employee
UDK 15 Психология
The article reviews the scientific literature on the quality of distance learning. The forced temporary transfer of the educational process to a distance form is considered as an unplanned event to assess the quality of education, which allows us to assess the effectiveness of the management system in education for all participants in educational relations, as well as to determine the directions of modernization and development of the education system as a whole. The use of digital technologies in the educational process helps the teacher to more fully build interaction with students, improve their methodological and organizational skills and competencies, use visual formats for presenting various information, which, in turn, contributes to the development of cognitive activity of schoolchildren and students. Educational interaction in the framework of distance learning has a special specificity and special qualities that place increased demands on the professional competence and pedagogical qualifications of teachers, as well as on the personal and professional competencies of all subjects of the distance educational process. Distance learning now allows interaction between the trainers and trainees, but not fully appropriate to ensure the achievement of learning objectives, learning content of the subject and control assessment of knowledge, skills, competencies. Distance learning technologies should complement (and this is their significant functionality and potential), and not replace the already established traditional face-to-face forms of educational interaction, models and methods of teaching.
distance learning, quality of education, information technologies, student, teacher, educational interaction, personal development
В настоящее время актуальным и общественно значимым вопросом в современном образовании является и продолжает оставаться организация учебного процесса в формате дистанционного обучения (ДО). ДО реализуется параллельно с возрастающим интересом общества к информационным технологиям в различных сферах профессиональной деятельности, в том числе и в образовании. На уровне государственных приоритетов модернизация образования не так давно, с 2017 года, уже направлена в сторону информатизации: реализуются государственные программы «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» [32], «Развитие образования» [26], национальный проект «Образование» [24], «Целевая модель цифровой образовательной среды» [27]. В соответствии с Федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» национального проекта «Цифровая экономика Российской федерации» разрабатывается концепция базовой модели компетенций цифровой экономики и выявление и определение востребованных компетенций для различных секторов цифровой экономики [23].
Учитывая вышеперечисленные государственные программы и проекты, направленные, в широком смысле, на развитие, цифровизацию, информатизацию образования, вынужденный временный перевод образовательного процесса в дистанционную форму можно рассматривать как незапланированное мероприятие по оценке качества образования, которое позволяет оценить эффективность системы управления в образовании для всех участников образовательных отношений, а также определить направления модернизации и развития системы образования в целом.
В конце марта 2020 года ДО достаточно быстро и стремительно вошло в практику, по сути, всех образовательных организаций страны и, в некотором смысле, позволило поддержать систему образования на некоторое время. Это стало возможно благодаря уже реализованным ранее шагам по цифровизации на основании вышеперечисленных документов. И, конечно, значимую роль сыграли используемые информационные технологии в образовании, составляющие основу цифровизации. Данные технологии обучения позволяют сегодня обеспечить образовательную практику оптимальным использованием существующих возможностей цифровой образовательной среды, нацеленных, в первую очередь, на цели обучения и воспитания личности.
За время, прошедшее с момента обязательного введения ДО в школах, колледжах, образовательных организациях высшего образования в РФ, появилось немалое количество публикаций в научно-образовательной среде и в сети Интернет, проведены различные онлайн-опросы, выделены возможности и ограничения ДО [10, 14]. Представляется необходимым сакцентировать внимание и обобщить качественные результаты реализации ДО к настоящему времени, выявить существующие противоречия, связанные с аспектами готовности и взаимодействием субъектов дистанционного образования, а также наметить образовательные перспективы в современных социально-экономических условиях.
Основными участниками процесса ДО в высшей школе являются три основные группы субъектов: студенты, преподаватели и руководство вуза. Проведенные исследования показывают, что в целом эти три основные группы участников ДО демонстрируют дисбалансированные образовательные цели в краткосрочной перспективе, которые, как правило, между собой не совпадают, другими словами: студенты стремятся к получению диплома, преподаватели – к заполнению требуемой отчетности и получению заработной платы, руководство образовательной организации – к выполнению финансовых мониторинговых показателей. Общая образовательная цель всех участников образовательных отношений – в виде качественного образования – завуалирована и, по сути, становится сложно достижимой. При этом при реализации ДО у каждой из трех основных групп проявляются в поведении и деятельности определенные психологические особенности, определяемые их социально-экономическим положением, ролевыми диспозициями, профессиональной культурой и др. [20]. Можно говорить об определенной степени готовности (не готовности) субъектов образовательного процесса к реализации ДО на образовательном нормативно-правовом уровне, уровне педагогической квалификации и на уровне учебного взаимодействия [9].
