employee
Ekaterinburg, Ekaterinburg, Russian Federation
employee
employee
Abstract. In conditions of macroeconomic instability and growing risks, the role of technical service in the work of agricultural enterprises is significantly increasing. There are qualitative changes in the functioning of technical services due to the transition to a new technological structure and the modern digital economy. The role and importance of technical and technological services is increasing at the present stage in connection with the transition from lean production - to the model of “fast-reacting production”. The article notes that the deterioration of the quality of the ecological environment, accelerated depreciation of fixed assets, the wear of which reaches 70 % or more, have a negative impact on the development of the agro-industrial complex (AIC). The solution to these problems is based on the modernization of industries and the intensification of agricultural production, which is characterized by additional investment of labor and funds per unit of land area. In this area, a number of important problems related to the reorganization of maintenance, its financing, informatization, digitalization, etc., have become aggravated in recent years. The efficiency of the functioning of the agro-industrial complex largely depends on the solution of these problems at the present stage. The purpose of the study is to analyze and assess the current state of the field of technical and technological services for agricultural enterprises and the prospects for its further development. The most important condition for improving this block of the reproduction process in the agro-industrial complex is the increase in state funding and its effective targeted distribution in specific areas of innovative development. The results of the study are to identify the lack of inclusion of maintenance in the plans for innovation activities of agricultural enterprises, in connection with which recommendations are proposed to remedy the situation (creation of own technical and technological maps for the development of agricultural enterprises and the intellectualization of its material and technical services). Methods used: analysis and synthesis, comparison and observation. The scientific novelty is the analysis of indicative financial planning and a flexible system of targeted budgeting of production assignments for servicing agricultural enterprises.
agro-industrial complex, reproduction process, government funding, innovative approach, technical service
Постановка проблемы (Introduction)
В условиях смены технологических укладов и перехода от модели «бережливого производства» к модели «быстрореагирующего производства» особое значение приобретает смена технико-технологического обслуживания конкретных сфер и отраслей экономики. Это в полной мере касается и агропромышленного комплекса (АПК).
Дело в том, что аграрный сектор экономики сегодня сталкивается с ухудшением качества экологической среды, ускоренной амортизацией основных фондов, износ которых в ряде случаев достигает уже 70–80 %. В первую очередь это касается снижения качества земли и состояния машинного парка АПК.
Агропромышленный комплекс включает в себя отрасли народного хозяйства, производящие сельскохозяйственную продукцию для удовлетворения потребностей населения, а также отрасли производственного обслуживания сельского хозяйства. Основными задачами АПК являются:
- обеспечение продовольственной безопасности страны;
- дальнейшее социально-экономическое развитие сельских территорий;
- повышение эффективности сельского хозяйства и др.
Решение этих задач основывается на модернизации отраслей и интенсификации сельскохозяйственного производства, которая характеризуется дополнительными вложениями труда и средств на единицу земельной площади. Вместе с тем сведение сущности интенсификации сельскохозяйственного производства к последовательным затратам труда и капитала является односторонним. «Главным, определяющим в ее сущности, является качественное преобразование и тем самым «повышение конкурентоспособности, конкретных вещественных элементов и производственных ресурсов» [1]. Такое «качественное преобразование» основных факторов сельскохозяйственного производства обеспечивается эффективной организацией их использования в процессе производства. И здесь важную роль играет сфера обслуживания, связанная с текущим и капитальным ремонтом, реновацией и инновационным подходом.
Реализация данного процесса неразрывно связана с внедрением эффективных (например, энергосберегающих) технологий, обеспечивающих всемерную экономию как материально-технических, так и трудовых ресурсов. Воспроизводственный процесс в АПК начинается с отраслей, обеспечивающих сельское хозяйство средствами труда. Определяющая роль в этом процессе принадлежит сельскому хозяйству, которое является связующим звеном между отраслями, обеспечивающими его средствами труда, и отраслями, перерабатывающими сельскохозяйственное сырье [2]. Эта связь носит многомерный характер и существенно меняется в условиях современной макроэкономической нестабильности и растущих рисков.
