PSYCHOLOGICAL MODEL OF PERSONALITY
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The value of a psychological theory and research depends on their practical benefit for the society. What is the great value of our famous psychologists’ developments? Let us list the models of personality structure that we feel to be the most significant ones.

Keywords:
Psychology, personality, thinking, NLP, psychological models, development
Text
Publication text (PDF): Read Download

С того времени как на Хиросиму была сброшена бомба, в мире произошло больше 120 различных войн. Если бы свершилось чудо и человек отказался от войн, это было бы огромным прогрессом, сравнимым с выходом живых существ, вследствие эволюционного развития из океана на сушу. Война иногда служит освободительным целям, сопутствует развитию цивилизации. Но сегодня это только технология, которая разрушает наше единство. Во Второй мировой войне погибло около 60 миллионов человек, многие из них были мирными жителями. Для описания такой ужасной трагедии потребуется перо мастера - Достоевского или Толстого. В одной из малоизвестных статей Льва Николаевича Толстого «Христианство и патриотизм» мы находим размышления автора о бессмысленно повторяющихся войнах: «Зазвонят в колокола и начнут молиться за убийство. И начнется опять старое, давно известное, ужасное дело. Засуетятся разжигающие умы людей под видом патриотизма и ненависти к убийству газетчики, радуясь тому, что получат двойной доход. Засуетятся радостно заводчики, купцы, поставщики военных припасов, ожидая двойных барышей. Засуетятся всякого рода чиновники, предвидя возможность украсть больше, чем они крадут обыкновенно. Засуетятся военные начальства, получая двойное жалованье и рационы и надеющиеся получить за убийства людей различные высокоценимые ими побрякушки - ленты, кресты, галуны, звезды. Засуетятся праздные господа и дамы, вперед записываясь в Красный Крест, готовясь перевязывать тех, которых будут убивать их мужья и братья, и, воображая, что они делают этим самое христианское дело. И, заглушая в своей душе отчаяние песнями, развратом и водкой, побредут оторванные от мирного труда, от своих жен, матерей, детей люди, сотни тысяч простых, добрых людей, с орудиями убийства в руках туда, куда их погонят. Будут ходить, зябнуть, голодать, болеть, умирать от болезней и, наконец, придут к тому месту, где их начнут убивать тысячами, и они будут убивать тысячами, сами не зная зачем, людей, которых они никогда не видали, которые им ничего не сделали и не могут сделать дурного... И опять одичают, остервенеют, озвереют люди и уменьшится в мире любовь, и наступившее уже охристианение человечества отодвинется опять на десятки, сотни лет» [1]. Основной мотив, который побуждает людей участвовать в войнах, считает Моруа, заключается в ошибочном представлении, что «после периода насилия наступит рассвет нового золотого века для человечества как следствие одержанной победы того или иного класса или расы. Во имя этого ложного идеала люди режут друг другу глотки, душат друг друга и идут на самые ужасные пытки. Таков круг, который человечество проходило уже множество раз. Ведь если задуматься, основным фактором, дающим начало войне, является страх перед смертью. Государства ставят себе задачу вооружиться атомными бомбами и построить гигантскую машину войны, готовую при необходимости убить врага первым. С появлением ядерного оружия война «не знает» государственных границ, театров военных действий. Весь мир становится ареной ядерного противоборства противников. Более того, будучи приведенным в действие, ядерное оружие превращается в своеобразную «третью силу», уничтожающую и тех, против которых оно применено, н тех, кто его применил, и всех остальных людей, а возможно и вообще все живое на Земле. Возникновение и интенсивный рост транснациональных корпораций привели к образованию особого экономического «пространства». Транснациональный капитал «не знает» национально - государственных границ. Человеческое сообщество организуется общими экономическими структурами. Эти структуры пока еще не завершены организационно. Но в функциональном плане они оказывают сильное влияние на политические, военно-политические, культурные и другие процессы