Publication text
(PDF):
Read
Download
На современном этапе реформирования экономических основ государственной политики в обществе происходят связанные с этим глубинные демографические и социальные изменения. В первую очередь это отражается на психологическом благополучии детей и молодежи, что приводит к саморазрушающим тенденциям в их среде, которые в том числе проявляются в аддиктивном (зависимом) поведении от психоактивных веществ или деструктивных молодежных субкультур. Как отмечается в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761, «…низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям, что свидетельствует о недостаточной социализации детей и молодежи, и представляет собой важное направление формирования личности и ее адаптации к жизни в обществе». В этом процессе значимая роль принадлежит образованию как основному социальному институту общества. Эффективности решения поставленных задач способствует создание в каждой образовательной организации безопасной среды для всех субъектов образовательного процесса. Безопасность - это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество. Безопасность и комфортность предполагают создание системы психологического сопровождения развития обучающихся в условиях образовательной организации, предоставление им качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи; профилактику агрессии и жестокости, урегулирование конфликтов; специальную работу с педагогами по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Известно определение образовательной среды как системы условий, влияющих на формирование личности, а также совокупность содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для саморазвития обучающихся (В.Я. Ясвин). В рамках рассматриваемой проблемы безопасная образовательная среда является одним из механизмов достижения безопасности образования и фактором самоактуализации субъектов образовательного процесса. К основным угрозам безопасности образовательной среды можно отнести следующие: - психологическое насилие в процессе взаимодействия субъектов образовательной среды - физическое, психическое, духовное воздействие на обучающегося, которое понижает его жизненный статус, причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия; - непризнание обучающимся высокой значимости образовательной среды образовательной организации для себя; - отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех субъектов образовательной среды; - отсутствие системы психологической помощи в образовательной организации; - эмоциональное выгорание педагогических работников образовательной организации. Коллективный субъект взаимодействия, то есть осознающий (сознательный) участник процесса создания безопасной среды, в высшем учебном заведении представлен в лице административно-управленческого, профессорско-преподавательского и студенческого коллективов. Целенаправленность коллективного субъекта взаимодействия - это стремление к основной общественно значимой цели - созданию безопасной среды в образовательной организации, в которой обеспечены организационно-педагогические условия для сохранения, укрепления здоровья обучающихся, профилактики их аддиктивного поведения, устранения угроз безопасности. Сформированная безопасная среда в образовательной организации позволит полноценно удовлетворить потребности развития, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. Такая среда формируется за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического и социального благополучия субъектов образовательной среды, образующих коллективный субъект взаимодействия. Мотивированность как свойство коллективного субъекта взаимодействия представляет активное, заинтересованное и действенное отношение к процессу формирования безопасной среды в образовательной организации. Основным параметром мотивированности коллективного субъекта взаимодействия в данной деятельности рассматривается уровень включенности его членов в процесс взаимодействия. Важнейшим свойством коллективного субъекта взаимодействия является его структурированность, которая означает четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав и ответственности между членами коллектива. Согласованность коллективного субъекта взаимодействия означает упорядоченность, собранность, подчиненность определенному порядку выполнения совместной деятельности, способность действовать в соответствии с заранее установленным планом. Интегральным свойством коллективного субъекта взаимодействия является его результативность, которая означает способность достигать положительного итога. В результативности в виде показателей конкретных продуктов деятельности фокусируются определенные уровни развития свойств коллектива. Таким образом, можно сформулировать следующие условия формирования безопасной образовательной среды: - активное целенаправленное профессиональное влияние педагогических работников на формирование безопасной образовательной среды, основанное на гуманистических принципах образовательного процесса; - адресная помощь обучающемуся в решении актуальных задач жизнедеятельности, а также социализации в условиях образовательной организации (затруднения, личностные и межличностные проблемы, проблемы социально-эмоционального характера, проблемы с выбором видов деятельности и т. д.); - предупреждение возникновения отклонений в поведении обучающихся, профилактика аддиктивного