Сегодня многие сельскохозяйственные товаропроизводители имеют на предприятиях современные тракторы, зерноуборочные, кормоуборочные и картофелеуборочные комбайны отечественного и импортного производства. Но в гораздо меньшей степени сельскохозяйственные производители обеспечены робототехникой, цифровыми платформами, другими техническими достижениями цифровой экономики.
В то же время, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, многими сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами ежегодно приобретаются десятки тысяч единиц сельскохозяйственных машин и оборудования. Однако в этой области за последние годы обострился ряд важных проблем, связанных с реорганизацией технического обслуживания, его финансированием, информатизацией, цифровизацией и т. д. Именно от решения этих проблем на современном этапе во многом зависит эффективность функционирования АПК.
Методология и методы исследования (Methods)
В исследовании использованы методы структурно-функционального, программно-целевого, компаративного и герменевтического анализа. Предметом исследования являются сфера технического обслуживания предприятий АПК в условиях макроэкономической нестабильности и ее влияние на характер и содержание современного аграрного производства и аграрной политики. В качестве объекта исследования выступает аграрная политика российского государства в условиях современной промышленной революции и перехода к новому технологическому укладу.
Результаты (Results)
Формирующаяся в настоящее время стратегия эффективного технического сервиса (и не только машин и оборудования АПК, но и других его технико-технологических составных элементов) должна «включать объединенные в себе разобщенные ремонтно-эксплуатационные подразделения хозяйств, специализированные межхозяйственные ремонтные предприятия, фирменное сервисное обслуживание заводов-изготовителей и региональный бизнес-сервис» [3].
В условиях развития инновационного подхода к организации и управлению АПК в целом можно выделить несколько направлений развития инноваций в обслуживании: технико-технологические, сервисные, организационно-технологические, управленческие [4].
Очевидно, что в условиях кризиса и растущей макроэкономической нестабильности и неопределенности возможности для развития системы технического обслуживания предприятий АПК существенно меняются. Это связано с изменением сроков выполнения конкретных сельскохозяйственных работ, изменением рыночной конъюнктуры, режима финансирования и т. д. Меняются и условия и характер труда механизаторов. Так, «доля механизаторов в проведении ремонтно-эксплуатационных работ возросла с 25 до 85 %, т. е. механизаторы сейчас вынуждены одновременно осуществлять не только технологический процесс сельскохозяйственного производства, но и обслуживание, и ремонт техники» [5, с. 75].
Ежегодно на техническую и технологическую модернизацию из средств федерального и региональных бюджетов выделяются значительные финансовые ресурсы. Внедряются новые, эффективные механизмы оказания помощи сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам. Одним из действенных средств оказания помощи сельхозпроизводителям является субсидирование приобретения техники по федеральному лизингу.
В целом объем внутренних затрат на научные исследования и разработку новой техники и технологий в Свердловской области в 2018 г. составил около 30 млрд. рублей. Свердловская область заняла второе место в Российской Федерации (без учета Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга), уступив Нижегородской области. О динамике роста таких затрат можно судить по данным таблицы 1.
Таблица 1
Внутренние затраты на НИОКР по видам работ в Свердловской области (2010–2018 гг.)*
Показатели, млн руб. |
2010 |
2014 |
2017 |
2018 |
Всего, в том числе: |
12 082,5 |
24 375,5 |
29 414,7 |
27 398,4 |
Прикладные исследования |
777,6 |
1 417,7 |
1 743,6 |
1 563,8 |
Опытно-конструкторские разработки |
9 107,6 |
19 384,5 |
23 948,0 |
21 850,1 |
* Составлено авторами по ежегодным отчетам (статистическим сборникам) Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области за 2010–2018 гг.
Table 1
Internal SREDW costs by type of work in the Sverdlovsk region (2010–2018)*
Indicators, million rubles |
2010 |
2014 |
2017 |
2018 |
Total, including: |
12 082.5 |
24 375.5 |
29 414.7 |
27 398.4 |
Applied research |
777.6 |
1 417.7 |
1 743.6 |
1 563.8 |
Research and development |
9 107.6 |
19 384.5 |
23 948.0 |
21 850.1 |
* Compiled by the authors based on annual reports (statistical compilations) of the Office of the Federal State Statistics Service for the Sverdlovsk region for 2010–2018.
