Publication text
(PDF):
Read
Download
На современном этапе реформирования высшей школы Российской Федерации МГТУ им. Н.Э. Баумана приобрел статус Национального исследовательского университета в области техники и технологий, работающего по развитию федерального приоритетного проекта «Сколково». В связи с этим проблема сохранения здоровья здоровых студентов и укрепление здоровья нуждающихся в этом студентов приобрели особое значение. Усилия ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана А.А. Александрова и руководства университета направлены на создание не только высокотехнологичной и интеллектуальной, но также и здоровьесберегающей среды вуза. При реализации «Комплексной целевой программы» перед коллективом Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана стояли следующие задачи: ориентирование администрации вуза и профессорско-преподавательского коллектива на переход от разрозненных действий, направленных на сохранение здоровья студентов, к здоровьесберегающей деятельности по созданию условий, обеспечивающих физическое, психическое и социальное благополучие студентов в условиях образовательной среды вуза. Это подразумевало следующий комплекс мероприятий: обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса, учебной и научной работы студентов; обеспечение высоконравственного климата и высокой культуры быта в студенческих общежитиях; осуществление системы мероприятий комплексного характера по обеспечению реализации организационных, психолого-педагогических и медико-социальных мер, средств и технологий; создание условий для разностороннего развития личности студента; реализация системы социальной защиты учащихся с учетом возможностей университета. Цели и задачи учебной и внеучебной деятельности реализовывались через ее различные направления и комплекс целевых программ, разработанных по мере возникновения и определения приоритетов: создание целостного механизма в системе профессиональных отношений в рамках здоровьесберегающей деятельности; систематическое отслеживание (мониторинг) состояния здоровья, проблем, интересов, запросов, ценностных ориентаций студентов и преподавателей как основа планирования и реализации их здоровьесберегающей деятельности; создание организационной структуры реализации здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательной среды вуза; использование образовательного и воспитательного потенциала учебных дисциплин; развитие системы традиций и создание Всероссийского антинаркотического волонтерского движения обучающейся молодежи «Здоровая инициатива», которую поддержали Минобрнауки России, ФСКН России и Русская Православная Церковь. Современный подход к высшему образованию включает в образовательный процесс не только обучение и воспитание, но и социально-психологическую поддержку личности. Основной целью сложившейся системы социально-психологической поддержки в университете, которая реализуется «Службой психологической поддержки студентов», является оказание социально-психологической и медицинской поддержки студентам в их социальной адаптации к студенческому образу жизни и меняющимся социально-экономическим условиям в стране. Для студентов создаются условия всестороннего воздействия и помощи, нацеленных на изменение мотивационных отношений к делу, учебе, работе, самому себе, другим людям, окружающему миру. Иначе говоря, в университете создана здоровьесберегающая среда, в рамках которой, помимо задач профилактики девиантного поведения студентов, решаются такие задачи, как диагностика, регулирование и коррекция личностного роста студента, проектирование вместе со студентом индивидуальных траекторий его развития, снятие межличностных конфликтов и стрессовых ситуаций. Созданный в МГТУ им. Н.Э. Баумана в 2004 г. Учебно-методический центр «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде» осуществляет планирование, организацию и текущий контроль за реализацией модели здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательной среды вуза; разрабатывает программы мониторинга проблем студенческой жизни; осуществляет подбор, подготовку и переподготовку кадров, способных на профессиональном уровне вести работу со студентами по пропаганде здорового образа жизни; обеспечивает воспитательную направленность образовательного процесса, формирование в университете здорового морально-психологического климата, уважения к нравственно-этическим принципам и нормам общения; обеспечивает проведение мероприятий университетского и межвузовского масштаба (конференции, фестивали, праздники, спортивные соревнования); совместно с приемной комиссией, выпускающими кафедрами и кафедрами гуманитарного цикла осуществляет индивидуальную работу с абитуриентами и первокурсниками по выявлению их способностей и интересов, оказывает им помощь в самоопределении; обеспечивает единство действий всех подразделений вуза в рамках здоровьесберегающей деятельности в образовательной среде вуза. Необходимым условием эффективной реализации модели здоровьесберегающей деятельности в вузе является повышение профессионализма педагогов, подготовка и формирование психолого-педагогического корпуса, соответствующего запросам современных задач здоровьесбережения и работы с молодежью. Таким образом, деятельность руководства высших учебных заведений должна быть направлена не только на обучение, но также на создание здоровьесберегающей среды вуза, которая решает не только гуманитарные аспекты образования, но и создает конкурентные преимущества своих выпускников на рынке труда. Комплексная целевая программа «Здоровьесберегающие технологии и профилактика социально значимых заболеваний в образовательной среде МГТУ им. Н.