INCREASING THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY OF THE STATE BASED ON IMPROVING THE STRATEGIC MANAGEMENT SYSTEM
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the issues of economic security of the Russian Federation. The aim is to propose measures to increase the level of economic security of the Russian Federation based on improving the strategic management system. Research methods: analysis of theoretical sources, analysis of statistical indicators, comparison. The article discusses the concept of economic security, the current strategy of economic security of the Russian Federation, the existing threats to the economic security of the Russian Federation, as well as ways to improve state strategic management to increase the economic security of the state.

Keywords:
economic security, security threats, security strategy, strategic management, security level
Text

Проблемы экономической безопасности актуальны для любого государства, притом, и на макроуровне, и на микроуровне. Если рассматривать экономическую безопасность на макроуровне, то есть, на уровне государства, то ей по праву отводится центральное место в системе национальной безопасности, ведь государственный суверенитет может оказаться под ударом в случае получения серьезного ущерба от угроз и рисков, связанных с экономической сферой.

 

Необходимо рассмотреть, какие определения экономической безопасности даются в научной литературе. По мнению В.Б. Украинцева, безопасность предполагает нормальные условия функционирования и развития страны [7, c. 36]. Экономическая безопасность, с точки зрения Шафиевой А.Р., представляет собой гарантию государственного суверенитета, безопасности в правовой сфере, стабильности в обществе, способность власти обеспечить население необходимыми ресурсами [9, c. 325]. При этом, органы власти для обеспечения безопасности в экономической сфере и противодействия угрозам и вызовам применяют правовые, социально-экономические, информационные, организационные и прочие меры, которые направлены на защиту национальных интересов государства. В то же время, эффективным способом предотвращения угроз  в экономической сфере является стратегическое управление, которое осуществляется на основе стратегического анализа, выработки стратегии и ее направлений, реализации мероприятий на основе выработанной и принятой стратегии.

 

По мнению Л.С. Ружанской и соавторов, стратегия является долгосрочным качественным направлением развития, которое приводит к достижению целей [6, c.35]. Современная экономика может быть охарактеризована достаточно высокой динамичностью, поэтому потребность в стратегическом  управлении значительно возрастает. Можно отметить и то, что Э.М. Кариева считает, что  стратегическое управление экономической безопасностью государства направлено на поддержание взаимоотношений между элементами национальной экономики и ее окружением, позволяющих реализовывать задачи в сфере безопасности экономики на основе внутреннего потенциала и с учетом внешних обстоятельств [5, c. 2617].

 

Нормативно-правовое регулирование вопросов экономической безопасности в России отражено в федеральном законодательстве, а также утвержденных Президентом РФ и Правительством РФ подзаконных актах. Прежде всего, это нормативное регулирование включает Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1], Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3], Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 г. № 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации» [4] и др. Важно отметить, что значимым шагом на пути решения проблемы экономической безопасности России стало утверждение Стратегии экономической безопасности до 2030 года [2], в которой содержатся главные цели и задачи экономической политики, направленные на поддержание финансовой безопасности. Реализация данной стратегии должна полностью улучшить защищенной экономики России от внешних экономических угроз, укрепить положение страны на мировом рынке, даже несмотря на проблемы, связанные с нестабильностью сырьевого рынка и ухудшившиеся взаимоотношения с другими государствами.

 

В настоящее время негативными внешними факторами, влияющими на российскую экономику и экономическую безопасность, соответственно, являются следующие. Серьезной угрозой являются санкции западных стран, в результате чего экономика лишилась дешевых кредитов иностранных банков и частично поставок нужных товаров с внешних рынков. Вторая, не менее значимая проблема, связана с сырьевой ориентацией российской экономики. Третья – с низкой конкурентоспособностью российских потребительских товаров на рынке, даже на внутреннем. Факторам риска экономической безопасности РФ также являются нестабильность курса российской национальной валюты, банковской системы, проблемы неэффективной деятельности органов антимонопольного регулирования, а также наличие теневого сектора национальной экономики.

 

Также следует учитывать и тот факт, что глобальной проблемой в сфере экономики стала пандемия COVID-19, из-за которой в 2020 г. бала приостановлена работа многих предприятий не только в России, но и в значительной части стран мира тоже: значительно пострадали торгово-развлекательные центры, предприятия общественного питания, спортивные залы, транспортные предприятия. Надо отметить, что пандемия вызвала снижение потребности мировой экономики в энергоресурсах и падение нефтяных цен, что стало шоком для российской экономики в связи с большой зависимостью страны от экспорта углеводородов.

 

Необходимо обратить внимание на такие угрозы экономической безопасности как ухудшение демографической ситуации, снижение реальных доходов населения (что усугубилось в условиях пандемии), наличие депрессивных и проблемных территорий и т.д. Проблема экономической безопасности стоит остро. Так, Е.В. Харитонова и С.С. Моисеев справедливо полагают, что в настоящее время независимость РФ под угрозой из-за низкого уровня экономической безопасности и тревожными тенденциями в области социальной и демографической безопасности [8, c. 175].

