from 01.01.2004 to 01.01.2021
Moskva, Moscow, Russian Federation
from 01.01.2006 to 01.01.2021
Ekaterinburg, Ekaterinburg, Russian Federation
VAC 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
UDK 33 Экономика. Экономические науки
The modern development of the consumer cooperation system in Russia is characterized by degradation processes, which requires an analysis of its activities and the identification of problems that impede the increase in the efficiency of its activities. On the basis of such an analysis, it is possible to determine the directions for improving the methodology and efficiency of the functioning of consumer societies and the Tsentrosoyuz. In the article, the authors have made a brief analysis of the functioning of the organizations of the Central Union. It also highlights the problems that hinder the effective functioning of consumer cooperation, identified in the legal, economic and social spheres.
consumer cooperation, profitability, trade, procurement, processing, rural areas
Введение
Решение государственных задач в сфере развития сельских территорий и повышение уровня качества жизни сельского населения требует мобилизации сил всех субъектов экономической и хозяйственной жизни. Такая позиция предполагает реализацию потенциала экономической активности сельских территорий, раскрытие которого не возможно без пересмотра роли и значения потребительской кооперации России.
Роль и значение кооперации реализуется через её уникальную организационную природу. Её основой является сочетание экономических и социальных практик ориентированных на достижение общественных целей и целей конкретного человека [6 , с. 66]. Потребительская кооперация относится к несельскохозяйственному виду деятельности в сельских территориях.
Несельскохозяйственная деятельность представлена на селе сферой материального производства (переработка сельхозпродукции, ремесло и др.) и сферой услуг (снабжение, производственное обслуживание, торговля и другие, в т.ч. социального характера) [7, с. 281]. Именно несельскохозяйственная деятельность в сфере предпринимательства на селе имеет наибольший потенциал для обеспечения социального и экономического развития сельских территорий.
Потребительская кооперация сегодня ещё сохраняет возможность существенно изменить ситуацию в экономике сельских территорий, при условии осуществления её государственной поддержки.
Методология исследования
Исследование основано на комплексе общенаучных методов: анализе, синтезе, индукции, дедукции, абстрактно-логическом, монографическом и др. Информационной базой применения методов являются статистические данные функционирования системы потребительской кооперации России, данные Росстата, данные, полученные в результате собственных исследований. Частнонаучные методы исследования характеризуются методами исследования характерными для экономических и социальных наук.
Результаты исследования
Система потребительской кооперации России в 2019 г. включала в себя 1 293 тыс. пайщиков. Её оргструктура представлена на рисунке 1.
а) структура организационных элементов, %
б) структура потребительских обществ, %
в) структура обществ с ограниченной ответственностью созданных на базе потребительской кооперации, %
Источник: составлено по данным [5, с. 1].
Рисунок 1 – Организационная структура Центросоюза России (2019 г.)
Совокупный объём деятельности потребкооперации России по итогам 2019 г. составил 189,6 млрд. руб. Торговля в его структуре, включая общественное питание, занимает более 70%. Анализ деятельности Центросоюза России в 2019 г. по отраслям представлен на рисунке 2.
Источник: составлено по данным [5, с. 154].
Рисунок 2 – Доля отраслей деятельности Центросоюза в валовом финансовом результате в 2019 г., в %
Из данных рисунка 2 видно, что розничная торговля приносит существенный убыток, компенсируемый, прежде всего, сдачей в аренду имущества потребительских обществ.
Среднемесячная заработная плата по всем отраслям деятельности Центросоюза РФ в 2019 году была на уровне 20 247 руб. При этом наименьшее средне значение по отраслям деятельности зафиксировано в сфере бытового обслуживания (15 373 руб.), максимальное – в сфере управления (29 879 руб.) [5, с. 151]. Разница показателей почти в 2 раза.
В системе потребительской кооперации в 2019 г. было трудоустроено около 103 тыс. чел. При этом за год численность работников сократилась на 8163 работника [5, с. 145]
Анализ данных о результатах функционирования системы потребительской кооперации России за последние годы показал ежегодное снижение значений показателей характеризующих экономическую деятельность и имущественную базу. Происходит деградация системы потребкооперации России. Об этом свидетельствуют также результаты научных исследований А.В. Ткача, К.И. Вахитова, Е.В. Исаенко, Е.Е. Тарасовой и др.