Э. Баумана на 2013-2018 годы» (далее - Программа) Паспорт Программы Наименование Программы Комплексная целевая программа «Здоровьесберегающие технологии и профилактика социально значимых заболеваний в образовательной среде МГТУ им. Н.Э. Баумана на 2013-2018 годы» Основание для разработки Программы - Приоритетные направления развития МГТУ им. Н.Э. Баумана как Национального исследовательского университета в области техники и технологий; - Комплексная целевая программа «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в образовательно-воспитательном процессе МГТУ им. Н.Э. Баумана на 1996-2001 годы»; - Комплексная целевая программа «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в образовательно-воспитательном процессе МГТУ им. Н.Э. Баумана на 2002-2007 годы»; - Комплексная целевая программа «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в образовательно-воспитательном процессе МГТУ им. Н.Э. Баумана на 2008-2012 годы». Руководитель Программы Ректор Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. Основной разработчик и исполнитель Программы Учебно-методический центр «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сроки и этапы реализации Программы 2013-2018 годы. Основная цель Программы Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательной среде МГТУ им. Н.Э. Баумана, направленных на сохранение здоровья здоровых студентов, создание условий для их здорового образа жизни, духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, профилактики отклоняющегося поведения, выражающегося в суицидальных наклонностях, различных формах зависимостей, в том числе наркопотребления (далее - социально значимые заболевания (СЗЗ)) Задачи Программы 1. Обеспечить информационную поддержку управленческих решений руководителя Программы по координации деятельности структурных подразделений для формирования здоровьесберегающих условий в образовательной среде, а также профилактике СЗЗ студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2. Способствовать формированию и развитию здоровьесберегающей среды в МГТУ им. Н.Э. Баумана, обеспечивающей в полной мере условия для развития и реализации творческого потенциала личности студентов, их духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, сохранения и укрепления их здоровья через систему учебной и внеаудиторной воспитательной деятельности, а также через вовлечение их в активные формы досуга, развитие волонтерского антинаркотического движения. 3. Разработать и внедрить комплексную систему мониторинга социально-психологического благополучия студентов для выявления групп и факторов риска по социально-психологической дезадаптации и отклоняющемуся поведению. 4. Разработать и внедрить здоровьесберегающие технологии по целевым группам: А) практически здоровые студенты (первичная профилактика); Б) студенты с непатологической социально-психологической дезадаптацией (первичная и вторичная профилактика, профотбор); В) студенты с патологической социально-психологической адаптацией и острыми психосоматическими заболеваниями, инвалиды по слуху, а также освобожденные от тяжелых физических нагрузок (вторичная профилактика, индивидуальный учебный план или индивидуальная реабилитационная программа); Г) студенты с патологическими расстройствами личности или хроническими психосоматическими заболеваниями (третичная профилактика, академический отпуск). 5. Обеспечить координацию и нормативно-правовое регулирование здоровьесберегающей и профилактической деятельности всех структурных подразделений Университета и организовать их работу в соответствии с научными разработками, данными мониторинга социально-психологического благополучия студентов, социологическими и иными исследованиями. 6. Разработать и внедрить в учебный процесс спецкурс в рамках преподавания дисциплины «Валеология» студентам всех факультетов по формированию у них социальной компетентности, навыков ведения здорового образа жизни, стрессоустойчивости и стресс-преодолевающего поведения, системы жизненных и нравственных ценностей. 7. Создать и обеспечить реализацию системы социально-психологического тестирования для раннего выявления студентов и работников Университета с отклоняющимся и суицидальным поведением, незаконно употребляющих наркотики, и оказания им психолого-педагогической поддержки и медико-социальной реабилитации. 8. Стимулировать и поддерживать студенческие инициативы, направленные на формирование приоритетов здорового образа жизни, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое самовоспитание, а также профилактику употребления наркотиков, суицидальных и асоциальных форм поведения через создание волонтерского движения, в том числе в общежитиях. 9. Проводить НИР, НИОКР, ОКР для создания и внедрения новых биотехнических систем, аппаратно-программных комплексов для мониторинга, оздоровления, реабилитации и лечения студентов и работников МГТУ, а также методик их применения в учебном и научно-исследовательском процессах (инновационные технологии). 