Abstract and keywords
Abstract (English):
“Terror” is always a policy of deterrence and using violence in relation to political opponents. It is important to know that we speak about not only the physical violence on which the attention is concentrated, but initially about the psychological pressure. The challenge that terrorism poses to the society is mainly based on demonstration of its aggressive and destructive force and on the cynical principle of trampling humanistic grounds.

Keywords:
Terror, psychological warfare, preventive psychological work, fear, phobias, information, mass psychology, mass media
Text
Publication text (PDF): Read Download

Думается, что из всех предложенных определений смысла слова «террор», первое наиболее точно отражает суть рассматриваемого явления. «Террор» - это обязательно политика устрашения и применение насилия в отношении политических противников. Важно понять, что речь идёт не только о физическом насилии, на котором акцентирует внимание С. И. Ожегов, но и в первую очередь о психологическом давлении. В переводе с латинского языка слово «террор» (terror) означает страх, ужас. Аналог данного значения имеют слова (terror) и (terreur), пришедшие из английского и французского языков. Словарь иностранных слов толкует понятие «террор» как политику устрашения, подавления политических противников насильственными мерами. СИ. Ожегов определяет «террор» как физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам. Вызов, который терроризм бросает обществу, базируется, прежде всего, на демонстрации своей агрессивной и разрушающей силы и на циничном принципе попирания гуманистических начал. Террористические акты заключают в себе отрицательное воздействие, вызывающее разрушительный эффект на физиологическом, личностном и социальном уровнях и характеру воздействия на человека терроризм должен рассматриваться как психологическое оружие. Одно из важных последствий терроризма, на что, безусловно, и рассчитывают террористы, - появление массового страха и паники. В своей работе «Психология масс и анализ человеческого Я» З. Фрейд (1927) рассматривая феномен паники на военных, пишет следующее. «Характеристика паники в том, что ни один приказ начальника не удостаивается более внимания, каждый печется о себе, с другими не считаясь, взаимные связи прекратились, и безудержно вырывается на свободу бессмысленный гигантский страх. Нельзя взваливать вину на степень опасности, так как та же армия, теперь охваченная паникой, безукоризненно противостояла подобной и даже большей опасности; именно в этом и состоит сущность паники, что она непропорциональна грозящей опасности, часто вспыхивая по ничтожному поводу. Если в момент панического страха отдельный индивид начинает печься только лишь о себе самом, то этим он доказывает, что аффективные связи, до этого для него опасность снижавшие, прекратились. Теперь, когда он с опасностью один на один, он, конечно, оценивает все выше». Л.А. Корпенко (1985) понимает страх как эмоцию, возникающую в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленную на источник действительной или мнимой опасности. Однако, такое определение не является законченным и полным. Страх возникает не только в ситуациях угрозы. Страх зависит скорее даже не от наличия реальной угрозы в ситуации, а является субъективным отражением ситуации как угрожающей. По мнению Д.В. Люсина (1999), тревога переходит в страх с ростом силы переживания, однако граница, при которой совершается данный переход, детально не описывается и не называется. Данный взгляд на рассматриваемые понятия сочетается с признанием за страхом способности быть общей категорией для следующего ряда эмоциональных состояний: беспокойство, волнение, тревога, страх, ужас. 3. Фрейд (1927) выделил два типа страхов в зависимости от наличия в них объекта - свободный страх (в современной психологии используется термин «тревожность») и объектные страхи (также имеют названия тематических, предметных или фобических страхов). Далее 3. Фрейд попытался типологизировать объектные страхи, разделив их на три группы. Первую он связывал с инстинктом самосохранения и включал в нее страхи животных и природных явлений. Страхи первой группы являются биологически целесообразными и сформированы в результате длительной эволюции человека, зачастую являясь для современной цивилизации своего рода психическими атавизмами. Страхи второй группы 3. Фрейд называл ситуативными фобиями, связывая их с угрозами социального (например, быть в одиночестве) и технического (например, железнодорожное крушение или авиакатастрофа) характера. Ситуативные фобии такого рода складываются, по 3. Фрейду, в процессе жизни человека и зависят от его жизненного опыта. Страхи третьей группы характеризуются тем, что потеряна связь между страхом и угрожающей реальной опасностью. По 