graduate student
This article is about social and financial law role of purpose programs in the sphere of Russian language. In the context of budget incomes, budget construction of the state.
purpose programs, budget incomes, budget construction of the state, financial support of the sphere of Russian language
Целевые программы в сфере поддержки русского языка выступают в современный период важнейшим финансово-правовым и организационным инструментом, гарантирующим проведение необходимых в данной сфере мероприятий и предоставление государством денежных средств на их финансирование. Целевые программы в сфере поддержки русского языка позволяют сопоставить бюджетный процесс по принятию и исполнению федерального закона о бюджете с социально ориентированными затратами, поднимающими авторитет русского языка и способствующими его развитию.
В связи со значимостью мер организационной и финансовой поддержки русского языка Президент РФ Владимир Путин из года в год поручает Правительству РФ разработать государственную программу поддержки русского языка, в том числе программу по поддержке и продвижению русского языка за рубежом, финансированию мероприятий в данной сфере из средств федерального бюджета. На это обращают внимание средства массовой информации как на весьма положительный момент финансово-правовой политики страны [9]. Заметим также, что, придерживаясь линии поддержки русского языка и необходимости организации финансирования соответствующих мероприятий, еще в 2015 г. Президент РФ утвердил Концепцию государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом [6]. Одновременно с разработкой целевых программ поддержки русского языка В. Путин также рекомендует провести как самостоятельное мероприятие и актуализацию нормативных правовых актов, действующих в данной сфере и закрепляющих необходимые расходы государства. Целями таких мероприятий выступают как, собственно, поддержка русского языка, как национального языка Российского государства, так и поддержка образования на русском языке в России и за рубежом – формулирование юридических основ правовых общественных отношений в данной сфере. Тематика поддержки русского языка и финансирование соответствующих мероприятий обсуждаются в рамках заседаний Совета по русскому языку с участием Президента РФ, заседаний новой Межведомственной комиссии по вопросам сохранения, защиты и развития русского языка. Данная Межведомственная комиссия – новшество в государственном управлении, ее создание инициировала министр просвещения Ольга Васильева.
Естественно, предлагаемые Президентом мероприятия, как и наличие инструментария национального языка во всех его отношениях, требуют финансовых ресурсов со стороны государства. Именно поэтому мероприятия в сфере поддержки русского языка с организационно-правовых и финансово-правовых позиций облечены в форму целевых программ. Целевые программы с позиций науки финансового права, финансового законодательства и практики его применения относятся к числу финансово-плановых актов, нацеленных на достижение конкретного социально значимого результата. На протяжении многих лет действуют периодически утверждаемые и финансируемые из бюджетных средств целевые программы поддержки русского языка – то упраздняясь с истечением срока действия (например, Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016−2020 гг. [4], аналогичная программа на 2011−2015 гг. [3]), то дополняясь новыми положениями – т.е. утверждаясь в новых редакциях (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 (ред. от 4 июня 2020 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"» [5], данная программа «пришла на смену» федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016−2020 гг. и реализуется в настоящее время). И финансирование целевой программы поддержки русского языка в период с 2015 по 2020 г. выросло по объемам чуть ли не в два раза. Причина столь активного усиления поддержки русского языка именно с помощью финансово-правового инструментария целевых программ и бюджетного финансирования со стороны Российского государства заключается в том, что «русский хотя и входит в десятку самых многочисленных и влиятельных языков, однако в некоторых областях утерял свои ведущие позиции. Например, как язык науки. А еще в 50-е года XX века 40 процентов научной литературы выходило на русском» [7]. Тем самым принятие и финансирование целевых программ в этой сфере позволяет решить соответствующие социально значимые проблемы.
Русский язык – язык, на котором написано и выпущено в свет множество фундаментальных работ известных поэтов и писателей, по праву ставших классиками, почитаемых и воспеваемых другими авторами, литературоведами − Пушкина А.С., Толстого Л.Н., Лермонтова М.Ю., Достоевского Ф.М. и мн. др. Поэтому общественностью целевые программы поддержки русского языка понимаются как «программы популяризации языка Пушкина и Толстого за рубежом и в России» [7]. Поэтому, повторим, общественность воспринимает положительно наличие целевых программ в этой сфере, указывает на востребованность соответствующего направления финансово-правовой политики.
