NATIONAL IDEA AND IDEOLOGICAL SECURITY IN MODERN RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article on cultural and historical analysis, the issue of forming a national idea in modern Russian society is considered. The relevance of the work is dictated by ideological external and domestic political pressure on the Russian statehood, the sanctions policy of the Western countries and the financial and economic downturn of the country's economy, which can eventually weaken the integrity of the state. The issues dictated by the modern stage of Russia's development have been defined by the organization under the leadership of the internal affairs bodies of ideological security and conrpropaganda. Measures aimed at strengthening public security and socio-economic development of Russian society have been proposed.

Keywords:
national idea, ideology, conrpropagaanda, society, social and economic development, security, economy, politics, Russia, Ministry of internal affairs
Text

Введение. Актуальностью проводимого исследования является сложная внешнеполитическая и внутриполитическая ситуация, возникшая в России после 2014 года. Непрекращающаяся усиливающая санкционная политика ведущих иностранных государств, продолжающийся финансово-экономический спад, усиливающееся на страну информационное давление, идущее со стороны различных иностранных структур и внутренних идеологических противников, стремящихся к ослаблению государства, взывают к необходимости формирования национальной идеи, способной с одной стороны противостоять различным разрушительным для сознания населения идейным и клерикально-сектанским взглядам, а с другой стороны позволит российскому обществу, всем его категориям, понять перспективу развития государства на основе сформированной ценностной системы, базирующейся на культурно-исторических национальных скрепах российского народа и геополитических интересах страны. Это становится особенно важным для усиления единства многонациональной и поликонфессиональной России, народы которой должны объединять не только заявления об исторически сложившейся единой территории, но и общенациональная, понятная и объединяющая всех и каждого идея – к чему мы все должны придти и какие этапы на пути к этому должны преодолеть. Фактически для принципа сохранения целостности государства это означает определенный практический смысл. В своей истории различные народы и территории объединялись не ради абстрактной идеи быть всем вместе. Единение любой страны всегда базируется на основе понятной для всех общей цели, ради которой и возникали политические территориальные объединения. Например, в Советском союзе основной целью было создание справедливого общества, что объединяло представителей абсолютно различных культур и конфессий, например, от представителей европеизированных народов регионов Балтики до среднеазиатских жителей. Сегодня в условиях возникающих противоречий между Центром и регионами (например, Хабаровский край) остро встает вопрос о том, в чем заключается цель, которую предлагает РФ своим гражданам, куда руководство страны предлагает идти обществу. При этом обозначенная ранее «Стратегия 2020», не получив своего заключения по итогам выполнения, фактически пролонгировалась в «Стратегию 2030». Все это в условиях продолжающегося шесть лет экономического спада, внешнего давления и отсутствия ясного пути развития в рамках общенациональной идеи может в итоге привести к центробежным тенденциям к чему дополнительно будут подталкивать экспансионистские устремления соседних стран (например, КНР).

Основные результаты. Про идеологию в отечественной и зарубежной научной и общественной мысли говорится очень много. И различные идеологические системы представляют свои идеологические взгляды. При этом часто путают идеологию и программу, программу и стратегию, путают лозунги и идеологию, т.е. это серьезно мешает политическим партиям и движениям в формировании своей философско-мировоззренческой духовной базы, поэтому необходимо определиться с системой взглядов, которая сможет разграничить вышеперечисленные понятия.

Итак, что собой представляет «идеология»? Идеология – это система взглядов, определяющих фундаментальные принципы существования и всей деятельности общества. Из этого определения вытекает, что идеология – это не устройство общества в том классическом виде, в каком мы его хотим видеть, т.е. какой в нем имеется президент во главе  страны или генсек, или верховный правитель, как в этом обществе построена конкретная система управления, как в нем построена экономика. То есть, в реальности это еще не идеология. Идеология – это общие принципы, и она включает в себя три основных уровня.

