WALES' PROSPECTS FOR INDEPENDENCE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper examines the issues and problems of the modern political situation in Wales. Analyzed the reasons that influenced the increase in people`s interest in the idea of Wales`s secession from the United Kingdom, expert opinion on this matter. Possible scenarios in which Wales can acquire autonomy, as well as the likely consequences for it, are formulated.

Keywords:
independency, autonomy, Wales, Great Britain, Brexit, devolution, referendum
Text
Publication text (PDF): Read Download

В современной Великобритании вопрос обретения региональными частями автономии уже не является чем-то новым и неожиданным. Референдум в 2014 г. в Шотландии, где процент желающих выйти из состава Королевства составил 44,7, показал пошатнушвийся авторитет Лондона и растущий внутренний раскол.

Идеи независимости также набирают все большие обороты и на территории Уэльса. Особенно обострился данный вопрос на фоне Брексита и пандемии коронавируса, показавший общую неготовность Вестминстера к решению данной проблемы. Все эти аспекты подрывают единство Кардиффа и Лондона, подталкивая валлийское государство к решительным действиям в сторону независимости. Перспективы Уэльса в качестве автономного государства и будут рассмотрены в данной статье.

Первым шагом к обретению самостоятельности в принятии решений можно считать референдум 1997 г. На общественный суд был вынесен вопрос о создании Национальной ассамблеи Уэльса. Появление собственного парламента означает предоставление Уэльсу полномочий в принятии собственных законодательных актов.  Большинство, а именно 50,3%, проголосовало за формирование данного органа власти [1]. Хоть данный парламент и являлся «вторичным» по отношению к парламенту Великобритании, т.е. законы, принимаемые Вестминстером, вступают в силу без одобрения парламента Уэльса, обретение собственного законодательного органа является попыткой постепенного обретения автономии в управлении государством.

В 2011 г. был проведен новый референдум, на котором людям задавался вопрос: «Хотите ли вы, чтобы Ассамблея теперь могла принимать законы по всем вопросам в 20 предметных областях, в которых она имеет полномочия?». Победившая сторона, которая выбрала пункт «Да»,  набрала 63,5% голосов. Перевес громаден, что показало еще более возросшее желание людей на суверенную политическую систему [2].

Значительный рост поддержки идей независимости Уэльса приходится на время проведения Брексита. Уэльс проголосовал за выход страны из состава Европейского союза. Но процесс переговоров, затянувшийся более чем на 4 года, а также последующие отставки многих членов политической элиты заставили задуматься народ Уэльса в способности данной власти представлять Великобританию на геополитической арене.

После становления Терезы Мэй премьер-министром переговоры с ЕС пошли на спад. Так называемый «план Чекерс», по замыслу которого Лондон должен был собирать пошлины за все товары от имени ЕС, полностью провалился и был отвергнут представителями Брюсселя, что еще больше отдалило стороны от взаимовыгодного сотрудничества. Вскоре, из-за несогласия с политикой Мей в отставку уходит министр по делам «Брексита» Дэвид Девис. Сразу после него в знак протеста свой пост покидает министр иностранных дел Борис Джонсон. В своем заявлении он полностью критикует предложенный премьером-министром план действий: «Это сумасшедшая идея… Великобритании будет нанесен экономический и политический ущерб, если мы выберем "план Чекерс"» [3]. В последующие месяцы в знак недоверия правительству в отставку уходят: заместитель министра транспорта Джо Джонсон, министр по делам «Брексита» Доминик Рааб, министр труда и пенсий Эстер Маквей.

На фоне того, как правительство Соединенного Королевства не может договориться с ЕС об условиях выхода Британии из состава объединения, а также многочисленных уходов чиновников со своих постов, в Уэльсе отмечается рост сторонников обретения независимости. В сентябре 2019 опрос показал, что 24% опрошенных поддерживают независимость Уэльса, хотя 10 месяцами ранее данный показатель был равен 17%, а также рекордные 33% приверженцев автономии Уэльса при условии обратного вхождения в состав ЕС [4].

Февраль 2019 г. ознаменовался большим концертом «YesisMore» в поддержку движения за независимость. Возглавила концерт поп-исполнительница уэльского происхождения Шарлотта Черч, высказавшаяся о том, почему она решила принять участие в данном событии: «Я устала быть бедным двоюродным братом Англии, которого вечно держат на ручках» [5]. 

