ON THE ISSUE OF CONNECTIVITY OF THE ECONOMIC SPACE
Abstract and keywords
Abstract (English):
Increasing socio-economic differentiation of the economic space is one of the reasons for the slowdown in the development of the region. The way to reduce the negative phenomena caused by socio-economic differentiation is to create links within and between regions. These links should function within the common economic space. Therefore, the article clarified the concept of economic space, which is a territory with existing economic objects and entities located depending on the market situation and location of resources, which carries out economic interaction through connections both inside and outside the region. Its properties (depth, openness, fractality, peripherality, connectivity, disunity, distance) were identified and one of the most significant properties affecting the socio-economic development of the region was determined – connectivity. A critical analysis of scientists ' opinions on the definition of connectivity is given. From the analysis of literature sources, it is revealed that connectivity is the intensity of economic relations that create conditions for the effective (timely and cost-effective) movement of people, goods, and information through a developed transport infrastructure. It shows the close interaction of internal and external relations of the region, as well as the level of their development. The main types of connectivity are identified: global, interregional, and intraregional. Factors of reduced connectivity are shown, among which are: a high level of interregional differentiation and a communication gap. Ways to increase connectivity are presented, including the development of peripheral zones and reduction of inter-regional differentiation by creating infrastructure and industry in the peripheral territories, as well as the development of transport infrastructure.

Keywords:
economic space; properties of economic space; connectivity; types of connectivity; transport connectivity; transport infrastructure
Text
Publication text (PDF): Read Download

В настоящее время неоднородность экономического пространства и усиление социально-экономической дифференциации является одной из важных причин замедления экономического развития регионов. Многие регионы России обладают существенным производственным потенциалом и большими запасами природных ресурсов, однако имеющиеся их возможности не реализуются полностью. Одной из причин этого служит малая развитость связей внутри и между регионами. Создание таких связей приведет к формированию единого экономического пространства территории, что позволит регионам увеличить объемы воспроизводства и экспорта продукции. Развитие внутри- и межрегиональных связей обеспечивает сближение региональных экономик и сокращение социально-экономических диспропорций их развития [8]. Цель работы – уточнение теоретических аспектов обеспечения связности экономического пространства.

Из научных литературных источников можно сделать вывод, что в настоящий момент не существует единого определения экономического пространства. Большинство [1, 9] авторов придерживаются теории академика А.Г. Гранберга. С этой точки зрения экономическое пространство представляет собой единую территорию, с имеющимся множеством объектов и связей (населенные пункты, промышленные предприятия, транспортные и инженерные сети и т.д.) [6].

Эта трактовка, на наш взгляд, является достаточно полной, так как указывает на то, что экономическое пространство, прежде всего, физическая территория, на которой имеются объекты взаимодействия и связи между ними. Однако в данном определении нет четкого указания принципа размещения этих субъектов и объектов, т.е. они являются фактором экономического пространства, но не учитывают механизм и принципы их распространения и взаимодействия.

По мнению американского экономиста П. Кругмана [22], экономическое пространство представляет собой абстрактную экономическую территорию меняющегося распределения ресурсов на основе конъюнктуры и их местоположения. Данное определение имеет сходство с определением А.Г. Гранберга в том, что в данном случае экономическое пространство также является территорией, но отличается тем, что в первом случае подразумевается конкретная территория, ограниченная административными границами, являющаяся реальной физической территорией, а в данном случае это территория является абстрактной, т.е. ее границы неизвестны. Также в данном определении говорится, что взаимодействующие объекты и субъекты определяются расположением ресурсов, что объясняет направления развития территории.

Более современные источники показывают понимание экономического пространства с позиции экономических отношений. Так, по мнению таких ученых, как Г.Ю. Гагарина [19], П.А. Минакир и А.Н. Деменьяненко [21], экономическое пространство представляет собой взаимодействия хозяйствующих субъектов по созданию результатов экономической деятельности, расположенными в пределах определенного географического пространства. Данная трактовка показывает, что причиной возникновения экономического пространства являются экономические взаимодействия субъектов на реальной, физической территории.

Исходя из проведенного анализа, следует, что экономическое пространство это территория, содержащая экономические объекты и субъекты, расположенные в зависимости от состояния и местоположения ресурсов. При этом данные субъекты осуществляют взаимодействия посредством связей как внутри территории, так и за ее пределами с внешними регионами.

