ON THE ISSUE OF ELECTIONS
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Elections in any state are the event that attracts the eyes of many people, both the electorate and observers at the domestic and international levels. The modern Russia is now in the special condition of intensive changing of the parameters of human conscience. The collision of the results of the long-term effect of the Soviet system and the introduction of Europeanized values, paradigms and behavior patterns is witnessed.

Keywords:
Politics, campaign management, social psychology, youth, associative experiment, campaigning, stimulus words, political science
Text
Publication text (PDF): Read Download

Выборы в любом государстве являются событием, к которому приковано множество взглядов, как электората, так и наблюдателей внутригосударственного и международного уровня. 4 декабря 2011 года - очередная дата выборов в государственную думу Российской федерации. В позиции низкого старта находилось 7 партий, которые были допущены к политическому состязанию («Правое дело», «КПРФ», «ЛДПР», «Справедливая Россия», «Единая Россия», «Патриоты России» и «Яблоко»). Нужно заметить, что современная Россия находится в особом состоянии интенсивного изменения параметров человеческого сознания. Наблюдается столкновение результата долговременного влияния советской системы (проявления культурной травмы) и вхождения новых для нас европеизированных ценностей, установок, схем поведения. Притом, прошло уже почти 13 лет с момента периода «перестройки» и, так называемое «новое поколение» развивается без прямого влияния, свойственного советскому периоду. Присутствуют лишь отголоски результатов прошлого периода людей старшего поколения. В том числе, мы до сих пор мы сталкиваемся с проявлениями культурной травмы в России на трех уровнях: демографическом, уровне социальной структуры и собственно культуры [2; с. 89-95]. Бесспорно, в предвыборный период политическая тематика является наиболее актуализированной и мы не могли оставить незамеченной данную сферу российского общества. Однако весь фокус нашего исследования направлен на особую категорию общества - молодежь, как наиболее активную, передовую в когнитивном, мотивационном и поведенческом смысле, частичку общества в виду их возрастных особенностей. Социальная ситуация выборов в Государственную Думу является неким катализатором для возможного повышения политической активности [1, с. 285-286]. Безусловно, молодежь со стороны политической сферы - это огромное поле для деятельности социальной психологии. Нами была предпринята попытка исследования семантических ассоциативных полей и каузальных атрибуций молодежи по отношению к современным политическим партиям. Напомним, что политическая партия - «политическая организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определённых целей и идеалов» [3, с. 449; 4]. Исходя, из данной дефиниции следует, что политическая партия создана для общества, с целью представления интересов общества и трансляции их потребностей в государственном аппарате. В своем роде, она служит проводником между обществом и руководством страны. Партия должна иметь хотя бы какую-то осведомленность интересов той части общества, которую она представляет. Общество как второй субъект отношений, воспринимает ту или иную реально существующую политическую партию через призму своих установок, ценностей, соотнося её с субъективным образом «идеальной партии». При условии когнитивного и эмоционального соответствия следующим этапом является идентификация себя с той или иной партией. Основной целью работы является исследование семантических ассоциативных полей и каузальных атрибуций молодежи по отношению к современным политическим партиям. Объект нашего исследования - студенты Гуманитарного Университета. Предмет исследования - ассоциативные поля, каузальные атрибуции молодежи по отношению к современным политическим партиям. Выборка составила 84 человека. Из них, 11 респондентов - мужского пола, 73 - женского. Возраст респондентов от 18 до 30 лет. Основные задачи исследования: Исследование особенностей восприятия современных политических партий; Выявление ассоциативных полей, связанных с настоящими политическими партиями; Изучение каузальных атрибуций в отношении участия политических партий на выборах в Государственную Думу 4 декабря 2011 года. Процедура исследования проводилась в течение недели строго до выборов 4 декабря 2011 года. Испытуемым давались бланки, состоящие из двух методик. Первая методика нашего исследования - ассоциативный эксперимент. Достоинством данного метода оказывается то, что испытуемые работают с методикой в состоянии «режиме употребления», «обыденного употребления». Испытуемым дается полная свобода при выполнении методики. Они используют только те понятия, которые доминируют в их сознании при подаче слова-стимула. Таким образом, это позволяет нам выделить неосознаваемые значения и связь со