Publication text
(PDF):
Read
Download
Деятельность специалистов в области психического здоровья регламентируется профессиональным этическим кодексом. Такой документ принят разными профессиональными сообществами психотерапевтов, психоаналитиков, психологов-консультантов и существует в разных редакциях, но основные нормы совпадают. В последнее время в СМИ и блогосфере участились дискуссии и обсуждения различных аспектов профессиональной этики, это связано с ростом популярности пси-услуг и расширением этой сферы профессиональной деятельности. Все чаще поднимают вопросы соблюдения этических стандартов как клиенты, так и сами профессионалы. Повсеместно в профессиональных кругах создаются этические комиссии, деятельность которых направлена на контроль за соблюдением профессиональной этики. Этический кодекс - это свод моральных норм, которому следует отдельный человек или коллектив людей. Этические кодексы регулируют межличностные отношения и придают особый моральный смысл всей совместной деятельности людей.[3] Следует обратить внимание, что такой документ не имеет юридической силы, а, следовательно, соблюдение или не соблюдение подобных норм становится моральным выбором самого человека. Этические рекомендации символизируют принципы, по которым профессиональная группа идентифицирует себя. Этические рекомендации отражают мировоззрение, моральные и нравственные ценности [4] Кроме того, морально-этические нормы, принятые в обществе меняются. К сожалению, в последнее время действительно достаточно случаев игнорирования этических норм со стороны специалистов. В любой редакции этического кодекса мы встретим информацию о необходимости защиты интересов клиента, защиты его безопасности, в том числе от злоупотреблений со стороны специалиста. Вместе с тем, информация о защите и безопасности психолога или психотерапевта практически не упоминается. Фокус внимания на безопасности клиента делает менее очевидным тот факт, что специалист в области предоставления пси-услуг тоже нуждается в собственной безопасности. Более того, в последнее время эта тема становится особо актуальной в контексте современной психотерапевтической и консультативной практики. В этом смысле Профессиональный Этический кодекс становится не только регулятором морально-нравственных норм, но си сводом правил техники безопасности как для потребителя пси-услуг, так и для специалистов. Известно, что игнорирование норм (правил) безопасности чревато для рабочего следующими возможными последствиями: а) получением физического ущерба (здоровью, физической целостности, а иногда и жизни); б) получением социального ущерба (наказание, утрата репутации, потеря профессии). Рассмотрим некоторые аспекты этических норм с точки зрения безопасности профессионала. Больше всего дискуссий вызывают нормы, связанные с запретом на двойные отношения. Двойными отношениями называются такие отношения, в которых психолог, психотерапевт выступает еще в какой-либо другой роли по отношению к клиенту, кроме профессиональной. Это правило, во-первых, предостерегает самого специалиста от консультирования родственников, друзей, знакомых. Здесь прямое предостережение предвзятых отношений. Во-вторых, оно запрещает такие злоупотребления психотерапией как перенос терапевтических отношений в сторону личных (принятие подарков от клиентов, личное общение с клиентом за пределами «места и времени» психотерапии), а так же интимные отношения психотерапевта с клиентом. Специфическая атмосфера психотерапии предполагающая (для своего положительного исхода) глубокое понимание клиента, принятие, внимание, тесный эмоциональный контакт между клиентом и психологом, может и клиента сподвигнуть на развитие еще более близких отношений, что довольно часто наблюдается в форме импульсов клиента предложения дружбы или оказания услуг консультанту. Соответственно, любой психотерапевт должен знать, что такие отношения с клиентом приводят к развитию зависимости со стороны клиента и потерей объективности со стороны терапевта. Самое безобидное последствие этого - бесполезность работы, пустая трата денег и времени клиентом, что легко отражается на репутации специалиста. Но, к сожалению, такое размывание границ может привести и к более плачевным результатам. Психотерапевт может в этой ситуации стать объектом жесткого манипулирования со стороны клиента, объектом отыгрывания агрессии или садистических импульсов. Не секрет, что в процессе работы клиент формирует