Publication text
(PDF):
Read
Download
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации разработаны стратегия и основные направления развития образования до 2025 года. Государство в сфере образования должно обеспечить всестороннюю заботу о здоровье обучающихся. Специалистам образовательных организаций необходимо найти практические способы реализации заложенных в Доктрине принципов. В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия. В приказе госкомитета РФ по высшему образованию от 26.07.1994 № 777 говорится о том, что студенты, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий на длительный срок, зачисляются в специальное учебное отделение для освоения доступных им разделов учебной программы. С 1996 года в МГТУ им. Н.Э. Баумана работает учебно-методический центр здоровьесберегающих технологий и профилактики наркомании (УМЦ ЗТПН). В структуре УМЦ ЗТПН имеется Лаборатория психологической поддержки студентов (ЛППС). В 2012 году на базе ЛППС создан Центр здоровья и психологической поддержки студентов (далее - Центр), который располагается в студенческом общежитии. Основные цели Центра направлены на создание благоприятных психолого-педагогических условий обучения в вузе; укрепление психического и физического здоровья студентов; помощь в развитии личностного потенциала студентов; оказание психологической поддержки в трудных жизненных ситуациях. Здоровьесберегающие технологии - динамичная система разработки и реализации комплекса организационных, психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий, направленных на оптимизацию учебного процесса, воспитательную работу, досуговую деятельность, безопасность, социальную и психологическую поддержку студентов с целью сохранения, укрепления здоровья и профилактики их девиантного поведения [5]. Специалистами-психологами Центра разработаны и внедрены в работу здоровьесберегающие технологии: технологии обучения студентов здоровьесберегающей деятельности; формирование мотивационно-ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у студентов; скрининг и мониторинг их психического благополучия; выявление и дифференцирование отклоняющихся поведенческих реакций отдельных индивидуумов в коллективе (определение групп риска нарушений здоровья и девиантного поведения студентов); совершенствование рефлексивных умений студентов по сохранению и укреплению своего здоровья в процессе их профессионального обучения в вузе; интеграция учебной и внеучебной деятельности и др. [4, 6]. Приоритетными направлениями в работе Центра являются деятельность по проведению индивидуального и группового консультирования, а также поддержка обучающихся по эффективной адаптации к жизни и учебе в вузе. Задача работы специалистов-психологов состоит в медико-социально-психологическом сопровождении и обучении студентов здоровому образу жизни. Под здоровым образом жизни понимается образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Психологическое консультирование применяется как один из видов психологической помощи, отличительной чертой которого является опора психолога на резервные возможности психики самого клиента. Тенденции современного психологического консультирования в МГТУ им. Н.Э. Баумана нацелены на оптимизацию развития обучающегося, усовершенствование межличностных отношений. Консультирование выступает эффективным средством гуманизации отношений, устранения разрушительных источников психического напряжения. В последние годы в области психологического консультирования четко обозначилась тенденция выделения в качестве значимых для проведения консультативной беседы разного рода технологий. Ведется поиск частных техник и приемов работы психолога на разных этапах этого процесса. Под технологией психологического консультирования нами подразумевается совокупность приемов и средств, которые на каждом из этапов психологического консультирования применяет специалист-психолог для определения и правильного решения проблемы обучающегося, а также совокупность принципов, на основании которых строится им этот вид деятельности. Основные этапы психологического консультирования: - предварительный этап; - этап первичного приема для проведения консультации; - диагностический этап; - этап составления психологического заключения; - этап совместного анализа причин и способов разрешения проблемы; - заключительный этап. В основе технологий лежит оказание воздействия на обучающегося с помощью особым образом сформулированных вопросов консультанта (например, использование эффекта парадокса), практики акцентирования эмоциональных переживаний, применения уточняющих и углубляющих формулировок, приема активного слушания, различных форм перефразирования и интерпретации слов клиента [1]. На индивидуальные консультации приходят студенты, обучающиеся на кафедре «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура», освобожденные от занятий физкультуры в связи с ограничениями по здоровью. Также к специалистам-психологам Центра обращаются руководители