Достаточно активно, хотя и не в том объеме, какой объективно необходим, реализуется программа субсидирования производителей сельскохозяйственной техники, благодаря которой покупатели приобретают новые машины отечественного производства со скидкой 25 %, а часть процентной ставки компенсируется банками по условиям кредитных договоров, предоставляемых для приобретения отечественного сельскохозяйственной техники. Право на покупку техники со скидкой есть у покупателей, имеющих статус сельскохозяйственного товаропроизводителя в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264 [6]. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей особенно актуальными являются те направления государственной аграрной политики, по которым ведется финансирование [7].
Основными направлениями совершенствования инженерно-технического обеспечения сельского хозяйства на текущий момент являются:
- внедрение в производство энерго- и ресурсосберегающих технологий и машин;
- модернизация машинно-тракторного парка в направлении повышения его надежности, универсальности, экономичности, комфортности операторов;
- создание условий применения комбинированных агрегатов для поверхностной обработки почвы и посева зерновых культур;
- более широкое использование планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка;
- снижение себестоимости механизированных работ;
- финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся модернизацией машинно-тракторного парка, за счет бюджетных средств.
Все названные выше направления являются неотъемлемой частью процесса воспроизводства в сельском хозяйстве, без чего нормальное его функционирование оказывается невозможным [8].
Крайне важны в современных условиях вопросы оценки потенциальных возможностей производства сельскохозяйственной продукции и выявления резервов его эффективности, что, в свою очередь, определяет объективную необходимость комплексного исследования категории производственного потенциала сельскохозяйственных организаций [9]. Сервисное обслуживание, его организация и качество относятся как раз к такому потенциалу сельскохозяйственных организаций.
Оценка этого потенциала тем более актуальна, если учесть, что в последние годы существенно меняются не только объемы обрабатываемой земли в аграрной сфере экономики, но и структура (профиль) таких земель и, соответственно, выращиваемых культур. Об этом можно судить на примере основных видов зерновых (таблица 2):
Таблица 2
Динамика изменения посевных площадей по видам сельскохозяйственных культур (в хозяйствах всех категорий; тыс. га) в Российской Федерации с 2010 г. по 2022 г.*
Год |
Пшеница, тыс. га |
Рожь, тыс. га |
2010 |
12 699 |
1 757 |
2011 |
11 805 |
1 547 |
2012 |
11 842 |
1 557 |
2013 |
12 334 |
1 831 |
2014 |
12 161 |
1 874 |
2015 |
13 354 |
1 290 |
2016 |
14 021 |
1 259 |
2017 |
14 925 |
1 180 |
2018 |
14 555 |
1 202 |
2019 |
14 924 |
1 128 |
2020 |
15 293 |
1 054 |
2021 |
15 663 |
980 |
2022 |
16 032 |
906 |
* Рассчитано авторами с использованием программы MS Excel на основе ежегодных Отчетов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
Table 2
Dynamics of change in sown areas by types of crops (in farms of all categories; thousand ha) in the Russian Federation from 2010 to 2022*
Year |
Wheat, thousand ha |
Rye, thousand ha |
2010 |
12 699 |
1 757 |
2011 |
11 805 |
1 547 |
2012 |
11 842 |
1 557 |
2013 |
12 334 |
1 831 |
2014 |
12 161 |
1 874 |
2015 |
13 354 |
1 290 |
2016 |
14 021 |
1 259 |
2017 |
14 925 |
1 180 |
2018 |
14 555 |
1 202 |
2019 |
14 924 |
1 128 |
2020 |
15 293 |
1 054 |
2021 |
15 663 |
980 |
2022 |
16 032 |
906 |
* Calculated by the authors using MS Excel based on the Annual reports of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation.