10. Организовать подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, задействованных в работе по профилактике употребления наркотиков, духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию и формированию здорового образа жизни студентов. 11. Формировать единую информационно-пропагандистскую стратегию при освещении вопросов, связанных с духовно-нравственным и гражданско-патриотическим воспитанием, профилактикой отклоняющегося поведения в студенческой среде. 12. Способствовать формированию общественной позиции нетерпимости употребления наркотиков, пропагандировать и активно внедрять в жизнь принципы здорового образа жизни. 13. Обеспечить создание системы доступной психологической поддержки, основанной на принципах добровольного обращения и конфиденциальности. Пояснительная записка к Программе Образование является одним из наиболее эффективных механизмов развития личности и повышения социального статуса и защищенности граждан. Особенности профилактической работы в вузе обусловливаются в первую очередь повышенной интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузками студентов в условиях «образовательного прессинга» и дефицита времени. Группы риска составляют первокурсники, иногородние студенты, проживающие в общежитиях, студенты инвалиды по слуху, а также студенты, имеющие академическую задолженность. Нехватка жизненного опыта, неумение оптимально распределять свои психологические ресурсы способствуют дезадаптивному поведению, выработке вредных привычек, появлению острых и хронических заболеваний, пристрастию к наркотикам, появлению депрессивных состояний и суицидального поведения (СЗЗ). Эта важнейшая проблема имеет социальные, психологические, педагогические и медицинские аспекты, что требует комплексного научного валеологического подхода, который позволит координировать действия специалистов всех профилей. Очевидно, что на современном этапе развития общества и государства понятие профилактики нарушений здоровья вышло из чисто медицинских понятий и перешло в психолого-педагогическую сферу образовательно-воспитательного комплекса. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» администрация высшего учебного заведения несет ответственность за жизнь и здоровье студентов во время образовательно-воспитательного процесса. При этом должна осуществляться целенаправленная комплексная работа по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, созданию системы здоровьесберегающих технологий. Эффективным механизмом решения проблемы формирования здорового образа жизни студентов, духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, профилактики распространения СЗЗ является программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением цели и задач Программы, определением перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих распространению СЗЗ, и созданием здоровьесберегающей социокультурной среды в условиях образовательно-воспитательного процесса в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Использование такого подхода позволит мобилизовать ресурсные возможности всех структурных подразделений Университета, направленных на формирование здорового образа жизни студентов и работников, а также комплексное решение проблемы незаконного оборота наркотиков и наркопотребления в образовательной среде. Использование системного подхода для решения поставленных задач позволит минимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах, что будет способствовать созданию новых инновационных здоровьесберегающих технологий. Неотъемлемой частью формирования программы и ее реализации является стратегия информационно-пропагандистского сопровождения по формированию здоровьесберегающей среды и системы ценностей здорового образа жизни у студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана. Схема реализации Программы Нормативное обеспечение Программы Основу организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении составляют следующие нормативно-правовые документы: 1. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 года), где утверждены статьи, касающиеся права любого гражданина страны на охрану здоровья и образование. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в действующей редакции). 4. Федеральный закон от 07.06.2013 № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ». 5. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». 6. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в действующей редакции). 7. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761. 8. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690. 9. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377 (с изменениями на 23.09.2002) «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», где приведен «Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности». 10. Положение о военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2000 № 768. Об обязательном профотборе студентов для прохождения военного обучения. 11. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26.01.2000 № 50 «Об утверждении Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации». 