поведения, в том числе наркопотребления, профилактика вредных привычек; - эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации, профилактика суицида; - повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, административно-управленческого персонала, родителей, а также самих обучающихся, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации. Анализ признаков, характеризующих целенаправленное взаимодействие, и свойств коллективного субъекта позволяет сделать следующие выводы: - главным отличительным признаком совместной деятельности являются различного рода взаимодействия директора, заместителя (-лей) директора, педагогических работников, психологов и родителей обучающихся; - уровень развития свойств коллективного субъекта взаимодействия в целом определяет успешность целенаправленной деятельности. Весьма важным является вопрос о разработке механизма реализации вышеперечисленных условий, то есть механизма перевода целей из области теоретического сознания субъекта в область его практической деятельности. По существу, речь идет об обосновании работоспособных технологий практических действий коллективного субъекта в условиях целенаправленного взаимодействия - создания безопасной среды в образовательной организации. Для уяснения роли, характера, места и взаимосвязей отдельных педагогических технологий деятельности коллективного субъекта взаимодействия по формированию безопасной среды в образовательной организации целесообразно рассматривать их не изолированно друг от друга (что вполне может составить предмет самостоятельного исследования), а в их взаимообусловленности и взаимовлиянии. Системный подход при формировании безопасной среды в вузе должен обеспечивать целостное представление о благополучии обучающихся и наполнять конкретным содержанием педагогические технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, а также профилактику их отклоняющегося поведения; помочь ответить на вопрос: как и по каким направлениям следует их реализовывать; определить основные задачи, к которым относятся: - исследование влияния традиционной структуры и формы организации учебного процесса на здоровье обучающихся; анализ психофизиологических возможностей студентов в отношении предъявленных требований усвоения объема учебной нагрузки как в условиях рассредоточенного (комплексного) распределения программного материала, так и при использовании концентрированного варианта образования; - создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, обеспечивающих: 1) психическое благополучие и комфорт учащихся посредством гуманизации и демократизации образовательно-воспитательного процесса; 2) переведение традиционной (в основном информативно-объемной) системы образования в технологию обучающей, интеллектуально-преобразующей, духовной, конструктивной, творческой деятельности; 3) разработка учебно-методического обеспечения. - реализация научной организации учебного труда, питания и досуга студентов; - создание максимально возможных санитарно-гигиенических условий; - включение студентов в осознанную деятельность по формированию культуры здорового образа жизни; - осуществление структурного преобразования в плане создания в высшем учебном заведении системы управления и мониторинга реализации деятельности по формированию безопасной среды; - создание систем переподготовки кадров, а также социальной и финансовой поддержки реализации деятельности по формированию безопасной образовательной среды; объединение усилий всех систем и подразделений учебных заведений, учреждений медицины и физической культуры; - обеспечение программными и учебно-методическими разработками по проблемам создания и функционирования безопасной образовательной среды и формирования культуры здорового образа жизни студентов; - развертывание опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы по моделированию и апробации здоровьесберегающих технологий; - осуществление психологического и медицинского сопровождения процесса образования в вузе; - создание информационно-компьютерного обеспечения для мониторинга социально-психологического благополучия студентов; - введение в образовательный процесс вуза обязательного гуманитарного курса по основам здорового образа жизни. В МГТУ им. Н.Э. Баумана с 1996 года ведется комплексная работа по формированию безопасной и здоровьесберегающей образовательной среды. На первом этапе осуществлялся мониторинг социально-психологического благополучия студентов и преподавателей вуза (состав сообщества: количество, социальное положение). На основе анализа было сделано заключение о том, на какие силы (опыт) студентов и преподавателей можно опираться при формировании безопасной среды вуза, что следует развивать, что необходимо корректировать. Становление безопасной образовательной среды осуществлялось на основе создания инновационных психолого-педагогических условий. Была разработана концепция формирования безопасной и здоровьесберегающей образовательной среды; найдены партнеры, которые были привлечены к решению поставленных задач (учреждения науки и культуры, вузы, реабилитационные и медицинские учреждения); изучен имеющийся в вузе опыт реализации деятельности по сохранению и укреплению здоровья студентов; проанализированы ресурсные возможности вуза (кадровые, научные, методические, материально-технические, финансовые), необходимые для реализации здоровьесберегающей