В «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» в подразделе, касающемся технической и технологической модернизации, были выделены основные направления развития технического сервиса в сельскохозяйственной отрасли. Прежде всего обращалось внимание на обновление парка сельскохозяйственной техники; реализацию инновационных проектов в АПК; развитие биотехнологии [10]. Ряд задач, поставленных в Программе, успешно решались в последующие годы.
В современных условиях остро стоит задача дальнейшего развития материально-технической базы сельскохозяйственной отрасли на основе научно-технического прогресса [11].
К материально-технической базе АПК относятся машинно-тракторный парк предприятий сельскохозяйственной отрасли; предприятия производящие сельскохозяйственные машины и оборудование; ремонтные мастерские; организации, занимающиеся реализацией сельскохозяйственных машин [12].
Важную роль в развитии материально-технической базы сельскохозяйственных организаций играет машинно-тракторный парк, к которому относятся:
- тракторы, плуги, сеялки, культиваторы, универсальные машины;
- зерноуборочные комбайны, самоходные косилки, зерноочистительные машины и др.;
- специальные машины и оборудование, используемые для механизации трудоемких процессов в сельском хозяйстве.
С целью оптимизации машинно-тракторного парка, роста удельного веса современных сельскохозяйственных машин и сокращения устаревшей техники структура парка постоянно изменяется, повышается эффективность использования машин, совершенствуются технологические процессы. Таким образом, основные технико-экономические показатели деятельности сельхозпредприятий зависят от их оснащенности современными энергетическими средствами и рабочими машинами.
Важным моментом совершенствования технического сервиса предприятий АПК является не только обновление их технико-технологического обеспечения, но и использование современных форм применения сельскохозяйственной техники. Можно выделить два основных направления в совершенствовании практики использования техники предприятиями АПК:
- формы и способы;
- условия (таблица 3):
Таблица 3
Рационализация организации использования техники в АПК
Формы, способы и условия рациональной организации использования техники на предприятиях АПК |
|||
№ |
Формы и способы |
Условия |
|
1 |
Постоянные механизированные бригады (звенья) с закрепленным фронтом работ (например, севооборотом) |
Рациональный размер объема работ (пашни и набора культур); в подразделении до 15 механизаторов |
|
2 |
Постоянные механизированные отряды |
Отряды плодородия, тракторно-транспортные |
|
3 |
Временные организационно-технологические подразделения |
Уборочно-транспортные, пахотные, посевные |
|
4 |
Групповой способ организации использования техники |
Оптимальный размер группы материально-технического администрирования в одной загонке (1–3), выделение резервных машин |
|
Table 3
Rationalization of the organization of the use of technology in the agro-industrial complex
Forms, methods and conditions for the rational organization of the use of technology at agricultural enterprises |
|||
No. |
Forms and methods |
Conditions |
|
1 |
Permanent mechanized brigades (links) with a fixed front of work (for example, crop rotation) |
The rational size of the volume of work (arable land and a set of crops); in a subdivision of up to 15 machine operators |
|
2 |
Standing mechanized squads |
Fertility detachments, tractor-transport |
|
3 |
Temporary organizational and technological units |
Harvesting and transport, arable, sowing |
|
4 |
Group way of organizing the use of technology |
The optimal size of the Logistics group in one enclosure (1–3), allocation of reserve machines |
|
Еще одной проблемой развития сервисного обслуживания предприятий АПК является значительная дисперсия цен на обслуживание сельскохозяйственной и городской техники, городского офисного и сельскохозяйственного оборудования. Доплаты за выезд (разъездное обслуживание), за полевые условия и т. д. способствуют росту издержек обслуживания и трансакционных затрат сельхозпроизводителей. Отсутствие паритета цен на продукцию сельхозпроизводителей и материально-технические ресурсы также является фактором, негативно влияющим на развитие сельского хозяйства.
Негативно отражается на развитии и дальнейшем укреплении материально-технической базы сельского хозяйства недостаточная государственная финансовая поддержка. Перевод отраслей сельского хозяйства на новые технологии, способствующие экономии энергоресурсов, росту производительности труда, снижению себестоимости продукции, широкое использование цифровизации невозможно без поддержки сельхопроизводителей на федеральном и региональном уровнях.