Выступления были организованы под знаменем независимости, но так, чтобы не оттолкнуть интерес и у обычных любителей музыки. Речь шла о том, чтобы объединить под одной крышей представителей всех социальных слоев: коренных жителей Уэльса и тех, кто выбрал данную страну своим домом, носителей языка, и не говорящих на валлийском, рабочих, белых и синих воротничков. По замыслу организаторов культура способствует развитию политического диалога,  она способна приносить удовольствие, объединять, вызывать споры, связывать людей друг с другом.

Данный концерт стал первым в серии мероприятий под лозунгом «YesisMore». В планах построить полноценную кампанию по активизации подобного рода собраний, на которых будут выступать ведущие представители творческого контингента Уэльса: художники, актеры, отмеченные наградами, режиссеры и др.

В июле того же года, спустя 3 года переговоров, 2 отсрочки на решение о выходе Великобритании из Европейского союза, Тереза Мэй уходит в отставку. Весь хаос, продемонстрированный британским правительством, привел к изменению равновесия в региональных кругах. Но стоит отметить, что Уэльс сам голосовал за выход из состава ЕС. Новое правительство смогло договориться на хороших для Британии условиях: торговля будет вестись без квот и тарифов, решен вопрос о границе между Ирландией и ее северными соседями, вопрос рыболовства был приведен к компромиссу в виде заморозки квот на 5,5 лет. Британское правительство торжественно заявило: «Все, что было обещано британцам на референдуме 2016 года и в ходе всеобщих выборов, реализовано в этой сделке» [6].

После оглашения условий Брексита опрос выявил снижение количества людей, проголосовавших бы за независимость Уэльса, а именно 23%, что является показателем общей удовлетворенности работой британского правительства в контексте выхода из состава ЕС [7].

Эпидемия коронавирусной инфекции также сыграла немаловажную роль в увеличении поддержки движения за независимость уэльского государства. Великобритания занимает первое место в Европе по числу заболевших, а также четвертое по всему миру. Число летальных исходов также одно из самых больших в мировом масштабе. Ко всему прочему, на территории Великобритании была обнаружена новая мутация коронавируса, которая, по мнению ученых, опаснее для жизни людей, чем Covid-19. Опрос, проведенный Gov.Wales, показывает, что 39% опрошенных считает, что вирус в худшую сторону повлиял на их работу или бизнес, при этом 58% хорошо оценивают работу, проделанную уэльским правительством по борьбе с распространением инфекции [8].

На фоне пандемии и экономического кризиса Уэльса внимание общественности привлекла история об «умышленном введении в заблуждение».  Скандал заключается в обвинении британского правительства в невыполненных обещаниях о выплатах уэльским фирмам, терявшим деньги во время пандемии коронавирусной инфекции. Уэльское правительство заявило о том, что канцлер Казначейства Риши Сунак объявил о единовременных выплатах грантов для предприятий розничной торговли, в результате Уэльс получит 227 миллионов фунтов в качестве «дополнительного финансирования». Данные средства предполагалось потратить на поддержку рабочих мест и бизнеса. Но вскоре обнаружилось, что никаких денег не поступало. После вынесенных обвинений Министерство финансов высказало свою позицию. По их словам, с начала кризиса правительство Уэльса получило в бюджет на 5,2 миллиарда фунтов больше своих весенних выплат. «Обещанные» миллионы уже являются частью «беспрецедентных» авансовых гарантий для автономных администраций. Лидер Плайд Камри высказался по данному поводу: «Британское правительство играет в детские политические игры вместо того, чтобы дать бизнесу четкое представление о том, какая поддержка впереди». Он также высказал мнение, что после неудачных кампаний Вестминстеру срочно необходимо предоставить местному правительству полномочия по займу средств для должной поддержки уэльского бизнеса с помощью индивидуального финансирования [9].

