PROBLEMS OF PROVIDING AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX ORGANIZATIONS WITH MANAGEMENT PERSONNEL AND THEIR SOLUTIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The purpose of this research is to substantiate the need to develop a professional standard “Management specialist in industries and at enterprises of the agro-industrial complex” to improve the provision of the Russian agro-industrial complex with management personnel. Methods. To achieve this purpose, it is rational to apply analytical and statistical research methods: to analyze the provision of the Russian agro-industrial complex with specialists with economic and managerial competencies, to carry out a comparative analysis of the job responsibilities of managers and chief specialists of agricultural organizations performing the functions of personnel management and production processes, and the content and volume of economic-management training for the agro-industrial complex. Results. The heads of agricultural organizations, their deputies and chief specialists do not always meet the requirements for educational level and possession of economic and managerial competencies. On average, in the system of the Ministry of Agriculture of Russia, only 66 % of heads of agricultural enterprises have higher education, among the main specialists – 71 %. In the agricultural sector, there is an obvious shortage of managerial personnel, a high proportion of them are without professional education, a large proportion is occupied by employees of retirement age. Training of personnel for the agro-industrial complex is carried out in 54 universities subordinate to the Ministry of Agriculture of Russia. The number of graduates in the main agricultural areas and specialties trained internally at the expense of the federal budget is more than 19 000 people, but there are only about 6 000 graduates of the specialist and magistracy who have the right to occupy leadership positions. In addition, in the main professional educational programs of personnel for the agro-industrial complex, little study time is allocated for the study of economic and management disciplines, which does not allow the formation of the necessary competencies in graduates to perform the functions of organizing agricultural production. To provide agricultural organizations with personnel with modern economic and management competencies, it is proposed to recommend that agricultural universities, when teaching students in the main specialties of the agricultural profile, determine the list of relevant disciplines, their volume and content in the main professional educational programs in accordance with the labor functions, knowledge and skills specified in the draft professional standard “Specialist in management in industries and enterprises of the agro-industrial complex”.

Keywords:
staffing of the agro-industrial complex, specialists in the field of management, educational level of managers and chief specialists, the system of agricultural education, the formation of economic and managerial competencies of graduates of agricultural universities
Text
Publication text (PDF): Read Download

Постановка проблемы (Introduction)

Обеспечение продовольственной безопасности России и увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции требует высокого кадрового потенциала АПК. Главная цель научного исследования заключается в обосновании требований к экономико-управленческой подготовке специалистов АПК на основании профессионального стандарта «Специалист по управлению в отраслях и на предприятиях агропромышленного комплекса», который необходимо разработать в кратчайшие сроки.

Методология и методы исследований (Methods)

Для решения проблемы обеспечения АПК России квалифицированными управленческими кадрами необходимо изучить количественный и качественный состав руководителей и главных специалистов сельскохозяйственных организаций, проанализировать причины недостаточности экономико-управленческих компетенций у специалистов, осуществляющих управленческие функции. Для решения этих задач использованы статистические и аналитические методы.

Результаты (Results)

В настоящее время, когда руководство страны перед сельскохозяйственным производством ставит задачи достижения продовольственной безопасности и ориентации на экспорт, как никогда важна проблема насыщения агропромышленного комплекса высококвалифицированными управленческими кадрами.

Численность специалистов-управленцев соответствующей квалификации следует поддерживать на оптимальном уровне, т. к. при ее завышении увеличиваются накладные расходы. Следствием же нехватки управленческих кадров может являться снижение эффективности производства как результат ухудшения управляемости предприятия.

.

Поэтому изучение обеспеченности отраслей и предприятий АПК управленческими кадрами крайне важно для оптимизации количественного и профессионального состава аппарата управления. Низкая производительность, неудовлетворительные условия труда и его оплаты, отсутствие достойных условий жизни заметно влияют на численность и профессиональный состав управленческих кадров. 

 

Дефицит в АПК кадров, владеющих современными профессиональными компетенциями и прошедших целевую подготовку для управления отраслями и предприятиями АПК, сегодня ощущается как в высшем, так и в среднем звеньях управления сельскохозяйственными организациями.

