IMPLEMENTATION OF GENERAL DEVELOPMENT PROGRAMS USING DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN ADDITIONAL EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the example of an additional general development program «Chess for all», the possibilities of increasing the availability of additional education for children and adults in modern conditions. In the author's additional general development program, the main emphasis is placed on the formation of meta-subject competencies of students, the development of logical thinking, as well as, we consider this program as a means of psychological relaxation for children and adults in modern conditions associated with social isolation. The purpose of the program is not only to solve educational problems, but also as a means of reducing psychological stress in students in various life situations. The program is implemented in an electronic educational environment using distance learning technologies. The versatility of the program allows you to carry out the learning process, not only in an electronic educational environment, but also in traditional forms. The purpose of our work: to consider on the example of a specific program the basic positions and foundations of additional education for children and adults, the importance of additional education for ensuring «adaptation to life in society», the impact on the formation of «creative abilities» of students, the ability to adapt in modern conditions. To justify the possibility of integrating different subject areas in achieving metasubject results in the implementation of additional education programs. Development of a program for children and adults with the possibility of implementation in various learning environments. Subject of research: additional education in the context of the current situation. The result of the study: a general development program of additional education for various age categories, which promotes the development of logical thinking and the formation of meta-subject results, implemented in an electronic educational environment. As a result of the work, a program was developed and tested, which can be used by teachers of additional education in various educational organizations using distance learning technologies.

Keywords:
Additional education; meta-subject competencies; electronic educational environment; distance learning technologies, chess
Text
Publication text (PDF): Read Download

В статье на примере дополнительной общеразвивающей программы «Шахматы для всех» рассмотрены возможности повышения доступности дополнительного образования для детей и взрослых в современных условиях. В авторской дополнительной общеразвивающей программе основной акцент сделан на формирование метапредметных компетенций обучающихся, развитие логического мышления, а также авторы рассматривают данную программу как средство психологической релаксации детей и взрослых в современных условиях, связанных с социальной изоляцией.

Дополнительное образование зарождалось и достаточно длительное время рассматривалось как образование, направленное на организацию досуга для детей. Впервые в Законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование подразделяют на «дополнительное образование для детей и взрослых» и «дополнительное профессиональное образование» [1].

В статье 75 данного Федерального закона указано, что «…Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей...», а также «…Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе…»[1].

Несмотря на более чёткие формулировки в выделении видов образования, в настоящее время нет различия в требованиях к структуре данных программ. Содержание, направления и формы реализации определяет образовательная организация, реализующая программу.

В данной статье авторы не будут перечислять трудности и проблемы, которые возникают при разработке и реализации дополнительных общеразвивающих программ.

Цель работы авторов: рассмотреть на примере конкретной программы базовые позиции и основы дополнительного образования для детей и взрослых, значение для обеспечения «адаптации к жизни в обществе», влияние на формирование «творческих способностей», возможности к адаптации в современных условиях.

По мнению Л.В. Байбородовой, решение современных задач социализации и воспитания детей во многом зависит от расширения возможностей дополнительного образования, которое переживает время стратегических перемен [2]. Л.В. Байбородова в своей работе рассматривает проблемы с доступностью дополнительного образования для детей, проживающих в сельской местности. По мнению учёного, проблемы возникают в связи с удалённостью места проживания от основных центров предоставляющих услугу, ограниченным выбором программ, нехваткой квалифицированных специалистов и т. д. [2].

Все вышеперечисленные факторы, а также условия, сложившиеся в настоящее время не только в нашей стране, но и во всем мире, требуют активнее использовать возможности «электронного обучения» [4], тем самым повышая доступность дополнительного образования. Требования к условиям реализации программ изменились под влиянием жизненных реалий, которые внесли коррективы не только в дополнительное образование, но и в систему образования в целом. Ключевым условием стала возможность реализации в новых условиях, быстрая адаптация и возможность сделать программу доступной в соответствии с потребностями и запросами обучающихся. По состоянию на 20 марта 2020 года правительства в 135 странах объявили или осуществили закрытие школ, в том числе 124 страны закрыли школы по всей стране и 11 стран закрыли школы только в некоторых регионах [4]. Закрытыми оказались не только школы, но и все организации дополнительного образования как для детей, так и для взрослых. Перед педагогами встала проблема быстро и эффективно адаптировать существующие программы и разработать новые, которые смогут выполнять свои функции и решать возникшие проблемы социализации, психологической поддержки обучающихся и их родителей.

