NECESSITY OF TRAINING TO PHOTOGRAPHIC TECHNIQUES OF FIXING OF CONSEQUENCES OF ILLEGAL REMOVAL OF ARCHAEOLOGICAL OBJECTS FROM THE PLACES THEY LAY
Journal: SOCIETY AND LAW ( № 2 (76) )
Abstract and keywords
Abstract (English):
NEOBHODIMOST' OBUChENIYa FOTOGRAFIChESKIM PRIEMAM

Keywords:
NEOBHODIMOST' OBUChENIYa FOTOGRAFIChESKIM PRIEMAM
Text

Стремление Российской Федерации к национально-культурной идентичности понимания своей истории, сформировали четкую правовую основу охраны памятников культурно-исторического наследия нашего государства. Это касается и культурного-почвенного слоя в границах России, где продолжают оставаться важные с точки зрения археологии артефакты, свидетельствующие о формировании и развитии как природы, так общества в данном государственном пространстве. Стремление государства к сохранению исторической памяти потомкам, проявляется и жестких мерах охраны культурного наследия,

Государственная охрана культурных ценностей, как отмечает                                  Н.А. Овсянникова, направлена на сохранение и передачу поколениям традиций и духовного опыта нации, с целью обеспечения сплоченности и патриотизма многонационального народа России[1].  К сожалению, несмотря на все усилия государства по охране культурных ценностей, на высоком уровне сохраняется тенденция к разрушению памятников культуры и истории, в том числе и тех, которые составляют культурный слой[2]. Учитывая это обстоятельство, законодатель определил уголовную ответственность за незаконный поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания (Ст. 243.2 УК РФ). 

Складывающаяся негативная ситуация в рассматриваемом аспекте преступной деятельности, требует незамедлительной разработки эффективных криминалистических рекомендаций по обеспечению раскрытия, расследования и предупреждения рассматриваемой категории преступлений. Поскольку одним из значимых элементов этого процесса является процесс криминалистической фиксации материальной обстановки места преступного действия, то считаем необходимым в первую очередь рассмотреть данный вопрос, поскольку тут следует учитывать также специфику археологической фиксации места проведения полевых работ.

В настоящее время среди многочисленных криминалистических рекомендаций по технико-криминалистическому обеспечению предварительного расследования, нет четких установок по осуществлению такого обеспечения, применительно к месту нарушения культурного слоя.  Считаем, необходимость использования в процессе осмотра места нарушения культурного слоя рекомендаций, применяемых в современной археологии.                       Необходимость такого шага, по нашему мнению, связано с тем, что возможное участие в составе следственно-оперативной группы археологов весьма проблематично по самым разным обстоятельствам. Не ориентирование же участников следственно-оперативной группы в археологической специфике фиксации места нарушения культурного слоя, может приводить к утрате даже той малой археологической информации, которая, возможно, еще остается в данном месте после незаконных действий преступников по изъятию исторических и культурных ценностей.

Поскольку понятие культурного слоя имеет достаточно широкое толкование: «слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы» [3], высказанные в данной статье предложения возможны для реализации в тех случаях, когда становится известно о преступном воздействии на культурный слой, находящийся именно в земле.

Культурные слои в земле могут определяться наличием в этом месте объектов археологического наследия: городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов [3]. Исходя из этого перечня, реализация задач технико-криминалистической фиксации места нарушения культурного слоя, с учетом специфики археологических методов фиксации, должна осуществляться, в первую очередь, применительно к указанным территориям. Однако это не исключает иные случаи, когда членам следственно-оперативной группы становится известно о преступном нарушении культурного слоя с целью незаконного поиска археологических объектов, вне уже известных объектов археологического наследия.  

При проведении полевых археологических работ применяется следующие способы фиксации: описание, графика (чертежи, зарисовки), фотографирование.  Полученные при этом данные используются при последующей камеральной и кабинетной работе, облегчает систематизацию и классификацию источников [4, С. 19]. Несмотря на определенные отличия методов археологической фиксации от методов технико-криминалистической фиксации, между ними есть одно общее свойство – получение наиболее полных и подробных данных о местности и объектах представляющих археологический или криминалистический интерес.