Заметим также, что целевая программа поддержки русского языка действует вкупе, т.е. предполагаемые ею результаты достигаются, с иными целевыми программами, планирующими мероприятия в сфере науки и образования, например, нацеленные на повышение квалификации преподавателей и, в частности, преподавателей русского языка, развитие информационной среды мероприятий поддержки русского языка созданием специальной информационной системы (информатизация коснулась и данной сферы!) (ведомственная целевая программа «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации», подпрограмма «Русский язык и языки народов России» (приложение 11, таблица 146 приложения 34 Федерального закона о федеральном бюджете на 2020 г.)) [2].
Мероприятия по поддержке русского языка, в том числе запланированные целевыми программами, предполагают бюджетное финансирование. Говоря с позиций финансового законодательства РФ, ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете на очередной календарный год и двухгодичный отчетный финансовый период закрепляют правовые нормы с объемами расходов бюджета на финансирование целевых программ в сфере поддержки русского языка. Данные расходы имеют финансово-правовой режим бюджетных обязательств Российской Федерации. Он заключается в уточнении цифровых показателей затрат из бюджета РФ на мероприятия в рассматриваемой сфере в рамках конкретного календарного года. Этими мероприятиями в 2020 г. выступают, например: распределение субсидий на софинансирование расходов по развитию кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка; субсидия на полноценное функционирование и развитие русского языка; гранты педагогам; реализация ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации», подпрограммы «Русский язык и языки народов России» (приложение 11, таблица 146 приложения 34 Федерального закона о федеральном бюджете на 2020 г.). Финансирование указанных мероприятий, в том числе целевых программ применительно к сфере поддержки русского языка, базируется на положениях Федерального закона от 2 декабря 2019 г. № 380-ФЗ (ред. от 18 марта 2020 г.) «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» [2].
Планируемые в законе о бюджете расходы на поддержку русского языка, равно как и расходы на иные социально ориентированные и другие сферы с позиций финансового права являются «бюджетными обязательствами» − заложенными в бюджет расходами. Бюджетные обязательства следует отличать от «расходных обязательств» – первично предусмотренных законами, иными нормативными правовыми актами и договорами затрат на определенные сферы и мероприятия. Так, применительно к сфере поддержки русского языка Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 55-ФЗ (ред. от 5 мая 2014 г.) «О государственном языке Российской Федерации» [1] предписывает государственную поддержку издания словарей и грамматик русского языка (ст. 4). В данном случае подразумевается расходное обязательство на бюджетное финансирование мер соответствующей поддержки. И анализ положений действующего в этом году закона о федеральном бюджете показывает, что меры поддержки русского языка в действительности финансируются и финансируются весьма неплохо. Юридические основы, точнее, финансово-правовые основы расходов на мероприятия в сфере поддержки русского языка, наличие целевых программ поддержки как финансово-правового инструментария – важный показатель возможности рассматривать соответствующие целевые программы, бюджетные расходы с позиций государственного устройства России и даже бюджетного устройства как отраслевой финансово-правовой категории [8, с. 278-280].
Финансово-правовые и, непосредственно, бюджетные меры поддержки русского языка направлены на достижение социальных целей в данной сфере: повышение авторитета русского языка перед гражданами РФ и гражданами зарубежных стран, поддержку и укрепление позиций русского языка в Российском государстве и мировом сообществе, содействие русским гражданам, проживающим в других государствах, расширение доступа к российскому образованию и российской науке и др. В свою очередь, достижение названных целей способствует социально-экономической стабилизации в России, где на русском языке говорит абсолютное большинство граждан, что вполне естественно.