3. Фрейду такие страхи являются вторичными, замещают какие-то реальные объекты или ситуации. Предметным компонентом такого рода страхов обычно является идея, абстракция. Иллюстрацией сказанного могут служить последствия рассылки писем со спорами сибирской язвы в США, когда фактически незначительное по масштабу «биологическое» начало вызвало колоссальный по своей конечной цели психический феномен устрашения, направленный на дестабилизацию ситуации в обществе с развитием не только психологической, но и социальной паники. Тот же эффект и с рассылкой взрывчатых веществ в принтерах. Взрывы были единичными, а психологический эффект громадный. Эта ситуация породила множественные фобические, ипохондрические и депрессивные реакции, проявления других расстройств психики и нарушения личностно-социальных характеристик. Были выделены и индуцированные состояния, близкие к таким издавна известным явлениям, как «массовая истерия», «военный невроз». В генезе индуцированных состояний, помимо террористических актов, большую роль играют «вторичные индукторы», обладающие мощным потенциалом воздействия на психику и поведение, к каковым, прежде всего нужно отнести публично высказываемые мнения и реакции влиятельных и авторитетных в широких кругах населения деятелей. Следует отметить, что освещение событий нередко рождает и искаженную информацию, всевозможные слухи, мифы и т.п. Социально-политические события последнего десятилетия показали, что мощным инструментом в этой работе является информация, предоставляемая СМИ, ибо она способна формировать определенное мнение по тем или иным вопросам. Чтобы этот важный потенциал был положительным, антитеррористическое просвещение должно быть высокопрофессиональным. С сожалением приходится констатировать, что в нашей стране искажение принципа гласности и перестройки привело к появлению материалов, которые публиковались без учета их отрицательного воздействия на психику человека и общественное сознание, что особенно опасно в случае террористических актов. Это говорит о необходимости привлечения внимания руководящих органов средств массовой информации к соответствующим аспектам подготовки профессионалов, в том числе с участием психологов, социальных работников и даже психиатров. Руководители и исполнители должны быть ответственны и за адекватность и саногенность соответствующих программ работы с населением. Поиск новых, в том числе нетрадиционных, путей психопрофилактической работы должен исключать всякого рода авантюризм и профессиональную неподготовленность. Неправильно составленные или применяемые не по назначению программы и тренинги могут не только не дать желаемого эффекта, но, напротив, снизить толерантность населения и даже «сенсибилизировать» общество. Возможными негативными последствиями такого непрофессионального подхода могут быть провокация «невротической готовности», панических и фобических реакций, индуктивных психических нарушений, обострений психотических расстройств и других нервно-психических нарушений. Подводя итог, можно определить направления психопрофилактической работы с населением: 1). Проведение специальных образовательных циклов, популярных лекций о возможных последствиях террористических актов и мерах профилактики в специальных коллективах и среди разных возрастных групп (дети - вузы- старики); 2). Работа со СМИ по определению форм и методов освещения потенциальной угрозы таких актов. Наиболее эффективно эти направления могут быть реализованы после проведения специальных социологических исследований с целью оценки существующего уровня толерантности к угрозе разных социальных, культуральных, религиозных групп населения. 3).Тренинги на развитие процессов саморегуляции. Высокий уровень и оптимальный стиль саморегуляции. Саморегуляция человеком своей жизнедеятельности представляется как долговременная саморегуляция личности. Она тесно связана с общим уровнем развития личности и является ее важнейшей характеристикой. На высшем этапе развития саморегуляции личность не удовлетворяется простым приспособлением к внешним требованиям, она в состоянии выходить за их пределы, проявляя творческую активность как в сфере изменения внешнего мира, так и в управлении своими внутренними свойствами и состояниями, в самокоррекции и самовоспитании. 4).Программа подготовки населения к угрозе разного рода террористических актов должна носить мультидисциплинарный, комплексный характер, и в ее реализации обязаны принимать участие не только силовые структуры и иные заинтересованные ведомства, но государство и общество в целом.
References

1. Korpenko L.A. Kratkiy psihologicheskiy slovar'. - M., 1985

2. Shevchenko V.G., Zhuravel' V.P., Sekach M.F. Vektor antiterrora XXI veka. Spravochnik. - M., 2008.

3. Freyd Z. Izbrannoe. T.1 /Pod red. E. Zhiglevich - M., 1969

Login or Create
* Forgot password?