Publication text
(PDF):
Read
Download
В публикациях, посвященных проблеме корпоративной культуры корпоративного управления, подчеркивалось, что у многих людей в процессе осуществления совместной деятельности или профессиональных взаимодействий ощущается отчетливая потребность в формировании таких отношений, которые по своему духу и формам проявления близки именно к корпоративным, а среди стилей управления для них наиболее приемлемым являются те, которые отвечают требованиям корпоративности управления. Иными словами, у многих осуществляющих совместную деятельность отмечается направленность на корпоративность в деятельности и взаимодействиях как по «вертикали» и «горизонтали». Каковы психологические механизмы такой потребности и направленности? По мнению ряда авторов, они отличаются «глубинно психологическим характером», поэтому их изучение продуктивно с опорой на методы социального психоанализа1, хотя это не препятствует использованию других методов исследования. Применение психологических методов исследования феноменов корпоративности показало, что центральными являются отношения к собственности и между собственниками. При этом особенно подчеркивалось, что они являются не сколько не только «субъект-объектными», связанными с предметами владения, а прежде всего «субъект-субъектными», то есть это отношения между собственниками, связанные с их экономическим поведением и следствиями этого поведениях [4]. Заметим, что всякие «субъект-субъектные» отношения по своему характеру являются психологическими. В отношениях же между собственниками психологическое содержание отношений тесно переплетается с экономическими интересами и отношениями. Поэтому объективные проявления (к примеру, стоимость товара) активно взаимодействует (в широком понимании) с субъективными (субъективной реакцией на стоимость товара). Следовательно, мотивация экономического поведения как бы «проигрывается в сознании человека» сквозь призму его «бессознательного», «внутреннего Я», «социальной принадлежности», «отношений к своему и чужому» и др. И здесь важную роль начинают играть глубинные психологические механизмы регуляции поведения и отношений, которые, как считается, тесно связаны с «исторической памятью». В этом случае применение методов социального психоанализа дает конструктивные результаты. Исследования в области социального психоанализа показали, что ведущим звеном (связью) в корпоративных формах развития отношений собственности как объекте корпоративного управления выступает общинность как ментальный для россиян вид социально-психологической связи между людьми, направленной на достижение общих экономических целей и интересов [2]. При этом подчеркивалось, что общинность как социально-психологический феномен не тождественен понятию «община» как «чисто производственной ячейке». Общинность - это скорее мировоззренческая позиция по многим вопросам, в том числе и экономическим. Общинность часто рассматривается как форма социально-психологических связей, отношений в группе людей, объединенной общей жизненной целью (экономической, социальной, духовной и пр.). Общинность находит свое выражение во взаимопонимании, взаимовыручке, взаимоподдержке, «чувстве локтя», преданности общему делу, материальной и духовной взаимозависимости. Психология общинности изучена недостаточно, в то же время, очевидно, что как и многие психологические явления она имеет свои системные характеристики и не является «застывшим образованием». «Общинность, являясь глубинным психологическим свойством российского народа, тем не менее не должна и не может быть фатально самодовлеющим, однозначно заданным прошлым, не способным к саморазвитию, обновлению, коррекции»2. В психологических исследованиях было показано, что специальной формой общинности является коллектив, потому что общинность обладает свойствами глубинно-психологического уровня развития коллективистской психологии (Попов В.Д.). Развиваясь в новых после революции социально-экономических условиях (социалистическое хозяйствование) общинность трансформировалась в близкие по духу социально-психологические явления, такие как «коллективизм», «коллективность». Поэтому коллектив и рассматривался «как социально-психологическая общность нового типа» (Донцов А.И.). В рыночных условиях хозяйствования коллективизм еще раз трансформировался, на этот раз в явление, которое принято называть корпоративностью. В данном понимании общинность с ее глубинными психологическими механизмами является условием формирования корпоративности. Подобный взгляд на психологически механизмы формирования корпоративной культуры через элементы общинности, хотя часто и рассматривается только как продуктивная гипотеза, тем не менее привел к выработке весьма конструктивных психологических рекомендаций, значимость которых подтверждена практикой [3]. Подчеркнем, данный подход отличен от традиционного западного. Напомним, что в настоящее время в западной психологии считается, что основным путем достижения корпоративных отношений является совместная деятельность, объединенная общими интересами и привлекательными целями (В.Врумм, П.Друкер, У.Оучи, Т.Питерс, Ф.Герцберг, М.Хассель и др.). Однако, как добиться общности интересов и целей у разных собственников? Ответы на этот вопрос мало удовлетворяют своей абстрактностью. Поэтому в настоящее время в российских условиях весьма продуктивным является ориентация на идею общинности. Опора на нее показала, что наиболее перспективным путем формирования корпоративной культуры и корпоративных отношений является формирование «инстинкта собственности», «хозяйственного инстинкта» (по И.