В первом эшелоне управленческих кадров находятся руководители сельскохозяйственных организаций и освобожденные заместители руководителей (таблица 1). В целом по системе Минсельхоза России по состоянию на 01.01.19 насчитывалось 26 155 руководителей и 5 122 освобожденных заместителя руководителей. Среди руководителей сельхозорганизаций только 66 % имеют высшее образование, 26 % – среднее профессиональное. Более 2 000 руководителей (8 %) – так называемые практики, не имеющие профессионального образования. Почти пятая часть руководящих работников – в пенсионном возрасте, а руководителей моложе 30 лет всего 4 %. Среди освобожденных заместителей руководителей образовательные и возрастные показатели немного лучше, однако необходимо отметить высокую сменяемость руководящих работников этой категории: около 14 % сменилось за год [1], [2, с. 43].

Таблица 1

Характеристика руководителей сельскохозяйственных организаций, их освобождённых заместителей и главных специалистов (в системе Минсельхоза России)

Наименование

должностей

Должностей по штату

 

Вакансии

 

Фактически работает

В т. ч. с образованием

Практики

Возраст

Сменяемость

Высшим

Средним профессиональным

До 30 лет

Пенсионный

 

чел.

% к работающим

Руководители сельхозорганизаций

26 667

512

26 155

66,2

25,7

8,1

3,9

19,6

5,2

Освобожденные заместители руководителей

5 809

687

5 122

79,8

15,8

4,4

4,2

15,7

13,8

Главные специалисты

49 400

3 760

45 640

70,8

26,1

3,1

6,1

15,9

10,3

Руководители, их заместители и главные специалисты (всего)

81 876

4 959

76 917

69,8

25,3

4,9

5,2

11,2

8,8

 

Table 1

Characteristics of the heads of agricultural organizations, their released deputies and chief specialists (in the system of the Ministry of Agriculture of Russia)

Name of posts

Positions by personnel

 

Vacancies

 

Actually works

Including with education

Practitioners

Age

Replacement

Higher

Secondary vocational education

Undue 30 years old

Pensionary

 

 

people

% to working people

Heads of agricultural organizations

26 667

512

26 155

66.2

25.7

8.1

3.9

19.6

5.2

Released deputies of heads

5 809

687

5 122

79.8

15.8

4.4

4.2

15.7

13.8

Chief specialists

49 400

3 760

45 640

70.8

26.1

3.1

6.1

15.9

10.3

Heads their deputies

81 876

4 959

76 917

69.8

25.3

4.9

5.2

11.2

8.8

 

Самый многочисленный отряд управленческих кадров – это главные специалисты сельскохозяйственных организаций: агрономы, зоотехники, инженеры, ветеринарные врачи, экономисты, бухгалтеры. Управленческие функции предусмотрены в их должностных обязанностях. Численность главных специалистов составляет около 46 000 чел. Среди них 71 % имеют высшее образование, 26 % – среднее профессиональное, 3 % не имеют профессионального образования (практики). Среди работающих главных специалистов более 7 000 чел. (16 %) – люди пенсионного возраста. Сменяемость работников этой категории составляет более 10 % (4 685 человек за год). Кроме того, фактическая заполняемость штатов руководителей и их заместителей составляет 96 %, а главных специалистов – 92 %. Около 5 000 должностей являются вакантными.

Если исходить из того, что руководители, их заместители и главные специалисты в соответствии с должностными требованиями должны иметь высшее образование, то в сельскохозяйственной отрасли не хватает около 50 000 управленческих кадров (с учетом вакансий и освобождением руководящих работников в связи с уходом на пенсию).

Можно констатировать, что в процессе аграрных преобразований наметились тенденции снижения профессиональных качеств специалистов-управленцев по уровню образования, высока доля возрастных специалистов, а также специалистов без высшего образования. Усугубляется ситуация задержкой выплаты зарплаты и ее мизерным уровнем, неясны перспективы карьерного роста.

Упомянутые негативные факторы способствуют снижению рентабельности производственно-хозяйственной деятельности, не стимулируют повышение производительности труда, снижают привлекательность аграрного сектора, из-за чего высок уровень сменяемости управленцев в отрасли.

Анализируя состав управленческих кадров по федеральным округам (рис. 1 и таблица 2), можно отметить более высокий образовательный уровень руководителей сельхозорганизаций в Центральном федеральном округе: удельный вес руководителей с высшим образованием составляет около 74 %, почти в 2 раза меньше доля руководителей без профессионального образования по сравнению с характеристикой в целом по Российской Федерации. Больше половины руководителей сельхозорганизаций в Дальневосточном федеральном округе не имеют высшего образования, а 22 % – практики.