переносы на терапевта, и размывание терапевтических границ увеличивает риск направления аффекта именно на терапевта. При хороших терапевтических границах и психотерапевтическом альянсе у психотерапевта есть возможность сконтейнировать аффект, при размытых границах путаница в чувствах возникает у обоих участников процесса, и терапевту трудно защититься от эмоциональных атак клиента. Особую сложность представляют ситуации с эротическим переносом, здесь терапевт рискует стать не только объектом притязаний клиента, но и объектом ревности со стороны супруга клиента. Известны случаи подобного преследования психологов со стороны супругов или других родственников клиентов, которые могут звонить, добиваться встреч, угрожать, а иной раз и физически нападать. Подарки, принятые в нашей культуре, тоже могут сыграть неблаговидную роль. С одной стороны, внешне это акт благодарности, с другой - это инструмент власти и влияния, кроме того, специалиста, принявшего подарок всегда легко можно обвинить в вымогательстве, взяточничестве и прочих злоупотреблениях. Да и к тому же подарки со стороны клиента - это всегда претензия на особые отношения, заложником которых сразу же становится психотерапевт. Если быть искренними, то следует признать, что в современных условиях рынка психологических услуг и психологического образования существуют объективные трудности в соблюдении норм отказа от двойных отношений. Сама система подготовки специалистов в этой сфере предполагает, что в одной аудитории, например, на мастер-классе или семинаре, тренинге могут встретиться терапевты, их клиенты их числа начинающих психологов, студенты. То же самое касается научных конференций и симпозиумов, где могут обсуждаться терапевтические случаи. Особую сложность представляют ситуации, когда при требованиях к прохождению личной терапии для начинающих специалистов участники могут оказаться в переплетении ролей терапевт-преподаватель и клиент-студент. Отношения клиент-терапевт предполагают уровень большого раскрытия, доверия, близости, а вертикаль преподаватель-студент является иерархической и предполагает определенный уровень власти преподавателя, прежде всего в оценке знаний и навыков студента. В этой ситуации как студент может оказаться объектом использования, так и преподаватель объектом шантажа, студент может либо открыто требовать особого отношения, либо бессознательно его ожидать. Еще один из важных аспектов безопасности психолога и психотерапевта - необходимость прохождения супервизии. Каждый практикующий специалист должен регулярно проходить супервизию. Супервизионная практика является с одной стороны контролирующим институтом, с другой - формой профессиональной поддержки специалиста. Трудности в работе с клиентом обычно возникают не на пустом месте, они могут быть связаны как с особенностями личности клиента и терапевта, с личными проблемами терапевта, с ошибочными действиями. Поскольку супервизия предполагает разбор работы психотерапевта, выявление причин его затруднений, то часто ее необходимость вызывает тревогу и напряжение, особенно у начинающих практиков. Вместе с тем, супервизорский разбор позволяет не только своевременно преодолеть ошибки и затруднения, но и является профилактикой профессионального выгорания. Кроме того, обсуждение сложных случаев с коллегами (при соблюдении должной конфиденциальности) позволяет защитить специалиста в случае необходимости от необоснованных претензий клиента. Принцип конфиденциальности, несмотря на то, что тоже является только моральным требованием как правило безоговорочно признается и поддерживается профессионалами. Однако никто не может принудить соблюдать конфиденциальность клиента, и мы в последнее время особенно часто можем встретить обсуждение клиентами содержания психотерапевтических сессий и поведения психотерапевтов, например, на просторах Интернета. Клиенты пишут в своих блогах, в социальных сетях, обращаются с вопросами в психологические сообщества. Следует понимать, что клиент может изложить только свое субъективное видение ситуации, а процесс психотерапии зачастую является очень болезненным. Неверная интерпретация происходящего, особенно представленная на суд публики в Интернете способна нанести непоправимый вред репутации специалиста. В подобных случаях целесообразно привлечение этических комиссий. Только неуклонное соблюдение норм профессионального этического кодекса позволяет комиссии встать на защиту специалиста.