Одним из ключевых подходов в образовании является метапредметный подход. Как отмечают О.Г. Селиванова и Н.В. Гасникова, «метапредметность в современном образовании заявлена как ориентир федеральных государственных образовательных стандартов» [8].

Т.В. Фуряева, О.В. Гудкова под метакомпетенцией понимают «готовность к непрерывному получению знаний и умений, приспособление к новым условиям и ситуациям» [10], что соответствует основной цели дополнительного образования.

По мнению авторов статьи метапредметный подход и в дополнительном образовании даёт высокие результаты, так как позволяет обучающимся освоить способы деятельности, применимые как в процессе обучения, так и в различных жизненных ситуациях, и способствует социализации, развитию творчества и самореализацию личности.

Современная система образования не всегда, в полной мере удовлетворяет потребность в углублённом изучении определенных направлений, получении знаний, умений и превращении их в навыки. Зачастую во время учебных занятий не удаётся донести до обучающихся взаимосвязь изучаемого материала с применением его в обыденной жизни.

Многие из вышеперечисленных задач удавалось решить в дополнительном образовании, которое призвано решить данные проблемы, а именно: дополнить образовательную программу, разработанную организацией, осуществить взаимосвязь теории с практикой, помочь в развитии творческого потенциала личности в соответствии с запросами.

Особенностью дополнительных общеразвивающих программ является то, что они не строго регламентированы; согласно ФЗ «Об образовании» содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность [1]. Как авторы статьи уже отметили ранее, ответственность за содержание программ возлагается на образовательную организацию.

В настоящее время, несмотря на отсутствие чётких требований к структуре программ, содержанию и срокам реализации, система дополнительного образования выдвигается на ведущие позиции: зачастую без дополнительных занятий по определенным дисциплинам сложно в нынешних условиях достичь глубоких знаний, которые требуются для дальнейшего изучения предмета в высших учебных заведениях, да и просто для развития мышления ребенка, реализации творческого потенциала взрослого.

В этом есть свои плюсы и минусы. Изучая опыт образовательных организаций города Москвы, авторы пришли к выводу, что 90% общеразвивающих программ разрабатываются и реализуются «по запросу» детей и родителей. Таким образом, тематика программ зачастую определяется «потребителями образовательных услуг» [3].

В связи с этим наибольший интерес обучающихся и их родителей вызывают программы, разработанные в дополнение к учебным дисциплинам, особенно это заметно для контингента старшей школы. На основе анализа работы образовательных организаций видно, что существует множество предметных программ, целью которых является «углубление знаний по изучаемому предмету», программ по подготовке к школе, программ, направленных на изучение иностранных языков и т. д.

Преимуществами дополнительных общеразвивающих программ являются их доступность для освоения, зачастую они носят досуговый, развлекательный характер, но в тоже время дают возможность углубления знаний. Следует отметить прикладной характер программ, что обусловило их востребованность и актуальность в настоящее время.

В современных условиях карантинных мероприятий дополнительное образование оказалось в необычных условиях, возникли проблемы с реализацией программ и необходимость перестраивать процесс обучения. Педагогам, как показала практика, удалось быстро перестроить работу на дистанционную форму, а обучающиеся с удовольствием приступили к занятиям в электронной образовательной среде.

В условиях изоляции для многих обучающихся оказалось важным не прерывать занятия любимым делом и продолжить самообразование, в том числе и по избранным программам дополнительного образования. Как показал проведённый онлайн-опрос, обучающиеся удовлетворены организацией дополнительного образования: 70% ответили положительно на вопрос о соответствии ожидаемому уровню обучения и качеству представленного материала. При этом, как недостаток данной формы обучения, было названо отсутствие живого общения со сверстниками и педагогами.