Несмотря на наличие в законе о федеральном бюджете [2] статей о расходах государства на поддержку русского языка, т.е. финансово-правовом обеспечении данной сферы, в ней все еще много проблем. И проблем самого разного характера и возможных усилий для разрешения – от, опять же, финансово-правовых, организационных, до социальных, политических и иных. Например, в странах ближнего зарубежья изучают русский язык по «отстающему» учебнику, не отвечающему модификации и развитию русского языка; также имеет место недостаток кадров педагогов для преподавания русского языка [10]. Соответственно, не хватает средств для обновления учебной литературы. Во многих странах изучение русского языка сдерживается в силу политических причин. В Российской Федерации полученные в результате реализации целевой программы поддержки русского языка «социальные эффекты и текущая практика не в полной мере обеспечивают решение важнейших задач и не всегда соответствуют стремительно меняющимся реалиям» [4]. Необходимо поддерживать русский язык, как в пределах Российской Федерации, так и за рубежом. По статистике 2019−2020 гг., за рубежом функционирует около 3000 русских школ, и их деятельность также нуждается в поддержке как организационными, так и финансово-правовыми усилиями. В связи с этим необходимо перенаправить финансовые средства из бюджета государства на проведение масштабных мероприятий просветительского и образовательного характера в области развития русского языка в России и за рубежом.
Таким образом, целевые программы поддержки русского языка, адекватная финансово-правовая политика бюджетного финансирования в данной сфере имеют огромное финансово-правовое и социальное значение, обуславливая динамику развития и совершенствования русского языка как явления социального, одновременно с этим – и правового, выступающего объектом юридического регулирования законами и нормативными актами о целевых программах.
1. Federal'nyy zakon ot 1 iyunya 2005 goda № 55-FZ (red. ot 5 maya 2014 goda) «O gosudarstvennom yazyke Rossiyskoy Federacii» // SZ RF. – 2005. – № 23. – St. 2199.
2. Federal'nyy zakon ot 2 dekabrya 2019 goda № 380-FZ (red. ot 18 marta 2020 goda) «O federal'nom byudzhete na 2020 god i na planovyy period 2021 i 2022 godov» // SZ RF. – 2019. – № 49. – Chast' 4. – St. 6939.
3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20 iyunya 2011 g. № 492 «Ob utverzhdenii Federal'noy celevoy programmy «Russkiy yazyk» na 2011-2015 gody» // SZ RF. – 2011. – № 26. – St. 3815 (utratila yurid. silu, imeet istoricheskoe znachenie).
4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20 maya 2015 g. № 481 «Ob utverzhdenii Federal'noy celevoy programmy «Russkiy yazyk» na 2016-2020 gody» // SZ RF. – 2015. – № 21. – St. 3118 (utratila yurid. silu, imeet istoricheskoe znachenie).
5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 dekabrya 2017 goda № 1642 (red. ot 4 iyunya 2020 goda) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii «Razvitie obrazovaniya» // SZ RF. – 2018. – № 1. – Chast' 2. – St. 375.
6. Dokumenty: Koncepciya gosudarstvennoy podderzhki i prodvizheniya russkogo yazyka za rubezhom. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/50644 (data obrascheniya: 20.10.2020).
7. Novoselova E. Po-russki govorya. Na podderzhku yazyka iz byudzheta vydelyat 470 millionov rubley / E. Novoselova. – URL: https://rg.ru/2019/04/08/na-podderzhku-russkogo-iazyka-iz-biudzheta-vydeliat-470-millionov-rublej.html (data obrascheniya: 20.10.2020).
8. Peshkova H.V. Teoretiko-pravovye osnovy byudzhetnogo ustroystva gosudarstva: Monografiya / H.V. Peshkova. – Moskva: INFRA-M, 2018. – 315 s. – (Seriya «Nauchnaya mysl'»).
9. Putin poruchil razrabotat' programmu po podderzhke russkogo yazyka. – URL: https://ria.ru/20200302/1566999876.html (data obrascheniya: 20.10.2020).
10. Rossiya udvoit traty na prodvizhenie russkogo yazyka za rubezhom. – URL: https://mosds.mos.ru/presscenter/news/detail/8121407.html (data obrascheniya: 20.10.2020).