Конечно, некоторые из методов фиксации, применяемых в археологии пока не доступны работе следственно-оперативной группы, однако это никак не исключает возможность в будущем их взять на технико-криминалистическое вооружение правоохранительных органов. В качестве примера следует рассмотреть применение ортофотосъемки в археологических целях. Указанная съемка позволяет получать фотографический план местности на точной геодезической основе, с последующим преобразованием снимков из центральной проекции в ортогональную с помощью метода ортотрансформирования [5]. Такой подход к фиксации в последующем создает условия максимальной наглядности восприятия местности, где предполагается проведения археологических работ.

В последнее время в археологии активно стали использоваться методы фиксации, основанные не только на возможности получения ортофотоплана местности проведения полевых археологических работ, но и фото съемки при помощи телескопического монопода, съемка тахеометром фишек-маркеров для создания ортофотоплана, применение беспилотных летательных аппаратов [6]. При всей очевидной значимости современных подходов фиксации, используемых в археологии, следует отметить, что многие из них экономически затратные, поэтому в повседневной деятельности правоохранительных органов могут использоваться не всегда. Это нисколько не снижает значимости их для технико-криминалистического обеспечения предварительного расследования, но создает условия первоочередного выбора наиболее доступных приемов, методов и средств, используемых для фиксации мета полевого поиска в археологии.

К таким методам, по нашему мнению, следует отнести фото (видеосъемку), позволяющие получать наиболее полное и сравнительно менее затратное отображение вещной-следовой картины места производства следственного действия. Данный способ фиксации давно уже стал наиболее востребованным в общей системе технико-криминалистических рекомендаций, разработанных в данных целях. Однако, несмотря на востребованность методов фото (видео) фиксации криминалистически значимой информации, предлагаемые рекомендации не всегда учитывают специфику фото (видео) фиксации хода и результатов археологического поиска.

Один из таких доступных методов фото (видео) фиксации места археологического поиска является съемка с применением телескопического монопода, позволяющего получать изображения окружающей обстановки с высоты крайней точки монопода, который при его размещении по вертикали может заметно превышает рост человека, удерживающего его в руках. При помощи таких телескопических моноподов, которые могут достигать высоты 8 м., имеющих сервопривод для изменения угла, закрепленного на нем фотоаппарата, археологи производят общую фотографическую фиксацию места проведения полевых археологических работ.

К преимуществам телескопического монопода следует отнести его сравнительно небольшой вес и небольшие размеры в сложенном состоянии, быстрая установка, подвижность, уменьшение места работы, по сравнению с использованием штатива в процессе фотосъемки [7]. Однако у данного фотографического приспособления есть и недостатки, проявляющиеся в эффекте дрожания камеры, а также затруднение фото съемки в вертикальном режиме [7].  Несмотря на имеющиеся недостатки, которые, в принципе, могут устраняться при помощи определенных устройств и методов съемки, телескопический монопод достаточно удобен не только для фото фиксации места проведения полевых археологических работ, но и для производства ориентирующей и обзорной съемки в месте проведения следственного действия, в том числе по факту нарушения культурного слоя.

Важной деталью археологической фиксации является необходимость обязательной его фото фиксации, направленной на видовое запечатление самого памятника или местности, где предполагается проведение полевых работ; вид участка раскопок до их начала, лучше – с проведенной разметкой раскопа; виды раскопа с разных точек в процессе раскопок на разных стадиях (точками съемки могут быть стенки самого раскопа или специально подготовленные стенки (бровки), где наносится все наблюдаемые изменения слоя, нарушения слоя, частей сооружений); делается фото съемка проведенных зачисток в разных уровнях вскрытия; обязательно фотографируются все профили в зачищенном виде и их наиболее важные детали крупным планом; фотографируются виды всех расчищенных сооружений, включая ямы, землянки, каменные выкладки, погребения и т.п.; производится фото съемка вид раскопа после окончания работ и зачистки материка (слой земли и других пород, лежащих под культурным слоем, который не содержит остатков деятельности человека) [8]; наиболее важные с точки зрения археологии находки изначально фотографируются прямо в слое, где они были обнаружены, а также отдельно после их первичной очистки в поле, но до упаковки; фотографии (кроме общевидовых) должны иметь масштаб, определяемый в процессе фото съемки с использованием специальной фоторейки (представляет собой примерный аналог криминалистической линейки, но гораздо больше по свей длине, что позволяет масштабировать в процессе фотосъемки крупные объекты, имеющие актуальное для археологии значение), а также указатель север – юг[9].