Первый уровень – это философско-мировоззренческий. Для начала, прежде чем говорить об идеологии нужно определиться – кто мы? Идеалисты, материалисты, сторонники Теоса и т.д.  Сначала мы должны определиться с основным законом философии: что первично – Дух или Материя. Или может они сосуществуют единовременно. Здесь уже должны быть определены вопросы фатализма или воли человека в выборе его пути. Здесь же закладываются вопросы выбора религиозных основ – то ли вы православный, то ли вы мусульманин. Все это относится к философско-мировоззренческому уровню. И с этим нужно определиться. Очень часто в политических движениях мы видим смесь – одни чисто православные, другие – атеисты, имеющие много различных идей. Поэтому с этим нужно определиться. Без этого построить какое-то единое целостное представление о том, что хорошо, а что плохо невозможно. Этот принцип определяет критерии что хорошо, и что плохо. И, если в обществе одни понимают поданным событием «хорошо», а другие «плохо», то подобное общество находится внутри конфликта. Оно неизбежно придет к социальному внутреннему взрыву.

Второй уровень – социально-экономический. Здесь должны быть заложены самые общие представления о том, на каких принципах должно строиться общество. В социальных взглядах было понимание, что человек человеку брат и друг, эксплуатация человека человеком не допустима, от каждого по способности – каждому по труду и пр. Такие фундаментальные принципы и общие представления составляют общую социальную ментальность. Например, если взять марксистко-ленинскую философию или взгляды большевиков и социалистов-революционеров в дореволюционной или послереволюционной России, то у них были на общем уровне представления, как должно быть построено общество. В нем, по их представлениям, не должно быть эксплуататоров, все люди должны быть равны перед законом. Это и составляло функциональную систему представлений, а не набор лозунгов. В этой системе взглядов все должно быть четко, детально определено, она должна быть понятна как философско-мировоззренческая концепция.

Третий уровень – это геополитический. На каких принципах должны строиться отношения между народами в целом. В результате, эта триада позволяет нам выстроить идеологическую систему по степени сложности и детальности проработки.

Каждый из трех уровней включает определенный блок. Блоки выглядят следующим образом.

Блок первого уровня – это фундаментальный блок. Им должны заниматься специалисты в области духовных ценностей и макроэкономики, знающие проблемы человека и общества, которые будут заниматься его разработкой. Этот блок предназначен для узкой прослойки специалистов, т.к. общая часть социума еще не достаточно компетентна. Это уровень интеллектуалов. Это «брахманы», которые определяют дух этого движения.

Второй уровень представляет блок, который предназначен для руководства среднего звена, организаторов политических партий и движений. Для них идеология должна быть представлена  в простом и понятном выражении, языке. Здесь уже не ведутся идеологические споры, как на первом – фундаментальном уровне. Тут устанавливается конечная система представлений о том, на каких основах должно строиться будущее общество. Руководство этого уровня, как и технические специалисты должны четко представлять для себя, что они собираются предложить всему социуму.

Блок третьего уровня заключается в системе лозунгов. Этот уровень ориентирован на тех людей, которые слабо ориентированы в идеологической сфере. Это те люди, которые должны ориентироваться за каким движением им нужно идти. Это основная масса населения. Они могут изучить второй и даже первый уровень – это их право, но, если они не захотят этого, а только будут желать знать, куда им сориентироваться идти, за какой партией, то, чтобы помочь им для этого  определиться и должна быть выработана система  лозунгов, характерная для их уровня сознания. Которая будет определять, что «хорошо», а что «плохо». На основании этого они будут строить свою поддержку той или иной партии или движению. Это система представлений в самых общих чертах, куда мы идем. Это именно лозунговый уровень.

Вот такая система представлений в итоге формирует идеологическую базу политического движения. Нужно сразу сказать, что идеология не дает ответ, какой будет облик данного государства в будущем, потому что облик будущего государства – это отдельное размышление. Важно отметить, что идеология тогда будет жизнеспособной, если она будет отвечать существующему технологическому укладу. Почему рухнула рабовладельческая система, почему пала феодальная система, почему сегодня разрушается классический капитализм, когда идет на смену новая система, не являющаяся социалистической.