в целых регионах мира, а также на каждого отдельного человека, живущего на Земле. Расширяющиеся масштабы человеческой деятельности позволили обнаружить еще одно особое важное «пространство», которое существовало всегда, но не воспринималось людьми до определенного времени. Речь идет об экологии. Увидеть ткань этого пространства нас заставили экологические проблемы, показавшие человечеству на рубеже XX-XXI вв. реальную угрозу экологической катастрофы. Наконец, сегодня все чаще исследователи утверждают факт формирования еще одного «особого пространства». Таковым является информационное «пространство», которое в очередной раз позволило человечеству увидеть колоссальные возможности, а также позитивные и негативные результаты и последствия его деятельности (информационная блокада, молчание СМИ западных стран во время агрессии Грузии, отключение телевизионных каналов России на Украине в наши дни). Таковым является экспансия государств во всех возможных формах ее осуществления. Деятельность государств по реализации своих интересов во взаимоотношениях друг с другом представляет собой геостратегию. Однако необходимо признать, что какие бы интеллектуальные теории и концепции ни создавались, миром правят люди-личности (государственные деятели, политики и вожди). А этот Мир представляют люди, отдельные «человеки» со своими не глобальными, а простыми житейскими проблемами и заботами. Флоренс Скавен - Шинн в своей книге, вышедшей в 1925 году «Правила игры под названием жизнь» писала, что стержень жизни каждого человека состоит из четырех основ, включающих в себя здоровье, богатство, любовь и совершенное самовыражение. И человеку, пишет она, нужно «показать своему подсознанию, что мы серьезно настроены на получение желаемого и человек поступает плохо, если предается унынию и тревоге, поскольку это создает вокруг него ложную реальность, притягивающие лишь болезни и несчастья». Насколько же мудры слова Иисуса: «Не позволяйте солнцу сесть, прежде чем не помиритесь со своим врагом». «Без мира внутри нас невозможен мир на земле» - сказал Далай-лама. Изгнанный лидер, число последователей которого составляет около шести миллионов тибетских буддистов, говорил о сострадании и любви, находясь в святилище огромного римско-католического собора, где сидели раввины, священнослужители, священники и ламы. «Внутреннее развитие очень важно. В области науки и технологий мы все еще движемся вперед. Но мы должны соизмерять внешнее развитие с внутренним, с истинными ценностями, тогда мы станем ближе к миру на земле. Через сострадание и любовь возможно стать настоящей человеческой семьей. Мы можем решить много проблем и стать по-настоящему счастливыми... Мы не можем купить сострадание в одном из больших магазинов Нью-Йорка. Мы не можем сделать его с помощью машин. Но его можно обрести путем внутреннего развития» (Цитаты приводятся из сообщения «New York Times» 6 сентября 1979 г.). Проблема добра и зла - это вечная проблема, которая волновала и будет волновать человечество. Что есть добро и что есть зло на земле? Этот вопрос проходит лейтмотивом через весь роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Как известно, две противоположные силы не могут не вступить в борьбу друг с другом, поэтому вечна борьба между добром и злом. А как же настроить себя, чтобы чувствовать себя спокойным и счастливым в таком противоречивом современном мире? Первый вариант жизненной стратегии: можно и нужно поступать так, как поступал генерал Эйзенхауэр - ни минуты не думать о людях, которых мы не любим. Вместо того, чтобы расстраиваться по поводу чьей-то неблагодарности, будем считать это законом, будем помнить о том, что Христос излечил 10 прокаженных и только один поблагодарил его. Почему же мы должны рассчитывать на большую благодарность? Будем помнить о том, что единственный путь обрести счастье состоит в том, чтобы не ожидать благодарности, а получать счастье, отдавая, делая добро. А чувство благодарности воспитывается. Если мы хотим, чтобы наши дети обладали этим, мы должны привить им это чувство. Считайте благодати, а не свои несчастья. Не подражайте другим, будьте самим собой, так как зависть есть невежество, а подражание - самоубийство. Если судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад, - это уже я прочитал у Д. Карнеги. Чтобы забыть свои болячки, старайтесь принести хоть немного радости другим. «Когда вы делаете добро другим, вы в первую очередь делаете добро себе» - писал Франклин. Однако не у всех и не всегда эта стратегия работает. Человек ведь по сути своей одинок. Второй вариант. Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла, говорил А. Эйнштейн. Самому трудно выйти на новый уровень понимания ситуации. Необходимо обратиться к специалисту. Но к кому? Полицейскому, психиатру или психологу? Кто направит, ободрит, покажет лучик света в темном царстве? Существует определенная группа людей, называемых теоретиками. Они расскажут вам о своих убеждениях. Относительно истинной природы человека, о том, каким же должен быть человек, но не покажут, как можно и что делать в той или иной ситуации. Большинство знаний по психологии на сегодня устроены так, что в них смешивается то, что мы называем «моделированием» с тем, что обычно называется теорией. Описание того, что люди делают, смешивается с описанием того, какой же является реальность сама по себе. Когда вы смешиваете практический опыт с теорией и упаковываете это вместе, то получаете не очень качественный микст, часто смахивающий как на колдовство, так и на клоунаду. Еще одна странная вещь в нашей отечественной психологии - это масса людей, называющих себя «исследователями» и они никак не связаны с психологами практически! Каким-то образом случилось так, что исследователи производят информацию не для практиков. В медицине дело обстоит другим образом. Там исследователи строят свои исследования таким образом, чтобы их результаты могли помочь практикам в их действительности. А практики активно реагируют на исследователей, говоря им, в каких знаниях они нуждаются. Что же происходит в отечественной психологии. Или эти мудрые слова всемирно известного профессора Д. Мацумото: «Ценность психологической теории и исследования зависит от их практической пользы для общества» нашей психологии не подходят? В чем великая ценность разработок наших выдающихся психологов, хотя бы заявленной в статье темы? Давайте посмотрим. Приведем наиболее, по нашему мнению, существенные модели структуры личности (или структурные модели личности), авторами которых являются наши соотечественники). Модель А.Ф. Лазурского. В основание своей типологии личности А. Ф. Лазурский положил два признака: доминирующую часть психики, которой соответствует определенный спектр психических свойств, и уровень развития этих качеств. Психика представлялась им как двусоставное образование, включающее эндопсихику (от греч. endon - внутри) и экзопсихику (от греч. exo - снаружи). Первой соответствует та сторона личности, которая обычно включает темперамент, характер, умственную одаренность. Эти качества личности связаны с показателями памяти, внимания, мышления, воображения, аффективной возбудимости, способности к волевому усилию, импульсивности или обдуманности волевых актов, психомоторики. По А. Ф. Лазурскому, эти свойства составляют «ядро» личности. Экзопсихика определяет отношение личности к внешнему миру. Здесь важнейшими личностными качествами выступают общительность, склонность к чувственным наслаждениям, беспорядочность поступков. Понятно, что все качества имеют некоторую шкалу выраженности от минимума до максимума. Выделение трех уровней развития (низшего, среднего, высшего) в сочетании с двумя общими психическими факторами дает шесть типов личности. Однако внутри этих типов А. Ф. Лазурский проводит более дробное деление, но, к сожалению, по разным основаниям, что затрудняет их сравнительный анализ. Так, для низшего уровня в качестве дифференцирующего критерия берется «вид психической активности», и тогда появляются рассудочные (доминирование мышления), аффективные (доминирование эмоций и чувств), активные (доминирование воли) типы. На высшем же уровне за тот же критерий берется «сфера социальной жизни», и тогда получаются типы, реализующие себя в сферах (по терминологии самого А. Ф. Лазурского): «знание», «общество», «красота» и проч. Модель Б.