Publication text
(PDF):
Read
Download
Учебно-воспитательный и образовательный процессы в МГТУ им. Н.Э. Баумана (далее - Университет) осуществляются в едином образовательном пространстве с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Руководство Университета уделяет самое пристальное внимание внедрению в учебно-воспитательный и образовательный процессы здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, так как здоровье студентов напрямую влияет на успеваемость. Особое внимание обращается на психическое здоровье обучающихся, формирование у них ценностей здорового образа жизни и организацию психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в целях создания психологически безопасной и комфортной образовательной среды. В этой связи с 1996 года в МГТУ им. Н.Э. Баумана создано структурное подразделение - Учебно-методический центр «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде» (УМЦ ЗТПН МГТУ им. Н.Э. Баумана), который входит в состав физкультурно-оздоровительного факультета (ФОФ). Кроме того, в состав ФОФ входят кафедры «Физическое воспитание» и «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура» (далее - «ЗЗТ и АФК»). Преподаватели и доценты кафедры «ЗЗТ и АФК» занимаются со студентами с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, освобожденными от практических занятий по физической культуре. В структуру УМЦ ЗТПН МГТУ им. Н.Э. Баумана входит Лаборатория психологической поддержки студентов (ЛППС). Задачами ЛППС УМЦ ЗТПН МГТУ им. Н.Э. Баумана являются: 1. комплексная социально-психологическая помощь студентам в процессе адаптации к образовательному процессу в Университете; 2. социально-психологическое тестирование обучающихся на кафедре «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура»; 3. оказание психологической помощи в процессе обучения студентам, имеющим трудности в освоении учебного материала; 4. диагностика состояний дезадаптации и проблем психического здоровья обучающихся; 5. психологическое консультирование и психологическая коррекция в трудных жизненных ситуациях; 6. участие в выполнении фундаментальных и прикладных научных исследований для создания и внедрения здоровьесберегающих технологий и первичной профилактики наркомании в учреждениях высшего профессионального образования и иных образовательных организациях, подведомственных Федеральному агентству по образованию, а также других заинтересованных министерств, ведомств и учреждений; 7. мониторинг социально-психологического благополучия студентов Университета, разработка и внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в образовательную среду; 8. разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления студентов в Университете, (здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии). С 2010 года в составе ЛППС УМЦ ЗТПН МГТУ им. Н.Э. Баумана функционирует Центр здоровья и психологической помощи студентам (далее - Центр здоровья). Расположен Центр здоровья в здании общежития студентов Бауманского университета (Госпитальный пер., д. 4/6). Основными задачами Центра здоровья являются: 1. психологическая профилактика трудных жизненных ситуаций, вызванных проблемами с успеваемостью обучающихся; 2. внедрение новых здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий; 3. пропаганда ценностей здорового образа жизни; 4. профилактика различных форм отклоняющегося поведения; 5. вовлечение студентов в дворовые виды спорта (уличный баскетбол, мини-футбол, бадминтон, настольный теннис, волейбол, фрисби и др.); 6. содействие волонтерскому антинаркотическому движению обучающихся «Здоровая инициатива» в организации мероприятий по формированию антинаркотического мировоззрения; 7. психологическая помощь и консультирование по проблемам психического здоровья. Студенты обращаются к психологам Центра здоровья по телефону доверия. На телефоне доверия установлен график дежурства психологов, которые сами могут оказать психологическую помощь и при необходимости могут записать студента с проблемой к другому психологу. Если проблема студента находится в запущенной стадии и психическое здоровье сильно подорвано, а сам студент уже не в состоянии управлять своими эмоциями, то специалист-психолог направляет такого студента на прием к психотерапевту. Расписание работы психологов можно посмотреть на сайте кафедры «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура»[1]. Кроме того, у каждого преподавателя и психолога Центра здоровья заведены индивидуальные страницы на официальном сайте МГТУ им. Н.Э. Баумана[2]. Каждый психолог на странице вывешивает всю актуальную информацию о себе как специалисте и график приема студентов, обращающихся за психологической помощью и поддержкой. В штате УМЦ ЗТПН МГТУ им. Н.Э. Баумана работает врач-психиатр, который оказывает психотерапевтическую помощь студенту и при необходимости может госпитализировать такого студента в кризисное отделение ГКБ №20 города Москвы, с которым у УМЦ ЗТПН есть договор о взаимодействии. В рамках стационарного обследования студент получает необходимую психотерапевтическую и психиатрическую помощь, а при необходимости специалист кризисного отделения рекомендует дальнейшее лечение или реабилитацию. На основании решения специалистов кризисного отделения студенту может быть предоставлен академический отпуск по болезни. По окончании академического отпуска студенту оказывается психологическая помощь и сопровождение для успешной адаптации к учебному процессу, которое осуществляют психологи Центра здоровья. Кроме того, администрация факультетов может попросить специалистов Центра здоровья или ЛППС в случае необходимости оказать психологическую помощь студентам. Такие студенты по направлению деканатов попадают на прием к психологам, которые в дальнейшем работают с проблемой при участии психологов, которые осуществляют психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности студента. Также друзья или подруги студента, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, могут обратиться за помощью к психологам, которые в свою очередь помогут обратившимся педагогически грамотно замотивировать такого студента самому обратиться за помощью. Психолого-педагогическое сопровождение обучения в Университете осуществляют специалисты УМЦ ЗТПН МГТУ им. Н.Э. Баумана и кафедры «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура». Психолого-педагогическое сопровождение обучения в Университете осуществляют специалисты УМЦ ЗТПН МГТУ им. Н.