Применительно к разработанным в криминалистической технике способам фотосъемки при производстве следственных действий, с учетом археологических требований к фиксации места проведения полевых работ, следует рекомендовать сотрудникам правоохранительных органов при проведении осмотра места происшествия по факту нарушения культурного слоя, следующий подход к проведению фотографической фиксации вещно-следовой картины осматриваемого места, установленной в ходе следственного действия.

1. Ориентирующую фотосъемку следует производить по отношению к той части памятника архитектуры, где имеются следы нарушения культурного слоя земли (например: курганы, наземные строения и т.д.). В случае, если внешние признаки памятника архитектуры не определяются визуально, то ориентирование проводится по отношению к имеющимся на местности стабильным объектам, находящимся как, в границах зоны памятника, так и сразу за его пределами;   

2. Обзорный снимок места раскопа проводится с фоторейкой и обязательным обозначением направления размещения фотографируемого места по сторонам света (север – юг). Для фотосъемки глубины раскопа фоторейка помещается вертикально в глубину раскопа, а при фотосъемке его внешних границ, фоторейка размещается горизонтально на поверхности, непосредственно возле раскопанного места;

3. При значительных площадях раскопа фотосъемка делается от стенки самого раскопа или специально подготовленных стенок (бровки) выполненных по границам раскопанного места (целесообразно производить фотосъемку с каждой из четырех сторон стенок (бровки) в направлении центра);

4. При наличии наблюдаемых изменений слоев земли (полный, не полный раскоп), обязательно производится фотосъемка этих изменений с учетом приемов, рекомендованных для узловой фотографии. Особое внимание следует уделить следам-отражениям, оставшимся на почве от конкретных орудий, использовавшихся для проведения раскопа (взаиморасположение относительно друг друга в самом раскопе и прилегающей к нему территории, а также на стенке (бровке) раскопа);

5. В случае выявления в раскопе зачищенных профилей, производится их фотосъемка крупным планом с использованием фоторейки (для купных участков) и (или) масштабной криминалистической линейки для мелких деталей;

4. Обязательно фотографируются виды всех расчищенных в ходе раскопа сооружений, включая ямы, землянки, каменные выкладки, погребения и т.п.;

5. При наличии визуально определяемой зоны материка, производится его фотосъемка с использованием фоторейки, размещаемой как по горизонтали, рядом с этим местом (фотосъемка с верху), так и по вертикале (желательно относительно стенок раскопа);

6. Все объекты, обнаруженные в месте раскопа или в месте отвала фотографируются по правилам детальной фотосъемки. Сначала такие фотографии делаются прямо в слое, где они были обнаружены. После извлечения этих предметов из земли и очистки от нее, они также фотографируются детально. Образование таких предметов связано с тем, что преступники, после извлечения археологических предметов с места раскопа, могут ошибочно считать их малую историческую ценность. В этом случае они либо их откидывают в сторону, либо, как отмечает Алексей Лукьянов, выбрасываются в отвал земли, рядом с местом проведения ими незаконных поисково-археологических действий [10].

Следует заметить о необходимости использования в процессе обзорной, и узловой фотосъемки места раскопа указателя север – юг. Все необходимые действия по фотографированию места раскопа с верху, могут проводится с помощью монопода. Семка с моноподом также может быть произведена, если в месте ее проведения имеются препятствия не превышающие максимальную величину подъема фотоаппарата при помощи монопода. Поскольку в месте раскопа и отвала его земли без специалистов-археологов не рекомендуется производить каких-либо действий, связанных со смешением грунта, то детальной фотосъемке подлежат только видимые в грунте предметы. Извлечение этих предметов запрещено в случае, если они составляют единое целое с иной их частью, скрытой под грунтом.