Важным аспектом изучения экономического пространства является понимание его свойств. Мнения ученых [2, 6, 11, 14−18] о свойствах экономического пространства разнятся, но, тем не менее можно выделить некоторые общие (табл. 1).

Таблица 1

Свойства экономического пространства*

Наименование свойства

Описание

Фрактальность

Показывает, что экономическое пространство региона является частью более крупного экономического пространства

Глубинность

Определяет расположение ресурсов региона и возможностей воспроизводства

Неоднородность

Показывает разный уровень экономического развития, освоенности территории и ее возможностей реализации экономического потенциала

Расстояние

Показывает развитость транспортных путей, их протяженность для обеспечения доступа к узлам высокой экономической плотности

Разобщенность

Показывает различия в нормативно-правовых базах, традициях и обычаях

Закрытость/ открытость

Показывает направления экономического взаимодействия регионов

Периферийность

Отражает существование центральных и периферийных территорий по уровню экономического развития

Связность

Отображает эффективность взаимодействия между регионами.

*Примечание: Составлено по источникам: [3, 13, 17, 20].

Выстраивание экономических связей создает условия для формирования единого экономического пространства. Одним из его ключевых свойств, обусловливающих единство пространства, является связность. Она позволяет оценить целостность экономического пространства, а также возможности взаимодействия регионов между собой.

Связность в настоящее время является малоизученным свойством, поэтому ученые его трактуют по-разному. Так, по мнению коллектива авторов под руководством И.В. Волчковой [7], под связностью понимается количественно и качественно измеримые базисные свойства социально-экономических отношений. В качестве таких характеристик авторы выделяют доступность осуществления социально-экономических взаимодействий, их интенсивность.

Аврамчикова Н.Т., Чувашова М.Н. под связностью понимают количественно измеряемую степень интенсивности различных взаимодействий между субъектами [3]. То есть связность выступает мерой эффективности экономического взаимодействия.

По мнению Гранберга А.Г., связность – сила взаимодействия экономических связей между субъектами пространства, условиями транспортировки товаров, услуг, людей и др., определяемые формированием транспортных и коммуникационных сетей [6]. На основе данной трактовки следует, что связность пространства обеспечивается связями между экономическими агентами. Также в данном определении указаны пути создания данных связей через транспортную инфраструктуру и коммуникационные связи.

 По мнению Симаровой И.С. [10] и Погосяна М.А. [5] связность отражает интенсивность процесса обмена регионов товарами, услугами и ресурсами. С целью наиболее результативного обмена важно создавать достаточную плотность и пропускную способность путей сообщения, а также транспортной инфраструктуры.

Таким образом, под связностью следует понимать интенсивность экономических связей, которая создает условия для реализации эффективного перемещения людей, грузов, информации, посредством развитой транспортной и иной инфраструктуры. Также связность является количественно и качественно измеримым показателем. Уровень связности региона можно оценить по таким показателям, как миграционные потоки, отношение объемов ввоза и вывоза продукции и др.

Связность, как свойство экономического пространства, определяет распределение ресурсов и достижение экономического эффекта от их применения. Регулирование уровня связности, посредством укрепления связей, необходимо для снижения концентрации благ и экономической активности на отдельных территориях.

Для обеспечения своевременных и выгодных транспортировок грузов и пассажиров необходимо определить основные проблемы развития связности. Одними из факторов снижения связности экономического пространства являются:

  1. Приоритетное развитие центров региона. Для предотвращения сильного дисбаланса между центром и периферией необходимо проводить социально-экономические программы усиления экономической деятельности в периферийных территориях.
  2. Высокий уровень межрегиональной дифференциации, для этого важным направлением его снижения является создание условий для развития регионов.
  3. Коммуникационный разрыв в пространственном развитии страны. То есть необходимость создания развитой сети транспортной инфраструктуры, так как часть зон российской периферии имеет ограниченную транспортную доступность.

Развитие связности экономического пространства региона позволяет создавать единые и целостные народнохозяйственные комплексы. При разрыве связей внутри этих комплексов произойдет снижение результативности экономической деятельности. Одной из причин появления такого разрыва является нарастание концентрации населения и экономической активности в крупных агломерациях.