Э. Баумана и кафедры «ЗЗТ и АФК». Кроме того, специалисты ЛППС и Центра здоровья являются доцентами и преподавателями на кафедре «ЗЗТ и АФК», что повышает эффективность психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного и образовательного процесса в Университете. Специалисты-психологи постоянно участвуют в учебном процессе и знают особенности обучения студентов в Университете. Этот фактор позволяет оказывать психологическую помощь, проводить психологическую коррекцию и консультировать студентов с учетом знания реальных трудностей в обучении. На кафедре «ЗЗТ и АФК» проходят обучение студенты с первого по третий курс, имеющие ограничения возможностей здоровья и с особенными образовательными потребностями, освобожденные от практических занятий физической культурой. Для просвещения студентов по психологическим проблемам на базе Центра здоровья организована работа научного семинара «Живая психология». Семинары проходят еженедельно по четвергам в определенное заранее время, а всю информацию о семинарах (тематику, и кто проводит) можно узнать на сайте кафедры «ЗЗТ и АФК»[3]. Тематика семинаров определяется психологами, исходя из анализа проблем, с которыми сталкиваются студенты в процессе обучения в Бауманском университете. Вход свободный; кроме того, на семинары могут попасть и волонтеры ООД «Здоровая инициатива», записавшись заранее по телефону кафедры «ЗЗТ и АФК». Студенты волонтеры ООД «Здоровая инициатива», созданного Минобрнауки России на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана, занимаются пропагандой ценностей здорового образа жизни и профилактикой отклоняющегося поведения среди сверстников по принципу «равный-равному». Психологи Центра здоровья и педагоги кафедры «ЗЗТ и АФК» нередко вовлекают своих студентов в мероприятия, которые организуют волонтеры «Здоровой инициативы», так как в здоровьесберегающей деятельности проблемные студенты, общаясь со сверстниками, учатся сами решать свои проблемы и даже начинают помогать другим, используя свой личный опыт преодоления жизненных трудностей. Вся информация о деятельности ООД «Здоровая инициатива» своевременно вывешивается на сайте[4]. Задачами психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного и образовательного процессов являются своевременное выявление студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации, предупреждение развития проблем, оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, психологическая коррекция и психологическое консультирование в преодолении трудностей для успешного обучения. Основными принципами модели психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного и образовательного процесса в МГТУ им. Н.Э. Баумана являются: научность - использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик; системность - организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса; комплексность - совместная деятельность психологов и медицинских специалистов с профессорско-преподавательским и педагогическим составом, администрацией и родителями обучающихся в Бауманском университете по адаптации первокурсников к новым условиям обучения в вузе, оказанию психологической помощи и консультированию студентов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций; открытость - последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнерства, открытость мероприятий для педагогического состава и руководящих работников вуза; технологичность - использование современных форм, методов и технологий, интерактивной стратегии в работе со студентами «группы риска» и теми, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Для достижения цели решаются следующие задачи: 1. психолого-педагогическая диагностика и выявление студентов с ослабленным психоэмоциональным состоянием; 2. разработка и внедрение методик личностного роста студентов в условиях образовательной среды Университета; 3. разработка и внедрение программ повышения у студентов мотивации к здоровому образу жизни и формирования антинаркотического мировоззрения; 4. психолого-педагогическая адаптация к новым условиям обучения в Университете; 5. оказание экстренной психологической помощи студентам, обратившимся в Лабораторию психологической поддержки студентов за помощью; 6. взаимодействие с администрацией факультетов в своевременном направлении студентов в Лабораторию психологической поддержки студентов для психолого-педагогической коррекции психического здоровья и консультирования; 7. взаимодействие с родителями (иными законными представителями) студентов с нарушениями психического здоровья и оказавшихся в трудной жизненной ситуации; 8. развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов; 9. оказание психологической помощи студентам в конфликтных ситуациях, решения которых они сами найти не могут; 10. психолого-педагогическая поддержка и консультирование в ходе преодоления проблем, связанных с неуспеваемостью или отставанием в учебном процессе; 11. вовлечение в социально-активную внеучебную деятельность; 12. формирование навыков позитивного коммуникативного общения. Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся в Университете 1. Профилактическое направление. Профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся; разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, деканату, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей студентов. Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем обучающихся: разработка и осуществление развивающих, здоровьесберегающих и здоровьеформирующих программ для обучающихся; выявление индивидуальных психологических особенностей студента, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; предупреждение возможных осложнений в связи с переходом обучения от среднего образования к высшему. 2. Диагностическое направление. Выявление особенностей психического развития обучающегося, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Диагностика может быть индивидуальной и групповой. 3. Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются обучающиеся или их родители (иные законные представители)). Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению. Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории обучающихся с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в Университете. 4. Развивающее направление. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении. 5. Коррекционное направление. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Направлено на уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала студента. 6.Просветительско-образовательное направление. Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Также приобщение педагогического коллектива, обучающихся и родителей (иных законных представителей) к психологической культуре. 7.Профориентационное направление. Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение делают процесс профессионального самоопределения обучающихся последовательным, осознанным и обоснованным. Кроме того, психолого-педагогическая поддержка и сопровождение направлены на обучение студентов навыкам управления своим психоэмоциональным состоянием, познания особенностей своей психической деятельности. Результатом психолого-педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к получению знаний по выбранной специальности, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.