факультетов с просьбами оказать психологическую помощь обучающимся. Многие студенты звонят по телефону доверия за психологической поддержкой. При работе с обучающимися специалисты-психологи опираются на психокоррекционную программу, разработанную специалистами Центра. Для проведения индивидуальных консультаций были определены следующие цели: - совершенствование способностей обучающихся устанавливать и поддерживать взаимоотношения; - научение изменению поведения; - пробуждение желания и стремления к корректировке взаимоотношений с сокурсниками по учебе; - способствование раскрытию и развитию потенциальных возможностей консультируемого, помогающих нахождению новых возможностей решения проблем; - помощь обучающимся сориентироваться в собственных проблемах и найти выход из затруднительного положения. Процесс индивидуального консультирования начинается с диагностики на современном аппаратно-программном психодиагностическом комплексе «Мультипсихометр» с использованием тестовых методик, а также индивидуальной беседы со специалистом-психологом. Исходя из полученных результатов психологического исследования, с помощью которого выявляются особенности психического здоровья и индивидуальные свойства личности, специалист-психолог планирует индивидуально-коррекционную работу со студентом. Процесс индивидуального консультирования проводится как до проведения групповой работы, так и во время его проведения, и после окончания групповых консультаций. В процессе индивидуального и группового консультирования специалисты-психологи стремятся к возникновению уникального и динамического процесса, посредством которого один человек помогает другому использовать его внутренние ресурсы, для того чтобы расти в позитивном направлении, актуализируя индивидуальный потенциал для жизни, исполненной смысла. Уникальность этого процесса определялась рядом характеристик: - отношения, установленные между консультантом и консультируемым, скорее эмоциональные, чем познавательные; - конфиденциальность; - формирование доверительных отношений; - отношения помощи основаны на честности и открытом, прямом общении. При индивидуальном консультировании обучающихся специалисты Центра стараются избегать ошибок или барьеров консультирования, которые мешают эффективному результату: предоставление советов; предложение готового решения; морализирование и проповедь; анализ и постановка диагноза; оценка или критика; утешение. Во время консультирования одним из методов воздействия является молчание или пассивное слушание, для того чтобы обучающийся глубже погрузился в свои мысли и чувства и обдумывал значение того, что выяснилось в течение встречи. Среди механизмов коррекционного воздействия наиболее эффективными в работе себя показали: гармонизация травмирующих переживаний; облегчение гнета психологических проблем; поиск нового ракурса видения проблемы; переоценка ценностей; помощь себе, помогая другим; жить «здесь и теперь»; организация ситуаций высокого накала; рефлексивное зеркало; переосмысление прошлого опыта; дифференцирование своих и «чужих» проблем. В отличие от индивидуальных консультаций, на которые обращаются студенты, имеющие внутриличностные проблемы, на групповые консультации приходят обучающиеся с проблемами межличностного характера. На наш взгляд, групповое консультирование имеет ряд преимуществ, но не обязательно подходит для всех обучающихся. Одно из преимуществ - это возможность консультирования сразу группы за единицу времени. Еще один аргумент в пользу группового консультирования в нашей работе - это то, что многие психологические проблемы обучающихся имеют межличностную природу, и групповое консультирование обеспечивает возможность проработать эти межличностные проблемы в социальном окружении. Условия группы дают студентам - участникам группового консультирования возможность узнать, что другие тоже имеют проблемы, и по мере того, как они делились своими проблемами в группе, рос уровень доверия, который приводил к близкому контакту между членами группы. Еще один важный положительный момент группового консультирования - это то, что участники группы не только получают помощь от консультанта, но и от других членов группы. Групповые консультации проходят в специально оборудованной комнате, которая предназначена для релаксирующих занятий, рефлексотерапии. Помещение оснащено самым современным оборудованием, аудиовизуальным комплексом «Диснет», в котором имеются специальные программы, направленные на совершенствование навыков саморегуляции, расслабление, снятие стресса, развитие внимания, на помощь при борьбе с различными зависимостями. После проведения индивидуальных и групповых консультаций у обучающихся улучшаются взаимоотношения с одногруппниками и раскрываются способности к самостоятельному решению жизненных проблем, а также облегчается процесс адаптации к обучению в вузе. В результате работы Центра здоровья специалисты-психологи помогают обрести душевное спокойствие и равновесное состояние многим студентам.