Сокращение объёмов деятельности организаций системы потребкооперации России происходит из-за нерешённых, в т.ч. структурных, проблем.
Проблемы функционирования организаций потребительской кооперации сегодня определяются множеством факторов, источники которых лежат в правовой, экономической и социальной сферах.
В правовой сфере проблемное поле функционирования потребкооперации определяется, в первую очередь, фактически двойным законодательным регулированием. Оно складывается из-за наличия специального закона о системе потребительской кооперации России и законодательных положений регулирующих работу сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Данные положения во много дублируют друг друга, внося нормативно-правовую путаницу в рамках кооперативной деятельности.
Структурно-правовым сдвигом, существенно трансформировавшим экономику потребкооперации России, стало решение высшей федеральной власти вывести производственные структурные производственные, в т.ч. перерабатывающие, структурные подразделения в самостоятельные юридические лица. Такое решение, как минимум, усложнило хозяйственный механизм, значительно увеличило бюрократические издержки, привело к значительному сокращению объёмов экономической деятельности и имущественного комплекса потребительской кооперации.
Правовые проблемы функционирования потребительских обществ связаны сегодня с регулированием торговли алкогольной продукцией, применением контрольно-кассовых аппаратов и др.
В экономической сфере, ключевым фактором сокращения объёмов экономической деятельности системы потребительской кооперации России, следует выделить исключение её из субъектов реализации государственной политики в аграрной сфере. Центросоюз России не является исполнителем в рамках государственных программ. Все организационно-экономические формы государственной поддержки, реализуемые с 1990-х гг. в рамках прямого взаимодействия Правительства РФ и Центросоюза, не дали желаемого экономического результата. Отсутствие государственной поддержки, и, более того, стремление государства, особенно на начальном этапе аграрной реформы 1990-х гг., трансформировать деловую активность пайщиков из кооперативной формы хозяйствования в частную – фермерскую, сформировали агрессивную внешнюю среду.
Проблемой экономического характера в процессе функционирования потребительских обществ является приоритет торговли над другими отраслями деятельности потребкооперации: заготовительной и производственной.
Использование имущественного комплекса не эффективно. Вместо использования собственного имущества (торговых и складских площадей, баз и т.д.) для развития оно сдаётся в аренду. При этом, по данным Центросоюза [5, с. 154], прочая деятельность, не связанная с тремя традиционными, в 2019 г. значительно превышает их совокупный финансовый результат. Следствием данной ситуации является низкая доля продукции с высокой добавленной стоимостью в общей структуре полученного экономического результата.
Состояние рыночной инфраструктуры сельских территорий также является фактором определяющим ряд экономических проблем функционирования потребкооперации и других предпринимательских структур, работающих в сельской местности. При этом уровень инвестиций в инфраструктуру недостаточен. Со стороны государства для оценки инфраструктурных инвестиций применяется рыночный подход, основанный на определении эффективности. Данный подход существенно ограничивает развитие инфраструктуры села.
Социальная сфера является источником проблем вызванных процессами как общенационального масштаба, так и пространственно-отраслевого. Сокращение численности сельского населения сокращает ёмкость сельской экономики, а значит сокращается численность пайщиков и численность потребителей услуг, контрагентов заготовителей и т.д. Из-за уменьшения численности сельского населения происходит сокращение кадрового потенциала аграрного производства, деградация социальной сферы сельских территорий и т.д.
Деградация структуры населения сельских территорий (постоянное увеличение численности алкоголиков, лиц не имеющих постоянное место жительства, маргиналов и других девиантных элементов) усиливает социальную нагрузку на потребительские общества.
Старение сельского населения обусловило сокращение реальных располагаемых доходов, уменьшив их уровень до величины несколько выше средней пенсии.
Современные проблемы развития потребительской кооперации во многом определяются диспаритетом цен и неэквивалентностью межотраслевых отношений в агроэкономической сфере [8; 9]
Заключение
Потребительская кооперация в сельских территориях аккумулирует спрос на социальные услуги (как показано в [4, с. 78]), что создаёт предпосылки её трансформации в институт развития сельских территорий.