Г. Ананьева В общепсихологическом плане Б. Г. Ананьев в структуру личности вводил следующие основные факторы: интеллект, экстраверсию - интроверсию, нейротизм, корреляционные свойства индивида (возраст, пол, нейродинамику, конституцию, биохимию). В социально-психологическом плане личностная структура дополняется общественным статусом и взаимосвязанными с ним общественными функциями-ролями, целями и ценностными ориентациями. Особенно Б. Г. Ананьев подчеркивал сложность организации, интегрированный характер самих главных факторов личностной структуры и многообразие их взаимосвязей: «В любом из факторов, определяющих структуру личности, обнаруживаются корреляционные плеяды, сложноветвящиеся цепи связей между отношениями и свойствами личности, интеллектуальными и другими психическими функциями, соматическими и нейродинамическими особенностями человека. Иначе говоря, целостный человек как социальное и психофизическое единство выступает в любом из параметров, характеризующих структуру личности. Однако определяющим и ведущим началом в этой структуре являются социальные качества, сформированные на базе статуса и комплекса социальных функций человека, характеристики основной его деятельности в обществе (труда, учения и др.). Сопоставление дифференциально-психологических и социально-психологических данных об одних и тех же людях показало наличие зависимостей между статусом в малой группе и коллективе, характером и интеллектом». Резюмирует Б. Г. Ананьев свое видение структуры личности указанием на два принципа ее построения: «Структура личности строится не по одному, а по двум принципам одновременно: 1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; 2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, т. е. относительную автономию каждого из них». Модель А.Г. Ковалева По А. Г. Ковалеву структура личности образуется путем соотношения психических процессов, состояний и свойств, что в конечном итоге обусловливает формирование «сложных структур» личности: 1) темперамента - «структуры природных свойств», под которыми разумеются нейродинамические свойства мозга; 2) направленности, включающей систему потребностей, интересов и идеалов; 3) способностей, представленных системой интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств; 4) характера как структуры, синтезирующей свойства первых трех сложных структур. Поясняя свою позицию, он писал: «Развитие идет от разрозненных свойств к сложным интегральным образованиям или структурам: направленности, способности, характеру. Синтез структур характеризует целостный духовный облик человека». Анализ представленных здесь некоторых моделей структуры личности и разнообразных предложений, не охваченных нашим обзором, показывает, что чаще и обоснованнее других факторов в состав личности вводятся темперамент, способности, направленность и характер. Это дает основание считать эти факторы основными макрохарактеристиками личности аналогично тому, как сама личность вкупе с категориями «индивид», «субъект», «индивидуальность» и «универсум» является макрохарактеристикой человека[4]. Это вклад маститых ученых. А вот вам пример развития современной науки психологии (таких примеров тысячи). Текст вышел из Российской Академии Образования (там автор училась в аспирантуре у выдающихся психологов страны). Хрестоматия /сост.С.К.Нартова-Бочавер - Москва: Авилан,2008.- С.84-92. «Психология среды: источники и направления развития». Начало текста, как, впрочем, и продолжение, следующее: «Характерной особенностью развития научного знания на современном этапе является его своеобразная гуманитарно-экологическая ориентация. Ее смысл заключается в том, что человек пытается предохранить себя от возвращающегося бумеранга антропогенной деструкции природы. Эпоха натиска человека на природу закончилась или, во всяком случае, заканчивается. Необходимо повернуться лицом к человеку и спасать Землю от собственного усердия не по разуму. Изменилась сама цель развития. Еще недавно казалось, что достаточно человека накормить и сделать богатым. Сейчас же выяснилось, что для того, чтобы жить долго и не болеть, этого мало. Нужна еще благоприятная для жизни среда. Влияние окружающей среды на различные структуры человеческой психики - область исследования настолько широкая, что охватывает практически все направления психологического знания. В нашем обзоре мы