В отличие от других сфер экономики технический прогресс в АПК имеет специфические особенности в каждой его отрасли. Именно данный фактор и ставит задачу дополнительных капитальных вложений в сельское хозяйство. Увеличение финансирования агропромышленного комплекса страны позволит обеспечить дальнейшую интенсификацию производства, то есть комплексную механизацию и автоматизацию, мелиорацию, повышение продуктивности животных и птицы и др.
Итак, по своей сути технический прогресс в сельском хозяйстве заключается в применении новых технологий, машин и оборудования, цифровизации. Дальнейшее развитие технического прогресса обеспечит рост экономической эффективности сельскохозяйственного производства и продовольственную безопасность государства. Это крайне важно в условиях санкционной политики США и стран Западной Европы.
Таким образом, в основе развития технического сервиса в АПК должен находиться свободный рынок материально-технических ресурсов. Материально-технические услуги в сфере технического сервиса оказываются потребителям на основе цен и тарифов, формируемым в соответствии с рыночной конъюнктурой. Меры государственного регулирования в этой области должны стимулировать инициативу и предприимчивость коммерческих структур, способствовать становлению конкурентоспособных предприятий, защите отечественных производителей промышленной и сельскохозяйственной продукции [13].
Однако до сих пор остается острой проблема проектирования и эксплуатации предприятий технического сервиса в АПК [14]. Это связано с необходимостью реконструкции и технического перевооружения сервисных предприятий, а также приведения их в соответствие с требованиями современной цифровой экономики. Помимо обслуживания машинного парка, современный технический сервис касается и обслуживания робототехники, компьютерных и информационных сетей агропроизводителей. В условиях применения фотоники и робототехники становятся необходимыми новые, интеллектуальные форматы технического сервиса [15]. Например, информационно-аналитические системы в управлении сельскохозяйственным производством [16].
Среди прочего острота названной проблемы обусловлена масштабами и характером государственной поддержки отечественных сельскохозяйственных производителей. Известно, что после вступления России в ВТО она приняла на себя обязательства сократить объем господдержки аграриям с 9 млрд долларов до 4,4 млрд долларов в 2018 г. [17, с. 8]. Даже в Японии, не говоря уже о развитых странах Евросоюза или США, государственная поддержка сельскохозяйственных производителей выше в 9 раз [18, с. 4].
Это является одной из причин того, что сумма задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации последние 10 лет неуклонно растет. К 2015 г. она выросла по сравнению с 2000 г. на 36, % и превысила 44 млрд руб., что в 1,4 раза больше стоимости реализуемой аграриями продукции и в 7,5 раза больше получаемой ими чистой прибыли [19].
Вопреки обязательствам, взятым РФ перед ВТО, объемы государственной финансовой поддержки остаются достаточно высокими. Например, на субсидии аграриям в 2017 г. было затрачено 248 млрд руб., кассовое исполнение программы составило 234 млрд руб. Но при этом показатель эффективности такой поддержки государства остается на уровне ниже среднего (–0,12) [20].
Это можно объяснить тем, что до сих пор в финансовых программных документах по поддержке сельскохозяйственных производителей нет четкой росписи затрат на техническое обслуживание АПК. И хотя многие авторы часто рассуждают о поддержке инновационного сектора АПК, но техническое обслуживание сюда не относят. Об этом можно судить хотя бы по тому, что среди таких направлений поддержки инновационного развития АПК и механизмов его развития не упоминается сфера технического обслуживания [21, с. 238–258].
Обсуждение и выводы (Discussion and conclusion)
В условиях современного экономического кризиса предприятия АПК не в состоянии самостоятельно, своевременно и эффективно осуществлять техническое обслуживание собственной техники и технологии производства. Это объясняется как высокой степенью физического износа основных фондов, так и ускоренной амортизацией машинного парка, а также общей неблагоприятной ситуацией, сложившейся в условиях разного рода международных экономических санкций, пандемии COVID-19 и других негативных факторов.