Численность руководителей среднего звена (начальники цехов, отделов, участков, комплексов, их заместителей, управляющих отделениями, фермами, заведующих отделениями, складами, бригадиров, мастеров) в сельхозорганизациях системы Минсельхоза России составляет более 50 000 человек. Из них 20 % не имеют профессионального образования.

 

Рис. 1. Образовательный уровень руководителей сельхозорганизаций по федеральным округам

 

Fig. 1. Education level of heads of agricultural organizations in federal districts

 

Если анализировать образовательный уровень руководителей среднего звена по федеральным округам, то можно отметить более высокий удельный вес руководителей с профессиональным образованием в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах (88 %). В Сибирском федеральном округе доля руководителей этой категории с профессиональным образованием значительно ниже – 68 %.

Таким образом, в сельскохозяйственной отрасли отмечается явный недостаток управленческих кадров, высока доля их без профессионального образования, больший удельный вес занимают кадры пенсионного возраста.

Таблица 2

Сравнительная оценка численного и профессионально-квалификационного состава руководителей сельхозорганизаций и руководителей среднего звена по федеральным округам Российской Федерации (по системе Минсельхоза России)

Показатели

Северо-Западный

Центральный

Приволжский

 

Южный

 

Северо-Кавказский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Руководители сельхозорганизаций, всего, чел.

1 178

5 225

6 697

4 483

2 423

1 458

3 024

1 669

В т. ч.:

имеющие высшее образование, чел./% 

788/67

3 853/74

4 430/66

3 129/70

1 616/67

826/57

1 899/63

782/47

имеющие среднее профессиональное образование, чел./% 

295/26

1 151/22

1 805/27

1 173/26

527/22

424/29

819/27

520/31

практики, чел./% 

95/8

221/4

462/7

181/4

280/11

206/14

306/10

367/22

Средняя численность персонала в сельхозорганизации, чел.

72

80

62

87

51

86

64

33

 

Среднее количество работников на одного руководителя, чел.

50,3

57,8

42,3

40,1

27,0

49,5

48,4

15,5

Руководители среднего звена, всего, чел.

2 924

13 274

13 913

7 899

2 277

2 935

6 635

1 356

В т. ч.:

имеющие профессиональное образование, чел./%

2 288/78

11 216/84

10 147/78

6 924/88

2 004/88

2 210/75

4 479/68

963/71

практики, чел./%

636/22

2058/16

2 866/22

975/12

273/12

725/25

2 156/32

393/29

 

Table 2

Comparative assessment of the numerical and professional qualifications of heads of agricultural enterprises and middle managers in federal districts of the Russian Federation (according to the system of the Ministry of Agriculture of Russia)

Parameters

Northwestern

Central

 

Volga

 

Southern

North Caucasian

Ural

 

Siberian

Far Eastern

Heads of agricultural organizations (total)

1 178

5 225

6 697

4 483

2 423

1 458

3 024

1 669

Including:

have higher education, people/%

788/67

3 853/74

4 430/66

3 129/70

1 616/67

826/57

1 899/63

782/47

have secondary vocational education, people/%

295/26

1 151/22

1 805/27

1 173/26

527/22

424/29

819/27

520/31

practitioners, people/% 

95/8

221/4

462/7

181/4

280/11

206/14

306/10

367/22

The average number of personal in the agricultural organisations, people

72

80

62

87

51

86

64

33

 

Average number of employees per manager, people

50,3

57,8

42,3

40,1

27,0

49,5

48,4

15,5

Middle managers, total, people

2 924

13 274

13 913

7 899

2 277

2 935

6 635

1 356

Including:

have higher education, people/%

2 288/78

11 216/84

10 147/78

6 924/88

2 004/88

2 210/75

4 479/68

963/71

practitioners, people/% 

636/22

2058/16

866/22

975/12

273/12

725/25

156/32

393/29

 

Подготовка кадров для АПК осуществляется в системе аграрного образования, которая имеет более полуторавековую историю. Аграрное образование включает все уровни: среднее профессиональное образование, высшее образование, дополнительное профессиональное образование [3, с. 76].