затрагиваем исключительно аспект взаимоотношений между человеком и пространственно-предметной средой его повседневного окружения, изучаемый самостоятельной отраслью психологического знания - психологией среды. Под пространственно-предметной понимается среда, элементами которой являются материальные, созданные человеком объекты, предметы, расположенные определенным образом в физическом пространстве. Актуальность анализа развития данного направления, определения основных областей исследования и рассмотрения некоторых методологических вопросов обусловлена явным несоответствием характера организации окружающей человека пространственно-предметной среды его природе, что изначально деструктивно влияет на различные структуры человеческой психики, а впоследствии деформирует и разрушает личность»...О чем пишет автор и, главное, кому это словоблудие нужно. Вы можете сказать, что я вырвал этот текст из контекста блестящей научной работы. Куда там. Дальше в таком же стиле. Устанете читать. А что представляют собой кандидатские и даже докторские диссертации по психологии? Не все конечно, но не менее семидесяти процентов. Загляните в библиотеку в г.Химки Московской области. Однако, не все так печально и прозаично. Современная психология не стоит на месте. И усилием настоящих ученых, а не деятелей от науки, которые даже не помнят названия своей диссертации, занимается решением двух основных задач. Первая - построение корпуса знаний о людях. Психология сегодня ищет средства и способы управлять поведением человека для достижения максимальных результатов в его деятельности, общении, саморазвитии. А ведь в этом заинтересованы все без исключения. К сожалению, мы плохо знаем себя и еще меньше других. Психологи стремятся понять поведение, объяснить его причины и даже спрогнозировать будущее поведение. В достижении этой цели важны два аспекта психологии: проведение психологических исследований и создание теоретических моделей поведения. Исследования и теория идут в психологии рука об руку. Вторая задача психологии включает в себя практическое приложение этого корпуса знаний с целью вмешательства в жизнь людей в надежде сделать ее лучше. Преследуя эту цель, психологи выполняют разнообразные важные роли: в качестве терапевтов отдельных людей, семей и групп; советчиков в школах, университетах, церквах и других общественных организациях преподавателей в деловых и производственных организациях; в качестве консультантов полиции, юристов, в судах, спортивных организациях и командах; во множестве других прикладных профессий. Психологи трудятся на передовом рубеже общества, работая непосредственно с людьми, чтобы изменить их жизнь в лучшую сторону. Две цели психологии - создание корпуса знаний и приложение этого знания - не являются взаимоисключающими. Они находятся в тесной связи. Психологи работают не в вакууме; они берут то, что психология как наука коллективно узнала о человеческом поведении, и используют это знание в качестве базиса для своих практических действий и вмешательств. Мы, психологи, и обязаны думать, прежде всего, об отдельном человеке с его конкретными, а не глобальными проблемами. О глобальных проблемах пусть думают политики. Они этому учились (почти по М.Жванецкому). Однако вся наша отечественная психология любит рассуждать о проблемах глобальных. Ведь это же гораздо легче, когда нет ни какой ответственности и бессонных ночей, переживаний из-за нерешенной ситуации с которой к тебе приходит на прием человек. Легче прочитать лекцию об экологической безопасности народонаселения планеты, чем оказывать психологическую помощь хотя бы одному конкретному человеку. Прочитал лекцию о науке-психологии, закрыл конспект, и чувство выполненного долга греет душу, а в другом случае, когда на приеме у тебя человек с не разрешаемой здесь и сейчас проблемой. Всегда остаются сомнения, недосказанность и редко полное удовлетворение проделанной работой, даже если она выполнена на высоком профессиональном уровне. Грегори Бейтсон (1904 - 1980) - выдающийся англо-американский философ, этнограф и этолог предложил свое видение, свой подход, использование которого эффективно при решении различных психологических и других проблем. В предлагаемом подходе используется идея рассмотрения продуктивной деятельности человеческого разума как процесса сравнительно эффективного восприятия, расшифровки, переработки и передачи информации [ 2,3]. Его разработки, его видение проблем людей можно с полной уверенностью назвать структурной моделью личности. Среди элементов, которые отражают особенности его модели наиболее важными представляются следующие уровни: 1. Уровень личностного восприятия; 2. Уровень ценностей; 3. Уровень принципов; 4. Уровень языка; 5. Уровень методов; 6.