Как известно, ДО затронуло различные категории обучающихся: не только школьников и студентов, но также и курсантов образовательных организаций. Исследователями отмечается, что для профессиональной подготовки у курсантов различных курсов, выполнения в будущем служебных обязанностей, обеспечения на должном уровне морально-психологической стойкости должны быть сформированы определенные знания, умения, навыки, выражена готовность к их использованию; развиты определенные личностные качества, познавательные процессы и свойства, отношение к окружающей действительности и т.п. – ДО не может достичь таких целей обучения в полном объеме и в этом плане является недостаточно эффективной формой образовательного процесса [8].
Одним из важных компонентов анализа качества ДО может выступать построение педагогом своей профессиональной деятельности в рамках той или иной педагогической системы. Среди наиболее традиционных педагогических компонентов в системе выделяют: цели обучения, содержание учебного предмета, методы взаимодействия с обучающимися, образовательные технологии, средства обучения, оценка результатов обучения [22]. Уместно подчеркнуть, что цели обучения и содержание учебного курса взаимосвязаны между собой. Содержание предмета обучения в определенной степени определяет цели обучения в целом. Использование информационных технологий в образовании, электронного обучения в настоящее время позволяет обеспечивать взаимодействие между обучающим и обучающимися, но пока нет четкого понимания, может ли ДО обеспечивать в полной мере достижение целей обучения и усвоение содержания учебного предмета. Также значимым и открытым остается вопрос контроля оценивания знаний, умений, навыков, компетенций.
Можно с уверенностью говорить о том, что при отсутствии непосредственного учебного активного взаимодействия между обучающим и обучающимся педагогическая система, в единстве своих компонент, «слабеет», «распадается», цели обучения не достигаются [6]. Такие важные психолого-педагогические составляющие в учебной деятельности, как учебная мотивация, умение самостоятельно учиться (самостоятельно работать дома) проявляется, как правило, у замотивированных на учебу обучающихся, у талантливых учеников и студентов, у студентов – на более старших курсах [16, 30]. Как показывают исследования, ДО фактически невозможно реализовать в начальной и средней школе: у детей в таком возрастном диапазоне мотивационные составляющие находятся в стадиях формирования и развития, потребности неустойчивы, критическое и осмысленное отношение к миру на этапе становления, а у учителей нет реального бюджета времени взаимодействовать с каждым учеником в отдельности (роль педагога, в прямом смысле слова, приходится исполнять родителям учащихся) [22].
Рассматривая обучение в целом, важно подчеркнуть, что это взаимосвязанная деятельность обучающегося и обучаемого (и с другими обучаемыми в ходе социального взаимодействия), при реализации которой выстраиваются и видоизменяются формы диалога, сотрудничества и общения. В ходе такого учебного взаимодействия (диалога, познания друг друга) существуют определенные субъект-субъектные отношения. По мнению М.М. Бахтина, познание вещи и познание личности – два разных полюса. Вещь исчерпаема до конца односторонним актом познания субъекта, а личность, в таком ракурсе, требует не столько «точности», сколько «глубины проникновения» [Цит. по 15]. Подобного рода диалог позволяет раскрыть не только значения, которые конкретны и носят ситуативный характер, но и смыслы, которые передаются в контексте общения и могут изменяться, трансформироваться по ходу развития самих субъектов учебного взаимодействия. При «живом» общении происходит развитие личности не только обучающегося, школьника или студента, но и самого педагога. И одним из критериев анализа может являться выделение такого учебного взаимодействия, которое в данный определенный момент обучения может быть признано ведущим, основным для психического и социального развития личности обучающегося [12].