Это происходит, потому что изменился технологический уклад. Всякий раз, когда менялся технологический уклад, происходила смена идеологической надстройки общества. Это было объективной потребностью для социума. Поэтому, когда мы говорим об идеологии, то мы должны четко различать, что есть два момента. Есть общая, фундаментальная часть идеологии, которая включает в себя эти три составные части (уровни). Она отражает целесообразную структуру общества, отвечающую оптимальным потребностям технологического уклада данного этапа развития человечества. Если эта идеология отвечает этому технологическому укладу, то общество совершает рывок в своем развитии. Если идеологическая система, принятая в обществе, не отвечает фундаментальным принципам технологического уклада, то социум деградирует и уходит в историю. То есть идеология прямо связана с технологическим укладом, но, при этом, она не связана с национальными особенностями, и когда мы говорим о том, что нам нужно учесть национальное особенное и накладываем на идеологию это национальное особенное, то тогда мы получаем национальную идеологию.

Национальная идеология в концентрированном лозунговом виде в царской империи выражалась так: «православие, самодержавие, народность». В социалистическое время мы шли по пути строительства социализма-коммунизма. То есть в каждый период истории России была своя особенная национальная идеология. Когда пытаются насадить в обществе чуждую идеологию на национальную почву другого народа, то там возникало отторжение, возникал конфликт. Если представлялась возможность трансформировать эту идеологию под особенности национального характера, исторического прошлого, то такая идеологическая система приживалась в обществе и довольно долго существовала. Например, Китай, который строит социализм, но с учетом своей национальной ценностной системы исторического развития страны и ментальных ценностей. То есть можно говорить, что национальная идеология – это фундаментальная идеология, адаптированная под национальные особенности конкретного народа, где она начинает практически работать и соответствовать сложившимся исторически ментальным установкам населения.

Квинтэссенцией или идеей национальной идеологии выступает национальная идея. Так, например, в США – это «американская мечта» с равенством возможностей для всех граждан этого общества, которые рассматривают свою страну как некий «светящийся град на холме», служащий примером для всего остального человечества. Неслучайно президент США Б. Обама в 2015 г. в Вест-Пойнте заявил во время своего выступления, что он желает, чтобы каждый человек в мире мечтал стать американцем.

У любого жителя Поднебесной (КНР) в сознании также существует общая национально ориентированная идея, представленная в триаде развития китайского общества, которая состоит из периода Хунь Лунь (хаос), Сяокан (малое благополучие для всех) и Шидзе Датун (построение общества единой судьбы). Сяокан, по мнению руководства Китайской Народной Республики, был достигнут в 2020 г. Теперь на повестке стоит создание общества с единой судьбой для всех, т.е. некий аналог коммунизма, который предполагается достичь к 40 гг. XXI века. При этом вся национальная идеология не является обликом будущего для государства, при этом сам облик будущего государства вытекает из национальной идеологии, и фактически облик этого будущего государства определяет конкретную социально-политическую структуру общества, т.е. политику, социально-экономическую структуру общества конкретного государства. Определяет конкретные структуры в экономике и основы их функционирования, определяет организацию управления обществом и построение структуры власти, ее формирования с приоритетом в сторону, например, законодательной власти или исполнительной, которая может быть разнообразной по своей структуре. Кроме этого определяет облик самого государства, состав вооруженных сил, сил безопасности, а также информационной безопасности, куда входят все исторически сформированные духовные ценности, культурные и т.д.

Поэтому общество должно быть с четко выраженной социально-экономической системой, где приоритет частного над общезначимым в принципе быть не может, и что, если возникает подобный уровень, то сразу же принимаются жесткие меры по пресечению этого. Подобные положения могут рассматриваться как возможный вариант формирования облика будущего государства, но поскольку мы живем в настоящем, то мы должны опираться на то, каким образом мы придем от существующего облика к будущему. Поскольку досконально прописать все невозможно с учетом возможных изменений в обществе, поэтому необходимо выделить только приоритетные направления развития и основные этапы. При этом на каждом этапе определяется в самых общих чертах, каким образом это будет строиться. С привлечением, каких сил и средств и на какие издержки будет готово пойти общество, чтобы достичь реализации первого этапа и всех последующих.