 

Актуальным вопросом является принятие стратегии, а на ее основе и мер, которые бы способствовали росту экономической безопасности России, защите от внешних угроз ее экономики. Укреплению экономической безопасности страны будут способствовать следующие меры: содействие субъектам цифровых производств с учетом трендов «цифровой революции», развитие государственно-частное партнерства (при этом государство будет иметь возможность развивать стратегически важные сферы). Также необходимо указать и то, что для решения социальных проблем – введение принципа социального нормирования, который предполагает обеспечение детей в нуждающихся семьях продовольствием, одеждой, медициной, образованием и т.д.

 

Чтобы оценить проблемы экономической безопасности России, необходимо обратиться к данным статистики за последние годы. Важным макроэкономическим показателем развития экономики является динамика реального ВВП (валового внутреннего продукта).

 

Динамику среднегодовых темпов прироста ВВП в 2018-2020 гг. в РФ представим на рисунке 1.

 

 

 

Рис. 1. Динамика среднегодовых темпов прироста ВВП в РФ в 2018-2020 гг., % [10]

 

>Пороговое значение среднегодовых темпов прироста ВВП составляет 5-6%. Судя по показателям, представленным на рисунке, в 2018-2019 гг. страна находилась в пределах порогового значения, однако в 2020 г. показатель был ниже нормативного (основной причиной этого является влияние пандемии короновирусной инфекции), то есть изменение данного показателя за 2020 г. повлияло на снижение экономической безопасности страны.

Далее рассмотрим показатели по социальной сфере. Динамику численности населения РФ представим на рисунке 2.

 

 

Рис. 2. Динамика численности населения РФ в 2018-2020 гг., % [10]

 

Рисунок демонстрирует ежегодное снижение численности населения России. За 2020г. снизилась рождаемость и повысилась смертность населения. Среди основных причин снижения рождаемости можно выделить снижение уровня жизни большой части населения и отсутствие уверенности в будущем. Значительный рост смертности (на 324 тыс.чел.) мог быть вызван пандемией COVID-19. Опасность сокращения численности населения для экономики страны заключается в снижении экономически активного населения и дефицита рабочей силы. Чтобы преодолеть данную угрозу, необходимо стимулировать рождаемость в стране, укреплять институт семьи, работать над снижением смертности, дабы изменить демографическую ситуацию, создать предпосылки для стабильного роста населения РФ.

Динамику доли населения с доходами, ниже прожиточного минимума представим на рисунке 3.

 

 

Рис. 3. Динамика доли населения с доходами, ниже прожиточного минимума в РФ в 2018-2020 гг., % [10]

 

Пороговое значение доли населения с доходами, ниже прожиточного минимума составляет 6%. В РФ доля населения с доходами, ниже прожиточного минимума в 2018 г. составляла 12,6%, в 2019 г. она снизилась   на 0,3 п.п., а в 2020 г. выросла на 1,2 п.п. Рост показателя является негативной тенденцией и не способствует укреплению экономической безопасности государства.

Динамику уровня безработицы по методологии МОТ (отличается от данных служб занятости населения, учитывающих только зарегистрированных безработных) в РФ в 2018-2020 гг. представим на рисунке 4.

 

 

Рис. 4. Динамика уровня безработицы по методологии МОТ в РФ в 2018-2020 гг., % [10]

 

Пороговое значение уровня безработицы по методологии МОТ составляет 4%. В РФ данный показатель выше порогового значения, причем если в 2019 г. он снижался, то в 2020 г. значительно вырос.  

Как показал проведенный анализ, в социальной сфере по всем рассмотренным показателям Россия находится в опасной зоне.

Рассмотрим данные по мониторингу уровня экономической безопасности РФ в денежно-финансовой сфере.

Динамику годового уровня инфляции в РФ в 2018-2020 гг. представим на рисунке 5.

 

Рис.5. Динамика годового уровня инфляции в РФ в 2018-2020 гг., % [10]

 

Инфляция входит в число основных показателей, характеризующих уровень экономической безопасности. Пороговое значение годового уровня инфляции составляет 3-4%. По данному показателю в 2019 г. Россия находилась в безопасной зоне, а в 2018 г. и 2020 г. показатель был немного превышен. Негативное влияние инфляции выражается в том, что население страны беднеет, рост цен и снижение спроса приводят к ухудшению экономических показателей предприятий, даже их закрытию, росту безработицы, снижению реального объема производства.

Динамику дефицита (профицита) федерального бюджета в процентах к ВВП в РФ в 2018-2020 гг. представим на рисунке 6.

 

 

Рис.6. Динамика дефицита (профицита) федерального бюджета в процентах к ВВП в РФ в 2018-2020 гг., % к ВВП [10]

 

Пороговое значение дефицита федерального бюджета в процентах к ВВП составляет 3%. В России в 2018-2019 гг. бюджет был профицитным, а в 2020 г. – дефицитным. По данному показателю в стране в настоящее время существует угроза экономической безопасности.

О динамике экспорта России можно судить по рисунку 7.