В рамках работы экспертной группы под руководством сенатора И.А. Гехт были предложены меры, по преодолению обозначенных проблем [1, с. 15]: (1) меры правового регулирования: разработка и принятие единого закона о кооперации, создающего единую систему кооперативных образований страны; введение в законодательство новой формы собственности «кооперативная собственность»; расширение полномочий и возможностей региональных и муниципальных органов власти в поддержке проектов государственно-частного партнёрства в сельской местности; (2) меры экономической поддержки: включение системы потребительской кооперации в качестве исполнителя в федеральные целевые программы, реализуемые в сельской местности; создание специализированного банка развития потребительской кооперации: формирование особых экономических зон для раз- вития перерабатывающего производства и заготовительной деятельности потребительской кооперации в сельской местности; стимулирование создания транспортной инфраструктуры и жилищного строительства на селе в формате агропоселений; (3) меры обеспечения социального развития: развитие транспортной инфраструктуры для оперативной транспортировки сельских жителей к центрам оказания медицинской помощи высокого уровня; создание социально-культурных центров в каждом сельском населённом пункте; реализация программы профилактических мер и полного медицинского обследования всех жителей села раз в год.
Предложенные меры преодоления обозначенных выше проблем функционирования системы потребительской кооперации необходимо дополнить инструментарием цифровой экономики и инструментарием формируемым в ответ на структурно-технологические сдвиги, обозначенные в [8; 9].
Цифровые технологии в сферах производства, экономики, управления формируют новую культуру. Значение культуры в системе экономико-производственных отношений является основополагающим ее значением для внедрения новых технологий и изменением социокультурной среды в организации [3, с. 74]. Успешность адаптации хозяйствующих субъектов к постоянно меняющимся условиям структурно-технологических сдвигов зависит от организационно-экономических обстоятельств и ресурсного потенциала [2, с. 48].
Важно отметить, что Центросоюзом реализуется, в рамках проектного управления, концепция цифровизации.
1. Geht I.A., Kislickiy M.M., Parfenov M.I. «Dorozhnaya karta» transformacii sistemy potrebitel'skoy kooperacii kak instituta social'nogo i ekonomicheskogo razvitiya // Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. – 2015. – №3. – S. 14-16.
2. Golovina L.A., Kislickiy M.M., Logacheva O.V. Razvitie agrobiznesa sub'ektov Central'nogo makroregiona v koordinatah imperativov prostranstvennoy transformacii ekonomiki // ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika. – 2020. – № 1. – S. 47-76.
3. Golovina L.A., Kislickiy M.M. Cifrovoy vektor vo vzaimodeystvii sub'ektov agrarnogo proizvodstva // Agrarnyy vestnik Urala. – 2020. – № 9 (200). – S. 74-82.
4. Kislickiy M.M., Lutfullin Yu.R. Rol' potrebitel'skoy kooperacii v povyshenii urovnya kachestva zhizni sel'skogo naseleniya // Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. – 2011. – №5 (37) – S. 76-79.
5. Osnovnye pokazateli social'no-ekonomicheskoy deyatel'nosti potrebitel'skoy kooperacii Rossiyskoy Federacii za 2019 g. / Central'nyy soyuz potrebitel'skih obschestv Rossiyskoy Federacii. – M.: Centrosoyuz Rossii, 2020. – 160 s.
6. Semenova E.I., Usol'ceva E.A. Razvitie sel'skohozyaystvennoy potrebitel'skoy kooperacii // Vestnik Akademii ekonomicheskoy bezopasnosti MVD Rossii. – 2013. – № 1. – S. 62-66.
7. Sushencova S.S. O specializacii malyh predprinimatel'skih struktur na sele // Nikonovskie chteniya. – 2019. – № 24. – S. 279-283.
8. Teoriya, metodologiya i praktika realizacii ekvivalentnyh mezhotraslevyh otnosheniy v APK : monografiya / pod nauch. red. prof. O.A. Rodionovoy. – M.: Fond «Kadrovyy rezerv», 2019. – 220 s.
9. Transformacionnye processy i adaptaciya hozyaystvuyuschih sub'ektov agrarnoy sfery : monografiya / pod nauch. red. prof. O.A. Rodionovoy. – M.: OOO «Sam Poligrafist», 2020. – 148 s.