Общесистемный уровень. Основными уровнями возможных изменений, применительно к которым следует рассматривать те или иные концепции, являются три следующие кибернетические (гомеостатические) системы: - во-первых, человеческий индивидуум, индивидуальный человеческий организм как система, которая сохраняет описательные утверждения, касающиеся человеческого существа, души и тела; - во-вторых, мы имеем дело с человеческим обществом, в котором живет индивидуум, а общество - это опять система того же общего вида; - в-третьих, это «большая экосистема». Мы имеем дело с экосистемой, естественным биологическим окружением человека как животного. По Г.Бейтсону, следствием нарушения приведенных основ являются ошибки мышления, иллюстрируемые далее на примерах трех сфер деятельности (человек, общество, экология), которых в основном касается творческое наследие Г.Бейтсона. При этом мозг может сравниваться с моделью электронно-коллоидного нейронного биокомпьютера с его программным обеспечением, в отличие от электронных или твердотельных компьютеров, существующих вне наших голов [2]. Цель излагаемого подхода стала близка разработкам Джона Гриндера и Ричарда Бендлера по нейролингвистическому программированию (НЛП) при моделировании человеческого мышления и поведения. Они на основе исследований Г.Бейтсона и изучения влияния вербального и невербального общения на нервную систему человека пришли к выводу: 1.Человек может контролировать свою нервную систему так, что его поступки и реакции, кажущиеся на первый взгляд «естественными», на самом деле будут являться запрограммированными; 2. Если человек будет моделировать поступки и поведение успешных людей, он может достичь, по крайней мере, схожих с ним результатов. Ведь каждый человек издавна стремился установить и организовать различного рода иерархии (социальные, ценностные, познавательные и так далее). Даже для того, чтобы выбрать себе еду в огромном супермаркете, мы должны иметь какие-то предпочтения, то есть создавать внутри себя «субъективную неравноценность» между предлагаемыми продуктами. Предпочтения постепенно образуют собой убеждения, и каждое из них может находиться на различных логических уровнях. Роберт Дилтс (Robert B. Dilts) - один из первых разработчиков, автор многочисленных технологий, активно работающий в области нейролингвистического программирования, представляющего собой модель человеческого поведения, обучения и общения, став одним из первых учеников Джона Гриндера и Ричарда Бендлера ( учился также у Милтона Эриксона и у Грегори Бейтсона) предложил пирамиду логических уровней: Применительно к ней действует так называемый «закон пирамид», который гласит, что изменение, происходящее на более низком логическом уровне, почти никогда не приводит к изменениям на более высоком уровне; а изменение, происходящее на более высоком уровне, почти всегда приводит к изменениям на более низких уровнях. Когда человек убежден в том, что он - неудачник, а не просто случайно сделал не совсем верный ход, это оказывает на него куда большее воздействие. С точки зрения НЛП, модель логических уровней очень важна для выбора способов работы с проблемами человека. Как правило, эффективное решение любой проблемы находится на более высоком логическом уровне. Например, если кто-то говорит вам, что он расстроен из-за того, что от него ушла любимая девушка (изменения на уровне окружения и поведения), вы можете напомнить ему, что с ним осталась его способность любить и строить отношения. Можно продолжить, но все обоснования модели есть во множестве изданий. Чем же эта модель отличается от модели А.Ф.Лазурского, Б.Г.Ананьева, А.Г.