В настоящее время система аграрного образования Минсельхоза России включает 54 вуза (38 государственных аграрных университетов, 16 государственных сельскохозяйственных академий), расположенных в 49 субъектах Российской Федерации, и 21 учреждение дополнительного профессионального образования (академии и институты повышения квалификации). По программам высшего профессионального образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) в вузах обучаются 280 тысяч студентов (из них 169 тысяч человек обучаются на бюджетных отделениях). Ежегодный выпуск специалистов, подготовленных за счет средств федерального бюджета по очной форме обучения, составляет около 22 000 человек. По программам среднего профессионального образования количество обучающихся составляет 34 000 человек, выпуск специалистов с СПО, подготовленных очно за счет средств федерального бюджета, чуть более 3 500 человек.

Подготовка кадров с высшим образованием осуществляется по 62 направлениям бакалавриата, 51 направлению магистратуры, 11 специальностям. Подготовку кадров со средним профессиональным образованием осуществляют 35 высших учебных заведений по 59 специальностям [4].

Более 80 % от общего числа студентов обучаются по специальностям сельскохозяйственного профиля, остальные – по специальностям, необходимым для развития сельских территорий и их инфраструктуры [5, с. 8].

Долгие годы (до 2009 г.) в вузах велась подготовка экономических и управленческих кадров по специальности «Экономика и управление на предприятии АПК». В 2009 г. был утвержден новый перечень направлений подготовки и специальностей, где такой специальности уже не было. В настоящее время в укрупненную группу специальностей и направлений 38.00.00 «Экономика и управление» включены такие направления подготовки, как «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление», и другие, которые совершенно оторваны от сельскохозяйственной отрасли. В вузах Минсельхоза России выпуск специалистов, подготовленных очно за счет средств федерального бюджета по направлениям, входящим в эту УГСН, составил в 2019 г. 517 человек, в том числе по направлению «Менеджмент» – 111 человек. Такая численность выпускников с высшим экономико-управленческим образованием совершенно не покрывает потребность отрасли в управленческих кадрах [6].

Выпуск специалистов по направлениям и специальностям аграрного профиля («Агрохимия и агропочвоведение», «Агрономия», «Садоводство», «Агроинженерия», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Зоотехния», «Ветеринария» и другие) значительно больше – свыше 19 000 человек, однако обучавшихся по образовательным программам специалитета и магистратуры, которые могут занимать должности 7-го уровня квалификации, т. е. должности руководителей, всего 5 900 человек.

Важным аспектом является подготовленность выпускников к организации сельскохозяйственного производства и управлению предприятиями АПК. Анализ основных профессиональных образовательных программ подготовки будущих агрономов, инженеров, зоотехников и других специалистов в вузах Минсельхоза России показывает, что на изучение организационно-экономических и управленческих дисциплин предусмотрено только 1,7–3,3 % учебного времени и от 2 до 8 зачетных единиц. Этого времени явно недостаточно, чтобы сформировать необходимые для руководителя компетенции. Кроме того, программами учебных дисциплин, которые включены в настоящее время в действующие учебные планы, предусмотрено в основном изучение управления процессом по производству сельскохозяйственной продукции, в то время как задачи руководителя гораздо шире [6].

Руководитель сельскохозяйственной организации – это менеджер, специализирующейся на управлении в агропромышленном комплексе, владеющий спецификой ведения бизнеса АПК, хорошо понимающий бизнес-процессы сельского хозяйства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции [7].

В обязанности руководителя сельхозорганизации входят:

  • организация разработки и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой и др.);
  • организация разработки и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;
  • формирование организационной и управленческой структуры организации;
  • планирование деятельности организации и подразделений;
  • оперативное управление производственно-хозяйственной деятельностью (животноводческой, растениеводческой, инженерной, финансово-экономической);
  • организация и проведение мероприятий по повышению эффективности производства и снижения себестоимости продукции;
  • внедрение современных технологий в сфере животноводства и растениеводства;
  • бюджетирование;
  • контроль деятельности организации и подразделений;
  • мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей;
  • участие в урегулировании организационных конфликтов на уровне подразделения [8, с. 47].

Для устранения недостатков по формированию у будущих руководителей управленческих компетенций образовательным организациям необходимо предусмотреть расширение в учебных планах подготовки специалистов для АПК объема образовательной нагрузки по дисциплинам, связанным с экономикой АПК, предпринимательской деятельностью, организацией производства и управлением им [9, с. 52]. Важно актуализировать содержание этих дисциплин в соответствии с требованиями рыночной экономики, что позволит выпускнику обладать знаниями в таких областях, как микро- и макроэкономика, экономика сельского хозяйства, экономика предприятия, управление персоналом, стратегический менеджмент, планирование и организация сельскохозяйственного производства, внедрение инновационных проектов, нормирования и оплаты труда, обоснование эффективности различных проектных решений в АПК, управление производственным коллективом и других [10, с. 27].