Малая развитость транспортной инфраструктуры обеспечивает низкий уровень связности, что создает проблемы для закрепления населения на приграничных, сельских и иных значимых территориях, а также ограничивает возможность развития туристической направленности регионов. Для решения данной проблемы необходимо создавать условия жизни не ниже, чем в крупных городах. Одной из таких возможностей создания определенных условий является развитие связности регионов, поскольку каждый регион обладает определенным воспроизводственным потенциалом. Создание связей внутри региона обеспечит его реализацию, следовательно, в регионе появятся новые рабочие места.

Способность производить, распространять и воспринимать новые товары и услуги, новые технологии, определяет экономический потенциал любого пространства. Различия в инновационном уровне развития, на глобальном и национальном уровнях, являются одним из основных факторов появления и расширения межгосударственных и межрегиональных диспропорций. Различия социально-экономических показателей оказывают влияние на международное экономическое сотрудничество, затрудняя создание равномерности развития регионов [4].

На фоне этих различий, а также социально-демографического фактора, уровня развития научно-технического кластера, а также неоднородности социально-экономического развития и географических масштабов, можно выделить несколько видов связности (рис. 1).

Под глобальной связностью понимают связность, обеспечивающую связи между государствами. Важными путями реализации данных связей являются межрегиональные транспортно-логистические коридоры «Север-Юг», «Запад-Восток».

Межрегиональная связность имеет 3 подтипа:

  • Макрорегиональная: показывает связи между центрами и периферией, а также между центром и центром, периферией и периферией.
  • Между примыкающими регионами с малой плотностью населения.
  • Межагломерационная – связность между крупными агломерациями.

Внутрирегиональная связность состоит из 3 подтипов:

  • Внутри агломерации с высокой плотностью населения, в которой сконцентрирована основная экономическая деятельность.
  • Территории с малой плотностью населения и низким уровнем экономической активности.
  • Малонаселенные территории с особым статусом [5].

Приоритетное развитие центров в экономическом развитии региона создает неоднородность в инфраструктурной обеспеченности центральной и периферийной зон, что служит условием для снижения уровня связности между соседними периферийными территориями. В основном, центры представляют собой наиболее развитые и мощные административные территории (крупные города, региональные центры и др.). Развитие экономического пространства в большинстве случаев происходит вокруг крупных, промышленно и технологически развитых городов. Периферийные территории отстают по экономическому развитию, а также по уровню образования, инфраструктуре и уровню научно-технического прогресса, так как на данных территориях менее развиты промышленные предприятия или они вовсе отсутствуют [8].

На развитие связности сильное влияние оказывает развитие транспортной инфраструктуры, так как эффективность процессов экономической деятельности объектов пространства зависит от постоянных перемещений ресурсов между объектами.

Связность является одним из основных аспектов, обеспечивающих целостность региона, так как она обусловливает как внутрирегиональное, так и межрегиональное взаимодействие. Создание таких взаимодействий создает постоянный региональный экономический цикл воспроизводства товаров, создает возможности развития регионов. В то же время она создает целостность экономического пространства, что обеспечивает согласованное сбалансированное развитие сил региона, рациональное распределение природно-ресурсного потенциала региона, создание постоянных внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей.

 

Примечание: Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН ВолНЦ РАН по теме НИР № 0168-2019-0004 «Совершенствование механизмов развития и эффективного использования потенциала социально-экономических систем».

References

1. Arbuzov R.M., Grigor'eva S.A. Ocenka effektivnosti sdelok sliyaniya i pogloscheniy na razvityh rynkah kapitala Zapadnoy Evropy // Ekonomicheskiy zhurnal VShE. − 2015. − T. 19. − №1. − S. 199−217.

2. Gringel' B.M. Ispol'zovanie konkurentnogo potenciala dlya usileniya innovacionnogo razvitiya regionov // Innovacii. − 2012. − №12. − S. 116−120.

3. Avramchikova N.T., Chuvashova M.N. Problemy povysheniya kachestva ekonomicheskogo prostranstva v resursno-orientirovannyh regionah Rossiyskoy Federacii // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. − 2014. − №5. − S. 2−11.

4. Basareva V.G. Regiony Rossii: adaptaciya k meram gosudarstvennogo regulirovaniya // Region: ekonomika i sociologiya. − 2015. − №1. − S. 29−48.

