304

273

Проектные

и проектно-изыскательские организации

207

85

61

36

38

33

33

32

29

26

23

Опытные заводы

23

33

30

47

49

60

53

53

61

62

63

Образовательные организации высшего образования

395

390

406

517

581

562

673

702

1040

979

970

Организации промышленного производства

325

284

231

238

280

274

266

275

371

363

380

Прочие организации

277

303

234

452

588

555

530

536

644

625

658

Источник: [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За период 1995 по 2016 годы количество данных учреждений сократилось на 27. В период 2011-2014 годы число организаций сократилось на 78 организаций. В 2014-2017 годы характеризовались тем, что ситуация изменилась и число организаций, занимающихся научными исследованиями увеличилось на 340 организаций. Как показывают официальные данные,  в целом в отечественной  науке  сохраняется тенденция сокращения организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками.

Финансирование научных исследований и разработок значительно сократилось в начале 1990-х годов. Около1500 отраслевых научно-исследовательских институтов прекратили научную деятельность, ликвидировано значительное количество межотраслевых научно-технических комплексов, проектных организаций, конструкторских бюро. В условиях отсутствия стабильности, развития  рыночных механизмов в экономике изменилась организация и структура отечественной науки, активно стали открываться многочисленные мелкие научные учреждения, ведомственные научно-исследовательские институты и региональные организации науки.

Общая тенденция сокращения количества организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, привела к сокращению численности персонала, занятого исследованиями и разработками (Таблица 2).

Таблица 2

Персонал, занятый исследованиями и разработками (чел.)

 

 

1995г.

2000г.

2005г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

Всего

1061044

887729

813207

736540

735273

726318

727029

732274

738857

722291

707887

Научно-исследовательские организации

753253

718434

510523

435304

420031

430677

434243

435129

435502

427158

407962

Конструкторские организации

129689

56488

184785

157146

159620

138295

137098

139608

136263

133742

125272

Проектные и проектно-изыскательские организации

20870

6811

5443

6324

6466

6772

4907

4776

2849

1801

1537

Опытные заводы

13640

6145

1232

1558

1817

2330

2383

2653

3023

2996

6030

Образовательные организации высшего образования

40015

31110

33942

46776

53944

53699

54092

58573

60151

59124

56571

Организации промышленного производства

89030

54721

43524

51807

52004

52071

52232

49358

53868

50740

59421

Прочие организации

14547

14020

33758

37625

41391

42474

42074

42177

47201

46730

51094

Источник: [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По данным, представленным  в таблице 2 видно, что численность персонала в научно-исследовательских организациях за период 1995-2017 годы сократилась на 353157 человека. В некотором аспекте данная тенденция связана с явлением, называемым «утечка мозгов», начавшаяся в период  распада СССР. Так, по некоторым источникам, в период  1985- 2012 годы из отечественной научной сферы выбыло почти 3 миллиона квалифицированных кадров, выезд научных работников за рубеж в 90-е годы составил около 3000 тыс. человек  в [3].  

Из России в основном уезжают специалисты в области инженерии, математики, химии, IT-технологий, биологии, т.е. кадры, имеющие научные  знания, которые способствуют развитию инновационному и технологическому развитию страны. Число научных работников за годы реформ сократилось почти в два раза с 1,5 млн. человек до 800 тыс. человек [4]. На сегодняшний день в России работает около 12% от общего числа ученых мира.

Миграция научных кадров отрицательно сказывается на объемах  научно-исследовательских разработок, развитии научной сферы, и, как следствие, на процессах модернизации в перспективных и конкурентоспособных отраслях экономики страны.

 

Таблица 3

Персонал, занятый в исследованиях и разработках, по странам

(тыс. чел., в эквиваленте полной занятости)

 

 

1994г.

2000г.

2017г.

Россия

621,8

506,4

410,6

Бразилия

 

73,9

183,9

Великобритания

134

170,6

291,4

Германия

 

257,9

400,8

Индия

 

115,9

283

Италия

75,7

66,1

126,7

Канада

85,9

107,9

162,1

Китай

552

695,1

1692,2

Республика Корея

 

108,4

361,3

США

773,2

983,3

1380

Тайвань

 

55,5

147,7

Франция

149,2

172,1

277,6

Япония

541

647,6

665,6

Источник: [7]

 

 

 

 

По показателю занятости персонала в исследованиях и разработках Россия занимает одно из ведущих мест в мире (4 место), уступая только Китаю (1 место), США (2 место) и Японии (3 место) (Таблица 3). Следует отметить, что в России общее число ученых-исследователей считается недостаточным, так как  на 10 000 населения приходится 65 исследователей. Данный показатель ниже среднего значения по странам-членам Организации экономического сотрудничества и развития, где он составляет 76 исследователей на 10 000 населения [5].