Главной политической силой, продвигающей идеи независимости Уэльса, является партия Плайд Камри, с валлийского «Партия Уэльса». Брексит и пандемия коронавируса дали отличный толчок для раскачивания нестабильной социально-политической обстановки в стране кимвров. Лидер данной партии, Адам Прайс, заявил: «Британское правление в Уэльсе оставило глубокие шрамы», а также высказал мнение о том, что партия готова бороться за то, чтобы уэльское правительство перестало быть «колониальным форпостом Вестминстера» [10].

Партия придерживается позиции, что огромный разрыв между налогами и суммами, тратящимися на льготы и общественные услуги, является результатом некомпетентного управления централизованного правительства Лондона. Обладающая природными ресурсами страна погружается в крайнюю нищету. Адам Прайс высказался по этому поводу: «Правительство Великобритании должно выплатить Уэльсу репарации за то, что он лишился его природных ресурсов и лишил его наследства» [11].

В своем манифесте партия обозначила свою позицию относительно того, каким она видит Уэльс будущего. В первую очередь, по их мнению, Уэльс нуждается в полной и окончательной независимости от Лондона. Внимание Вестминстерского истеблишмента всегда было направлено на развитие английского экономического потенциала, в свою очередь, проблемы Уэльса уходили на второй план. Также отмечается, что необходимо снова стать членом Европейского союза. Сильная зависимость Уэльса от европейского рынка делает ее экономику очень уязвимой без поддержки со стороны ЕС.  Брексит уже затронул производственный сектор. Референдум 2016 г. стал катализатором серьезных сокращений внутренних инвестиций. Количество поступающих проектных предложений уменьшилось на 46% [12].

В 2020 г. партия создала «Комиссию по независимости». В спектр задач данной комиссии входит формирование концепции «шагов», которые необходимо предпринять для достижения Уэльсом независимости. Группа лиц, входящая в это объединение, разрабатывает основы, присущие любому независимому государству: письменная конституция, валюта, границы, государственный долг и др. [13].

Популярность данной партии постоянно растет. Особенно на фоне вышеупомянутых событий. Но стоит отметить тот факт, что на данный момент Плайд Камри не имеет достаточной силы, чтобы тягаться с таким политическим гигантом, как Лейбористская партия. Опросы показывают, что будущие парламентские выборы в Уэльсе в мае 2021 г. не сулят победы для партии Прайса. Однако, социально-политическая ситуация в стране раскачалась, и актуальность идей независимости не вызывает сомнений.

Для полной дестабилизации политической обстановки в стране, возможно, необходимы следующие факторы: обретение независимости Шотландией, на фоне которого можно поднять движение за автономию Уэльса, а также экономический кризис, в случае невозможности Лондона возместить средства, поступавшие из социальных фондов ЕС.

В последнее время второй референдум о выходе Шотландии из состава Великобритании кажется все более реальным. Возможно, именно этого фактора не хватает Уэльсу для проведения собственного всенародного голосования.

Национальная партия Шотландии во всем поддерживает националистически настроенных коллег из Уэльса. В начале 2000-х данные партии образовали кельтский союз, который служил противовесом консерваторам и либерал-демократам в палате общин. В 2018 г. бывший лидер ШНП Ангус Робертсон присоединился к штабу Адам Прайса, последний высказался по данному поводу: «Это будет для нас бесценно. Мы ожидаем того великого прорыва, которого SNP смогла достичь в 2007 году» [14].

Также руководитель «Партии Уэльса» активно принимает участие на конференциях Шотландской национальной партии в Глазго, на которых поднимаются вопросы значимости борьбы за членство в ЕС, а также обретение независимости Шотландией и Уэльсом.

В случае обретения Уэльсом независимости новое правительство столкнется со многими проблемами. Юг валлийского государства переживает жесточайший кризис. В сентябре 2020 г. закрылся завод Ford в Бриджене, более 1600 человек потеряли работу. Производство компании Schaeffler, занимающейся автозапчастями, перевезли из Ланелли в Китай. Honda, после начала процесса Брексита, заявила о полном закрытии своих заводов к 2022 г. Это означает еще 3500 в копилку безработных.  Сфера финансовых и деловых услуг в стране не развита. Спад также испытывает и черная, и угольная металлургии.  В целом, в экономической модели Уэльса преобладает сельское и лесное хозяйство.

