Text (PDF):
Read
Download
Последние годы стало популярным, модным в кругах психологов, да и представителей мно- гих, далеких от психологии профессий, обсуж- дать сложности современной жизни и нараста- ние уровня неопределенности (интерпретации этого феномена разные). А какова роль психо- лога-специалиста в этой дискусси, специалиста, а не теоретика-популиста? В наш век привычные модели миропонимания рушатся, на смену им должны прийти новые. Изменения затронули все сферы жизни: совре- менные модели политики, экономики, религии, науки, образования, медицины и взаимоотноше- ния с окружающей средой кардинально отлича- ются от тех, что были актуальны каких-то десять лет назад. А многие наши знания и ощущения среды, полученные за прожитые годы, откладыва- ются на биологическом уровне и мы носим их как старую, привычную одежду. Доктор Жак Балле утверждает, что срок удвоения информации в наше время составляет 18 месяцев! А раньше это были десятилетия. И вот парадокс, - до сих пор психология - это наука, которую не знают куда отнести: к гуманитарным или социальным дисциплинам или назвать наукой о человеке? Когда речь заходит о психологии, мы застреваем во временной яме, полагая, что идеи З. Фрейда до сих пор играют ключевую роль в науке, не смотря на то, что появились они на свет около века назад. Но уже сегодня, благодаря достиже- ниям в области когнитивной науки и развитию психотехнологий, процесс совершенствования личности может быть быстрым, надежным и даже забавным. Весь многолетний практический опыт по оказанию психологической помощи людям, подсказывал нам, что многочисленные теории, которые изучают коллеги-психологи в вузах ложатся мертвым грузом в их памяти и не при- носят пользы ни им, ни другим людям. Система психологического образования в стране, обрекает выпускника на непонимание своей роли после окончания университета. Он, как правило, не плохо подготовлен теоретически, но абсолютно не готов помочь другому человеку решить его психологические проблемы. Очень уж верно, на мой взгляд, сказал профессор психологии Кали- форнийского университета Дэвид Мацумото, что ценность психологической теории и иссле- дования зависит от их практической пользы для общества. Любой специалист просто обязан быть полезным для своего народа, а в этом списке роль психолога очень значительна. Уильям Джеймс, отец американской психологии, однажды сказал, что самые великие открытия XIX столетия были сделаны не в области естественных наук. Самым потрясающим было открытие необычайной во всех отношениях силы, которую может разви- вать подсознание, направляемое непоколебимой верой. Как сказано в Библии: «Выберите для себя в этот день того, кому вы хотите служить», то есть у вас есть возможность выбрать главное и служить ему, а не растрачивать себя, свои силы и энергию на дела второстепенные. Возможно, это звучит потрясающе просто - и это действи- тельно просто. Может быть, многим людям не везет в их поисках этого главного в их жизни именно по той причине, что они просто не в силах поверить, что дверь так просто открывается. Однако все истинно великие дела жизни просты, динамичны и имеют творческий характер, они приносят богатство, они все приносят здоровье. Я думаю, что слова Уильяма Джеймса имеют непо- средственное отношение к теме нашей дискус- сии. Просто как возможность подумать о бытие. И о многом другом. Но что же такое условия неопределенности или неопределенные условия (кем не опреде- ленные) в современной жизни, в жизни нашего общества? Неопределенные условия - это когда для принятия любого единственно верного реше- ния (иногда обеспечивающего состояние безо- пасности и выживание), недостаточно объектив- ной информации, или, наоборот, информации много и она столь разнопланова. Разноплановая до такой степени, что человек не может ее струк- турировать и не может разработать оптимальную стратегию поведения в конкретных условиях выживания. Неопределенные условия застав- ляют человека «менять программу», трансфор- мироваться, приобрести новую форму, струк- туру. А ведь сама трансформация может быть далеко не безболезненной. Высвобождается масса психической энергии, которая может сломать всю структуру личности человека и загнать его в глубокую депрессию. Не очень молодые люди могут вспомнить начало перестройки в России. Огромное количество людей так и не смогло при- нять и «новое мышление» и стратегию развития страны, да и личной жизни. К сожалению, свой- ство человеческой натуры таково, что мы созреем для перемен во благо нашему здоровью, отно- шениям, карьере лишь тогда, когда происходит что-то плохое. Но мы знаем, что меняться можно через боль и страдания, а можно - испытывая радость, вдохновение и при этом выстраивать стратегии обеспечивающие безопасную жизнеде- ятельность. Чтобы пойти по второму пути, нужно просто настроиться на то, что любые перемены, даже не очень значимые, влекут за собой разру- шение привычного