Учитывая несомненные достоинства информационных технологий, применяемых в жизни и образовании, приведем такое современное понятие, противоположное вышеупомянутой «глубине проникновения», как «сёрфинг в интернете» [35]. Благодаря доступности цифровых технологий, Интернета, мессенджеров, видеоконтента, вебинаров для различных групп населения и, прежде всего, для подрастающего поколения – восприятие жизни, отношений, учебной деятельности, информации в целом стало носить достаточно поверхностный характер: если раньше книги внимательно читали, то в настоящее время их быстро просматривают; если некоторое время назад, до появления Интернета, по сути, у каждого дома, разбирались и вникали в тему, то сейчас достаточно бегло пройтись по ссылкам и быстро найти необходимую информацию. Само понятие «сёрфить» предполагает «скользить по поверхности информации», быстро производить поисковые действия на разных сайтах и т.п. Для тех обучающихся, у кого уже сформирован определенный образовательный базис, использование цифровых технологий будет способствовать развитию, приобретению, расширению новых знаний и новых компетенций. Но без подготовленной образовательной основы свободный доступ к информационным ресурсам может привести к ложному ощущения «знания» и при этом не формируется положительная установка на «учиться», «добывать знания», «трудиться» и т.п. [11, 13].
Одним из феноменов современного образования и, тем более, в формате ДО, явилось отчуждение обучающихся от учебной деятельности или, другими словами, утрата человеком (обучающимся) своей сущности. Отчуждение «… выражает такую объективацию качеств, результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект её воздействия» [Лапин Н.И., С. 180, Цит. по 31]. Непосредственное учебное, социальное взаимодействие обучающего и обучающегося (учителя и школьника, преподавателя и студента) происходит в определенной атмосфере, в пространстве совместной деятельности, совместного переживания свободы и ответственности. Важным является и формирование доверия между участниками образовательных отношений, которое априори не сможет сформироваться через компьютер, который можно представить как передатчик, коммутатор, посредник [7, 19].
Учебная деятельность – это деятельность обучающегося, связанная как с освоением культурных ценностей общества, социокультурного опыта, так и с формированием способностей к самоизменению, саморазвитию, рефлексии, что обеспечивает личностное и профессиональное самоопределение и успешную самореализацию человека в социуме и в будущей профессиональной деятельности. Дистанционное обучение (или: дистанционная (отдаленная, опосредованная) учебная деятельность) является одной из информационных сторон, с которой взаимодействует обучающийся, наряду с общением в социальных сетях, чатах и мессенджерах, просмотром видеоматериалов, чтением электронных книг и т.п. ДО сегодня естественным образом вписывается в информационное пространство человека и нивелируется, становится малоразличительным, несистемным, одним из используемых информационных ресурсов в повседневной деятельности.
Один из ключевых аспектов при реализации ДО – это выстраивание учебного взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [3]. На территории Российской Федерации дети с ОВЗ вынуждены получать образование не в школах, наравне с другими детьми, а в специальных учебных учреждениях (инклюзивное образование), на дому (семейное образование), в коррекционных школах различного вида. Это, в свою очередь, изолирует детей с ОВЗ от своих сверстников, от семейного окружения, что не может не сказываться на общем психоэмоциональном состоянии и дальнейшем интеллектуальном развитии [25]. К числу основных субъективных проблем в инклюзивном ДО можно отнести недостаточную мотивацию и самоорганизацию у обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, недостаточно сформированную профессиональную компетентность педагогов при выборе тех или иных информационно-коммуникационных технологий в рамках выстраивания дистанционного учебного взаимодействия; сложности для участников образовательного процесса с точки зрения организации ДО и др. [21] Для повышения качества ДО обучающихся с ОВЗ можно выделить такие механизмы, как минимизация используемых дистанционных средств при организации обучения (желательно одна видеоплатформа, понятная всем участникам учебного процесса); одинаковые средства организации обучения всем педагогами; наличие отдельных приложений для передачи учебного материала с использованием мобильных устройств; обеспечение доступа к ранее прошедшему учебному материалу и т.п. [34]
Одна из основополагающих задач учебной деятельности – подготовить обучающегося к выполнению будущей профессиональной деятельности на должном уровне. Сегодня экспоненциальный рост технологий вызывает и рост глобальных изменений в современном обществе. В рамках уже существующего информационного общества, цифровизации образования и их влияния на развитие личности и ее психологическое благополучие, приоритетное значение приобретает профессиональная подготовка специалистов во время обучения [28]. Здесь значимы такие направления педагогической деятельности, как формирование творческого мышления, предпринимательство и предприимчивость, работа в команде, профессиональная и цифровая этика, междисциплинарное обучение [18].