 

 

Рис. 7. Динамика экспорта РФ за 2018-2020 гг., млрд.долл.США [11]

 

Если сравнивать итоги 2020 г. и итоги 2018 г., то разница в экспорте составляет 125,8 млрд. долларов США, то есть заметно значительное снижение поступлений валюты в страну от экспортной деятельности.  

Структуру экспорта товаров представим на рисунке 8.

 

 

Рис.8. Структура экспорта товаров в России за 2018-2020 гг., % [11]

 

При рассмотрении структуры экспорта России можно отметить преобладание в нем минеральных продуктов, однако в последние годы наметилось снижение показателя.  Сырьевая направленность российского экспорта отдаляет страну от широкомасштабной модернизации технико-технологической базы промышленного производства. Низкая доля экспорта не сырьевых товаров показывает, что качество отечественных товаров на международном рынке является недостаточно высоким, и страна имеет большую зависимость от изменений мировых цен на сырьевые товары на устойчивость экономики.

 

В настоящее время в РФ создана инфраструктура финансовой и нефинансовой поддержки экспортеров, включающая региональные центры поддержки экспорта, банки, местные и региональные органы власти, торговые представительства, министерства и ведомства. Институты развития экспорта мотивируют предпринимателей использовать различные возможности и постоянно расширяют способы поддержки экспортеров. Однако пока этого недостаточно. Для дальнейшего развития российского экспортного потенциала необходимо следующее: постановка задачи государственной важности – войти в число лидеров мирового экспорта и стать экспортной сверхдержавой, диверсификация экспорта, развитие российской науки (достойная заработная плата молодым ученым, исследователям, инженерам, оперативное снабжением научных исследований всем необходимым, усиление сотрудничества со всеми развитыми странами в области научных обменов), повышение эффективности использования человеческого капитала, развитие инновационных технологий, поиск новых экономических партнеров (в качестве инвесторов, в качестве партнеров, поставщиков современных технологий), повышение инвестиционной привлекательности.

 

Таким образом, основой стабильности и устойчивости социально-экономического развития страны и защиты ее суверенитета является надежная и эффективная система по обеспечению экономической безопасности. Не смотря на использование стратегического управления в экономике РФ, разработке основного документа по стратегическому управлению экономической безопасностью – Стратегии экономической безопасности страны до 2030 г., по многим показателям экономической безопасности Россия находится в опасной зоне: необходимо принять меры по улучшению среднегодовых темпов прироста ВВП, росту численности населения, сокращению доли населения с доходами, ниже прожиточного минимума, снижению уровня безработицы, росту не сырьевого экспорта.

 

Для повышения уровня экономической безопасности государства необходимо совершенствование системы стратегического управления, а именно следующее. Стратегия экономической безопасности страны должна быть больше направлена на внутреннее развитие страны: на обеспечение единства экономического пространства России, повышение качества жизни граждан. В документе необходимо уточнить модель и цель развития экономики РФ, следует указать, кто именно будет реализовывать эту стратегию, какая будет мотивация для работы и в какую цену все обойдется. В списке угроз Стратегии не хватает упоминания о недостаточном уровне конкуренции в российской экономике, в ней необходимо заострить свое внимание на цифровой экономике и распространении альтернативных валют. Также необходимо рассмотреть как угрозы высокую налоговую нагрузку для бизнеса, неопределенность экономической ситуации, недостаточный внутренний спрос. Стратегия экономической безопасности – это важный документ прямого действия, который должен давать более четкое, представление обо всех проблемах и конкретных способах их решений.

References

1. Federal Law of June 28, 2014 No. 172-FZ "On strategic planning in the Russian Federation" // SZ RF. 2014. No. 26. 3378.

2. Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 N 683 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" // SZ RF. 2016. No. 54. 212.

3. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" // SZ RF. 2018. No. 20. 2817.

4. Decree of the Government of the Russian Federation of August 20, 2015 No. 870 "On the content, composition, procedure for developing and approving a strategy for spatial development of the Russian Federation, as well as on the procedure for monitoring and controlling its implementation" // SZ RF. 2015. No. 35. 4989.

5. Karieva E.M. Basic conceptual approaches to the strategic management of the country's economic security // Creative Economy. 2020. Volume 14. No. 11. S. 2617-2634.

6. Ruzhanskaya L.S. et al. Strategic management: Textbook / Ed. L. S. Ruzhanskaya. Yekaterinburg, 2019.

7. Ukraintsev V.B. et al. Problematic aspects of economic security and optimization of taxation processes in order to improve the economic security of the country //Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and governance. 2020. No. 1. S. 36-38.

8. Kharitonova E.V., Moiseev S.S. Features of the impact of inequality on the economic security of Russia // Global problems of modernization of the national economy. 2019.S. 175-181.

9. Shafieva A.R. Economic security. Factors posing a threat to the economic security of the Russian Federation // Bulletin of modern research. 2019. No. 1.5. S. 325-328.

10. https://gks.ru

11. https://ru-stat.com/analytics/7839


Login or Create
* Forgot password?