Помимо экономического отставания огромную нехватку средств испытывает сектор системы образования. Так называемая «утечка мозгов» для Уэльса уже явление обыденное. Большинство людей избирают Англию или страны Европы в качестве места продолжения обучения. В стране два учебных заведения, дающие качественное образование: Кардиффский университет и университет Суонси. В рейтинге университетов Великобритании они не входят даже в 30 лучших.

Помимо миграции в целях образования, количество людей, покинувших Уэльс по причине более высокооплачиваемой работы, остается высоким. 

Прекращение членства в ЕС для Уэльса означает потерю финансирования из фондов союза. Лондон обещает восполнить все потери с помощью региональных выплат. С этой целью был создан «Общий фонд процветания», основной функцией которого является сокращение неравенства между четырьмя странами полуострова. В период с 2014 по 2020 г. Уэльс получил 5 миллиардов евро из структурных фондов Европейского союза, направленных на развитие наиболее отстающих частей экономики. Наибольшее количество средств было выделено из Европейского сельскохозяйственного гарантийного фонда, Европейского фонда регионального развития, а также Европейского социального фонда. Большую поддержку объединение европейских государств оказывало в сфере проектов экономического развития, а именно: финансирование программ, поддерживающее длительно безработных в трудоустройстве, вливание средств в поддержку малого, среднего и крупного бизнеса, строительство автомобильных и железных дорог в Западном Уэльсе, продвижение туризма. В общей сложности на эти проекты было выделено 248 миллионов фунтов стерлингов [15].

Консерваторский манифест 2019 г. говорит, что на развитие и процветание регионов будет выделено более 500 миллионов фунтов. Ажиотаж со стороны децентрализованных администраций основываются на опасениях, что уровень финансирования, обещанный правительством Великобритании, не будет в точности эквивалентен структурным фондам. Независимому правительству нужно будет найти выход из данной ситуации. Потеряв финансирование от ЕС и Лондона возникнет резкая необходимость в денежных средствах. Плайд Камри хочет осуществить переход к самостоятельному управлению в рамках возвращения в состав союза, но, опять же, данный процесс занимает много времени, например, Ирландия подала заявку на вступление в ЕС в 1967 г., а полноправным членом стала только в 1973. Автономное правительство должно иметь готовый план действий на период рассмотрения кандидатуры Уэльса на возвращение в состав европейского объединения. Особенно замедлить данный процесс, если не сорвать вовсе, может тот факт, что Уэльс проголосовал за отделение от Евросоюза. У комиссии может возникнуть вопрос: а не захочет ли народ Уэльса опять покинуть наши ряды? И тогда денег на развитие будет взять, мягко говоря, неоткуда.

Политическая обстановка в Великобритании последних лет отличается институционалистской нестабильностью. Государство, играющее важнейшую роль на геополитической карте, начинает трещать по швам. Шотландцы требуют независимости, Брексит нарушает спокойствие граждан региональных частей Британии относительно их будущего, коронавирус обрущил механизм государственного развития, и последствия всего этого еще только предстоит ощутить.
Уэльс, в глазах народа, все больше видится как самостоятельная единица. Факторы, о которых говорилось ранее, прямо поспособствовали этому. Однозначно невозможно констатировать в каком виде Уэльс встретит приближающееся десятилетие, однако можно утверждать с уверенностью, что происходящие на наших глазах события оставят след в истории британской государственности, и ближайшие выборы 2021 г. в Национальную ассамблею Уэльса пройдут под знаком борьбы приверженцев английского контроля и валлийской идентичности. То, какую линию изберет предвыборный аппарат Плайд Камри,  и определит будущее Уэльса на ближайшие года.

References

1. 1997 devolution referendums in Scotland and Wales [Elektronnyy resurs] // OpenEdition Journals ezhedn. internet-izd. - 2015. - 15 okt. - URL: https://journals.openedition.org/rfcb/1187#tocto1n4 (Data obrascheniya 30.01.2021).

2. Welsh referendum: Voters give emphatic Yes on powers [Elektronnyy resurs] // BBC Newsezhedn. internet-izd. - 2011. - 11 marta.- URL: https://www.bbc.com/news/uk-wales-politics-12648649 (Data obrascheniya 30.01.2021).