Важно отметить, что в условиях реализации дистанционного обучения продолжают реализовываться различные образовательные проекты. К примеру, в Вятском государственном университете в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование» в конце 2020 года были реализованы различные бесплатные программы повышения квалификации для научно-педагогических работников [33]. Одна из программ, регистрацию на которую запись была завершена досрочно, была программа повышения квалификации «Цифровизация образования и методика электронного обучения», актуальность которой была продиктована возрастающим интересом субъектов образовательной деятельности к цифровым, электронным, дистанционным технологиям и существенным переменам в образовании в целом. Учитывая развивающуюся цифровизацию и информатизацию образования на различных его уровнях, развитие информационных технологий в образовании, временный переход в 2020 году образовательных организаций на дистанционное обучение, следует отметить, что подобного рода курсы, безусловно, значимы для педагогов, работающих в системе образования для совершенствования своих профессиональных компетенций по применению в своей профессиональной педагогической деятельности современных образовательных технологий обучения, развитию компетенций в области реализации проектов по развитию системы непрерывного обновления педагогами своих профессиональных навыков для последующей реализации существующих образовательных курсов в различных образовательных организациях.
ДО в рамках повышения квалификации, в целом, обладает достаточно значимым потенциалом по формированию необходимых профессиональных компетенций у различных специалистов в целом, и не только у педагогов. Данные профессиональные программы, с применением информационно-коммуникационных технологий, могут быть нацелены на непрерывное профессиональное развитие профессиональной квалификации личности; способствовать профессиональной адаптации специалистов, в динамике профессионального пути, в постоянно изменяющемся рынке труда; обеспечивать накопление и формирование необходимых материалов (личного «банка данных» по необходимым профессиональным вопросам) и т.п. [1, 2] Через повышение уровня профессионального образования взрослого населения, уже работающих специалистов на рынке труда, происходит развитие человеческого капитала, который является главным ресурсом стратегии социально-экономического развития субъектов РФ.
Вопрос, который требует дальнейшей проработки работы образовательных экспертов в рамках дополнительного профессионального образования – это организация ДО, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации программ профессиональной переподготовки (при освоении определенной части учебного курса и организации самостоятельной работы слушателей), так как данные программы дают право ведения нового вида профессиональной деятельности с присвоением квалификации.
Важно осознавать, что в любом случае личности необходимо адаптироваться к новой цифровой реальности, к информационному обществу, к дистанционным образовательным технологиям, чтобы быть включенным в реалии современной социальной жизни и в профессиональную деятельность.
В настоящее время цифровые технологии в образовании дают возможность использовать различные образовательные инструменты и современные программы для модернизации и развития образовательных организаций. Владение информационными технологиями является уже неотъемлемым требованием к специалисту в различных сферах профессиональной деятельности, так же как информационная культура и цифровая, компьютерная грамотность. Использование цифровых технологий в учебном процессе помогает педагогу более полно выстраивать взаимодействие с обучающимися, совершенствовать свои методические и организаторские способности и компетенции, использовать наглядные форматы представления различной информации, что, в свою очередь, способствует развитию познавательной активности школьников и студентов [4, 5].
Сегодня качество образования – одно из важнейших характеристик конкурентоспособности образовательной организации. Именно поэтому организации учебного дистанционного процесса должно уделяться первостепенное значение. Речь идет не просто об образовании, а об образованности личности, которая может быть общей и профессионально-содержательной, о результате образования. «Образование, с одной стороны, – образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой, фиксированный в форме образовательного стандарта, являющегося потенциально достижимым представлением социокультурного опыта, сохраняющегося в идеальной форме. С другой стороны, это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе, у которого сформировался опыт как совокупность интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений, что позволяет ему адекватно действовать в любой ситуации» [17, с. 8].
В настоящее время реализация ДО сегодня проходит с определенной степенью повседневной тревоги, которая присутствует у основных участников образовательных отношений: обучающихся (школьников, студентов), их родителей, педагогов. Одной из главной причин подобной тревоги является несоответствие между существующей информатизацией современного образования и отсутствием пока, к настоящему времени, проверенных и достоверных сведений о влиянии ДО на развитие личности, на психическое, личностное, физическое здоровье обучающихся. Научному психолого-педагогическому сообществу нужно некоторое время, чтобы провести исследования. А сегодня Министерство науки и высшего образования «запускает» второй семестр 2020-2021 учебного года, и уже в очной форме [29].