12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 202-р «О плане мероприятий по созданию государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и совершенствованию системы наркологической медицинской помощи и реабилитации больных наркоманией (на 2012-2020 годы)». 13. Устав МГТУ им. Н.Э. Баумана. 14. Положение об Учебно-методическом центре «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде» МГТУ им. Н.Э. Баумана, утвержденное ректором в 2005 г. Научный потенциал В МГТУ им. Н.Э. Баумана накоплен научный потенциал в сфере разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательной среде (Премия Правительства Российской Федерации в области образования в 2005 г., Почетная грамота Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 2005 г., Почетная грамота Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в 2008 г.). Основные научные положения разработаны в ходе реализации следующих проектов: - приоритетный национальный проект «Образование»; - приоритетный национальный проект «Здоровье»; - Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»; - Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» (на 2002-2004, 2005-2009 годы); - Федеральная целевая программа развития образования (на 2006-2010, 2011-2015 годы); - Ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008, 2009-2013 годы)»; - Международные Гранты: Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией; Бюро ЮНЕСКО в Москве; Представительства ЮНИСЕФ в Российской Федерации. Подготовлены два доктора наук, семь кандидатов наук по данному направлению. План основных мероприятий Программы 1. Организационные мероприятия Определение действующей нормативно-правовой базы по вопросам разработки и внедрения в образовательно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий и комплексных мер профилактики СЗЗ в студенческой среде. Обеспечение мониторинга и прогноза ситуации, связанной с социально-психологическим благополучием и распространением социально значимых заболеваний в студенческой среде. Разработка концепции и внедрение комплексных мер по улучшению качества жизни студентов и работников Университета. Информационное обеспечение принятия управленческих решений руководством университета в социальной сфере. Научное и методическое сопровождение реализации социально значимых программ Университета. Координация деятельности различных структурных подразделений Университета в рамках реализации Программы. Научное и методическое сопровождение реализации Программы. Разработка объективных критериев качества и эффективности комплексных мер, направленных на реализацию Программы. Координация деятельности системы оздоровительных центров и кабинетов психолого-педагогической, медико-психологической и медико-социальной профилактики и реабилитации. Совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере здоровьесберегающих технологий, духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, а также профилактики СЗЗ в студенческой среде. Обеспечение деятельности экспертно-консультативного совета по проблемам здоровьесберегающих технологий, профилактики наркомании и наркопреступности. 2. Профилактические мероприятия 2.1. Первичная профилактика Цель: сохранение и укрепление здоровья здоровых студентов. Задачи: 1) Разработка и внедрение в образовательный процесс учебно-методического комплекса по курсу «Валеология», содержащего необходимые знания, умения, навыки для ведения здорового образа жизни, а также профилактики СЗЗ студентов. 2) Разработка комплекса мер по организации и проведению профессионального отбора для обучения в Военном институте. 3) Разработка комплекса мер по организации и проведению социально-психологического тестирования с целью выявления индивидуальных свойств личности студентов, их стрессоустойчивости и склонности к СЗЗ. 4) Проведение тематических совещаний с кураторами студенческих групп по вопросам здоровьесберегающих технологий и профилактики СЗЗ студентов. 5) Организация внеучебной и досуговой деятельности студентов, в том числе патриотических, антинаркотических, культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни. 6) Обеспечение психолого-педагогическим сопровождением образовательно-воспитательного процесса. 7) Развитие волонтерского студенческого движения, организация и проведение оздоровительных и антинаркотических мероприятий по принципу «сверстник-сверстнику» в учебных корпусах и общежитиях. 8) Организация и проведение мероприятий по обеспечению комплексной безопасности студентов в образовательно-воспитательном процессе. 9) Проведение выездных учебно-научных и оздоровительных мероприятий по здоровьесберегающим технологиям и профилактике СЗЗ студентов. 2.2. Вторичная профилактика Цель: комплекс психолого-педагогических мероприятий по поддержке нуждающихся по состоянию здоровья студентов, а также педагогической реабилитации и ресоциализации студентов с отклоняющимся поведением и СЗЗ. Задачи: 1) Разработка и внедрение индивидуальных оздоровительных программ для студентов, освобожденных от тяжелых физических нагрузок в рамках курса по физическому воспитанию. 2) Разработка и внедрение индивидуальных оздоровительных программ для студентов-инвалидов по слуху в рамках учебного процесса. 3) Осуществление индивидуального консультирования, комплексной психолого-педагогической поддержки и мероприятий по ресоциализации студентов с академической неуспеваемостью. 