Сегодня успешная производственно-хозяйственная деятельность предполагает высокий уровень профессиональной подготовки управленцев и осознанное понимание профессиональной компетентности: творческий подход к работе, оригинальность мышления и нравственная составляющая специалиста [11, с. 83].

Эффективность управленческого труда оценивается по результативности управленческих решений. Многообразие стоящих перед управленцами задач и вариантов их решений обуславливает разную степень их влияния на эффективность производства. При принятии решений в первую очередь выявляют возможный эффект от их реализации, который может иметь ярко выраженный экономический, технико-технологический, агробиологический, социальный или иной характер. Например, повышение производительности труда, снижение затрат на производство продукции свидетельствуют об экономическом эффекте; улучшение условий труда, обеспечение безопасности производства работ – о социальном эффекте; сохранение окружающей среды – об экологическом эффекте [12, с. 30, 13, с. 150].

Учитывая изложенное, можно отметить важную роль, которую играют образовательные организации, осуществляющие подготовку кадров для АПК, в развитии аграрного сектора экономики страны. При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации, формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется образовательной организацией на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии) [14, с. 29-30].

Профстандарты, определяющие требования к специалистам по управлению и организации производства для АПК, отсутствуют. Для других отраслей экономики России разработаны и утверждены профстандарты, определяющие требования к трудовым функциям, трудовым действиям, знаниям и умениям, но они носят узкий отраслевой характер и не могут использоваться для разработки основных и дополнительных профессиональных программ в сфере сельского хозяйства (например: специалист по контролю финансово-хозяйственной деятельности подразделений организации железнодорожного транспорта, инженер-экономист водного транспорта, специалист в области планово-экономического обеспечения строительного производства, специалист планово-экономического сопровождения деятельности организаций водоснабжения, инженер-экономист железнодорожного транспорта и другие [15]).

Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion)

В аграрной отрасли экономики России отмечается явный недостаток кадров, способных эффективно управлять сельскохозяйственным производством, высок удельный вес специалистов без профессионального образования, значительна доля кадров пенсионного возраста. Численность выпускников аграрных вузов, подготовленных по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», не покрывает потребность сельскохозяйственных организаций в экономико-управленческих кадрах.

При подготовке специалистов с высшим образованием по основным аграрным направлениям («Агрономия», «Агрохимия и агропочвоведение», «Садоводство», «Агроинженерия», «Зоотехния» и др.) на изучение организационно-экономических и управленческих дисциплин предусмотрен небольшой объем учебного времени. Этого явно недостаточно, чтобы сформировать необходимые для руководителя компетенции.

В связи с этим образовательным организациям при разработке основных профессиональных образовательных программ для подготовки кадров аграрного профиля необходимо предусмотреть увеличение объема учебной нагрузки по дисциплинам, которые позволят сформировать у выпускника экономико-управленческие компетенции.

Правильно и грамотно решить эти задачи может помочь профессиональный стандарт «Специалист по управлению в отраслях и на предприятиях агропромышленного комплекса». Обоснованием требований к такому специалисту и разработкой проекта профессионального стандарта по поручению Минсельхоза России занимается Российский ГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева.

В подготовке упомянутого проекта разработчики учитывают требования современного российского производства к специалистам по управлению в отраслях агропромышленного комплекса. Также учитываются требования, определяемые перспективами развития техники, технологии и связанной с этим организации производства в сфере агропромышленного комплекса и зарубежный опыт.

References

1. Analiz chislennosti i professional'no-kvalifikacionnogo, vozrastnogo, gendernogo sostava i dvizheniya rabotnikov, zameschayuschih dolzhnosti rukovoditeley i specialistov sel'skohozyaystvennyh organizaciy. Vedomstvennoe statisticheskoe nablyudenie [Elektronnyy resurs]. URL: http://opendata.mcx.ru/opendata/7708075454-analisrabotnikov/meta.xml (data obrascheniya: 10.09.2020).