5. Pogosyan M.A., Strelec D.Yu., Vladimirova V.G. Svyazannost' territorii rossiyskoy federacii: ot postanovki kompleksnyh zadach k formirovaniyu kompleksnyh nauchno-tehnicheskih proektov. // Nauchnaya sessiya obschego sobraniya chlenov RAN. − 2019. – S. 489−495.

6. Granberg A.G. Osnovy regional'noy ekonomiki: ucheb. dlya vuzov. – Moskva, 2004. 495 s.

7. Aglomeracionnye processy Rossii v kontekste svyazannosti social'no-ekonomicheskogo prostranstva/ Volchkova I.V. [i dr.]// Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2017. T. 15. Vyp. 3. S.422-433.

8. Uskova T.V., Lukin E.V., Voroncova T.V., Smirnova T.G. Problemy ekonomicheskogo rosta territorii. − Vologda: ISERT RAN, 2013. 170 s.

9. Rudneva L.N., Mosyakina E.A. Ocenka differenciacii social'no-ekonomicheskogo razvitiya sub'ektov ural'skogo federal'nogo okruga // Perspektivy nauki. − 2013. − № 6 (45). − S. 90−94.

10. Polyakova A.G., Simonova I.S. Regional'noe ekonomicheskoe prostranstvo i territorial'noe razvitie: ocenka deystviya sil svyazannosti // Vestnik UrFU. Seriya ekonomika i upravlenie. − 2014. − №2. − S. 48-60.

11. Avramchikova N.T. Teoreticheskie aspekty ocenki kachestva ekonomicheskogo prostranstva // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. − 2012. − №35 (266). − S. 2-13.

12. Danilenko L.N. Problemy transformacii rentno-syr'evoy modeli rossiyskoy ekonomiki // Innovacii. − 2013. − №2. − S. 18-27.

13. Chernecova N.S. Priroda i struktura ekonomicheskogo prostranstva i ekonomicheskie rezul'taty // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. G. Belinskogo. − 2006. − №6. − S. 64−68.

14. Samsonov V.B., Shapovalov S.A. Ekonomicheskoe prostranstvo regiona v svete teorii ciklov // Problemy novoy politicheskoy ekonomii. − 2004. − № 2. − S. 55.

15. Mitrofanova I.V., Morozova I.A. Osnovnye harakteristiki i atributivnye svoystva ekonomicheskogo prostranstva // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. − 2008. − № 6 (27). − S. 47−56.

16. Hasieva T.A., Dikinova A.A. Suschnost', svoystva i osnovnye tendencii razvitiya ekonomicheskogo prostranstva v transformacionnoy ekonomike // Molodye uchenye v reshenii aktual'nyh problem nauki: sbornik statey. Vladikavkaz: Severo-Osetinskiy gosudarstvennyy universitet im. K.L. Hetagurova. − 2014. − S. 630-633.

17. Biyakov O.A. Ekonomicheskoe prostranstvo: suschnost', funkcii, svoystva // Vestnik KuzGTU. − 2004. − №2. − S. 101−108.

18. Orehova E.A. Vliyanie harakteristik i svoystv ekonomicheskogo prostranstva na razvitie territorii // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. − 2008. − № 10(57). − S. 19-23.

19. Gagarina G.Yu. Razvitie metodologii upravleniya prostranstvennoy migraciey ekonomiki regionov Rossii: diss. Na soiskanie uchenoy stepeni d.e.n. po special'nosti 08.00.05 / Gagarina G. Yu.; [Mesto zaschity: Ros. ekonom. un-t im. G. V. Plehanova]. – Moskva, 2013. 328 s.

20. Kul'kov V.M. Ekonomicheskoe prostranstvo: teoreticheskie aspekty i sovremennye process// Vestnik Moskovskogo Universiteta. Ser. 6. Ekonomika. − 2014. − №1. − S. 3−18.

21. Ocherki po prostranstvennoy ekonomike / P.A. Minakir, A.N. Dement'ev; otv. red. V.M. Polterovich. − Habarovsk: IEIDVORAN, 2014. − 272 s.

22. Krugman P. Complex Landscapes in Economic Geography H American Economic Association. Papers and Proceeding. 1994. vol.84. pp. 413.

Login or Create
* Forgot password?