4) Разработка и внедрение коррекционных тренинговых программ для студентов из группы риска по социально-психологической дезадаптации и развитию социально значимых заболеваний, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 5) Обеспечение взаимодействия с учреждениями здравоохранения города Москвы, осуществляющими химико-токсикологические экспертизы на предмет установления факта наркопотребления среди студентов из группы риска, а также медицинское консультирование с целью выявления склонности их к развитию социально значимых заболеваний. 2.3. Третичная профилактика Цель: предупреждение хронизации социально значимых заболеваний и преждевременной смерти, обусловленной ими. Задачи: 1) Разработка концепции научно-технического сотрудничества с учреждениями Департамента здравоохранения Москвы по обеспечению лечебных мероприятий, связанных с социально-психологической дезадаптацией и развитием СЗЗ у студентов. 2) Обеспечение психолого-педагогического наблюдения и мероприятий по дальнейшей ресоциализации студентов, находящихся в академическом отпуске. 3. Информационно-пропагандистское обеспечение программы Разработка единой концепции информационно-пропагандистских мероприятий. Создание фирменного стиля информационно-пропагандистской программы здорового образа жизни и профилактики наркомании в студенческой среде; создание Интернет-сайта. Аналитическое сопровождение информационно-пропагандистской деятельности. Реализация информационно-пропагандистской концепции в межведомственном и информационном взаимодействии с государственными органами и общественными организациями. Стратегические партнеры В Российской Федерации: Администрация Президента РФ, Общественная палата РФ, Совет Федерации Федерального собрания РФ, Государственная Дума Федерального собрания РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба исполнения наказаний РФ, Российский Олимпийский комитет, Российский студенческий спортивный союз, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Общественный совет при ФСКН России. Неправительственные организации: Совет ректоров вузов Москвы и Московской области, Ассоциация технических университетов, Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации», Фонд «Здоровая Россия», Фонд «Российское здравоохранение», АНО Антинаркотический проект «Право на жизнь», ООД «Здоровая инициатива». Международные партнеры: FISU (Международная федерация университетского спорта); Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией; ЮНЕСКО; ЮНИСЕФ. Межвузовское взаимодействие: МГУ им. М.В. Ломоносова, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, МГУиТУ им. К.Г. Разумовского, МГОУ, РосНОУ, МГЭИ, СГУ, СГА, Военный университет МО РФ, Голицынский пограничный институт ФСБ России, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Лицей № 1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана, Лицей № 1581 при МГТУ им. Н.Э. Баумана, Технологический колледж № 14. Научно-техническое сотрудничество с медицинскими учреждениями: ГКБ № 1, ГКБ № 20 (Кризисное отделение), Московский НИИ психиатрии Минздрава России, ФНПЦ суицидологии МЗ РФ, НПЦ наркологии ДЗ Москвы. Структурные подразделения и общественные организации МГТУ им. Н.Э. Баумана: учебное управление, управление социального развития, управление безопасности, управление спортивных сооружений, управление студенческими общежитиями, Дворец культуры, управление информационной политики, профком работников, профком студентов, студенческий совет. Ожидаемые результаты реализации Программы Будет создана система здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе МГТУ им. Н.Э. Баумана, направленных на сохранение здоровья здоровых, создание условий для здорового образа жизни, а также профилактику СЗЗ в студенческой среде. Создание научной школы обеспечит разработку современных инновационных здоровьесберегающих технологий в образовательной среде. На основе научных разработок будут созданы обучающие программы как для студентов, так и для специалистов, проходящих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, задействованных в работе по профилактике СЗЗ и формированию здорового образа жизни молодежи. Реализация социально значимой программы позволит улучшить качество жизни студентов и работников университета, что обеспечит повышение конкурентоспособности выпускников МГТУ им. Н.Э. Баумана на рынке труда. Объективная оценка эффективности программы будет базироваться на единой во всех профилактических звеньях первичной информационной базе и оцениваться по четырем критериям: 1. Организационная эффективность (ОЭ) Коэффициент охвата студентов здоровьесберегающими технологиями: , где ОС - количество студентов различных курсов МГТУ им. Н.Э. Баумана, охваченных здоровьесберегающими технологиями; n - количество студентов в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Коэффициент участия структурных подразделений: , где СП - количество структурных подразделений, реально участвующих в оздоровительном сопровождении учебного процесса; n - количество структурных подразделений в МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2. Методическая эффективность (МЭ) Коэффициент соблюдения методологического стандарта: , где åМ - реальное количество методик, реализуемых в каждом из структурных подразделений, МС - методологический стандарт (вся совокупность методик, составляющих здоровьесберегающие технологии). 