Ковалева? Да она показывает, как понять человека и как помочь ему решить его психологические проблемы. Она «не двигает науку», а помогает людям выжить и жить в безопасной среде. Уильям Джеймс в своей книге, вышедшей в еще 1890 году «Принципы психологии» писал, что люди начинают интересоваться психологией вовсе не потому, что хотят узнать о масштабных концепциях в отношении мыслей или чувств, а потому что хотят узнать, почему они думают и чувствуют именно так. Трудно не согласиться с всемирно признанным и самым великим философом Америки. Наравне с Вильгельмом Вундтом, его считают отцом-основателем современной психологии. Психология, по утверждению Джеймса, наука о себе. Осознание того, что действия человека имеют поддержку извне (психолога или психотерапевта), дают ему дополнительный источник энергии. И таких разработок по оказанию практической помощи людям есть много. В современных социально-экономических условиях жизнь каждого человека изобилует сложными ситуациями, вынуждающими его преодолевать разного рода затруднения и препятствия или приспосабливаться к ним. Сложность, динамичность и противоречивость жизни ставят личность перед необходимостью поиска наиболее выгодных выходов из трудностей и конфликтов, а также всевозможных кризисов (от личностных до экономических). Проблема преодоления жизненных трудностей носит название совладающего поведения и на сегодняшний день является одной из актуальных, активно разрабатываемых в современной психологии. Понятие «совлавдающее поведение» происходит от английского совладать, преодолевать, справляться. Психологическое предназначение совладающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучше приспособить человека к требованиям сложившейся трудной ситуации. Психология и изучает поведение людей. И что сделали отцы-основатели нейро-лингвистического программирования Джон Гриндер и Ричард Бендлер? Они изучили модели поведения успешных людей и предложили их менее успешным. Оказывается, если моделировать и использовать опыт успешного бизнесмена или спортсмена, можно любому человеку добиться значительных успехов в той или иной области. Возможно, олимпийским чемпионом вы не станете, но улучшите свое здоровье и повысите самооценку. А это уже не мало, для старта, для приложения своего возросшего потенциала в других сферах деятельности. Оказывается, идти за великими, изучить их модели поведения и использовать в личной жизни или в бизнесе очень даже полезно. Если мы научимся изучать и использовать модели успешных людей, помогая измениться, трансформироваться другим людям (в соответствии с требованиями современных условий жизни), мы изменим мир. Ведь привычные модели нашего окружения рушатся, а на смену им должны появиться новые, новые и рациональные модели бытия. Изменения уже затронули все сферы жизни: современные модели политики, экономики, религии, образования и взаимоотношения с окружающей средой кардинально отличаются от тех, что были актуальными в 90-е годы. Но многие наши знания и ощущения среды, полученные за прожитые годы, откладываются на биологическом уровне (например, опыт наших родителей, проживших десятки лет в другой стране под названием СССР). А мы носим их как старую, привычную одежду, которую в этой, новой стране уже носить не комфортно, а иногда и вредно. Также меняются и представления о нашем взаимодействии со средой. Но Грегори Бейтсон, о котором мы упоминали ранее, смотрел дальше. Он ведь говорил и о человеке, и обществе, и экологической системе, окружающей человека. Рассмотрим модель на уровне организации, модель организации коллективов. Вспомните историю. Создание колхозов, например, в Советском Союзе, когда в одну организационную структуру были собраны, насильно собраны люди с различными моделями личности и поведения. Богатые крестьяне (особая модель личности), которые создали своим трудом какое-то хозяйство и уж, как могли, но «процветали» в то не простое время. И бедняки (другая модель личности), которые не очень то и хотели работать и ни чего не имели за душой, у которых была своя модель поведения: ненавидеть богатых и считать, что Ч. Дарвин глубоко заблуждался, утверждая, что труд создал из обезьяны человека. И чем все закончилось? Колхозы развалились, искусственно созданная И.