Учебное взаимодействие педагога с обучающимися в рамках ДО обладает особой спецификой и особыми качествами, которые предъявляют повышенные требования к профессиональной компетентности и педагогической квалификации педагогов, а также к личностно-профессиональным компетенциям всех субъектов дистанционного образовательного процесса. Дистанционные технологии должны дополнять (и в этом их значительный функционал и потенциал), а не заменять уже сложившиеся традиционные очные формы учебного взаимодействия, модели и методы обучения.
1. Antonova D.A., Ospennikova E.V. Metodologicheskie osnovy produktivnogo obucheniya [Methodological foundations of productive learning]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Teacher education in Russia], 2020, no. 6. pp. 163-173. (in Russian)
2. Antonovskij A.V. Sovershenstvovanie metodologii nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya [Improving the methodology of continuing professional education]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of the Moscow University. Series 20: Teacher Education], 2016, no. 4, pp. 31-42. (in Russian)
3. Ahmetova D.G., Artyuhina T.S., Bikbaeva M.R., Sahnova I.A., Suchkov M.A., Zajceva E.A. Cifrovizaciya i inklyuzivnoe obrazovanie: tochki soprikosnoveniya [Digitalization and inclusive education: common ground]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2020, Tom 29, no. 2, pp. 141-150. (in Russian)
4. Bahtina O.I., Monahov V.M. Formirovanie novogo vzglyada na informatizaciyu i nauchno-tekhnologicheskoe razvitie sovremennoj teorii obucheniya [Formation of a new view on informatization and scientific and technological development of the modern theory of education]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of the Moscow University. Series 20: Teacher Education], 2018, no. 2, pp. 60-77. (in Russian)
5. Grinshkun V.V. Problemy i puti effektivnogo ispol'zovaniya tekhnologij informatizacii v obrazovanii [Problems and ways of effective use of informatization technologies in education]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of the Moscow University. Series 20: Teacher Education], 2018, no. 2, pp. 34-47. (in Russian)
6. Degtyareva A.P., Zagorskij V.V. Strategii i effektivnost' raboty v sistemah distancionnogo obrazovaniya [Strategies and performance in distance education systems]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of the Moscow University. Series 20: Teacher Education], 2016, no. 1, pp. 67-74. (in Russian)
7. Dorofeeva E.V. Psihologicheskoe otchuzhdenie v ramkah uchebnogo processa: ponyatie, diagnostika (na primere BGARF) [Psychological alienation in the educational process: the concept of diagnosis (for example BSAFF)]. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: Psihologo-pedagogicheskie nauki [Proceedings of the Baltic State Academy of Fishing Fleet: Psychological and Pedagogical Sciences], 2019, no. 3 (49), pp. 22-27. (in Russian)
8. Ivanov R.S., Mal'ceva T.V. Psihologicheskie i obrazovatel'nye osobennosti distancionnogo processa obucheniya kursantov Moskovskogo oblastnogo filiala Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V.YA. Kikotya [Psychological and educational features of the distance learning process for cadets of the Moscow Regional Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot] / Pedagogika i psihologiya deyatel'nosti sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov: integraciya teorii i praktiki. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg, 30 oktyabrya 2020 goda [Pedagogy and psychology of law enforcement officers: integration of theory and practice. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, October 30, 2020]. SPb.: Sankt-Peterburgskij universitet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii Publ., 2020, pp. 182-185. (in Russian)
9. Ikonnikova G.YU., Lisovskaya N.B., Tuzhikova E.S. Problema cifrovizacii v sovremennom obrazovanii (na primere RGPU im. A.I. Gercena) [The problem of digitalization in modern education (on the example of the Herzen State Pedagogical University)]. Psihologiya cheloveka v obrazovanii [Human psychology in education], 2020, Tom 2, no. 2, pp. 150-156. (in Russian)
10. Isaeva T.E. Distancionnoe obuchenie v ekstremal'nyh usloviyah: problemy gotovnosti i pedagogicheskogo vzaimodejstviya sub"ektov obrazovatel'nogo processa [Distance learning in extreme conditions: problems of readiness and pedagogical interaction of subjects of the educational process]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of the Moscow University. Series 20: Teacher Education], 2020, no. 4, pp. 38-49. (in Russian)