Тем не менее, дополнительное образование помимо образовательных задач в сложившихся условиях решало задачи социализации обучающихся в условиях «самоизоляции», задачи психологической поддержки, компенсации стресса, зачастую – релаксации и расслабления, смены видов деятельности.

В результате проведённого анализа авторы статьи пришли к выводу, что необходимо и в дальнейшем развивать данный вид образования. Это касается не только дополнительных программ к изучаемым предметным областям, но и программ, направленных на формирование метапредметных знаний, включающих освоение новых направлений. «Обучающий аспект дидактической цели в контексте метапредметности предполагает осмысление законов и закономерностей развития окружающего мира, осознание его целостности на основе усвоения метазнаний – знаний о том, как знание устроено и структурировано; знаний о методах познания и способах их использования» [6]. Необходимо развитие у обучающихся логического аппарата, способствующего повышению качества образования за счет работы аналитического центра. Подобные программы не настолько широко представлены в практике образовательных организаций, их значение для интеллектуального развития личности зачастую остается недооценённым.

Учить правильному мышлению необходимо в процессе освоения разных учебных дисциплин, включая ученика в процесс продуктивного размышления. Тем более, что в разных областях знаний требования к логической убедительности разные.

В современной школе логика как учебная дисциплина не включена в основную образовательную программу, и её роль как науки о законах правильного мышления, необходимого для успешного освоения знаний по физике, математике, не определена.

Авторы в своей работе решили объединить не только физику и математику, подкрепив изучение столь необходимых учебных дисциплин базовыми знаниями логики, но в условиях новой реальности для достижения результата включили в программу обучения физическую культуру и спорт.

Авторами статьи разработана дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы для всех» – начальный уровень обучения; изначально программа предназначалась для обучающихся 8-9 классов. Возрастная категория обучающихся выбрана не случайно: были учтены психологические особенности возраста, требования основной образовательной программы и запрос, полученный от обучающихся.

При реализации программы стало очевидным, что она может быть рекомендована как для общеобразовательной школы, так и для студентов вуза и всех заинтересованных, начинающих осваивать «шахматную науку».

Занятия шахматами позволяют развивать особый склад ума, память, аналитические способности, мышление, предполагающее логику в принятии решения.

Преимуществом данного курса является возможность его включения в систему дополнительного образования практически любой образовательной организации; возможность реализации с применением дистанционных технологий или реализация полностью в электронной образовательной среде.

Новизна программы заключается в ориентации на метапредметные результаты освоения программы, использование при изучении базовых понятий логики, помогающих избежать ошибок и строить выводы на правильных логически обоснованных доказательствах. Программа способствует предпрофильной подготовке обучающихся, её реализация позволяет сделать так называемые профильные пробы, которые являются моделирующими элементами конкретной профессиональной деятельности, что способствует сознательному, обоснованному выбору обучения или будущей профессии.

«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры», – писал Сухомлинский В.А. [9].

Шахматы способствуют формированию интеллектуальных способностей обучающихся, выработке волевых качеств и в тоже время помогают снять излишнее нервное напряжение, тревожность.

При разработке программы авторы руководствовались разработанным «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в ФГБОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», утверждённом Учёным советом МПГУ, и Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки России – ФГАУ «Федеральный институт развития образования» 2020 г. [7].

Программа содержит пояснительную записку, в ней даётся обоснование актуальности программы и объясняется место программы в образовательном процессе, показаны целевая аудитория, цели и задачи программы, а также формируемые в процессе освоения компетенции.

Вторая часть – это содержание программы и учебно-тематический план (Таблица 1):

 

Таблица 1 – Фрагмент содержания программы и учебно-тематического плана

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

 Теория шахмат

6

3

3

 

1.1

…….

 

 

 

 

 

В учебно-тематическом плане представлены темы занятий, количество часов, отведенных на теоретические и практические занятия, формы аттестации по разделам и в целом по всему курсу.

В подразделе «Контроль» даются примерные задания к текущему и итоговому контролю знаний обучающихся. Одной из основных функций контроля в дополнительном образовании является не только изучение результатов освоения программы обучающимися, но и возможность объективной оценки эффективности программы для достижения поставленной цели и получения запланированного результата.