словами-стимулами: «политическая партия», «ЛДПР», «КПРФ», «Единая Россия», «Справедливая Россия», «Правое дело», «Патриоты России» и «Яблоко». Ограничения в выборе количества ассоциаций отсутствовали. Для уменьшения искажений, вносимых сознанием, время на ответы ограничивалось 5 минутами. Вторая часть исследования посвящена изучению каузальных атрибуций также методикой ассоциативного эксперимента. Испытуемым была предложена следующая инструкция: «Почему, с какой целью, на Ваш взгляд, каждая из указанных ниже политических партий стремится принять участие в органах государственной власти и местного самоуправления?» Так, респондентам было предложено в свободных ассоциациях подобрать не менее трех причин к предложенным словам-стимулам: «ЛДПР», «КПРФ», «Единая Россия», «Справедливая Россия», «Правое дело», «Патриоты России» и «Яблоко». Ограничения в выборе количества ассоциаций-атрибуций отсутствуют. Эксперимент проводился в группах по 10-20 человек. Вы давались бланки и зачитывалась инструкция. Работа испытуемых велась индивидуально, не допускалось малейшее обсуждение. Данные, полученные в ходе эксперимента, обрабатывались при помощи статистического пакета SPSS. При вводе данных, производилось объединение одного и того же слова в различных формах, имеющих единое смысловое значение. Было выполнено ранжирование названных испытуемыми слов в порядке их убывания частоты их употребления. Далее, ассоциации, проявившиеся у одного, дальнейшей обработки не подвергались, поскольку они носят случайный характер или обусловлены индивидуальными особенностями. При дальнейшем анализе подвергались обработке ассоциативные реакции, проявляющиеся не менее 2-х раз. Такой набор ассоциаций считается ассоциативной нормой объекта исследования и используется для определения семантического поля восприятия политических партий. Таким образом, полученный набор ассоциаций и является проявлением различных сторон изучаемого объекта, которые максимально доминируют в сознании испытуемых. Для статистической обработки данных ассоциативного эксперимента был использован кластерный анализ (Ward`s Distance Metric: Squared Euclidean), а также факторный анализ. Результаты исследования. При предъявлении слова-стимула «Политическая партия» актуализирует такие смысловые категории как «выборы», «борьба за власть власть», «государство», «единство», «коррупция», «идеи», «режим», «деньги», «воры», «агитация», «видимость». Испытуемые связывают политическую партию с властью, борьбой в процессе выборов. Указывают на такие методы как агитация, дебаты. В том числе, молодежь указывает на связь с мужским полом, группой людей. Прослеживается отличительная особенность - наличие паттернов мошенничества, лжи и коррупции. Партия «КПРФ» в сознании респондентов имеет четкую связь с лидером партии - Г. Зюгановым, социалистической направленностью, пенсионерами, которые, в представлении молодежи являются избирателями данной партии. В том числе, ассоциативная связь присутствует с красным цветом и символикой периода - «серп и молот». Молодежь приписывает партии «КПРФ» внутренние (эгоистического характера) атрибуции, основная из которых - потребность во власти и получения прибыли. Молодежь имеет слабую степень осведомленности о партии «Яблоко». Результаты факторного и кластерного анализа свидетельствуют о том, что партия в сознании респондентов оказывается слабой, с либерально-демократической направленностью, лидером Г. Явлинским. Большое количество ассоциаций не связано с политической деятельностью («фрукт», «зеленое»). Основная причина, которую приписывают респонденты представителям данной партии - потребность во власти и получения прибыли, а также желание соперничать. На слово-стимул «Единая Россия», респонденты реагируют следующим образом. Выстраивается четкая связь с лидерами государства («Медведев», «Путин»), авторитаризмом, монополизацией и диктатурой («авторитаризм», «диктатура».) Отдельно стоит выделить ту сторону восприятия объекта, которая в сознании молодежи отражает такие ассоциации как: «ложь», «воры», «жулики», «коррупционеры». Присутствует связь со столицей России - Москвой. Нужно указать, что молодежь приписывает такие причины деятельности партии «Единая Россия», как потребность властвовать и получать прибыль. В общем смысле, причины имеют интернальный характер. В ассоциативном ряду присутствует такая причина деятельности партии как «улучшение жизни народа». Что вносит характер просоциального поведения, ориентированного на общественные интересы. Следует дополнить, что данная атрибуция не значимо представлена в результатах факторного анализа. Ассоциативный ряд, предъявляемый молодежью в отношении парии «Патриоты России», имеет свои особенности. Наблюдается стойкая связь с социальной группой - пенсионерами. В том числе, партия оказывается для респондентов неизвестной. Фактически респонденты не осведомлены о партии. Наиболее актуализированной атрибуцией в двигателе поведения членов партии «Патриоты России» является «потребность во власти и получения прибыли», «достижение собственного благополучия». На слово-стимул «ЛДПР», в первую очередь, у респондентов актуализируется фигура В.