THE FORMATION OF CORRECT SEXUAL BEHAVIOR IS THE BASIS FOR MAINTAINING OF REPRODUCTIVE HEALTH
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the current conditions of demographic decline, the issue of increasing birth rate and reducing morbidity as the basis of national security is particularly acute. Along with a decrease in the proportion of children born per woman due to social factors, a significant contribution to the decline in fertility is made by diseases of the reproductive sphere, the vast majority of which are acquired in the first years after sexual debut. Despite the fact that the most reasonable way to prevent diseases of the reproductive system is prevention, which has been known since the time of Hippocrates, society ignores the problem of forming correct sexual behavior, which is the key to preserving the future mother's ability to conceive and carry a pregnancy. The article aims to draw public attention to the problem of the lack of sex education as such in our country. Only through the joint efforts of teachers, health workers and government officials we can change the situation for the better, preserving our children's health and forming mature, highly moral personalities. In our opinion, it is the prohibitions on discussing this topic that cause excessive interest, and given the poor quality of information that our children receive today, they only lead to sad consequences. It is in our hands to present reliable information with correctly placed accents.

Keywords:
sex education, sexual enlightenment, sexually transmitted infections
Text
Publication text (PDF): Read Download

В сложившихся условиях демографического спада особенно остро встает вопрос о повышении рождаемости и снижении заболеваемости, как основе национальной безопасности. Наряду с уменьшением удельной доли рожденных детей, приходящихся на одну женщину, в связи с социальными факторами, весомый вклад в снижение рождаемости вносят заболевания репродуктивной сферы, подавляющее число которых приобретены в первые годы после сексуального дебюта.

Несмотря на то, что самый разумный способ предотвращения болезней органов репродуктивной системы – профилактика, что известно еще со времен Гиппократа, общество игнорирует проблему формирования правильного полового поведения, являющуюся залогом сохранения будущей матерью способности к зачатию и вынашиванию беременности. Вопрос о внедрении в школьную программу уроков полового воспитания поднимался на государственном уровне неоднократно и всегда по малопонятным и неубедительным соображениям решался в отрицательную сторону, ссылаясь на неприемлемость, аморальность и безнравственность. А между тем, мы пожинаем плоды своего бездействия: рост числа бесплодных супружеских пар, онкозаболеваемости и смертности женщин репродуктивного возраста, стабильно высокий процент невынашивания беременности, преждевременных родов и всех вытекающих неблагоприятных последствий: личных, семейных и общества в целом. При этом значимое число трагедий – предотвратимы, располагай молодые люди, вступающие в половую жизнь, актуальной и грамотной информацией.

Так что же все-таки аморально: предоставить необходимую информацию или бросить во взрослую жизнь безоружными − половое воспитание или его отсутствие?

Половое воспитание – система медико-педагогических мер [1, 2].

Целью сексуального образования мы, врачи акушеры-гинекологи, видим сохранение репродуктивного потенциала молодежи. Для реализации цели необходимо выполнить следующие задачи: научить подростков предохраняться от беременности, объяснить, как минимизировать вероятность инфицирования, рассказать об опасностях рискованного сексуального поведения и о необходимости своевременного обращения к врачу гинекологу для проведения раннего лечения в случае свершившегося заражения инфекцией, передающейся половым путем, предоставить информацию о необходимом ежегодном минимуме обследований в зависимости от возраста. Еще одним медицинским аспектом воспитания является пропаганда здорового образа жизни, в частности, проведение бесед о пагубном влиянии курения на репродуктивную функцию. Разумеется, половое воспитание – более широкое понятие, подразумевающее формирование гармонично развитой высоконравственной личности с правильными ценностными установками, ориентацией на семью, брак, верность, уважительное отношение к партнеру, воспитание детей, а также в принципе обучение взаимоотношениям мужчин и женщин в обществе и в трудовой деятельности [3]. Именно поэтому, по нашему мнению, разработкой программы должны заниматься совместно ипреподаватели и врачи [4].

Сегодня вопрос полового воспитания детей и подростков в стенах учебных заведений стоит особо остро, тема как никогда актуальна и назрела еще «вчера» [5].