стереотипа и временный дис- комфорт. Изменение любой привычки вызывает напряжение и дискомфорт. А, мы, психологи, должны и можем помочь людям в ситуациях или условиях неопределенности изменить стра- тегию и, как минимум, помочь выжить. Выжить, измениться и добиться успеха в жизни. Доктор Тимоти Лири казался сумасшедшим большин- ству людей, когда около 30 лет назад заявил: «Вы можете изменять себя так же легко, как вы переключаете каналы в телевизоре». В НЛП существует поговорка: « Если у вас есть только один способ решения какой-либо задачи, то вы робот. Если у вас есть два способа, перед вами неразрешимая дилемма. Вам необходимо иметь, по крайней мере, три различных способа решения любой задачи, чтобы почувствовать, что ваше поведение становится действительно гибким и разнообразным»[1]. Мы должны подсказать способ выбора решения в условиях неопреде- ленности нашему клиенту. Фактически ядром нового сознания в условиях неопределенности является выход за рамки мышления, способ- ность подниматься над мыслью и осознавать внутри себя измерение, более просторное, чем мышление. Поэтому, когда вы радуетесь простым вещам - звуку, образу, прикосновению, когда видите красоту или чувствуете душевную теплоту по отношению к другому человеку, ощущайте внутренний простор, являющийся источником и фоном этих переживаний. Во все века многие поэты и мудрецы замечали, что истинное сча- стье, сокрыто в простых, казалось бы, ни чем не примечательных вещах. Философ Ницше писал: «Для счастья, как мало надо для счастья!...все самое малое, самое тихое, самое легкое, шорох ящерицы, дуновение, мгновение, миг - малое, вот что составляет качество лучшего счастья. Тише!» [2]. Это тот простой путь по которому ведут пси- хологи-практики человека, оказавшегося в сетях неопределенности. И, поверьте мне, это работает. Работает и в программах НЛП и эриксоновской психотерапии. Мозг человека состоит более чем из 100 млрд. нейронов, которые имеют 1000… с 80 - ти нулями синапсических связей. Это суперкомпьютер. И если мы хотим измениться (изменить свою жизнь, трансформироваться), то и нейронные связи мозга меняются. Но мозг не различает реальные изменения от ментальных. Если внеш- ние изменения просто детально «продумывать», то вы достигнете таких же результатов, как будто вы эту работу выполняли физически. Регулярно «прокручивая» в уме более эффективные действия (чего вы хотите добиться), мысли и состояния, мы «устанавливаем» нейронное оборудование (физиологию мозга, его анатомическое строение, вплоть до нейронного и синаптического уровня), которое подготовит нас к новым событиям. У нас возникнет новая синаптическая система, сравни- мая с новой компьютерной программой. А это значит. Что мы станем видеть мир по-новому, произойдет желаемая трансформация. В ней- рофизиологии есть правило Хебба [3], которое доказывает, что, если постоянно задействовать одну и ту же совокупность нервных клеток, то с каждым разом им будет все проще активи- роваться всем вместе (вот почему регулярные посещения психолога, психотерапевта дают стой- кий и продолжительный эффект). И постепенно между такими нейронами установится прочная и долговременная связь. И если при попытке трансформироваться происходит «ломка», раз- рушение привычного стереотипа реагирования и человек испытывает определенный диском- форт, это и есть обратное состояние, описанное Д. О. Хеббом. Поскольку все потенциалы Вселенной суще- ствуют в форме волн, обладающих электромаг- нитным полем и по сути своей являющихся энер- гией, разумно предположить, что и наши мысли и чувства - это электромагнитное поле. «Наши мысли можно представить в виде электрического потенциала квантового поля, а чувства - в виде магнитного потенциала»[4]. Процесс мышления происходит не в вакууме. Всякий раз, когда у нас появляется та или иная мысль, в мозгу проис- ходит биохимический процесс, производятся вещества связывающие мозг и тело (нейроме- диаторы, нейропептиды и гармоны). Тело и мозг взаимодействуют посредством электромагнитных импульсов, как результата этих биохимических реакций. «Знание-не больше, чем слухи, пока оно не окажется у нас в крови» - гласит пословица жителей Новой Гвинеи. И это очень верно. Изме- нение жизни, или изменение чего-то в жизни, есть изменение энергии, т.