2. Hudyakova E. V., Vodyannikov V. T., Berdyshev V. E., Skorohodova N. V. O razrabotke professional'nogo standarta «Specialist po organizacii i upravleniyu v sel'skom hozyaystve» // Ekonomika sel'skogo hozyaystva. 2020. № 10. S. 42–46. DOI: 10.32651/2010-42.

3. Donnik I. M, Voronin B. A., Loretc O. G., Fateeva N. B. Gosudarstvennaya agrarnaya politika v sovremennoy Rossii // Agrarnyy vestnik Urala. 2015. № 9 (139). S. 74–80.

4. Hlusova I. A., Hlusov V. N., Haybrahmanov R. R., Rebezov M. B., Gorelik O. V., Prohas'ko L. S., Somova Yu. V. Ocenka urovnya professional'nogo obrazovaniya rabotnikov agropromyshlennogo kompleksa [Elektronnyy resurs] // Fundamental'nye issledovaniya. 2019. № 5. S. 148–153. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42475 (data obrascheniya: 10.09.2020).

5. Truhachev V. I., Sklyarov I. Yu., Sklyarova Yu. M. Sovremennye finansovo-ekonomicheskie problemy razvitiya agrarnogo sektora ekonomiki Rossii i puti ih resheniya // Vestnik Instituta druzhby narodov Kavkaza. Teoriya ekonomiki i upravleniya narodnym hozyaystvom. 2019. № 3 (51). S. 8.

6. Evgrafova L. V., Ismailova A. Z., Kalinichev V. L. Agrotourism as a factor of sustainable rural development // IOP Conference Series: Earth and Environmental science. 2020. Vol. 421. Iss. 2. Article number 022058. DOI: 10.1088/1755-1315/421/2/022058.

7. Luzina U. S., Maslova Zh. A., Gaag A. V. Sovremennoe sostoyanie obespechennosti kadrami agropromyshlennogo kompleksa [Elektronnyy resurs] // Molodoy uchenyy. 2016. № 6.5 (110.5). S. 125–127. URL: https://moluch.ru/archive/110/27519 (data obrascheniya: 31.08.2020).

8. Vodyannikov V. T., Subaeva A. K. Nauchno-tehnicheskiy progress i effektivnost' sel'skohozyaystvennogo proizvodstva // Tehnika i oborudovanie dlya sela. 2018. № 5. S. 44–48.

9. Skorohodova N. V., Chistova Ya. S. Kadrovoe obespechenie realizacii programm vysshego obrazovaniya // Novye tehnologii ocenki kachestva obrazovaniya: sbornik materialov XIV Foruma ekspertov v sfere professional'nogo obrazovaniya. Moskva, 2018. S. 51–54.

10. Nifontova E. A. Metodicheskie osnovy otbora perspektivnyh proektov APK v regional'nye celevye programmy // APK: Ekonomika, upravlenie. 2019. № 2. S. 23–31. DOI: 10.33305/192-23.

11. Tret'yakov A. P, Trifonova M. F., Plehanov S. M. O roli krupneyshih kompaniy v razvitii regiona // Izvestiya Mezhdunarodnoy akademii agrarnogo obrazovaniya. 2020. № 51. S. 80–87.

12. Berdyshev V. E., Zolotarev S. V., Skorohodova N. V. Sovershenstvovanie podgotovki kadrov dlya APK Rossiyskoy Federacii // Agrarnaya politika soyuznogo gosudarstva: opyt, problemy, perspektivy (v ramkah V Foruma regionov Belarusi i Rossii): materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Gorki, 2018. S. 25–35.

13. Tret'yakov A. P, Trifonova M. F., Plehanov S. M., Zaharov V. M. O razvitii sel'skogo hozyaystva v Rossii i Germanii // Izvestiya Mezhdunarodnoy akademii agrarnogo obrazovaniya. 2019. № 46. S. 148–158.

14. Erohin M. N., Cench Yu. S. Formirovanie integracionnogo cifrovogo nauchno-obrazovatel'nogo prostranstva pri setevom vzaimodeystvii inzhenernyh vuzov i nauchnyh centrov // Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2018. № 3 (47). S. 27–30. DOI: 10.31563/1684-7628-2018-47-3-27-30.

15. Khudyakova E. V., Gorbachev M. S., Nifontova E. A. Improving the efficiency of agro-industrial complex management based on digitalization and system approach // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Vol. 274. Article number 012079. DOI: 10.1088/1755-1315/274/1/012079.

Login or Create
* Forgot password?