В программе представлен раздел «Методическое обеспечение и условия реализации программы», где перечислены условия, необходимые для реализации программы. Для повышения доступности образовательных ресурсов обучающихся и максимального удовлетворения спроса на образовательные услуги программой предусмотрено использование дистанционных образовательных технологий, а в случае необходимости – полный перевод обучения на дистанционный формат, что позволит обеспечить непрерывность процесса.

Следует отметить, что реализация программ дополнительного образования в дистанционной форме – задача крайне сложная. Для эффективного обучения детей в данном формате требуется совокупность правильной административной тактики и высокого профессионализма, гибкости, а также находчивости педагогических работников; готовности перестроить процесс обучения в короткие сроки.

Для возможности реализации дистанционного формата на портале Московской электронной школы (МЭШ) размещён курс, который содержит все необходимые материалы и пояснения по освоению программы. Помимо этого предусмотрены онлайн консультации и занятия с преподавателем. Преподаватель контролирует процесс освоения программы обучающимся, оценивает выполненные задания, консультирует, отвечает на вопросы. В программу включены групповые и индивидуальные занятия в онлайн режиме.

В целом работа авторов статьи показала возможности формирования метакомпетенций у обучающихся в рамках дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных технологий.

 

References

1. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii» ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redakciya). – Tekst : elektronnyy. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrascheniya 22.02.2021.)

2. Bayborodova L. V. Pedagogicheskoe obespechenie dostupnosti dopolnitel'nogo obrazovaniya sel'skih shkol'nikov / L. V. Bayborodova // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2018. – № 4. – S. 105–119. – Tekst : neposredstvennyy.

3. Berdashkevich A. P. Potrebitel' obrazovatel'nyh uslug na rossiyskom rynke / A. P. Berdashkevich // Ekonomika obrazovaniya. – 2010. – № 1. – S. 22. – Tekst : neposredstvennyy.

4. Obrazovanie: ot zakrytiya uchebnyh zavedeniy do vozobnovleniya ih raboty. – Tekst : elektronnyy. – URL: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse (data obrascheniya 14.02.2021.)

5. Egorov A. G. Logika: uchebnik dlya bakalavriata i specialiteta / A. G. Egorov, Yu. A. Griber. – 3-e izd., ispr. i dop. – Moskva : Yurayt, 2019. – 143 s. – Tekst : neposredstvennyy.

6. Epifanova M. V. Kachestvo shkol'nogo obrazovaniya v kontekste kompetentnostnogo podhoda / M. V. Epifanova. – Tekst : elektronnyy. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/02/1268027526/27-29.pdf (data obrascheniya: 03.01.2021).

7. Poryadok organizacii i osuschestvleniya obrazovatel'noy deyatel'nosti po dopolnitel'nym obscheobrazovatel'nym programmam v Federal'nom gosudarstvennom byudzhetnom obrazovatel'nom uchrezhdenii vysshego obrazovaniya «Moskovskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet». – Tekst : elektronnyy. – URL: http://mpgu.su/prikaz-262-ot-28-02-2020_porjadok-dop/ (data obrascheniya: 03.01.2021).

8. Selivanova O. G. Upravlenie processom dostizheniya shkol'nikami metapredmetnyh rezul'tatov obrazovatel'noy deyatel'nosti / O. G Selivanova, N. V. Gasnikova // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2018. – № 4. – S. 119–130. – Tekst : neposredstvennyy.

9. Suhomlinskiy V. A. Serdce otdayu detyam / V. A. Suhomlinskiy. – Moskva : Konceptual, 2018. – 320 s. – Tekst : neposredstvennyy.

10. Furyaeva T. V. Razvitie metakompetenciy obuchayuschihsya v usloviyah specializirovannyh klassov inzhenerno-tehnologicheskoy napravlennosti / T. V. Furyaeva, O. V. Gudkova // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2019. – № 442. – S. 199–203. – Tekst : neposredstvennyy.

Login or Create
* Forgot password?