Долгие годы Россия являлась мировым лидером по числу абортов, уступая лишь Китаю. Сегодня официальная статистика говорит о снижении числа беременных в возрасте до 17 лет: так, в 2016 г. в РФ было зарегистрировано 1630 девушек, в 2017 – 1078. Разумеется, подавляющее число из них прервали первую нежеланную беременность: в нашей стране каждый пятый аборт сделан девушками до 18 лет. С введением клинических рекомендаций, регламентирующих фармакологическое проведение абортов на ранних сроках беременности, данная процедура стала на порядок безопаснее (в сравнении с традиционным выскабливанием полости матки), однако это не означает отсутствие вреда, последствий и осложнений. Кроме того, наличие лицензии на осуществление подобного рода медицинской деятельности у частных структур ставит под сомнение точность статистических данных о реальном числе прерванных беременностей.

Невзирая на рекордное снижение в последние годы заболеваемости в РФ вирусными гепатитами В и С (в 2018 г. было зарегистрировано всего 61 900 случаев), наибольшая первичная заболеваемость регистрируется в возрастной категории от 15 до 29 лет.

А вот количество впервые выявленных случаев ВИЧ-инфекции в нашей стране в 2018 г. составило 869 000. По заявлению главного внештатного детского специалиста по ВИЧ-инфекции Е.Е. Воронина, в ближайшие 5 лет количество ВИЧ-инфицированных подростков может увеличиться вдвое.

Более того, ежегодно в мире среди подростков и молодежи регистрируется более 376 000 000 случаев инфицирования хламидийной инфекцией, трихомониазом, гонореей и сифилисом.

Печальные перспективы несет за собой инфицирование папилломавирусной инфекцией: рак шейки матки молодеет, а заболеваемость возросла с 17,5 на 100 000 женского населения в 2007 г. до 22,3 – в 2017 [6, 7]. При этом о возможности вакцинации против вируса папилломы человека не знают ни девочки, ни родители, ни, порою, преподаватели [8].

Согласно данным ряда исследований, современные подростки малообразованны в вопросах репродуктивного здоровья, ведут себя в сексуальных отношениях крайне рискованно [9, 10]. Более того, опрос родителей также продемонстрировал неадекватный подход взрослых: в 40,2% случаев родители не разговаривают с детьми на интимную тему, избегая ее, причем из них 14,3% матерей вообще считают эту тему запретной, возлагая надежду на учителей.

О тотальной занятости родителей на работе каждый соавтор данной статьи, являющийся практикующим врачом акушером-гинекологом, знает не понаслышке. И подобная ситуация – в каждой семье, где родители работающие. Тем, кому повезло, детьми занимаются бабушки и дедушки, которые, как Вы понимаете, формировались в совсем иные времена и категорически не приемлют, в большинстве своем, разговоров «об этом», да и не всегда имеют вес в глазах внуков. В иных же ситуациях подростки просто остаются предоставленными сами себе, и источником информации о том, «как все должно быть» являются сверстники, современное кино, реклама, блоги далеко не всегда знающих авторитетов.

При этом, по данным, приведенным в одном из интервью заведующим кафедрой практической психологии и представителя Экспертного совета по сексуальному образованию Европейского бюро ВОЗ, учителя и преподаватели в 80% случаев считают, что половое воспитание – удел семьи [11].

Что же до медицинских работников, то проведенный в 2017 г. опрос 674 участковых педиатров показал, что только половина врачей считают необходимым проводить на своих приемах беседы о половом поведении с подростками. Согласно данным анонимного анкетирования, 26,3% участковых педиатров считают половое воспитание прерогативой родителей, учителей и врачей акушеров-гинекологов. Так каждый надеется на другого, а у семи нянек дитя, если верить народной пословице, без глаза. Поэтому рационально определить роли родителей, врачей и педагогов в правильном формировании у подростков представлений о семейных ценностях и безопасном взаимодействии полов [12].

Основными источниками информации, согласно которой и ведут себя в личной жизни молодые люди, являются интернет и сверстники, и уже потом – члены семьи. Опрос девушек-подростков показал, что 77% респондентов хотели бы получать информацию в личной беседе с врачом, тогда как только 23% − из школьных уроков, где тема обсуждается коллективно [13].