3. Коэффициент взаимодействия структурных подразделений: , где СП1 - структурные подразделения, реально участвующие в реализации Программы, СП2 - структурные подразделения, не участвующие в Программе, nСП - общее число структурных подразделений в МГТУ им. Н.Э. Баумана. 4. Практическая эффективность (динамика общественного здоровья студентов: количество суицидов, передозировок наркотиков, фактов преступного поведения, алкоголизма и токсикомании, депрессивных состояний, медицинская статистика хронической заболеваемости) Показатель динамики здоровья студентов: , где X - число студентов с положительной динамикой здоровья (по группам здоровья), Y - число студентов с отрицательной динамикой (изменением групп здоровья), n - число студентов, состоящих под наблюдением. В основе единой информационной базы Программы предполагается создание локальной сети, позволяющей осуществлять в рамках учебного процесса социально-психологический скрининг и мониторинг 100% cтудентов-первокурсников и до 80% студентов старших курсов и аспирантов. Это позволит вырабатывать мотивированные персональные рекомендации по переводу студентов на индивидуальный график обучения (индивидуальную реабилитационную программу), давать рекомендации по профессиональной пригодности по окончании обучения по программам бакалавриата и перехода на более высокие ступени обучения (инженер, инженер-исследователь, магистратура). Предполагаемая эффективность программы позволит, сохранить и укрепить здоровье студентов, снизить их заболеваемость на 30%, снизить обращаемость за медицинской помощью на 25%, снизить количество академических отпусков на 40%, повысить психосоциальную устойчивость студентов, повысить успеваемость в учебном процессе, снизить количество отчислений студентов на 20%, снизить суицидальную статистику, эффективно осуществлять профилактику СЗЗ. Фундаментальная профессиональная подготовка и воспитанные личностные качества (культура здоровья) студентов-выпускников МГТУ им. Н.Э. Баумана позволят повысить их конкурентные преимущества на рынке труда. Контрольной группой будет являться медицинская статистика студенческих поликлиник. Глоссарий Аддиктивное поведение обучающихся - это одна из форм социальной дезадаптации и рискованного поведения детей, которая характеризуется стремлением уйти от реальности, достичь психологического комфорта посредством приема психоактивных веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности в целях достижения необходимого комфорта посредством изменения трудной жизненной ситуации. Девиантное поведение (также социальная девиация) - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Дезадаптация - какое-либо нарушение адаптации, приспособления организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Здоровье (ВОЗ) - это состояние физического, психического (ментального) и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и врожденных дефектов организма. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде высшей школы - система мер по охране и укреплению здоровья студентов, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье данной группы лиц. Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Коррекция отклоняющегося поведения - система воспитательных, исправительных и других мер, направленных на приведение такого поведения в соответствии с нормой. Наркомания - болезненное состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настоятельной потребностью в повторном многократном употреблении психоактивных средств, принимающей форму неопределимого влечения. В международной классификации болезней (МКБ-10) наркомания - это «психические поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ». Образовательная среда - система условий, влияющих на формирование личности, а также совокупность содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для саморазвития обучающихся. Отклоняющееся поведение - отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. Патриотическое воспитание - формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности подрастающего поколения, которые проявляются в любви к Родине, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Социально значимые заболевания - заболевания, обусловленные преимущественно социально-экономическими условиями, приносящие ущерб обществу и требующие социальной защиты человека. Это заболевания, имеющие способность к эпидемическому и пандемическому распространению, обладающие высокой заразностью и смертностью. К ним в том числе относятся ВИЧ/СПИД, наркомания, психические расстройства и расстройства поведения (суицид, маниакальность, необоснованная агрессивность). Социально-психологическая дезадаптация - это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям. Социально-психологическое тестирование обучающихся в образовательных организациях - форма оценки их личностных особенностей и психологических установок с целью определения процентного соотношения респондентов с отклоняющимися и зависимыми формами поведения, которые могут быть отнесены к группе риска (немедицинское потребление наркотиков и психоактивных веществ) к общему числу обучающихся.