11. Kazarenkov V.I., Karnelovich M.M., Kazarenkova T.B. Ispol'zovanie elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v professional'nom obrazovanii: preimushchestva i riski [The use of electronic educational resources in professional education: advantages and risks]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of the Moscow University. Series 20: Teacher Education], 2020, no. 4, pp. 9-18. (in Russian)
12. Korotaeva E.V. O vzaimodejstvii sub"ektov v distancionnoj forme obucheniya [On the interaction of subjects in distance learning]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Teacher education in Russia], 2014, no. 3, pp. 68-73. (in Russian)
13. Krasil'nikova E.V., Kol'cova A.A., Lukovnikov N.N., Tyulina A.V. O pedagogicheskih tekhnologiyah formirovaniya universal'nyh kompetencij v sisteme vysshego obrazovaniya [On pedagogical technologies for the formation of universal competencies in the higher education system]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2019, no. 2, p. 83. (in Russian)
14. Kumohin A.G., Kachaev R.I. Distancionnoe obuchenie v sovremennyh usloviyah: obzor vozmozhnostej i ogranichenij [Distance learning in modern conditions: an overview of opportunities and limitations]. Prikladnaya psihologiya i pedagogika [Applied Psychology and Pedagogy], 2021, Tom 6, no. 1, pp. 42-56. (in Russian)
15. Lyaudis V.YA. Metodika prepodavaniya psihologii [Methods of teaching psychology]: training manual. SPb.: Piter Publ., 2007, 192 p. (in Russian)
16. Malineckij G.G., Novikova G.V. Krizis «cifrovoj transformacii» rossijskogo obrazovaniya [The crisis of the "digital transformation" of Russian education]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of the Moscow University. Series 20: Teacher Education], 2020, no 3, pp. 19-37. (in Russian)
17. Mal'ceva T.V. Osnovnye tendencii i podhody sovremennogo obrazovaniya [The main trends and approaches of modern education]. Prikladnaya psihologiya i pedagogika [Applied Psychology and Pedagogy], 2016, Tom 1, no. 2, p. 8. (in Russian)
18. Merzon E.E., Ryabov O.R. Neodnoznachnost' problem cifrovogo obrazovaniya [Ambiguity of the problems of digital education]. Psihologiya cheloveka v obrazovanii [Human psychology in education], 2019, Tom 1, no. 1, pp. 39-43. (in Russian)
19. Miniyarov V.M., Kashtanova E.I. Faktory vozniknoveniya otchuzhdeniya u obuchayushchihsya ot uchebnoj deyatel'nosti [Factors of alienation of students from educational activities]. Aktual'nye problemy prakticheskoj psihologii. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Tver', 18 dekabrya 2020 goda [Actual problems of practical psychology. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, Tver, December 18, 2020.]. Tver': SFK-ofis Publ., 2020, pp. 185-191. (in Russian)
20. Mukova L.A. Iz praktiki distancionnogo obucheniya bakalavrov v vuze (social'no-psihologicheskie aspekty) [From the practice of distance learning of bachelors in higher education (socio-psychological aspects)]. Psihologiya cheloveka v obrazovanii [Human psychology in education], 2020, Tom 2, no 2, pp. 157-165. (in Russian)
21. Musifullina E.V., Egorova T.M., Ahmedzyanova T.S., Beluhina N.N. Organizaciya primeneniya distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v inklyuzivnom obrazovanii [Organization of the use of distance learning technologies in inclusive education]. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya [The world of science. Pedagogy and psychology], 2020, Tom 8, no. 1, pp. 28. (in Russian)
22. Novikova G.V. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya sub"ektnosti studentov v uchebnom processe vuza [Psychological and pedagogical conditions for the formation of students ' subjectivity in the educational process of the university]. Vzaimodejstvie sub"ektov obrazovatel'nyh otnoshenij: vozmozhnosti i ogranicheniya. Sbornik nauchnyh trudov; pod red. I.B. Umnyashova, A.S. Gil'yano [Interaction of subjects of educational relations: opportunities and limitations. Collection of scientific works; edited by I.B. Umnyashov, A.S. Guiliano.]. M.: FGBOU VO MGPPU; FGBOU VO RHAU-MSKHA imeni K.A. Timiryazeva; FPO Rossii Publ., 2018, pp. 74-81. (in Russian)