Сформировался парадокс: в эпоху переизбытка информации невероятно сложно найти качественную, соответствующую реальному положению дел. Медицина уже многие годы опирается на достоверные доказательства, подкрепленные исследованиями, проведенными на больших выборках, предварительно спланированных. Врачи акушеры-гинекологи с радостью делятся своими знаниями в области профилактики абортов и инфекций, передающихся половым путем, но на приемы выделяется не так много времени, а пациенты, как правило, приходят с проблемами, которые требуют первостепенного решения. Вот почему так важно выделить отдельные часы и дать возможность врачам доносить информацию в массы или специально подготовить преподавателей, что, безусловно, требует сил, времени, финансовых затрат. И еще важно провести линию ответственности среди врачей: логично первыми говорить о половом воспитании педиатрам и детским гинекологам.

О необходимости научного подхода к вопросам сексуальных отношений общество задумалось в конце 20 в., ранее основой формирования полового воспитания традиционно являлась религия. В СССР, при том, что среднегодовое число абортов в 1970−1980-х годах составляло порядка 4,5 млн, до 1986 г. даже в учебниках анатомии не было главы, посвященной описанию репродуктивной функции.

Все попытки ввести в программу старших классов и начальных курсов институтов предмета «половое воспитание» не завершились успехом, причем на самых начальных этапах.

Вопрос о целесообразности полового просвещения был поставлен еще в 1994 г. в Указе Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. N1696 «О Президентской программе "Дети России"», где основной акцент ставился на сексуальном воспитании не только со стороны семьи, но и со стороны учебных заведений, пропаганде семейных ценностей и необходимости планирования семьи. Более 60% населения одобрило введение полового образования, и даже было выделено финансирование в размере 2,5 миллиардов, однако программа была заморожена. Тема неоднократно поднималась, но в 2010 г. Федеральный закон №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» окончательно определил перевес в сторону противников школьной реформы.

Тем временем, на момент 2013 г. на 1000 девушек от 15 до 19 лет приходилось 30 беременностей, а согласно данным анонимного анкетирования, до 19 лет в половые отношения вступили более 60% девушек, 70% респонденток указали на острую необходимость в получении достоверных сведений в вопросах защиты от нежеланной беременности. 

В 2014 г. в РФ была утверждена Конвенция, вновь поднявшая вопрос о введении в программу уроков полового воспитания, призванная, по заключению Организации Объединенных Наций, бороться с абортами и ВИЧ-инфекцией, однако эта идея не была поддержана Министерством образования, ссылаясь на то, что религия и этика прекрасно справляются с проблемой, и на исконно русские традиции, устои, где вся ответственность по данному вопросу возложена на родителей.

Что же до других стран, в Швеции программа полового воспитания была введена еще в 1930 г. в связи с низкой осведомленностью населения о способах контрацепции вначале для малообеспеченных многодетных семей, а впоследствии – для всех слоев населения: с 1956 г. в школах ведутся обязательные уроки.

С 1998 г. представители Организации Объединенных Наций занимаются просветительской работой в странах Азии и Африки, где особо высоки показатели заболеваемости венерическими болезнями.

Уроки полового воспитания в США существуют с 1960-х годов, однако, когда в 1980 г. была зарегистрирована более высокая, чем в 1960 распространенность ВИЧ-инфекции, был поднят вопрос о неэффективности учебной программы, которая как раз-таки и была призвана остановить эпидемию СПИДа. В дальнейшем здравый смысл победил, и после ряда модернизаций, к 2004 г. более 90% родителей, согласно социологическим исследованиям, считали половое воспитание неотъемлемой и основополагающей частью школьного образования. Количество абортов среди девушек в возрасте от 15 до 19 лет в США с 1986 г. снизилось к 2015 с 52 на 1000 до 22.

Давайте будем реалистами: или информация будет грамотно представлена подготовленными преподавателями и работниками здравоохранения, или она будет получена откуда придется и соответствующего качества.

Средний возраст полового дебюта в России приходится на возраст 15–16 лет, в Швеции, для сравнения − 17,5. Число абортов в странах, где еще в начальной школе преподается половое воспитание (Швеция, Германия, Франция) в четыре раза ниже, чем в Российской Федерации.