В. Жириновского. В достаточной мере выделяется эмоционально-экспрессивная (агрессивная) сторона партии, а также её лидера. Выделяются такие ассоциации как «крик», «шут», «клоун», «агрессия», «бессмысленность», Присутствует уверенная связь с оппозиционно-националистической направленностью. Молодежь актуализирует, во- первых, атрибуции, связанные с «потребностью во власти и получения прибыли». Во- вторых, отличительной особенностью в отношении этой партии является то, что респонденты объясняют поведение партии выражениями: «ради правды», «развеять скуку». При предъявлении слова-стимула «Правое дело», у респондентов отсутствует актуализация широкого набора ассоциаций. Однако, из представленного числа, превалирует тенденция к воспроизведению слов просоциального характера, например: «справедливость». Нужно отметить об актуализации такой профессиональной категории как «юристы». Возможно, молодежь представляет в составе партии контингент юристов. Причины, которыми молодежь объясняет участие партии на выборах - «достижение собственного благополучия», «жажда власти», «деньги». В заключении, стоит отметить, что респонденты в наименьшей степени осведомлены о данной партии. Реакция молодежи на слово-стимул «Справедливая Россия» в первую очередь отражается в ассоциации «Миронов». Это служит свидетельством того, что выделяется лидер партии. В том числе, респонденты указывают на связь с мошенничеством в денежной сфере. В то же время, фактор «вера в справедливость» в сознании студентов позволяет говорить о некоторой доле просоциальной направленности партии. Необходимо заметить, что партия оказывается незнакомой для молодежи. С точки зрения респондентов, деятельность партии «Справедливая Россия» в целом имеет похожую движущую силу, что и прочие партии. Доминирующая атрибуция, приписываемая респондентами, затрагивает внутренние интересы партии - «потребность во власти и получении прибыли» и «достижении собственного благополучия». Особенность атрибутивного процесса респондентов по отношению к партии «Справедливая Россия» в том, что её наделяют некоторой степенью альтруизма, что отражается в следующей фразе - «улучшение жизни граждан». В том числе, молодежь объясняет деятельность партии потребностью - «свергнуть старое правительство». В результате проведенного исследования, которое, несомненно, следует назвать пилотажным в виду размера выборки, мы можем сделать выводы. Во-первых, в актуализированных ассоциативных полях молодежи наблюдается стойкая тенденция к оценке партий как структур, действующих сугубо в собственных интересах («потребность во власти и получении прибыли», «достижении собственного благополучия»). Также, выделяется малозначимая тенденция связи слов-стимулов «Единая Россия» и «Справедливая Россия» с просоциальным поведением, ориентированным на общественные интересы («улучшение жизни граждан», «улучшение жизни народа»). Во-вторых, в ассоциативных рядах прослеживается тенденция к выделению фигуры лидера той или иной партии («Миронов», «Жириновский», «Явлинский», «Зюганов»). Полагаем, данная особенность связана с небезызвестных законом гештальта «фигура- фон». В-третьих, молодежь наиболее осведомлена о партиях «КПРФ», «ЛДПР», «Единая Россия». Наименее осведомленными респонденты оказываются в отношении следующих партий: «Яблоко», «Правое дело», «Патриоты России». В-четвертых, в ассоциативном поле присутствуют социальные и профессиональные категории граждан, с которыми молодежь связывает ту или иную партию. Для партии «Патриоты России» и «КПРФ» этой категорией является «пенсионеры», для фракции «Правое дело» - «юристы». В заключении стоит сказать, что данное исследование раскрывает нам ассоциативные поля, представляемые молодежью (N=84), а также каузальные атрибуции деятельности партий. В дальнейшем исследовании необходимо расширить выборку как минимум в 4-5 раз. Дальнейшая перспектива исследования представляется нам в изучении ассоциативных полей, каузальных атрибуций у различных категорий населения, например, таких как люди пожилого возраста. В том числе, нами уже проводится исследование социальных представлений молодежи о политических партиях, которое будет опубликовано позже. Исследование может быть полезным политическим психологам, политологам, специалистам по формированию и продвижению имиджа.
References

1. Shihirev P.N. Sovremennaya social'naya psihologiya, - M.: «Institut psihologii RAN», 2000

2. Makropsihologiya sovremennogo rossiyskogo obschestva./ Pod red. A.L. Zhuravleva, A.V. Yurevicha. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2009

3. Filosofskiy enciklopedicheskiy slovar' \\ Gl. red. Il'ichev L.F., Fedoseev P.N. - M., 1983

4. Filosofskiy enciklopedicheskiy slovar'. - M., 2010

Login or Create
* Forgot password?