23. Pasport nacional'nogo proekta «Nacional'naya programma «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam, protokol ot 04.06.2019 № 7) [Passport of the national project "National Program" Digital Economy of the Russian Federation "(approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, Protocol No. 7 of 04.06.2019)] [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru (accessed 11 January 2021). (in Russian)
24. Pasport nacional'nogo proekta «Obrazovanie» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 № 16) [Passport of the national project " Education "(approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, Protocol No. 16 of 24.12.2018)] [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru (accessed 11 January 2021). (in Russian)
25. Pogodina I.A., Pol'shakova A.A. Informacionnye i kommunikacionnye tekhnologii, distancionnoe i on-line obuchenie v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya [Information and communication technologies, distance and on-line learning in inclusive education]. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences], 2020, no. 6-1 (45), pp. 173-177. (in Russian)
26. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 № 1642 (red. ot 31.12.2020) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» (s izm. i dop., vstup. v silu s 08.01.2021) [The resolution of the RF Government dated 26.12.2017 № 1642 (edited on 31.12.2020) "On approval of the state program of the Russian Federation "Development of education" (Rev. and EXT., joined. effective from 08.01.2021)] [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru (accessed 11 January 2021). (in Russian)
27. Prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 02.12.2019 № 649 «Ob utverzhdenii Celevoj modeli cifrovoj obrazovatel'noj sredy» [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 649 dated 02.12.2019 " On Approval of the Target Model of the Digital Educational Environment»] [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru (accessed 11 January 2021). (in Russian)
28. Rubcova N.E., Len'kov S.L. Psihologicheskoe blagopoluchie v proekcii cifrovoj socializacii [Psychological well-being in the projection of digital socialization. Psihologiya cheloveka v obrazovanii [Human psychology in education], 2020, Tom 2, no 2, pp. 143-149. (in Russian)
29. S 8 fevralya vuzy vozvrashchayutsya k ochnomu obucheniyu [Since February 8, universities are returning to full-time training] [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru https://rg.ru/2021/01/29/minobrnauki-vuzy-vozvrashchaiutsia-k-ochnomu-obucheniiu.html (accessed 29 January 2021). (in Russian)
30. Sibgatullina I.F., Merzon E.E., Sejbgll A. Upravlenie talantami v usloviyah cifrovoj transformacii obrazovaniya [Talent management in the context of digital transformation of education]. Psihologiya cheloveka v obrazovanii [Human psychology in education], 2019, Tom 1, no. 2, pp. 169-175. (in Russian)
31. Smirnov M.YU., Trofimov M.YU. Otchuzhdenie cheloveka v kontekste distancionnogo obrazovaniya [Alienation of a person in the context of distance education]. Nacional'nye prioritety Rossii [Russia's national priorities], 2020, no. 2 (37), pp. 96-99. (in Russian)
32. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017 – 2030 gody» [Decree of the President of the Russian Federation No. 203 of 09.05.2017 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030»] [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru (accessed 11 January 2021). (in Russian)
33. Federal'nyj proekt «Novye vozmozhnosti dlya kazhdogo». Besplatnye kursy povysheniya kvalifikacii. Vyatskij gosudarstvennyj universitet [Federal project "New Opportunities for Everyone". Free advanced training courses. Vyatka State University] [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru (accessed 11 January 2021). (in Russian)
34. Shadchin I.V. (orig.) Inklyuzivnoe professional'noe obrazovanie v usloviyah ego cifrovizacii: nauchnyj otchet [Inclusive professional education in the context of its digitalization: scientific report]. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya [Innovative development of professional education], 2020, no. 4 (28), pp. 115-145. (in Russian)
35. Shpitcer M. Antimozg: cifrovye tekhnologii i mozg [Anti-brain: digital technologies and the brain] / per. s nemeckogo A.G. Grishina [translated from the German by A. G. Grishin]. M.: AST Publ., 2014, 288 p. (in Russian)