В итоге формируется система взглядов, которая соединяет текущее состояние с будущим, каким мы его хотим видеть, что и составит стратегию. Здесь должны быть в общих чертах определены силы и средства, органы государства, когда они формируются и когда они отмирают, что они осуществляют для того, чтобы из этого государственного устройства, из этого облика общества построить обозначенную модель, которую хотим получить в итоге. Это и составит национальную стратегию развития. При этом стратегия тоже может быть дифференцирована на несколько уровней. Подобная стратегия, как правило, носит высший, фундаментальный характер и второй, более низший – практический, предназначенный для выполнения руководителям, которые и составят общую линию развития. Программа этого развития предназначена для решения частных задач на каждом текущем этапе. Это программа партии, которая является руководящим документом в деятельности этой партии или политического движения в текущих условиях. Сегодня в таком комплексном виде необходимо строить идеологию развития общества и страны в целом.

Исторически сформировавшаяся отечественная культура обеспечивает мессианство, гуманизм и справедливость, способность к технологиям. Других подобных культур нет. Например, существует китайская культура, которая не воспринимает синтез [6]. В симфоническом оркестре представители этой культуры слышат отдельные инструменты, но не весь музыкальный ансамбль. Единое восточнославянское русское общество на всем протяжении от восточных Карпат, западного Буга и до Камчатки вполне способно развивать различные технологии, развить специальность будущего – программист роботов, производящих все в экономике. Именно технологический социализм [4] должен прийти в современной России на смену «дикому капитализму» [3], занятого лишь развитием сырьевого уклада. Необходимо учитывать нарастающую роль цифровизации [5; 7], формирующую новый уровень кооперации и культуры.

Современный мир играет самыми разнообразными красками и оттенками. Мы вступаем в новое будущее на обломках финансового капитала, когда начинает формироваться общество капитализма на социальных платформах, постепенно трансформирующееся в технологический социализм. Русская культура считает равным себе всех, кто не сделал ей зла, любого человека, представителя любой конфессии. Поэтому сегодня актуальным становится вопрос о самосовершенствовании российского общества, поскольку человек состоит из «духовного» и «материального». Создания понятной для всех национальной идеи развития.

Особенностью современного российского капитализма, сформировавшегося за последние тридцать лет, является рост «лишних» людей и это происходит не по вине технического прогресса. В рыночной системе в России происходит постоянное сжатие производства с высвобождением людей, которые начинают из-за своей незанятости представлять определенную опасность для общественной безопасности. Поэтому становится крайне актуальным выход из этой тупиковой ситуации, через «коридор возможностей», опытным путем, постоянно создавая новое, наращивая материальный и духовный потенциал общества, нарушая сформировавшиеся в девяностые - двухтысячные годы каноны сырьевого пути развития, чтобы показать образ будущего страны [1; 2].

В возникших чрезвычайных условиях необходимой модернизации идейного и хозяйственного развития российского государства одним из важных направляющих этого процесса по праву должно быть Министерство Внутренних Дел, имеющее богатый исторический опыт обеспечения внутренней безопасности  страны, сохранения ее культурных ценностей, роста ее оборонного потенциала и экономического развития. Этому немало способствует и тот факт, что в условиях Советского государства и современной России любой сотрудник внутренних дел уже по профилю своей деятельности является патриотом и государственником. В условиях продолжающегося шесть лет экономического спада, слабой реализации стратегии развития страны, внешнеполитическим вызовам становится крайне насущным обратиться к положительно зарекомендовавшему себя опыту сравнительно недавнего прошлого, когда на органы внутренних дел правительством Советского союза возлагалась миссия создания и развития важных отраслей народно-хозяйственного комплекса страны, обеспечения промышленной добычи полезных металлов, углеводородов, строительства каналов и железных дорог, создания новых предприятий, выпуска различной продукции. В этих условиях для решения общегосударственных задач становится необходимым реорганизация органов внутренних дел, объединения на его основе системы ГУФСИН, Следственного комитета РФ, воссоздания структуры внутренних войск, выполняющих приказы Министерства.