 

Рис. 1 - Структура  исследователей по возрастным группа, по данным на 2017г. [7]

 

Одной из острых проблем академической науки (как в РАН, так и  в региональных академиях) является старение членов Академий (Рис. 1).  С целью решения этой проблемы проводятся ряд мероприятий, нацеленных на привлечение молодых ученых к решению конкретных научно-исследовательских задач.

В развитии отечественной науки одну из ключевых ролей играет вопрос, связанный с финансированием научных исследований и разработок.

 

Таблица 4

Внутренние затраты на исследования и разработки по странам (миллионы долларов США; в расчете по паритету покупательной способности национальных валют)

 

 

1991г.

2000г.

2016г.

Россия

19991,3

10726,9

37260,8

Бразилия

 

15781,6

38447,9

Великобритания

18331,7

25129,9

46259,8

Германия

40140,5

53632,8

114778,1

Индия

 

15662,8

50269,4

Италия

12646,8

15461,9

30102,1

Канада

8704,4

16745,4

26715,6

Китай

9147,3

33044,5

408829,0

Республика Корея

7042,6

18533,1

74051,5

США

161387,8

269513,0

502893,0

Франция

24422,1

33249,3

60818,7

Япония

68799,5

98758,0

170003,0

Источник: [2]

 

 

 

 

По данным, приведенным в таблице 4 видно, что в 2016 году наибольшие внутренние затраты на исследования и разработки направляют США 502893,0 млн. долларов, в то время как в России данный показатель составил 37260,8 млн. долларов. Лидирующие позиции по финансированию научных исследований занимают Германия и Япония.

Таблица 5

Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования

 

 

1994г.

2000г.

2015г.

2016г.

Внутренние затраты на исследования и разработки (миллионы рублей; 1994 г. - миллиарды рублей)

5146,1

76697,1

914669,1

943815,2

Средства государства*

3205,6

42035,7

635859,9

643401,0

Из них

средства федерального бюджета

...**

29639,3

516655,1

506894,8

Средства предпринимательского сектора

1814,3

25208,4

242155,4

265277,2

Средства образовательных организаций высшего образования

19,8

213,0

10875,1

8210,5

Средства частных некоммерческих организаций

5,6

67,6

1566,8

1537,1

Средства иностранных источников

100,8

9172,4

24212,0

25389,3

Источник: [2]

 

 

 

 

* Включая средства бюджета, бюджетные ассигнования на содержание образовательных организа­ций высшего образования, средства организаций государственного сектора (в том числе собствен­ные).

** В 1994 г. в составе источников финансирования средства федерального бюджета отдельно не выде­лялись.

Основным источником финансирования исследований и разработок отечественной науки являются средства государства. В 2016 г. их объем финансирования из государственных источников составил  643401,0 млн. рублей, доминирующей статьей, в которой являются средства федерального бюджета. В 2015 году данный показатель составил 635859,9 млн. руб.  Как показывают данные статистических исследований Высшей школы экономики на втором месте средства предпринимательского сектора, здесь затраты на научные исследования и разработке в 2016 году составили 265777,2 млн. руб. (Таблица 4).

Для сравнения целесообразно привести некоторые данные по некоторым странам мира в области структуры внутренних затрат на исследования и разработки.

 

Таблица 6

Структура внутренних затрат на исследования и разработки

по источникам финансирования и странам, 2017, (%)

 

Внутренние затраты на исследования и разработки

Средства государства

Средства предпринимательского сектора

Иностранные источники

Другие нацио-наль-ные источ-ники

Россия

100

66,2

30,2

2,6

1,0

Бразилия

100

50,2

47,5

 

2,3

Великобри-тания

100

27,7

49,0

17,1

6,3

Германия

100

28,5

65,2

5,9

0,3

Италия

100

38,0

50,0

8,3

3,7

Канада

100

33,0

40,6

10,7

15,8

Китай

100

20,3

76,1

0,7

 

Республика Корея

100

22,7

75,4

0,9

1,0

США

100

25,1

62,3

5,2

7,4

Тайвань

100

21,3

77,7

0,1

0,8

Франция

100

34,8

54,0

7,6

3,5

Япония

100

15,0

78,1

0,7

6,2

Источник: [7]

 

 

 

 

 

 

По показателю внутренних затрат на исследования и разработки Россия относится к категории стран, в которых доминирующим источником финансирования  является государство и составляет 66,2%. Для сравнения, в таких странах как Япония, Китай, Республика Корея, Германия основными источниками финансирования исследований и разработок являются средства предпринимательского сектора. Лидирует по данному показателю Япония, 78% затрат на исследования и разработки в стране восходящего солнца  поступают от предпринимательского сектора.