е. фундаментальная пере- стройка мыслей и эмоций, изменение электро- магнитного поля человека. Мы просто обязаны думать более перспективно и менять стандарты своей «карты миропонимания», а не стараться впихнуть мир в стандарты «своей карты», не пытаясь понять происходящих изменений в мире. В этом контексте понятнее становится термин, используемый политиками, - «дорожная карта». Именно она определяет путь изменений, страте- гический путь трансформации человека[6]. А мы, психологи, в состоянии легкого транса клиента проводим рефреминг, изменяем рамки восприя- тия событий и карта мира меняется. Новое виде- ние происходящего уже не кажется тупиком, нео- пределенностью со множеством неразрешаемых проблем, а призывом к дальнейшим действиям на пути к успеху. В книге Энтони Робинса «Разбуди в себе исполина»(1991) есть такой пример. Два человека прикованы цепями к тюремной стене. Один совершает самоубийство, а другой про- должает жить, рассказывая о силе человеческого духа. Нас формируют не события нашей жизни, пишет Робинс, а наше представление о том, какое значение эти события имеют для нас. Если мы поменяем наши глобальные взгляды (то, как мы воспринимаем мир и людей в целом), мы сможем изменить практически все в нашей жизни [7]. При изменении нашего психического состояния (транс), меняются и характеристики излучения, ведь каждый из нас не просто физическое тело, а объект, который пользуется телом и мозгом для того, чтобы выражать различные уровни разума. Люди делают наилучший выбор из всех доступных им в данный момент возможностей. Мы делаем выбор, основываясь на собственном жизненном опыте. Более разнообразный и поло- жительный опыт предполагает под собой более широкий спектр выбора. Из хранилища наших воспоминаний, мыслей и ощущений мы можем создавать новый ментальный образ, который позволит нам добиться поставленных резуль- татов. Так кто же, как не психолог, поведет его, человека, по пути трансформации? И кто как не психолог может помочь человеку преуспеть в этой жизни, если этот психолог, конечно, про- фессионал и умеет это делать. Современный человек претерпевает испы- тания, к которым он не всегда готов. Не всегда он может сделать то, что мог бы сде- лать в процессе самососершенствования. И если человек не реализует свою духовную при- роду, то появляется страх, ненависть, чувство вины или ощущение собственной неполноценности. И, как утверждает доктор Джозеф Мерфи[5], - это есть четыре основные проблемы человеческой личности, которые лежат в корне всех нарушений психосоматического здоровья. Здесь уместно привести слова Г. Оллпорта: «Нужно осознать еще один важный момент: продуктивные рассуждения о проблемах психического здоровья требуют владения двумя языками. Необходима как поэ- тическая и пророческая метафоричность религии, так и грамматическая точность науки». А для этого нужно постоянное самосовершенствование в познании практической психологии. Кто-то верно сказал: «Вы не ощутите вкус земляники, лишь читая о ней в книге; вам придеться самим попробовать ее». Грош цена всем нашим научным рассуждениям, если мы, психологи, не направим свои знания и опыт на реальную, практическую пользу своему народу. Работа по оптимизации психической стабильности, в том числе и в усло- виях неопределенности, различных категорий населения: детей, студентов, служащих и пен- сионеров, важнейшая прикладная задача совре- менной психологии. Но без надежной основы и без знания обще- принятых законов ни в одной области человече- ской деятельности нельзя достичь подлинного прогресса. Если смешать водород и кислород в пропорции 2:1, то из их соединения образу- ется вода. Наверняка, вам также известно, что один атом кислорода в соединении с атомом угле- рода дает окись углерода, т.е. очень ядовитый газ. Добавьте сюда еще один атом кислорода, и из соединения получится безобидная двуокись углевода. К этим обоим примерам можно было бы добавить много других из бесконечного числа химических соединений. Было бы совершенно ошибочно полагать, что основные законы химии, физики и математики отличаются каким-то обра- зом от законов подсознания. Вспомните хотя бы тезис: «Поверхность воды всегда стремится к горизонтальному положению». Этот закон при- роды действует неограниченно для всей воды, где бы она ни находилась, или другой пример: «Нагретые тела расширяются». Также это поло- жение действует неограниченно, повсюду и в любое время. Если накалить кусок стали, то он увеличится в размере независимо оттого, произ- водится ли этот опыт в Китае, Англии или Индии. Тепловое расширение твердых материалов явля- ется всеобщей истиной. Столь же универсальным законом является и то, что каждое впечатление, действующее во времени и пространстве на ваше подсознание, находит свое отражение в окру- жающей среде, опыте и событиях. В стремле- нии к определенности есть свои положительные моменты. Во-первых, это предсказуемость реше- ний таких людей. Во-вторых, такие индивиды стремятся к завершению своих намерений, так как на них слишком давит неопределенность. В-третьих, это люди осторожные, более тща- тельные и аккуратные в своей работе и меньше страдают от монотонии. Все сказанное выше (наука и практика), - есть определенность. Психологическая наука просто обязана разрабатывать стратегии обе- спечения безопасного существования граждан своей страны и выводить людей из сферы нео- пределенности, обучать позитивному мышлению и правилам (биопсихосоциальным правилам) достижения успеха. Каждый человек талантлив, а наша задача подсказать ему стратегию реали- зации его таланта.