В результате, укрупненное и усиленное Министерство Внутренних Дел России, обладающее к тому же дополнительно полномочиями по расширенному контролю различных государственных и негосударственных структур (необходимо ввести контролирующий институт спецпредставительства), сможет более эффективно проводить государственную политику в области развития не только вопросов общественной безопасности на всех уровнях, в том числе и идеологической, но и решения хозяйственно-экономических задач, выполнения стратегии развития страны. Для обеспечения вопросов экономической и продовольственной безопасности страны необходимо вернуть в Уголовный кодекс  статьи, направленные на предотвращение саботажа, экономических диверсий и вредительства.

В условиях необходимости противодействия иностранным и отечественным идеологическим противникам, системно подрывающих исторически сформированные ценностные установки российского народа и целостность государства, необходимо создать при Центральном аппарате министерства, при всех областных и краевых управлениях внутренних дел, а также управлениях в сельских районных центрах отделы идеологической и информационной безопасности и контрпропаганды. Для реализации подобных задач становится важным создание на базе Институтов, Академий и Университетов МВД профильных кафедр, выпускники которых смогут на профессиональном уровне вести необходимую идеологическую работу с различными категориями населения по формированию национально ориентированного патриотического сознания, что необходимо комплексно проводить уже с подросткового возраста подрастающего поколения. Для усиления кадрового потенциала органов внутренних дел в регионах России необходимо формирование профильных детско-юношеских военных училищ, ориентированных на Министерство Внутренних Дел, учащиеся которых по типу нахимовцев и суворовцев могли бы именоваться дзержинцами. Это могло бы значительно усилить имеющиеся отдельные в стране профильные кадетские классы и давало бы основательную профессиональную комплексную подготовку будущим сотрудникам внутренних дел. Организованная идеологическая служба (управление) при Центральном аппарате МВД России уже по роду своей профессиональной деятельности в рамках общественной безопасности и детального знания культурно-исторической ментальности россиян, особенностей внутреннего и внешнего положения государства, геополитических интересов, могла бы заняться формированием проекта национальной идеи развития страны.

Заключение. Реализация подобных мер может способствовать усилению России на международной арене, обеспечению необходимого внутреннего порядка во всех областях социально-экономической и идеологической жизни россиян. Содействовать подъему экономики и росту доходов населения. Подавлению возможного в кризисных условиях страны возрождения бандформирований в регионах северного Кавказа и территориальных претензий соседних стран (например, ведущиеся рядом украинских политиков речи о присоединении к Украине юго-западных областей России). Наступившие сложные времена для страны требуют чрезвычайных мер по сохранению государства и его народа. Поэтому комплексное усиление органов внутренних дел и законодательной базы страны, всесторонне противостоящих вызовам времени, становится сегодня крайне актуальной задачей.

References

1. Ukaz Prezidenta RF № 440 ot 01.04.1996 g. «O Koncepcii perehoda RF k ustoychivomu razvitiyu». Rezhim dostupa: IPS «Konsul'tant Plyus».

2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2020 goda». Konsul'tantPlyus (2008).

3. Glaz'ev S.Yu. Nacional'naya valyutno-finansovaya sistema: destabiliziruyuschie usiliya Zapada i mery po ih neytralizacii // Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal.  2015.  № 4. S. 34-43.

4. Delyagin M.G. Konec epohi. Ostorozhno: dveri otkryvayutsya! Tom 1. Obschaya teoriya globalizacii.  M.: Knizhnyy mir, 2019.  832 s.  ISBN 978-5-6041887-7-4.

5. Lutfullin Yu.R. Rassmotrenie agrarnoy sfery ekonomiki s pozicii proektno-cifrovogo podhoda / Yu.R. Lutfullin, M.M. Kislickiy, L.N. Bayanova // Ekonomika sel'skogo hozyaystva Rossii. – 2020. – №8. – S. 11-15.

6. Semin A.N. Marksizm i ekonomika XXI veka: obzor k 200-letiyu so dnya rozhdeniya myslitelya / A.N. Semin, M.M. Kislickiy // ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika. – 2018. – № 3. – S. 88-100.

7. Semin A.N. Potrebitel'skaya kooperaciya kak klyuchevoy element obespecheniya nacional'noy bezopasnosti Rossii / A.N. Semin, M.M. Kislickiy // Teoriya i praktika mirovoy nauki. – 2017. – № 2. – S. 5-7.


Login or Create
* Forgot password?