            Одними из показателей научно-исследовательской деятельности являются показатели науки, определяющие результативность научных исследований и разработок.

 Таблица 7

 Удельный вес стран в общемировом числе статей в научных журналах, индексируемых  международных базах данных

 

 

Web of Science

 

Scopus

 

2006г.

2016г.

2006г.

2016г.

Россия

23799

43629

26635

54449

Бразилия

18945

53017

25018

55397

Великобритания

76991

124945

85218

123964

Германия

74567

111528

79306

114940

Индия

27405

79197

36019

99111

Италия

41002

70539

43146

71171

Канада

44396

70422

45908

68863

Китай

84841

314031

153931

387207

Республика Корея

28506

60949

26670

64782

США

292414

416209

300109

408665

Франция

45023

     77066

55747

79785

Япония

75651

81385

83752

87122

Источник: [2]

 

 

 

 

* по состоянию на 15 сентября 2017 г.

 

Рис. 3 - Удельный вес стран в общемировом числе статей в научных журналах, индексируемых в международных базах данных [2]

 

 

Рис. 4 - Удельный вес стран в общемировом числе статей в научных журналах, индексируемых в международных базах данных [2]

 

Как видно по данным, представленным на рис. 3, рис. 4, Россия имеет наименьший удельный вес в общемировом числе статей в научных журналах, индексируемых в международных базах данных. Доля отечественной науки в области публикационной активности составляет Web of Science - 2,56%  и Scopus - 2,86%, для сравнения анализируемый показатель США составляет 24,42% и 21,44%  соответственно, Китая 18,43% и  20,31% соответственно. 

Как видно проведенного анализа, отечественная наука слабо представлена в мировом научном пространстве. Такой ситуации способствовали политические и социально-экономические изменения, начавшиеся с 1990-х годов.

 

Обсуждение

Доля Российской науки на мировом рынке высокотехнологичных научных разработок составляет 0,3- 0,5%, в то время как доля США составляет 36%, Японии - 30%. По словам С. Глазьева и В. Локосова «доля России в мировой наукоемкой   экономике снизилась до маргинального уровня» [6].

Тенденции, существующие в настоящее время в научной сфере, показывают на необходимость решения вопросов деятельности научной и инновационный сферы, поддержку инициативы предприятий по коммерциализации научных разработок. Одной из доминирующих причин низкого уровня развития науки России является то, что большинство открытий и разработок не доводятся до коммерциализации и возможности их практического применения.  Вопрос коммерциализации  научных разработок усложняется тем, что большая часть организаций, занимающихся научными разработками, являются государственными учреждениями, следовательно, имеют финансовые ограничения и сложности взаимодействия с бизнес-структурами.

Не менее актуальной задачей отечественной науки является омоложение кадрового состава.

В условиях сложившейся ситуации необходимо учитывать направление и темпы развития зарубежной науки и инновационных разработок, необходимо выработать стратегию развития отечественной науки и  обозначить ее реальные перспективы.

В целом, степень развития науки в России зависит от готовности государства финансировать научные исследования и разработки, возможности коммерциализации научных разработок, создания  необходимых условий для развития отечественной науки.

References

1. Kuzyk B.N. Strategiya innovacionnogo proryva / Kuzyk B.N., Yakovec Yu.V. - Rossiya - 2050.. - M.: ZAO «Izdatel'stvo “Ekonomika”», 2004.

2. Indikatory nauki: 2018: statisticheskiy sbornik / N.V. Gorodnikova, L.M. Gohberg, K.A. Ditkovskiy i dr.; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola I60 ekonomiki». - M.: NIU VShE, 2018. - 320 s.

3. Global'nye problemy sovremennosti na http://abc.vvsu.ru

4. Mirovaya nauka v cifrah statistiki: vklad Rossii v mirovuyu nauku ocenili v dva procenta [Elektronnyy resurs]. URL: http//lenta.ru/news (data obrascheniya: 05.18.2012).

5. Kleeva L. P. SWOT-analiz razvitiya fundamental'noy nauki v Rossii // Kompetentnost'. - 2013. - № 2.

6. Belousov A. Dolgosrochnye trendy rossiyskoy ekonomiki // Obschestvo i ekonomika. - 2006. - № 1. - S. 3-23.

7. Indikatory nauki: 2019: statisticheskiy sbornik / L.M. Gohberg, K.A. Ditkovskiy, E.L. D'yachenko i dr.; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». – M.: NIU VShE, 2019. – 328 s. – 350 ekz.


Login or Create
* Forgot password?