деятельности в вузе; разработана система управления деятельностью по формированию безопасной образовательной среды, а также сохранению и укреплению здоровья студентов и профилактики их отклоняющегося поведения. Цель и задачи деятельности по формированию безопасной среды в вузе реализовывались через различные направления и комплекс целевых программ, разработанных по мере возникновения и определения приоритетов: - создание целостного механизма в системе профессиональных отношений по решению проблем сохранения, укрепления здоровья и профилактики аддиктивного поведения студентов; - систематическое отслеживание (мониторинг) состояния здоровья, проблем, интересов, запросов, ценностных ориентаций студентов и преподавателей, как основа планирования и реализации деятельности по формированию безопасной среды в вузе; - создание организационной структуры, реализующей здоровьесберегающие технологии в вузе и анализирующей эффективность их использования; - использование образовательно-воспитательного потенциала учебных дисциплин; - развитие системы традиций в вузе. Основными задачами второго этапа формирования здоровьесберегающей образовательно-воспитательной среды вуза являются отработка и закрепление достигнутого на первом этапе, создание базы для дальнейшего развития и получение внешнего признания разработанных здоровьесберегающих технологий. Второй этап формирования безопасной образовательной среды вуза связан с отработкой содержания деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, психолого-педагогическому сопровождению процесса обучения, по профилактике аддиктивного поведения студентов. Кризисы приспособления, переживаемые студентами первого года обучения, во многом определяются низким уровнем их саморегуляции, а также недостаточной сформированностью умений приспосабливаться к изменяющимся жизненным условиям. Следует отметить, что данный вид умений почти не формируется целенаправленно на этапе школьного образования, не уделяется достаточно внимания его развитию и в условиях профессионализации. Необходимо решать проблему адаптации студентов через создание соответствующих условий для функционирования совокупности психологических механизмов на когнитивном, эмоциональном, мотивационном и поведенческом уровнях личности с помощью разработки и применения в вузе здоровьесберегающих технологий. В настоящее время в вузе сформирована безопасная и здоровьесберегающая образовательная среда, где студенческий и преподавательский коллективы все чаще выступают как единой целое, как сообщество объединенных общей целью, деятельностью и общей ответственностью за благополучие субъектов образовательной среды вуза. Всякая система имеет свойство старения. При эффективном административном управлении безопасной образовательной средой механизмы ее обновления заложены внутри нее. Постоянный мониторинг благополучия студентов, анализ функционирования здоровьесберегающих технологий позволяют эффективно управлять и развивать безопасную образовательную среду вуза. Обновление системы осуществляется за счет инноваций при разработке здоровьесберегающих технологий, форм и методов психолого-педагогического сопровождения процесса обучения в вузе. Также необходимо отметить важность обмена опытом между вузами, различными государственными и общественными структурами по формированию и развитию безопасной образовательной среды в высшем учебном заведении, который может поднять на новый уровень реализацию этой деятельности с учетом требований очередного этапа реформирования системы образования, теоретических и методических подходов к психолого-педагогическому сопровождению студентов, результатов социологических исследований, а также имеющегося опыта и традиций образования и воспитания. В качестве приоритетных направлений развития безопасной образовательной среды вуза можно определить следующие: - сохранение и укрепление физического, психического и социального благополучия преподавателей и студентов; - совершенствование психолого-педагогического сопровождения процесса обучения в вузе; - развитие волонтерского студенческого движения в образовательной организации, которое позволяет обучающимся выступать в качестве активных субъектов формирования безопасной образовательной среды вуза; - расширение и развитие взаимодействия со всеми структурными подразделениями вуза по вопросам, касающимся сохранения и укрепления здоровья преподавателей и студентов; - развитие средств и форм психолого-педагогической поддержки процесса самопознания и самоопределения личности; - мониторинг проблем студенческой жизни; - организация научно-исследовательской деятельности студентов по проблемам молодежи; - оказание социально-психологической помощи социально незащищенным студентам (сиротам, инвалидам, студенческим семьям); - содействие в деятельности органам студенческого самоуправления; - поддержка творческой инициативы студентов; - организация спортивных и культурно-массовых мероприятий, досуговой деятельности студентов; - проведение работы по профилактике аддиктивного поведения; - поддержка студенческих отрядов по различным видам деятельности; - развитие системы информационного обеспечения социально-значимой деятельности в университете; - повышение эффективности взаимодействия с государственными и общественными структурами вне университета и с другими вузами по вопросам формирования безопасной образовательной среды.