А. Ильину) или «чувства собственности» (по П.А. Столыпину). Считается, что если каждый работник в организации будет еще и в известной мере ее собственником, то у него коренным образом изменится отношение к ней и отношения к сослуживцам и руководителям. Было доказано, что в настоящее время для формирования корпоративных отношений весьма привлекательной является так называемая личностно-корпоративная, или либерально-общинная, форма собственности. В качестве иллюстрации хотелось бы привести показательный пример. В знаменитом МНТК «Микрохирургия глаза» ее основатель С.Н. Федоров реализовал именно такую личностно-корпоративную форму собственности. Там никто не имел фиксированной заработной платы, все сотрудники, будучи собственниками, получали определенный процент от прибыли, пропорциональный трудовому вкладу и объему владений активами. Финансовая система была предельно «прозрачной и гласной». Эффективность работы весьма высокой. Другой пример. По данным С.К. Рощина, проанализировавшего результативность деятельности трех типов руководителей - хозяин-предприниматель, традиционный менеджер и интрапренер (то есть один из менеджеров, являющийся совладельцем), наибольшую эффективность практически по всем показателям отмечена именно у интрапренеров. Причем немало из них не стремятся стать полными и единоличными хозяевами, полагая, что такое коллективное управление и владение более выгодно. Итак, первым фактором, способствующим формированию корпоративных отношений, а следовательно и корпоративной культуры, является владение частью собственности[1]. Этот фактор считается определяющим, в то же время он не является единственным. Корпоративная культура зависит и от уровня экономической субъектности тех, кто работает в организации. Этот фактор является следствием первого. В психологических исследованиях экономическая субъектность обосновывалась как системное качество личности включенной в рыночные отношения. Она выступает как способность к самодетерминации в экономической сфере. Экономическая субъектность в психологическом плане проявляется в системе Я-концепции личности, уровня субъективного контроля и мотивации достижений. Было показано, что психологическое «Я» успешных предпринимателей характеризуется высокими показателями самоэффективности. Их социальное «Я» характеризуется преобладанием индивидуализма, профессиональное «Я» - более высокими показателями нацеленности на профессиональную самореализацию. В свою очередь экономическая субъектность определяет и характер экономического мышления. Поэтому необходима постоянная и целенаправленная работа по повышению квалификации персонала, его экономической компетентности с целью формирования экономической субъектности. Это позволит стимулировать желание принимать участие в управлении в качестве ассоциированного собственника, раскрепостит и повысит инициативу. Значительное влияние на формирование корпоративных отношений оказывает стиль руководства, который в свою очередь определяется уровнем корпоративной и психологической культуры субъекта управления. Сейчас наиболее прогрессивным в этом смысле считается паттернализм, при котором руководитель или хозяин рассматривает персонал буквально как членов своей семьи, соответственно строит и отношения с ними. В этом случае даже недостатки в стиле управления, например, некоторая авторитарность, будут восприниматься сквозь призму «семейных интересов». Важным следствием реализации принципа паттернализма является оптимизация делового и управленческого общения. Тот или иной стиль общения обычно оценивается как проявления отношения, особенно если общение осуществляется в иерархически организованной системе. Общими психологическими рекомендациями являются: - уменьшение доли субординационного общения; - повышение доли служебно-товарищеского и даже доверительного общения; - доброжелательность, конструктивность. В научных исследованиях отмечалось, что корпоративная культура проявляется прежде всего в поведении, отношениях и деятельности персонала и руководства организации. В то же время понимание сущностных характеристик корпоративной культуры у руководства и персонала организации отличаются во многих случаев весьма существенно в силу доминирования у них различных внутренних условий и психологических установок. Как показали прикладные исследования, по мнению руководителей, организации корпоративная культура должна проявляться прежде всего в: - профессионализме кадров и стремлении его повысить; - преданности фирме (организации); - чувствительности к моральным и материальным стимулам. По мнению персонала, корпоративная культура проявляется прежде всего в: - доброжелательных отношениях с руководством и дружеских - с коллегами; - возможности профессионального роста; - материальных вознаграждениях и моральном поощрении, адекватных труду и прилежанию, льготах и пр. Как видно из приведенных данных, значимое совпадение отмечено лишь в отношении вопросов личностно-профессионального роста и профессионализма. У руководства и персонала отчетливо проявляются различные ожидания относительно желаемых отношений в процессе профессиональных взаимодействий. Это является одним из главных препятствий на пути формирования корпоративной культуры организации, причем трудно преодолимых в силу различия базисных интересов. Это противоречие является не единственным, существуют и другие. О психологических методах их разрешения будет сказано в дальнейшем. Исследование психологических механизмов корпоративной культуры и корпоративных отношений следует расширять и углублять. Но уже сейчас можно констатировать, что выявлены конструктивные пути их формирования и развития.