В условиях форс-мажорной ситуации государство может и должно оказать необходимую финансовую поддержку предприятиям АПК, используя систему БОР (бюджетирование, ориентированное на результат) и предоставляя им финансовые средства адресным образом в форме субсидий и субвенций на техническую реновацию, в первую очередь, – на рекультивацию земли и обновление технического парка, проведение капитального и текущего ремонта техники и оборудования, разработку и внедрение новой технологии.
В этой связи представляется целесообразным отойти от практики минимальных коэффициентов бюджетного обеспечения в решении вопросов технической модернизации предприятий АПК и «разрабатывать средневзвешенные бюджетные коэффициенты, которые необходимо скорректировать с учетом регионального, природно-климатического, демографического и ряда других факторов» [22, с. 63]. Эта идея, сформулированная более 15 лет назад, до сих пор не реализована, а финансовая помощь предприятиям АПК на техническое обслуживание факторов производства осуществляется все еще «на глазок», без должного экономического обоснования. Отсюда – запаздывающий характер финансовой помощи, недостаточность финансовых средств и их неэффективное освоение.
Для решения данной проблемы предприятиям АПК целесообразно разработать собственные комплексные технико-технологические карты, которые включали бы степень и алгоритм физического, морального и экологического износа основных факторов производства (земли, зданий, сооружений, техники оборудования) и на основе которых региональные отраслевые органы власти подтверждали бы и инициировали заявки на получение государственных финансовых средств. Пока же «проводимая финансово-кредитная политика в нашей стране отрицательно сказывается на результатах деятельности сельхозпроизводителей и свидетельствует о наличии острой потребности в оборотных средствах, поскольку собственные средства сегодня не покрывают даже стоимости минимальных запасов» [13, с. 10].
1. Buzdalov I. N. Ob intensifikacii sel'skogo hozyaystva [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.viapi.ru/download/2013/126838.pdf (data obrascheniya: 11.12.2020).
2. Makarkin N. P., Gorina A. P., Alferina O. N., Korneeva N. V., Potapova L. N. Effektivnost' ispol'zovaniya resursnogo potenciala predpriyatiya: metodika ocenki [Elektronnyy resurs] // Fundamental'nye issledovaniya. 2019. № 11. S. 89–94. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42592 (data obrascheniya: 11.12.2020).
3. Esin O. A. Povyshenie effektivnosti ispol'zovaniya sel'skohozyaystvennoy tehniki putem centralizacii tehnicheskogo servisa (na primere dilerskih predpriyatiy Saratovskoy oblasti): dis. … kand. teh. nauk: 05.20.03. Saratov, 2016. 153 s.
4. Sokolova O. L., Sokolova L. V. Obzor zarubezhnogo opyta vnedreniya innovaciy v sfere uslug industrii pitaniya // Industriya pitaniya. 2019. T. 4. № 1. S. 72–80.
5. Solomkin A. P., Myalo O. V., Prokopov S. V. Usloviya formirovaniya tehnicheskogo servisa sel'skohozyaystvennoy tehniki v APK Zapadnoy Sibiri [Elektronnyy resurs] // Vestnik VSGUTU. 2015. № 2. S. 53–59. URL: http://vestnik.esstu.ru/arhives/VestnikVsgutu2_2015.pdf (data obrascheniya: 01.12.2020).
6. O razvitii sel'skogo hozyaystva: federal'nyy zakon ot 29.12.2006 N 264-FZ (red. ot 15.10.2020) [Elektronnyy resurs]. URL: https://fzrf.su/zakon/o-razvitii-selskogo-hozyajstva-264-fz (data obrascheniya: 20.11.2020).
7. Golovina S. G., Loretc E. E., Mikolaychik I. N., Smirnova L. N. Problemy razvitiya fermerstva v slozhivshihsya usloviyah sredy // Agrarnyy vestnik Urala. 2019. № 8 (187). S. 65–74. DOI: 10.32417/article_5d908ea8bc65f4.10403668.