В. Сталиным модель, не выдержала испытания, хотя постоянно поддерживалась государством и материально (редкие колхозы были экономически эффективными) и морально (управлялись через партийные организации КПСС). Ну, и чему же научились наши европейские друзья при создании содружества европейских государств под названием евросоюз? Они искусственно создали объединение богатых и процветающих стран и стран бедных, с разрушенной экономикой и национальными проблемами? Можно предсказать будущее Евросоюза? Можно. Уже сейчас бедные стали еще беднее, а богатые натужно пытаются вытащить ни когда не работавшую восемь часов в день, например, Грецию из долговой ямы. Как говорят умные люди: «Хотеть можно, но надо знать». Мы уже окунулись в политику, но это потому, что модели работают везде: в личной жизни, в построении бизнеса, в обществе, в государстве и в Мире. Изучая модели построения личных отношений или планирование и работу организации (любого уровня), мы можем с высокой степенью уверенности прогнозировать успешность проекта. Наука, везде наука и не для обоснования волевого решения руководства post faktum, как это было в Советском Союзе, а для достижения реальных успехов в развитии и процветании страны. Поэтому изучение способов разрешения повседневных трудностей является актуальнейшей жизненной и научной проблемой. Эффективность совладания человека с жизненными задачами обеспечивает удовлетворенность собой, достигнутыми результатами, успешное освоение мира и гармоничное развитие личности. Во время психотерапевтического сеанса, например, человек меняет собственное мнение о возможном исходе ситуации и его жизнь меняется на столько, что он достигает желаемого результата. Наша нервная система устроена самим удивительным и «умным» образом. Она, кстати, подобно пищеварительной системе, которая берет из пищи все, что требуется нашему организму, а остальное выводит прочь, нервная система также усваивает только полезную информацию-урок-и по прошествии нескольких дней избавляется от травмирующих мыслей и эмоций, баласта, который становится не нужным[5]. Французкий нейропсихолог Борис Цирюльник и некоторые другие авторы в своих работах показали, как психические травмы и другие превратности судьбы приводят к тому, что сам Цирюльник называет «упругостью личности». Человек становится психологически устойчивым. Ведущий эксперт в исследовании устойчивости психики, профессор Michael Rutter Института Психиатрии в Колледже Короля в Лондоне (Institute of Psychiatry at King’s College, London), полагает, что переживаемае в молодом возрасте трудные ситуации похожи на вакцину: присутствие их в небольшом количестве создает прочную защиту для кризисных ситуаций в будущем. «У нас есть доказательства того, что переживаемый ранее человеком стресс может вызывать устойчивость психики у некоторых людей», - говорит М.Руттер. «Это также имеет и физиологический эффект, - добавляет он,- поскольку опыт внешнего эмоционального давления может сделать нервную и гормональную системы организма более устойчивыми к стрессу. Это подобно тому, что если ваш иммунитет ослаблен, то вы становитесь подверженным болезням. И поэтому также как в случае болезней тела, нужно не просто бороться с отдельной болезнью, а вообще поставить задачу усиления иммунитета, в данном случае духовного иммунитета. Если вы ее решите, то преодолеете все болезни сразу. Мысли, убеждения, внутренний диалог оказывают созидающее влияние на сценарий жизни человека. Они проявляются не только в поведении, переживаниях, но также в установке и готовности активно решать жизненные проблемы.
References

1. Tolstoy L.N. Hristianstvo i patriotizm.T.-39. Stat'i 1893-1898.M.: Izd-vo «Hudozhestvennaya li¬teratura».1956.

2. Gregori Beytson. Ekologiya razuma. Izbran¬nye stat'i po antropologii, psihiatrii i episte¬mologii /Per s angl. Vstupit. stat'i: A.M.Etkind «Na puti k ekologii razuma». -M.: Smysl, 2000.

3. Robert Anton Uilson. Psihologiya evolyu¬cii /Perevod s angl. pod red. Ya.Nevstrueva.-K.: «YaNUS», 1998.

4. http://murzim.ru/nauka/psihologija/vvedenie-v-psihologiju/26640-primery-strukturnyh-modeley-lichnosti.html.

5. Servan-Shreyber, D. Antistress. Kak po¬bedit' stress, trevogu i depressiyu bez lekarstv i psihoanaliza (per. s angl. E.A.Boldinoy.).-M.:RIPOL klassik, 2012.

Login or Create
* Forgot password?