Подводя итог сказанному, следует напомнить следователям, специалистам-криминалистам, осуществляющим фотографическую фиксацию места нарушения культурного слоя, при наличии достаточных данных о том, что в данном месте осуществлялся незаконный поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания (Ст. 243.2 УК РФ). Сами археологи подчеркивают тот факт, что при помощи фотографий, сделанных в процессе проведения археологических поисковых работ, возможно в последующем установить важные обстоятельства, на которые первоначально не обратили внимание. Например, детальное изучение таких фотографий позволяет выявить установить пропущенные контуры ям, слоев перекопов, полустертые буквы надписей и т.д. [9] Своевременная и полная фотографическая фиксация места проведения полевых археологических работ позволяет сохранить полученную при этом информацию для последующей ее объективной оценки как всего процесса раскопа, так и обоснованности сделанных при этом выводов, в том числе, теми лицами, которые не принимали непосредственного участия в данных работах[9].

Необходимость своевременного и полного сочетания разработанных технико-криминалистических средств, приемов и методов фиксации материально-следовой обстановки места проведения следственного действия с методами археологической фиксации, в случае осмотра места незаконного нарушения культурного слоя, создаст условия для дальнейшего сохранения актуальной археологической информации. Актуальность такого кооперирования процесса фиксации, в ходе производства следственных действий, определяется тем, что как отмечает З.Г. Шакиров, любое проведение земляных работ непосредственно на археологическом памятнике, приводят к уничтожению информации о нем [4]. По отношению к рассматриваемой ситуации преступного нарушения культурного слоя работа следователя при производстве следственного действия, должна учитывать и необходимость сохранения как установленной криминалистически значимой, так и археологически значимой информации. Это непосредственно касается и вопроса, возможного сохранения археологического наследия пострадавшего в процессе незаконных действий, если сотрудники правоохранительных органов будут придерживаться высказанных нами рекомендаций по проведению фотографической фиксации места обнаружения нарушения культурного слоя, осуществленного с целью изъятие археологических предметов из мест залегания.

References

1. Ovsyannikova N.A. Kriminalisticheskie aspekty organizacii rassledovaniya prestupleniy, posyagayuschih na kul'turnye cennosti // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. 2019. URL: https://cyberleninka.ru (data obrascheniya: 12.10.2020).

2. Makarov N.A. Arheologiya i grabitel'skie raskopki: kommentariy k obscheizvestnomu. URL: http://www.archaeolog.ru (data obrascheniya: 09.10.2020).

3. St. 3 «Ob'ekty kul'turnogo naslediya (pamyatniki istorii i kul'tury) narodov Rossiyskoy Federacii» Federal'nyy zakon ot 25.06.2002 № 73-FZ (red. ot 24.04.2020). URL: http://www.consultant.ru. (data obrascheniya: 09.10.2020).

4. Shakirov Z.G. Metody fiksacii v arheologii: uchebno-metodicheskoe posobie. Kazan': Kazan un-t, 2015. URL: https://docviewer.yandex.ru (data obrascheniya: 09.10.2020). S. 19.

5. Sozdanie ortofotoplanov. URL: https://sovzond.ru. (data obrascheniya: 09.10.2020).

6. Prokopec S.D., Belov D.M. Sovremennye sposoby fiksacii arheologicheskih ob'ektov v polevyh usloviyah // Mul'tidisciplinarnye issledovaniya v arheologii. 2018. URL: https://cyberleninka.ru (data obrascheniya: 12.10.2020).

7. Darren Rowse. Znakomstvo s monopodami // Foto-monstr – sovety po fotos'emke ot professionalov. URL: https://photo-monster.ru. (data obrascheniya: 12.10.2020).

8. Arheologicheskiy slovar' – materik. URL: http://www.vokabula.rf (data obrascheniya: 12.10.2020)).

9. Pod'yapol'skiy S.S., Bessonov G.B., Belyaev L.A., Postnikov T.M. Restavraciya pamyatnikov arhitektury. M., 2000. URL: http://art-con.ru. (data obrascheniya: 12.10.2020).

10. Aleksey Luk'yanov. Arheologii psto (dlinnoe). URL: https://sikaraska.livejournal.com/489751.html (data obrascheniya: 12.10.2020).

Login or Create
* Forgot password?