8. Baryshnikov N. G. Vosproizvodstvo v sel'skom hozyaystve: prioritety i perspektivy. Moskva: Bibkom, 2020. 794 c.
9. Bondina N. N., Bondin I. A., Bashirova N. S. Effektivnost' ispol'zovaniya proizvodstvennogo potenciala v sel'skohozyaystvennyh organizaciyah // Niva Povolzh'ya. 2017. № 2 (443). S. 113–120.
10. O Gosudarstvennoy programme razvitiya sel'skogo hozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyaystvennoy produkcii. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii [Elektronnyy resurs]: URL: eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/sensitive_products (data obrascheniya: 21.11.2020).
11. Fedoseeva V. A. Ekonomika organizacii (predpriyatiya): uchebnoe posobie. Perm': Permskiy gosudarstvennyy nacional'nyy issledovatel'skiy universitet, 2018. 170 s.
12. Ekonomika predpriyatiy agropromyshlennogo kompleksa: uchebnik dlya vuzov [Elektronnyy resurs] / R. G. Ahmetov [i dr.] ; pod obschey redakciey R. G. Ahmetova. Moskva: Yurayt, 2020. 431 s. URL: https://urait.ru/bcode/450452 (data obrascheniya: 21.11.2020).
13. Fedorenko V. F., Golubev I. G. Perspektivy primeneniya additivnyh tehnologiy pri proizvodstve i tehnicheskom servise sel'skohozyaystvennoy tehniki [Elektronnyy resurs]. 2-e izd. Moskva: Yurayt, 2020. 137 s. URL: https://urait.ru/bcode/456920 (data obrascheniya: 26.11.2020).
14. Kravchenko I. N., Chepurin A. V., Kolomoychenko A. A. Proektirovanie predpriyatiy tehnicheskogo servisa. Moskva, 2015. 352 s.
15. Egorova O. D., Kostusyak R. A., Rybakova R. A. Informacionno-analiticheskaya sistema dlya upravleniya sel'skohozyaystvennym proizvodstvom // Innovacii v sel'skom hozyaystve. 2016. № 6 (21). S. 4–8.
16. Strebkov D. S., Bashilov A. M. Primenenie fotoniki i robototehniki – prioritetnaya perspektiva razvitiya agrarnogo proizvodstva // Innovacii v sel'skom hozyaystve. 2016. № 6 (21). S. 9–17.
17. Sistema gosudarstvennoy podderzhki sel'skogo hozyaystva v usloviyah chlenstva Rossii v VTO / Pod red. S. V. Kiseleva. Moskva, 2016. 176 s.
18. Semenova N. N. Uvelichenie gosudarstvennoy finansovoy podderzhki sel'skogo hozyaystva – real'naya neobhodimost' // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2015. № 17 (302). S. 2–12.
19. Il'in I. V. Finansovye instrumenty gosudarstvennoy podderzhki sel'skohozyaystvennyh predpriyatiy // Vestnik sel'skogo razvitiya social'noy politiki. 2016. № 1 (9). S. 62–65.
20. Obzor rynka sel'skogo hozyaystva [Elektronnyy resurs]. Moskva: Deloyt, 2018. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/research-center/obzor-rynka-selskogo-hozyajstva.pdf (data obrascheniya: 20.10.2020).
21. Zaharova E. V., Rusakovich V. I. Vstuplenie Rossii v VTO: ogranicheniya i vozmozhnosti na sovremennom etape: monografiya. Moskva: Prospekt, 2016. 160 s.
22. Guznov A. G., Rozhdestvenskaya T. E. Regulirovanie, kontrol' i nadzor na finansovom rynke v Rossiyskoy Federacii: uchebnoe posobie dlya srednego professional'nogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs]. 2-e izd., ispr. i dop. Moskva: Yurayt, 2020. 500 s. URL: https://urait.ru/bcode/456702 (data obrascheniya: 01.12.2020).
23. Golubina Zh. I. Byudzhetnye rashody na finansirovanie agropromyshlennogo kompleksa // Vestnik ekspertnogo soveta. 2015. № 3 (3). S. 10–14.