3. Dzhonson nazval absurdnym namerenie Londona sobirat' tamozhennye poshliny ot imeni ES [Elektronnyy resurs] // Tassezhedn. internet-izd. - 2018. - 30 sen. - URL:https://tass.ru/ekonomika/5619971 (Data obrascheniya 30.01.2021).

4. YouGov / PlaidCymruSurveyResults[Elektronnyy resurs] // Oficial'nyy sayt YouGov. - 2019. - URL: https://d25d2506sfb94s.cloudfront.net/cumulus_uploads/document/4lav01m6zl/PlaidCymruResults_190910_Independence_W.pdf. (Data obrascheniya 31.01.2021).

5. Keepindependencemomentumgoing’ afterYesisMoregig [Elektronnyy resurs] //NationCymryezhedn. internet-izd. - 2019- 26 fev.- URL: https://nation.cymru/news/keep-independence-momentum-going-after-yes-is-more-gig/ (Data obrascheniya 31.01.2021).

6. Zhestkiy Breksit otmenyaetsya: Britaniya i Evrosoyuz dogovorilis' [Elektronnyy resurs]. - BBCNewsezhedn. internet-izd. - 2020.- 24 dek.- URL:https://www.bbc.com/russian/news-55424050 (Data obrascheniya 31.01.2021).

7. Soyuz v krizise: oprosy pokazyvayut, chto izbirateli hotyat referenduma o nezavisimosti Shotlandii i ob'edinennoy Irlandii [Elektronnyy resurs] // TheSundayTimesezhedn. internet-izd. - 2021. 23 yanv.- URL:https://www.thetimes.co.uk/article/union-in-crisis-as-poll-reveals-voters-want-referendum-on-scottish-independence-and-united-ireland-wwzpdlg7b(Data obrascheniya 31.01.2021).

8. Survey of public views on the coronavirus (COVID-19): 15 to 19 January 2021 [Elektronnyy resurs] // Gov.Wales. - 2021.- 25 yanv. - URL:https://gov.wales/survey-public-views-coronavirus-covid-19-15-19-january-2021 (Data obrascheniya 31.01.2021).

9. Boris Johnson asked to apologise for ‘wilful misrepresentation’ over Covid funding for Wales [Elektronnyy resurs] // Independentezhedn. internet-izd. -2021. - 6 yanv. - URL: https://www.independent.co.uk/news/uk/politics/boris-johnson-apologise-coronavirus-funding-wales-b1783430.html (Data obrascheniya 31.01.2021).

10. Compensate Wales for crippling poverty - Adam Price [Elektronnyy resurs] // BBC Newsezhedn. internet-izd. -2019- 3 okt.- URL: https://www.bbc.com/news/uk-wales-politics-49919119 (Data obrascheniya 01.02.2021).

11. Sompensate Wales for 'reducing it to poverty' – Plaid Cymru [Elektronnyy resurs] // The Guardianezhedn. internet-izd. – 2019.- 3 okt-URL: https://www.theguardian.com/uk-news/2019/oct/03/uk-should-compensate-wales-for-reducing-it-to-poverty-plaid-cymru (Data obrascheniya 01.02.2021).

12. Manifesto [Elektronnyy resurs] // Manifesto Plaid Cymru’s 2019.-2019.- URL:http://www.maniffesto.com/documents/plaid-cymrus-2019-manifesto/ (Data obrascheniya 01.02.2021).

13. Independence [Elektronnyy resurs] // Oficial'nyy sayt partii PlaydKamri. - URL: https://www.partyof.wales/annibyniaeth_independence (Data obrascheniya 02.02.2021).

14. Plaid Cymru call for alliance with SNP to break up the UK [Elektronnyy resurs] // The Scotsman ezhedn. internet-izd. – 2018. - URL: https://www.scotsman.com/news/politics/plaid-cymru-call-alliance-snp-break-uk-245521 (Data obrascheniya 02.02.2021).

15. Preparations for replacing EU funding for Wales [Elektronnyy resurs] // IFS.-2018.- URL: https://www.ifs.org.uk/uploads/IFS%20Response%20to%20the%20Finance%20Committee%20of%20the%20National%20Assembly%20of%20Wales%E2%80%99s%20Call%20for%20Evidence.pdf (Data obrascheniya 02.02.2021).

Login or Create
* Forgot password?