Вопрос введения предмета «половое воспитание» в школьную программу деликатный, дискутабельный, вызывающий споры. Невзирая на объективные причины, диктующие необходимость пересмотра школьной программы: раннее начало половой жизни, промискуитет, высокое число прерванных первых беременностей, широкая распространенность инфекций, передающихся половым путем, низкая рождаемость и стабильно высокое число неблагоприятно завершившихся беременностей, находятся ярые противники уже неоднократно предложенной реформы. Доводы мало убедительны: информация подобного рода вредна, так как провоцирует излишний интерес к сексу и развращает подростков. На наш взгляд, грамотно составленная программа с правильно расставленными акцентами, преподнесенная подготовленным специалистом, никак не может вызвать «нездоровый» интерес, а вот защитить от первой прерванной беременности, инфекций, передающихся половым путем и всех вытекающих последствий – вполне.

Только совместными усилиями педагогов, работников здравоохранения и представителей власти мы можем изменить ситуацию в лучшую сторону, сохранив нашим детям здоровье и сформировав зрелые, высоконравственные личности. По нашему мнению, именно запреты обсуждения данной темы вызывают излишний интерес, а учитывая низкое качество информации, которую сегодня получают наши дети, ведут только к печальным последствиям. В наших же руках преподнести достоверную информацию с правильно расставленными акцентами.

 

References

1. Kolesov D.V. Besedy o polovom vospitanii. − Moskva: Pedagogika, 2010. − 292 s.

2. Sanyukevich L.I. Polovoe vospitanie detey i podrostkov. − Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2009. − 348 s.

3. Hripkova A.G., Kolesov D.V. V sem'e rastut syn i doch': kniga dlya uchitelya. − Moskva: Nauka, 2015. − 251 s.

4. Novoy shkole – zdorovye deti / Hoperskaya O.V., Krasnova N.I., Duhanina E.S. // Sohranenie reproduktivnogo potenciala molodezhi. Materialy VI Vserossiyskoy nauchno – prakticheskoy konferencii. – 2020. – C. 190–192.

5. Dragun D.A. Polovoe vospitanie detey srednego podrostkovogo vozrasta v obrazovatel'noy organizacii Vypusknaya kvalifikacionnaya rabota Ekaterinburg 2016. – 77 s.

6. Dobrokachestvennye i predrakovye zabolevaniya sheyki matki s pozicii profilaktiki raka. Klinicheskie rekomendacii (protokoly diagnostiki i vedeniya bol'nyh). − Moskva 2017.

7. Zlokachestvennye novoobrazovaniya v Rossii v 2017 godu (zabolevaemost' i smertnost') / pod red. A. D. Kaprina, V. V. Starinskogo, G. V. Petrovoy. –– M.: MNIOI im. P.A. Gercena – filial FGBU «NMIC radiologii» Minzdrava Rossii, 2018. – 250 s.

8. Vakcinoprofilaktika zabolevaniy, vyzvannyh virusom papillomy cheloveka: federal'nye klinicheskie rekomendacii / Ministerstvo zdravoohraneniya Rossiyskoy Federacii, Soyuz pediatrov Rossii. − Moskva: Pediatr', 2016. 40 s.

9. Kolomeycev M.G. Problemy polovogo vospitaniya i ohrany reproduktivnogo zdorov'ya podrostkov // Ros. pediatr. zhurn. − 2007. − № 4. − S. 34–36.

10. Radzinskiy V.E., Hamoshina M.B., Lebedeva M.G., Arhipova M.P. Devushki-podrostki RF: sovremennye tendencii formirovaniya reproduktivnogo potenciala (obzor literatury) // Sibir. med. zhurn. − 2010. − T. 25. − № 4-2. − S. 9-14.

11. Polovoe vospitanie, seksual'noe obrazovanie i podgotovka k semeynoy zhizni // Rossiyskaya enciklopediya social'noy raboty. V 2-h tt. − Moskva: ISR 1997. − T. 2. − S. 131-137.

12. Zhuravleva I.V. Reproduktivnoe zdorov'e podrostkov i problemy polovogo prosvescheniya // Sociol. issled. − 2004. − № 7. − S. 21–26.

13. Balasanyan V.G., Mironova A.V. Vrachu o polovom vospitanii devochek i devushek-podrostkov. Reprodukt. zdorov'e detey i podrostkov. − 2017. − № 4–5. − S. 78–84.

Login or Create
* Forgot password?